Научная статья на тему 'Проблемы сохранения и реконструкции культурного и природного ландшафта в Таджикистане'

Проблемы сохранения и реконструкции культурного и природного ландшафта в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
628
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сохранение объектов наследия / реставрация / реконструкция / памятники архитектуры и культуры / культурный ландшафт / heritage preservation / restoration / reconstruction / monuments of architecture and culture / cultural landscape

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мукимова Сайёра Рустамовна

Статья посвящена изучению основ сохранения архитектурноградостроительного наследия Таджикистана. Выявлены ценность архитектурноградостроительного достояния Таджикистана, раскрыты особенности исторического формирования архитектуры и градостроительства, способы и формы их сохранения в новых условиях, а также принципы, формы и механизмы освоения ценностей в современной архитектурно-градостроительной практике, музейноэкспозиционной деятельности, архитектурно-художественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CULTURAL AND NATURAL LANDSCAPE PRESERVATION AND RECONSTRUCTION IN TAJIKISTAN

The article is devoted to the study of preservation basis for architectural and urban heritage of Tajikistan. The value of Tajikistan architectural and urban heritage is revealed, features of architecture and urban planning historical formation are disclosed, as well as ways and forms of preservation in new environment, and also principles, forms and mechanisms of value development in modern architectural and urban planning practice, museum and exhibition activities, architectural and artistic education.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения и реконструкции культурного и природного ландшафта в Таджикистане»

УДК 72.033 (5753)

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА В ТАДЖИКИСТАНЕ

С.Р. Мукимова

msayora72@mail.ru

Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация. Статья посвящена изучению основ сохранения архитектурно-градостроительного наследия Таджикистана. Выявлены ценность архитектурно-градостроительного достояния Таджикистана, раскрыты особенности исторического формирования архитектуры и градостроительства, способы и формы их сохранения в новых условиях, а также принципы, формы и механизмы освоения ценностей в современной архитектурно-градостроительной практике, музейно-экспозиционной деятельности, архитектурно-художественном образовании.

Ключевые слова: сохранение объектов наследия, реставрация, реконструкция, памятники архитектуры и культуры, культурный ландшафт.

Для цитирования: Мукимова С.Р. Проблемы сохранения и реконструкции культурного и природного ландшафта. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2018, том 1, № 3 (3), с. 27-39.

Историческая архитектура Таджикистана, памятники градостроительного искусства сегодня рассматриваются с позиций преемственности традиций, потенциальных возможностей в формировании современной городской и сельской застройки. Закон Республики Таджикистан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» направлен «на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, проведение ремонтно-реставрационных работ, в том числе консервации объекта культурного наследия, ремонта памятника, реставрации памятника или ансамбля, приспособления объекта культурного наследия для современного использования, а также на проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, обеспечение научно-методического руководства, технического и авторского надзора» [1]. При этом возникает множество вопросов, связанных с методологией и практикой сохранения наследия. Первый вопрос обусловлен самим представлением о важнейших понятиях, используемых в связи с сохранением объектов наследия. Второй вопрос связан с последовательностью и приоритетами в процедуре действий, относящихся к сохранению наследия. Очень важно учитывать и специфику объекта наследия.

Все предлагаемые в Законе виды деятельности сориентированы, в основном, на сохранение отдельных зданий, инженерных сооруже-

ний и их комплексов (ансамблей), обладающих исторической, научной или художественной ценностью [2]. В связи с этим, рассмотрим тезисно первый вопрос и связанный с ним ряд основных понятий, используемых в сфере сохранения объектов наследия.

Приведенный в законе Республике Таджикистан ряд понятий, определяющих содержание сферы сохранения наследия, отнюдь не бесспорен и не покрывает всю сферу обращения с памятниками истории и культуры. Так, например, в законе Республики Таджикистан, так же как в Венецианской хартии, список видов деятельности, обеспечивающих сохранение наследия, открывается понятием «консервация». В нем консервация рассматривается как комплекс работ, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия, без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы. В основе сохранения наследия лежит необходимость «поддержания объекта наследия», включающего проведение полного комплекса работ по уходу за памятником, а также числе осуществление постоянного мониторинга за его состоянием.

