Научная статья на тему 'МИКРОИ МЕЗО-ФАКТОРЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ'

МИКРОИ МЕЗО-ФАКТОРЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диверсификация / непрерывное профессиональное образование / классификация субфакторов / интегрированное обучение / университет спортивного профиля / полифункциональный специалист / diversification / lifelong professional education / subfactors’ classification / integrative education / sports profile university / multifunctional specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурганов Рафис Тимерханович

В статье рассмотрен феномен «диверсификация» с позиции предоставления расширенных возможностей студентам-будущим учителям физической культуры в сфере образовательных услуг. В статье анализируется феномен «непрерывное профессиональное образование» как результат положительной самоорганизации личности, а также как «точка роста» для преодоления затруднений в учебе и спортивной деятельности. Целью исследования является уточнение факторов, позитивно влияющих на диверсификацию непрерывного профессионального образования и определение их содержания. К используемым методам относятся как традиционные методы (системный анализ, сравнительный анализ, группировка, обобщение), так и методы, применяемые непосредственно в данном исследовании, — контент-анализ и изучение интегрированного обучения методом «включенного» наблюдения и руководства. Результатом нашего исследования является классификация субфакторов, образующих единую систему микро-, мезои макрофакторов. Полученные результаты успешно внедряются в практику деятельности Поволжского ГУФКСиТ за счет развитой инфраструктуры Университета, компетентного педагогического состава и широкой сферы предоставляемых образовательных услуг. Автор статьи пришел к следующим выводам: диверсификация непрерывного профессионального образования — это преимущество конкурентоспособных университетов, к числу которых принадлежит данный Университет; диверсификация образования ориентирована на многоуровневость и полифункциональность, что реализуется при интегрированном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурганов Рафис Тимерханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICRO AND MEZZO FACTORS OF DIVERSIFICATION OF LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPORTS PROFILE UNIVERSITY

The phenomenon “diversification” is treated in the article from a stand point of granting expanded opportunities in the sphere of educational services for students — future teachers of physical culture. The phenomenon “lifelong professional education” is analyzed in the article both as a result of positive command of personality’s self-organization and as a “growth point” for overcoming difficulties in the course of study and sport activity. The aim is specification of the factors which are positively influencing on diversification of lifelong professional education and determination of their content. The used methods are both traditional methods (system analysis, comparative analysis, grouping, generalization), and the methods, applied directly in this research, — content analysis and studying the integrated training by method of the "included" observation and supervision. The result of our research is the classification of the subfactors, forming an integral system, comprising micro-, meso-, and macro factors. The obtained results are being applied into practice of Volga region state university of physical culture, sport and tourism, while there is the developed infrastructure of the University, a competent teaching staff, and the expanded sphere of educational service. The article author came to the following conclusions: diversification of lifelong professional education is an advantage of the competitive universities, comprising the mentioned university, while diversification is aimed at multilevelness and multifunctionality which are implemented at the integrated training.

Текст научной работы на тему «МИКРОИ МЕЗО-ФАКТОРЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ»

Научная статья УДК 378.09 © Р. Т. Бурганов DOI: 10.24412/2225-82642024-2-799

Ключевые слова: диверсификация, непрерывное профессиональное образование, классификация субфакторов, интегрированное обучение, университет спортивного профиля, полифункциональный специалист

Keywords: diversification, lifelong professional education, subfactors' classification, integrative education, sports profile university, multifunctional specialist

МИКРО- И МЕЗО-ФАКТОРЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Бурганов Р. Т.1

Аннотация. В статье рассмотрен феномен «диверсификация» с позиции предоставления расширенных возможностей студентам-будущим учителям физической культуры в сфере образовательных услуг. В статье анализируется феномен «непрерывное профессиональное образование» как результат положительной самоорганизации личности, а также как «точка роста» для преодоления затруднений в учебе и спортивной деятельности. Целью исследования является уточнение факторов, позитивно влияющих на диверсификацию непрерывного профессионального образования и определение их содержания. К используемым методам относятся как традиционные методы (системный анализ, сравнительный анализ, группировка, обобщение), так и методы, применяемые непосредственно в данном исследовании, — контент-анализ и изучение интегрированного обучения методом «включенного» наблюдения и руководства. Результатом нашего исследования является классификация субфакторов, образующих единую систему микро-, мезо- и макрофакторов. Полученные результаты успешно внедряются в практику деятельности Поволжского ГУФКСиТ за счет развитой инфраструктуры Университета, компетентного педагогического состава и широкой сферы предоставляемых образовательных услуг. Автор статьи пришел к следующим выводам: диверсификация непрерывного профессионального образования — это преимущество конкурентоспособных университетов, к числу которых принадлежит данный Университет; диверсификация образования ориентирована на многоуровневость и полифункциональность, что реализуется при интегрированном обучении.

