№ 5'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА ISSN ON-LINE 2409-6652 © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова_vestnik.mgup.ru
УДК 004.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИКРОБЛОГА TWITTER В ОБРАЗОВАНИИ
Останина Ирина Сергеевна
студентка Института издательского дела и журналистики Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Аннотация. Рассматривается социальная сеть «Твиттер» и предлагается несколько способов применения данной социальной сети в образовательном процессе. Приводятся примеры реального использования данной системы в образовании. Предложенные варианты использования «Твиттера» в образовании могут применяться преподавателями для привлечения внимания студентов и школьников к процессу обучения.
Ключевые слова: социальные сети, Твиттер, микроблог, образование.
В настоящий момент наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Социальные сети являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий. Социальные сети с каждым годом все больше внедряются в сферу образования, прежде всего как удобный способ коммуникации между учениками и преподавателями. Все мы знаем о многочисленных возможностях таких социальных сетей, как «Фэйсбук», «ВКонтакте» и «Скайп», но очень многим сложно поверить в то, что не менее полезным, интересным и познавательным может быть использование в образовательных целях микроблоггинга «Твиттер». Казалось бы, что путное можно уместить в 140 символов? Очень многое, скажем мы, но об этом чуть позже. А сейчас, несколько слов о самом проекте.
Созданный в 2006 г. Джеком Дорси проект начал очень быстро развиваться уже в 2007 г., а с 2010 г. он стал поддерживать и русский язык. Изначально проект создавался для того, чтобы ответить на один единственный вопрос: «Что ты сейчас делаешь?» Проект начал свою работу 21 марта 2006 г. в 8:50, когда Дорси опубликовал свое первое сообщение в «Твиттер»: «Just setting up my twttsr». Сейчас «Твиттер» — это 316 млн активных пользователей в месяц, 500 млн твитов в день, 80% активных пользователей «Твиттера» заходят с мобильных устройств, 77% учетных записей за пределами США и поддержка более 35 языков.
«Твиттер» — это популярная социальная сеть для обмена короткими (до 140 символов) сообщениями, получившая международное признание. Но вернемся к образовательным возможностям данного микробло-га. Это как минимум хороший способ вовлечь в обсуждение интровертов, студентов, которые стесняются или просто не любят отвечать вслух. Можно создать
параллельное обсуждение темы занятия через «Твит-тер», что оживит коллектив, позволит узнать много новых точек зрения от тех, кто в рамках традиционных занятий предпочитает промолчать, обсуждение может продолжаться и после занятий, таким образом, преподаватель может заметить, что действительно волнует его студентов, какие вопросы являются для них не особо понятными, что стоит разъяснить и т.д.
Помимо этого в обсуждении могут принять участие посторонние люди, что оживит беседу, а также заставит студентов внимательней относится к тому, что они говорят, в конце концов, в споре рождается истина.
«Твиттер» может помочь студентам улучшить их навыки резюмирования. Так, преподаватель может дать задание уместить в 140 символов основные моменты заданного на дом материала из учебника или выразить свое мнение по поводу прочитанной студентом статьи. Ведь все мы помним, что «краткость — сестра таланта».
Не стоит забывать о том, что это прекрасная возможность получать информацию на иностранном языке, который вы хотите выучить. Всегда можно подписаться на блоги известных людей, говорящих на интересующем вас языке.
Интересным может оказаться проект создания ак-каунта известной личности прошлого: загрузить фотография, писать в стиле того времени, когда жил данный человек (например, Юлий Цезарь или Уильям Шекспир). Кстати, у второго уже существует как минимум 3 аккаунта в «Твиттере».
Для тех, кто обучается журналистике или учится в литературных вузах, интересным заданием стало бы написание хокку или «six words stories». Последние стали популярны после того, как Эрнест Хемингуэй на спор сочинил самую трогательную истории всего из шести слов. Такие истории очень популярны, правда, в основном в англоязычной среде, что объясняется скорее всего английской грамматикой (но ведь никто не запрещает и нам попробовать себя в этом жанре, как на русском, так и на английском языке). И «Твит-тер» отлично подходит для этого.
№ 5'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
Это только несколько общих предложений использования «Твиттера» в обучении. А теперь перейдем от общего к частному и приведем несколько примеров использования «Твиттера» в реальности.
В конце 2007 г. преподаватель английского языка 8-х классов в международной средней школе Силвер Спринг Джордж Мейо использовал «Твиттер» как платформу для написания его учениками совместной истории. Для этого был создан общий аккаунт под названием @manyvoices, куда он пригласил не только своих учеников, но и школьников со всего мира, добавить одно или два предложения для создающейся от твита к твиту истории. Вскоре к этой игре присоединилось более ста школьников из шести стран мира. История была закончена в конце января 2008 г.
В 2009 г. профессор истории из университета Далласа Моника Ранкин устроила Twitter-Experiment: во время лекции студенты писали свои вопросы и комментарии в «Твиттере», все это транслировалось проектором на стену аудитории. Доктор Моника Ранкин отвечала на вопросы студентов тут же, во время лекции. Это помогло втянуть в обсуждения на занятиях большее количество людей, до этого в дискуссиях участвовало всего 3-4 человека. А здесь обсуждение вели 30-40 человек одновременно, что сделало весь процесс обучения более увлекательным (всего в аудитории присутствовало 90-100 человек). Эксперимент проводился в течение всего весеннего семестра и показал отличные результаты: большинство студентов было заинтересовано в происходящем, велись ожив-
ISSN ON-LINE 2409-6652 _vestnik.mgup.ru
ленные дискуссии, ближе к концу семестра они начали вместе готовиться к экзаменам, а преподаватель отвечала на вопросы, которые вызывали у студентов трудности.
C 2011 г. ведущий клуба «Сценической речи и ораторского искусства» американского университета Джорджа Мейсона использует «Твиттер» для создания импровизированных сцен, студент должен за пять минут соединить обрывки твитов в связный текст и создать на его основе выступление.
Конечно, как и любая социальная сеть, «Твиттер» может отвлекать студента от учебы, но его использование точно оживит процесс обучения и пробудит в студентах интерес к предмету.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Твиттер как разговор через контекст: от Образования 2.0 к Образованию 3.0? // Технология.ru [Электронный ресурс] — URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=224 (дата обращения: 03.11.15).
2. The Twitter Experiment - Twitter in the Classroom [Электронный ресурс] — URL: http://www.youtube.com/watch?v=6WPVWDkF7U 8 (дата обращения: 03.11.15).
3. Твиттер [Электронный ресурс] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твиттер (дата обращения: 08.11.15).
USE THE MICROBLOG TWITTER IN EDUCATION
Irina Sergeevna Ostanina
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Annotation. In this work talks about social network Twitter and suggested some ways to use this social network in the educational process. Examples from real life of this system in education. Proposed uses of Twitter in education can be used by teachers to attract the attention of students to the learning process.
Keywords: Twitter, social network, microblog, education.