Научная статья на тему 'ГДЕ НАХОДИТСЯ АРИАНА ВАЙДЖА?'

ГДЕ НАХОДИТСЯ АРИАНА ВАЙДЖА? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАНДИДАД / АРИАН ВАЙДЖА / АВЕСТТЕ / ВАХВИ ДАЙТИА / ВАХШ / ОКС / ТАХТИ САНГИН / ЙИМ / ЯМ / ДЖАМШЕД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсуфшо Якубшо

Статья посвящена спорному вопросу, о месте нахождения первой стран арийцев. В статье приводятся мнения всех ученых по данной теме, и на основы данных Авеста, топонимики, лингвистики и археологии автор приходит к выводу, что Ариан Вайедж находился в верхней части р. Амударьи. Автор предполагает, что Авеста до прихода Ахеменидов сложилась в Бактрии в Ариане Вайедже, а Тахти Сангин город Вахшон храм Окс- Вахш был его религиозным центром

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHERE IS ARIANA WAIJA?

The article is devoted to the controversial issue of the location of the first country of the Aryans. The article presents the opinions of all scientists on this topic, and based on the data of Avesta, toponymy, linguistics and archeology, the author comes to the conclusion that Arian Wayej was located in the upper part of the river. Amu Darya. The author suggests that the Avesta before the arrival of the Achaemenidswas formed in Bactria in Arian Vayej, and TakhtiSangin, the city of Vakhshon, the temple of Oks-Vakhsh was its religious center.

Текст научной работы на тему «ГДЕ НАХОДИТСЯ АРИАНА ВАЙДЖА?»

- муаррих-историк-historian -

БОСТОНШИНОСЙ -АРХЕОЛОГИЯ-ARCHEOLOGY ♦-♦

УДК - 9 (575)

ГДЕ НАХОДИЛСЯ АВЕСТИЙСКИЙ АРИАНА ВИЧ (ORION VIJ)?1

Юсуфшо ЁКУБШО, Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша НАНТ

В Вандидаде фаргарде 1 Верховный бог арийцев Ахура Мазда в беседе со своим пророком Зарадуштром говорит, «...Первая страна-карашвар, который я, Ахура Мазда, сотворил, был Ориен Вич (Ariana Baiejah) на реке Вахви Дайтиа (добрая, благая Дайтиа)» [1,422]. Автор русского перевода Яштов И. Стеблин-Каменский пишет, что Ариана Вайджей считается мифической прародиной древних арийцев на реке Вахви Дайтиа. Слово Ариана дословно означает, вероятно, простор Ариев или арийский размах. В основе этой легенды могут лежать воспоминания об одной из долин Памиро-Гиндукушского района - Алайской или Ваханской. Авестийское слово Ариана Вайджа на пехлевийском языке звучит как Иран веч (Iran vez), а на таджикском - Ориён вич (Orion vij) [2, 198].

И. Стеблин-Каменский предполагает, что в основе мифа об Ариана Вайедже лежит реальное географическое место в бассейне современной реки Пяндж. По мнению этого авестоведа, р. Пяндж и есть Вахви Дайтиа [3, 5-7].

Авестовед, автор перевода Гатов и Яштов на фарси Пури Довуд пишет, что в Ардвисур Яште, 104 упоминается река Вангух Дайтиа. Это имя носит и гора, с которой стекает эта река. Слово Вангух на пехлевийском языке звучит как добрая Дайтиа, а слово дайтиа - дойтик. Эта река стекает с гор Куфистана и течет по Иран Вейджу [4, 283]. По поводу локализации Иран Вейджа Пури Довуд поддерживает мнение Маркварда о том, что он находится в Хорезме [5, 59-155]. Сейчас большинство авестоведов признают за рекой Вахви Дайтиа современную р. Пандж и Амударью. Если это так, то давайте будем искать Ариана Вайджу в бассейне р. Амударьи в том числе Пяндже.

