Научная статья на тему 'ДАНГАРИНСКОМУ РАЙОНУ 90 ЛЕТ'

ДАНГАРИНСКОМУ РАЙОНУ 90 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНГАРИНСКИЙ РАЙОН / ИСТОРИЯ / АРХЕОЛОГИЯ / КАМЕННЫЙ ВЕК / ЭПОХА БРОНЗЫ / АНТИЧНОСТЬ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / СТОЯНКИ / ГОРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филимонова Татьяна Германовна

Статья посвящена истории Дангаринского района. 8 июля 2022 года исполнилось 90 лет со дня образования Дангаринского района. Становление района как самостоятельной административной единицы напрямую связано с историей Республики Таджикистан. В письменных источниках имеется только несколько разрозненных упоминаний о будущем районе, касающихся отдельных событий связанных, в основном, с Пулисангинским ущельем. В результате обследования района было найдено 340 памятников относящихся к различным эпохам и культурам, самые древние из которых относятся к периоду среднего палеолита (100-40 тыс. лет назад). На основе изучения этих памятников реконструируются исторические процессы, происходившие на территории Дангаринского района в течение тысячелетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANGARA DISTRICT IS 90

The article is devoted to the history of the Dangara region. July 8, 2022 marks the 90th anniversary of the formation of the Dangara district. The formation of the district as an independent administrative unit is directly related to the history of the Republic of Tajikistan. In written sources, there are only a few scattered references to the future area, relating to individual events related mainly to the Pulisanginsky gorge. As a result of the survey of the area, 340 monuments belonging to different eras and cultures were found, the oldest of which belong to the Middle Paleolithic period (100-40 thousand years ago). Based on the study of these monuments, the historical processes that took place on the territory of the Dangara region for millennia are reconstructed.

Текст научной работы на тему «ДАНГАРИНСКОМУ РАЙОНУ 90 ЛЕТ»

- муаррих-историк-historian -

ХАРИТАСОЗИИ БОСТОНШИНОСЙ ЯК ТА^РИБАИ НАВОВАРОНА ДАР ^ИФЗИ МЕРОСИ ТАЪРИХИИ ТОЧИКИСТОН

Пайвастаи илми бостоншиносй бо чугрофия боиси ба вучуд омадани на тандо самтдои нави илмии байнисодавй, инчунин усулдои махсус, аз чумла усули хариташиносии бостоншиносй гардид.

Дар далли масъаладои амалии дифзи мероси бостоншиносй ба гайр аз адаммияти илмй харитаи ёдгоридои бостоншиносй низ адаммияти калон дорад. Имруз мо бо якчанд самтдои алодидаи системаи харитаи геоинформатсионии бостоншиносй сару кор дорем:1) муайян кардани чойгиршавии мероси бостоншиносй; 2) тадияи стандартдои ягонаи тавсифи объектдои бостоншиносй ва сертификатсия; 3) моделсозии вазъияти таърихй; 4) тадкикот дар бостоншиносии ландшафта.

Дар макола масъаладои зерин баррасй мешаванд: харитасозии минтакавй ва барномаи тартиб додани харитадои археологии Точикистон; координатдои сакрализатсия дар системаи адолинишин; дохил шудан ба Руйхати мероси чадонии ЮНЕСКО. Дар байни унсурдои асосии таркибии харитасозии археологй самтдои зерин самараноктар истифода мешаванд:1. Гузаронидани тадкикоти топографй бо истифода аз тахеометри электронй. 2. Тадкикоти магнитометрй ва GPR. 3. Омузиши тичорати трансконтиненталй ва робитаи технологй дар ин фазо.

Калидвожах,о. харитаи археологй, технологияи GIS, магнитометрия, маълумоти тахеометри, руйхатимухофизати ЮНЕСКО.

Маълумот дар бораи муаллиф: Каримова Галина Рах,имовна-номзади илмдои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илмдои Точикистон. Телефон: (+992) 927782501. E-mail: karimovagalina2501@gmail.com.

Information about the author: Karimova Galina Rakhimovna-Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Archeology Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Telephone: (+992) 927782501. E-mail: karimovagalina2501@gmail.com.

УДК - 9 (575. 3)

ДАНГАРИНСКОМУ РАЙОНУ 90 ЛЕТ

ФИЛИМОНОВА Т. Г.

Институт истории, археологии и этнографии НАНТ

8 июля 2022 года исполнилось 90 лет со дня образования Дангарин-ского района. Становление района как самостоятельной административной единицы напрямую связано с историей Республики Таджикистан. До 1920 года территория будущего Дангаринского района входила в Пушингский амлок Бальджуанского бекства Бухарского эмирата. В 19201924 гг. этот регион являлся составной частью Кангуртского и Бальджуанского тюменей Кулябского вилайета Бухарской Народной Советской Республики, а в 1924-1931 годах Таджикской АССР. И лишь в 8 июля 1932 г. по постановлению ЦИК Таджикской ССР за счет Кангуртского и Кызыл-Мазарского районов был создан самостоятельный Дангаринский район в составе Кулябской области Таджикской ССР. Центром района было утверждено небольшое селение Дангара [6, 31]. Но, ко дню своего основания, Дангаринский район прошел длинный исторический путь, который отражен в многообразии культурных памятников.

