Научная статья на тему 'КРАСНЫЙ ЗАЛ В КАРОНЕ - АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА'

КРАСНЫЙ ЗАЛ В КАРОНЕ - АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРОН / ДАРВАЗ / КРАСНЫЙ ЗАЛ / АСТРОЛОГИЧЕКАЯ КОМНАТА / СУФЫ / УСТУРЛОБ / КАМЕННЫЙ СТОЛ / ТРЕУГОЛЬНИКИ / ШЕСТИУГОЛЬНИКИ / АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якубов Юсуфшо

В статье речь идёт о том, что впервые в Центральной Азии открыто уникальное помещение (8,5х7,7м) с суфами расположенными вдоль всех стен. В ценре комнаты стоит стол состоящих из четырех трапециевидных хорошо отшлифованных плит, по средине имеется отверсие от которого отходят четыре вырезанных канальца шириной 3см пересекающие стол по диагонали. На поверхности стола найдены четыре каменных сломанных бруска с канальцами. Судя по устройству стола, его конструкция прорезаная диагональными желобками и символами, а также другими находками найденными в помещении, комната очевидно была местом проведения действий астрологического значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RED HALL IN KARON - ASTROLOGICAL ROOM

The article is about the fact that for the first time in Central Asia a unique room (8.5 х 7.7 m) with the suaves located along all the walls was opened. In the room price there is a table consisting of four trapezoidal well polished plates, in the middle there is a inversion from which depart four cut Canalza in width of 3 sm crossing a table on a diagonal. Four stone broken bars with Canalans were found on the surface of the table. Judging by the device of the table, its design is penetrated by diagonal grooves and symbols, and also by other finds found in a premise, the room obviously was a place of carrying out of actions of astrological value.

Текст научной работы на тему «КРАСНЫЙ ЗАЛ В КАРОНЕ - АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА»

07.00.06 - БОСТОНШИНОСЙ 07.00.06 - АРХЕОЛОГИЯ 07.00.06 - ARCHEOLOGY

КРАСНЫЙ ЯКУБОВ Юсуфшо,

ЗАЛ В КАРОНЕ -АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА

академик, д.и.н., главный научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ (Таджикистан, Душанбе).

ТОЛОРИ СУРХ ДАР ЯЦУБОВ Юсуфшо,

КАРОН- ХОНАИ академик, д.и.т., сарходими илмии шуъбаи бостоншиносии СИТОРАШИНОСИ Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба

номи А. Дониши АИ ЦТ (Тоцикистон, Душанбе).

THE RED HALL JAKUBOV Yusufho,

IN КARON - Academik, Dr. of History, senior scientific employee archeology ASTROLOGICAL department of the Institute of history, archeology and ROOM ethnography named after A. Donish under the Academy of Sciences of Tajikistan Republic (Tajikistan, Dushanbe).

Ключевые слова: Карон, Дарваз, Красный зал, астрологичекая комната, суфы, устурлоб, каменный стол, треугольники, шестиугольники, астрономические приборы.

В статье речь идёт о том, что впервые в Центральной Азии открыто уникальное помещение (8,5х7,7м) с суфами расположенными вдоль всех стен. В ценре комнаты стоит стол состоящих из четырех трапециевидных хорошо отшлифованных плит, по средине имеется отверсие от которого отходят четыре вырезанных канальца шириной 3см пересекающие стол по диагонали. На поверхности стола найдены четыре каменных сломанных бруска с канальцами. Судя по устройству стола, его конструкция прорезаная диагональными желобками и символами, а также другими находками найденными в помещении, комната очевидно была местом проведения действий астрологического значения.

Калидвожа^о: Карон, Дарвоз, Толори сурх, хонаи ситорашиносй, суфа^о, устурлоб, мизи сангин, секунцауо, шашкунцауо, асбобуои астрономй.