В гимне Ардвисур Яшта V, 17 и XXVV, 104 говорится, что «... молился Ардви-Суре Спитама-Зарадуштра на Ариана Вайдже у Дайтии благой. Там почитал он Ардви, И хаомой молочной, И прутьями барсама, искусными речами, И мыслью, И делами, И сказано верно, праве дыми словами».

В гимне Ахура Мазде Яште 21 говорится: «Хвала да будет Хварно, могучему кавийскому! Хвала Арианам-Вайджа, и благу, Маздой данным! И водам Дайтии слава, и чистым водам Ардви! Хвала благому миру!».

1Статья написана на основе проекта «История таджикского народа. Археология Таджикистана от каменного века до позднего средневековья. Государственный регистратционный номер 012Ш1212.

В Бундахишне, в разделе рек (глава XX), говорится, что река Дайтиа течет по Иран Вейджу через гору Панджистан». Возможно, автор Бунда-хишны под Панджистаном имел в виду бассейн реки Пяндж.

Для локализации р. Дайтии важное значение имеет определение места рождения пророка Зарадуштры, так как в «Авесте» жизнь и его деятельность связаны с этой священной для арийцев рекой.

В Бундахишне (глава XX) говорится, что селение, в котором жил отец Зарадуштры, называлось Дараз- Dуrage. Слово ёагаг означает длинное, далекое. Здесь же, в главе XXIV, отмечено, что река Дурадж (глава) верхних (Ьа1а - боло) рек, потому что жилище отца Зарадуштры находится на его берегу и Зарадуштра (родился там). В Бундахишне указывается, что Дурадж находится в Иран Вейдже, и на берегу ее было жилище Пару-шаспа, отца Зарадуштры [6, 299].

Место рождения пророка упоминается в Вандидаде фаргарде XIX, 4, где говорится, что Зарадуштра встал с места и без страха взял камни, которые дал ему Ахура Мазда, поднял и вращал их для броска в сторону Ахримана. Ахриман спросил: «Ты находишься на вершине горы, на берегу реки Дурадж в доме Прушаспа. Откуда, с каких мест этой обширной страны брал эти камни и зачем привел их в движение в сторону меня?». Здесь местом дома отца Зарадуштры названо селение Дарадж (дароз) в горах, у одноименной реки. Надо отметить, что в провинции Бадахшана Афганского Дарваза есть селение Дуродж, на берегу одноименной реки, берущей начало с горы Каф (Куфа). Гора Каф упоминается в Бундахишне XII и, как было отмечено выше, авестовед Пури Довуд поддерживает мнение, что река Дайтиа берет начало с горы Куфистана, т.е. откуда берет начало и река Дурадж, впадающая в р. Дайтию (Пяндж). Слово дурадж как авестийское ёагаг означает длинное, идущее издалека, с высоких гор. По-моему мнению, слово дурадж является современным произношением авестийского ёагаг.

В Ясне 19, 18 говорится о пяти руководителях (рату) Рага. Это намонпат - глава семьи, виспат - глава селения, зантупат - глава района, дахюпат - глава кишвара и жрец - хирпат в Раге Зарадуштры. Здесь Раг назван «Роги Зардушти», т.е. Раг, принадлежащим Зарадуштре. Такое название связано, возможно, с тем, что здесь впервые начала распространяться религия Зарадуштры или отсюда он начал свою религиозную деятельность. Из Рага, согласно авестийскому толковому словарю «Занд», была и мать пророка Дугдуга [7,151].

