АНТИЧНАЯ НУМИЗМАТИКА
В статье на основе росписей «храма Диоскуров» в Дильберджине рассматривается вопрос о распространении культа Диоскуров на эллинистическом Востоке. В условиях малочисленности и разрозненности других категорий источников большое значение приобретают нумизматические материалы. Они свидетельствуют о большой популярности этого культа в рассматриваемом регионе. Впервые изображение Диоскуров появляется на монетах первых селевкидских царей. Значительную популярность он приобретает в Греко-Бактрийском царстве. Монетный тип с Диоскурами присутствует в чекане парфянских царей, а также среди монет так называемой индо-скифской чеканки. Наконец, последняя (по хронологии) группа монет с изображениями Диоскуров появляется на эллинистическом Востоке в чекане Гондофара. Применительно к изображениям из Дильберджина высказывается предположение, что здесь Диоскуры являются лишь аколитами главного божества храма, скорее всего Афины. Высказывается также предположение, что этот культ является отражением в религиозной сфере политического института соправительства.
Ключевые слова: Диоскуры, Дильберджин, Селевкиды, Греко-Бактрия, Парфия, индо-скифы, монетный чекан
Главным объектом исследований Советско-Афганской археологической экспедиции, работавшей в 60-70 гг. XX века в Северном Афганистане, был город Дильберджин. В ходе этих работ (1970-1976 гг.) был раскопан масштабный сакральный комплекс, получивший название «храм Диоскуров»1. Это название появилось после открытия здесь настенных росписей, на которых были изображены Диоскуры в виде стоящих обнаженных юношей, держащих под уздцы белых ко -ней (рис. 1). Изображения обрамляли вход в целлу храма и сохранились благодаря тому, что при последующем ремонте они были закрыты кладкой из сырцовых кирпичей.
Храм расположен в северо-восточном углу городища (рис. 2). Считается, что это древнейшее святилище города, возведенное, по всей видимости, в греко-бак-трийское время2. Здание храма было объектом неоднократных перестроек, и ут-
Гаибов Васиф Абидович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела классической археологии ИА РАН. E-mail:[email protected]
1 Кругликова 1982, 154-157, 162-164; 1976, 88-93; 1986; Kruglikova 1977, 409-412.
2 Попытки К. Ло Муцо (Lo Muzo 1999, 41-71) пересмотреть дату первой строительной фазы храма выглядят не очень серьезно. Его аргументы имеют чисто иконографический характер. Стратиграфические наблюдения И. Т. Кругликовойимеют, с нашей точки зрения, большее значение.
© 2015
В. А. Гаибов
ДИОСКУРЫ ДИЛЬБЕРДЖИНА
Рис. 1. Дильберджин. Роспись с Диоскуров перед входом в целлу храма (по: Крутикова 1986)
Рис. 2. Дильберджин. План городища (по: Кругликова 1986)
верждение руководителя раскопок И. Т. Кругликовой, что одной из причин перестроек было изменение характера культа, отправлявшегося в храме, кажется вполне справедливым. Предполагается, что на поздних этапах существования святи-лища здесь отправлялся шиваитский культ3.
Однако для данного исследования последующая история сооружения не представляется столь важной. Основное внимание предполагается уделить именно раннему периоду, то есть времени начального функционирования святилища, одним из важных элементов декора которого и являлись изображения Диоскуров.
О 5 Юм
Рис. 3. Дильберджин. «Храм Диоскуров». План первого строительного периода
(по: Кругликова 1986)
Храм располагался внутри «священного участка», имевшего размеры 100х140 м. На первой стадии своего существования собственно храм имел достаточно скромные размеры: 22х16 м (рис. 3). Здание было ориентировано входом на восток. Оно состояло из довольно значительного центрального помещения (цел-лы), окруженного с трех сторон обводным коридором, двух маленьких боковых помещений, отделенных от целлы глухими стенами и обращенными входами на восток, и айвана («пронаоса»4) между ними. Только западная стена храма являлась наружной, с остальных трех сторон он был обнесен оградой, имевшей широкий проход против центрального входа в здание.
Необходимо отметить, что исследователи этого храма оставляли в стороне вопрос об архитектурных особенностях сооружения. Только значительно позднее к этому вопросу обратился К. Рапен, который считал, что данный храм типологически близок храмам Ай Ханум, в частности, «храму с уступчатыми нишами» и храму за городскими стенами5. Однако надо признать, что это мнение не вполне верно. Мы видим, что оба эти храма имеют трехчастную целлу, ориентирован-
3 Кругликова 1974, 44; 1976, 93-96; Grenet 1987, 43.
4 Литвинский, Пичикян 2000, 291.
5 Рапен 1994, 135. См. также Rapin 1992, 101-124.
ную, по всей вероятности, на появление в ней триады божеств, что совершенно не похоже на устройство целлы в «храме Диоскуров». Обводной коридор, охватывающий целлу этого храма, отсутствует в упомянутых храмах Ай Ханум. Наконец, два небольших помещения, фланкирующие айван храма в Дильберджине, очень напоминают то, что мы видим в Тахти-Сангине и что полностью отсутствует в храмах Ай Ханум6. Таким образом, храм Диоскуров представляет несколько иную архитектурную традицию, нежели храмы Ай Ханум.
Не входя сейчас в рассмотрение сложной проблемы становления сакральной архитектуры в Центрально-Азиатском регионе, можно отметить только два обстоятельства: 1) «храм Диоскуров» Дильберджина — один из первых образцов храмовой архитектуры в Бактрии и вообще в этом регионе, и генезис архитектуры этого сооружения остается до сих пор не вполне ясным; 2) храм создавался греками и для греков. Сцена с Диоскурами настолько греческая по своему характеру и иконографии, что никаких сомнений в этом нет7. С нашей точки зрения, этот храм представляет собой квинтэссенцию проблем, связанных с рождением эллинистической культуры на Востоке, в частности в Бактрии: новая архитектурная форма, не имеющая прямой связи ни с греческой, ни с восточной традициями, сочетается с абсолютно греческой по своему характеру и манере исполнения живописью.
