Key words: archaeological map of the sites of the upper reaches of the Zarafshan valley, digital mapping of archaeological sites, GPS - coordination, GIS technologies, scanner survey, cartographic database.
Information about the author: Filimonova Tatjana Germanovna-Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Archeology Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Telephone: (+992) 915804051. E-mail: [email protected]
Маълумот дар бораи муаллиф: Филимонова Татяна Германовна-номзади илмх,ои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостонши-носй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илмдои Точикистон. Телефон: (+992) 915804051. E-mail: [email protected]
УДК-2 (575.3)
ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ КООРДИНАТ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА (ИЗ ДРЕВНОСТИ К ИСЛАМУ)
КАРИМОВА Г. Р., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша
1. Тема принципов и закономерностей формирования культовой архитектуры освещена в научной литературе довольно широко. Она распадается по конфессионным, региональным, статусным, социальным и просто ландшафтно-географическим признакам. Неоднократно в литературе поднимались и освещались проблемы видоизменяемости и причинам, вызвавшим данное действие. Как неоднократно были получены примеры использования культовых сооружений предшествующих эпох. Однако до сих пор ряд содержательных аспектов формирования храмовой архитектуры не освещался в полной мере и эти аспекты не представлены развернуто. Нами предлагается рассмотрение мест расположения культовых сооружений древности, как эволюция духовных координат культовой архитектуры в значении сакральности места, используемого на протяжении различных эпох по археологическим материалам Таджикистана.
2. Из числа первых типов понятия духовных координат нами предлагается рассмотрение эволюции отношения человека к местам отправления культово-обрядовой практики древнейшей религии Востока - зороастризму. Известно, что первые зороастрийские практики проводились под открытым небом и не имели ни храмов, ни алтарных сооружений. Однако попав в среду с населением, практикующим культово-ритуальные службы в святилищах и храмах и, приняв символику духовных координат, например, известную в Саразме, памятнике энеолита - бронзового века, как поклонение огню, возведение специальных алтарей (круглых и квадратных
по форме), сооружение святилищ, храмов и дворцово-храмовых комплексов принимают духовные координаты в качестве канонических признаков: 1) применение алтарей священного огня, 2) возведения храмов с системой обводных коридоров вокруг культового помещения с алтарём и ряд других требований, которые так же могут рассматриваться как система духовных координат для зороастрийской религии (илл. 1) [2, 262-282].
3. Следующим типом духовных координат является сложение планового типа сооружения храмовых комплексов широко распространённых в эллинистическом мире Востока и представленном в Таджикистане на примере храма Окса в Тахти Сангине, датированного временем от VI в. до н.э. до III в. н.э.. В данную систему определяется черта возведения храма Окса на ранее сооруженном зороастрийском храме (илл.2). Здесь чётко определяется выбор места где соединялись важнейшие речные потоки Бактрии и как бы рождалась и распределялась вода, персонифицировавшаяся в образе божества Воды и родственных божеств, которое было выбрано ещё и потому, что здесь, располагалось, более раннее святилище, построенное в ахеменидское время и посвящённое великой реке Окс. Об этом свидетельствуют многочисленные вотивы ахеменидского времени хранившиеся в храме Окса, который там датируется эллинистическим временем, скорее всего указывает на то, что эта группа вотивов хранится здесь с более раннего времени и свидетельствует о том, что Культ огня не являлся единственным культом храма.
Определённые линии преемственности прослеживаются и в области религии. Не только храм Окса, но и его греческие каменные алтари при юэчжийском завоевании и в кушанское время не были разрушены и продолжали использоваться [7,150-160]. Как показало исследование, определяющей чертой для атрибуции этих храмов огня служат атешгахи на фасаде храма, а также наличие в пределах храмовой территории хранилищ священной золы [6, 372-373].
4. Не менее велик эллинистический вклад, опосредованно вошедший в развитие древней и раннесредневековой архитектуры. От античных ордерных систем ведут своё начало ордерные системы кушанского и раннесред-невекового времени [1], претерпевая при этом принципиальные изменения и трансформацию. На последующем этапе в архитектурных сооружениях получили разнообразное развитие и применение в виде духовных координат такие архитектурные композиции, как четырёхколонный зал в обводе коридоров и колонный айван, представленные в храме Окса. Композици-онность и вариабельность архитектурных сооружений хорошо представлена в раннесредневековых храмах Пенджикента и Шахристана в Таджикистане.