В письменных источниках имеется только несколько разрозненных упоминаний о будущем районе, касающихся отдельных событий связанных, в основном, с Пулисангинским ущельем. Древнегреческий историк Флавий Арриан, в рассказе о восстании бактрийцев во главе с Катаном против греко-македонских захватчиков, упоминает Каменный мост [17]. Каменный мост указан на карте одного из маршрутов походов Александра Македонского [28, 11, Г^.4]. В средневековых источниках, среди 12 самых крупных городов Хутталя, назван город Тамлият (Тамлиот). Ибн Руст описывая течение Вахшаба, сообщает, что река выходит из страны Кумед, образуя границу между Вашжирда (Вашгирдом) и рустаком Хутталя, называемым Тамлият. На одном из самых узких участков долины Вахшаба (расстояние между берегами 20 шагов), называемым Пулисангин, находится известный «Каменный мост», через который проходит путь из одной области в другую [7, 58]. По свидетельству ал-Истахри, автора географического труда «Книги путей государств» (930-933 гг.), в 4 фар-сангах от Пулисангина на пути в Мунк находится город Тамлиат [5, 307,318]. В рукописи Худуд ал-алам город описывается как небольшой, но очень красивый и цветущий [19,120]. Одно сообщение относится к 1512 г., когда у Каменного моста состоялась кровопролитная битва между отрядами шейбанидов и армией могольского хана Бабура, в которой он одержал победу [18,88]. Это одно из единственных мест на Вахше, где можно было возводить переправу, значение которого сохранялось до середин ХХ в., когда здесь была возведена самая высокая плотина в мире -Нурекская ГЭС (рис. 1-2).

Поскольку письменные источники дают весьма ограниченные сведения, на первый план выдвигается историческая реконструкция, основанная на памятниках, зафиксированных в процессе археологических изысканиях. Согласно этимологическому языку иранских языков, слово «дангара» разбивается на две части - dan (u) (a), что означает «долина», «ровное месс-то», и gar - «жечь» и «светить». В арийском языке слово - dhana оз-начает «сухая земля», а ghar - «жар», «зной» [12,160,331]. Древнейшее слово точно отражает природную обстановку Дангаринской долины, как сухой и зной-

Рис. 1. Стела с символов Дангары - пшеничный колос

Рис. 2. Пулисангин в 50-60-х годах ХХ в.

ной. Но это характеризует только низменную центральную и южную часть долины и совсем не относится к ее северной части и тем более к окружающим ее склонам хребтов Гулизиндон, Санглок, Сарсаряк, Джилантау. В древности все склоны, а в настоящее время только их верхние части, были покрыты густыми рощами. Здесь выбиваются многочисленные родники. Широкая адырная полоса пригодна для ведения богарного земледелия. Именно в этой зоне, благоприятной для проживания, зафиксированы основные городища и поселения. В низменной части долины они расположены возле редких родников, к примеру, город Золи Зард возле сел.Корез, Таджик Кала у сел.Бульёни Поён, Джартепа у слияния рек Тоирсу и Саргазон (рис.3). Всего в Дангаринском районе на данное время известно 340 памятников, относящихся к различным историческим этапам. Благодаря многолетним работам и, особенно, наблюдениям за вскрывающимися толщами лёсса при разрушении берегов Нурекского водохранилища было выявлено огромное число исторических объектов. А такого количества разновременных и разнокультурных стоянок каменного века, не было обнаружено ни в каком другом из районов республики, да и, пожалуй, во всей Центральной Азии. Их число достигает 160 [23, 34-36].

Наиболее древние следы проживания первобытных людей на территории Дангаринского района относятся к заключительному периоду среднего палеолита или как его еще называют эпохе мустье (100-40 тыс. лет назад). Появление мустьерских культур связывают с неандертальцами, популяцией сменивших питекантропов, на большей части заселенной на тот период ойкумены - на Ближнем и Среднем Востоке, в Европе, Кавказе, Средней Азии, Казахстане. Местом своего компактного проживания они выбрали террасы реки Вахш и ее притоков - Челондары, Куруксая, Кули-суфиён. Древний человек устраивал свои стоянки в удобных небольших ложбинах, окруженных скальными выходами, хорошо защищенных от ветра и в непосредственной близости к источникам сырья в русловых отложениях галечника. Самая крупная стоянка находилась под прикрытием скалы и получила соответственное название Кумтепинская скала [22, 85-86].

Но наиболее интересной является стоянка Огзи-Кичик, расположенная у южного подножья хребта Гулизиндон, со стороны Дангаринской долины (около сел. Шар-Шар). Её изучение показало, что природные условия в мустьерский период были благоприятными для проживания. Климат был влажным, теплым, существовала богатая древесная растительность и разнообразный животный мир. Древние люди охотились на кабаллоидных лошадей, благородных оленей, плейстоценовых ослов, козлов-кииков, волков, медведей, кабанов и даже на таких экзотических и вымерших к настоящему времени животных, как носороги. Особое предпочтение отдавалось мясу черепах, в культурном слое стоянки было найдено 12 тысяч их панцирей, за что люди, проживавшие на ней, получили название пожирателей черепах. Наличие подобного культурного слоя является уникальным

не только в Средней Азии, но и среди синхронных памятников окружающего мира [10,101-103; 11, 60-63].

