Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТРАДИЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА НА РУБЕЖЕ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТРАДИЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА НА РУБЕЖЕ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗОРОАСТРИЗМ / ТРАДИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мукимова Сайёра, Шерматов Музаффар

В статье раскрывается вопрос о преемственности традиций храмов огня в переломные эпохи (IX-XI вв.), отношения зодчества к зодчеству раннего средневековья и античности, вопрос о средствах выражения идей эпохи, которые не были привнесены извне, а были подготовлены развитием зодчества предшествующих эпох на территории Среднего Востока. На основе анализа храма огня, была предпринята попытка изучить традиции этого универсального сооружения и его отношение к традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AND MUTUAL INFLUENCE OF TRADITIONS IN ARCHITECTURE OF MAVERANNAHR AND KHORASAN AT THE TURN OF ANTIQUITY AND EARLY MIDDLE AGES

The article deals with the question of the continuity of traditions of fire temples in the critical ages (the 9th - 11th centuries), relation of architecture to the architecture of early Middle Ages and antiquity, the question of the means of concepts’ expression of the period which have not been introduced from outside, but have been prepared with the development of architecture of previous periods on the territory of the Middle East. Based on the analysis of the fire temple there were researched the traditions of this universal construction and its relation to the tradition.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТРАДИЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА НА РУБЕЖЕ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТРАДИЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА НА РУБЕЖЕ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Сайёра МУКИМОВА,

доктор архитектуры, старший сотрудник отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Академии наук Республики Таджикистана. Тел.: 907 72 19 06. E-mail: msayora72@mail.ru

Музаффар ШЕРМАТОВ ,

кандидат наук, заведующий кафедры «Архитектура и дизайн» Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими. Тел.: 900 83 33 99

В статье раскрывается вопрос о преемственности традиций храмов огня в переломные эпохи (IX-XI вв.), отношения зодчества к зодчеству раннего средневековья и античности, вопрос о средствах выражения идей эпохи, которые не были привнесены извне, а были подготовлены развитием зодчества предшествующих эпох на территории Среднего Востока. На основе анализа храма огня, была предпринята попытка изучить традиции этого универсального сооружения и его отношение к традиции.

Ключевые слова: архитектура, градостроительство, архитектурно-художественная деятельность, зороастризм, традиция, национальное своеобразие.

Как известно из истории, зороастрийские богослужения происходили в святилищах, где помещался огонь как единственный символ, который одобрял пророк Заратуштра[1]. Храмовые огни устраивались на подставках в виде алтарей, известные по изображениям на ахеменидских царских рельефах. Сохранившиеся до сих пор древнейшие руины подлинного храма огня находятся на горе Кухи-Ходжа в Систане, на юго-востоке Ирана. Воздвигнутый там храм огня перестраивался несколько раз, но древнейшие его части относятся к селевкидскому или раннепарфянскому периоду. По описанию Мэри Бойс, первоначальный план этого сооружения включал прямоугольный зал, сообщающийся с небольшим квадратным помещением с четырьмя колоннами посредине, соединяющаяся с ещё меньшим, служившим святилищем огня. Перестроенный в III-II вв. до н.э. этот храм уже включал обходной коридор вокруг маленького квадратного помещения и находившегося позади него святилища[1]. Здесь же, на горе Кухи-Ходжа, найден каменный алтарь с колоннообразной подставкой с трехступенчатым основанием. Подобные алтари известны ещё с эпохи Ахеменидов, примером чему является алтарь огня в Пасаргаде (VI в. до н.э.)[2].

Более того, как выяснилось в настоящее время, храмы огня существовали в Мидии примерно ещё на рубеже VIII-VII вв. до н.э. Археолог Д.Стронах открыл на территории Мидии башнеобразный храм огня, относящийся к первой трети первого тысячелетия до н.э. Внутри храма имелось треугольное святилище, в центре которого слева от единственной двери находится четырехступенчатый алтарь огня, высотой около двух метров. По лестнице огонь доставлялся на крышу храма, откуда он был виден издали[3].

В целях упрочнения зороастризма Сасаниды стали покровительствовать созданию алтарей огня по всему государству - в городах, в сельских местностях, укрепляя с помощью новой религии свою власть среди населения[4]. В это время (224г.-651г.) храмы огня строились в основном по единой плановой композиции и являлись традиционными. Внешняя архитектурная декорация и внутреннее убранство их было аскетичной. Строительным материалом служил камень или необожженная глина, стены внутри храма были оштукатурены[5].

Храмы огня имели свою иерархию. Каждый новый правитель имел свой огонь, зажигавшийся в храме в дни его царствования, который поддерживался в переносном алтаре. Самым почитаемым и великим был огонь Варахрана (в позднем произношении Бахрам). От огня Бахрама зажигались огни разных уровней и степеней[6].