Рассмотрение этой проблемы, видимо, необходимо начать с вопроса о распространении культа (и, соответственно, образов) Диоскуров в исследуемом нами регионе. Культ Диоскуров, естественно, пришел сюда вместе с греками. Необходимо отметить, что к началу эллинистической эпохи уже произошло слияние культа Диоскуров с культом Кабиров8.
В античной традиции появление культа Диоскуров-Кабиров на Востоке напрямую связывалось с Александром Македонским. Во всяком случае, Филострат в описании жизни Аполлония Тианского говорит об этом прямо: «Переправившись через реку Гидраот и миновав земли многих племен, Аполлоний и его спутники достигли Гифасиса. В стадиях тридцати от этой реки они натолкнулись на алтари с надписью: «Отцу Аммону, брату Гераклу, Афине Пронойе, Зевсу Олимпийскому, самофракийским Кабирам, Индийскому Гелиосу и Дельфийскому Аполлону». Они говорят, что там поставлен и медный столб с надписью: «Здесь остановился Александр...» (Vita Apoll. II, 43).
Самые ранние материальные свидетельства распространения культа Диоскуров, насколько мы знаем, относятся к периоду Селевкидов9. Распространение его засвидетельствовано прежде всего монетами. Естественно, что сюжеты,
6 Вообще статья К. Рапена (Рапен 1994, 135.) производит в некоторых отношениях очень своеобразное впечатление. К примеру, он определяет некоторые вспомогательные помещения храмов как сокровищницы, не приводя этому никаких аргументов. Точно так же целый ряд сооружений, которые другими исследователями определяются как храмовые, он исключает из этого списка, также никак это не аргументируя. Указывая, что некоторые из сооружений, имеющих в главном зале четыре колонны («тетрастили», как их призывал называть Р. Гиршман), не являются сооружениями сакрального назначения, он на этом основании вообще все здания этого типа предлагал исключить из списка сакральных. Наконец, К. Рапен полностью исключил из рассмотрения храмы, имеющие круглый план.
7 Крутикова 1974, 16-24.
8 Новосадский 1891, 57-59.
9 Утверждение, что культ Диоскуров появился в этом регионе только при Евкратиде (Boyce, Grenet 1991, 160), представляется ошибочным. См. об этом ниже.
представленные на монетах, никогда не были случайными. Они своим образным строем служили делу официальной пропаганды10. Показательно, что очень долгое время на монетах, выпускавшихся сначала Селевкидами, а затем греко-бактрий-скими царями, присутствовали только эллинские божества. Первый известный (и на долгое время единственный) пример появления местных (в данном случае индийских) божеств дают монеты Агафокла и Панталеона11.
В Приложении 1 к данной статье обобщены данные по монетам, выпускавшимися первыми царями селевкидской династии, с изображениями Диоскуров. Исходя из этих данных, мы можем утверждать следующее: этот тип появился в монетной практике Селевкидов уже при основателе династии и просуществовал до времени Селевка III. Он не занимал ведущего положения в монетном деле державы, но постоянно в нем присутствовал, и именно как царский тип. При этом использовался он только в бронзовом чекане. Этот тип характерен для восточных монетных дворов, самым западным двором был, видимо, Тарс. Очень популярен был тип с изображением Диоскуров в Нисибине. Для нас особенно интересно то, что данный тип присутствует в выпусках и Бактр, и Ай Ханум12. Этот тип использовал и узурпатор Тимарх, который выпускал на двух монетных дворах, находившихся под его контролем, тетрадрахмы с изображениями Диоскуров.
Образ Диоскуров был очень популярен и в монетном деле Греко-Бактрии, о чем свидетельствуют материалы, приведенные в Приложении 2. Изображения Диоскуров (или их символов) встречаются на монетах Евкратида I (170-145 гг. до н.э.)13, Диомеда (95-90 гг. до н.э.), Лисия (120-110 гг. до н.э.), Антиалкида (11595 гг. до н.э.), совместных монетах Антиалкида и Лисия, Архебия (90-80 гг. до н.э.). Особого внимания заслуживает монетный чекан Евкратида I, который выделяется не только обилием типов, но и обилием номиналов, в которых была использована интересующая нас символика. Среди монет этого царя необходимо указать на серию 4, которая представлена единственным экземпляром, хранящимся в Национальной Библиотеке в Париже14. Это крупнейшая античная золотая монета, ее вес — 168,06 г15 (рис. 4). Считается, что эта монета — наградная, выпущенная по поводу какой-то крупной победы этого царя. Остальные цари, использовавшие символику, связанную с Диоскурами, далеко отстают от Евкратида. Обилие типов монет с изображениями и символами Диоскуров свидетельствует о том, что идеи, связанные с этим культом, были в чем-то созвучны и Евкратиду, и его последователям.
Наконец, монетный тип с Диоскурами присутствует в чекане парфянских царей (см. Приложение 3). Монеты с типом Диоскуров выпускались главным образом в период царствования Митридата I, а также Фраата II и Пакора I. Все монеты (за исключением тех, которые чеканились при Пакоре) — бронзовые. Выпуск
10 Boyce, Grenet 1991, 160.
11 Audoin, Bernard 1974, 6-41. Ср. Narain 1973, 73-77. См. также Бонгард-Левин, Гаибов, Коше-ленко 2008, 391-401.
12 Дополнительные аргументы для отнесения так называемого монетного двора А к Бактрии см. Kritt 1996, 13-14.
13 Все датировки приводятся по: Bopearachchi 1991.
14 Об обстоятельствах обнаружения этого экземпляра см. Boppearachchi, Flandrin 2005, 28-32.
15 О ней см. Chabouillet 1867, 382-415.
Рис. 4. Золотая монета Евкратида I достоинством в 20 статеров
всех монет был сконцентрирован исключительно на главном восточном монетном дворе — Экбатанах.
Помимо нумизматических материалов, относительно культа Диоскуров у парфян встречаются и эпиграфические свидетельства. Мы имеем в виду одну из делосских надписей, которая датируется началом I в. до н.э. В ней пожизненный жрец и «первый друг» великого царя царей Арсака производит посвящение «великим самофракийским богам Кабирам Диоскурам»16. Один из сыновей парфянского царя Митридата II упоминается в том же контексте в другой надписи, к сожалению, пострадавшей значительно сильнее17.