В последующий период каменного века - в верхнем палеолите, на базе эволюции древнейших нижнепалеолитических галечных традиций, мусс-тьерской техники и диффузии ближневосточной пластинчатой микролитической индустрии, созданной уже человеком современного вида, складывается вахшская культура, обладающая своими локальными чертами. В мезолите, пополнившаяся еще раз новыми инновациями за счет миграции ближневосточных племен, эта многокомпонентная культура - занимает прочное положение, не только на берегах Вахша (стоянка Дараи Шур), но и распространяется по югу Таджикистана [13, 278-375].

Но особо активно берега р. Вахш и Дангаринскую долину осваивали племена неолитической гиссарской культуры в VI-IV тыс. до н.э. (рис.4). Число их стоянок достигает 100. И хотя первый памятник этой культуры обнаружен возле Гиссара, за что она и получила свое название, основные поселения находятся именно на территории Дангаринского района - это Туткаул, Сай-Сайёд, Тегузак, Кангурттут, Бульёни Поён [11,14-42]. На примере неолитических памятников в зоне Нурекского водохранилища можно проследить начало сложения оазисной системы расселения, ставшей в последующие периоды истории основой взаимоотношений - столичный город и сельская округа. В долине р.Вахш - это два базовых поселения -Туткаул и Сай-Сайёд с окружающими многочисленными пунктами кратковременного пребывания, занимавшими все экологические ниши по вертикали. Их можно встретить на всех уровнях речных террас, в адырной полосе, на водоразделах, где они располагались по берегам ручьев и в глубине небольших ущелий. Они определяли зону регулярных посещений угодий и участков, благоприятных для охоты и собирательства в пределах освоенной ими территории природопользования.

Переходный период от каменного века к эпохе бронзы - так называемый энеолит и ранний этап эпохи бронзы на территории Дангаринского района пока неизвестны. Исследованиями установлено, что только в конце III тыс. до н.э. на территории Восточной Бактрии, начинает формироваться новый археологический комплекс, названный известным французским ученым А.-П.Франкфортом - культурой Окса [27,174]. С ним согласна Н. М. Виноградова. Она считает, что новые материалы неоспоримо доказывают формирование на правобережье Пянджа и на его притоках - Вахше, Сурхобе, Яхсу и Таирсу в конце III - начале II тыс. до н.э. еще одного локального центра бактрийско-маргианской цивилизации, который синтезировал месопотамо-эламские эталоны с местными бактрийскими традициями [1,89-108]. Следы этой культуры в Дангаринском районе обнаружены на могильнике Куруксай (рис.5) и в подъемном материале на окраине селения Гиджовак [21,160-164; 15,60-61].

В хронологическом порядке и по культурной принадлежности памятники середины-конца II тыс. до н.э. выстраиваются следующим образом.

Промежуточное положение между средним и поздним этапами занимают Нурекские могильники. К позднему периоду относятся поселения Кангурт-тут и Тегузак (XV-XI вв. до н.э.), основанные оседлыми земледельцами. Наибольшую группи составляют могильники скотоводов бешкентско-вахшской культуры расположенные у селений Кулисуфиён, Дараи Шур, Мундок, Алиджон и Мохпара. Единственное поселение Ташгузор является переходным между эпохой поздней бронзы и ранним железным веком (XIX тыс. до н.э.). Памятники андроновской культуры пока не найдены. Но присутствие пришлого пастушеского населения отмечается почти на всех поселениях и могильниках, что выражается в наличие в комплексах характерных керамических сосудов степного типа, бронзовых «хвостатых» ножей и т.д.

В настоящее время о том, как протекала жизнь в период раннежелезного века (ГХ-УГГ вв. до н.э.) и во время ахеменидского царства, одной из сатрапий которого являлась Бактрия (УГ-ГУ вв. до н.э.), частично восстанавливается на основе изучения поселения возле сел. Рахшонзамин, а ахеменидской эпохи - поселений на восточной окраине Дангары и в восточной части сел. Бульёни Поён. Следует отметить, что ближайшими генетическими прототипами ведущему типу керамики ахеменидского времени, являются формы подобных изделий вахшской культуры эпохи бронзы. Связь элементов материальной и духовной культур населения поры финальной бронзы и последующего этапа раннего железа может предполагать и их этническую преемственность.

Для Дангаринской долины пока не известны города времен Александра Македонского. Но в конце ГУ-середине II вв. до н.э., когда территория исторического Таджикистана входит в состав греко-бактрийского царства, возникшего на обломках империи Александра Македонского, этот период отмечается развитием градостроительства. Возникают городища возле сел. Пушинг, Хушдилон (Торбулок), Маликова, на восточной окраине современного райцентра Дангара, а недалеко от сел. Корез -крепость Золи Зард (рис.6), на дату которых указывают найденные там керамические и каменные сосуды, и что особенно важно, шкатулки -пиксиды. Подобные шкатулки найдены при раскопках на таких эталонных городищах греко-бактрийского времени как Ай-Ханум (Северный Афганистан) и Тахти-Сангин (Южный Таджикистан). Обязательной принадлежность городов становятся зороастрийские храмы. В Хушдилоне найдены две уникальные и единственные в Таджикистане целые каменные чаши. Подобные сосуды известны по находкам на греческих святилищах Средиземноморья, где они использовались для ритуальных омовений [16,227-234]. В Средней Азии каменные чаши предназначались для растирания трав, из которых в зороастрийских храмах готовили хауму. В Хушдилоне найдены и небольшие каменные чаши, украшенные резьбой и инкрустацией, которые также входили в состав ритуальных сосудов, которые ярко характеризуют мастерство камнерезчиков [26,88-93] (рис.7).

