УДК 372.8 ББК 74.202
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-ЛИНГВИСТАМИ
КОНЦЕПТА «МИЛОСЕРДИЕ»
Н.В. Макшанцева, кандидат филологических наук, профессор, зав. кафедрой стилистики русского языка и культуры речи, ученый секретарь ученого совета НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, (8312) 36-15-75
В статье представлены оценочные значения лингвокультурного концепта «милосердие». По известным в лингвистической науке этимологическим словарям выявлена внутренняя форма, определяющая развитие системы значений ядерной лексемы. Описана сложившаяся на сегодняшний день система лексических средств, репрезентирующих концепт «милосердие». На основе различных типов дискурсов -художественного, публицистического, СМИ - рассмотрены «приращения» смыслов в русском языковом сознании. В статье учитывались результаты ассоциативного эксперимента, проведенного в студенческой аудитории.
Ключевые слова: педагогические условия, лингвистика, концепт «милосердие».
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT BY STUDENTS-LINGUISTS
THE CONCEPT "MERCY"
Makshantseva N.V.
The article in question presents evaluative meanings of "compassion", a linguistic and cultural concept. The inner form determining the development of the nuclear lexeme's system of meanings was discovered with the use of linguistically authoritative etymological dictionaries. The currently existing system of lexical means representing the concept of "compassion" was described. Sense augments in the Russian language perception were considered on the basis of different types of discourse: fiction, publicistic, mass media. The article takes into account the results of the association experiment conducted in a group of students.
Keywords: pedagogical conditions, linguistics, the concept "mercy".
Необходимость концептуального описания языковых единиц вызвана возросшим интересом исследователей не просто к изучению функционирования языка, но и его активной социальной роли в человеческом обществе. Концепт «милосердие» отвечает представлениям о тех смыслах, которые отражают оценочные свойства личности: милости, сострадания, жалости, любви, доброты, представляющие собой прототипические единицы семантических полей лексемы.
Актуальность такого описания лексемы «милосердие» определяется оценочным значением как способом ценностной ориентации и выражения стратегии использования лексемы в суждениях, мнениях о поведении человека. Опорой смысловых значений лексемы «милосердие» является ее внутренняя форма.
Слово «милосердие» заимствовано из старославянского языка. Ст.-сл. милосердие образовано с помощью суффикса и] от именного прилагательного милосрьдъ - 'жалостливый' и является словообразовательной калькой латинского misericordia -'сожаление, сострадание, жалость'. Прилагательное милосрьдъ - калька латинского прилагательного misericordia, которое является сложением miser -'достойный сожаления, милости' и сот, род пад. ед. числа cordis - 'сердце' [1, 266].
По данным этимологических словарей [2, с. 187] русская основа «мил» восходит к единому индоев-
ропейскому корню mei - (с которым, по мнению Раска, можно также сблизить греческое cpiXod) [3, c. 622], санскритское mayas — 'отдых, удовольствие', латинское munus — 'дар, одолжение, милость' и mitis — 'кроткий, мягкий', древнеиранское min — 'кроткий, нежный', персидское mitir — 'солнце, любовь', новогреческое: /usixioo — 'кроткий, мягкий, нежный', древнегреческое: msiÄiov — 'приятный дар' и пр. Однако наиболее явные соответствия прослеживаются в балто-славянских языках [4, с. 532] Литовские mylas 'милый', myleti 'любить', meile 'любить', латышские mils 'милый', mila 'любовь', mllet 'любить', украинские милий, милiсmь, милувати, болгарские мил, милость, польское mily и пр.
Ключевые оценочные поля в русском языке в свою очередь дифференцируются на составляющие их единицы. Милосердие представлено лексемами «милость» и «милосердный». Милосердный рассматривается как «божественная сущность»: Да сохранит Вас милосердный Бог От всяких дрязг, волнений и тревог. И от бессонницы ночной.
(Ф. Тютчев)
«Дар», пожертвование, подаяние оценивается как эмоциональная реакция индивида на несчастных, падших людей.
«У ворот монастырских была другая картина: несколько нищих и увечных ожидали милости бо-
гомолов» (М. Лермонтов).
Сострадание - как нравственная категория: подлинное сопереживание, печаль при виде бедствия, гибели, вреда человека, этого не заслуживающего, истинная справедливость.
Жалость, любовь, доброта характеризуют человека, погруженного в сферу чувств, отношений с другими людьми. Жалость, с одной стороны, - высокая ценность, основа альтруизма, отзывчивость: «сердце не камень», с другой - презренный вид малодушия (жалость к самому себе) или уничижение (не жалеть... не унижать его жалостью...) и обман (ложь) из жалости (он поет ложь из жалости).
«Любовь» в то же время оценивается как «божественное» начало, сочувствие, готовность разделить одиночество (Люби ближнего твоего как самого себя).
«Доброта» - благодеяние (делать благо-добро), милосердие - это активная доброта, помощь, милостыня.