Анализ авестийских источников, изучение топонимики Восточной Бактрии, т.е. нынешних горных районов Куляба, Дарваза и Бадахшан-ского Таджикистана, Афганистана, лингвистические выводы авестологов о том, что язык Гат является диалектом Восточной Бактры [8, 9-10], позволяют сделать заключение, что Зарадуштра был родом из селения Дуродж провинции Куфы Афганского Бадахшана, а мать из Рага этой же провинции. По всей вероятности, тогда Раг был одним из больших

административных и религиозных центров государства Кайянидов. Территория тогдашнего Рага охватывала юго-восточную часть современного афганского и таджикистанского Дарваза, весь современный Раг и часть Рустака Тахара до берегов Амударьи (Пянджа). Обследование афганского Рага и Рустака Тахара в 2004 г. показало, что эти районы были обжиты еще в неолите, а в бронзовом веке здесь было много поселений земледельцев и скотоводов [9, 106-116]. В этом году 20. 8. 2022 г., городище Карон посетили два депутата афганского парламента Фавзия Куфи и Латиф Пидром, Фавзия является жительницей селения Дураджа волусволи Куфы и я спросил ее, что Вы знаете, что Зардушт пророк зароастризма происходит из вашего селения Дуроджа?. Она ответила да, «зедесь находится мазар могила, которой люди называют «гури Зардушт».Это факт имеет большое научное значение для подтверждения родины пророка из этого района таджикской земли.

Надо отметить еще один важный аргумент. Данные из топонимики Восточной Бактрии показывают, что здесь сохранились разные варианты названий селений - Раг, Рага, Рагистан, Рогун, Кумраг, Пастираг, Пушти-раг, Нимраг, Рогак , Биброг, Зингрог и др. Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что в Авесте речь идет именно, о восточном бактрий-ском Раге.

Авестоведы из-за незнания административных центров тогдашнего государства Кайянидов отождествляют бактрийский Раг с Райем современного Ирана. На самом же деле, иранский Рай никакого отношения к авестийскому Рагу не имеет. В Авесте среди 16 карашваров, которые создал Ахура Мазда, назван бактрийский Раг, а не иранский Рай. Меня удивляют те авестоведы, которые считают Зарадуштру выходцем из Мидии, Западного Ирана, а язык Гат происходящим из Восточного Ирана. Получается, что Зарадуштра родился в Западном Иране и когда он объявил себя посланником бога, его стали преследовать и он убежал к Виштаспу в Бадхи. Здесь он написал Гаты не написал на западно-иранском и даже не на западно-бактрийском, а на восточно-бактрийском диалекте. Как же за короткий срок он смог выучить диалект восточно-бактрийского языка и написать свои Гаты на этом языке? Ответ на вышепоставленные вопросы один: Зарадуштра не происходит из Западного Ирана, он никогда в тех краях не был.

Как известно, Зарадуштра в возрасте 30 лет отправился на многолюдный праздник (возможно, Навруз) в область четырех притоков р. Дайтии в Ариана Вайдже, где получил первое божественное откровение. В «Зара-душтнаме» говорится, что Зарадуштра рано утром хотел набрать воды из более чистой части реки. В это время с неба в кольце огня спускается Вохумана, посланник бога и дает ему знак пророка и пригласил его на беседу с богом Ахура Маздой. После получения откровения Зарадуштра поднимается в горы Саблон (Саманган), [9, 110-116] где в течение 10 лет встречается с богом и амшаспандами и составляет (сочиняет) свои Гаты.

После этого он в течение двух лет путешествует по районам Восточного Ариана (Ирана) и встречается с местными кайями (князьями), пытаясь обратить их в свою веру. Однако он убедился, что без могущественного покровителя не сможет распространять свою новую религию и приходит к царю Бактрии Виштаспу.

Данные о двухгодичных странствиях пророка имелись в «Спанд наске» и «Виштасп наске». Эти наски не сохранились, но отрывки из этих произведений встречаются в «Динкарде», «Задаспраме», «Зарадуштнаме» и других авестийских источниках.

И.В. Пьянков исследовал эти странствия в своей статье «Зороастр в истории Средней Азии: проблема места и времени». В статье затрагиваются основные вопросы по проблемам места и времени жизни пророка. По спорным вопросам этой работы мной опубликована соответствующая статья. [10,23-47] В данной же статье остановлюсь на спорных вопросах локализации Ариана Вайджи. Первая встреча пророка происходит в Ариана Вайдже в месте впадения четырех притоков Дайтии. Названы имена двух из них: Айватак и Овшанруд сохранились.