Крупное городище располагалось на месте современного селения Гиджовак. К сожалению, он полностью застроено современными домами и до нас дошли только разрозненные предметы отдаленной эпохи. Время существования города греко-бактрийским и кушанским временем определяется найденными монетами Эвтидема (конец Ш-начало II вв. до н.э.); Сотер Мегаса (I в.н.э.); Канишки, Хувишки (II в.н.э.); Васудевы (конец II-начало III вв.н.э.); и подражания Хувишки (Ш-ГУ вв.н.э.). Наибольший интерес вызывает монета Эвтидема, поскольку подобный тип монет впервые обнаружен в Таджикистане, а для всей Средней Азии является редчайшей находкой (рис.8). Находки монет трех греко-бактрийских царей свидетельствуют о возникновении денежного обращения не позже последней четверти III в. до н.э. Наличие не только крупных серебряных монет весом 16 г, но и медных (Хушдилон - 2 монеты Диодота второй половины III в. до н.э.) свидетельствует о их проникновении в сферу мелкой повседневной торговли и, что денежным обращением были охвачены не только крупные города, но и сельские поселения (Дараи Шур - Евтидем II 70-е годы II в. до н.э.; Евкратид вторая четверть II в. до н.э.) [4, 5-13, 66].

Интенсивное освоение территории района происходит на рубеже нашей эры, что совпадает с общим подъемом в строительстве городов в период наивысшего расцвета Кушанского царства. Мощь этого государства, просуществовавшего в течение 400 лет, способствовала стабильной обстановке. В этот период возникают десятки больших и малых поселений. Наиболее плотно были заселены оба склона Гулизиндонского хребта - туткаульская котловина (северный склон или левый берег Ваша) и южный, в треугольнике - селение Оксу - Кангурт - райцентр Дангара, где сосредоточилось несколько крупных городищ античного времени, границы которых почти смыкались друг с другом. Здесь действие родников было усилено каризами, часть из которых сохранились до настоящего времени, а часть только в названии селения Корез. Другая цепочка разновременных поселений и городищ расположены по берегам р.Таирсу.

В этот период существуют городища Тепаи Киевшайды у селения Оксу, Кампыртепа - у Пармкамчи, Тупхона у сел. Игрони Боло, Молишо у сел. Хочи Шакики Балхи (Себистон), Кулисуфиен, и др. Продолжается жизнь на Пушингском городище, Гиджоваке, на крепости Золи Зард, вокруг которой в радиусе 1 км располагалось крупное поселение. Оно смыкается с другим поселением, на цитадели которого в настоящее время находится мазар Мавлоно Тоджиддин. Это поселение почти вплотную приближалось к Дангаринскому городищу, частично сохранившемуся на вершине холма в северо-восточной части райцентра. Ко II в. до н.э. - III в.н.э. относятся многочисленные сельские поселения и крепости, расположившиеся в наиболее благоприятной зоне - на склонах хребта Гулизиндон и горы Санглок - это территории современных селений Мундог, Гаргара, Экизак, Пехо, Ширинсай и др.

Это время отмечено великолепными образцами материальной культуры. Высокого уровня достигли гончары, производившие красноангоби-рованные чаши и кубков и статуэтки. Искусство каменотесов проявилось при изготовлении каменных оснований (баз) под колонны которые являлись важным элементом бактрийской архитектуры при строительстве монументальных гражданских и культовых сооружений и их миниатюрных копий для домашних алтарей.

С поселениями соседствуют могильники кочевников, компактно расположенные вдоль склонов хребтов Санглок и Чолтов - Экизак, Найзабу-лак, Бешкапа, Джетерган, Ксиров. Значение этих могильников велико. По мнению их исследователя Е.П. Денисова сравнение материалов из могильников с синхронными погребальными памятниками, дает основание полагать, что они были оставлены племенами юэчжей. В виду крайней скудости сведений, содержащихся в письменных источниках по истории Кушанской империи, такой вывод явился бы немаловажным, ибо именно юэчжам-тохарам принадлежит заслуга ее создания. Китайские источники также среди народов разгромивших греко-бактрийское царство и на ее обломках создавших кушанское государство, особенно часто упоминают племена да-юэджей. Путь да-юэджец до границ Греко-Бактрии шел через Семиречье и Фергану. Данных, что этот путь наряду с да-юэджами мог быть пройден еще каким-нибудь народом, в настоящее время нет. Таким образом, правомочно сопоставить могильники Семиречья и Ксиров с племенами да-юэджей [3, 41-42].