Таким образом, храм огня был основным и главным святилищем зороастрийцев и все религиозные обряды и церемонии происходили у алтаря огня. Поэтому часто зороастрийцев называли огнепоклонниками.

Чортак, т.е. «Четыре арки» в Сасанидский период стал наиболее распространенным типом культовой постройки, сформировавшийся квадратного купольного павильона из камня с арками на четырех пилонах, в которых горел священный огонь. Такая постройка предполагает наличие второго замкнутого служебного помещения, где огонь содержался и сохранялся.

Как отмечает В.Л.Воронина, чортаки всегда были связаны с водой - ручьем, рекой, искусственным водоёмом, что связано с почитанием иранцев воды[7]. «Огню и воде персы приносят наиболее торжественные жертвы», - пишет Страбон[8].

Вид чортаков был суров, чему способствовало отсутствие штукатурки. В некоторых случаях чортаки имели обходную галерею, как, например, в упомянутом выше раннем святилище Кухи-Ходжа (обход с трех сторон) или в Чор-Капу в ансамбле Касри-Ширин. Более сложные формы имеет один из храмов Джерре (V в.), где купол на пилонах окружен галереей со сводами и угловыми куполами[9]. Как замечает В.Л.Воронина, формы чортака генетически связаны с парфянскими храмами типа Хатры и Кухи-Ходжа, но замкнутая целла уступила место открытому киоску, а своды сменились куполами на тромпах.

В Средней Азии зороастризм появился уже в эпоху Ахеменидского государства, и традиции этой самой распространенной религии прослеживаются в архитектуре на протяжении тысячелетия. В ГУ-У вв.н.э. зороастризм исповедовался преимущественно в центральных и северных районах Средней Азии. Наиболее видимые его проявления - святилища огня и оссуарные захоронения[10]. Помимо всего, имеются множество источников, свидетельствующих о существовании в Согде, Бактрии, Хорезме, Маргиане храмов и святилищ, связанных с почитанием и возжиганием огня. Так, на существование храмов и домов огня (оташкеды и оташхона) в Согде указывают пехлевийские тексты, арабские историки, Наршахи и особенно Бируни.

Два храма раскопаны в шахристане древнего Пенджикента[11]. Наконец, надо вновь указать на вышеназванный храм Окса, один из самых величественных храмов огня на территории Бактрии.

Одним из первых храмов огня, раскопанных на территории современного Таджикистана, является храм, раскопанный и археологически изученный У.П.Пулатовым на холме Актепа близ Нау[12]. Храм, датируемый VII в., представляет собой квадрат сырцовых стен, имеющих по четырем углам башни круглой формы.

Крупные храмовые комплексы огня исследованы в Южном Узбекистане (Северная Бактрия -Тохаристан) и в Хорезме. Культовый комплекс на городище Еркурган состоял из парного храма (западного и восточного), где святилище восточного здания состояло из прямоугольного зала (13,2х7,5м) с двумя массивными кирпичными колоннами в продольном направлении и колонного же портика на оси входа. Как считает исследователь памятника Р.Х.Сулейманов, культовый ансамбль Еркургана восходит к храмам Афины и Геракла, где наряду с огнем почитались греческие боги[13].

В целом, А.К.Мирбабаев храмовые сооружения У-УГГГ вв. подразделяет на несколько типов: общегородские храмы, посвященные отдельным богам; храмы представителей отдельных городских сословий; придорожные храмы; домовые святилища огня[14]. Столь широкая типология храмовых сооружений свидетельствует о том, что до прихода арабов и исламизации населения, среднеазиатские народы исповедовали в основном религию Заратуштра, приспособленная к местным традициям культовой идеологии.

Ярким примером разрушения или перестройки храмов и алтарей огня является храм идолов Бунджиката, столицы Уструшаны, который после прихода арабов был перестроен в мечеть[15].

В целом, как пишет Е.А.Дорошенко, до середины IX в. в Иране, да и в Средней Азии, не наблюдалось массового принудительного обращения зороастрийцев в ислам. Позже борьба за установление по всему Халифату единой веры - ислама - принимает жесткие формы[5].

Действительно, именно освоение традиций зороастрийских культов и верований, а также архитектурных сооружений было одним из характерных черт зодчества Средней Азии в раннеисламский период. С победой ислама, старые образы и символы не исчезли, но обрели новый смысл. В целом, исследования ученых, в том числе и наши, показали, что преемственность доисламских традиций в архитектуре Средней Азии IX-XI вв. шла по трем направлениям[16].

