БОСТОНШИНОСЙ - АРХЕОЛОГИЯ - ARCHEOLOGY ♦-♦
УДК 930. 271 (575.3)
МИКРОБАЗЫ И АЛТАРИ С АНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКОВ ДАНГАРИНСКОГО РАЙОНА1
ЯКУБОВ Ю.,
Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ
В результате археологического исследования на памятниках греко-бактрийского и кушанского периодов, на территории Дангаринского района обнаружены десятки типов каменных микробаз и переносных алтарей-миджмар. Микробазы и алтари в основном являются случайными находками о назначении, которых исследователи молчат. В 1982 г. аспирант Института истории, археологии и этнографии им А. Дониша М. Азизов посетил городище Чортов, расположенного на территории сел. Тор-булок (Чашмаитор) Дангаринского района. В отдел археологии он сообщил о имеющихся там каменной ступке и каменных базах. В 1983г. сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Таджикистана Е. Денисов, повторно обследовал территорию разрушенного памятника в селение Торбулок и собрал более 8 каменных баз, и микробаз (3,279-281). (рис.1 табл.)
Полное описание находок Е. Денисова не сохранилось. Имеется только таблица, в которую он включил не только микро, но и большие каменные базы. Но масштабы баз не соответствуют описаниям Г. Линдстрем и Т. Филимоновой сделанных в последующие годы.
t <
5Е
4
"7
СЗЗ
S — —>
1 I
кг
£151
о
I V»
Рис.1. Таблица каменных баз с памятников Дангаринского района, составлен Е. Денисовым для археологической карты района.
1 Статья написана в рамках проекта «История таджикского народа», раздел «Археология Таджикистана (от каменного века до позднего средневековья)». Государственный регистрационный номер РБОП!^^^.
Рис.2. Таблица микробаз из Торбулока, составлена Т. Филимоновой и Г. Лингстрем
1 2 3
Рис. 3. Микробаза (заготовка) и алтари из храма огня Торбулока (фото Ю. Якубова)
В 2013 г. в Торбулоке работала совместная Таджикско-Германская археологическая экспедиция. При осмотре школьного музея, сотрудниками экспедиции были обнаружены 6 микробаз, но их первоначальное точное местонахождение они установить не смогли. Только известно, что они были найдены на территории селения. Г. Линдстрем и Т. Филимонова пишут, что микробазы двух типов: 1) с одним плинтом, со сторонами 14х14 см и валиками диаметром 10,5 см, высотой 8 см (рис. 2, 1-2) Надо отметить, что валик первой базы сильно поврежден, у второй базы он целый, его расположение на плинте не симметрично, сдвинуто в одну сторону.
Второй тип: двухступенчатые базы - 3 экз. Они имеют одинаковые размеры. Нижний плинт 16х16 см, верхний - 13,9 х13,9 см (рис. 2.3-5). Одна сохранилась хорошо, у одной разрушен валик, третья повреждена достаточно сильно. Она имеет не один валик, а два. На верхнем валике имеется углубление для установки деревянной колонки. Валики имеют разную толщину: 3-2-6 см. Общая высота баз 11см. Микробазы изготовлены из местного известняка (4, 101, рис.2, 1-6). Надо отметить, что не все названные микробазы являтсся таковыми, например, микробазы рис. 3 справа налево 1-2 являются переносными алтарями. Они имеют хорошо обработанную чашу для разведения в них ритуального огня и установки свечей.
Выделяется шестая микробаза необычной формы (рис.2, 6). Возможно, это колонка вместо базы от алтарной ниши. Аналогичная микробаза происходит из дома жителя села Корез Файзуллоева Абдурахмона. Он нашел две микробазы на распаханном городище к северу от крепости Золи Зард. Первая база с остатками ствола целиком изготовлена из синеватого камня. Ширина сторон квадратного основания 28х27см, высота - 5 см, диаметр колонки -12 см, переход от базы к стволу выделен круглым валиком. Обшая высота - 20 см. Конусообразная часть ствола украшена 15 вертикальными желобками (рис.4).