'Бурганов Рафис Тимерха-нович — доктор экономических наук, доцент, ректор, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Россия, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35)

E-mail: hard@inbox.ru ORCID: 0000-0002-89430781

Поступила в редакцию: 25.05.2024

MICRO AND MEZZO FACTORS OF DIVERSIFICATION OF LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPORTS PROFILE UNIVERSITY

Raphis T. Burganov

Doctor of Economic Sciences, Associate professor, Volga region state university of physical culture, sports and tourism

Abstract. The phenomenon "diversification" is treated in the article from a stand point of granting expanded opportunities in the sphere of educational services for students —future teachers of physical culture. The phenomenon "lifelong professional education" is analyzed in the article both as a result ofpositive command ofpersonality's self-organization and as a "growth point" for overcoming difficulties in the course of study and sport activity. The aim is specification of the factors which are positively influencing on diversification of lifelong professional education and determination of their content. The used methods are both traditional methods (system analysis, comparative analysis, grouping, generalization), and the methods, applied directly in this research, — content analysis and studying the integrated training by method of the "included" observation and supervision. The result of our research is the classification of the subfactors, forming an integral system, comprising micro-, meso-, and macro factors. The obtained results are being applied into practice of Volga region state university of physical culture, sport and tourism, while there is the developed infrastructure of the University, a competent teaching staff, and the expanded sphere of educational service. The article author came to the following conclusions: diversification of lifelong professional education is an advantage of the competitive universities, comprising the mentioned university, while diversification is aimed at multilevelness and multifunctionality which are implemented at the integrated training.

Введение

В современных условиях прослеживается много-уровневость этапов подготовки учителей физической культуры, а также многопрофильность подготовки педагогических кадров в университетах спортивного профиля. Тема непрерывного профессионального образования особенно актуальна для будущих учителей физической культуры, поскольку они раньше всех начинают интегрироваться в спортивно-соревновательную деятельность, так как, в основном, склонность к занятиям физической культурой и спортом проявляется у них в возрасте 7-8 лет. К моменту поступления в спортивный вуз их стаж участия в спортивно-соревновательной деятельности составляет, в среднем, 10 лет.

В энциклопедическом словаре-справочнике «Профессиональное образование» авторы-эксперты в области профессионального образования приводят следующее определение понятию «диверсификация образования»: «широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления» [1, c. 75].

Мы согласны с такой трактовкой понятия «диверсификация», которое выведено на основе понятийно-терминологического анализа, предложенного в докторском исследовании К. Н. Пружинина. Он отмечает, что диверсификация в образовании заключает в себе такие понятия, как «модернизация образования; преемственность этапов образовательных программ; последовательность; управление изменениями и контроль за ними» [2, c. 119]. Соответственно, благодаря диверсификации в образовании можно достичь системности в обучении и проследить логику поэтапного становления специалиста спортивного профиля.

Интересным для нашего исследования является понятийно-терминологический анализ феномена «диверсификация», предложенный в исследовании Н. В. Лебедевой и О. И. Дониной. Они определили сущностные характеристики данного понятия, среди которых наиболее значимые «многоуровневость, инновацион-ность, полифункциональность, практико-ориентиро-ванность» [3, c. 27]. Следовательно, важны не только преемственность этапов подготовки специалистов, но и многообразие образовательных возможностей внутри каждого этапа подготовки.

Предложено, что непрерывное профессиональное образование — это не только основа для самосовершенствования и саморазвития в сфере здорового образа жизни, но и «точка роста» — обязательность профессионального развития.

Научная позиция отечественных исследователей в сфере физической культуры и спорта (Р. Т. Бурганов, Б. А. Акишин, Г. А. Закиров, Р. А. Юсупов) [4] относительно непрерывного профессионального образования четко представлена в их публикациях, она разделяется также и международными экспертами-исследователями (F. J. Milan, G. O. Farias) [5] в том, что студент быстрее обучается, если есть непосредственный контакт с преподавателем, и он — социально активен и коммуникабелен.

