Научная статья на тему 'Микроблог Twitter в образовании'

Микроблог Twitter в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТВИТТЕР / МИКРОБЛОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / TWITTER / SOCIAL NETWORK / MICROBLOG / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванько Александр Федорович, Останина Ирина Сергеевна

В работе рассматривается социальная сеть Твиттер и предлагается несколько способов применения данной социальной сети в образовательном процессе. Приводятся примеры реального использования данной системы в образовании. Предложенные варианты использования Твиттера в образовании могут применяться преподавателями для привлечения внимания студентов и школьников к процессу обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The microblog Twitter in education

In this work talks about social network Twitter and suggested some ways to use this social network in the educational process. Examples from real life of this system in education. Proposed uses of Twitter in education can be used by teachers to attract the attention of students to the learning process.

Текст научной работы на тему «Микроблог Twitter в образовании»

УДК 004.023

МИКРОБЛОГ TWITTER В ОБРАЗОВАНИИ

Иванько Александр Федорович

доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук, доцент Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А alekfed@mail.ru

Останина Ирина Сергеевна

студентка института издательского дела и журналистики Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ostaninaira@mail.ru

Аннотация. В работе рассматривается социальная сеть Твиттер и предлагается несколько способов применения данной социальной сети в образовательном процессе. Приводятся примеры реального использования данной системы в образовании. Предложенные варианты использования Твиттера в образовании могут применяться преподавателями для привлечения внимания студентов и школьников к процессу обучения.

Ключевые слова: социальные сети, Твиттер, микроблог, образование

Сейчас наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий. Социальные сети с каждым годом все больше внедряются в сферу образования, прежде всего, как удобный способ коммуникации между учениками и преподавателями. Все мы знаем о многочисленных возможностях таких социальных сетей, как Фэйсбук, Вконтакте и Скайп, но очень многим сложно поверить в то, что не менее полезным, интересным и познавательным может быть использование в образовательных целях микроблоггинга Твиттер. Ведь что значимое можно уместить в 140 символов? Очень многое, скажем мы, но об этом чуть позже. А сейчас, несколько слов о самом проекте.

Созданный в 2006 году Джеком Дорси, проект начал очень быстро развиваться уже в 2007, а с 2010 года он стал поддерживать и русский язык. Изначально проект создавался для того, чтобы ответить на один единственный вопрос: «Что ты сейчас делаешь?». Проект начал свою работу 21 марта 2006 года в 8:50, когда Дорси опубликовал свое первое сообщение в Твиттер: «just setting up my twttr». Сейчас Твиттер — это, по их собственным словам, 316 млн активных пользователей в месяц, 500 млн твитов в день, 80 % активных пользователей Твиттера заходят с мобильных устройств, 77 % учетных записей за пределами США и поддержка более 35 языков Данные приведены по состоянию на 30 июня 2015 г.).

Итак, Твиттер — это популярная социальная сеть для обмена короткими (до 140 символов) сообщениями, получившая международное признание. Но вернемся к образовательным возможностям данного микроблога.

Это, как минимум, хороший способ вовлечь в обсуждение интровертов, студентов, которые стесняются или просто не любят отвечать вслух. Можно создать параллельное обсуждение темы занятия через твиттер, что оживит коллектив, позволит узнать много новых точек зрения от тех, кто в рамках традиционных занятий предпочитает промолчать, обсуждение может продолжаться и после занятий, таким образом, преподаватель может заметить, что действительно волнует его студентов, какие вопросы являются для них не особо понятными, что стоит разъяснить и т.д.

Помимо этого в обсуждении могут принять участие посторонние люди, что оживит беседу, а также заставит студентов относиться внимательней к тому, что они говорят, в конце концов «в споре рождается истина».

Твиттер может помочь студентам улучшить их навыки резюмирования. Так, преподаватель может дать задание уместить в 140 символов основные моменты заданного на дом материала из учебника или выразить свое мнение по поводу прочитанной студентом статьи. Ведь все мы помним, что «краткость — сестра таланта».

