УДК 737
МОНЕТНЫЕ НАХОДКИ НА ТАХТИ САНГИНЕ И ИХ НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Давлатходжа ДОВУДИ, Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша
Тахти Сангин является уникальным археологическим памятником, не только для Таджикистана, но и для всей Средней Азии. Это древнейший монументальный канонический зороастрийский храм огня в Средней Азии. Он расположен на берегу реки Вахш и посвящен богу этой реки. Греки называли его храмом Окса, и это название зафиксировано в двух греческих надписях, найденных на городище Тахти Сангин [1]. С другой стороны здесь обнаружены уникальные археологические предметы. Он также является важным нумизматическим объектом. По количеству находок греко-бактрийских и особенно кушанских монет Тахти Сангин превосходит другие археологические памятники Таджикистана, а возможно и всей Средней Азии.
Монеты Тахти Сангина выделяются и по степени изученности. Они подробно исследованы и опубликованы известным ленинградским нумизматом Е.В. Зеймалем в его фундаментальной монографии «Древние монеты Таджикистана» [2]. Этот исследователь многие годы работал в Таджикистане, изучал древние монеты и участвовал в археологических экспедициях. Его исследования и публикации дают возможность использования монет Тахти Сангина как источник для характеристики денежного обращения Северо-Восточной Бактрии в греко-бактрийском и кушанском периодах, для определения основных направлений международных торговых связей, для датировки этого памятника и для решения других вопросов истории региона.
Примечательно, что все монеты Тахти Сангина найдены в процессе археологических раскопок с подробной фиксацией условий их залегания, т.е. стратиграфии. Это важно для датировки, как монет, так и самого памятника.
Другим важным моментом является, то, что все монеты из Тахти Сангина находятся на одном месте-в Национальном музее древностей Таджикистана, что является благоприятным условием для их исследования. С другой стороны, часть этих монет выставлены в витринах музея для обозрения, что имеет большое значение для популяризации исторических и нумизматических знаний.
На Тахти Сангине всего найдено 342 монеты. Большинство их них (274 экз.) найдены в составе четырёх кладов, а меньшая часть (68 экз.) отдельными экземплярами. Примечательно, что все клады найдены в храме
внутри специально вырытых ямах-ботросах. Это важный факт и свидетельствует о том, что эти клады были приношениями храму.
Из четырёх кладов найденных в Храме Окса на Тахти Сангине два состоят из кушанских монет, в третьем преобладают подражания монетам парфянского царя Фраата IV с ложным надчеканом, но также присутствуют одна монета селевкидского царя Антиоха I (281-261 гг.), одна греко-бактрийского царя Евтидема I (230-195 гг. до н.э.) и 13 монет трёх кушанских царей - Герая, Сотера Мегаса и Вима Кадфиза. Четвёртый клад состоит из 40 серебряных древнеиндийских квадратных и круглых монет и одного обола греко-бактрийского царя Евкратида [1]. Клады охватывают II в. до н.э. - II в. н.э. К II в. до н.э. относится клад индийских монет, а к II в. н.э. клады кушанских монет.
На Тахти Сангине представлены монеты Александра Македонского, Селевкидов, Греко-Бактрии, кушан и посткушанские. Хронологически эти монеты охватывают последнюю четверть IV в.до н.э. - конец II или первую половину III в. н.э. Монеты однозначно свидетельствуют о том, что храм Окса на Тахти Сангине функционировал в течении всего этого периода, т.е. более 600 лет.