Рис. 4. Каменная микробаза из дома Ф. Абдурахмона села Корез
Микробаза из Торбулока, названной Е. Денисовым, является переносным алтарем (рис. 5,2) имеющая не плоское основание, а выемчатое.
Это специально сделано для уменьшения веса, за счет чего образовались четыре ножки. Размеры плинта 20х20 см, имеет два валика, первый диаметром 18 см, второй - 15 см. Верхний валик диаметром - 10 см имеет чашеобразное углубление для разведения ритуального огня. Общая высота алтаря - 15 см (рис. 5,2). Верхняя часть сильно пострадала. Аналогичный алтарь найден в Булёни Поён.
1 2
Рис. 5. Торбулок: 1 - база или колонка; 2 - алтарь с четырьмя «ножками» (рис. Е. Денисова).
В 2015 г. по приглащению Т. Г. Филимоновой, на месте находок микробаз побывал автор этих трок. Я увидел, что из большой каменной ступки хозяин соседного дома кормит собаку. Я объяснил хозяину собаки историческое значение этой ступки
и забрал ее. Так же я увидел в сайе, проходящем по селению, брошенную большую каменную чашу. Я объяснил, что эти находки относятся к зороастрийскому храму огня.
Выяснилось, что каменные микробазы, а также большая ритуальная каменная чаша (тавад) и ступка (ховун), были найдены строителями при возведении школы, в центре селения Торбулок. Эти сосуды использовались в ритуальных обрядах зоро-стрийцев. Ступка служила для приготовления хаумы - зороастрийского ритуального сока из плодов эфедры (кустарник хаума) с добавлениями сока граната и сливок. Сок священной хаумы раздавали участникам намаза перед молитвой. Тавад - табак (чаша) служил для приготвления теста (хамир) и лепёшки - порхун. Порхун тоже давали вместе с хаумой перед намазом.
Обследование места находок каменных баз показало, что школа построена на месте древнего зороастрийского храма огня, а микробазы относятся к колонкам алтарной ниши - михрабу аташдон. Тавад - чаша и ступка привезены в музей Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ.
Два каменных алтаря происходят из селения Булёни Поён. Они также найдены случайно, в настоящее время хранятся в Дангаринском музее. Ранее на территории Булёни Поён была найдена керамика ахеменидско периода и греко-бактрийские монеты. Эти алтари также говорят о древности этого селения. Оба изготовлены из белого известняка и хорошо обработаны. Размеры плинта первой (инв. №2 Фа 44) 13х13 см, высота-12 см. Плинт имеет 2 см толщинну, и имеет четыре ножки, высотой 4см. По середине плинта проходит не совсем ровная углубленная линия, что придает ему двухступенчатый вид. На плинте два валика, разделенных довольно широким и глубоким желобком. Диаметр нижнего валика -10 см, толщина -2 см. Диаметр верхнего валика - 9 см, толщина - 3 см. Верхний валик поврежден, на поверхности имеются два углубления (рис. 6).
Вторая с выемчатой нижней частью, с выделением четырех ножек. Размеры базы по основанию 13,2х13,2 см. По плинту проходит горизонтальная бороздка, разделя-ющяя его на две ступени. База имеет три валика. Диаметр первого валика 13 см, толщина 1 см, диаметр второго - 12 см, толщина - 2 см, третьего соответсвенно - 10 см и 3 см. На поверхности имеется углубление диаметром 8 см - место для установки деревянной колонки (рис. 7).