И.В. Пьянков реку Айватак отождествляет с рекой Навтах, т.е. с современной р. Кашка-дарьи [12,10-13]. Я думаю, что речь идет о реке Айвадж, т.е. современной р. Кафирниган. Слово Айватак связано с селением Айвадж, которое находится в современном Шахритуском районе Таджикистана. Возможно, слово Айватак есть измененное название Айваджак, т.е. небольшой Айвадж. Языковеды предполагают, что слово айвадж является измененным названием Ариана Вайедж. Надо отметить, что в этом районе сохранились названия гор, рек и городов, которые относятся к топонимике Авесты. Например, район, где находится Айвадж, называется Кубодиен. Как известно, Кубад, Кави Кавата по Авесте был основателем государства Кайянидов. Он был родом из этого Кубодиана нынешнего Таджикистана. Здесь же, недалеко расположен г. Шахритус (Шахритус). Тус был полководцем и царем государства Кайянидов [13, 467-468].

Здесь горы правобережья р.Амударьи называются Тирак. Это название встречается в Авесте. Горы левобережной части называются Кайкух, т.е горы кдйев [14, 13] В этом районе две крупные реки - Вахш и Пяндж -сливаются и получает название Амударьи, т.е. Дайтии. Здесь находится храм Окса (Вахша), а город назывался Вахшон, для арийцев здесь было священное место. Здесь, по-нашему предположению, Зарадуштра получил божественное откровение, после чего начал встречаться с Ахура Маздой и призывать людей принять единого бога, т.е. единобожную религию. Здесь археологами под руководством академика Б.А. Литвинского раскопан храм бога реки Вангух Дайтии (священной Дайтии) Вахшо (Вахшох) [15,42-67].

Таким образом, Зарадуштра первую встречу с людьми провел в Ай-вадже, т.е. Ариана Вайдже. Вторая встреча произошла в дельте Овшанруд.

По-моему мнению, Овшанруд соответствует Кундуздарье. Она берет начало с горы Шашан - название, созвучное с авестийской Овшаной. Третья и четвертая встречи происходили в месте слияния рек Вахш и Хароб -Пяндж. Таким образом, все четыре встречи пророка происходили в Ариана Вайдже, которому соответствует район среднего и частично верхнего течения реки Пяндж.

Почему-то, некоторые авестоведы считают, что Ариана Вайджа соответствует Хорезму. К ним относятся И. Марквард, Э. Бенвенист, А. Кристенсен, Н.С. Ньюберг, С.П. Толстов, М. Оштиени и др. [см.16, 19-20].

Обратимся к авестийским источникам, где есть упоминание о Хорезме. Как известно, среди 16 карашваров, которые создал бог Ахура Мазда, названия Хорезма нет. Оно упоминается в Митре Яште IV, 14: «Реки широкие потоки стремят свое течение, и к Ишкате Парутой, и к Мевру, что в Харайве, и к Гаве в Согде и в Хорезм».

Как мы видим, здесь речь идет о тех реках, которые текут с горы Арбурза в сторону Мерва - это Мургаб-дарье, Аму - в сторону Хорезма и Зеравшан - в сторону Согда. Ариана Вайджа здесь не упоминается.

В карде 15 этой главы говорится: «Так на Арезахи Карашвар на востоке, Савахи Карашвар на западе. В две стороны по Фрададавшу (северо-восток), Видадавшу (северо-запад). В две стороны Ворубарашти (юго-восток) и Воруджарешти (юго-запад) и Хванирас центральный карашвар. Хванирас - место, где обильна трава, стада спокойно пасутся и могучий Митра охраняет их». В этих строках перечислены семь караш-варов и один из них Хванирас назван центральным в Ариане. Анализ авестийских источников показывает, что Хванирас соответствовал земледельческим районам Центральной Азии и термин Средней Азии происходит от Хванираса. В данном тексте Хорезм не упоминается, однако в Хорезме есть г. Хива, название, которое с авестийского переводится как центральное, т.е центральная область или край. Думаю, что г. Хива является всего лишь синонимом Хванираса.

