Зависимость потери вибрационной чувствительности от стажа работы, связанной с вибрацией, и интенсивности контакта с виброоборудованием по данным первого (а) и повторного (б) обследований.
требуют постоянного медицинского контроля и срочного проведения лечебно-профилактических мероприятий.
В результате обследования рабочих трест-площадки Новосибнрскпромстроя выявлено, что современные строй-ягельные машины и механизмы отрицательно влияют на Организм работающих, что объективно выражается в снижении вибрационной чувствительности. Установлено также, что степень воздействия ьибрации зависит от стажа работы, связанной с вибрацией, и времени постоянного контакта с вибротехникой.
Исходя из изложенного, пока не разработаны эффективные средства борьбы с вибрацией, особенно важна ранняя диагностика вибрационных заболеваний и постоянная профилактика. Система профилактики вибрационной болезни должна включать изучение параметров вибрации на
рабочих местах, разработку и внедрение мероприятий по ее снижению, тщательный профессиональный отбор поступающих на виброопасныс работы, раннее выявление начальных стадий профессиональных заболеваний, оценку эффективности внедрения оздоровительных мероприятий.
Для решения задач по профилактике вибрационной болезни у рабочих строительных профессий Новоснбирск-промстрою необходимо в первую очередь провести учет и паспортизацию виброопасного оборудования, машин и механизмов. Следует организовать санитарную лабораторию, оснащенную передвижной внброакустической аппаратурой и медицинским виброметром ВТ-2. Сотрудники этой лаборатории должны наладить учет лиц, подвергающихся в процессе труда воздействиям локальной или общей вибрации, с ведением учетных карт на каждого рабочего и организовать систематический контроль за нх состоянием путем определения не реже одного раза в год потери вибрационной чувствительности с помощью вибротестера. Эта же служба должна организовать обследование вновь поступающих рабочих и наблюдение за ними.
При внедрении новых машин и механизмов целесообразно проводить ежеквартально тестирование вибротестером лиц, работающих на этом оборудовании, с целью оценки его с точки зрения внброопасности. Следует постоянно проводить инспекторскую проверку внброопасного оборудования в процессе его эксплуатации, особенно после текущего ремонта, с целью контроля и обеспечения параметров вибрации. Одним из основных направлений профилактики вибрационной болезни является внедрение рационального режима труда и отдыха. С этой точки зрения, предоставляется рациональным организациям комплексных бригад, где возможно чередование рабочих на операцию с воздействием вибрации и без нее как в течение смены, так и в течение года, что сокращает общее время воздействия вибрации.
Поступила 21.05.84
УДК вМ.31:(в37.5в+вв4.95]-078
Ю. И. Григорьев, Ю. С. Копостелев МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАРША ИЗ МАВРОЛИКУСА
Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии, Владивосток
Ч Для решения задач, поставленных Продовольственной программой СССР, и удовлетворения возросших потребностей населения в высококачественных пищевых продуктах ведется интенсивный поиск новых источников получения животного белка [1].
В последние годы в институте проводились научные исследования по разработке технологии получения пищевой продукции из малоценных и мелких морских и океанических рыб. Определенный интерес для технологов представляла н такая океаническая рыба как мавроликус. В связи с этим весной 1982 г. изучена возможность использования мавроликуса для получения из него рыбного фарша в морских условиях на судах типа БМРТ. Промысел мавроликуса осуществлялся в апреле — мае в центральной части Тихого океана.
Наряду с изучением химико-технологнчески показателей при разработке технологии производства рыбного фарша требовалось провести санитарно-микробнологические исследования. С этой целью в районах промысла мавроликуса отбирали пробы морской воды из поверхностного (0—0,5 м) слоя с носовой надстройки судна и глубины 5—7 м с помощью технологического насоса, пробы мавроликуса как сразу после вылова, так и после его хранения в мороженом виде, образцы готовой продукции во время изготовления рыбного фарша. В ходе работы при отборе проб воды и рыбы измеряли температуру морской воды, которая составляла от 16 до 18,1 °С.
4. Все отобранные пробы и образцы исследованы по обще-
принятым методикам в соответствии с ГОСТом 18963—73 «Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологнческого анализа», ГОСТом 9958—74 «Колбасные изделия и продукты из мяса. Методы бактериологического анализа» и инструкции № 1135—73 (1975) [2].