Рис.6. Микробазы из Булени Поён
Рис.7. Алтари из Булёни Боло
В северной части Дангаринской долины возвышается крепость Золи Зард, вокруг которой, вероятно, располагалось обширное городище. В настоящее время в админстративном отношении - это селение Чоркул. Примерно, в 500 метрах к северу от Золи Зарда находится еще одна крепость, на вершине которой стоит мавзолей Мавлоно Тоджидин, известного суфия X1V-XVвв. н.э. Пока остается не ясным, это были два разных городища, или они составляли одно целое. Во всяком случае в ку-шанский период они существовали одновременно. На распаханном городище между этими двумя крепостями местными жителями найдено несколько каменных алтарей различных конструкций. Сохранность алтарей очень хорошая, изготовлены из светло-серого известняка. У первого алтаря основание оформлено с трех сторон прямоугольными выемками, образовашими две ножки - вероятно это лицевая сторона. Четвертая сторона глухая. С «лицевой стороны» ножки рельефные, по высоте разделены горизонтальными валиками. Алтарь квадратный, стоит на четырех ножках. Стороны размером 15х15 см, высота - 15 см, высота ножек 5 см, толщина 4 см. Состоит из двух постаментов и круглого валика. Размеры алтарей одинаковы: постаменты 15х15 см, диамерты валиков - 10 см, высота - 6 см. На валике имеется углубление для установлеия переносного алтаря и ритуального огня (рис. 8).
Рис.8. Алтари из городища к северу от крепости Золи Зард
Еще одну микробазу нашел на поле селения Корез Фазли Абдурахмон. Она изготовлена из серого известняка. База трехступенчатая с одним валиком. Размеры: нижней ступеньки 11х11 см, толщина 2 см, второй - ширина - 10 см, толщина - 2 см, третья шириной - 6, толщиной - 1,5 см. Это база миниатюрная и аналогов не имеет. По его рассказам, кроме этой базы, найдена еще одна во время полевых работ на полях селения Корез. ( рис. 9)
В доме Ф. Абдурахмона находится еще миниатюрный керамический мидж-мар - светильник, который его мать использовала как подсвечник. Этот миджмар тоже нашли на распаханном поле. Нижняя половина миджмара пустотельная. Размеры: диаметр дна - 10 см, толщина стенки - 2 см, внутренний диаметр - 6 см. Миджмар с трехступенчатым валиком. Первый валик расположен на ножке высотой 2 см, его диамер 7 см, толщина 1 см. Резервуар, диаметром 4,5 см, толщиной 2 см, тоже имеет два валика, общая высота миджмара - 8 см (рис. 10).
Рис. 9. Миробазы из дома Ф. Абдурахмона
Рис.10. Керамический алтарь из дома Ф. Абдурахмона
Еще одна микробаза происходит из селения Гиджовак, расположенного в 5 км к северу от Золи Зарда, у подножия хребта Гулизиндан. На территории этого селения, найдены красивые кремневые наконечники стрел эпохи бронзы, кера-мика ахеме-нидского, греко-бактрийского и кушанского периодов, указывающая на существование древнейшего городища, функционировавшего длительное время. Найденная микробаза, от колонки ниши алтаря огня показывает, что городище имело свое святилище. В отличие от предыдущих, эта база изготовлена не из известняка, а из красной глины от руки. База сильно пострадала, сохранилась только ее половина. Основание базы квадратное, трехступенчатое. Размеры первой ступени 15х15 см, высота 2,2 см, второй - 13х13 см, высота 1,5 см, третьей 9х9 см, высота 1,5 см (рис.11).
Рис.11. Керамический алтарь из Гиджовака
На самом известном памятнике греко-бактрийского и кушанского времени -Тахти Сангине найдено несколько микробаз. Среди них микробаза (инв. №2 2545 происходит из центрального зала, на уровне нижнего пола) с двухступенчатым плинтом, на который посажен тор, отделенный от постамента скоцией. Постамент в плане не квадратный, а трапециевидный (162х138-172 мм). Высота нижней ступени - 54 мм, верхней - 26 мм. Диаметр сильно разрушенного вала - 130 мм, высота - 42 мм. Общая высота базы - 126 мм. Плинт и тор вырезаны в одном блоке (рис.12).