В Бундахишне, глава XI говорится, что «В Хванирасе есть море, так как его окружает часть моря Фрахвкард.... Из этих семи кешваров больше всего всякого блага сотворено в Хванирасе, и Злой дух наделал больше всего (вреда) для Хванираса из-за опасности, которую он видел в нем, потому что Каяниды и герои происходят из Хванирасе и добрая вера маздаяснийская была создана в Хванирасе, а потом она распространилась в других кишварах». Здесь же, в главе XIII читаем, что море Фрахвкард занимает одну треть земли на юге, на границе с Албузром. Горы Албуз соответствуют современному Гиндукушу, следовательно, море Фрахвкрат, находящееся к югу от Гиндукуша, т.е. соответсвует Индийским океаном, а река Ардвисура - рекой Индии, которая берет начало с горы Хугаро [10, 43].

Из вышеприведенного вытекает, что Ариана Вайджа находился в Хванирасе.

В Бундахишне, главе XVII говорится, что огонь Фробак был установлен в алтаре огня на горе Фарроманд в Хварезме. Во время правления Йимы огонь Фробак был установлен в горе Рошан в Куболистане, а во время правления Виштаспа он был установлен в горе Реванд, которую называют «горной грядой Виштаспа». Из вышесказанного следует, что в древнем периоде алтари огня устанавливали в горах. Как известно, в Хорезме высоких гор нет - есть небольшая гора, носящей имя Султанузи даг. По-видимому, в древнем периоде она называлась Фарроманд. Однако названия Ариана Вайджи не упоминается. Думаю, что причина отождествления Ариана Вайджи с Хорезмом в другом. В 30-40-е годы XX в. советскими археологами во главе с С.П. Толстовым проводились широкомасштабные археологические исследования на памятниках древнего Хорезма. На развалинах Топрок-калы был раскопан дворец Хорезмшахов, который состоял из более ста парадных и культовых помещений, в том числе большого храма огня. Великолепный культовый комплекс Койкрыл-ган-кала и десятки других памятников VII-I вв. до н.э. и вв. н.э., [16,

98-99], которые связаны с арийцами, коренными жителями Хорезма. Тогда на территории других регионов, в том числе Маргуше, Бактрии и Согде не было таких открытий как в Хорезме. Возможно слово Хива, как синоним Хванираса, подтолкнуло авестоведов к отождествлению Ариана Вайджи с Хорезмом.

В Вандидаде фаргарде 1 Ахурамазда в беседе с Зарадуштрой говорит, что «...первая страна, которую я сотворил, был Ариана Вайджа на берегу Дайтии. Потом пришел Архиман и там сотворил Аждахака и дьявольскую зиму. Зима продолжается 10 месяцев, а лето два месяца, за эти два месяца земля, деревья и растения не греются. Зима приносит много вреда». Такой смертоносной зимы в Хорезме не бывает. Кроме того, в Вандидаде фар-гарде 2, 20 говорится, что «. собрание устроил Творец Ахурамазда вместе с божествами на славном Ариана Вайдже у Вахви Дайтии. Собрание устроил Йима великолепный, владетель добрых стад, вместе с лучшими смертными на славном Ариана Вайджа у Вахви Дайтии» [21]. «На это собрание пришел он, Творец Ахурамазда, вместе с небесными божествами на славном Ариана Вайджа у Вахви Дайтии. На это собрание пришел он, Йима великолепный, владетель добрых стад, вместе с лучшими смертными на славном Ариана Вайджа у Вахви Дайтии» [22]. «Так сказал Ахурамазда Йиме: «О, Йима прекрасный, сын Виванхванта, на этот плотский мир придут зимы, смертоносные холода, и сначала тучи снега выпадут. Много снега выпадет на вершинах высоких гор, на высоте Ардви» [24]. «Перед зимой будут расти травы этой страны, потом, из-за таяния снегов, потекут воды, и, О Йима, для плотского мира покажется чудом увидеть следы овечьих стад. И ты сделай Вар размером в длину чарту аспрес [1, 588] на все четыре стороны».