Имеются монеты с типами Диоскуров и среди монет так называемой индо-скифской чеканки, как об этом свидетельствует Приложение 4. Они выпускались при царе Азилисе. Важнейшее отличие их от остальных монет с изображением Диоскуров состоит в том, что они дают обилие типов как тетрадрахм, так и драхм. Согласно наиболее распространенному сейчас мнению, монеты Азилиса должны датироваться второй половиной I в. до н.э.18
Наконец, последняя (по хронологии) группа монет с изображениями Диоскуров появляется на эллинистическом Востоке в чекане Гондофара (см. Приложение 5). Эти монеты также серебряные. Данные два типа известны еще с конца XIX в. Они были впервые опубликованы А. Каннингэмом19, затем их изучение продолжил А. Симонетта, который поставил под сомнение выводы своего пред-шественника20, и Ф. Видеманном, который стремился доказать, что данные монеты относятся к систанскому чекану Гондофара21. Этот вывод был принят А. Фрё-
16 OGIS. № 480; Durrbach 1922, 223. № 1361; Roussel, Launey 1937, 58-59. № 1581.
17 Roussel, Launey 1937, № 1582.
18 Bopearachchi 2007, 50.
19 Cunningham 1888, 199-248.
20 Simonetta 1978, 155-187.
21 Widemann 1972, 147-151.
лих22. О. Бопеараччи эти типы оставил без внимания23. Датировка царствования Гондофара в настоящее время более или менее устоялась. Его царствование относят к первой половине I в. н.э., точнее примерно к периоду 20-46 гг. н.э.24
Таким образом, на протяжении нескольких веков на эллинистическом Востоке наличествовала практика чеканки монеты с изображениями Диоскуров, что явно свидетельствовало о существовании здесь этого культа божественных близнецов и о его явной поддержке со стороны государственных властей. Он никогда не выходил на первый план, который занимали Зевс, Аполлон, Афина и другие олимпийские божества, но в то же самое время занимал свою определенную «нишу». Иногда его значение возрастало, что находило свое отражение в практике чеканки монеты — появлении изображений Диоскуров не только на бронзовой, но и на серебряной монете25.
Возвращаясь к изображениям Диоскуров в дильберджинском храме, мы можем отметить, что в свете тех свидетельств, которые были только что рассмотрены, нет ничего удивительного в том, что вход в целлу храма был украшен изображениями Диоскуров. Вместе с тем также ясно, что они не были «титульными» богами этого храма26. То место, которое они занимали, свидетельствовало, что они только аколиты, «обслуживавшие» ведущее божество, представленное в этом храме27.
К сожалению, сохранность ранних слоев такова, что у нас нет возможности решить этот вопрос. Мы можем только высказать более или менее правдоподобные гипотезы. Правда, имеются некоторые дополнительные соображения, которые несколько увеличивают возможности правильного ответа. Мы имеем в виду достаточно старую, но не утратившую своего значения монографию Ф. Шапу-тье, в которой детально исследована одна из иконографических схем, связанных с образами Диоскуров. В период от III в. до н.э. вплоть до 70-х годов III в. н.э. в Восточном Средиземноморье очень популярна была тема, объединяющая Диоскуров и женское божество28. Эта тема проникла и в ираноязычный мир29. Соответственно, встает вопрос, какое из женских божеств выступало в роли главы этой триады. Нам кажется, что на эту роль может претендовать в первую очередь Афина. В свое время Ф. Грене обратил внимание, что в пределах этого храмового комплекса (хотя и не в пределах основного здания) имеются два изображения Афины: одно в фас (рис. 5), другое в профиль (цв. вк. 3, рис. 6)30. Они датируются кушано-сасанидским временем, но сами образы явно восходят к самой ранней
22 Fröhlich 2008, 56.
23 Bopearachchi 1988, 389-405.
24 Mac Dowell 1991, 245; Alram 1999, 38; Bopearachchi 1999, 139.
25 Необходимо указать на существование «варварских подражаний», воспроизводящих анализируемые нами типы, в частности оболы Евкратида (Горин 2013, 87-91- здесь же вся предшествующая литература). Но, видимо, они чисто механически повторяли эти типы и поэтому не могут быть использованы в качестве свидетельства о распространении этого культа.
26 Утверждение Л. Ханнестад и Д. Поттса (Hannestad, Potts 1990, 95) о данном храме как храме, посвященном Диоскурам, не верно.
27 Lo Muzo 1999, 41-71.
28 Chapouthier 1935, 97.
29 Harper 1965, 186-195; Кошеленко 1968, 266-269.
30 Grenet 1987, 41-46.
Рис. 5. Дильберджин. Фрагмент росписи храмового комплекса с изображением Афины (копия В. П. Бурого)
поре существования храма31. Ф. Грене, с нашей точки зрения, удачно подобрал сравнительный материал, показывающий сохранение на эллинистическом (и постэллинистическом) Востоке образа Афины. Необходимо только дополнительно указать на три артефакта: знаменитую статую Афины-Аллат на льве из Хатры (I в. н.э.)32, изображение Афины на капители колонны из Бард-е Нешанде (парфянское время)33 и, наконец, статую Афины из Халчаяна34. Следовательно, есть некоторые основания полагать, что основным божеством в данном храме была уже синкре-тизированная Афина, получившая в добавок к своей эллинской сущности некоторые черты от Анахиты и авестийской Аршти (богини справедливости)35.
В завершение хотелось бы коснуться (самым предварительным образом) вопроса о причинах столь широкой популярности культа Диоскуров на эллинистическом Востоке. Для этого необходимо обратиться, как нам кажется, к основному содержанию мифа. Согласно ему, Леда родила двух сыновей — Кастора и Полидевка: одного от Зевса, явившегося к ней в виде лебедя, второго от своего мужа Тиндарея. В конце концов они погибли после того, как совершили ряд подвигов. Зевс вознес на небо Полидевка. «Но Полидевк отказывался от бессмертия, если Кастор должен был оставаться мертвым. Тогда Зевс сделал так, чтобы они
31 Имеются в виду росписи, найденные в помещении 16. См. Кругликова 1976, 96-102; 1979, 120-144.
