УДК 343 ББК 67.4
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ФИКТИВНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ И ФИКТИВНУЮ ПОСТАНОВКУ НА УЧЕТ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАНЦЕВ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ ИЛИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Николай Григорьевич Кадников,
профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор E-mail [email protected]; Геннадий Сергеевич Шкабин,
доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемы уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет по месту пребывания или места жительства. Анализируются проблемы, которые характеризуют объективные признаки деяния, отражают их социальная обусловленность и обоснованность юридической конструкции. Особое внимание уделяется разграничению смежных преступлений и административных правонарушений в миграционной сфере.
Ключевые слова: Уголовная ответственность, фиктивная регистрация и фиктивная постановка на учет. Разграничение преступлений и проступков в миграционной сфере.
PROBLEMS OF CRIMINAL LIABILITY FOR FICTITIOUS REGISTRATION AND FICTITIOUS REGISTRATION OF RUSSIAN CITIZENS AND FOREIGNERS AT THE PLACE OF STAY OR RESIDENCE IN A RESIDENTIAL AREA IN THE RUSSIAN FEDERATION
Nikolay G. Kadnikov,
Professor of the Criminal Law Department of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Doctor of Law, Professor;
Gennadiy S. Shkabin,
Associate Professor of the Criminal Law Department of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Abstract. In the article the problems of criminal liability for fictitious registration and fictitious registration at the place of stay or place of residence. It analyzes the problems that character-result objective evidence acts reflect due to their social-ness and validity of legal structure. Special attention has been given is the differentiation of adjacent crimes and administrative offences in migration sphere.
Keywords: Criminal liability, fictitious registration and fictitious registration. The distinction of crimes and misdemeanors around migration.
В последние годы повысился уровень террористической опасности. Возрастает количество фактов экстремистских проявлений, нарушений общественного порядка. Возрастает необходимость
профилактической работы и выявления лиц, склонных к совершению противозаконных действий, экстремистских проявлений и террористических актов.
Среди причин и условий, способствующих указанным негативным действиям, следует выделить факты нарушения регистрационного режима пребывания и проживания, как граждан РФ, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства в жилых помещениях на территории РФ. Следует согласиться с мнением специалистов о том, что есть и иные обстоятельства, которые требуют усиления контроля за нарушением регистрационного режима. Это и занятие незаконной деятельностью, и корыстная мотивация владельцев и арендаторов жилья, которые сдают квартиры, не проверяя данные проживающих. Это и уклонение от уплаты налогов и сборов, алиментов, штрафов. С каждым годом выявляется все больше нарушений в данной сфере, в том числе и фактов фиктивной регистрации. Например, согласно данным миграционной службы в 2011 году было зафиксировано более 6,4 тыс. адресов квартир, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 года таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 тыс. человек1.
С учетом возникших проблем было изменено и дополнено миграционное законодательство. Обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, и порядок регистрации граждан РФ определяет Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (с изм. и доп.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Этим же законом определено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Более подробно вопросы регистрации разъясняются в постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (с изм. и доп.) «Об утверждении Правил регистрации и снятия
1 Данные озвучены на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему «О совершенствовании регистрационного учета граждан Российской Федерации и противодействии нелегальному обороту государственных документов» 19 ноября 2013 года: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».
Как указывается в нормативных документах, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Обязанность иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в РФ, обладающих правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, а также порядок регистрации этих лиц определяют Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (с изм. и доп.), Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (с изм. и доп.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (с изм. и доп.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», и ряд ведомственных документов.
Одновременно законодательно закреплены понятия «фиктивная регистрация по месту жительства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении» применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10,11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Были внесены существенные новеллы в административное и уголовное законодательство. Так, в КоАП РФ и УК РФ были включены нормы об ответственности за миграционные нарушения.
Принятые меры позволили снизить негативные проявления. Вместе с тем, все проблемы решить не удалось. Например, в 2015 г. в Уссурийске в суд
поступило очередное дело о так называемой «резиновой квартире». 32-летняя жительница города поставила своеобразный рекорд, зарегистрировав у себя больше девяти тысяч иностранцев. По версии органов предварительного расследования, с апреля по декабрь 2015 года женщина «поселила» у себя в квартире граждан Китайской Народной Республики, Кореи, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Молдовы и других государств. Так как никто из них реально там не проживал, регистрация была фиктивной. Иностранцы пользовались этим, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за нарушение порядка пребывания на территории Российской Федерации.
