Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
783
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ / УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ФИКТИВНАЯ ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ / ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕЮДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Наталья Викторовна

Статья посвящена исследованию современного состояния законодательства, регулирующего вопросы миграционного учета, соотношения его с жилищным законодательством. Автором с позиций административного права обосновываются изменения в законодательство, связанные с совершенствованием института миграционного учета в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полякова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION REGISTRATION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION

The article is devoted to the study of the current state of legislation regulating migration registration issues, its correlation with housing legislation. The authors substantiate changes in legislation related to the improvement of the institute of migration registration in the Russian Federation from the standpoint of administrative law.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Н. В. Полякова, кандидат юридических наук, доцент

МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

MIGRATION REGISTRATION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION

Статья посвящена исследованию современного состояния законодательства, регулирующего вопросы миграционного учета, соотношения его с жилищным законодательством. Автором с позиций административного права обосновываются изменения в законодательство, связанные с совершенствованием института миграционного учета в Российской Федерации.

The article is devoted to the study of the current state of legislation regulating migration registration issues, its correlation with housing legislation. The authors substantiate changes in legislation related to the improvement of the institute ofmigration registration in the Russian Federation from the standpoint of administrative law.

Одним из достаточно значимых в сфере миграции административно-правовых средств, выступающих одновременно в качестве регулятора миграционных отношений и средства противодействия незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, выступает миграционный учет (далее — учет). Законодательство, регулирующее вопросы учета, было принято в 2006 году, и результатом его применения стало внесение ряда изменений и дополнений, которые, на наш взгляд, достаточно упростили применение учета, что повлекло за собой возможность использования установленных норм с нарушением прав и законных интересов других лиц в жилищной сфере. Актуальность исследования данных вопросов обусловлена тем, что открываются границы государств в связи со снижением заболеваемости СОУГО-19 и увеличивается количество иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с различными целями. В современных условиях необходима оценка существующих законодательных механизмов миграционного учета и правоприменения в этой сфере с целью совершенствования законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [1] (далее — Федеральный закон № 109) понятие миграционного учета следует рассматривать в трех аспектах: 1) регистрационные действия, фиксирующие место жительства иностранных граждан; 2) постановка на учет, которая обязательна для

временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 3) реализация информационной функции подразделений по вопросам миграции в части обобщения и систематизации информации о передвижениях иностранных граждан по территории Российской Федерации.

Миграционный учет с позиций науки административного права выступает актом государственной регистрации и носит уведомительный характер. В этой части принципы регистрации по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства и российских граждан идентичны. Что касается учета, то его дефиниция определила отличие от института государственной регистрации, связанное с упрощением данной процедуры до возможности ее осуществления любым лицом, имеющим постоянную регистрацию на жилой площади, которая будет местом предполагаемого учета иностранного гражданина.

Вместе с тем, несмотря на разграничение понятий «регистрация, постановка на учет» и «вселение в жилое помещение», нормы административного и гражданского законодательства, регулирующие данные отношения, тесно связаны.

Следует констатировать, что если для граждан Российской Федерации регистрация, как постоянная, так и временная, осуществляется только в жилое помещение, то для иностранных граждан и лиц без гражданства есть и иные, упрощенные варианты (например, когда принимающей стороной является работодатель (заказчик работ (услуг) либо образовательная органи-

зация). Изменения, внесенные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-Ф3 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"», позволили осуществлять постановку на учет по месту пребывания в нежилые помещения при условии пригодности их для сна и отдыха и фактического проживания в них иностранного гражданина или лица без гражданства [2]. Процент случаев постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях показывает, что данный способ учета остается основным.

Это подтверждают и статистические данные МВД России в сфере миграции. Так, за 12 месяцев 2021 года территориальными органами осуществлено фактов постановки на учет 12 890 926, из них: по адресу жилого помещения — 6 119 417, по адресу иного помещения (гостиница, кемпинг и другие) — 4 419 134, по адресу юридического лица (в случае осуществления трудовой деятельности вахтовым методом) 2 352 375 [3].

Статья 21 Федерального закона № 109 определяет, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет в жилом помещении, где он фактически проживает.