Рис. 12. Таблица алтарей из Тахти Сангина
Другая микробаза (инв. №8025, найдена в алтарном помещение №3, северный аташгах) состоит из трехступенчатого плинта и тора, также вырезанных в одном блоке. Плинт на дух ножках - полочках высотой 23 мм, шириной 34 мм. (сохранилась половина базы с одной ножкой). С фасада и торца поверх ножки два валика общей высотой 20 мм, разделенные скоцией. Центральная часть базы гладкая. Тор имеет вдавленный диск в центре для установки фуста колонки (диаметр диска 85 мм, общий диаметр тора 115 мм). Тор посажен по центру плинта, размер сторон, которого около 120 мм. Микробазы этого типа были известны в Средней Азии и раньше. А. П. Франкфор выделил найденные в Айхонум базы такого типа в группу В - микробазы, напоминающие греческий табурет. Кроме этого, целого экземпляра в храме Окса найдено несколько фрагментов микробаз (5, 143).
Б. А. Литвинский и И. Р. Пичикиян ничего не говарят о назначении этих микро-баз, хотя вторая микробаза найдена в аташгахе в помещение 3, на месте приготовления и хранения огня, т.е. на месте, где должен быть расположен алтарь огня. Хотя первая микробаза на ножке явно является переносным алтарем. Еще одна микробаза найдена в1999 г. и под номером ТС-99,1С000 находится в музее Древности Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. База изготовлена из белого известняка, состоит из квадратной плиты и валика с чашей. Размеры плинта -12х12 см и толщиной 2 см. Диаметр валика - 12 см и толщиной, диаметр чаши - 9 см (рис. 13)
Из храма Тахти Сангин происходит колонообразный алтарь, изготовленный из белого известняка. Состоит из трехступенчатого трапециобразного плинта, двухчастного ствола и трех разноразмерных валиков. Первая ступенька принта квадратная размерами 20х20 см, высота 6 см; размеры второй ступеньки у основания 18 см, на верху 17 см, высота 2 см; размеры третьей ступеньки, внизу 17 см, на верху 13 см, высота 2 см. Ствол круглый диаметром по нижной части 13 см, по верхной 10 см, высота 6, 4 см, размеры верхней половины, диаметр по низу 10 см, по верху 13 см, ствол разделен валиком шириной 8 мм. Верхная рабочая часть украшена тремя разноразмерными валиками. Верхний валик имеет чашу для разведения огня благовония и установления свечи. Чаша по середине имеет вырезанное углубление размерами 2х2 см и глубиной 2,5 см для установления чего то, возможно, свечей.
Рис. 14. Переносный алтарь из храма Тахти Сангин
Рис. 15. Переносный алтарь из храма Тахти Сангин
Рис. 16. Переносные алтари из Тахти Сангин
Две микробазы находятся в Республиканском музее Хульбук, они найдены на территории античного города Хулбаг. Обе изготовлены из серого известняка. Одна из них состоит из одного плинта и одного валика. Размеры: плинт квадратный 14х14 см, высота 4 см, диаметр валика 10 см, толщина его 2 см, диаметр место колонки 8 см. Общая высота 7 см.
Вторая с фасадной стороны имеет две ножки толщиной и высотой 3 см, с тыльной стороны ножки не выделены. Плинт квадратный со сторонами 14х14 см, высота плинта 4 см. Имее два валика, диаметр первого 10 см, высота 3 см, диаметр второго валика 8 см, высота 1 см. Общая высота 8 см. Место колонки не выделено. Микробазы хорошо обработаны.
Теперь рассмотрим алтари более позднего - раннесредневекового периода, где сохранились базы-плинты с колонками по бокам алтарной ниши. В храме огня Наврузшах 2 имеется святилище с хорошо сохранившейся алтарной нишей. Святи-лише представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое севера на юг, размером 4,7х3,3 м. Вдоль северной и южной стен тянутся суфы шириной 1х1,1 м и высотой 20 см. У южной суфы построена тамбурая стена. Стены суф и пол гладко отштукатурены. В центре восточной стены сооружен алтарь огня (рис.17). Он состоит из трех частей. Верх представлял собой прямоугольный глиняный щит, приставленный к стене, от которого сохранилась нижняя часть шириной 1,3 м, толщиной 3 см. На щите имеется многоступенчатый знак, похожий на солярный. Вторая, средняя часть, состоит из арочной ниши, углублённой в стену (ширина устья 80 см, глубина 27 см, высота 70 см). Ее стенки аккуратно обмазаны и обожжены от длительного пользования огнём. Щит опирается на рельефно выступающие миниатюрные колонны, расположенные по сторонам ниши. Колонки стоят на четырёхугольных пирамидообразных глиняных базах. Размеры баз: ширина основания 25 см, по верху - 14 см, общая высота - 14 см, ширина колонок - 10 см, высота ствола левой колонки - 40 см, правой - 47 см ширина капители - 25 см, высота - 10 см, толщина - 3 см. Общая высота колонки вместе с базой и капителью - 77 см.