В 2015 г. в органы внутренних дел Российской Федерации направлено для принятия решений в порядке ст. 144, 145 УПК РФ: 3 414 материалов (+135,0%) — по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ («фиктивная регистрация»), возбуждено 954 уголовных дела (27,9% от общего количества направленных материалов), привлечено к уголовной ответственности 257 чел.; 11 270 материалов (+52,9%) — по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания), возбуждено 5 597 уголовных дел (49,7% от общего количества направленных материалов), привлечены к уголовной ответственности 1 561 чел.
По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году иностранными гражданами на территории Российской Федерации совершено 48 210 преступлений (+5,9%).Только в I квартале 2016 года органами прокуратуры выявлено более 10 тыс. нарушений законов в сфере миграции, внесено почти 1,8 тыс. представлений, по итогам рассмотрения которых более 500 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, на незаконные правовые акты принесено около 600 протестов, в суд направлено более 600 заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено почти 1,3 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено около 400 уголовных дел.
Получается такая ситуация — законы принимают, практические органы повышают эффективность работы, но ситуация не улучшается.
Есть проблемы правоприменительного характера, но правильнее начать с проблем законодательного характера.
Итак, в ст. 3222 УК РФ ответственность установлена за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
В данной статье закреплено фактически два самостоятельных состава преступления: 1) фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и 2) фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ. В зависимости от этого следует выделить два непосредственных объекта преступления: 1) установленный порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и 2) установленный порядок регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ. Предметом преступления могут быть документы, содержащие недостоверные сведения.
Диспозиция статьи носит бланкетный характер. Для применения данной статьи необходимо знать ряд нормативных актов. В соответствие с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Однако, несмотря на конституционные нормы, законодатель установил обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Порядок регистрации граждан РФ определяет Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (с изм. и доп.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении Пра-
вил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», приказ ФМС России от 11.09.2012 № 288 (с изм. и доп.) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Как отмечено в нормативных актах, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Если учесть, что Конституция РФ является законом прямого действия, то легитимность вышеуказанных нормативных актов весьма сомнительно, но до настоящего времени никто не обжаловал эти нормы в Конституционном Суде РФ.
Обязанность иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в РФ, обладающих правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, а также порядок регистрации этих лиц, определяет Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (с изм. и доп.), Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (с изм. и доп.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (с изм. и доп.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 (ред. от 21.01.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по ме-
сту жительства в пределах Российской Федерации». Однако не решена, на наш взгляд, до конца проблема таких понятий как «место пребывания и место жительства».
Объективная сторона состава преступления характеризуется деянием в форме альтернативных действий: а) фиктивной регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ; б) фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ.
Место пребывания представляет определенное место временного проживания гражданина (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или др.).
Местом жительства может признаваться жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с нормами Федерального закона № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в оборот введены новые понятия уголовно-наказуемых деяний: «фиктивная регистрация» и «фиктивная постановка на учет». Под фиктивной регистрацией гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства следует понимать регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жи-
лом помещении в РФ следует отличать от проживания гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации (ст. 19.15.1 КоАП РФ). При совершении последнего признаки фиктивности регистрации отсутствуют.
При квалификации рассматриваемого преступления следует обратить внимание, что уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ предусмотрена ст. 3223 УК.
Местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ считается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном законодателем порядке.
Фиктивной регистрацией по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства является регистрация по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Описанные деяния в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо отличать от административных правонарушений. Содержание деяний, предусмотренных ст. 18.8, 18.9, 18.11 КоАП РФ, не включает фиктивной регистрации.
По конструкции объективной стороны оба состава преступления являются формальными, то есть считаются оконченными с момента фиктивной регистрации. В этом также есть проблема, которая связана с разграничением преступления и проступка в данной сфере. Вместе с тем, мы полагаем, что необходим более четкий критерий для разграничения деяний различной противоправности (тяжесть последствий либо неоднократность нарушений, или корыстный мотив в действиях виновного).
Субъект преступления в данных составах преступлений специальный.