Данные фаргарда 2, 22 говорят о том, что в Ариана Вайдже имеются высокие горы и много снега выпадает на их вершинах и от них пойдут

- муаррих-историк-historian -

снежные обвалы и селевые потоки, от которых погибают люди и скот. Существование высоких гор в Ариана Вайдже полностью отрицает локализацию его в Хорезме. Ариана Вайджа авестийский больше всего соответствует считаеться Бадахшана Вахшской долины, Кундуза, Тахара, где есть высокие горы, К стати, в Термезе есть село Айртам. Какоето время, слово айртам созвучно со словом Айранама, возможно, в Сурхан-дарьи назывались ариёнами. Обнаруженные здесь городок Сапали и городище Джаркутан с храмом огня, построенные в XXII-XVI вв. до н.э. свидетельствуют о том, что в то время существовало государство Кайяни-дов [17, 359-360]. Бактрийско-Маргианский археологический комплекс с единой материальной и духовной и политической культурой относится именно к кайянидскому периоду [18, 74-89].

Что касается суровой зимы времен Йимы, то и сейчас в высокогорных районах Таджикистана зима продолжается не менее 7-8 месяцев в году. В высокогорных районах снежные обвалы и весенние селевые потоки -обычные явления. Кроме того, в топонимике Дарваза, Рага и вообще Бадахшана сохранились многие слова, связанные с Йимой (Джамшедом). Например, здесь есть селения Йими, Йими нав (Йими новый), Йими Кухна (Йими Старый), Йимдара (ущелье), Йимтал (возвышенность), горы Фруш, Сафедкух (Белые горы), Куфа. В Ишкашиме есть селение Ям, Ями, крепость Ямчун, имена людей Яма, Ями, Ямо. Как известно, в авестийской лите-ратуре имена Йими, Яма связаны с Джамшедом. В Кулябском регионе есть райцентр Даштиджум (равнина Джама). Чам (Джам) jam связано с именем легендарного Йимы в Авесте. Джам в Махабхарате и Ведах именуется как бог Йима. Нуристанцы называют Йиму главным богом. В зороастризме было течение «Джамшедиён», где Йиму почитали как бога. Сохранение в топонимике нынешнего Бадахшана (бывшей Восточной Бактрии) назва-ний селений и имен людей в авестийской форме именем первого легендар-ного царя Джама, Джамшеда не случайно -возможно, данные фаргарда 2 сложились в этих местах.

В заключение отметим, что наше исследование по этой проблеме будет продолжено и укреплено данными Авесты, источниками авестийского круга, лингвистическими, топонимическими и археологическими материалами. Я предполагаю, что Авеста до прихода Ахеменидов сложилась здесь, в Бактрии в Ариане Вайедже, а Тахти Сангин город Вахшон храм Окс-Вахш был его религиозным центром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авесто. Вандидод. -Душанбе, 2001.

3 Стеблин-Каменский И. Этимологический словарь Ваханского языка. -Санк-Петербург, 1999.

4. Пури Довуд Яштх,о.Ч,.1, -Техрон, 1999 (на форс).

5.Пури Довуд Яштхо. Ч,.1, -Техрон, 1999; Marquart J. Eransahr, Derlin, -1904.

6.Бундахишн. Зороастрийские тексты. Перевод с пехлевийского О.М. Чунаковой. -М., 1997.

7.Zenda Avesta. Vol.3, p. 150.

8. Соколов С.Н. Бактрия родина Зороастризма. Авеста.- СПб 1997.