Значимый вклад в развитие научной мысли в сфере диверсификации образования в области физической культуры и спорта вносят представители существующих в Поволжском ГУФКСиТ научных школ. В частности, классифицированы модели и типы диверсификации, модели профессионального развития в зависимости от формируемых профессиональных компетенций и выделено психолого-педагогическое сопровождение их внедрения в данном вузе. Так, в контексте профессионально-педагогической модели формируются hard-skills, в ходе реализации социально-педагогической модели развиваются soft-skills у преподавателя вуза, личностно-ориентированная модель предполагает акцент на совершенствование self-skills (само-компетенций) у обучающихся [6].

Несомненно, стремление будущих учителей физической культуры развиваться в данной сфере, в большей степени обусловлено не только внутренней потребностью личности сохранить и укрепить свое здоровье, но и передавать накопленный опыт в сфере здоровьесбе-регающих технологий обучающимся. Отметим, что ускорение темпа жизни и развитие цифровых технологий в сфере физической культуры также являются мотиваторами к личностно-профессиональному росту и развитию для учителей физической культуры, включая и будущих учителей, для которых одним из значимых факторов является мотивация успеха и достижений в спортивно-соревновательной деятельности.

Цель исследования — уточнить факторы, позитивно влияющие на диверсификацию непрерывного профессионального образования, и определить их содержание.

Материалы и методы

Ведущий подход нашего исследования — системный подход. Применительно к непрерывному профессиональному образованию системный подход можно рассматривать как построение «вертикали» образовательных организаций спортивного профиля, которые интегрированы в спортивный кластер. Сущность спортивного кластера заключается в том, что элементы системы взаимодополняют друг друга, при этом реформирование одного звена системы ведет к качественной трансформации всего кластера. Уточним, что системный подход предполагает возможность целостного рассмотрения проблемы непрерывного профессионального образования, благодаря которому можно определить «реперные точки» проектирования физического воспитания.

Диверсификация является обще-дидактическим принципом при проектировании системы непрерывного профессионального образования, поскольку благодаря диверсификации форм обучения и вариативности обучающих программ и курсов можно создать условия для индивидуализации образовательного маршрута студентов.

Помимо традиционных методов (системный анализ, сравнительный анализ, группировка, обобщение), применяемых в педагогических исследованиях, был использован метод контент-анализа, а также «вклю-

ченное наблюдение» и управление организацией процесса обучения в Поволжском ГУФКСиТ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Основываясь на результатах исследований, проведенных ранее в университете, а также используя результаты собственных исследований последних лет, было уточнено содержание трех групп факторов, которые позитивно влияют на диверсификацию непрерывного профессионального образования (НПО) (табл. 1).

Отметим, что классификация факторов осуществлялась в соответствии с масштабностью источника воздействия на педагогическую систему и ее трансформационными возможностями. Так, макрофакторы сопоставимы с «исходными» факторами, т.е. факторами, влияющими на глобальную трансформацию социально-экономической жизни российского общества и мирового сообщества. Мезофакторы соотносятся с «непосредственными» факторами, которые предполагают активность социальных институтов, благода-

Таблица1

Содержание факторов, позитивно влияющих на диверсификацию непрерывного профессионального образования

Непрерывное профессиональное образование Микрофакторы (воздействуют на деятельность образовательной организации) Мезофакторы (влияют на российское педагогическое сообщество и на общество, в целом) Макрофакторы (оказывают влияние на систему НПО в глобальном масштабе)

Содержание субфактора 1 Профессиональная устойчивость (ПУ) к педагогической профессии. ПУ предполагает акцент на способность личности к самодисциплине и самоконтролю. Основная идея субфактора 1: Если у преподавателя сформированы самообразовательные компетенции, то он имеет склонность к непрерывному саморазвитию и самообразованию как интегральной части непрерывного профессионального образования Обновление реестра профессий (см. Атлас новых профессий 3.0 [7]. Профессии быстро устаревают или наполняются новым содержанием и обновлением компетенций ввиду высокого темпа жизни. Основная идея субфактора 1: Если возникают новые профессии в сфере образования (фасилитатор, коуч, тьютор и т.д.), то по ним требуется специальная переподготовка. Она может осуществляться в рамках непрерывного профессионального образования. Влияние российских и международных трендов на систему непрерывного образования. Наиболее сильное воздействие оказывает тренд «Образование в течение всей жизни». Основная идея субфактора 1: Влияние тренда «Образование в течение всей жизни» настолько весомо, что оно детерминирует характер и направленность непрерывного профессионального образования в России и в мире.