При проведении саннтарно-мнкробиологических анализов определяли общее количество мезофильных и пенхро-фнльных микроорганизмов, наличие саннтарно-показатель-ных микроорганизмов — бактерий группы кишечной палочки (БГКП) и фекальных кишечных палочек (ФКП), а также таких потенциально патогенных бактерий, как плаз-мокоагулнрующие стафилококки (St. aureus) и сальмонеллы. При исследовании на психрофнлы использовали плотную питательную среду (рыбо-пептонный агар — РПЛ) с добавлением 3 % хлористого натрия (рН среды 7,6—7,8, температура инкубации посевов 20±2 С в течение 72± ±3 ч). Полученные данные подвергали статистической обработке. Достоверность разницы средних оценивали по методу Стьюдента.
В результате исследований морской воды в районах промысла мавроликуса установлено, что в 1 мл поверхностной воды число мезофильных микроорганизмов составляло от 50 до 3 10г в 1 мл, в среднем (1,43±0,1)Х X Ю2 мнкр. кл. В такой воде количество психрофильных микроорганизмов колебалось от 60 до 4-10®, составляя в среднем (2,02±0,14) • 10г мнкр. кл./мл, что в 1,4 раза (Я<0,05) превышало количество мезофилов, выросших на РПА при 37±0,5°С за 48±2 ч.
Таблица ¡0
Бактериальная обсеменен ноет ь сырья и фарша из свежевыловленного мавроликуса
Объект исследования Число микроорганизмов в 1 г, число клеток - 1 О1 БГКП ФКП St. aureus Сальмонеллы
мезофильных психрофильных
пределы колебаний М±т пределы колебаний М ±т
Смывы с поверхности рыбы 0,068—0,25 0,14±0,01 (22) 0,1—0,3 0,18±0,01 (24) 20* 20* н/о н/о
Размельченная рыба 0,95—54 18,9±4,88 (15) 1,4—30 11,07±2,28 (15) 30* 30* н/о н/о
Рыбный фарш 10,8—30 22,1 ±1,84 (12) 20—50 33,3±3,34 (12) 20* 20* н/о н/о
Примечание. В скобках здесь и в табл. 2 — число исследованных проб; звездочка — процент положительных проб; н/о — микроорганизмы не обнаружены.
В морской воде, используемой на этапах технологической обработки мавроликуса н для мытья оборудования, обсемененность мезофилыюй микрофлорой колебалась от 52 до 1,4-10* микр. кл./мл, (в среднем 87,4±3,7 микр. кл./ /мл), психрофильной — от 80 до 4-Ю2 микр. кл./мл, в среднем (1,42±0,12) • 102 микр. кл./мл. В такой воде средняя численность психрофильных микроорганизмов статистически достоверно превышала количество мезофильных — н Образа (/><0,05).
Из полученных данных видно, что в морской воде на глубине 5—7 м было в 1,42—1,64 раза меньше микроорганизмов, особенно мезофильных, чем в поверхностном слое. Это, по-видимому, было связано с более благоприятными условиями жизнедеятельности микрофлоры в данном слое. Кроме того, нельзя полностью исключить и возможность загрязнения морской воды судовыми стоками, особенно во время дрейфа судна. Так, при санитарной оценке качества морской воды в поверхностном слое БГКП обнаружены в 57,1 % проб, а также показатели свежего фекального загрязнения воды (в среднем от 15 до 93 бактерий в 1 л). В то же время в воде, отобранной с глубины 5— 7 м, БГКП отсутствовали. Сальмонеллы и St. aureus из морской воды как поверхностного слоя, так и с глубины 5—7 м во всех исследованных пробах не обнаружены.
Наличие санитарно-показательных бактерий в поверхностном слое морской воды свидетельствовало о возможном обсеменении аллохтонной микрофлорой мавроликуса, особенно при тралении и подъема трала.
Результаты изучения бактериального обсеменения рыбы и фарша из свежевыловленного мавроликуса представлены н табл. 1.
При исследовании смывов с поверхности тела свежевыловленного мавроликуса выявлено, что число мезофильных микроорганизмов на коже было незначительным—от 68 до 2,5-102, в среднем (1,4±0,1) • 102 микр. кл./г. В то же время с поверхности тела рыбы психрофильных микроорганизмов выделялось несколько больше, чем мезофилов — в пределах (1,0—3,0) -102 микр. кл./г, в среднем (1.8±0,1)Х ХЮ2 микр. кл./г. Разница в численности мезофилов и пен-хрофнлов в 1,2 раза оценена как статистически недостоверная (Р>0,05).