На сегодняшний день в русском языке широко употребительна лексема «благотворительность» и производное прилагательное «благотворительный»: «. восстанавливается очищенное от всех наслоений первоначальное значение, заключённое в словах «благо» и «творить»: творю благо, делаю хорошее, полезное дело. И именно в таком первородном гражданском гуманном звучании употребляем мы и эпитет благотворительный: благотворительный вечер, концерт, лотерея» (Г. Капралов. - Правда. -1987. - 14 сентября).
Или: «В Московском академическом художественном театре имени Чехова состоялась встреча учредителей благотворительной акции милосердия...» (Известия. - 1997. - 24 октября).
В сознании носителей русского языка реалия «милосердие» представляется разветвлённой семантикой.
По заданию преподавателя студенты должны были собрать практический языковой материал, иллюстрирующий употребление основных лексем-репрезентантов концепта «милосердие». Были отобраны примеры из публицистического дискурса, средств массовой информации. Некоторые примеры взяты из текстов художественной литературы (М. Булгаков, Б. Окуджава, Е. Евтушенко и др.). Актуальный слой концепта выявлялся также свободным ассоциативным экспериментом.
Приемом сплошной оценки собранного студентами материала выделены факты употребления, близкие к определениям типа: «милосердие - это..., жалость - это ., доброта - это...».
На основе контекстов употребления основных лексем, представляющих концепт «милосердие» в толковых словарях, были выявлены смысловые его характеристики. Полученные смыслы оценивались
как с точки зрения соответствия их словарным дефинициям, так и с точки зрения «приращения» смысла в различных контекстах употребления. Графически отмечены смысловые группы в их семантических отношениях. Предметно-философские реалии оцениваются с позиции меры человека - истинность/мнимость. Милосердие как сущностная характеристика человека реализуется через любовь. Личностная качественная характеристика милосердия, в свою очередь, проявляется в доброте, сострадании, жалости, милости. Поскольку «милосердие» как базовый духовный концепт представляет собой также чувство, в нашей работе оно дифференцируется как врожденное и приобретенное. Содержание этого концепта в русской концептосфере как духовной ценности проявляется в нравственном и этическом аспектах.
Общественная значимость подразделяется на материальную и духовную.
Основными языковыми средствами, выражающими чувство милосердия, являются конкретные имена существительные (чувство, ценность) и отвлеченные существительные (доброта, справедливость, сострадание).
Оценочное значение милосердия выражается также относительными прилагательными (исключительный, деятельная, врожденная, этическое). Как правило, они несут качественные эмоциональные и эстетические характеристики. Нередко лексемы «милосердие», «благотворительность» являются сложными словами. В целом оценочные значения, передаваемые такими лексемами, отражают взаимодействие психологического, нравственного, а также коммуникативного аспектов оценки поведения человека. Формула милосердия включает, как минимум, два субъекта: «со-страдающего» и «страдающего» («В лад другой душа душе страдает» Д. Самойлов).
По совокупности языковых средств выражения концепта «милосердие», а также контекстов их употребления студенты получают целостное представление о содержании концепта в сознании носителей языка.
Литература
1. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т В. Шанская. - М., 1971.
2. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка в 3-х т. - Т. I. - М., 1910; Шанский Н.М. и др. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М., 2000.
3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х т. - Т. 2. - СПб., 1996.
4. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х т. - Т. I. -М., 1999.
Настоящее действенное милосердие (Д. Гранин). Подлинное сострадание (из работ студентов НГЛУ).
Показное сострадание, идущее не от сердца (из работ студентов НГЛУ).
«Один Дику ль милосердия» (о Владимире Дикуле, оказавшем помощь 3000 безнадежным инвалидам) («Известия». - 1998. - 24 сентября).
Милосердие - это любовь, возможная ко всем людям, в этом ее сила (из работ студентов НГЛУ).
Милосердие - это активная доброта.
Прежде всего, человек должен быть милосердным и добрым в глубине своей души (из работ студентов НГЛУ).
Милосердие - понятие, ставшее нам известным из библии, подразумевает... искреннее проявление доброты («Семья и школа». - 1991. - № 2). Крепость души человека - в добре. Я о милосердии говорю, - объяснил свои слова Воланд... Вы, судя по всему, человек исключительной доброты (М. Булгаков).
Милость - творящий милость движим чувством милосердия («Город и горожане». - 2005. - 15 марта).
Жалость - проявление милосердия (из работ студентов НГЛУ). Россия - это страна жалостливых людей. (НТВ 26.12.03)
Сострадание - сочувствие, вызванное чьим-либо несчастьем, сопереживание из милосердия (из работ студентов НГЛУ).
Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего («Нижегородский рабочий». - 2007. - 1 февраля).
Милосердие - деятельное сострадание (Евангельский словарь). И женщина, поникшая в беде, Бросается, забывши о развязке, На мышеловку сострадания... (Е.Евтушенко).