В Венецианской хартии говорится о том, что цель реставрации -«сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза...».

В Законе Республики Таджикистан реставрация определяется как комплекс работ, «проводимых в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия». Как можно видеть, закон фактически повторяет основные положения Венецианской хартии.

В настоящее время отреставрированы десятки памятников архитектуры, мемориальных и иного назначения. Среди них мазары Озах и Домсулло Кобули в Яване, Назарханди в Семиганче, Киякбай в Кумсангирском районе, Домулло Икромча, Саида Джалолиддина Гульдаста в Муминабаде, Зайналобиддина, Карабурабобо в Джилли-кульском районе, Ходжа Мир Ибоди Аслихох на перевале Шар-Шар, Ходжа Гоиб в Шахритусском районе Хатлонской области, Ходжа Ис-хок в Айнинском районе, Хазрати Боботагои Вали в г. Истаравшане Согдийской области и многие другие в других областях [3].

Очевидно, что при реставрации необходимо, наряду со вновь воссозданными элементами, сохранять и аналогичные подлинные элементы. При этом доля таких элементов должна быть преобладающей и занимать не менее 60-70%. Это касается как элементов декора, так и конструктивных элементов, важнейших свойств объекта, определяющих планировочную и объемно-пространственную структуру памятника.

28

Приспособление объекта наследия - это действие, входящее в сферу сохранения наследия, определяется в таджикском законе как приспособление для современного использования. Оно определяется как комплекс работ, проводимых «в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия». В этом отношении очень важно предусмотреть корректное определение предмета охраны. Чаще всего при формулировке предмета охраны совершают две ошибки.

Первая ошибка обусловлена тем, что при определении предмета охраны основное внимание обращается на детали, отдельные элементы декора, конструкций. Вторая ошибка связана с чрезмерно обобщенной и расплывчатой характеристикой свойств объекта, что приводит к невозможности определить, что же является предметом защиты и когда можно говорить, что произошли непозволительные действия по отношению к памятнику. Между тем, приспособление памятника весьма часто ведет к необходимости внедрения новых элементов, как например, прокладка новых инженерных коммуникаций, устройство кондиционеров, лифтов, усиление конструктивных элементов в связи с более высокими нагрузками и т.д.

При использовании памятников архитектуры для новых целей могут быть приемлемы два случая - когда сохранился и подлежит сохранению только внешний вид зданий и когда помимо него сохранились и интерьеры. Примерами такого умелого и тактичного использования для новых целей памятников архитектуры, сохранивших свои интерьеры, может быть размещение областного краеведческого музея в соборной мечети на площади Панчшанбе в городе Худжанде (сейчас используется по своему функциональному назначению, т.е. как городская соборная мечеть); выставочного зала коврового комбината в мечети этого же города; музея религии в мавзолее Махдуми Аъзам в Хи-сори Шодмон; интерьеров торговых куполов «Токи Заргарон», крупнейшего торгового пассажа Бухары XV в. под магазины сувениров или мастерских народного прикладного искусства; памятников культового зодчества внутри Ичанкалы города Хивы под различные музеи (книг, религии, этнографии, просветительства и др.).

Например, мечеть Джума, построенная, по свидетельству арабского путешественника ал-Макдиси, в Х-Х1 вв., является галереей резных колонн, т.к. здесь сосредоточились 212 колонн, из которых сейчас сохранились 25 древних колонн. Мечеть в современных условиях получила второе дыхание и продолжает свою деятельность как центр просветительства [4]. Медресе Кукельдаш (XVI в.) на площади Чорсу Ташкента и сейчас действует как средне-специальное Ислам-

ское учебное заведение при Управлении мусульман Узбекистана. В мечети Сангин предполагается создание музея просветителей Гисса-ра, медресе Кухна - музей народного быта, медресе Нав - музей классиков таджикской культуры, в караван-сарае Хиштин намечался музей народных ремесел и промыслов, в мавзолее Махдуми Азам - музей исламской религии и так далее [5].