Дар мацола дар бораи бори аввал дар Осиёи Марказй кашф шудани хонаи ситорашиносй бо мизи ситорашиносй сухан меравад. Миз дар мобайн сурохии 3см цубур дорад ва аз чор тахтасанги шакли трапетсия дошта, иборат мебошад. тахтасангуо бо щм цамъ болои чор сутуни дар кунч^о буда пайваст шудаанд. Аз сурохии миёнацой, чор канал бо васегии 3см ба чор гуша канда шуда аст. Дар болои миз чор намуд олотуои аз санг тарошидаи як сарашон барои дар каналцо цой додан лунда ва байнашон новагй дошта ёфт шуданд, ки мувофицанд ба каналцои дар миз канда. Сохтори мизи сангин, ки мо онро астроляб номидем ва бозёфтуо ба он далолат менамоянд, ки ин хонаи ситорашиносй буда, дар он мунацимони дар дарбори шоуи Дарвоз буда, фаъолият менамуданд.

Key words: Karon, Darvaz, Red Hall, astrological room, Sufa, usturforehead, Stone table, system of astronomical signs on triangles, hexagons, sacral place, ancient astrometric devices.

The article is about the fact that for the first time in Central Asia a unique room (8.5 x 7.7 m) with the suaves located along all the walls was opened. In the room price there is a table consisting of four trapezoidal well polished plates, in the middle there is a inversion from which depart four cut Canalza in width of 3 sm crossing a table on a diagonal. Four stone broken bars with Canalans were found on the surface of the table. Judging by the device of the table, its design is penetrated by diagonal grooves and symbols, and also by other finds found in a premise, the room obviously was a place of carrying out of actions of astrological value.

В результате археологических работ на городище Карон (Дарваз, ГБАО) в 2014 г. была открыта астрологическая комната названная Красный зал. Этот зал получил свое название из-за цвета стен, которые полностью окрашены красной краской. Зал расположен на северо-западном углу Храма воды, почти на краю западного обрыва. ОР8-координаты - Ь-1530; N-38.45019; Е-070.84650. (фото 1). Зал - это большое квадратное в плане помещение с суфами расположенными вдоль всех стен по периметру, с расписной нишей в северной стене, проходом в южной стене и каменным столом в центре. Площадь помещения - 8,05 х 7,70 м. При расчистке помещения обнаружен завал, который состоял из упавших со стен камней, глины и обгоревших балок перекрытия.

Фото.1.Храм реки Дойтиа до раскопок, в северо-западном

углу, астральная комната до раскопок Помещение было явно предназначено для проведения ритуальных служб или действий. По периметру выявлены различного типа и размера суфы. В каждом углу зала расположены самые высокие суфы, до 0,7 м от уровня пола. Между ними - суфы пониже, высотой около 0,45 м. Площадь угловых суф: 1,9 х 1,94 м - юго-восточной; 1,83 х 1,92 м -северо-восточной; 1,93 х ? м - северо-западной (западная стена в этой части не сохранилась 1,98 х 2,33 м - юго-западной, т.е. суфа двухступенчатая, а южная -трехступенчатая. Площадь нижней ступеньки западной суфы- 1,96 х 4,3 м, северной - 1,8 х 4,13 м, восточной -1,93 х 4,03 м. Южную суфу высотой 0,45 м, разделяет небольшая ступенька высотой до 14 см, которая сложена из больших каменных плит.

Высокие угловые суфы зафиксированы по краям деревянными квадратными в сечении (0,2 х 0,2 м) брусками. (фото. 2).

Фото 2. Деревянная конструкция вокруг первой

ступеньки суфы

нн

На внешнем углу у брусков были вырезаны пазы, соединявшие их. На юго-восточной суфе следы деревянной фиксации сохранились лишь частично. На юго-западной суфе окантовка сохранилась в виде углов. Высота сохранности штукатурки на стенах до 1,6 м от уровня северной суфы. В штукатурке и в стене по краям угловых суф отмечены следы деревянных столбиков шириной 0,2 м. На северо-западной угловой суфе столбик, по-видимому, располагался на бруске окантовки.