В соответствии с гражданским законодательством применительно к жилым помещениям последние могут принадлежать гражданам на праве собственности, которое включает в себя все три правомочия в полном объеме: право владения, право пользования и право распоряжения. Право пользования и распоряжения жилым помещением имеет наниматель по договору социального найма.

В соответствии с подпунктом «б» п. 23 постановления Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является документ, подтверждающий право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину [4].

Каким же образом жилищное законодательство определяет право пользования? В соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр (далее — Правила) пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам и юридическим лицам жилыми помещениями в многоквартирном доме осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, са-

нитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства [5]. Таким образом, право пользования жилым помещением возникает как у собственника, так и у лица, которое зарегистрировано в нем по месту жительства.

Если рассматривать ситуацию, когда жилое помещение находится в собственности у физического лица и на этой площади зарегистрированы по месту жительства иные лица, у которых возникает право пользования жилым помещением, то в соответствии с рассмотренными выше нормативными правовыми актами это лицо при предоставлении паспорта с отметкой о регистрации его по месту жительства фактически может поставить на учет в этом жилом помещении иностранного гражданина. При этом согласие собственника на это не требуется. А процесс вселения в это жилое помещение осуществляется с согласия собственника, что предусмотрено нормами главы V Жилищного кодекса РФ. Он же наделен и правом распоряжения данным жилым помещением.

Во второй ситуации, когда жилое помещение не находится в собственности, а проживание в нем осуществляется по договору социального найма, где наниматель и проживающие с ним лица (зарегистрированные по месту жительства), независимо от того, являются они членами семьи нанимателя или просто имеют регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении, в соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса имеют равные права [6], то есть любой процесс вселения любым лицом сопровождается согласием всех этих лиц, в том числе и нанимателя и даже наймодателя, который может ограничить процесс вселения нормой жилой площади, которая устанавливается субъектом РФ.

Несмотря на то, что учет по месту пребывания — это акт административный, следует обратить внимание на то, что Федеральный закон № 109, закрепляя дефиницию «место пребывания», связывает его с местом, где иностранный гражданин фактически проживает, то есть это предполагает процесс вселения в него.

На основании изложенного возникает коллизия, постановка на учет по месту пребывания третьими лицами, зарегистрированными по месту жительства в жилом помещении, иностранных граждан или лиц без гражданства без согласия собственника или нанимателя и других лиц, проживающих в жилом помещении, создает условия для фиктивной постановки на учет иностранных граждан, так как у них фактически нет возможности вселения и проживания в этом жилом помещении даже при намерении выступающего принимающей стороной лица их вселить.

И. В. Плюгина выдвигает тезис о том, что основная цель регистрационного учета состоит в

юридической фиксации настоящего, фактического места нахождения лиц, проживающих на территории государства, а не в обеспечении реализации их жилищных прав [7]. Вопросы соотношения миграционного учета и прав на жилое помещение были рассмотрены в судебном порядке, но не получили полной оценки.

Так, в 2009 году предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ была жалоба гражданки Ж., которая являлась собственником жилого помещения, по поводу постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, в которой оспаривались отдельные положения Федерального закон № 109 в части приобретения этими иностранными гражданами права пользования жилым помещением. Суд констатировал тот факт, что «постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении не является основанием для возникновения у него права пользования данным жилым помещением (в том числе находящимся в долевой собственности), которое возникает в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством» [8]. Однако было вынесено определение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, так как вопрос о праве иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, пользоваться этим жилым помещением в деле заявительницы не ставился и не исследовался судом.

Это свидетельствует о том, что судом не были исследованы все обстоятельства и решение данного проблемного вопроса остается открытым.