32 Ghirshman 1962, 103.
33 Ghirshman 1978/I, 192; II, pl. XXIV, 2.
34 Пугаченкова 1963, 155-158; Пугаченкова 1974, 128.
35 П. Бернар, правда, считает, что «основным» божеством данного храма являлся Зевс (Bernard, 1990, 55-56), но никаких аргументов в пользу этой гипотезы (кроме происхождения Диоскуров от Зевса) не приводит.
один день проводили среди богов, другой же — среди смертных» (Apoll. Bibl. III. 11.2)36.
Ядро мифа — прославление братской любви. Это чувство явно культивировалось в династиях, правивших на эллинистическом Востоке. Правители, в сущности, могли опираться только на относительно небольшую группу людей, которым они могли всецело доверять, и среди них перовое место занимали родственники. Иное дело, что довольно часто эти надежды не оправдывались. Своеобразную иллюстрацию к данной проблеме дает греко-бактрийская нумизматика. Мы не будем приводить весь имеющийся материал, отметим только самый яркий, с нашей точки зрения, факт: соправительство трех царей — Антимаха I, Агафокла и Панталеона37. Вспомним также, что официальная версия основания Парфянского царства знает в качестве «отцов-основателей» двух братьев (Аршака и Тиридата). В индо-скифском чекане мы встречаем прямые указания на интересующие нас факты: на монетах Спалахора и Спалириза прямо указывается (в легенде кхарош-ти) — «брат великого царя»38. Конечно, мы не можем настаивать на этом предположении, но высказать его, думается, необходимо.
Приложение 1
Типы монет с изображением Диоскуров, выпущенные на эллинистическом Востоке
Селевкиды
№ Лицевая сторона Оборотная сторона Монетный двор Литература
Селевк I
1, 2 Голова Диоскура в пилосе Передняя часть скачущей лошади. Легенда: ВА21ЛЕ02 2ЕЛЕТК0Т Возможно Бактры. Царский бронзовый чекан Houghton, Lorber 2002/I, 101-102, № 269, 270; 2002/II, pl. 68, №№ 269,1; 270, 1.
3 Голова Диоскура в пилосе Якорь. Легенда: ВА21ЛЕ02 2ЕЛЕТК0Т Неопределенный монетный двор 19. Царский бронзовый чекан Houghton, Lorber 2002/I, 102, № 271; 2002/II, pl. 68, № 271.
АнтиохI
4 Головы Диоскуров в пило-сах. Слон, идущий влево. Легенда: ВА21ЛЕ02 АОТЮХОТ Неопределенный монетный двор в Месопотамии или более восточных районах. Царский бронзовый чекан Houghton, Lorber 2002/I, 145, № 400; 2002/II, pl. 73, № 400. 2.
5 Голова Диоскура в пилосе Голова рогатого коня. Легенда: ВА21ЛЕ02 АОТЮХОТ Вероятно Ай Ханум. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 154, № 440; 2002/II, pl. 74, №440.
36 Этот миф кроме «Мифологической библиотеки» Аполлодора представлен в большом числе произведений, начиная с «Одиссеи» (XI. 300-304).
37 Бонгард-Левин, Гаибов, Кошеленко 2008, 390-401.
38 Fröhlich 2008, 22-23.
Антиох II
6 Диоскуры на конях, скачущие вправо. Афина Промахос, со щитом и копьем. Легенда: ВА21ЛЕ02 АКТ1ОХОТ. Тарс. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 199-200, №№ 565, 566; 2002/II, р1. 77, №№ 565, 2; 566, 2.
7 Диоскуры на конях, скачущие вправо. Орел с распахнутыми крыльями. Легенда: ВА21ЛЕ02 АКТ1ОХОТ Тарс. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 200, № 567; 2002/II, р1. 77, № 567.
8 Голова Аполлона Шапки Диоскуров. Легенда: ВА21ЛЕ02 АКТ1ОХОТ Неатрибутированный выпуск, возможно одного из киликийских монетных дворов. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 200, № 568; 2002/II, р1. 77, №568.
9 Головы Диоскуров в пи-лосах Голова слона вправо. Легенда: ВА21 АКТ1 Нисибин. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 206, №584; 2002/II, р1. 77, № 584.
10 Диоскуры на конях, скачущие вправо. Афина Промахос, со щитом и копьем. Легенда: ВА21ЛЕ02 АКТ1ОХОТ. Тарс. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 199-200, №№ 565, 566; 2002/II, р1. 77, №№ 565, 2; 566, 2.
Селевк II
11, 12 Головы Диоскуров в пи-лосах Голова слона вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 ЕЛЕТКОТ Нисибин. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 272-273, №№753,754; 2002/II, р1. 82, №№753а, 754.
13 Головы Диоскуров в пи-лосах Голова слона вправо. Легенда: ВА21Л 2ЕЛЕТ Нисибин. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 272, №755; 2002/II, р1. 82, №755.
14, 15 Головы Диоскуров в пи-лосах Якорь. Легенда: ВА21ЛЕ02 2ЕЛЕТКОТ Нисибин. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 273, №№756,757; 2002/ II, р1. 82, №№ 756, 757.
16 Головы Диоскуров в пи-лосах Якорь. Легенда: ВА21 2ЕЛЕ Нисибин. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 273, №758; 2002/II, р1. 82, №758.
17 Головы Диоскуров в пи-лосах Диоскуры на лошадях скачут вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 2ЕЛЕТКОТ Нисибин. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 273, №760; 2002/II, р1. 82, №760.
Селевк III
18, 19 Голова Аполлона вправо Диоскуры скачут на конях вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 2ЕЛЕТКОТ Нисибин. Царский бронзовый чекан. Houghton, Lorber 2002/I, 339, №№937, 938; 2002/ II, р1. 86, №№ 937, 938.
Узурпатор Тимарх
20 Бюст Тимарха вправо Диоскуры на конях вправо, у каждого из них копье и пальмовая ветвь над плечами. Легенда: Селевкия на Тигре. Серебро, тетрадрахма. Houghton, Lorber, Hoover 2008/I, 145, № 1588; 2008/II, р1. 11, № 1588.
ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ Т1МАРХ0Т
21 Бюст Тимарха вправо Диоскуры на конях вправо, у каждого из них копье. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛ0Т Т1МАРХ0Т Экбатаны. Серебро, тетрадрахма. Houghton, Lorber, Hoover 2008/I, 145. № 1589; 2008/II, pl. 11, № 1589.
Приложение 2
Типы монет с изображением Диоскуров, выпущенные на эллинистическом Востоке
Греко-Бактрия
Серия Лицевая сторона Оборотная сторона Литература
Евкратид
Серия 1. Серебро. Тетрадрахма. Бюст царя вправо Диоскуры на конях скачут вправо. В руках — копья, у плеча — пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 ЕТКРАТ1Д0Т Bopearachchi 1991, 199, pl. 16, № 1-6.
Серия 2. Серебро. Драхмы. Бюст царя вправо Диоскуры на конях скачут вправо. В руках — копья, у плеча — пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 ЕТКРАТ1Д0Т Bopearachchi 1991, 200, pl. 16, № 7-13.
Серия 3. Серебро. Оболы. Бюст царя вправо Пилосы Диоскуров и пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 ЕТКРАТ1Д0Т Bopearachchi 1991, 201, pl. 16, № 14-24.
Серия 4. Золото. 20 статеров. Бюст царя вправо Диоскуры на конях скачут вправо. В руках — копья, у плеча — пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛ0Т ЕТКРАТ1Д0Т Bopearachchi 1991, 202, pl. 16, № 25.
Серия 5. Золото. Статеры. Бюст царя вправо Диоскуры на конях скачут вправо. В руках — копья, у плеча — пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛ0Т ЕТКРАТ1Д0Т Bopearachchi 1991, 202, pl. 16, № 26; Le Rider 1969, 27.
Серия 6. Серебро. Тетрадрахмы. Бюст царя вправо Диоскуры на конях скачут вправо. В руках — копья, у плеча — пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛ0Т ЕТКРАТ1Д0Т Bopearachchi 1991, 205-208, pl. 17-19, № № 27-51.
Серия 7. Серебро. Драхмы. Бюст царя вправо Диоскуры на конях скачут вправо. В руках — копья, у плеча — пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Bopearachchi 1991, 206, р1. 19, № № 5255.
Серия 8. Серебро. Тетрадрахмы. Бюст царя в шлеме, вид со спины. Диоскуры на конях скачут вправо. В руках — копья, у плеча — пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Bopearachchi 1991, 207, р1. 19, № № 5659.
Серия 9. Серебро. Оболы. Бюст царя вправо Пилосы Диоскуров и пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 ЕТКРАТ1ДОТ Bopearachchi 1991, 207-208, р1. 19, № № 60-67.
Серия 10. Бронза, монеты квадратной формы. Бюст царя вправо Пилосы Диоскуров и пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 ЕТКРАТ1ДОТ Вореага^Ы 1991, 208, р1. 19 А.
Серия 11. Бронза, монеты круглой формы. Бюст царя вправо Диоскуры скачут на конях вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Вореага^Ы 1991, 208, р1. 19 В.
Серия 12. Бронза. Монеты круглой формы. Бюст царя вправо Один Диоскур скачет вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Bopearachchi 1991, 208, р1. 19 С.
Серия 17. Серебро. Драхмы. Бюст царя вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Диоскуры, опираясь на копья, стоя в фас. Легенда: К^а шаИа1ака8а Буикга1ёа8а Bopearachchi 1991, 210-211, р1. 20, №№ 72-73.
Серия 18. Бронза, монеты прямоугольной формы. Бюст царя вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Пилосы Диоскуров. Легенда: МаЬага)а8а Evukraidasa. Bopearachchi 1991, 211, р1. 20, №№ 74-75.
Серия 19. Бронза, монеты прямоугольной формы. Бюст царя вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Диоскуры на конях вправо. Легенда: Maharajasa Evukraidasa Bopearachchi 1991, 211-213, р1. 20-21, №№ 76-105.
Серия 20. Бронза, монеты прямоугольной формы. Повторяет серию 19, но меньших размеров Bopearachchi 1991, 214, р1. 21, №№ 106113.
Серия 21. Бронза, монеты круглой формы. Посмертные выпуски. Бюст царя вправо. Диоскуры скачут на конях вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ ЕТКРАТ1ДОТ Bopearachchi 1991, 214-215, р1. 22, №№ 114-119.
Серия 25. Бронза, монеты квадратной формы. Бюст царя вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНРО2 ЕТКРАТ1ДОТ Диоскуры скачут на конях вправо. Легенда: Maharajasa Evukraidasa Bopearachchi 1991, 216, р1. 22, № 25 С.
Диомед
Серия 1. Серебро. Тетрадрахма. Бюст царя вправо. Диоскуры скачут на конях вправо. В руках копья и пальмовые ветви. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Вс^атс^Ы 1991, 295, р1. 45, № 1.
Серия 2. Серебро. Тетрадрахма. Бюст царя в шлеме вправо. Диоскуры на конях скачут вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Bopearachchi 1991, 295, р1. 45. А.
Серия 3. Серебро. Тетрадрахма. Бюст царя в диадеме вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Диоскуры на конях скачут вправо. Легенда: МаИага-]а8а1га1ага8а Diyumedasa Bopearachchi 1991, 295-296, р1. 45. В, С, D.
Серия 4. Драхма. Серебро. Бюст царя в диадеме вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Диоскуры на конях скачут вправо. Легенда: Maharajasatra-tarasa Diyumedasa Bopearachchi 1991, 296, р1. 45, № 2.
Серия 5. Серебро. Тетрадрахма. Бюст царя в шлеме вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Диоскуры на конях скачут вправо. Легенда: Maharajasatra-tarasa Diyumedasa Bopearachchi 1991, 296, р1. 45 Е.
Серия 6. Драхма. Серебро. Бюст царя в шлеме вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Диоскуры на конях скачут вправо. Легенда: Maharajasatra-tarasa Diyumedasa Bopearachchi 1991, 296, р1. 45 Б, О.
