Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ'

МИГРАЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / МИГРАЦИОННЫЙ РЕЖИМ / КЛАССИФИКАЦИИ МИГРАЦИОННЫХ РЕЖИМОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудин О. В.

Рассматриваются понятия миграционных режимов и основания их классификации. Предлагается определение административных и миграционных режимов, их признаки и основания классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION REGIMES AS A KIND OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIMES AND THEIR CLASSIFICATION

The concepts of migration regimes and the grounds for their classification are discussed. The definition of administrative and migration regimes, their signs and grounds for classification is proposed.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-119-124 NIION: 2003-0059-2/22-231 MOSURED: 77/27-003-2022-02-430

Миграционные режимы как разновидность административно-правовых режимов и их классификация

Олег Васильевич Кудин

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kudin.mpf@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются понятия миграционных режимов и основания их классификации. Предлагается определение административных и миграционных режимов, их признаки и основания классификации.

Ключевые слова: правовой режим, административно-правовой режим, миграционный режим, классификации миграционных режимов

Для цитирования: Кудин О. В. Миграционные режимы как разновидность административно-правовых режимов и их классификация // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 119-124. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-119-124.

Original article

Migration regimes as a kind of administrative and legal regimes and their classification

Oleg V. Kudin

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, kudin.mpf@yandex.ru

Abstract. The concepts of migration regimes and the grounds for their classification are discussed. The definition of administrative and migration regimes, their signs and grounds for classification is proposed.

Keywords: legal regime, administrative and legal regime, migration regime, classification of migration regimes For citation: Kudin O. V. Migration regimes as a kind of administrative and legal regimes and their classification. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):119-124. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-119-124.

Проблемы, связанные с правовым регулированием миграционных режимов в настоящее время приобретаю особую актуальность. Это обусловлено необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения государственной безопасности и общественного порядка, повышения эффективности привлечения и использования миграционных ресурсов в направлении социального, экономического и демографического развития российского государства.

Политическая нестабильность, социально-экономические кризисы, общее возрастания темпов и напряженности жизни актуализируют проблему адекватного административно-правового регулирования различных сфер общественных отношений. Законодательно закрепленный широкий комплекс админи-

© Кудин О. В., 2022

стративно-правовых средств, используется органами государственного управления для специального (режимного) регулирования, охраны, обеспечения безопасности и защиты общественных отношений, стимулирования их развития в желательном для государства направлении, обеспечения прав и свобод личности в отдельных обособленных блоках правоотношений. Механизм государственно-правового регулирования в них охватывается понятием «режим».

Режим — это обеспечение со стороны государства прав и свобод человека и гражданина, установление ограничений и ответственности за их нарушения.

Слово «режим» (от латинского «управление») обозначает совокупность средств, мер воздействия, норм для достижения какой-либо цели [1, с. 673].

В толковом словаре термин «режим» определяется в следующих значениях: «распорядок действий; условия деятельности работы, существования чего-нибудь; государственный строй» [2, с. 200].

Правовой режим — официально установленный порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования [3, с. 486].

Более полно можно предложить следующее определение правового режима: это специфический способ правового регулирования, выраженный в своеобразном комплексе правовых средств, способов и мер воздействия, основанных на комбинации стимулов и ограничений, поддержки и гарантирования, запретов и обязываний, применением мер принуждения и юридической ответственности.

Правовой режим предназначен для реализации в жизнь правовых предписаний с помощью особых средств и методов, выраженных в способах и типах правового регулирования общественных отношений.

Как правило, в литературе правовой режим определяется как определенный набор установленных и связанных между собой правил функционирования объекта государственного управления, т.е. взаимосвязанного комплекса правовых норм, регулирующих определенную систему общественных отношений [4, с. 3].

Активное формирование новой правовой системы российского государства востребовало развитие такого сложного механизма реализации права как правовой режим.