5. В древнем Пенджикенте два храма, находившихся рядом, но разделенных стеной за свою более чем 300-летнюю историю претерпели множество перестроек, в ходе которых эволюционировал их облик. Каждое из-
менение в зданиях выдает знакомство зодчих с определенными архитектурными образцами, которые они использовали для решения своих задач. Поэтому, несмотря на относительно позднюю датировку пенджикентских храмов, они позволяют понять, как в Согде развивались древние иранские и восточноэллинистические традиции архитектуры культовых зданий. В материалах первого периода отражен дозороастрийский пантеон и связанные ритуалом духовные координаты. В материалах второго периода отмечено присутствие основного ритуала, совершаемого перед изображениями божеств, но к нему добавляются обряды, связанные с вечным огнём зороастрийцев и привлечением параметров координат используемых в ортодоксальном зороастризме. Культовое сооружение не разрушается, не переносится, а преобразовывается в зороастрийский храм огня при дополнительном возведении рядом храма Воды. [10,123-124]. Пенджикентские храмы отражают духовные координаты синкретизма религиозного мировоззрения и веротерпимости (илл. 3).
6. Раннесреднневековый зороастрийский храм Кахкаха I в Истарав-шане перекрывает сооружение, определённое как ранняя мечеть (илл.4) После арабского завоевания храм был превращен в мечеть. Для этого он был частично перестроен: приподнят пол, сооружены новые колонны, устроена михрабная ниша в западной стене и т.п. Тем самым подчёркивая значение расположения храма в системе координат переходного периода от зороастризма к исламу [8].
7. Исследователи подчеркивают, что храмовое сооружение является центральным ядром многих городов древности. Особенно этот принцип проявился в средневековых городах, в которых не существовало регламентированных градостроительных законов. Города строились множеством зодчих, сменяющих друг друга поколений. Месторасположение храма из вышесказанного становится очевидным и не случайным. С помощью нового храма, возведённого на месте старых культовых сооружений люди ре-трансформируют свои религиозно-духовные координаты.
Главным культовым сооружением в исламе является мечеть. Мечеть в переводе с арабского означает место поклонения. В исламском зодчестве был развит принцип «скрытой архитектуры»: глухие фасады, которые скрывают разнообразно оформленные помещения, открытые во внутренний двор с фонтаном, водоемом, цветущей зеленью [9,190-200] Примечательно, что выделенные приметы духовных координат продолжают применяться и культовой архитектуре XVIII в. В мечети-медресе Олима Додхо в Пенджикенте, под фундаментом действующего комплекса шурфами было выявлено храмовое сооружение, имеющее в плане каноническую форму квадрата с проходами с четырёх сторон и обводными галлереями повто-ривщиеся в сооружении позднего времени (илл. 5) [4, 288-315]. Под стенами мавзолея Шейха Муслихиддина XVI в. (г.Худжанд) также были выявлены остатки более раннего мавзолея, датируемого ХП в. (илл.6) [5, 42-72]. Для
данного времени выступает ещё одна черта духовных координат отмеченная и ярко выраженная в мавзолее Мухаммада Башоро так же расположенного в Пенджикентском районе это преобразование или трансформацию мечети в мавзолей (илл. 7) [4, 288-315].
8. Таким образом, система духовных координат, выявленная на ранних этапах сложения религий, отражает эволюцию преемственности в чертах, типах сооружений при постоянстве строительства в уже известных сакральных местах.
Илл. 1. Саразм. Храм огня, Раскоп XI, горизонт 2, план и аксонометрия (Раззоков, Худжагелдиев, 2010).
МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN
Илл. 3. Сводный план храмов Пенджикент (Шкода, 2009).
Илл. 4. Шахристан. 1 - храм V-VH вв. 2 - аксонометрия храма с михрабом (Негматов, Авзалов, Мамаджанова, 1987).
Илл. 5. Общий план Медресе - мечети Олима Додхо в Пенджикенте (Каримова, 2016).
Илл. 6. Общий план Мавзолея Шейха Муслихиддин (Каримова, 2019).
I I II1 41
Илл. 7. Мавзолей Мухаммада Башоро. Реконструкция плана: А - 1-ого строительного периода; Б - 2-ого строительного периода; В - 3-ого строительного периода (Хмельницкий, 2013).
Илл. 2. Тахти Сангин. План Храма Окса ( Литвинский, Пичикян, 2000).
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина В.Л. 1977. Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока. - М.: Стройиздат, 1977. - 160 с.