Третья нижняя часть - это прямоугольная суфа шириной 130 см, длиной 80 см, высотой 15 см. Перед алтарной нишей имеется подковообразное сооружение - та-штак с невысокими бортами, где горел огонь. Внутри таштака у стены алтарной нишы стоит канук в виде небольшого выступа высотой 20 см и шириной 22 см, на нем ставили свечи (9, 51-52). Храм огня Наврузшах 11 относится к У-У1 вв. н.э. Аналогичные алтари обнаружены в святилищах древнего Пенджикенте, Гардани Хи-соре, Куме и др. памятниках раннесредневекового периода (1,193-200; 2,67-72; 8,151-153;9,11-31; 10, 11-20, рис. 2-6).
Таким образом, ордер микробазы из Дангары и других памятников более древнего периода, украшали аналогичные алтари в святилищах огня при храмах. Традиции алтарных ниш восходят к глубокой древности: уже в неолитических жилищах 5 тысячелетия до н.э. делался пристанный выступ с нишей для священного огня, а в бронзовом веке алтарная ниша имеется в храме Алтынтепе (6,80;7, 170) Существовали разнообразные переносные каменные, керамические алтари, которые играли роль алтарной ниши при намазах и ритуалах вне храмах.
П
то «о «о ао
Рис.17. Алтарная ниша в святилище Наврузшох 2
Рис. 18. Алтарь огня в оборонительной стене Наврузшох 2 ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина В. Л. Архитектура древнего Пенджикента. МИА. - №37. - Ленинград. 1958. -314 с.
2. Воронина В. Л. Архитектура древнего Пенджикента (результаты раскопок 1954-1959 гг.) МИА, 124. - Москва, 1964. Ленинград. -298 с.
3. Денисов Е. П. Изучение памятников античного времени на территории Дангаринского района (работы 1976 г.)//АРТ. Вып. XVI. - Душанбе. 1982. - С.273-282.
4. Г. Линдстрём, Филимонова Т.Г. Отчет об археологических исседованиях 2013 года в селении Тор-булок (Южный Таджикистан). - АРТ. - Вып. ХХХ1Х. - Душанбе, 2017. -330 с.
5. Литвинский Б.А., Пичикиян И.Р. Эллинистический храм Окса. - Т.1. Москва, 2000. - 504 с.
6. Массон В. М. Альтын-депе. - Ленинград, 1982. -174 с.
7. Массон В.М. Первые цивилизации. - Ленинград, 1989. -272 с.
8. Якубов Ю. Сельские поселения Горного Согда. Путешествие в Согдиану. - Душанбе, 1982. -134 с.
9. Якубов Ю. Раннесредневековые сельские поселения Горного Согда. - Душанбе, 1988. -286 с.
10. Якубов Ю. Религия древнего Согда. - Душанбе, 1996. -192 с.
МИКРОБАЗЫ И АЛТАРИ С АНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКОВ ДАНГАРИНСКОГО РАЙОНА
В результате археологического исследования античных памятников на территории Дангаринского района обнаружены десятки типов каменных микробаз, о назначении которых исследователи молчат. В статье отмечается, что микробазы относятся к колонкам алтарной ниши святилища огня. Однако, не все микробазы такие. Некоторые из них являлись переносными алтарями.
Ключевые слова: каменные микробазы, переносные алтари, миджмар, Дангара, Торбулок, Булёни Поён, храм огня, Тахти-Сангин, Наврузшох.