Одним из технологических этапов обработки являлось размельчение мавроликуса для последующего изготовления фарша. При анализе размельченной рыбы н ней обнаруживали практически одинаковое количество микроорганизмов при инкубации посевов как при 37±0,5°С, так и при 20±2°С. Бактериальная обсемененность в первом случае была от 0,95-10' до 54-10', в среднем (18.9±4,88)Х ХЮ5 микр. кл./г. во втором — от 1,4-10' до 54-10' микр. кл./г, и среднем (11,07±2,28) • 10' микр. кл./г, т, е. уровень этих микроорганизмов находился в пределах одного и того же порядка. Значительное увеличение численности микрофлоры в размельченной рыбе, по-видимому, связано с попаданием в томогенат кишечного содержимого мавроликуса. В дальнейшем на разных этапах технологической обработки мавроликуса значительных изменений бактериальной обсемеиенностн сырья и полуфабриката не происходило. Обсемененность готового рыбного фарша мезо-
фильными микроорганизмами составляла от 10,8-10' до 30-10' микр. кл./г, составляя в среднем (22,1±1,84)Х ХК' микр. кл./г, психрофильными—от 20-10' до 50Х Xi0J микр. кл./г составляя в среднем (33,3±3,34)Х ХЮ' микр. кл./г. Как видно из табл. 1, наиболее изменялось обсеменение фарша психрофильной микрофлорой. Из готового рыбного фарша пенхрофилов выделялось в 3 раза больше, чем из размельченного сырья (А><0,05). Можно^ предположить, что такие изменения произошли за счет^Р вторичного микробного обсеменения продукции в результате обработки мавроликуса на этапах технологического процесса необеззаражениой морской водой и, вероятно, недостаточно качественной санитарной обработки технологического оборудования. Подтверждением этого предположения служат результаты исследований по выявлению са-нитарно-показательной микрофлоры. БГКП, которые были представлены в основном ФКП, присутствовали практически на всех этапах в 20—30 % проб. В то же время такие потенциально патогенные микроорганизмы, как плазмокоа-гулирующие стафилококки и сальмонеллы, ни в одной из исследованных проб не обнаружены.
Следующим этапом работы явилось изучение бактериального обсеменения мороженого мавроликуса и фарша из дефростированного сырца. Рыбу размораживали на воздухе при 16—18 °С в течение 14—17 ч. Результаты исследований представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, на поверхности тела мороженого мавроликуса находились мезофильные и пенхрофильные микроорганизмы (от 1 -103 до 2-103 микр. кл./г), в среднем соответственно (1,68±0,14) • 10' и (1,71 ±0,12) X Ю' микр. кл./г, что превышало численность мезофилов и^ психрофилов, обнаруженных на поверхности тела свежевыловленного мавроликуса, соответственно в 12,3 и 9,6 раза (Р<0,05). В то же время соотношение этих групп микроорганизмов на поверхности тела свежевыловленного и мороженого мавроликуса было незначительным.
При изучении смывов с поверхности тела размороженной рыбы установлено, что количество мезофильных и психрофильных микроорганизмов за время дефростацни (14—17 ч) увеличилось более чем в 10 раз (Я<0,05). При этом их численность составляла в среднем соответственно (19,1 ±0,56) • 10' н (18,4±0,85) • 10' микр. кл./г. По-видимому, данный режим дефростации способствовал повышению численности микрофлоры не только на поверхности тела рыбы, но и в мышечной ткани и кишечном содержимом. Так, по сравнению с показателями бактериального обсеменения свежевыловленной размельченной рыбы обнаружено в 3,7—5,4 раза (Я<0,05) больше мезофильных и психрофильных микроорганизмов в размороженной рыбе после ее измельчения. Как следствие повышенной бактериальной обсемененности мороженого и дефростированного сырья численность мезофильной и психрофильной микрофлоры в приготовленном рыбном фарше также была увеличена, составляя п среднем соответственно (50,3±0,92) • 10' и (45,6± 1,96) • 10' микр. кл./г.
Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать заключение о том, что морская вода в районах промысла мавроликуса незначительно обсеменен^
Таблица 2
Бактериальная обсемененность сырья и фарша из мороженого мавроликуса
Число микроорганизмов в 1 г. клеток- 1 О3
Объект исследования мезофильных психрофильных
пределы колебаний М±т пределы колебаний М±т
Смывы с поверхности тела мороженой рыбы Смывы с поверхности тела дефростирован- ной рыбы Размельченная рыба Рыбный фарш 1—2 16—22 62—83 47—52,6 1,68±0,14 (6) 19,1±0,56 (12) 71,26±3,04 (6) 50,3±0,92 (5) 1,3—2 10—21 53—66,2 40—50 1,71 ±0,12 (6) 18,4±0,85(12) 59.93± 1,72 (6) 45,6± 1,96 (6)
микрофлорой. Однако обнаружение в ряде проб воды общего содержания микроорганизмов более 100 микр. кл /мл и наличия санитарно-показательных бактерий в поверхностном слое свидетельствует о необходимости предварительного обеззараживания морской воды при использовании ее для технологических целей.