Ниша глубиной 0,70 м выявлена на высоте 0,8 м от уровня северной суфы и в 4,3 м от восточной стены. Ширина ниши 1,55 м. Верхняя ее грань разрушена, сохранилась на высоту 1 м. (фото3). Фото 3. Центральная часть северной суфы после раскопки

Ниша оштукатурена красным ганчем толщиной 11 см, поверх которого идет грунтовка из белого ганча с росписью стилизованными цветами. Вдоль нижнего края боковых стенок и вдоль края нижней поверхности ниши идет ряд небольших цветочков, а остальная поверхность покрыта цветами расположенными в шахматном (?) порядке. Высота сохранности живописи 0,2 м в западном углу ниши, площадь сохранности в восточной части нижней грани ниши - 0,7 х 0,65 м. Возможно, из-за пожара цвет краски стал черным. Сохранность живописи очень плохая.

Вдоль южной стены ниши, от северо-западной угловой суфы до северо-восточной угловой суфы тянулась каменная «полка», опирающаяся на три каменные колонки. Каменная полка разбита, гладкая, без знаков ( фото 4).

Судя по обмазке и фрагментам упавших камней, толщина столика - полки была не менее 4 см, ширина около 55 см, длина не менее 4,5 м. Высота восьмигранной сужающейся к верху центральной колонки, поддерживавшие его, 0,65 м, трехгранных полуколонок 0,62 м. Сечение полуколонок 0,22 х 0,15 м. Диаметр сечения колонки - 0,23 х 0,21 м. Местоположение полуколонок 0,2м от северной стены, местоположение центральной колонки 0,2 м от северной стены - на одной линии.

Фото 4. Упавшая каменная полка со колонках вдоль северной стены.

Перед «полкой», на расстоянии 0,6 м от северной стены и на расстоянии 1,8 м от северо-восточной угловой суфы, стояла еще одна небольшая восьмигранная каменная колонка. Ее сечение - 0,21 х 0,22 м; в центре у нее углубление диаметром 5 см, глубиной 3 см. (фото. 3). На краю северо-восточной угловой суфы в стене сохранился проем от бруса окантовки суфы. Глубина проема - 0,28 м, площадь 0,19 х 0,13 м.

Аналогичный след от столба виден и в штукатурке над краем юго-восточной суфы.

Стены сохранились: северная на высоту 3,5 м, восточная на 2,5 м, южная на 1,5 м. Сложены из битого булыжника и сланца на глиняном растворе.

Проход, шириной 1,4 м, расположен на расстоянии 3,3 м от восточной стены в южной стене. На глубине 0,6 м от внутренней линии южной стены, на западной щеке прохода, расчищены остатки гипса, к которому крепились рамы двери. Ширина остатков - 9 см, высота от уровня пола 0,75 м. По линии гипса на полу лежал сгоревший брус порога шириной 0,2 м., перед входом справа и слева расположены суфы.

Западная стена помещения почти полностью разрушена. Она сохранилась в южной части на длину

- 3,8 м по внутреннему краю и на высоту 0,9 м над юго-западной угловой суфой. Сложена из сланца и оштукатурена. Штукатурка толщиной до 12 см сохранилась на высоту 0,9 м. Судя по нижней линии сохранности и штукатурки, над юго-западной суфой стена была заглублена на 0,35 м и украшена живописью: при зачистке выявлены следы красного ганча, покрытого слоем белого ганча с цветочным орнаментом, аналогичным орнаменту в нише. Возможно, цветочный орнамент был синего цвета, так как при зачистке найден фрагмент ганчевой штукатурки, покрытой синей краской. Вероятно, что живопись также была в разрушенном северо-западном углу (по аналогии с юго-западным углом). На других стенах, кроме ниши, живопись не сохранились.