Касаясь классификации правовых режимов, можно отметить, что в теории права выработаны различные подходы и классификационные критерии выделения видов правовых режимов.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

• в зависимости от предмета правового регулирования выделяют отраслевые режимы (конституционный, административный, земельный и т. д.);

• в зависимости от их юридической природы — материальные и процессуальные;

• в зависимости от содержания — административные, таможенные и т.п.;

• в зависимости от типа правового регулирования — на общедозволительные и общеразрешительные;

• в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим граждан, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.;

• в зависимости от функций права — режим особого регулирования и особой охраны;

• в зависимости от соотношения правовых средств воздействия (от правого профиля) — на стимулирующие и ограничивающие;

• в зависимости от формы выражения — законные и договорные;

• в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

• в зависимости от сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).

Одной из важнейших классификаций правовых режимов является их отраслевая классификация в соответствии с предметом правового регулирования. Отраслевые правовые режимы состоят из внутриотраслевых режимов в соответствии с режимным объектом и выделенной сферой правоотношений. Так, миграционные режимы являются разновидностью административно-правовых режимов.

В науке административного права выработаны классификации административных режимов на основе приведенной выше общеправовой классификации правовых режимов. Выделяют также административно-правовые режимы территорий, административно-правовые режимы организации государственного административного контроля и надзора, специальные административно-правовые режимы и т. д. [5].

Классификация видов административных режимов может осуществляться по различным основаниям, с учетом которых можно выделить следующие их виды:

• по порядку формирования: создаваемые федеральными органами государственной власти; создаваемые органами государственной власти субъектов РФ, формируемые органами местного самоуправления;

• по сфере реализации административного режима: реализуемые на всей территории страны (общефедеральные административные режимы), реализуемые на территории субъекта РФ (региональные административные режимы) или административно-территориальной единицы и реализуемые на части территории субъекта РФ или административно-территориальной единицы (локальные административные режимы);

• по субъектам, реализующим административно-правовой режим: административные режимы, реализуемые федеральными органами исполнительной власти, административные режимы, реализуемые органами исполнительной власти субъектов РФ, административные режимы, реализуемые органами местного самоуправления;

• в зависимости от характера административно-

го режима: предназначенные для чрезвычайных ситуаций и предназначенные для повседневной обычной деятельности;

• по сроку действия: срочные и бессрочные административные режимы;

• по типам административных режимов: регистрационные (уведомительные), разрешительные, правопредоставительные, легализующие, ограничительные, запретительные, смешанные, льготные и поощрительные административные режимы;

• в зависимости от порядка введения административного режима: вводимые на основании закона; вводимые по решению органа государственного управления; вводимые по решению Президента РФ и т. п.

Особым и чрезвычайно важным элементом российского правопорядка выступают административно-правовые (административные) режимы.

Административные режимы являются необходимой составной частью государственного управления как практической деятельности соответствующей системы уполномоченных государственных органов и традиционной формы реализации исполнительной власти.

Важное место, которое они занимают в системе административно-правовых средств регулирования, обусловлено тем, что установление административных режимов позволяет оптимизировать деятельность в отдельных сферах государственного управления [6, с. 46].

Как особые комплексы мер государственного воздействия и правового регулирования административные режимы выступают содержанием и движущей силой механизма государственного управления.

Необходимость в их установлении вызывается в подавляющем большинстве случаев потребностями обеспечения общественной безопасности и предотвращения социальных конфликтов. Государство вынуждено принимать адекватные меры (правовые, организационные, административно-распорядительные, материально-технические, финансовые и др.) в специальных сферах общественных отношений в целях нормализации социального управления и устойчивого обеспечения жизнедеятельности общества.

Понимание административных режимов не просто как относительно устойчивой конструкции, а, как особого регулятивного механизма, дает основание некоторым исследователям утверждать о возможности управленческой регуляции исключительно посредством административных режимов [7].

В юридической литературе сформулирован ряд дефиниций административно-правового режима, как отраслевой разновидности правового режима, учитывающего комплексное влияние предмета, метода, принципов, субъектов и источников.

Так, Д. М. Овсянко определяет его как особый

правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности [8, с. 41].