Дангаринский район был включен в состав Кушанского государства и, соответственно, в систему его денежного обращения. На раннем этапе правления кушан в обращении находились серебряные монеты повторяющие тип подлинных серебряных тетрадрахм и медных монет последнего греко-бактрийского царя Гелиокла. Одна такая медная монета была найдена на городище Тепаи Шоид вблизи сел. Сангтуда. На лицевой стороне этой монеты находится бюст Гелиокла в профиль вправо. На оборотной стороне изображен Зевс, по трем сторонам от которого находится греческая надпись «БАСИЛЕОС МЕГАЛОЙ ГЕЛИОКЛ» - «Великий царь Ге-лиокл». На втором этапе происходит наибольший подъем денежного обращения. В Дангаринском районе найдены монеты почти всех кушанских царей, начиная с Сотер Мегаса (35-65 гг.) и кончая Васудевой (184-218 гг.). Интересно, что на монетах самого выдающегося кушанского царя Каниш-ки, он изображен перед зороастрийским алтарем огня - древней религии бактрийцев, согдийцев и других иранских народов [4, 14].

Хотя для раннего средневековья количество памятников снижается, но те которые мы знаем, представляют собой уже крупные города, расположенные в разных частях Дангаринской долины. Поселение Гиджовак не только продолжает существовать, но и расширяется. У селения Сангтуда, для контроля над еще одной переправой через Вахш основывается крепость Сари Купрук. На берегу р.Таирсу, в районе современного селений

Бульени Боло, строится город площадь которого достигает 15 га. Главным поселением УЬУШ вв. становится мощная крепость Хусравкала (Джар-тепа) возвышающаяся в центре Дангаринской долины (рис.9).

В начале развитого средневековья Дангаринская долина являлась частью владения Хутталь, которое в свою очередь входило в состав государства Саманидов. К Х-ХП вв.н.э., относится значительное количество городов, что может служить свидетельством интенсивной экономической жизни благодаря стабильной политической обстановке, сложившейся в государстве Саманидов. Еще в VII в. на берегу Вахша, в начале Пулисан-гинского ущелья, основывается город, который занимал важное положение у Каменного моста. Э. Юркевич, который вел раскопки города, отождествлял его с Тамлийатом, упоминаемый средневековыми географами в числе 12 городов Хутталя [20, 124]. Его расцвет приходится на Х в. В более позднее время название города меняется на Туткаул, ныне оно затопленно Нурекским водохранилищем. Слово «туткаул» - тюрского происхождения, упоминается в литературном памятнике XVI в. «Бабур-наме» (Записки Бабура) в значении «место перехода», «место остановки» [8, 53]. Смена названия происходит на этапе заселения района локайскими племенами, вытеснившими на время коренное таджикское население. В саманидский период активизировалась жизнь на Пушингском городище, стоявшем на торговом пути, связывающем юг и север Тохаристана. К этому времени относится возникновение крупных городищ Шаштепа (Бульени Боло), Таджиккала (Бульёни Поён).

В Дангаринском районе были и другие архитектурные сооружения такого рода. Об этом свидетельствуют резная капитель и своеобразная каменная база с арабской надписью, находящиеся на кладбище сел. Пушинг (рис.13), а также украшенная резьбой база на мазаре у сел. Дараи Шур. На базе из Пушинга, выгравирована надпись конца XI- начала XII в., прочитанная и переведенная Л.Додхудоевой: «Из того, что сделал Мухаммед... Да про[стит его Аллах]. Господство принадлежит Аллаху».

Городище саманидского периода существовало на территории самого райцентра Дангара. Оно состояло из крепости и шахристана. Крепость была построена на берегу ручья, протекающего через райцентр. Рядом с крепостью в Х в.н.э. возникает мавзолей Шахид. В последующие века здание мавзолея перестраивается и для его отделки применен резной ганч и глазурованные изразцы. Это поселение под названием Дашти Кулак неоднократно упоминается в XIV в. в связи со сражениями Тимура с его врагами у Пули Сангина [2, 29] (рис.10,11).

Вместе с ростом городов резко возрастает и число горных поселений, следы которых были обнаружены на территориях современных селений -Гулавшон, Савда, Калкот, Кайнома, Дараи Осиё, Маликова, Пармкамчи, Тутбулак и др. О достаточно высоком жизненном уровне населения и активном товарообороте свидетельствуют постройки, возведенные из

жженого кирпича, керамика, изготовленная на гончарном круге, что характерно для городской структуры.

Монгольское нашествие нанесло сокрушительный удар по всей завоеванной ими территории. Для постмонгольского времени не отмечается ни одного крупного города. Жизнь сосредотачивается в селениях, что отмечено найденными фрагментами керамики с характерной бирюзовой поливой. Активизация жизни отмечается в период правления Тимуридов. К этому времени относится большинство найденных отдельных медных монет и кладов из серебряных (сел. Гиджовак и Гулистон). Имеются монеты всех правителей - от эмира Тимура (1370-1405 гг.) до последнего представителя династии - султана Хусайни Байкары (1469-1506). Судя по находкам монет с чеканом различных городов, даже из далекого Западного Ирана, Хутталь и соответственно и Дангаринский район были вовлечены в орбиту межлународной торговли на огромном пространстве тимуридской империи [4, 39, 46,47].