Во-первых, в Средней Азии рассматриваемого периода продолжали использовать сформировавшиеся в ГУ-VШ вв. гражданские и иные сооружения без изменения их функций, как, например, кешки, каравансараи, бани и др. Культовые же постройки, не меняя в целом архитектурной формы, приобретали новые функции. Например, многие храмы домусульманских культов, в том числе храмы огня были превращены в мусульманские мечети[17]. Один из подобных примеров мы привели выше, а именно, храм идолов в шахристане городища Калаи Кахкаха I,

раскопанный Северо-Таджикистанской археологической комплексной экспедицией под руководством академика Н.Н.Негматова. После прихода арабов путем устройства на западной стене зала михраба многоколонная структура была приспособлена в качестве мечети.

Во-вторых, преемственность традиций наблюдается в создании ранее не известных архитектурных форм на основе развития в новых условиях традиционных образов и форм древней культуры народа. Одним из главных условия развития архитектуры в рассматриваемый период являлось применение в монументальном строительстве нового материала - жженого кирпича, способствовавшего созданию новых архитектурных форм, в частности, купольно-сводчатых структур.

Рассматривая идею купола в архитектурной системе Средней Азии, необходимо указать на его местные истоки, а именно, на генетическую связь «купола на квадрате» со ступенчатыми деревянными перекрытиями типа «чорхона» или «равзан» в структуре горнобадахшанского жилища или купольного чортака, сформировавшегося на территории распространения ираноязычных народов. Блестящим воплощением строительного искусства эпохи является мавзолей Саманидов в Бухаре, древнейший из дошедших до нас зданий, целиком возведенных из жженого кирпича[18]. Объемно-пространственная структура мавзолея знаменует сложение нового типа центрального купольного сооружения над могилой, возникновению которого, однако, способствовали вековые строительные традиции, бытовавшие в домусульманский период. Например, Б.Н.Засыпкин ещё в 1926 году высказал мысль, что галерея этого памятника является элементом доисламской архитектуры[19]. В.Л.Воронина отнесла мавзолей к типу здания «киоск» или «балдахин, известный в Средней Азии под названием «чортак»[20].

Форма усыпальниц-чортаков Северного Хорасана легко объяснима, поскольку округ Мерва находится на территории распространения влияния государства Сасанидов. Как подчеркивает В.Л.Воронина, мавзолей Саманидов, в основе которого лежит форма чортака, вышел за пределы Северного Хорасана[20].

Третья линия восприятия традиции доисламской архитектуры - это включение традиционных форм и элементов в новые композиции в качестве пережиточного компонента. Как пишет Л.И.Ремпель, «старое вино было влито в новые меха», чем можно объяснить ряд устойчивых форм мусульманского времени глубиной традиций, восходящих к далекому прошлому[21].

Так, в IX-X вв. в жилищах огонь возжигался в глиняных «очажках», имевших форму открытого спереди полуовала. В изображениях на внутренней стороне и лицевых плоскостях «очажка» Л.И.Ремпель угадал астральные знаки, небесные светила, животные, растения, а порой и человеческие фигуры с палицей в руках, отожествляемые со служителями храмов огня. «Уж не был ли «очажок» воспоминанием об уничтоженных исламом «домах огня», где совершались ритуалы, связанные с почитанием сил природы»[21]. Поэтому мы с уверенностью можем утверждать, что самаркандские «очажки» IX-X вв. полностью раскрывают старую тему в новом обличии.

Продолжая идею третьей линии восприятия доисламских традиций, можно считать, что алтарные ниши огня превратились в молитвенные ниши - михрабы, что можно угадать в формах алтарной ниши из поселения Гардани Хисор VI-VIII вв. в Верхнем Зеравшане[22].

Устойчивость и преемственность доисламских традиций заметна и в архитектуре погребальных, культовых и общественных сооружений на территории Таджикистана. Так, например, чортак можно усмотреть в архитектуре мечети Сангин в Гиссаре, в ее ранних стадиях формирования (X-XI вв.), когда центральное купольное помещение имело три проема в стенах[23].

Подводя итоги вышеизложенному, остается добавить, что вопрос о преемственности традиций храмов огня в переломные эпохи (IX-XI вв.) есть вопрос отношения зодчества к зодчеству раннего средневековья и античности, вопрос о средствах выражения идей эпохи, которые не были привнесены извне, а были подготовлены развитием зодчества предшествующих эпох на территории Среднего Востока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Перев. с англ. Изд. 2-е. - М.: Наука, 1988, С. 78-79.

2. Гулямхусейнзаде Гулямхусейн. Ирановедение. /Перев. Г.Таджиева и Г.Гурбанова. - Ашхабад: Изд. Культурный центр ИРИ в Туркменистане, 2003, С. 101.

3. Данданамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. - М.: Наука, 1980, С. 330.