Однако, на наш взгляд, все-таки с учетом содержания понятий «место пребывания» и «учет по месту пребывания», закрепленных миграционным законодательством, данный учет не имеет только регулятивного характера и так или иначе затрагивает права собственников и нанимателей. Понятие принимающей стороны изменялось на протяжении последних лет и в итоге получило очень широкую трактовку, а именно стороной, принимающей иностранного гражданина, является гражданин Российской Федерации, а также постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, предоставившие для проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение. Более широкого понятия принимающей стороны не закреплено ни в одном нормативном правовом акте [9]. Думается, что это приводит к злоупотреблениям как со стороны самих иностранных граждан, так и лиц, которые принимают иностранных граждан для проживания. Последние на возмездной основе осуществляют постановку их на учет без фактического вселения. Одновременно норма,

которая позволяет расширительно толковать понятие принимающей стороны, влечет необоснованное административное усмотрение, что является коррупциогенным фактором.

Такой учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно не предполагающий вселения независимо от воли сторон, создает условия фиктивной постановки на учет, где субъектом преступления будет выступать лицо, не являющееся собственником или нанимателем, хотя это лицо и имеет намерение вселить иностранного гражданина, но фактически этого не может сделать без согласия собственника жилого помещения и других лиц, если жилое помещение предоставлено по договору социального найма. При осуществлении постановки на учет такое лицо представляет заведомо недостоверные сведения. Установление факта фиктивной постановки на учет ведет к снятию с учета.

Таким образом, законодательство РФ в сфере миграции, достаточно жестко привязывая учет по месту пребывания к фактическому проживанию, создает условия для фиктивной постановки на учет.

Анализ ст. 4 Федерального закона № 109 показывает, что одной из целей миграционного учета выступает создание необходимых условий для реализации прав и исполнения обязанностей гражданами РФ [1] и одновременно фиксация и систематизация сведений о передвижении иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых он осуществляется. Последнее дает положительный эффект для учета всех иностранных граждан и лиц без гражданства, упрощенные процедуры дают возможность латентную часть этой категории выявить и поставить на учет, что необходимо для более эффективного управления миграционными процессами. Но все же следует отметить, что это способствует ограничению жилищных прав собственников и нанимателей и безосновательному расширению практики выявления преступлений по ст. 323.3 Уголовного кодекса РФ, связанных с фиктивной постановкой на учет.

По этому поводу справедливо высказывается О. С. Завьялова, отмечая, что судебная практика по ст. 322.3 УК РФ показала с момента ее введения в УК РФ неэффективность [10]. Напомним, что одновременно с данным уголовным преступлением в КоАП РФ есть ст. 18.9, которая установила в части 4 административную ответственность за нарушение правил миграционного учета. Статистические данные показывают, что в 2021 году было выявлено 25 244 административных правонарушения по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ (в динамике по сравнению с 2019 и 2020 годом произошло увеличение), из них большая часть —

24 473 — совершены физическими лицами при осуществлении учета в жилых помещениях [11].

О. С. Завьялова предлагает ввести административную преюдицию в санкции ст. 322.3 УК РФ, указывая на преимущества такого подхода в том, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ, будет осуждено лишь за повторные факты фиктивной регистрации [10]. Думается, что такой подход будет оправданным с точки зрения усиления предупредительного воздействия, а также применения ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Обоснованным является возвращение в законодательство о миграционном учете процедуры снятия с учета по месту пребывания. Такая обязанность принимающей стороны была установлена до 2018 года и затем была отменена. Законом устанавливалась обязанность принимающей стороны по передаче в ФМС России отрывной части уведомления о постановке на учет, однако оно требовалось иностранным гражданам одновременно при пересечении Государственной границы РФ в момент выезда для подтверждения законности их пребывания, что создавало условия для фактического нарушения законодательства принимающей стороной.

В настоящее время введен новый документ — уведомление, которое направляется принимающей стороной для снятия иностранного гражданина с учёта в случае его убытия. Данную процедуру регламентирует приказ МВД России от 14.09.2020 № 641 [12] (далее — приказ МВД России № 641). Анализ положений данного приказа показывает, что в нем не установлены сроки для всех категорий лиц (физических и юридических), выступающих в качестве принимающей стороны. Что касается юридических лиц, которые исполняют обязанность постановки на учет иностранных граждан, то закреплено 2 вида сроков: 1) уведомление о снятии с учета подаётся не позднее 7 рабочих дней со дня убытия иностранного гражданина в случае его трудовой деятельности вахтовым методом (о других работодателях ничего не сказано); 2) для гостиниц, медицинских организаций и других мест пребывания, перечисленных в п. 2 приказа МВД России № 641, такой срок составляет не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия.