Каменный столик. ( Астролябия ) Сооружение расположено в середине зала примерно 3,4 м от северной и восточной стен. Четыре стенки, сложены из каменных плит на глиняном растворе. Высота от пола 0,5 м. В центре отверстие диаметром около 0,3 м. Глубина от верха столика до каменного основания

- 0,55 м. Отверстие расширяется кверху. Каменная столешница состоит из четырех трапециевидных хорошо обработанных, сглаженных плит. Внешняя широкая часть трапеции - 1,3 см, узкая часть трапеции 0,28 м. На поверхности южной, северной, западной и восточной плитах, имеются выемки в виде углублений шириной 10 см и глубиной 3 см в узкой их стороне, возможно для установки какого-то астрономического прибора. Плиты соединены, образуя квадрат, и опираются на четыре каменных колонки, круглые в сечении с вырезанным сегментом. В этот вырез вставлялись углы плит. Диаметр колонки 11 см, высота от пола 0,55 м. На верхней грани колонок небольшие отверстия. Две колонки на северо-востоке и на юго-западе сохранились на месте. Две другие колонки сломаны, обвалились и находились на полу. С каждой стороны плиты в середине поддерживались каменными столбиками прямоугольными в сечении 8 х 4 см. Высота столбиков 0,5 м. Все четыре трапециевидные плиты на расстоянии 14 см от внутреннего края имеют квадратные углубления 4 х 4 см и глубиной 1,5 см, где, вероятно, крепился какой-то прибор. Боковые грани плит образуют канальцы - желобки, пересекающие стол по диагонали. Ширина канальцев в узкой части 1 см, в широкой 4 см и глубина 4 см, дно их залито раствором, возможно алебастром (фото 5, 6,7,8).

Фото. 5. Восточная сторона стола после Фото. 6. Каменно-кафельная выкладка, на частичной расчистки южной стороне стола

Фото. 7, Северная и западная стороны стола Фото. 8. Каменный стол после расчистки после расчистки комнаты вид с востока

На поверхности стола найдены четыре каменные стойки с продольными прорезями, круглыми выступами и крепившимися к ним поперечным каменным брускам с круглыми пазами для выступов.

Стенки стола орнаментированы шестиугольными каменными плитками, чередующимися с шестиугольниками из алебастра. Пространство между алебастровыми и каменными шестиугольниками заполнено каменными треугольниками. Каждое мозаичное панно состояло из четырех-пяти рядов шестиугольников по вертикали и шести колонок по горизонтали. На северной грани столика под трапециевидной плитой были видны фрагменты дерева, к которому, возможно, крепились панели с орнаментом. В юго-восточном углу столика, у стенки обнаружены 9 треугольников с знаками и один насечками (фото. 9-11). Возможно, что отдельные треугольники украшали и верхнюю часть стола. Треугольники в основном равносторонние, со стороной от 4,5 до 5 см располагавшиеся по сторонам орнаментированных колонок.

Фото. 9. Каменные треугольники со знаками, найденные у восточной стороны стола

Фото. 10. Разнообразные каменные изделия стола

Фото. 11, Треугольники со знаками в завале Рисунок. 22. План астрологической комнаты восточной стороны каменного стола

При зачистке поверхности стола, в завале над ним были найдены три большие каменные детали, изготовленные из известняка, хорошо обработанные, две из которых с пятигранным сквозным отверстием, диаметром 28 см. Третья имеет 64см длину, 31см ширину 19см толщину, то же с фигурным отверстием. Над ними лежали остатки дерева - возможно, центральный столб со шкалами (фото. 12). План астральной комнаты (рис. 22).

Фото 12. Треугольники, расчищенные на столе, а выше каменные конструкции упавшие сверху

Кроме них здесь же найдено обработанное каменное изделие, головка, которого похожа на музыкальный инструмент типа национального рубоба. Ручка клинообразная. Размеры: общая

длина - 50см, длина ручки - 27 см, толщина у головки - 15см, у конца - 6см, диаметр - 27см, толщина -20см. Возможно, они упали с крышу над столом, так как находились в завале над столом. А так же много каменных прямоугольных брусков со сквозными 5 мм отверстиями и полукруглыми пазами (фото 12).