Самой древней монетой, найденной на Тахти Сангине является драхма Александра Македонского. Судя по имеющимся сведениям она была найдена в 2000г. русскими пограничниками на территории городища металлоискателем и вывезена в Ташкент. Статья об этой монете была опубликована в научном журнале «Нумизматика Центральной Азии" [2]. На её л.с. находится профиль Геракла с львиной шкурой на голове, а на о.с. Зевс на стуле с орлом в правой протянутой вперёд руке. Эта монета, несмотря на единичность в совокупности с другими нумизматическими и археологическими находками свидетельствует о том, что Храм Окса Тахти Сангина функционировал уже в последней четверти IV в. до н.э. Эта находка, вместе с находками тетрадрахмы Александра Македонского в Файзабадском [3] и драхмы в Пархарском [2] районах юга Таджикистана указывает на распространение монет этого царя в Северо-Восточной Бак-трии.
Вторая группа монет из Тахти Сангина относится к селевкидскму периоду. На этом городище найдено 6 медных монет Антиоха I (281-261 гг. до н.э.). Представлены два типа монет этого царя. На л.с. первого типа изображён Геракл, а на о.с. бык Зебу. Этот тип представлен одним экземпляром. Остальные 5 экз. относятся к второму типу. На их л.с. изображена Афина в коринфском шлеме, а на о.с. богиня победы Ника. Из них три монеты обнаружены в нижних слоях 5-35 см выше материка, которые датируются временем правления этого селевкидского царя.
Третья группа монет из Тахти Сангина относится к греко-бактрийскому периоду. Всего на этом городище обнаружено 36 греко-бактрийских монет, которые относятся к семи царям (Таблица 1). Самыми
ранними среди них являются 4 монеты греко бактрийского царя Диодота (250-230 гг. до н.э.), а самым поздним монета Гермея, которая относится к второй половине I в. до н.э. Среди этих монет самыми многочисленными являются медные монеты Евтидема с изображением головы бородатого Геракла в профиль вправо на л.с. и неосёдланного бегающего вправо коня на о.с. По количеству на втором месте стоят монеты Диодота, затем Евкратида и Евтидема II. Монеты Агафокла представлены двумя экземплярами, а Гелиокла, Аполлодота и Гермея по одному экземпляру. Драхма последнего греко-бактрийского царя Гелиокла [3] и монеты Аполлодота и Гермея являются сравнительно редкими и в Таджикистане найдены только
Таблица 1
Тахти Сангин
Греко - бактрийские монеты
№ Имя царя Описание Кол-во Металл
1 Антиох +пор-трет Диодота Л.с. Голова царя в профиль вправо. О.с. Стоящий Зевс. 1 Серебро
2 Диодот Л.с. Голова Гермеса в профиль вправо в петасе. О.с. Стоящая Афина с щитом у ног. 4 Медь
3 Евтидем I Л.с. Голова бородатого Геракла в профиль вправо. О.с. Бегающий конь вправо. 19 Медь
4 Евтидем II Л.с. Голова Аполлона в профиль вправо. О.с. Треножник. 1 Медь
5 Евтидем II Л.с. Голова Геракла в профиль вправо. О.с. Конь. 3 Медь
6 Агафокл Л.с. Голова Диониса в профиль. О.с. Леопард, идущий вправо. 2 Медь
7 Евкратид Л.с. Голова царя в профиль вправо в шлеме. О.с. Двойной профильный портрет Гелиокла и Лаоди-ки. 1 Серебро, тетрадрахма.
8 Евкратид Л.с. Голова царя в профиль вправо в шлеме. О.с. Шапки Диоскуров? 1 Медь, квадратный.
9 Евкратид Л.с. Голова царя в профиль вправо в шлеме. О.с. Шапки Диоскуров. 1 Серебро, обол
10 Гелиокл Л.с. Голова царя в профиль вправо без головного убора. О.с. Стоящий Зевс. 1 Серебро, драхма.
11 Аполлодот Л.с. Стоящий Аполлон. О.с. Треножник. 1 Медь
12 Гермей Л.с. Профиль царя вправо. О.с. Конь 1 Медь
Всего: 36
на Тахти Сангине. Из найденных на Тахти Сангине греко - бактрийских монет всего 4 экз. являются серебряными, остальные 32 эк. медные. Это указывает, на то, что в повседневной мелкой торговле в основном применялисаь медные монеты. Серебряные монеты, и в первую очередь тетрадрахмы в основном использовали для крупной торговли.