Второй вопрос касается последовательности действий, связанных с сохранением объектов наследия. В Законе Республики Таджикистан на первое место ставится консервация. Это понятно, потому что большинство памятников, с которыми приходится иметь дело таджикским реставраторам, это руинированные объекты, здания, выполненные из очень хрупкого материала - лёсса [6], и они находятся в катастрофическом состоянии.

Основными строительными материалами, использованными для возведения всех сооружений Средней Азии, начиная с древних времен и вплоть до позднего средневековья, служили пахса, пахсовые блоки и сырцовые кирпичи. Вследствие слабой атмосферостойкости эти сооружения из сырцовых материалов сохранить чрезвычайно сложно, в отличие от каменных, кирпичных или деревянных. Лесс, прежде всего, служил отличным вяжущим материалом, раствор из которого употреблялся для кладки стен из камня, кирпича-сырца и гуваля - сухих комков глины. Кроме того, лесс служил также единственным материалом для штукатурки стен и обмазки пола. Например, сочетание глиняной штукатурки различных оттенков (серого, зеленого) с красноватым цветом кирпича-сырца в помещениях дворца Гардани Хисор в с. Мадм создавало своеобразный цветовой колорит в интерьере [7].

Одна из сложных проблем для всего Среднего и Ближнего Востока - методы закрепления вскрытых археологами древних глиняных конструкций. Проблемы сохранения археолого-архитектурных памятников из сырца и сырцовых материалов неоднократно обсуждались на региональных, всесоюзных и международных совещаниях [8].

Культурный ландшафт может быть признан объектом наследия, если он обладает существенной историко-культурной, научной и художественной ценностью. Культурный ландшафт определяется как созданная и сохраненная нашими предшественниками система культурных и природных, материальных и нематериальных ценностей, фундаментальными свойствами которой является ее подлинность и целостность, а ее универсальная значимость не только признана современным обществом, но и рассматривается им как необходимое условие для жизни будущих поколений.

На территории нашей республики организованы и в настоящее время действуют несколько заповедников - культурных ландшафтов (рис. 1, 2). Это Рамитский заповедник, Ширкентский историко-

30

природный парк, Сари-Хосорский парк, Таджикский национальный парк. Раньше всех была создана «Тигровая балка» - пустынно-тугайный заповедник, площадью около 50 тыс. га, и горный заповедник «Ромит», площадью 16 тыс. га.

Рис. 1. Пенджикентский район. Маргузорские озера. Озеро Мижгон (ущелье Шинг) 2400 м над уровнем моря

Рис. 2. Пенджикентский район. Маргузорские озера

На основе единства сооружений ансамбля и ландшафта было создано урбанизированное поселение Гардани Хисор в Зеравшанских горах (Айнинский район Согдийской области), где величественный дворец местного феодала с величайшим художественным чутьем вписан в пейзаж горного ландшафта [9] (рис. 3).

31

Рис. 3. Айнинский район. Поселение Гардани Хисор. Отдельные жилые «секции». VI-VII вв.

Опыт прошлого - это неисчерпаемый источник познания единства ландшафта и города или ландшафта и отдельного архитектурного сооружения. Использование в современных тенденциях градостроительного искусства уроков создания единства ансамбля и ландшафта -одно из условий решения многих задач архитектуры нашего времени, в том числе и вопросов реставрации архитектурных ансамблей, комплексов или отдельного сооружения и их связи с окружающим природным окружением. Полные гармонии силуэты древних городов Среднего Востока (Бунджиката, древнего Пенджикента, Худжанда, Хульбука, Варахши, Балха и др.) невозможно представить без окружающей среды, также, как и сказания, легенды, песенные мотивы прошлого неотделимы от образов, которые создавались художниками в величественных росписях парадных залов.