Пол ровный с глиняной обмазкой, аналогичной обмазке суф и стен. Каменные изделия, найденные вокруг стола: 11 фрагментов каменных брусков различных по величине и отделки, имеющих округленную одну сторону и на другой стороне желобок, проходящий по длине брусков. Некоторые бруски имеют на концах углубления типа пазов или отверстия, так же, видимо, предназначенные для фиксации брусчатых деталей. Камень - вулканическая порода с зернистой структурой светло-серого с оттенком зеленого цвета (фото.13- 17).

Фото 13. Каменные бруски с конструкций, Фото 14. Соединённые каменные бруски найденных вокруг каменного стола.

Фото 15. Фрагменты каменных брусков, Фото 16. Соединенные две детали каменного найденных вокруг стола. бруска

Фото. 17. Детали каменной конструкции Фото. 18. Деревянная капитель найдена в юго-

западном углу западной суфы

ф°т°. 19 Железные гвозди от дверного проёма фото. 20. Лепная чаша, найденная на полу у

входа, в астрологическую комнату.

Все треугольники, были найдены на восточной половине астролябии, и имеют одинаковые размеры, только знаки разные.

Как было сказано выше, стены стола были украшены шестиугольным и треугольным каменным кафелем.

Заполнение над полом практически полностью состояло из огромного количества горелого дерева. Толщина горелого слоя достигает уровня нижних суф. Среди углей удалось расчистить несколько фрагментов деревянных конструкций.

На южной суфе, к западу от прохода, найдены два фрагмента дерева, один из которых, по-видимому, также был капителью (фото 18). Его диаметр 0,35 м. Ширина фрагмента дерева, на котором лежала капитель - 0,3 м, длина - 0,7 м. Общая высота лежащего дерева -15 см.

На полу, у порога найдены остатки пяти железных гвоздей с круглым щитком. Один из них сохранился лучше, чуть отломана острая часть. Общая длина - 11,5 см, диаметр шляпки - 3 см. диаметр сечение гвоздя от 1см до 0,5 см. На втором гвозде также отломана часть острия. Размеры: общая длина -8 см, диаметр щитка 2 см, диаметр сечения от 1 см до 0,5 см. От остальных гвоздей сохранились, только щиток (фото 19). Здесь же найдена археологическая целая чаша (фото. 20-21).

Судя по каменному столу, его конструкции, пометкам на поверхности, каменным треугольным пластинам, по прорезанным диагональным канальцам, оформлению сторон каменными плитками в виде шестигранников и треугольников с символами, а также другим находкам данное помещение имело астрологическое назначение. Эту идею подтвердила приглашенная из Института астрофизики специалист Коновалова Н. А. Судя по астрологическим работам Абурайхона Бируни каменный стол назывался астролябия - звездоискатель (ситораёб). Над астролябией устанавливали приборы для наблюдения за планетами.

Вопрос аналогии и датировки астрологической комнаты остается открытым.

У входа, на полу найдена лепная чаша форма, которой характерна керамике ахеменидского периода [6, 70, рис.2, 33-34], т. е. У1-Увв. до н.э. Комната сильно пострадала. Не сохранились верхние части стен. В завале над астролябией лежали три большие каменные плиты с восьмигранными отверстиями. Эти плиты не относятся к столу, они обвалились на него. Следовательно, они находились на крыше или в другом месте, где поддерживали столб, который вероятно был установлен, в отверстие астролябии и поднимался до крыши. Также там находилось еще какое- то приспособление для наблюдения. Так как выше этой плиты найдена каменная конструкция, состоящая из нескольких предметов, один из которых округлой формы головка, которого похожа на музыкальный инструмент. Назначение, этих предметов так же непонятно (рис.12).

