Научная статья на тему 'ХРАМЫ ОГНЯ НА ТРАССАХ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ'

ХРАМЫ ОГНЯ НА ТРАССАХ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОРОАСТРИЗМ / ХРАМЫ ОГНЯ / СОГДИАНА / ТОХАРИСТАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тиллоев Сангахмад Самадович

В статье анализируется один из культовых сооружений зороастрийской религии на территории Центральной Азии и Ирана. Рассматриваются происхождение и взаимосвязи храмов огня на трассах Великого Шелкового пути, проходивших по территории античных и средневековых государств Востока из Китая (Восточная Азия) в Рим, Византию (Южная Европа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХРАМЫ ОГНЯ НА ТРАССАХ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

ХРАМЫ ОГНЯ НА ТРАССАХ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Тиллоев С.

Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан

Духовный аспект Великого Шелкового пути, в том числе культурные связи, не стали ещё предметом специального рассмотрения. Тем временем, судя по археологическим источникам, Шелковый путь оказал сильное воздействие на духовный мир народов, живущих вдоль трассы, вывел их из состояния изоляции и родовой самобытности, неузнаваемо изменил мировосприятие людей. Место языческих культов постепенно занял канонический зороастризм, серьезную деформацию претерпел погребальный культ населения. Зороастрийский обряд погребения стал ведущим на всей трассе Шелкового пути. Люди обычно выходили на дорогу, имея при себе изваяния «своих» богов, которые с течением времени почитались местным населением как собственные.

Благодаря этой дороге греческие, индийские легенды и предания стали достоянием согдийцев, хорезмийцев и тохарцев. Они нашли творческое воплощение в искусстве резного дерева и настенной живописи Пенджикента, Шахристана, Балалыктепа, Афрасиаба, Варахши и других памятников, которые явились зеркальным отражением данного, небывалого по размаху, культурного обмена и культурного взаимопроникновения народов.

Нужда в исполнении предписаний зороастрийского культа привела к основанию на всем пути Шелкового пути, от Ирана до Ордоса в Китае, на протяжении почти 3-4 тысяч км цепи храмов огня, часть из которых удалось зафиксировать археологически. В V-VII вв., в период наивысшего подъема торговли, под храмы огня поспешно переоборудовались замки, другие гражданские постройки. Архитектура придорожных храмов огня отличалась простотой планировки и архитектуры. Они обычно стояли рядом с испанче - гостиничными комплексами и были очень удобны для использования путниками.

Почитание огня в Средней Азии имеет давнюю историю. Согласно легендам, первым познал тайну огня мифический царь Хушанг. От пламени зажженного им огня озарилась тьма. Хушанг назвал огонь «Фуруги озоди», т.е. «Божьим даром», и велел людям поклоняться огне. Отдельные исследователи полагают, что эта легенда соответствует VI-V тыс., до н.э. времени возникновения производящего хозяйства в Иране и Хорасане. По другим легендам, на землю огонь был доставлен из рая одним из первых пророков иранцев на алтаре, зажженном от луча Солнца, по мнению Дакики им был Густапс. Вот почему древние иранцы наряду с огнем почитали и его символ - Солнце. Великий таджикский поэт Фирдоуси в «Шахнаме» посвятил воспеванию Солнца более 140 бейтов.

В Средней Азии культ огня, прослеживается уже с III-II тыс. до н.э. В Саразме, в раннеземледельческом поселении эпохи позднего неолита и энеолита, раскопан алтарь огня, имитирующий солнечный круг с рассеивающими лучами [1]. В Джаркутане функционировал уже сложившийся комплекс. Аналогичные комплексы открыты в Алтынтепе в Южном Туркменистане, Еркургане. Из ранних храмов Центрального Согда можно указать на остатка храма, обнаруженного в позднеантичном городище Курган-Тепе, в селении Орлат к западу от Самарканда.

Шелковый путь дал большой стимул развитии храмов огня. В V-VII вв. они имелись во всех городах и крупных населенных пунктах, стоявших на трассе Шелкового пути. Храмы этого периода археологом, доктором исторических наук, профессором Худжандского Государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова А.К.Мирбабаевым условно разделены на три типа:

1. Общегородские;

2. Домовые капеллы;

3. Придорожные.

Основу придорожных храмов огня составлял так называемый «чартак» с длинным равнозначным обводным коридором. Такая планировка храма была характерна для придорожных храмов Уструшаны и Чача. Храм огня Актепа, раскопанный в одноименном селении Наусского (сейчас район имени Спитамена) района Республики Таджикистан имел центрическую планировку. Центральное помещение «чартак» было связано с обводными коридорами почти равнозначными по ширине и длине. Памятник датируется VII в. [2, с. 77].

Храм аналогичной планировки раскопан на памятнике Актепа Юнусабадское Ташкента. Для других храмов огня Чача, очевидно находившихся на службе коренного городского населения, была свойственна двухчастная система планировки [3, с. 42-43]. На цитадели городища Ширин-I А.К.Мирбабаевым раскопан домовой храм огня типа капеллы [4]. Он состоит из пристенного арочного алтаря и множества подковообразных очажков, также имевших культовое значение. В главном, квадратном в плане, помещении с алтарем стоял вкопанный в высокий подиум хум для хранения священной золы. К главному алтарю от жилой половины цитадели (северный раскоп) вела сложная система сводчатых проходов с арочными проёмами.