Из позднесредневековых памятников можно назвать только крепость Чортепа (Себистон), городище у мавзолея Мавлоно Тоджидин. Попреж-нему продолжалась жизнь на Пушингском городище и на городище Таджиккала. К ХУШ-ХГХ вв. относятся последние этапы жизни на Дангаринском городище, в Золи Зарде и Калаи Сангтуде. Хотя основные памятники ХШ-ХУШ вв. - это мазары и мавзолеи, но они показывают мастерство строителей. К таковым относятся три памятника - это остатки монументальных сооружений в местности Кабри Козак (сел. Шахбур), второе у сел. Корез, третье - у селения Шар-Шар, в округе которых были найдены фрагменты ганчевых резных плит с голубой поливой по выступающему рельефу, декоративные детали с такой же поливой и без нее, фрагменты глазурованных плит с растительным орнаментом, не уступающие по своему художественному качеству отделке зданий Самарканда и Бухары (12).

Кроме монументальных мавзолеев, облицованных майоликой и резным ганчем, существовало множество «непарадных» святых мест, но пользовавшихся не меньшим почитанием. К ним относятся мазары Мавлоно Таджиддин и Мавлоно Обиддин (сел. Корез), Ходжаи Зарин у сел. Ма-ликова, Ходжа Шакики Балхи (Себистон), о которых у населения до настоящего времени ходят легенды.

Общую картину состояния Бальджуанского бекства в период 1244-1287 г.х. (1828/1829-1870/187 гг.), в который входила Дангаринская долина, дает книга неизвестного автора под названием «Гульшан-ул-Мулук», переведенная Ш.Т.Юсуповым. В ней указывается, что в это время наиболее населенными местами были Ховалинг и Пушинг. Ховалинг имел 60 дворов, Кангурт - 5-6 дворов. В других кишлаках в разных местах было по 3-4 двора [24, 136]. Центром будущего Дангаринского района в XIX-начале XX вв. было селение Оксу, до его смещения в селение Дангара в 30-х годах ХХ в.

- муаррих-историк-historian -

С древнейших времен и до настоящего времени действовали и действуют дороги, вдоль которых до ХХ века стояли города с караван-сараями, что известно по путевым заметкам русских путешественников и сохранившимся руинам. Такой перевалочный пункт, например, известен в Саргазоне на пути из Вахшской долины в Дангаринскую. караван-сарай на окраине Себистона и два - в окрестностях Джетергана. До начала ХХ в. просуществовала крепость Сари Купрук. Именно здесь последний эмир Бухарского ханства переправлялся через Вахш на пути отступления из Душанбе через Яван. По воспоминаниям очевидцев, 8-й эскадрон кав-бригады, преследовавший эмира, сумел настигнуть Саида Алимхана лишь на сангтудинской переправе. Увидев погоню, Амирхан со свитой ускакал через мост, который тут же был подожжен. На оставленном берегу он бросил свой караван и гарем из 120 женщин. Сначала он укрылся в селении Оксу, откуда отступил в Куляб, из которого окончательно ушел в Афганистан 5 марта 1921 г [25, 94].

По преданиям, собранным Р.Л. Неменовой в процессе исследований в 60-х годах ХХ века, следует, что: «В конце XVII - начале XVIII вв. одно из даштикипчакских племен, а именно локайцы, вытеснили таджиков, исконно заселявших левый берег Вахша. Но в конце XVIII в. начался обратный приток таджиков из горных районов Куляба, Бальджуана, Фай-забада, в это время возникают кишлаки Калкот, Разиен, Тегузак, Мурут и др.» [8,46,51]. Множество селений возродившиеся в XVIII-XIX вв. когда пошел обратный процесс вытеснения локайских племен, переселенцами из горных областей, существуют и в настоящее время - это селения Гармак, Девчашма, Калкот, Разиён, Мундог, Джарбулак, Итарки, Гаргара, Савда, Гулизиндон и многие другие. К началу ХХ в. таджикское население отвоевало свои исконные земли. Примером может служить Туткаульское амлакдарство состоявшее в конце XIX в., примерно, из 50 селений, из которых 40 - уже было таджикскими и только 10 - локайскими [8,45]. Находка жителя Пармкамчи во дворе своего дома клада из 200 бухарских монет, предполагает существование уже крупного селения, активно включенного в местную торговлю (рис.14).

Все перечисленные памятники, относящиеся к древнейшему, древнему периоду и времени развитого и позднего средневековья в значительной степени определяют исторический облик Дангаринского района, вырисовывают особенности культур существовавших на его территории. В ограниченной по объему статье невозможно показать все многогранные стороны духовной сферы, искусства, социальной жизни, развитие ремесел, но она указывает на основные пути развития района, который активно участвовал в общем историческом процессе, проходившем в Бактрии-Тохаристане, в государстве саманидов, прерванным сокрушительным монгольским нашествием. Дальнейшая историческая обстановка не способствовала восстановлению городов. Закат Шелкового пути вывел территорию юга Средней Азии из международной торговли, что привело к

повсеместному спаду экономической жизни. Тимуриды и шейбаниды заботились только о процветании своих столиц, что привело к повсеместному застою.