МИКРОЗЕРСУТУН ВА МЩМАРХР АЗ ЁДГОРИХ.ОИ АНТЩАИ НОХДЯИ ДАНГАРА
Дар натичаи тахкикоти археолога дар ёдгори^ои антикаи нохцяи Дангара дахдо намуд микрозерсу-тун^ои сангй, гили пухта ёфт шуданд, ки аз таъйиноти он^о олимон хомуш буданд. Дар макола он^о зерсу-тун^ои ме^роби оташкада^о номида шудаанд. 1^айд мешавад, ки на ^амаи он^о зерсутуни ме^роб мебошанд. Баъзе аз он^о мичмари дастй буда, дар маъбад^о дар руз^ои маросимй оташ меафрухтанд.
Калидвожа^о: микрозерсутун, мицмар, меуроб, оташкада, маъбад, Дангара, Булёни Боло, Тахти Сангин, Наврузшо
MICROBASES AND ALTARS FROM ANCIENT SITES OF THE DANGARA DISTRICT
As a result of archaeological exploration of ancient sites on the territory of Dangara district dozens of types of stone microbases were found, about the purpose of which researchers are silent. The article notes that the microbases refer to the columns of the altar niche of the fire sanctuary. However, not all microbases are like this. Some of them were portable altars.
Key words: stone microbases, portable altars, mijmar, Dangara, Torbulok, Bulyoni Poyon,fire temple, Takht-i Sangin, Navruzshoh.
Маълумот дар бораи муаллиф: Юсуфшо Якубов - доктори илми таърих, узви пайвастаи Академияи миллии илм^ои Точикистон, сарходими илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ.Телефон: (+992) 938-77-56-22.
Сведения об авторе: Юсуфшо Якубов - доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Таджикистана, главный научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ. Телефон: (+992) 938-77-56-22.
Information about the author: Yusufsho Yakubov - Doctor of Historical Sciences, Academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. Head of the Archeology Department of the Institute
of History, Archeology and Ethnography named after. A. Donisha NAST. Phone: (+992) 938-77-56-22. ♦-♦
УДК 739. 2:904 (575.3)
САМОЦВЕТЫ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ БАКТРИИ - ТОХАРИСТАНА1
КАЛАНДАРОВА О. И., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ
Археологические коллекции памятников II в. до н. э. - VI в. н. э. открытые на территории Таджикистана предоставили уникальную коллекцию ювелирных украшений из самоцветов. Исследование этой категории украшений до настоящего времени остаются не изученными. Существующие публикации рассматривались фрагментиро-вано в контексте изучения других вопросов [7, 234, 9, 56-59, 17, 110-118, 26, 123, 28,115-123].
Ценным источником для нашего исследования послужил известный трактат Абу Райхана Беруни «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)» [7, 234].
Рассматриваемые самоцветы ювелирных украшений позволили выявить, что изделия представлены следующими категориями: бусы, подвески, вставки для серег, вставки для броши и фибул, вставки для перстней.
Самоцветы в погребальном инвентаре прослеживаются в следующем порядке: артефакты расположены при костяке так, как носили при жизни. Они могли быть нашиты на одежду, входили в состав головного убора, располагались в области шеи, груди, пояса и рук.
При исследовании ювелирных украшений из самоцветов установлено, что основная часть изделий местного производства. Древние ювелиры Бактрии-Тохаристана владели высокими техническими навыками в обработке камня, известными на то время.
Нужно отметить, что самыми популярными самоцветами в Бактрии-Тохаристане был сердолик, бирюза, халцедон, лазурит, жемчуг, горный хрусталь, коралл, янтарь, редко встречается рубин и гранат, которые относятся к драгоценным камням.
Группа I. Сердолик. Изделия из сердолика являются самыми распространенными самоцветами в Бактрии - Тохаристане использовавшие в нагрудных и ручных украшениях.
Категория. 1. Бусы являются многочисленной и выразительной категорией погребального инвентаря. Изобилие бус диктовалось не только декоративными причинами,
1 Статья написана на основе проекта «История таджикского народа», раздел «Археология Таджикистана (от каменного века до позднего средневековья)», государственный регистрационный номер 0121 1212.