Внесение многочисленных изменений в нормативные акты привело к тому, что кроме сроков снятия с учета по месту пребывания остается непонятным вопрос, в чем заключается убытие иностранного гражданина из места пребывания. Как определить момент убытия, а если иностранный гражданин отсутствует временно и потом вернется?

На наш взгляд, уточнение сроков направления уведомления принимающей стороной позволит усилить контроль со стороны органов внутренних дел за исполнением обязанностей прини-

мающей стороны и одновременно наполнять информационную систему миграционного учета оперативной и достоверной информацией.

Сроки пребывания иностранных граждан от-считываются с момента прибытия к месту пребывания, что также не позволяет в полном объеме контролировать их нахождение на территории Российской Федерации. Ранее в законодательстве был установлен конкретно определенный момент — с момента въезда в РФ, что можно было проконтролировать по штампу о пересечении границы в паспорте и миграционной карте. Опять же, как и с убытием из места пребывания, возникает вопрос определения момента прибытия к месту пребывания.

Анализ зарубежного опыта показывает, что, например, в Республике Казахстан, срок регистрации для принимающей стороны составляет 3 рабочих дня с момента прибытия к месту пребывания; в Республике Беларусь — 5 дней, за исключением выходных и праздничных с момента въезда; в таких государствах, как Грузия, Латвия, Эстония, постановка на учет не осуществляется, срок пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия визы или для безвизовых иностранных граждан, аналогично, как в России сроком, определяемым правилом 90 суток из 180, далее выдаются в зависимости от цели пребывания различные документы на временное и постоянное проживание; в Азербайджане обязанность регистрации временного пребывания возникает при въезде на срок свыше 15 дней, а в Казахстане — на срок свыше 30 дней. В государствах Европейского Союза срок временного пребывания не подтверждается регистрацией (постановкой на учет).

В законодательстве Российской Федерации за последние годы был учтен зарубежный опыт, в том числе в части миграционного учета, результатом этого стало упрощение административных процедур, связанных с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства.

Останавливаясь на перспективах развития законодательства о миграционном учете, следует отметить, что в Минюсте России находится на обсуждении проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», при принятии которого произойдет определенная систематизация миграционного законодательства. Миграционный учет регулируется главой IV.

Сравнительный анализ норм действующего законодательства в части миграционного учета и проекта федерального закона показал, что увеличены сроки постановки на учет по месту пребывания до 30 рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию, при перемещении по ее терри-

тории срок учета остался прежним — 7 дней со дня прибытия к месту пребывания.

Сохранение института миграционного учета в перспективе будет обоснованным.

В заключение следует сформулировать несколько предложений:

1. В целях устранения обстоятельств, связанных с нарушением жилищных права собственников и нанимателей, учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства осуществлять с их согласия, о чем внести дополнения в законодательство о миграционном учёте.

2. Для недопущения создания условий для осуществления фиктивной постановки на учет и существования «резиновых квартир» учитывать размер жилой площади, установленный жилищным законодательством, с целью ограничения количества лиц, подлежащих постановке на учет по частным адресам. В качестве принимающей стороны могут выступать и работодатели, образовательные организации, государственные органы,

органы местного самоуправления, гостиницы и другие учреждения, что позволит при условиях, установленных законом, не ограничивать права иностранных граждан на временное пребывание.

3. В целях повышения эффективности применения уголовной и административной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства и нарушение правил миграционного учета ввести в санкции ст. 322.3 КоАП административную пре-юдицию, то есть повторное совершение фиктивной постановки на учет.

Внести изменения в Уголовный кодекс РФ, изложив диспозицию статьи 322.3 в следующей редакции: «Повторная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации лицом, привлечённым к административной ответственности за нарушение правил миграционного учета».

4. Увеличить срок постановки на учет и считать его с момента въезда в Российскую Федерацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 30. — Ст. 3285.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» : федеральный закон от 27.06.2018 № 163-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 27. — Ст. 3946.

3. Данные отчета 1-РД за 2021 год. — Москва : МВД России, 2021.

4. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 5. — Ст. 653.

5. Об утверждении правил пользования жилыми помещениями : приказ Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo. gov.ru, 09.09.2021.

6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Плюгина И. В. Институт регистрационного учета: сравнительно-правовой анализ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2018. — № 3. — С. 101—106.

8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Житомирской Юлии Евгеньевны

на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 № 1030-О-О» //СПС «КонсультантПлюс».

9. Юзиханова Э. Г., Лабарешных М. В. Порядок осуществления миграционного учета в Российской Федерации // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2020. — № 1. — С. 92—99.

10. Завьялов О. С. Некоторые проблемы назначения и исполнения наказания за фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 73-5. — С. 44—47.

11. Статистические данные 2019, 2020, 2021. — Москва : ГИАЦ МВД России, 2019—2021.

12. Об утверждении формы уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечня сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требований к его оформлению, порядка его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также срока хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или организации федеральной почтовой связи : приказ МВД России от 14.09.2020 № 641 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2020.

REFERENCES

1. O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 18.07.2006 № 109-FZ (red. ot 24.02.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2006. — # 30. — St. 3285.

2. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii» : federal'nyj zakon ot 27.06.2018 # 163-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2018. — # 27. — St. 3946.

3. Dannye otcheta 1-RD za 2021 god. — Moskva : MVD Rossii, 2021.

4. O poryadke osushchestvleniya migracionnogo ucheta inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.01.2007 # 9 (red. ot 26.05.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2007. — # 5. — St. 653.

5. Ob utverzhdenii pravil pol'zovaniya zhilymi pomeshcheniyami : prikaz Minstroya Rossii ot 14.05.2021 # 292/pr // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. — URL: http://pravo.gov.ru, 09.09.2021.

6. Zhilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 # 188-FZ (red. ot 01.05.2022) // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

7. Plyugina I. V. Institut registracionnogo ucheta: sravnitel'no-pravovoj analiz // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. — 2018. — # 3. — S. 101—106.

8. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanki Zhitomirskoj Yulii Evgen'evny na naru-

shenie ee konstitucionnyh prav otdel'nymi polozheni-yami Federal'nogo zakona «O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii : opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28.05.2009 # 1030-0-0» //SPS «Kon-sul'tantPlyus».

9. Yuzihanova E. G., Labareshnyh M. V. Por-yadok osushchestvleniya migracionnogo ucheta v Rossijskoj Federacii // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. — 2020. — # 1. — S. 92—99.

10. Zav'yalov O. S. Nekotorye problemy nazna-cheniya i ispolneniya nakazaniya za fiktivnuyu post-anovku na migracionnyj uchet inostrannyh grazhdan // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. — 2021. — # 73-5. — S. 44—47.

11. Statisticheskie dannye 2019, 2020, 2021. — Moskva : GIAC MVD Rossii, 2019—2021.

12. Ob utverzhdenii formy uvedomleniya ob ubytii inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva iz mesta prebyvaniya, perechnya svedenij, soderzhash-chihsya v ukazannom uvedomlenii, trebovanij k ego oformleniyu, poryadka ego napravleniya v organ migracionnogo ucheta, v tom chisle v el-ektronnoj forme, a takzhe sroka hraneniya kopii ukazannogo uvedomleniya v mnogofunkcional'nom centre predostavleniya gosudarstvennyh i munici-pal'nyh uslug ili organizacii federal'noj pochtovoj svyazi : prikaz MVD Rossii ot 14.09.2020 # 641 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2020.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Полякова Наталья Викторовна. Начальник кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: n.v.poliyakova@list.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 71. Тел. (473) 200-52-88.

Polyakova Natalia Viktorovna. Associate Professor of the chair of Administrative Law. PhD in Law, Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: n.v.poliyakova@list.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-88.

Ключевые слова: миграционный учет; учет по месту пребывания; уведомительный характер; зарубежный опыт; фиктивная постановка на учет; жилищные права граждан; принимающая сторона; административная преюдиция.

Key words: migration registration; registration at the place of stay; notification nature; foreign experience; fictitious registration; housing rights of citizens; receiving party; administrative prejudice.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.