В 2016 г. к северу от астрологической комнаты раскопали еще два больших помещения (8,5х8,5м, 8х6м), их северные, западные стены плохо сохранились, на их восточной стене имеются по три ниши.

Эти комнаты были связанные с астрологической. С астрологической комнатой связан храм воды. Храм вырыт на склоне на 20 м и находится на уровне астральной комнаты, возможно, он в какой-то степени играл роль обсерватории. Храм, алтарь и стол-астролябия на 10 градусов имеют отклонение от современной ориентировки сторон света, следовательно у них был другой ориентир по сторон света.

К сожалению, комната сильно пострадала от пожара и от обвалов, так как имела сложное деревянное перекрытие, поддерживающее свод пристенными деревянными колоннами. Комната названа «астрологической», где работали царские астрологи Дарваза. Они следили за движениями солнца, луны и звёзд. Фото. 21. Чаша (вид снутри)

Как сообщает, источники домусульманского периода, астрологи (мунаджими), говорили, что всё, что происходит с человеком - эта судьба (такдир). Рождение и смерть, удача и неудачи, счастье и несчастье в жизни человека связывалось с движением звёзд. [10, 373]. Известно что, древние арийцы были знатоками астрологии. Абурайхон Бируни пишет, что «персы утверждают, что их год начался при сотворении человека, и что было это в день Хурмуз месяца Фервардина, когда Солнце находилось в точке весеннего равноденствия, посредине неба. Это произошло в начале VII тыс. до н.э.

То же самое говорят астрологи, определяющие приговоры звезд. Они утверждают, что созвездие Рака есть восходящее (созвездие) Вселенной. Дело в том, что Солнце в первом из циклов Синдхинда находится в начале созвездия Овна, посредине между пределами обитаемого мира. А при таком положении Солнца восходящим является созвездие Рака, что знаменует, по мнению персов, начало цикла и возникновения вещей» [4, 59].

Астролябия-ситораёб означает «звездоискатель», соответствует описанию ал-Беруни и каждый элемент (андом) астрономического инструмента имеет своё название: стол - курси, ножки стола - лубна, ценральное отверстие в столе - сурохи кутбаро, прибор, который нависал над ним - овеза, в кутбаро вращался - изода. В стенах имелись окна - сурохи, необходимые для наблюдения за звездами, фиксации показаний движения солнечных лучей и освещения помещения [3, 153-154].

В «Бундахишне» - Сотворение основы, говорится, что бог Ахура Мазда сначала создал (небесный) свод, а на нем укрепил звезды созвездий, а именно их двенадцать: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы, которые при сотворении были поделены по 27 лунным домам, названия которых: Падасвар, Пеш-Парвиз, Парвиз, Паспарвиз, Ахуксар, Баху, Рашнават, Тришак, Азарак, Нахв, Мийан, Ападум, Мушта, Стар, Хусрав, Срув, Вар, Дил, Драфш, Вананд, Дит, Йог, Мулк, Беш, Катаксар, Катаки миёна, Катак [5, 267]. Авестийский календарь показывает, что все 12 месяцев и 7 дней недели посвящены одной планете. Например, название дней недели: Мах - Луна, Бахром - Марс, Тир - Меркурий, Ормуз - Юпитер, Анахит - Венера, Кайвон - Сатурн, Михр - Солнце [11, 18-19].