Необходимо отметить, что в приспособлении среды обитания к суровым условиям жаркого климата, вода имеет особое значение в жизни населения Центральной Азии, в том числе Таджикистана. Наши предки издавна знали о том, что вода повышает физический комфорт за счет процесса испарения, который, увеличивая относительную влажность, снижает температуру воздуха на несколько градусов. Жители Среднего Востока могли умело улучшать микроклимат при помощи различных водных приспособлений (рис. 4) и умелого зонирования защищаемых пространств [10].

Рис. 4. Дарваз. Веер-опахало (бодбарак)

Водоемы-хаузы были неотъемлемыми частями садово-парковой архитектуры, украшая ее, создавали благоприятный микроклимат в сочетании с умелым инженерным благоустройством. Так, в садах Ба-бура в Индии были устроены колодцы-бассейны, где ниже уровня земли устраивали айваны для времяпровождения в самые знойные часы, называемые «чаман-тахти»; известно приспособление «чадар» -наклонная плоскость, разбрызгивающая воду в садах Баги-Зарафшан, Баги-Нуравшан и в садике и крепости Агры [11].

Традиции садово-парковой архитектуры, элементы коммунального благоустройства городов Среднего Востока не потеряли свою актуальность и в наши дни, когда экологизация среды обитания человека в условиях жаркого сухого климата становится одной из важнейших задач градостроительства и инженерного искусства [12]. Более того, в последнее десятилетие целенаправленную ориентацию, поддержку и всемерное понимание получают поиск местного своеобразия в архитектуре жилых, общественных и производственных зданий и сооружений. Приведенные примеры из средневековой садово-парковой архитектуры и инженерно-коммунального благоустройства вполне приемлемы в условиях современного коммунального хозяйства городов, создания садов, парков, скверов и площадей [13]. Ведь не секрет, что в городах Таджикистана, в том числе в его столице - Душанбе, мало еще традиционных цветников, малых скульптур, детских бассейнов, фонтанов, озер. Это говорит о том, что современные зодчие еще не до конца осмыслили традиции средневековых мастеров Средней Азии, и много еще предстоит сделать в будущем.

Охране и реставрации памятников архитектуры в нашем таджикском государстве придается большое значение, о чем свидетельствует то обстоятельство, что Республика Таджикистан после развала СССР и приобретения суверенитета одной из первых среди стран Центральной Азии в 1992-1993 гг. ратифицировала большинство международных соглашений, конвенций и хартий в области сохранения, реставрации и использования памятников культурного наследия. Наша страна также считает себя правопреемницей всех нормативных документов и государственных актов по вопросам охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры, принятых в различные годы в СССР на основе «Закона СССР об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976 г.). Более того, в 2006 г. Маджлиси Оли Республики Таджикистан принял национальный закон «Об охране и использовании культурного наследия в Республике Таджикистан» [1].

Показательным примером реализации нормативных и государственных актов по охране, реставрации и использованию памятников является создание Гиссарского историко-культурного заповедника, где имеется ряд сооружений монументального зодчества: мадраса Кухна и Нав, мавзолей Махдуми Азам, караван-сарай Хиштин, мечеть Сангин, ворота Арка. Памятник фортификационного искусства XVIII-XIX вв. Гиссарский архитектурный комплекс был объявлен историко-культурным заповедником специальным Постановлением руководства Таджикистана 4 апреля 1979 года «Об улучшении охраны и использования памятников истории и культуры в республике» [14].