Содержание субфактора 2 Высокий уровень профессиональной компетентности педагогического состава. Он является следствием НПО. Высокая компетентность педагогического состава предполагает способность использовать интроспективные методы исследования. Основная идея субфактора 2: Высокая профессиональная компетентность преподавателя априори предполагает наличие у него стремления к личност-но-профессиональному развитию в контексте непрерывного профессионального образования Высокая конкуренция между вузами за право осуществлять подготовку/ переподготовку специалистов педагогического профиля. Участие в российских и международных рейтингах обусловило высокую конкуренцию в данной сфере. Основная идея субфактора 2: Если прослеживается конкуренция за право осуществлять переподготовку преподавателей, это свидетельствует о диверсифицированных образовательных маршрутах непрерывного профессионального образования Глобальные изменения в социально-экономической системе. Они приводят к реструктуризации системы высшего образования в соответствии с социальным заказом государства и Указами Президента страны. Основная идея субфактора 2: Если происходят изменения в социально-экономической системе, то внутри системы непрерывного профессионального образования также происходят значительные, педагогические трансформации

Содержание субфактора 3 Динамичное развитие образовательной организации, в целом. Основано на формирование ее человеческого капитала, который складывается из профессиональных активов каждого преподавателя и сотрудника университета. Основная идея субфактора 3: Если у образовательной организации высокий человеческий капитал, это свидетельствует о том, что ее сотрудники систематически повышают свою квалификацию в контексте НПО. Расширение спектра образовательных услуг для будущих и действующих педагогов. Это обусловлено вариативностью образовательных программ и элективных курсов. Основная идея субфактора 3: Если сфера образовательных услуг динамично расширяется, то у преподавателей есть возможность выбора содержания, форматов и качества предоставляемых услуг. Следовательно, прослеживается их диверсификация. Значимые научные достижения в социально-гуманитарной сфере. Они обусловливают наличие ценных инновационных практик в обучении и профессиональной подготовке будущих конкурентоспособных специалистов для сферы ФК и спорта. Основная идея субфактора 3: Если происходит стремительный научно-технологический прорыв, то это свидетельствует о необходимости модернизации всей системы НПО.

ря которой происходят позитивные изменения как в социальной жизни общества, так и в педагогическом сообществе. Микрофакторы сопоставимы с «опосредующими» факторами, которые определяют степень удовлетворенности возможностями непрерывного профессионального образования для отдельно взятых представителей педагогического сообщества.

Область применения результатов

Отметим, что в нашем Университете созданы все условия для реализации микрофакторов эффективной диверсификации непрерывного профессионального образования: сформированы экосистема и инфраструктура Университета, осуществляется регулярная переподготовка преподавательских кадров в сфере физической культуры и спорта, предложены комфортные условия преподавания и организации спортивной деятельности. Если рассматривать мезофакторы, реализуемые в Университете, отметим конкурентоспособность Поволжского ГУФКСиТ, что обусловлено высокой результативностью спортивных достижений студентов и выпускников вуза, а также их успехами в области социальной активности и проектной деятельности.

В Поволжском ГУФКСиТ есть еще одна перспективная отличительная особенность подготовки специалистов — интегрированное обучение. Иными словами, обучающийся осваивает основную образовательную программу по выбранной специальности, программу дополнительного профессионального образования (ДПО) по специальности «Безопасность жизнедеятельности», программу ДПО «Адаптивная физическая культура», программу ДПО «Педагог дополнительного образования». В результате, получается мультифунк-циональный специалист, который может работать с разными возрастными категориями лиц, а также с обучающимися разных групп здоровья и физического состояния.

Р. Т. Бурганов, С. И. Зизикова в своем исследовании системы дуального обучения как яркого примера диверсификации образования подчеркивают, что в Поволжском ГУФКСиТ создана «уникальная экосистема

подготовки научно-педагогических кадров» [8, с. 61], отличающаяся наличием четких этапов подготовки педагогических кадров спортивного профиля и их логической последовательностью. Это позволяет также рассматривать цель непрерывного физического воспитания не только как осознанный подход к занятиям физической культурой, но и как воспитание культуры здорового образа жизни. Российские и международные эксперты в этой области также постулируют данную цель физического воспитания [2, 4, 9, 10].

Выводы

Исходя из анализа литературы относительно феноменов «диверсификация» [1, 2, 3] и «непрерывное профессиональное образование» [4, 5], резюмируем:

1. Диверсификация непрерывного профессионального образования в вузе спортивного профиля предполагает наличие широкого спектра возможностей как для студентов-будущих учителей физической культуры, так и для молодых педагогов. Если у них развиты навыки самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля, то у них будет прослеживаться склонность к непрерывному профессиональному образованию и развитию.