Серия 7. Тетрадрахма. Серебро. Бюст царя в шлеме, вид со спины. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Диоскуры на конях скачут вправо. Легенда: Maharajasatra-tarasa Diyumedasa Bopearachchi 1991, 297, р1. 45 Н.
Серия 8. Драхмы. Серебро. Бюст царя в диадеме вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Диоскуры стоят анфас, опираясь на копья. Легенда: Mahara-jasatratarasa Diyumedasa Bopearachchi 1991, 297, р1. 45. 1.
Серия 9. Серебро, драхмы. Бюст царя в шлеме вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Диоскуры стоят анфас, опираясь на копья. Легенда: Mahara-jasatratarasa Diyumedasa Bopearachchi 1991, 297, р1. 45. 3.
Серия 10. Бронза. Монеты прямоугольной формы. Диоскуры стоят анфас. Легенда: ВА21ЛЕ02 20ТНР02 Д10МНД0Т Зебу вправо. Легенда: Mahara-jasatratarasa Diyumedasa Bopearachchi 1991, 298, р1. 45. 4-9.
Антиалкид
Серия 14. Бронза. Монета круглой формы. Бюст Зевса, потрясающего перуном, вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 №КНФ0Р0Т АМТ1АЛК1Д0Т Пилосы Диоскуров, разделенные двумя пальмовыми ветвями. Легенда: Maharajasa jayadharasa Amtia1kidasa. Bopearachchi 1991, 277, р1. 41, № 52, 53.
Серия 15. Бронза. Монета круглой формы. Меньше предыдущей. Бюст Зевса, потрясающего связкой молний, вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 №КНФ0Р0Т АМТ1АЛК1Д0Т Пилосы Диоскуров, разделенные двумя пальмовыми ветвями. Легенда: Maharajasa jayadharasa Amtia1kidasa. Bopearachchi 1991, 277, р1. 41. A, В, С.
Серия 16. Бронза. Монета квадратной формы. Бюст Зевса, потрясающего перуном, вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 №КНФ0Р0Т АМТ1АЛК1Д0Т Пилосы Диоскуров, разделенные двумя пальмовыми ветвями. Легенда: Maharajasa jayadharasa Amtia1kidasa. Bopearachchi 1991, 278, р1. 41. № 54, D, Е, К
Серия 17. Бронза. Монета прямоугольной формы. Бюст Зевса вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 №КНФ0Р0Т АМТ1АЛК1Д0Т Пилосы Диоскуров, разделенные двумя пальмовыми ветвями. Легенда: Maharajasa jayadharasa Amtia1kidasa. Bopearachchi 1991, 278-279, р1. 41, №№ 55-71.
Антиалкид и Лисий
Серия 2. Бронза. Монета прямоугольной формы. Бюст Геракла. Легенда: ВА21ЛЕ02 А№КНТ0Т ЛТ210Т Пилосы Диоскуров, разделенные двумя пальмовыми ветвями. Легенда: Maharajasa jayadharasa Amtia1kidasa. Bopearachchi 1991, 280, р1. 42 В.
Архебий
Серия 13. Бронза. Монета прямоугольной формы. Бюст Зевса вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 Д1КА10Т №КНФ0Р0Т АРХЕВ10Т Пилосы Диоскуров, разделенные пальмовыми ветвями. Легенда: Maharajasa dharimikasa jayadharasa Arkhebiyasa Bopearachchi 1991, 324, р1. 52, 27. D, Е.
Приложение 3.
Типы монет с изображением Диоскуров, выпущенные на эллинистическом Востоке.
Парфия
№ Лицевая сторона Оборотная сторона Монетный двор Литература
Митридат I
1 Бюст царя вправо Диоскуры скачут вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 АР2АК0Т (VI) Экбатаны Se11wood 1980, 12.6 Октохалк.
2 Бюст царя вправо Диоскуры скачут вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ АР2АКОТ (VII) Экбатаны Se11wood 1980, 12.7 Октохалк.
3 Бюст царя вправо Диоскуры скачут вправо. Легенда: ВА21ЛЕ02 АР2АКОТ (V) Экбатаны Se11wood 1980, 12.10 Тетрахалк.
4 Бюст царя Стоящие Диоскуры, с копьями Экбатаны Se11wood 1980,
вправо в руках. Легенда: ВА21ЛЕ02 АР2АКОТ (IV) 12.15 Дихалк.
5 Бюст царя вправо Шапки Диоскуров. Легенда: ВА21ЛЕ02 АР2АКОТ (IV) Экбатаны Se11wood 1980, 12.19 Халк
Фраат II
6 Бюст царя влево Шапки Диоскуров. Легенда: ВА21ЛЕ02 МЕГАЛОТ АР2АКОТ (I) Экбатаны Se11wood 1980, 15.4 Обол
ПакорI
7 Безбородый бюст царя влево, позади Ника с венком в руках Диоскур вправо, на голове пилос. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ!Ж АР2АКОТ ЕТЕРГЕТОТ Д1КА1ОТ ЕП1ФАШ2 Ф1ЛЕЛЛНШ2 (I). Экбатаны Se11wood 1980, 49.2 Халк
Приложение 4.
Типы монет с изображением Диоскуров, выпущенных на эллинистическом Востоке.
Индо-скифы. Азилес. Серебро. Тетрадрахмы и драхмы
Номинал Лицевая сторона Оборотная сторона Литература
1) Тетрадрахма Зевс, сидящий на троне. На руке у него крылатая Ника. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛОТ А71Л12ОТ Диоскуры скачут на конях вправо, держат копья и пальмовые ветви. Легенда: Maharajasa rajadirajasa шahayasa АуШ-shasa. Ш^^г 1976, № 772
2) Драхма Зевс, сидящий на троне. На руке у него крылатая Ника. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛОТ А71Л12ОТ Диоскуры скачут на конях вправо, держат копья и пальмовые ветви. Легенда: Maharajasa rajadirajasa шahayasa АуШ-shasa. Mitchiner 1976, № 773.