На подходах к главному алтарю, в длинном центральном проходе, снабженном сводчатыми нишками для освещения темного прохода, на полу, у основания южной стены и на торцевой части западной стены прохода, прослеживались остатки трех подковообразных очажков-алтарей. Использование последних в утилитарных целях, как отмечает А.К.Мирбабаев, совершенно исключается [5, с. 45]. К алтарю, находившемуся у торцевой части прохода, был проложен воздуховод размерами 28x30 см для устойчивого доступа воздуха к топке алтаря. Воздуховод проделан в теле оборонительной стены цитадели. Стены вокруг алтаря имели слой штукатурки из алебастры. Севернее алтаря, впритык к последней, имелась небольшая кладовая в виде оградки, сложенной из прямоугольных кирпичей (50x27x10-12 см). Её высота всего 0,80 м. У проёма перед входом в помещение с главным алтарем стоит тамбур [6, с. 476] .

При расчистке склепа-2, некрополя городища Ширин-II и III, был обнаружен медный перстень, на щитке которого было выгравировано изображение алтаря. Согласно мнению Борисова А.Я. и Луконина В.Г., такие знаки обычно толкуются как «знаки храмов», дающие его владельцу (обычно это был жрец-мобед) право руководить богослужением мирян в храме огня. Городище Ширин-1 и храм огня на Актепа района Спитамена находились на одной из оживленных рукавов трассы Шелкового пути, который не мог миновать ни один караван, идущий как на Восток, так и на Запад. На правом берегу Сырдарьи, напротив городища Мунчактепа, на дороге, ведущей из Уструшанского рустака Шавкат к столице Чача Бинакету, примерно в районе селения Дилварзин, стоял храм огня, посвященный божеству религии - Динвагнкат. Из Мунчактепа дорога разветвлялась на два рукава. Одна дорога шла через степи и выводила караван в Хаваст и Заамин. Другая, южная, проходила мимо стен городища Ширин-1, а затем шла вдоль правого берега Ширинсая, где помимо городища Панджвандитепа находились ещё несколько других городов, разбросанные по северному склону Туркестанского хребта. Эта дорога выводила караван в город Ура-Тюбе (сейчас Истаравшан), в раннем средневековье - Вагкат. В названии Вагката-Вагкада О.И.Смирнова увидела один из храмов, посвященный, возможно, самому Ахуре Мазде. Термин «Вагкат» дословно означал «Кат бога», т.е. «Дом бога», Такие же именные храмы были известные в других городах Ирана и Хорасана.

В Самарканде, согласно автору «Шахристонхои Эрон», было семь храмов огня. Основание одного из таких храмов приписывается мифическому царю Сиявушу, сыну Кавуса. Сообщается, что религия Зороастра и храмы огня в Самарканд принес Гуштапс. Но как бы там ни было, на Афрасиабе, в слоях VI-VIII вв. археологически вскрыто несколько домашних храмов [7].

Ссылка на храм огня есть и в сообщениях китайских хроник и в договоре с Кутейбом, заключенном в 712 году [8, с. 29]. Много храмов огня было в Рамуше, Пайкенде, Бухаре. Считалось, что храм в Рамуше основан Кайхусравом. Здесь же маги

ежегодно в двадцать восьмой день месяца Навсарда отмечали праздник, называвшийся Рамуш Агам. По косвенным данным, храм огня существовал также в селении Варахша. В Бухаре, согласно данным Наршахи, главный храм располагался на базаре Мох. Этот храм функционировал некоторое время и при господстве Ислама и арабов. Есть определенные сведения о существовании храма огня в Кеше, современном Шахрисябзе. Храмы огня с пристенным алтарем открыт также на городище Бабатепа близ Шерабада. Храм датируется V-VI вв. В Южном Туркменистане храмы огня археологически раскопаны в Баба Дармазе, на поселении Актепа и других городищах [4]. В самом Мерве, согласно источникам, действовали храмы огня, посвященные Хурдаду н Барзину. Храм «Озар Гарзинмехр» был посвящен эемледельцам-кишоварзам. В городе Нишапуре, тоже находившемуся на караванном пути, действовал храм Озарбарзинмехр. Храм располагался на вершине горы Раванд близ Абршахра. В Иранском Азербайджане близ развалин городища Тахти Сулайман действовал храм, посвященный Озаргашспу. Он считался царским храмом и покровительствовал придворным сановникам [4].

Таков краткий анализ храмов огня на трассе Великого Шелкового пути, способствовавшего взаимосвязи культур на протяжении нескольких тысячелетий.

Литература:

1. Саразм. 5500. - Душанбе: АН РТ, 2006, раскоп 5 (рис. 14-16).

2. Пулатов У.П. «Дом огня» в Уструшане // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1977.