Основным источником бактериального обсеменения фарша является, по-видимому, кишечное содержимое свеже-выловленного мавроликуса, которое в процессе технологической обработки измельчается вместе с мышечной тканью.
Производство фарша из мороженого мавроликуса после длительного размораживания сырца при температуре воздуха выше 15 °С значительно ухудшает качество продукции по микробиологическим показателям.
В связи с незначительной разницей численности мезо-
фильных и психрофильных микроорганизмов в морской воде районов промысла, сырье и фарше из мавроликуса необходимо определение общего количества микрофлоры в этнх объектах при 30±1°С в течение 72±3 ч.
Литература
1. Инструкция о порядке расследования, учета и проведения лабораторных исследований в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы при пищевых отравлениях. М., 1975.
2. Наука о питании в реализации Продовольственной программы СССР. — Вопр. питания, 1983, № 2, с. 3—5.
Поступила 10.04.84
УДК 615.462.014.45:615.28:547.281.1].033
Т. В. Лихтман, Н. И. Колесникова, Р. А. Вышегородская
ДИФФУЗИЯ ФОРМАЛЬДЕГИДА В ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛАХ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ВНИИ дезинфекции и стерилизации Минздрава СССР, Москва
Формальдегид (ФА) издавна применялся для дезинфекции и стерилизации. В настоящее время, после некоторого периода, когда для стерилизации отдавали предпочтение окиси этилена, интерес к нему возобновился. Это объясняется более высокой эффективностью ФА и возможностью в связи с этим использования его в значительно более низких концентрациях, чем окись этилена, что дает возможность экономии препарата, удешевления процесса, решения весьма сложной иногда проблемы дегазации про-стернлнзованных изделий. Широкому применению ФА до недавнего времени препятствовало общепринятое мнение о том, что ФА—вещество «поверхностного действия». Т. В. Лихтман и соавт. |3) показали, что таковым он является лишь при низкой температуре вследствие полимеризации, что значительно снижает его проникающую способность. При 80 °С и выше ФА существует в виде мономера н его проникающая способность весьма высока. Следовательно, оптимальная температура использования ФА для дезинфекции и стерилизации 80 °С, так как более высокая температура может неблагоприятно сказываться на эксплуатационных свойствах изделий из полимеров. Таким образом, отпадает один из главных аргументов, препятствующих широкому применению ФА, в частности для промышленной стерилизации. Однако до настоящего времени не изучались закономерности процессов массопереноса, что связано, по-видимому, с значительными трудностями работы с ФА, обусловленными его склонностью к полимеризации. Между тем знание этих закономерностей, в том числе таких характеристик системы полимер — газ, как коэффициенты диффузии и десорбции, необходимо для прогнози-
рования срока и выбора оптимального режима дегазации, а также для рекомендации материалов при конструировании изделий медицинского назначения с точки зрения их стерилизации и последующей дегазации.
В настоящей работе изучены закономерности диффузии и десорбции ФА в самом широком диапазоне концентраций (от насыщающей до минимальной определимой порядка 1 мкг/г).
В работе использовали полимерные материалы, применяемые в медицинской практике: композиции на основе поливинилхлорнда (ПВХ), пластифицированного диоктнл-фталатом, полиэтилена (Г1Э) высокой плотности, резин из натурального каучука (НК), наполненных сажей или мелом, резни из силиконового каучука СКТВ с аэросилом. Материалы использовали в виде образцов прямоугольной формы толщиной 1 мм и площадью 15x15 мм2. Выбор метода исследования был продиктован поставленными задачами. Для насыщения полимерных образцов ФА бралн применяемый на практике стерилизующий состав. Коэффициент диффузии О определяли по кинетике удаления газа из полимера, причем условия опытов (температура, концентрация и др.) были максимально приближены к практическим условиям стерилизации и дегазации изделий. Содержание ФА в материалах в процессе дегазации определяли фотоколориметрическим методом с использованием динатриевой соли хромотроповой кислоты [6| вследствие его более высокой чувствительности, чем объемных и весовых методов, с помощью которых обычно регистрировали количество десорбнрующегося газа.
Для определения О по кинетике удаления газа из по-