Четвёртая группа монет из Тахти Сангин относится к кушанскому периоду. Следует отметить, что из всех археологических памятников Таджикистана, а возможно и всей Средней Азии кушанские монеты в наибольшем количестве найдены в двух памятниках - Тахти Сангине и Сайёде района А.Джами [1]. На Тахти Сангине кушанские монеты найдены как в составе кладов, так и отдельными экземплярами. Всего найдено 196 монет, которые относятся к восьми царям (Таблица 2). Они все, кроме монет Герая являются медными, а монеты Герая серебряные. Среди них самыми древними являются медные подражания тетрадрахмам Гелиокла, которые относятся к концу II-I вв. до н.э. Самыми поздними являются монеты Канишки III, относящиеся приблизительно к первой половине III н.э. По количеству преобладают монеты Вима Кадфиза и Сотера Мегаса. Монеты Канишки и Хувишки представлены в меньшем количестве. Монеты других кушанских царей найдены единицами.
Таблица 2 _
Тахти Сангин
Кушанские монеты
№ Имя царя Кол-во
1 Подражания Гелиоклу 4
2 Герай 4
3 Сотер Мегас-Вима Такту 58
4 Вима Кадфиз 74
5 Канишка 24
6 Хувишка 21
7 Канишка III 7
8 Подражания Васудевы 4
Всего: 196
Пятая группа монет из Тахти Сангин относятся к посткушанскому периоду. Это 4 медные подражания монетам кушанского царя Васудевы. Они датируются приблизительно первой половиной III в. н.э. Малочисленность этих монет на Тахти Сангине по сравнению с другими городищами юга Таджикистана может указывать на то, что к моменту их выпуска и обращения Храм Окса на Тахти Сангин переживал последние дни своего существования.
Монеты Тахти Сангина дают сведения не только о денежном обращении и стратиграфии этого памятника, но и о таких дисскусионных вопросах как датировке посткушанских и сасанидо кушанских монет и последовательности их выпуска. В связи с этим вопросом следует отметить, что в кладах из Тахти Сангина, найденных в специально вырытих на полу храма сакральных ямах нет ни посткушанских, ни кушано-сасанидских монет. Это может свидетельствовать о том, что храм прекратил функционировать после падения кушанского государства и до выпуска упомянутых двух групп монет. Однако среди отдельных находок имеется четыре подражания монетам Васудевы, из которых две обнаружены на поверхности городища, третья в айване храма на глубине 30 см над материком и четвёртая в помещении 2 комплекса 2. Отсюда можно заключить, что храм функционировал ещё некоторое время после распада кушанского государства, но переживал последние дни своего существования. Отсутствие на городище Тахти Сангин кушано -сасанидских монет указывает на их выпуск после подражаний монетам Васудевы и подражаний кушанским монетам в целом.
Монеты Тахти Сангина содержат сведения и о международных торговых связах этого города. О торговых связах с Индией свидетельствует клад из 40 древнеиндийских серебряных кавадратных и круглых монет, найденный на этом городище. Эти монеты датируются достаточно широко - V-II вв. до н.э. От древних монет других стран индийские монеты отличаются тем, что чеканены не одним, а несколькими маленькими штемпелями, т.е. на лицевой и оборотной сторонах одной монеты видны-3-4 маленьких штампов. Штампы содержать геометрические орнаменты в основном круглой формы со стрелками, в виде солнца с лучами и т.д. Клад найден в яме на полу вместе с одним оболом Евкратида, что позволяет датировать его II вв. до н.э. Знаки-орнаменты на большинстве индийских монетах сильно стёрты, что свидетельствует об их длительном обращении.