4. Фрай Р. Наследие Ирана. - М.: Наука, 1972, С. 324.

5. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. - М.: Наука, 1982, С.32.

6. Gabriel A. Die Religiose Welt des Iran. - Wien - Koln, 1974, c. 162.

7. Воронина В.Л. Архитектура сасанидского периода // ВИА, в 12-ти томах, т.Г - М.: Стройиздат, 1970,С. 340-341.

8. Страбон. География. в 17 книгах. /Перев. статья и комм. Стратановского Г.А. Под общей редак. Утченко С.Л. Ред., перев. Крюгер О.О. - М.: AH CCCP, I964.

9. ВИА, в 12-ти томах, т. I, - М.: Стройиздат, 1969, - С. 343, рис. 50.

10.История таджикского народа, том I, указ. соч., С.485

11. Воронина В.Л. Доисламские культовые сооружения Средней Азии // СА. - I960. - M., № 2, С.42-55; Шкода В.Г. Об одной группе среднеазиатских алтарей огня в V-VII вв.// Художественные памятники и проблемы культуры Востока. - Л.: Наука, 1985, С.82-89.

12.Пулатов У.П. «Дом огня» в Уструшане // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1977, С.77-79.

13.Сулейманов Р.Х. Храмовый комплекс Еркургана. Предварительные результаты изучения // Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. Античность и раннее средневековье. - Ташкент : Изд. «Фан», 1987, С. I85-I43, ил.

14.Мирбабаев А.К. Типология зороастрийских погребальных памятников Средней Азии V-VII вв. н.э. // : Авеста в истории и культуре Центральной Азии. - Душанбе: АН PT, 2001, С.200-201.

15.Негматов Н.Н., Авзалов Р.З., Мамаджанова С.М. Храм и мечеть Бунджиката в Калаи Кахкаха I // МКТ. - Вып. 4. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1987, ч. 181-214, ил.

16.Маньковская Л.Ю. Формообразование в зодчестве Средней Азии на рубеже раннего и развитого средневековья // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1977, С.173-175; Мамаджанова С.М., Мукимов Р.С. Вопросы преемственности традиций в зодчестве Мавераннахра IX-XI вв. // Абуали ибн Сино и его эпоха. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1980, С.82-90; Мукимова С.Р. Зороастрийский фактор в архитектуре научно-образовательных центров античной Центральной Азии // Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока. - Душанбе: АН РТ, 2003. - С. 201-208.

17.Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. - Соч., Том 2, часть I. - М.: АН СССР, 1963, С.122.

18. Булатов М.С. Мавзолей Саманидов - жемчужина архитектуры Средней Азии. - Ташкент: Изд. литер. и иск., I976.

19.Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры Средней Азии и их реставрации. // Вопросы реставрации. - Вып. I. - М., 1926. С.153.

20. Воронина В.Л. Мавзолей Саманидов и его зарубежные аналоги // AH. - 1985. - М. - Вып. 33. С. I9I.

21.Ремпель Л.И. Архитектурные модели мемориальных сооружений и некоторые старые уроки наследия. // Архитектура Узбекистана. Альманах. - Ташкент: Издат. литер, и искус., 1985. С.71.

22.Веселовский В.Г., Мукимов Р.С., Мамадназаров М.Х., Мамаджанова С.М. Архитектура Советского Таджикистана. - М.: Стройиздат, 1987. С.20.

23.Алиева З., Мукимов Р., Самойлик П. Мачити Сангин // Хисорский заповедник и его архитектурные памятники. - Душанбе, 1993. С.48-50.

CONTINUITY AND MUTUAL INFLUENCE OF TRADITIONS IN ARCHITECTURE OF MAVERANNAHR AND KHORASAN AT THE TURN OF ANTIQUITY AND EARLY

MIDDLE AGES

S.R.MUKIMOVA,

Doctor of Architecture, senior research assistant at the Department of History of Art of the Institute of History, Archaeology, and Ethnography named after Ahmad Donish of the Academy of Sciences of the

Republic of Tajikistan. Те1: 907 72 19 06. E-mail: msayora72@mail.ru

M.U. SHERMATOV,

Candidate of science, Head of the Department «Architecture and Design» of the Tajik Technical

University named after academician M.S. Osimi. Те1: 900 83 33 99.

The article deals with the question of the continuity of traditions of fire temples in the critical ages (the 9th - 11th centuries), relation of architecture to the architecture of early Middle Ages and antiquity, the question of the means of concepts' expression of the period which have not been introduced from outside, but have been prepared with the development of architecture of previous periods on the territory of the Middle East. Based on the analysis of the fire temple there were researched the traditions of this universal construction and its relation to the tradition.

Keywords: architecture, urban planning, architectural and artistic activity, Zoroastrism, tradition, national identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.