Исследование в области истории астрологии таджикского народа показывает, что многие планеты имели свой храм, как об этом сообщает ал- Бируни «некоторые из царей династии Пешдадидов и Каянидов, пребывавшие в Балхе, почитали светила, звёзды и все стихии и считали их священными до

прихода Зардушта» [4, 20; 2, 50]. Масуди приводит данные о храмах, существующих в Средней Азии до прихода ислама, «зороастрийцы (Сабейцы), звездопоклонники придавали планировке храмов символическое значение. Храмы, посвященные отдельным божествам и светилам, строились по определённому плану. Храм «Миропорядка», храм «Необходимости» и храм «Души»,- это здания круглые по форме. Храм Сатурна (Кайвон-Зухал) имел шестиугольную форму, храм Юпитера (Хурмуз) -треугольную форму, храм Марса (Бахром) - прямоугольную форму, храм Солнца - квадратную форму, храм Венеры (Анохита) имеет план треугольника заключённого в четырёхугольник. Храм Меркурия (Тир) имеет треугольную форму помещённую в прямоугольник, а храм Луны (Мах) имеет восьмиугольную форму» [9, 598; 2, 65].

Придворные астрологи-звездочёты выполняли определённые функции: определяли положение звёзд, планет, разрабатывали методы вычисления звёзд, судьбу людей, и даже время, когда царю идти на охоту, походы царя и др. По этому открытие астрологической комнаты при дворце дарвазских шахов не вызывает сомнения. Возможно, даже храм воды тоже связан с астрологией. Перед входом в комнату на суфе стояла большая каменная доска на поверхности, которой точками, возможно, обозначено расположение небесных светил т.е. карта звёздного неба. Работы вокруг комнаты еще не завершены, к западу и северу от этой комнаты есть не оконтуренные помещения, поэтому вопрос находится на стадии изучения. По керамическим материалам комната датируется V1-V до н. э.

Надо отметить, что трактат "Kasf al-Qina' f rasm al-arba'" ("Снятие завесы с описания квадрантов"), посвящен описанию астрономического прибора, называемого квадрантом. Исходный трактат был составлен Мухаммадом ибн Мухаммадом ибн аль-Аттаром в первой половине XV века на основе учений его предшественников, аль-Маджиди и Нур ад-Дина аль-Наккаша. Трактат является

ценным источником для понимания степени усовершенствования, достигнутой в изготовлении астрономических приборов в период мамлюков. Квадранты (rub', во множественном числе arba', буквально "четверть") уже использовались в Древней Греции. Впоследствии их стали применять в исламском мире, где их первые описания относятся примерно к началу IX века. Астрономы полагались на квадранты в измерении меридианальных высот Солнца и звезд, с помощью этих измерений они могли определять значения широты, наклона эклиптики и звездных координат места наблюдения. Трактат Ибн аль-Аттара начинается с пространного введения. Далее в двух основных разделах, поделенных на девять и десять глав соответственно, представлено описание различных видов квадрантов. Названия разделов и глав, а также другие существенные слова в тексте, рубрицированы в этой превосходной копии труда.

Эта астролябия, возможно в чем-то похожа на астролябию Карона.

КВАДРАНТ. В древности с помощью этого прибора определяли моменты пересечения Солнцем или звездой плоскости меридиана.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Авеста. Душанбе, 2001.

2. Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда по материалам пянджикентских храмов // Живопись древнего Пянджикента. - М. 1954. -. С. 25-82.

3. Бируни Абурайхон. Китоб ут- тафхим. - Душанбе, 1973.

4. Бируни Абурайхан. Избранные произведения. Т. 1. - Ташкент, 1957.

5. Бундахишн (Зороастрийские тексты). -М. 1997.- 352 с.

6. Воробьева М.Г. Керамика Хорезма античного периода //Керамика Хорезма. - М. 1959.

7. Джалалов Г.Д. К вопросу о составлении планетных таблиц Самаркандской обсерватории // Историко-астрономические исследования. Вып. 1. - М. 1955. - С. 101-118.

8. Джалалов Г. Д. Отличие «Зидж Гургони» от других подобных зиджей. - Историко-астрономические исследования. Вып. 1.- М. 1955. - С.85.-100.

9. Масуди Марудж ал- захаб. Ч. 1. - Техрон, 1382.

10. Хошим Ризо. Хикмати Хусравони. - Интишороти Бехчат, 1379.

11.Якубов Ю. Гохномаи авестои. - Душанбе, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.