Субъектом фиктивной регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ является лицо, на которое возлагается ответственность за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ, а также сотрудник органа регистрационного учета, осуществивший заведомо фиктивную регистрацию. Это могут быть собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации, уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг, сотрудники территориальных органов ФМС, осуществляющие регистрационный учет.
Субъектом фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ, может быть иностранный гражданин, лицо без гражданства, представившие заведомо недостоверные сведения или документы для регистрации, наниматель (собственник) жилого помещения, либо уполномоченное на регистрацию лицо органа осуществляющего миграционный учет.
Говоря о субъекте преступления, нельзя не сказать о том, что в Кодексе административных правонарушений РФ имеется ст. 19.15.2, предусматривающая ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (введена Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ). В примечании к данной статье выделены группы граждан, которые исключены из числа субъектов данного правонарушения. Таким образом ответственности не подлежат:
1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родите-
лями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.
2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:
• представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
• проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
• проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
• проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.
При установлении признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 3222 УК РФ, имеется проблема включения в их круг лиц, не подлежащих
ответственности по ст. ст. 19.15.2 КоАП РФ. Полагаем, что если указанные лица не подлежат административной ответственности за нарушения в данной сфере, то аналогичный вывод можно сделать и по поводу непривлечения их к уголовной ответственности. Хотя было бы правильнее указать это в примечании к ст. 3222 УК РФ или в разъяснении Пленума Верховного Суда РФ.
В действующем примечании к ст. 3222 УК РФ получил закрепление специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное рассматриваемой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Субъективная сторона составов преступлений по ст. 3222 УК РФ характеризуется виной в форме прямого умысла.
В ст. 3223 УК РФ установлена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.
В этом случае виновный посягает на установленный порядок постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ. Предметом преступления могут быть документы, содержащие недостоверные сведения.
Обязанность и порядок постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ определяются нормативными актами, перечисленными в комментарии к ст. 3222 УК, в отношении соответствующей категории лиц.
Объективная сторона состава преступления характеризуется активными действиями, состоящими в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ. Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахожде-
нии иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Уведомление о прибытии иностранного гражданина должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в предусмотренных законом случаях, непосредственно иностранным гражданином или лицом без гражданства.
В соответствии с примечанием 1 к рассматриваемой статье, под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Следует иметь ввиду, что в ст. 3223 УК предусматривается уголовная ответственность за фиктивные действия по постановке на учет по месту пребывания в отношении одного лица. Поэтому в случае совершения таких действий в отношении нескольких лиц уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений.
По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления является формальным, преступление считается оконченным с момента совершения деяния в виде оформления постановки на учет.
Как и деяние, предусмотренное ст. 3222 УК, рассматриваемое преступление необходимо отличать от административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 18.8, 18.9, 18.11 КоАП РФ. Отличие состоит в том, что составами административных правонарушений не охватывается факт фиктивной регистрации.
Субъект преступления специальный, это достигшие 16 лет: иностранный гражданин или лицо
без гражданства (см. ч. 2 ст. 322 УК); лица, являющиеся принимающей стороной; сотрудники органа миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, уполномоченные на соответствующую регистрацию; уполномоченные работники гостиниц или организацией федеральной почтовой связи.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ и желает совершения таких действий.
В примечании 2 к рассматриваемой статье закреплен специальный вид освобождения от уголовной ответственности, согласно которому лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Анализ вышеуказанных составов преступлений позволил выделить следующие проблемы:
• не в полной мере учтены конституционные права граждан на свободу передвижения;
• не совсем четко определено в законе понятие фиктивной регистрации для российских граждан, лиц без гражданства и иностранцев;
• нет четких критериев отличия состава преступления от административного правонарушения (статья 19.15.2.КоАП РФ);
• не учтена роль сотрудников регистрационных органов, не исполняющих свои обязанности и допускающих фиктивную регистрацию, не дана им уголовно-правовая оценка.
В целом было бы правильнее установить уголовную ответственность за подобные нарушения, повлекшие тяжкие последствия либо использовать механизм административной преюдиции, при котором для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы лицо было подвергнутого административной ответственности за совершенное ранее аналогичное нарушение.
Полагаем, что решение указанных проблем позволит навести более четкий порядок в регистрационной дисциплине и усилит охрану прав и свобод граждан от нарушений в данной сфере.