Возрождение страны и Дангаринского района началось в эпоху Советского Союза. Строительство Нурекской ГЭС и туннеля из водохранилища, подавшего воду в безводную степь, что позволило перестроить всю структуру сельского хозяйства. Хотя район и сохранил аграрную направленность экономики, но значительно ее расширил. От преимущественного комплексного ведения хозяйства, основанного на богарном зер-новодстве и скотоводстве, были введены большие площади хлопчатника, огородных и садовых культур. Новый импульс развития Республика получила в годы независимости. В настоящее время Дангаринский район динамично развивается. Расширились посевы хлопчатника, на основе чего построен большой хлопкоочистительный завод. Действует свободная экономическая зона СЭВ «Дангара». Полностью изменил свой облик райцентр Дангара - превратившийся в современный город. В последние годы в Дангаре построены многоэтажные жилые дома, больница, оснащенная по последнему слову техники, Университет, спортивный комплекс, парк, благоустроены улицы (рис. 15).

Иллюстрации

Рис.3. Карта памятников Дангары упоминаемых в тексте.

Рис.4. Неолитические топоры. Рис. 5. Глиняные статуэтки из погребения эпохи бронзы Кругсай.

Рис. 6. Крепость Золи Зард.

Рис. 7. Городище Чолтов (Торбулок): каменные чаши - внутренний и внешний вид.

Рис. 8. Гиджовак. Монеты греко-бактрийских царей: а) Евтидем (конец Ш-начало II вв. до н.э.); б) Евтидем II (70-е годы II в. до н. э.).

Рис.9. Крепость Хусравкала у сел. Джартеппа.

Рис.10. Расписной кувшин Рис.11. Дангаринское городище. Одно из повещений саманидского времени.

Рис.12. Райцентр Дангара. Мавзолей Шахид. Фрагменты майолики.

Рис.13. Резная колонна Рис. 14. Клад позднесредневековых

из Пушинга. монет из Паркамчи.

Рис.15. Дангара. Университет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова Н.М., Кутимов Ю.Г. Погребальные памятники эпохи бронзы в Южном Таджикистане (могильники Гелота и Дарнайчм). -М., 2018. -275 с.

2. Гоибов Г. К вопросу о локализации средневековых городов Хутталя. -Д., 2007. -98

с

3. Денисов. К вопросу о миграции кочевых племен Средней Азии во 2 в. до н.э.// Респуб. научно-теоретич. конф. молодых ученых и специалистов Таджикской ССР, посвященная 110-летию со дня рождения В.И.Ленина. -Душанбе, 1980. - С.41-42.

4. Довуди Д. Древние и средневековые монеты Дангары. -Душанбе, 2014. -119 с.

5. Истахри. Китоб насалик ал-мамоник. - Тегеран, 1961.

6. Кошелева А.И., Васильев Н.А. Административно-территориальное деление Таджикистана (исторический очерк).- Сталинабад, 1948. - 48 с.

7. Мандельштам А. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в Среднеазиатском Междуречье//Наследие предков (Мероси Ниёгон).-Д., -2006.-С.70-126.

8. Неменова Р.Л. К сложению таджикского населения среднего течения бассейна р.Вахш//Этнография в Таджикистане. - Душанбе, 1989. - С.50-59.

9. Никонов А.А, Ранов В.А., Шарапов Ш. Фауна млекопитаюших, археология и геология стоянки Огзи Кичик (Южный Таджикистан)//Докл. АН ТаджССР. Т.16, №7, -1973. - С.60-63.

10. Пахомов М.М., Никонов А.А., Ранов В.А. Динамика природной среды низкогорий Южного Таджикистана в позднем плейстоцене//Развитие природы территории СССР в позднем плейстоцене и голоцене. -М., 1982. -С.99-106.

11. Ранов В.А., Филимонова Т.Г. Изучение Гиссарской культуры и неолитические слои поселения Кангурттут (к проблеме финального этапа гиссарской культуры).Ч.1// Виногра-

- муаррих-историк-historian -

дова Н.М., Ранов В.А., Филимонова Т.Г. Памятники Кангурттута в Юго-Западном Таджикистане (эпоха неолита и бронзового века). -М., -2008. -С.14-159.

12. Расторгуева В.С., Эдельман Д.И. Этимологический словарь иранских языков. -М., -2003. -Т.2: B-D. 502; 2007. -Т.3: F-G. -493 с.

13. Филимонова Т.Г. Пути заселения Центральной Азии в каменном веке//Этногенез и этническая история таджикского народа. Том 1.-Душанбе, 2021. - С. 278-375.

14. Филимонова Т.Г., Ахметзянов М.Р. Археологические исследования в Данга-ринском районе//Мероси Ниёгон, 2010/13. - С. 138-144.

15. Филимонова Т.Г., Ахметзянов М.Р. Поисковые работы по составлению археологической карты Дангаринского района в 2009 году//АРТ. -Душанбе. 2012. -Вып. XXXV. -C.55-112.

16. Филимонова Т.Г., Линстрем Г., Дружинина А.П. Каменные сосуды из селения Торбулок и открытие первого эллинистического поселения на территории Дангаринского района//АРТ. -Душанбе, 2012. -Bbm.XXXV. - С 227-234.

17. Флавий Арриан. Поход Александра/Перевод с древнегреческого Сириенко М.Е. -М.-Л., 1962.

18. Хафиз-и Талныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-Нама и Шахи (Книга Шахской славы). Факсимиле рукописи/Перевод с персидского, введение, примечания и указатели М.А.Салахетдиновой. Часть I. -М., 1963. -542 с.