К сожалению, не везде работа по охране и реставрации памятников проводится добросовестно. Не во всех хукуматах городов и районов (и даже областей) имеется полный перечень памятников. Мало того, не все работники хукуматов, ответственные за состояние памятников, и тем более ответственные секретари общества охраны памятников, хорошо знакомы с памятниками своего района или города. Охранные таблички, если они имеются, в некоторых случаях находятся в плачевном состоянии.

Относительно хорошо поставлена работа по охране памятников в городах Худжанде, Истаравшане, Исфаре, Канибадаме, Кулябе. Здесь существует слаженность в работе хукуматов и ответственного секретаря общества охраны памятников истории и культуры. Хорошим примером является новая реставрация памятника резного дерева X-XII вв. в селении Чоркух или целостная реставрация медресе Абдуллахана в селении Навгилем близ Исфары, где полностью восстановлены постройки вокруг двора мечети-намозгох XVI века. Осуществление этих двух работ осуществлялось на средства Хукумата Исфары при деятельной поддержке населения. Были отреставрированы ансамбль Сари Мазор, мечеть Бобо-Таго, медресе Кок-Гумбаз в Истаравшане, мед-

ресе Мирраджаб Додхо и Оим в Канибадаме, мавзолей Абуабдулло Ру-даки на родине великого поэта, десятки мечетей и медресе во многих уголках Таджикистана (рис. 5, 6).

Рис. 5. Файзабадский район республиканского подчинения. Мавзолей Ходжи Хатама Асама, XVII в. Фото 1970-х гг.

Рис. 6. Файзабадский район. Мавзолей Ходжи Хатама Асама, XVII в. Фото 1990-х гг.

Много для сохранения культурного наследия делают международные благотворительные фонды и организации. В частности, Фонд Посла США в Таджикистане по сохранению культуры для сохранения и защиты культурного наследия Таджикистана финансировал восемь проектов на сумму 209 859 долл. США. Для восстановления, реставрации и консервации такого памятника, как 14-метровый «Будда в нирване», сохранения и реконструкции экспонатов археологического музея в Саразме близ Пенджикента, для защиты и реконструкции медресе-мавзолея Ходжи Машхада в Шахритусском районе также были выделены значительные средства [15].

Но не все отмеченные объекты являются примерами качественной реставрации. Как правило, на памятниках, отреставрированных несколько лет назад, уже осыпается штукатурка, стены быстро отсыревают и покрываются солью. Так обстоит дело на ряде памятников Гиссарско-го заповедника (ворота Арка, мавзолей Махдуми Азам, мечеть Сангин). Многочисленные трудности, с которыми сталкиваются таджикские реставраторы, связаны с невысоким качеством выполненных работ (в основном, у самодеятельных реставраторов, привлекаемых к восстановлению мечетей и усыпальниц в селениях и районных центрах республики). Чувствуется отсутствие высококвалифицированных специалистов-реставраторов, а порой недостаток необходимых строительных материалов. Нередко выделенные средства используются в большей степени на благоустройство территории, чем на сам объект.

Имеют место и случаи искажения исторической достоверности памятника. Так случилось с мавзолеем Мир Саида Хамадони в Кулябе, где в конце 1990-х годов появились несуществующая керамическая облицовка портала и монументальные ворота. А к празднованию 2700-летия города Куляба после очередной реставрации памятника в 2004-2005 годах появились золоченные купола. Такой же факт искажения исторической достоверности памятников и их историко-культурной ценности имел место в Истравшане (мавзолеи Сари Мазор, Аджинахона, Худоёра Ваълами, мечеть Мавлоно УсмонаЧархи). Отсутствие хорошей методики реставрации и консервации сырцовых стен приводит к гибели древних памятников архитектуры и археологии (например, в Шахристанском, Спитаменском и Кабадианском районах).

Одна из особенностей последних лет - это появление множества новых построек мечетей и небольших медресе, которые стали оказывать влияние на формирование городской и сельской среды, микрорайонов и кварталов. Почти все города и поселки республики потеряли свое лицо, приобрели однообразие в архитектурно-художественном облике застройки. В середине 1990-х и начале 2000 годов началось движение за возрождение национальной культуры, поднятие роли традиций прошлого в нашей современной жизни.