Как отмечает Е.В. Зеймаль, этот клад уникален по нескольким показателям. Во-первых, эта первая находка древнеиндийских монет не только
в Таджикистане, но и во всей Средней Азии. Во-вторых, основным ареалом их обращения была Индия и отчасти Кабул, Тахти Сангин является самой северной точкой находок этих монет.
О внешних торговых связах Тахти Сангина свидетельствует и клад подражаний драхмам Фраата IV с ложным надчеканом. Ложный надчекан содержит профиль мужчины вправо в шлеме, который сходен с портретом на монетах Евкратида. Этот клад, как и другие клады, обнаружен в сакральной яме-ботросе. Е.В. Зеймаль подробно изучивший и опубликовавший этот клад [1] ничего не говорит о его дате. Между тем, годы правления Фраата IV (38/37-3/2 гг. до н.э.) известны, исходя из чего, можно уверенно сказать, что эти подражания чеканены в пределах I в. н.э. Их датировка более поздним временем не целесообразно, ввиду того, что между последним годом правления Фраата и чеканом этих подражаний не должно быть слишком большого перерыва. Вместе с этим кладом находились по одной монете Антиоха I, Евтидема I и монеты кушанских царей Герая, Сотера Мегаса и Вима Кадфиза. Следовательно, все эти монеты в той или иной степени находились в обращении в I в. н.э. Отсутствие монет Канишки I в этом кладе свидетельствует, что он был заложен в ямочку-ботрос до правления этого царя. Этот клад, косвенно, может указывать на то, что монеты Канишки I датируются временем после середины I в. н.э.
Судя по монетам, Храм Окса на Тахти Сангине, который появился либо при Ахеменидах либо при Александре Македонском, продолжал функционировать и при кушанах с II в. до н.э. и до конца II или первой половины III в. н.э. Денежное обращение этого города и региона достигает высшего уровня при Сотере Мегасе - Вима Такту и Вима Кадфизе.
Таким образом, монеты из Тахти Сангина дают сведения об истории и денежном обращении этого памятника и всего Северо-Восточой Бактрии на протяжении боллее чем 600 лет. Выясняется, что монеты служили не только в качестве средств обмена, но применялись и в религиозных обрядах. Посетители наряду с другими ценными предметами дарили храму и монеты, которых укладывали в алтарном помещении и в обводных коридорах в специально выритых ямах-ботросах, носивших сакральный характер. Примечательно, что большинство найденных археологами в храме монет были медными. Это свидетельствует, о том, что медные монеты тоже считались ценностью, иначе их не стали бы дарить храму. Нужно полагать, что золотые и серебряные монеты то же дарили, но они хранились в более надёжном месте и были вывезены мобедами из храма после его разрушения.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ИЬфисш Тпти-Санп»1 Горелик ТачпнСаяпж Srtc tfTüi-i Saig*
Фото 1. Общий вид Тахти Сангина.
г
Фото 2. План храма огня посвященного богу реки Вахш (Оксу) на городище Тахти Сангин.
Фото 3. Костянной бутероль из Тахти Сангина с изображением фантастического существа с телом женщины до пояса, конскими ногами, птичьими крылями и рыбьим хвостом.
Монеты Тахти Сангина
Фото 4. Монета Евкратида, серебро, тетрадрахма,171-145 гг. до н.э.
Фото 5. Монета Гелиокла , серебро, драхма, 145-130 гг. до н.э.
Фото 6. Монета кушанского царя Герая, серебро, тетрадрахма, I в. до н.э.
Фото 7. Индийские монеты, серебро, II в. до.э.
МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюков Д.В. Драхмы от Александра / Д.В. Бирюков // Нумизматика Центральной Азии.- Вып. V. Ташкент, 2001. - 104 с.
2. Довудй Д. Шахраки кушонии Сайёд // Д. Довудй, А. Шарифзода. - Душанбе: «Эр-Граф», 2017. - 111 с.
3. Довудй Д. Шахраки кушонии Сайёд // Д. Довудй, А. Шарифзода. - Душанбе:"Эр-Граф», 2019. - 217 с.