3. Филанович М.И. Система поселений и градостроительные формы Ташкентского микрооазиса в древности и раннем средневековье // Градостроительство и архитектура. Культура Среднего Востока: развитие, связи и взаимодействия. -Ташкент, 1989.

4. Мирбабаев А.К. Типология зороастрийских погребальных памятников Средней Азии V-VIII вв. // Авеста в истории и культуре Центральной Азии. - Душанбе: АН РТ, 2001.- С.199-222.

5. Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката и проблемы зороастрийской идеологии в Северном Средней Азии. - Автореф. дисс....доктора исторических наук. - Душанбе, 1995.

6. Мирбабаев А.К. Раскопки Куркатских склепов // Археологические работы в Таджикистане. - Вып. XV. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1980.

7. Ахунбабаев Х.Т. Домащние храмы раннесредневекового Самарканда // Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. - Ташкент, 1987. - С. 10-28.

8. Белазурй. Завоевание Хорасана. - Ташкент, 1987.

ХРАМЫ ОГНЯ НА ТРАССАХ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Тиллоев Сангахмад

В статье анализируется один из культовых сооружений зороастрийской религии на территории Центральной Азии и Ирана. Рассматриваются происхождение и взаимосвязи храмов огня на трассах Великого Шелкового пути, проходивших по территории античных и средневековых государств Востока из Китая (Восточная Азия) в Рим, Византию (Южная Европа).

Ключевые слова: огнепоклонники, Зороастризм, храмы огня, Согдиана, Тохаристан.

TEMPLES OF FIRE ON THE GREAT SILK ROAD Tilloev Sangahmad

One of the main cult construction of Zoroastrian religion in Central Asia and Iran is analyzed in this article. The origins and relationships of the fire temples along the Great Silk Road passed through the territory of the ancient and medieval states of the East from China (East Asia) to Rome and Byzantine (Southern Europe) is reviwed in the article as well.

Keywords: fire worshipers, Zoroastrianism, fire temples, Sogdiana, Tokharistan.

Сведения об авторе: Тиллоев Сангахмад Самадович - докторант Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, Тел: (+992) 93 5220031

Information about the author: Tilloev Sangahmad Samadovich - Doctoral candidate of Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan,tel: (+992) 93 5220031

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Дайырбекова Гулмира Байсеитовна

Университет «Сырдария» Республика Казахстан

В моделировании фольклорная тематика занимает видное место, причем каждая страна разрабатывает ее, опираясь на свое национальное наследие.

Казахский народный костюм складывался веками, становясь выразителем красоты, доблести и благосостояния народа.

В лаконичности покроя, функциональности каждого предмета одежды отразился вековой опыт народа, накопленный в условиях сурового кочевого быта. Но притягательная сила казахского костюма этим не исчерпывается. В щедрых узорах, искусных украшениях воплотилась художественная одаренность народа, его постоянное стремление к совершенствованию, в цветовых сочетаниях — его жизнерадостность.

Компоненты казахской национальной одежды

И женский, и мужской костюмы представляли собой законченную композицию, состоящую из нескольких предметов, подчиненных единому художественному замыслу. Костюм состоял из нижней рубахи, верхней распашной одежды, штанов. Верхняя одежда включала в себя камзолы с рукавами и без них, плащи, халаты, шубы. Обязательно завершал ансамбль головной убор. Большую роль в костюме играли украшения из металла: накладные пластины на поясах, массивные нагрудные украшения, подвески, браслеты, перстни.

Девичье платье и платье для молодой женщины украшались воланами и оборками. Отделывали платья тамбурной вышивкой, разрезы и края окантовывали тканью другого цвета или позументом. В некоторых областях Казахстана на платье нашивались металлические бляшки и монетки. Для перекочевок, которые всегда становились праздником, казахские девушки шили себе брюки. Они богато украшались вышивкой, позументом, аппликацией, нашивками. Женский камзол мало отличался от мужского, был более приталенным. Как и платье, он искусно и с выдумкой украшался мехом, позументом, вышивкой. Застежкой служили разъемные металлические или серебряные пряжки. Камзолы более других предметов одежды разнообразили женское платье. Они были с длинными и короткими рукавами или совсем без них; длиной чуть ниже талии или почти до колен; теплые, на подкладе, или тонкие; с воротниками и без них. Женский костюм нередко включал в себя такие богатые декоративными возможностями дополнения, как верхнюю распашную юбку и нагрудник. Вся плоскость нагрудника заполнялась украшениями: кораллами, монетками, бисером, бусами и канителью. В Джамбулской области и Семиречье девушки носили широкую полоску ткани, плотно охватывающую шею, с застежкой сзади. Поверхность ее изобретательно украшалась. Пояс был такой же необходимой деталью женского костюма, как и мужского. Головные уборы - маленькие шапочки для девушек и кимешеки, закрывающие голову и грудь, для женщин - нередко тоже украшались вышивкой.

В народном костюме казахов широко использовались хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, кумач, коленкор, плис, а также более дорогие: бархат, парча, шелк.

В целом казахский костюм был празднично-декоративным, но эта декоративность органично сочеталась с функциональностью. Края одежды обшивались тесьмой и позументом не только потому, что это было красиво, но и предохраняло полы от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.