3) Тетрадрахма Стоящий Зевс держит в одной руке скипетр, на другой — Нику. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛ0Т А71Л120Т Диоскуры скачут на конях вправо, держат копья и пальмовые ветви. Легенда: Maharajasa rajadirajasa mahayasa Ayi1i-shasa Mitchiner 1976, № 774.
4) Драхма Стоящий Зевс держит в одной руке скипетр, на другой — Нику. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛ0Т А71Л120Т Диоскуры стоят в фас, с копьями, поднятыми вверх. Легенда: Maharajasa rajadirajasa mahayasa Ayi1ishasa Mitchiner 1976, № 775.
5) Тетрадрахма Царь на коне вправо, в руках плеть. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛ0Т А71Л120Т Диоскуры стоят в фас, с копьями, поднятыми вверх. Легенда: Maharajasa rajadirajasa mahayasa Ayi1ishasa Mitchiner 1976, № 776; Frölich 2008, 96, № 97.
6) Драхма Царь на коне вправо, в руках плеть. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛ0Т А71Л120Т Диоскуры стоят в фас, с копьями, поднятыми вверх. Легенда: Maharajasa rajadirajasa mahayasa Ayi1ishasa Mitchiner 1976, № 777.
7) Тетрадрахма Царь на коне вправо, в руках плеть. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛ0Т А71Л120Т Один из Диоскуров стоит в фас, с копьем, поднятым вверх. Легенда: Maharajasa rajadirajasa mahayasa Ayi1i-shasa Mitchiner 1976, № 778; Frölich 2008, 96, № 98.
Драхма Царь на коне вправо, в руках плеть. Легенда: ВА21ЛЕ02 ВА21ЛЕ !ЖМЕГАЛ0Т А71Л120Т Один из Диоскуров стоит в фас, с копьем, поднятым вверх. Легенда: Maharajasa rajadirajasa mahayasa Ay-i1ishasa Mitchiner 1976, № 779.
Приложение 5.
Типы монет с изображением Диоскуров, выпущенные на эллинистическом Востоке.
Индо-парфяне. Гондофар. Серебро. Оболы
№ Лицевая сторона Оборотная сторона Монетный двор Литература
1 Два Диоскура скачут на конях вправо, на голове у них пилосы, один держит пальмовую ветвь в правой руке, другой — в левой. Ника, идущая вправо и держащая в вытянутой руке венок, а в другой — пальмовую ветвь. (?) Fröhlich 2008, 127, pl. 23, № 394; Widemann 1978, 181.
2 Два Диоскура скачут на конях вправо, на голове у них пилосы, один держит пальмовую ветвь в правой руке, другой — в левой. Легенда: 0ЕП1. Ника, идущая направо, держащая в правой вытянутой руке венок и пальмовую ветвь в левой. Легенда: ТКДОФЕРРОТ (?) Fröhlich 2008, 127, pl. 23, № 395. Widemann 1978, 181; Senior 2001, 209.1.
ЛИТЕРАТУРА
Бонгард-Левин Г.М., Гаибов В.А., Кошеленко Г.А. 2008: Материалы нумизматики о религиозно-политической реформе в Греко-Бактрии // Археология Кавказа и Ближнего Востока. Сборник к 80-летию член-корреспондента РАН, профессора Р. М. Мунчаева / Н. Я. Мерперт, С. Н. Кореневский(ред.). М., 391-401.
Горин А.Н. 2013: Подражание оболам Евкратида с городища Кампыртепа // РА. 2, 87-91.
Кошеленко Г.А. 1968: Серебряная «ваза с Диоскурами» // СА. 2, 266-269.
Кругликова И.Т. 1974: Дильберджин (раскопки 1970-1972 гг.). Ч.1. М.
Кругликова И.Т. 1976: Настенные росписи Дильберджина // Древняя Бактрия. Материалы Советско-Афганской экспедиции 1969-1973 гг. / И. Т. Кругликова (ред.). М., 87-110.
Кругликова И.Т. 1979: Настенные росписи в помещении 16 северо-восточного культового комплекса Дильберджина // Древняя Бактрия. Вып. 2. Материалы Советско-Афганской археологической экспедиции / И. Т. Кругликова (ред.). М., 120-145.
Кругликова И.Т. 1982: Дильберджин — кушанский город в Северном Афганистане // Археология Старого и Нового света / Н. Я. Мкрперт, П. М. Кожин (ред.). М., 153-175.
Кругликова И.Т. 1986: Дильберджин. Храм Диоскуров. Материалы Советско-Афганской археологической экспедиции. М.
Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. 2000: Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. I. Раскопки, архитектура, религиозная жизнь. М.
Новосадский Н.И. 1891: Культ Кавиров в древней Греции. Варшава.
Пугаченкова Г.А. 1963: Халчаянская Афина // ВДИ. 2, 155-158.
Пугаченкова Г.А. 1974: О культах Бактрии в свете археологии // ВДИ. 3, 124-135.
Рапен К. 1994: Святилища Средней Азии в эпоху эллинизма (состояние вопроса) // ВДИ. 4, 128-140.
Alram M. 1999: Indo-Parthian and early Kushan chronology: the numismatic evidence // Coins, Art, and Chronology. Essays on the pre-islamic history of the Indo-Iranian Borderlands / M. Alram, D. Klimburg-Salter (ed.). Wien, 19-49.
Audoin R., Bernard P. 1974: Trésor de monnaies indiennes et indo-grecques d'Aï Khanoum (Afghanistan). II: Les monnaies indo-grecques // RN. 16, 6-41.
Bernard P. 1990: L'architecture religieuse de l'Asie Centrale à l'époque hellénistique // Akten des XIII. Internationalen congresses für klassische archeologie. Berlin ; Mainz am Rhein, 51-59.
Bopearachchi O. 1991: Monnaies gréco-bactriennes et indo-grecques. Catalogue raisonné [Bibliothèque Nationale]. P.
Bopearachchi O. 1998: Indo-Parthians // Das Partherreich und seine Zeugnisse — The Arsacid Empire: Sources and Documentation. Beiträge des Internationalen Colloquiums, Eutin (27.-30. Juni 1996). Stuttgart, 389-405.