4. Довутов Д. Монетные находки в Таджикистане в 1994-2000 годах / Д. Довутов // АРТ. - Вып. XXVIII. - 2003. - С. 287-288, 294.
5. Зеймаль Е.В. Древние монеты Таджикистана / Е.В. Зеймаль.- Душанбе: «Дониш», 1983. - 306 с.
6. Дружинина А.П. Археологические исследования городища Тахти Сангин в 2010 г. / Дружинина А.П. // АРТ. - Вып. 36. - Душанбе, 2013. - С. 143- 182.
7. Литвинский Б.А. Эллинистический храм Окса в Бактрии / Б.А. Литвинский, И.Р. Пичикян / Т. 1. - Москва: «Восточная литература» РАН, 2000. - 503.
8. Литвинский Б.А. Храм Окса в Бактрии / Б.А. Литвинский. Т. 2. - Москва: «Восточная литература» РАН, 2001. - 528 с.
9. Литвинский Б.А. Храм Окса в Бактрии. Т. 3.- Москва: «Восточная литература» РАН, 2010. - 664.
10. Пичикян И.Р. Культура Бактрии / Пичикян И.Р.- Москва: Главная редакция востоной литературы, 1991. - 340 с.
МОНЕТНЫЕ НАХОДКИ НА ТАХТИ САНГИНЕ И ИХ НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
На Тахти Сангине археологами раскопан древнейший канонический зоро-астрийский храм огня в Средней Азии. Он был расположен на берегу реки Вахш и посвящен богу этой реки. Греки называли его Храмом Окса, и это название зафиксировано в двух греческих надписях, найденных на городище Тахти Сангин.
Это городище также является важным нумизматическим объектом, так как в Таджикистане и всей Средней Азии наибольшее количество греко-бактрийских и особенно кушанских монет, найдено на этом городище.
Заслуга изучения и публикации монет с городища Тахти Сангин принадлежит Е.В. Зеймалю. Всего на Тахти Сангине обнаружено 342 монеты. Из них большинство - 274 экз. обнаружены в составе четырёх кладов, а остальные 68 отдельными экземплярами. Представлены одна драхма Александра Македонского, а также селевкидские, греко-бактрийские, кушанские и посткушанские монеты. По количеству на первом месте стоят кушанские, а на втором греко-бактрийские монеты. Клады были дарами посетителей храму, и были, как реликвии уложены в специальных ямках на полу зала с алтарём огня и в обводных коридорах. Находки монет на городище Тахти Сангин свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития денежного обращения в Северо-Восточной Бактрии в греко -бактрийском и особенно в кушанском периодах. Судя по монетам, Храм Окса функционировал с последней четверти IV в. до н.э. и до конца II или первой половины III в.н.э. А по археологическим данным храм является более древним и относится к V в. до н.э.
Ключевые слова: Тахти Сангин, Храм Окса, городище, Ахемениды, Бак-трия, Греко - Бактрийское царство, Кушанское царство, монеты, клады, преподношения храму, денежное обращение, посткушанские монты, алтарь огня.
БОЗЁФТИ СИККАХ.О ДАР ТАХТИ САНГИН ВА АХАММИЯТИ ИЛМИИ ОНХО
Дар Тахти Сангин бостоншиносон цадимтарин маъбади суннатии оташро, ки марбути дини зардуштй мебошад, хаффорй карданд. Он дар лаби дарёи Вахш ч,ойгир буда ба худои хамин дарё бахшида шуда буд. Юнониён онро маъбади Окс (яъне Вахш) меномиданд ва ин ном дар ду навиштач,оти юнонии аз ин ёдгорй ёфт шуда навишта шудааст.
Ин ёдгорй аз лихози сиккашиносй низ ахаммияти хоса дорад, чунки на танхо дар Точ,икистон, балки дар тамоми Осиёи Миёна сиккахои юнону бохтарй ва махсусан кушонй аз хама бештар дар он ёфт шудаанд. Сиккахои ин бостоншахр аз ч,ониби Е. В. Зеймал пурра омухта ва нашр шудаанд.