19. Худуд ал-Алем. Рукопись Туманского с введением и указателем В.Бартольда. -Л., 1930. -229 с.

20. Юркевич Э.А. Археологические работы в зоне затопления Нурекской ГЭС в 1961 г//АРТ. -Душанбе, 1964. -Вып.9. -С.114-124.

21. Юсупов А. Археологические исследования Байгазинского и Вахшского археологического отрядов в1983 г//АРТ. -Душанбе, 1991. -Вып. 23. -С.151-167.

22. Юсупов А., Филимонова Т.Г. Палеолитические местонахождения среднего течения реки Вахш//Проблемы взаимосвязи природы и общества в каменном веке в Средней Азии: Тез.докл.конф. посвящ. 50-летию открытия Тешик-Таша. -Ташкент, 1988. -С. 85-86.

23. Юсупов А., Филимонова Т.Г. Периодизация стоянок каменного века среднего течения р.Вахш//Изв. АН Рес. Тадж. Серия востоковедение, история, филология, -1992. -№ 3. -С. 34-36.

24. Юсупов Ш.Т. Об одном источнике по истории Бальджуана//Памяти А.А. Семенова. -Душанбе, 1980. -С.130-136.

25. Юсупов Ш. О гареме эмира Саид Алимхана//Мероси Ниёгон (Наследие предков).-Душанбе, 1995, -№2. -С. 93-98.

26. Якубов Ю., Филимонова Т.Г. Махруй и Хавун из храма огня у селения Торбулок (Дангаринский район)//Проблемы археологии и истории Таджикистана. К 80-летию со дня рождения академика АН РТ Ю.Я. Якубова. -Душанбе, 2017. -С.88-93.

27. Francfort H-P. The early Periods of Shortughai (Harappan) and the Western Bactrian Culture of Dashly. SAA, 1981. -Cambridge. 1984. -P 174.

ДАНГАРИНСКОМУ РАЙОНУ 90 ЛЕТ

Статья посвящена истории Дангаринского района. 8 июля 2022 года исполнилось 90 лет со дня образования Дангаринского района. Становление района как самостоятельной административной единицы напрямую связано с историей Республики Таджикистан. В письменных источниках имеется только несколько разрозненных упоминаний о будущем районе, касающихся отдельных событий связанных, в основном, с Пулисангинским ущельем.

В результате обследования района было найдено 340 памятников относящихся к различным эпохам и культурам, самые древние из которых относятся к периоду среднего палеолита (100-40 тыс.лет назад). На основе изучения этих памятников реконструируются

- муаррих-историк-historian -

исторические процессы, происходившие на территории Дангаринского района в течение тысячелетий.

Ключевые слова: Дангаринский район, история, археология, каменный век, эпоха бронзы, античность, средневековье, стоянки, города.

НОХДЯИ ДАНГАРА 90-СОЛА ШУД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макола ба таърихи нохияи Дангара бахшида шудааст. 8 июли соли 2022 аз таъсисёбии нохияи Дангара 90 сол пур шуд. Ташкили нохия хамчун вохиди мустакили маъмурй ба таърихи Ч,умхурии Точикистон бевосита алокаманд аст. Дар маъхазхои хаттй дар бораи нохия зикри пароканда мавчуданд, ки ба вокеахои алохида алокаманд буда, асосан ба дараи Пулисангин тааллук доранд. Дар натичаи тахкикоти ин мавзеъ 340 ёдгории мута-аллик ба даврахо ва фархангхои гуногун пайдо шуд, ки кадимтарини онхо ба давраи палеолити миёна (100-40 хазор сол пеш) тааллук доранд. Дар асоси омузиши ин ёдгорихо равандхои таърихие, ки дар каламрави нохияи Дангара дар давоми хазорсолахо ба амал омадаанд, аз нав баркарор карда мешаванд.

Калидвожадо: ноцияи Дангара, таърих, археология, асри санг, асри биринц , цадим, асрцои миёна, мавзещо, шацрцо.

DANGARA DISTRICT IS 90

The article is devoted to the history of the Dangara region. July 8, 2022 marks the 90th anniversary of the formation of the Dangara district. The formation of the district as an independent administrative unit is directly related to the history of the Republic of Tajikistan. In written sources, there are only a few scattered references to the future area, relating to individual events related mainly to the Pulisanginsky gorge.

As a result of the survey of the area, 340 monuments belonging to different eras and cultures were found, the oldest of which belong to the Middle Paleolithic period (100-40 thousand years ago). Based on the study of these monuments, the historical processes that took place on the territory of the Dangara region for millennia are reconstructed.

Key words: Dangara region, history, archeology, Stone Age, Bronze Age, antiquity, Middle Ages, sites, cities.

Маълумот дар бораи муаллиф: Филимонова Татьяна Германовна -номзади илмдои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостон-шиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ. Телефон: (+992) 915-80-40-51. Е- mail: tatyanfilimonova@mail.ru

Information about the author: Filimonova Tatyana Germanovna - Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Archeology of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A.I. A. Donish NANT. Phone: (+992) 915-80-40-

51.E-mail: tatyan filimonova @mail.ru

♦-♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.