Bopearachchi O. 1999: Recent coin hoard evidence on pre-Kushana chronology // Coins, Art, and Chronology. Essays on the pre-islamic history of the Indo-Iranian Borderlands / M. Alram and D. Klimburg-Salter (ed.). Wien, 99-139.
Bopearachchi O., Flandrin P. 2005: Le Portrait d'Alexandre le Grand. Histoire d'une découverte pour l'humanité. Paris.
Boyce M., Grenet F. 1991: A History of Zoroastranism. Vol. 3. Zoroastrianism under Macedonian and Roman Rule. Leiden; New York; Kobenhavn; Köln.
Chabouillet A. 1867: L'Eucratidion. Dissertation sur une médaille d'or inédite d'Eucratide, roi de la Bactriane // Revue numismatique, 382-415.
Chapouthier F. 1935: Les Dioscoures au service d'une déesse. P.
Cunningham A. 1888: Coins of the Indo-Scythians // NC. Third series. Vol. 8, 199-248.
Durrbach F. 1922: Choix d'inscriptions de Delos. I, 2. P.
Fröhlich C. 2008: Monnaies indo-scythes et indo-parthes du department des Monnaies, Medailles et Antiques. Catalogue raisonné [Bibliothèque nationale de France]. Paris.
Ghirshman R. 1962: Iran. Parthes et Sassanides. P.
Ghirshman R. 1978: Terrasses sacrées de Bard-è Néchandeh et Masjid-i Solaiman. L'Iran de Sud-Ouest du VIIIe s. av. n. ère au Ve s. de n. ère. I-II. P.
Grenet F. 1987: L'Athéna de Dil'berzin // Cultes et monuments religieux dans l'Asie Centrale préislamique / F. Grenet (ed.). Paris, 41-46.
HannestadL., Potts D. 1990: Temple architecture in the Seleucid Kingdom // Religion and Religious Practice in the Seleucid Kingdom. Aarhus, 91-124.
Harper P.O. 1965: The Heavenly Twins // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. January. 186-195.
Houghton A., Lorber C. 2002: Seleucid Coins: A Comprehensive Catalogue. Part I. Seleu-cus I through Antiochus III. Vol. II. Appendices, Indices, and Plates. New York; Lancaster.
Houghton A., Lorber C. 2002: Seleucid Coins: A Comprehensive Catalogue. Part I. Seleu-cus I through Antiochus III. Vol. I. Introduction, Maps, and Catalogue. New York; Lancaster.
Houghton A., Lorber C., Hoover O. 2008: Seleucid Coins: A Comprehensive Catalogue. Part II: Seleucus IV through Antiochus XIII. Vol. I. Introduction, Maps, and Catalogue. New York; Lancaster.
Houghton A., Lorber C., Hoover O. 2008: Seleucid Coins: A Comprehensive Catalogue. Part II: Seleucus IV through Antiochus XIII. Vol. II. Appendices, Indices, and Plates. New York; Lancaster.
Kritt B. 1996: Seleucid Coins of Bactria. Lancaster.
Kruglikova I. 1977: Les fouilles de la mission archéologique soviet-afghane sur le site gré-co-kushan de Dilberdjin en Bactriane (Afghanistan) // CRAI, 407-427.
Le Rider G. 1969: Monnaies grecques récemment aquises par le Cabinet de Paris // Revue numismatique. 6 série. T. XI, 21-22.
Lo Muzo C. 1999: The Dioskuri at Dilberdjin (North Afghanistan). Reviewing their chronology and significance // Studia Iranica. 28. 1, 41-71.
Mac Dowell D.W. 1991: The interrelation between Indo-Parthian and Kushan Chronology // Histoire et cultes de l'Asie Centrale préislamique. Sources écritees et documents archéologiques. Actes du Colloque international du CNRS (Paris, 22-28 novemre 1988) / P. Bernard, F. Grenet (ed.). Paris, 243-249.
Mitchiner M. 1976: Indo-Greek and Indo-Scythian Coinage. Vol. 6. L.
Narain A.K. 1973: The Two Hindu Divinities on the Coins of Agathocles from Ai-Khanum // The Journal of the Numismatic Society of India. Vol. XXXV, 73-77.
Rapin C. 1992: Les sanctuaries de l'Asie Centrale à l'époque hellénistique: état de la question // Études de lettres (Revue de la Faculté des lettres de l'Université de Lausanne). Octobre — decembre, 103-124.
Roussel P., Launey M. 1937: Inscriptions de Delos. I. P.
Sellwood D. 1980: An Introduction to the Coinage of Parthia. L.
Senior R.C. 2001: Indo-Scythian Coins and History. Lancaster.
Simonetta A.M. 1978: The Chronology of the Gondopharean Dynasty // East and West. Vol. 28, 155-187.
Widemann F. 1972: Une surfrappe de Gondopharès sur Hermaios et une autre de Kozoulo Kadphisès sur Gondopharès qui apportent deux jalons numismatiques à la chronologie entre les Indo-Grecs et et le début de l'Empire Kouchan // BSFN. 27, 147-151.
THE DIOSCURI OF DILBERJIN
V. A. Gaibov
The article examines the propagation of the cult of the Dioscuri on the Hellenistic East on the basis of the murals of «Dioscuri Temple» in Dilberjin. Numismatic materials have become important because of the small number and fragmentation of other sources. They give evidence of the great popularity of the cult in the region. For the first time the type of Dioscuri appears on coins of the first Seleucid kings. Considerable popularity according to the numismatic materials this cult gets in the Greco-Bactrian kingdom. The coin type with Dioscuri presents in minting of Parthian kings, and among the coins of so-called Indo-Scythian coinage. Finally, the last (chronologically) group of coins with the images of the Dioscuri appears on the Hellenistic East in mintage of Gondofar. The author of the article suggests that as for the images of Dilberjin -Dioscuri are only acolytes of main deity of the temple, is likely Athena. It has also been assumed that this cult is the reflection in the religious sphere of political institute of co-reign.
Kew words: Dioscuri, Dilberjin, Seleucid kings, Greco-Bactrian Kingdom, Indo-Scythians, numismatic materials, coinage