В Республике Таджикистан, как и в других странах Центральной Азии, успешно ведутся работы по разрешению проблемы поиска национального своеобразия в архитектуре, синтеза традиций и современности в практике строительства. Уже не новинкой кажутся, например, в Душанбе здания с восточной атрибутикой форм - сводами, куполами, круглобашенными минаретами, арками, решетками-панджара, расписными потолками, резными дверьми и колоннами [16].

Говоря о значении памятников архитектуры для современного человека, следует отметить их влияние на современную архитектуру. Особенно это заметно в творческом поиске наших зодчих последних лет, когда остро стоит вопрос о придании зданиям большей художественной выразительности, с использованием возможностей национальной архитектуры. Мы видим, как традиционная архитектура в течение многовекового развития сохранила много прогрессивных черт, не утративших свое значение и сегодня, в особенности в вопросах преодоления безликости и однообразия современной застройки.

Для нас важно не слепое копирование, а творческое отношение к этим принципам. Среди позитивных черт можно назвать: разумное использование дворовых пространств с привлечением традиций обводнения и озеленения, создающих благоприятный микроклимат, максимальное использование рельефа местности, что немаловажно для нашей горной республики с острым дефицитом земель, применением широких просторных лоджий-айванов для летнего времяпро-

вождения (а не узких балконов). Много интересного можно почерпнуть и в объемно-пространственной композиции старых городов, обладающих богатым силуэтом ансамблей и плавно перетекающими пространствами.

А сколько еще не использованных возможностей освоения богатейшего художественно-декоративного наследия: резьбы по дереву, ганчу, росписи и многое другое. Умелое применение этих приемов в синтезе с архитектурой заметно улучшит качество современной архитектуры. Архитектурное наследие, в котором веками как в селекционной лаборатории отбирались наиболее приемлемые формы и конструкции, для сегодняшнего архитектора- практика является неисчерпаемым источником вдохновения.

Литература

1. Мукимова С.Р.Основы сохранения и использования памятников архитектуры и градостроительства Таджикистана (вопросы реставрации, реконструкции и использования историко-архитектурного наследия). Монография. Под редак. профессора Р.М. Муксинова. Бишкек: Изд. «Раритет-Инфо», 2011. С. 285-293.

2. Мукимова С.Р. Роль природной среды в архитектуре средневекового Таджи-кистана.Отражение природы в искусстве Востока. Сборник статей. Душанбе: Культурный фонд ИРА, 2005. С. 88-104.

3. Мухаммадали Музафари, Хамза Камол, Зайнутдин Наботзода. Чойхоимукад-даси Точикистон (Святые места Таджикистана). Душанбе: Изд. «Диваштич», 2007. 176 с.

4. Кадырова Т. Пути архитектурного возрождения Узбекистана за XX - начала XXI вв. (традиции и современность). Ташкент: Изд. ТАСИ, 2007. 123 с.

5. Негматов Н.Н. Хисорский заповедник: история создания. Хисорский заповедник и его архитектурные памятники. Душанбе, 1993. С. 17-39.

6. Каримов М., Мукимова С., Мукимов Р. Строительные материалы Центральной Азии: традиции и современность. Душанбе: Изд. «Контраст», 2008. С. 82-168.

7. Якубов Ю. Паргар в VII-VIII веках нашей эры (Верхний Зеравшан в эпоху раннего средневековья). Душанбе: Изд. «Дониш», 1979. С. 140-141.

8. Кореманс П. Охрана культурного наследия в жарком и влажном климате. Сообщения ВЦНИЛКР. Приложение II. Вып. 3. М., 1968.

9. Мукимов Р. Памятники народной архитектуры Верхнего Зеравшана. Душанбе, 1984. С. 7-10.