Дар Тахти Сангин хамагй 342 сикка ёфт шудааст. Бештари онхо, яъне 274 сикка дар таркиби чор ганч,ина ва 68 сикка дар алохидагй ёфт шудаанд. Онхо иборатанд, аз як сиккаи Искандари Мак дунй, сиккахои селевкй, юнону бохтарй, кушонй ва пасокушонй. Аксариятро сиккахои кушонй ташкил мекунанд. Ганч,инахо назри зохирон ба маъбад буда, хамчун чизи муцаддас дар чуцуричахои махсус дар толори оташ ва долонхои гардишии он зери хок карда шудаанд. Бозёфти сершумори сиккахо дар Тахти Сангин дар бораи инкишофи муомилоти пулй дар Бохтари Шимолу Шарцй гувохй медихад. Дар асоси сиккахо маълум мегардад, ки маъбади Тахти Сангин аз чоряки охири асри IV пеш аз мелод то охири асри II ё нимаи аввали асри III мелод обод будааст. Аз руйи бозёфтхои бостоншиносй он боз хам цадимтар буда ба асри V пеш аз мелод тааллуц дорад.
Калидвожахр: Тахти Сангин, Маъбади Вахш, бостоншахр, Х,ахоманишиён, Бохтар, подшохии Юнону Бохтарй, Кушониён, сиккахо, гащинах,о, назр, муомилоти пулй, сиккахои пасокушонй, оташдони динй.
COINS OF TAKHTI SANGIN AND THEIR SCIENTIFIC SIGNIFICANCE
Takhti Sangin is the oldest canonical Zoroastrian fire temple in Central Asia. It was located on the banks of the Vakhsh River and was dedicated to the god of this river. The Greeks called it the temple of Oxus, and this name is recorded in two Greek inscriptions found at the settlement of Takhti Sangin.
This settlement is also an important numismatic object, since in Tajikistan and throughout in Central Asia where the largest number of Greco-Bactrian and especially Kushan coins were found.
The merit of studying and publishing coins from the site of Takhti Sangin belongs to E.V. Zeymal. In total, 342 coins were found on Takhti Sangin. Most of them -274 copies. found in four hoards, and the remaining 68 separate specimens. One drach-
ma of Alexander the Great is presented, as well as Seleucid, Greco-Bactrian, Kushan and post-Kushan coins. In terms of quantity, Kushan coins are in first place, and Greco-Bactrian coins are in second place. Coins were gifts from visitors to the temple, and were placed like relics in special pits on the floor of the hall with a fire altar and in bypass corridors. The finds of coins at the settlement of Takhti Sangin testify to a rather high level of development of monetary circulation in North-Eastern Bactria in the Greco-Bactrian and especially in the Kushan periods. Judging by the coins, the Oxus fire temple functioned from the last quarter of the 4th century BC. and until the end of the II or the first half of the III century AD. And according to archaeological data, the temple is more ancient and belongs to the 5th century. BC.
Key words: Takhti Sangin, Oxus Temple, ancient settlement, Achaemenids, Bactria, Greco-Bactrian kingdom, Kushan kingdom, coins, hoards, offerings to the temple, monetary circulation, post-Kushan coins, fire altar.
Information about the author: Davlatkhoja Dovudi- Doctor of Historical Sciences Ahmad Donish Institute of history, archeology and ethography. Address: 734025, Dushanbe, Rydaki Avenue, 33. Phone: (+992) 987605041, E-mail: [email protected].
Маълумот дар бораи муаллиф: Давлатхоча Довудй-доктори илмхри таърих. Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахмади Дониш. Сурога: 734025, ш. Душанбе, хиёбони Рудакй, 33. Телефон: (+992) 987605041, Email: [email protected]