2. Каримова Г.Р. Культовые сооружения Саразма (по материалам раскопок А.И. Исакова в 1978-1986, 1989, 2000 гг.) // АРТ.- Душанбе, 2009.- Вып. 33.- С. 262-282.
3. Каримова. Г.Р. Мечеть - медресе Олима Додхо в Пенджикенте (по архивным материалам 1950-х, 70-х годов) // АРТ.- Душанбе, 2016. - Вып. 38. - C. 342 -375.
4. Каримова Г.Р. Мавзолей Ходжи Мухаммада Башоро в селении Мазори Шариф Пенджикентского района //АРТ.- Душанбе, 2017.- Вып. 39.- С. 288-315.
5. Каримова Г.Р. Архитектурный комплекс Шейх Муслихиддин (г.Худжанд) // Номинация Всемирного Наследия. Фергана-Сырдарьинский коридор Шелкового пути [Таджикистан] составители: Г.Р. Каримова, Т.Г. Филимонова, Н.Т. Рахимов. Душанбе: Офсет - Империя. - 2019.- С. 42-72.
6. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. М.: Восточная литература.- 2000.- 504 с.
7. Литвинский Б.А., Седов А.В. Культы и ритуалы кушанской Бактрии. М.: 1984.
8. Негматов Н.Н., Авзалов Р.З., Мамаджанова С.М. Храм и мечеть Бунджиката на Калаи Кахкаха 1 //Материальная культура Таджикистана. -- Душанбе, 1987. Вып.4.
9. Стародуб Т.Х. Мусульманские культовые здания в системе средневекового арабского города // Городская художественная культура Востока: сб. ст. Гос.музея искусства народов Востока. - М., 1990. - С. 190-200.
10. Шкода В.Г. Пенджикентские храмы и проблемы религии Согда (V-VIII вв.). -СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. - 2009. - 280 с.
ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ КООРДИНАТ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА (ИЗ ДРЕВНОСТИ К ИСЛАМУ)
В статье в тезисном порядке рассматриваются система духовных координат как показатель отношения человека к проповедуемой религии. На протяжении исторических этапов такая система отражает возведение культовых архитектурных сооружений в местах или комплексах где уже действовали подобные службы в древности и представляют собой намоленные места в системе духовных координат. Рассматриваются причины и типологические принципы использования культовых сооружений в различные исторические эпохи.
Ключевые слова: религия, система духовных координат, культовые сооружения, Саразм, Тахти Сангин, Пенджикент, Шахристан.
ТАКОМУЛИ МУХТАСОТИ МАЪНАВИИ МЕЪМОРЩОИ ПАРАСТИШИИ ТОЧ.ИКИСТОН (аз кадим то ислом)
Дар ма^ола бо тартиби тезис низоми мухтасоти маънавй ба унвони шохисе аз нигариши фард ба дине, ки аз он пайравй мекунад, баррасй мешавад. Дар тули марх,алах,ои таърихй чунин низом нишондихдндаи сохту созх,ои меъмо-рии мазхдбй дар маконх,о ва мачмаах,ое буд, ки каблан хадамоти мушобех, дар даврони бостон дар ин маконх,о анчом меёфтаанд ва ин макон^ои ниёиширо дар низоми мухтасоти маънавй нишон медихднд. Сабабх,о ва усулх,ои навъи истифо-даи бинох,ои динй дар даврах,ои гуногуни таърихй баррасй мешаванд.
Калидвожа^о: дин, низоми мухтасоти маънавй, биноуои динй, Саразм, Тахти Сангин, Панцакент, Шауристон.
THE EVOLUTION OF SPIRITUAL COORDINATES OF CULT
ARCHITECTURE OF TAJIKISTAN (FROM ANCIENCE TO ISLAM)
The article in the abstract order considers the system of spiritual coordinates as an indicator of a person's attitude to a preached religion. Throughout the historical stages, such a system reflects the construction of religious architectural structures in places or complexes where similar services in antiquity have already operated and represent prayer places in the spiritual coordinate system. The causes and typological principles of the use of religious buildings in various historical eras are considered.
Key words: religion, system of spiritual coordinates, places of worship, Sarazm, Takhti Sangin, Penjikent, Shahristan.
Маълумот дар бораи муаллиф: Каримова Галина Ра^имовна-номзади илмдои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илмдои Точикистон. Телефон: (+992) 927782501. E-mail: [email protected]
Information about the author: Karimova Galina Rakhimovna-Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Archeology Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Telephone: (+992) 927782501. E-mail: [email protected]