9. Якубов Ю. Храм - алтарь огня в Айбаке (Самангане). АРТ, вып. ХХХ, Д., 2005.

10. Якубов Ю. К проблеме времени и места рождения Зарадуштра. - Авеста в истории и культуре Центральной Азии. -Душанбе, 2001.

11. Пьянков И. В. Зороастр в истории Средней Азии: проблема и места времени. ВДИ, №3, -1996.

12. Фирдавсй Шохнома. Ч,.5, -Душанбе, 1965.

13. Девонакулов А. Айвоч -Асрори номхои кишвар. -Душанбе, 1989.

14. Пичикян И.Р., Литвинский Б.А. Элленистический храм Окса. -М. 2000.

15.Толстов С.П. Древний Хорезм. -М. 1949.

16. Керчо Л.Б. К вопросу о радиоуглеродноой хронологии древнейших цивилизаций Средней Азии.-STRATUJM< 2, 1999, Санкт-Петербург-Кишинёв- Одесса.

17. Сарианиди В.С. Древности Маргуш. -Ашхабад, 1990.

ГДЕ НАХОДИТСЯ АРИАНА ВАЙДЖА?

Статья посвящена спорному вопросу, о месте нахождения первой стран арийцев. В статье приводятся мнения всех ученых по данной теме, и на основы данных Авеста, топонимики, лингвистики и археологии автор приходит к выводу, что Ариан Вайедж находился в верхней части р. Амударьи. Автор предполагает, что Авеста до прихода Ахеменидов сложилась в Бактрии в Ариане Вайедже, а Тахти Сангин город Вахшон храм Окс- Вахш был его религиозным центром.

Ключевые слова: Вандидад, Ариан Вайджа, Авестте, Вахви Дайтиа, Вахш, Окс, Тахти Сангин, Йим, Ям, Джамшед.

ОРИЁН ВИЧ ДАР КУЧРСТ?

Макола ба масъалаи бахсбарангези макони аввалин кишвари ориёихо бахшида шудааст. Дар макола андешахои хамаи олимон доир ба ин мавзуъ оварда шуда, муаллиф дар асоси маълумоти «Авесто», топонимика, забоншиносй ва бостоншиносй ба хулосае меояд, ки Ориён Вич дар кисмати болоии Амударё чой гирифтааст. Муаллиф тахмин мекунад, ки «Авесто» то омадани Х,ахоманиших,о дар Бохтар дар Ориён Вич ташаккул ёфта, Тахти Сангин, шахри Вахш, маъбади Окс-Вахш маркази динии он буд.

Калидвожадо: Вандидад, Ариан Вайча, Аветте, Вахви Даитя, Вахш, Окс, Тахти Сангин, Йим, Ям, Цамшед.

WHERE IS ARIANA WAIJA?

The article is devoted to the controversial issue of the location of the first country of the Aryans. The article presents the opinions of all scientists on this topic, and based on the data of Avesta, toponymy, linguistics and archeology, the author comes to the conclusion that Arian Wayej was located in the upper part of the river. Amu Darya. The author suggests that the Avesta before the arrival of the Achaemenidswas formed in Bactria in Arian Vayej, and TakhtiSangin, the city of Vakhshon, the temple of Oks-Vakhsh was its religious center.

Key words: Vandidad, Arian Waija, Avette, Vahvi Daitya, Vakhsh, Oks, Takhti Sangin, Yim, Yam, Jamshed.

Маълумот дар бораи муаллиф: Юсуфшо Ёкубшо - доктори илмхои таърих, узви пайвастаи (академики) Академияи миллии илмхои Точикистон, сарходими илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ. Телефон: (+992) 93-877-56-22.

Information about the author: Yusufsho Yokubsho - Doctor of Historical Sciences, Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. Chicf Rcscarcher Department of Archeology jf the A. Donish Institute of History, Archejljgy and Ethnography of

the ANST. Telefon: (+992) 93-877-56-22.

♦-♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.