10. Мукимова С.Р. Традиции создания микроклимата в жилищах горных та-джиков.Междунар. конф.: «Горные регионы Центральной Азии. Проблемы устойчивого развития», 28-30 сентября 1999 г., Душанбе. Тез. докладов. Душанбе: ТТУ, 1999. С. 69-70.

11. Мамаджанова С., Мукимов Р., Мукимова С. Инженерное искусство Таджикистана. Душанбе: Изд. «Мерос», 1996. 120 с.

12. Мамаджанова С., Кобулиев З., Мукимова С., Хушвактов З. Архитектура производственной среды и экология Таджикистана (проблемы взаимодействия и развития). Баку: Изд. «Горгунд», 2005, глава 3.

13. Мукимова С.Р. Вопросы экологии в архитектуре жилища горных таджи-ков.Архитектура и градостроительство Таджикистана: традиции и современные проблемы: сб. науч. трудов. Вып. 2. Душанбе: Изд. «Мерос», 2001. С. 23-27.

14. Негматов Н.Н., Брус Н.Н. Проблемы создания Гиссарского историко-культурного заповедника. Изв. АН Тадж. ССР. Отдел.обществ. наук, 1984, вып. 2 (116). С. 3-8.

15. Охрана исторических ценностей при поддержке США. Журнал по сохранению культурного наследия в Южной и Центральной Азии. Проект отдела по делам Южной и Центральной Азии государственного департамента США. Вашингтон, округ Колубмия, 2007. С. 26-29.

16. Мукимова С.Р. Некоторые вопросы сохранения памятников истории материальной культуры в Средней Азии во второй половине ХХ века. Наука и культура стран Центральной Азии: традиции и современные проблемы. Международный сборник научных трудов. Выпуск четвертый. Душанбе: Изд. ООО «Контраст», 2008. С. 132-138.

PROBLEMS OF CULTURAL AND NATURAL LANDSCAPE PRESERVATION AND RECONSTRUCTION IN TAJIKISTAN

S. Mukimova

msayora72@mail.ru

Tajik Technical University named after academician M.S. Osimi, Dushanbe, Tajikistan

Abstract. The article is devoted to the study of preservation basis for architectural and urban heritage of Tajikistan. The value of Tajikistan architectural and urban heritage is revealed, features of architecture and urban planning historical formation are disclosed, as well as ways and forms of preservation in new environment, and also principles, forms and mechanisms of value development in modern architectural and urban planning practice, museum and exhibition activities, architectural and artistic education.

Keywords: heritage preservation, restoration, reconstruction, monuments of architecture and culture, cultural landscape.

Cite this entry as: Mukimova S. Problems of cultural and natural landscape preservation and reconstruction. Heritage and Modern Times. 2018, vol. 1, no. 3 (3), pp. 27-39.

References

1. Mukimova S.R. Osnovy sokhraneniya i ispol'zovaniya pamyatnikov arkhitektu-ry i gradostroitel'stva Tadzhikistana (voprosy restavratsii, rekonstruktsii i is-pol'zovaniya istori-ko-arkhitekturnogo naslediya). Monografiya. Pod redak. professora R.M. Muksinova. Bishkek: Izd. "Raritet-Info", 2011. Pp. 285-293.

2. Mukimova S.R. Rol' prirodnoy sredy v arkhitekture srednevekovogo Tadzhikistana. Otrazheniye prirody v iskusstve Vostoka. Sbornik statey. Dushanbe: Kul'turnyy fond IRA, 2005. Pp. 88-104.

3. Mukhammadali Muzafari, Khamza Kamol, Zaynutdin Nabotzoda. Choykhoimukaddasi Tochikiston (Svyatyye mesta Tadzhikistana). Dushanbe: Izd. «Di-vashtich», 2007. 176 p.

4. Kadyrova T. Puti arkhitekturnogo vozrozhdeniya Uzbekistanaza XX - nachala XXI vv. (traditsii i sovremennost'). Tashkent: Izd. TASI, 2007.123 p.