Не стоит забывать о том, что эта прекрасная возможность получать информация на иностранном языке, которую вы хотите освоить, всегда можно подписаться на блоги известных людей, которые говорят на интересующем вас языке.

Интересным может оказаться проект создания аккаунта известной личности прошлого: загрузить фотографию, писать в стиле времени, когда жил

данный человек (например, Юлия Цезаря или Уильяма Шекспира). Кстати, у второго уже существует как минимум 3 аккаунта в Твиттере.

Для тех, кто учится на факультете журналистики или в литературных вузах интересным заданием стало бы написание хокку или «six words stories». Последние стали популярны после того, как Эрнест Хемингуэй на спор сочинил самую трогательную историю всего из шести слов. Такие истории очень популярны, правда, в основном в англоязычной среде, что объясняется скорее всего английской грамматикой (но, ведь никто не запрещает и нам попробовать себя в этом жанре, как на русском, так и на английском языках). И Твиттер отлично подходит для этого.

И это только несколько общих предложений использования Твиттера в обучении. А теперь перейдем от общего к частному, и приведем несколько примеров использования Твиттера в реальности.

В конце 2007 года преподаватель английского языка 8-х классов в международной средней школе Силвер Спринг Джордж Мейо использовал Твиттер как платформу для написания его учениками совместной истории. Для этого был создан общий аккаунт под названием @manyvoices, куда он пригласил не только своих учеников, но и школьников со всего мира, добавить одно или два предложения для создающейся от твита к твиту истории. И вскоре к этой игре присоединились более ста школьников из шести стран мира. История была закончена в конце января 2008 года.

В 2009 году профессор истории из университета Далласа, Моника Ранкин, устроила «Twitter Experiment»: во время лекции студенты писали свои вопросы и комментарии в Твиттере, все это транслировалось проектором на стену аудитории. Доктор Моника Ранкин отвечала на вопросы студентов тут же, во время лекции. Это помогло втянуть в обсуждения на занятиях большее количество людей, до этого в дискуссиях участвовало всего человека 3-4. А здесь обсуждение вело 30-40

человек одновременно, что сделало весь процесс обучения намного более увлекательным (всего в аудитории присутствовало 90-100 человек). Эксперимент проводился в течение всего весеннего семестра и показал отличные результаты: большинство студентов было заинтересовано в происходящем, велись оживленные дискуссии, а ближе к концу семестра они начали вместе готовиться к экзаменам, а преподаватель отвечала на вопросы, которые вызывали у студентов трудности.

C 2011 года ведущий клуба «Сценической речи и ораторского искусства» американского университета Джорджа Мейсона использует Твиттер для создания импровизированных сцен, студент должен за пять минут связать обрывки твитов в связный текст и создать на его основе выступление.

Конечно, как и любая социальная сеть Твиттер может отвлекать студента от процесса обучения, но его использование точно оживит этот процесс и пробудит в студентах интерес к предмету.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Твиттер как разговор через контекст: от Образования 2.0 к Образованию 3.0 [Электронный ресурс] // Технологиям — URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=224 (дата обращения: 03.11.15).

2. The Twitter Experiment — Twitter in the Classroom [Электронный ресурс] — URL: http://www.youtube.com/watch?v=6WPVWDkF7U 8 (дата обращения: 03.11.15).

3. Свободная энциклопедия «Векипедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твиттер (дата обращения 03.11.15).

4. Попов Д.И. Подход к разработке базы правил для экспертной системы выбора адаптивной стратегии обучения / Д.И. Попов, Д.Г. Демидов // Автоматизация и управление в технических системах. — 2014. — № 1.2 (9). — С. 93-102.

THE MICROBLOG TWITTER IN EDUCATION

Aleksandr Fedorovich Ivanko

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Irina Sergeevna Ostanina

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Annotation. In this work talks about social network Twitter and suggested some ways to use this social network in the educational process. Examples from real life of this system in education. Proposed uses of Twitter in education can be used by teachers to attract the attention of students to the learning process.

Keywords: Twitter, social network, microblog, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.