2. Для учителей физической культуры особенно важно создать предпосылки для непрерывного профессионального образования, поскольку требования к профессиональной компетентности учителей физической культуры все возрастают. В создавшихся условиях альтернативным решением проблемы будет интегрированное диверсифицированное обучение, результатом которого является подготовка многопрофильного специалиста.

3. Авторский вклад в разработку теоретической части исследования — уточнение содержания субфакторов, позитивно влияющих на непрерывное профессиональное образование педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта.

4. Авторский вклад в ходе разработки практической части исследования краткое описание реализации диверсифицированного образования в Поволжском ГУФКСиТ.

Список источников

1. Мухаметзянова Г. В. Ибрагимов Г. И., Гильмеева Р. Х. и др. Энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование» в 2-х томах / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Т. I. Казань: ИПППО РАО, 2013. 432 с.

2. Пружинин К. Н. Диверсификация непрерывного профессионального физкультурного образования педагогических работников: дис. ... д-ра пед. наук. Чита, 2022. 400 с.

3. Лебедева Н. В., Донина О. И. Диверсификация как фактор развития российского высшего образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. Вып. 1 (846). С. 26-32. DOI: 10.52070/2500-3488_2023_1_846_26.

4. Юсупов Р. А., Бурганов Р. Т., Акишин Б. А., Закирова Г. А. Современная парадигма физкультурного образования в вузах — компетенции или физическое развитие // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы VI Международной научно-практической конференции (Казань, 13-14 ноября 2020 г.). Казань: Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, 2020. С. 24-27.

5. Milan F. J., Farias G. O. Professional learning of physical education professors: a look at lifelong professional development // Revista da Educagäo Física. 2019, P. 1-8. DOI: 10.4025/jphyseduc.v32.

6. Трегубова Т. М. Непрерывное профессиональное развитие преподавателей как перспективный тренд в де-

ятельности вузов спортивного профиля // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т.14. № 6. С. 30-45. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-6-30-45.

7. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с.

8. Бурганов Р.Т. Зизикова С. И. Возможности реализации дуального образования в спортивном вузе на примере ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 12 (226). С. 60-66.

9. Drid P. Active for life: Promoting lifelong wellness through physical education // J Phys Ther Sports Med. 2023. Vol.7. Issue 5. P. 167-168.

10. Cale L. Physical Education: At the Centre of Physical Activity Promotion in Schools // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2023. No. 20. P. 1-12. DOI: 10.3390/ijerph20116033.

References

1. Mukhametzyanova G.V. Ibragimov G.I., Gilmeeva R.Kh. et al. Encyclopedic dictionary-reference book "Professional Education" in 2 volumes / Ed. G. V. Mukhametzyanova. T. I. Kazan: IPPPO RAO, 2013. 432 p.

2. Pruzhinin K.N. Diversification of continuous professional physical education of teaching staff: dis. ... Dr. ped. Sci. Chita, 2022. 400 p.

3. Lebedeva N.V, Donina O.I. Diversification as a factor in the development of Russian higher education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2023; 1 (846): 26-32. (In Russ.). DOI: 10.52070/2500-3488_2023_1_846_26.

4. Yusupov R. A., Burganov R. T., Akishin B. A., Zakirova G. A. Modern paradigm of physical education in universities - competencies or physical development // Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the VI International Scientific Conference -practical conference (Kazan, November 13-14, 2020). Kazan: Kazan State Technical University named after. A. N. Tupolev, 2020. pp. 24-27.

5. Milan F. J., Farias G. O. Professional learning of physical education professors: a look at lifelong professional development // Revista da Educagao Física. 2019, pp. 1-8. DOI: 10.4025/jphyseduc.v32.

6. Tregubova T. M. Continuous professional development of teachers as a promising trend in the activities of sports universities. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; Vol.14, 6: 30-45. (In Russ.). DOI: 10.12731/26584034-2023-14-6-30-45.

7. Atlas of new professions 3.0. / Ed. D. Varlamova, D. Sudakova. M.: Alpina PRO, 2021. 472 p.

8. Burganov R. T. Zizikova S. I. Possibilities of implementing dual education in a sports university using the example of the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Uchenyse zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific Notes of the University named after. P. F. Lesgaft. 2023; 12 (226): 60-66. (In Russ.).

9. Drid P. Active for life: Promoting lifelong wellness through physical education. J Phys Ther Sports Med. 2023; Vol. 7. Issue 5: 167-168.

10. Cale L. Physical Education: At the Center of Physical Activity Promotion in Schools. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2023; 20: 1-12. DOI: 10.3390/ijerph20116033.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.