5. Negmatov N.N. Khisorskiy zapovednik: istoriya sozdaniya. Khisorskiy zapo-vednik i ego arkhitekturnyye pamyatniki. Dushanbe, 1993. Pp. 17-39.

6. Karimov M., Mukimova S., Mukimov R. Stroitel'nyye materialy Tsentral'noy Azii: traditsii i sovremennost'. Dushanbe: Izd. "Kontrast", 2008. Pp. 82-168.

7. Yakubov Yu. Pargar v VII-VIII vekakh nashey ery (Verkhniy Zeravshan v epokhu rannego srednevekoVya). Dushanbe: Izd. "Donish", 1979. Pp. 140-141.

8. Koremans P. Okhrana kul'turnogo naslediya v zharkom i vlazhnom klimate. Soob-shcheniya VTSNILKR. Prilozheniye II. Vyp. 3. M., 1968.

9. Mukimov R. Pamyatniki narodnoy arkhitektury Verkhnego Zeravshana. Dushanbe, 1984. Pp. 7-10.

10. Mukimova S.R. Traditsii sozdaniya mikroklimata v zhilishchakh gornykh tadzhikov. Mezhdunar. konf.: "Gornyye region Tsentral'noy Azii. Problemy ustoychivogo razvitiya", 28-30 sentyabrya 1999 g., Dushanbe. Tez. dokladov. Dushanbe: TTU, 1999. Pp. 69-70.

11. Mamadzhanova S., Mukimov R., Mukimova S. Inzhenernoye iskusstvo Tadzhi-kistana. Dushanbe: Izd. "Meros", 1996. 120 p.

12. Mamadzhanova S., Kobuliyev Z., Mukimova S., Khushvaktov Z. Arkhitektura proizvodstvennoy sredy i ekologiya Tadzhikistana (problem vzaimodeystviya i razvitiya). Baku: Izd. "Gorgund", 2005, glava 3.

13. Mukimova S.R. Voprosy ekologii v arkhitekture zhilishcha gornykh tadzhikov. Arkhitektura i gradostroitel'stvo Tadzhikistana: traditsii i sovremennyye problemy: sb. nauch. trudov. Vyp. 2. Dushanbe: Izd. "Meros", 2001. Pp. 23-27.

14. Negmatov N.N., Brus N.N. Problemy sozdaniya Gissarskogo istoriko-kuTturnogo zapovednika. Izv. AN Tadzh. SSR. Otdel. obshchestv. nauk, 1984, vyp. 2 (116). Pp. 3-8.

15. Okhrana istoricheskikh tsennostey pri podderzhke USA. Zhurnal po sokhrane-niyu kul'turnogo naslediya v Yuzhnoy i Tsentral'noy Azii. Proyekt otdela po delam Yuzhnoy i Tsentral'noy Azii gosudarstvennogo departamenta USA. Vashington, okrug Kolubmiya, 2007. Pp. 26-29.

16. Mukimova S.R. Nekotoryye voprosy sokhraneniya pamyatnikov istorii materi-al'noy kul'tury v Sredney Azii vo vtoroy polovine XX veka. Nauka i kul'tura stran Tsentral'noy Azii: traditsii i sovremennyye problemy. Mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh trudov. Vypusk chetvertyy. Dushanbe: Izd. OOO "Kontrast", 2008. Pp. 132-138.

Сведения об авторе

Мукимова Сайёра Рустамовна, доктор архитектуры, и.о. профессора кафедры «Архитектура и Дизайн» Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан. Email: msayora72@mail.ru

Author of the publication

Sayora Mukimova, Doctor of Architecture, Acting Professor of the Department of Architecture and Design of the Tajik Technical University named after academician M.S. Osimi, Dushanbe, Tajikistan. Email: msayora72@mail.ru

Дата поступления 11.09.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.