В науке административного права административно-правовой режим также понимается либо как урегулированный правовыми средствами комплекс управленческих мер и мероприятий, предусмотренный и реализуемый для достижения целей обеспечения национальной безопасности [9], либо как комплекс государственно-управленческих и административно-правовых мер, существенно отличавшихся от тех, которые применяются органами государственной власти и в их числе органами власти исполнительной в нормальных (обычных) условиях функционирования [10, с. 645].

Можно выделить следующие признаки административно-правовых режимов:

• обособленный объект управления, позволяющий выделять соответствующую специальную сферу государственного управления;

• относительно автономный субъект управления, наделенный необходимыми полномочиями и управленческими функциями;

• взаимосвязь межу субъектом и объектом управления, основанная на определенной подчиненности объекта управления субъекту управления, а также информационный обмен между ними;

• правовые средства воздействия, выражающиеся в способах и типах правового регулирования.

В качестве факультативных признаков административного режима можно выделить:

• преимущественно общедозволительный тип правового регулирования;

• возможность установления правовых ограничений и применения мер принуждения;

• собственный механизм охраны возникающих при его реализации правоотношений.

Миграционные режимы, являясь по своей природе конституционно-правовыми институтами, в то же время представляют собой разновидность административных режимов (миграционное право рассматривается в качестве подотрасли административного права) и обладают всеми признаками, присущими административным режимам:

• наличие четко определенной цели и единых принципов;

• наличие обособленного объекта режимного воздействия;

• наличие специальных субъектов, действующих в сфере реализации миграционной политики;

• подчиненность объекта специальным субъектам, наделенным компетенцией, а также информационный обмен между ними;

• наличие совокупности (комплекса) правовых средств, взаимосвязанных в рамках данного режима и реализующих государственно-политическую деятельность в сфере миграции населения;

• стадийность реализации;

• обеспеченность организационно-правовыми мерами принуждения.

Миграционный режим, как совокупность правовых средств, объединенных едиными целями правовой миграционной политики и правилами их применения, осуществляемых субъектами, реализующими правовую миграционную политику, относится к административно-правовым режимам организации государственного административного контроля и надзора.

Формулируя определение миграционного режима, А. Н. Жеребцов отмечает, что это совокупность взаимосвязанных правовых средств, представляющих собой систему инструментов и действий, как сформулированные правила применения (реализации) указанных правовых средств, направленных на достижение четко определенных управленческих целей в сфере территориального перемещения населения [5].

А. А. Мишунина отмечает, что сущность миграционного режима пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации заключается в государственном регулировании миграционных процессов в Российской Федерации совокупностью правовых средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленных на обеспечение их устойчивого функционирования [2, с. 105].

Под миграционным режимом, установленном для иностранных граждан и лиц без гражданства, следует понимать установленную Российской Федерацией совокупность юридических и организационных способов и средств, закрепляющих комплекс прав, свобод, обязанностей и ответственности указанных лиц с целью осуществления правового регулирования их прибытия на территорию Российской Федерации, нахождения на территории Российской Федерации, выезда за пределы Российской Федерации, а также транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Учитывая, что термин «миграция» объединяет в себе два понятия — эмиграция («выезд») и иммиграция («въезд») представляется целесообразным отметить предлагаемую И. З. Черепановым классификацию административно-правовых режимов иммиграции, которая позволяет охватить основные направления административно-правового регулирования в данной сфере [8, с. 40].

В качестве оснований классификации предлагается способ правового регулирования, целевое назначение, стадия иммиграционного процесса, характер влияния на организацию управления, субъект, форма

въезда в Российскую Федерацию, правонарушение, условие функционирования. При этом акцентируется внимание на деление административно-правовых режимов иммиграции по способу правового регулирования. В качестве аргумента, отмечается, что способы правового регулирования, и прежде всего административно-правового регулирования, не только оказывают непосредственное воздействие на поведение субъектов административного права, но и в значительной мере определяют характер и жесткость других элементов данного механизма (норм, правоотношений, актов применения права).

А. Н. Жеребцов предлагает два основания классификации миграционно-правовых режимов в виде зависимости от их функционального назначения в процессе реализации правовой миграционной политики государства и цели их создания. К первой группе относятся следующие виды режимов: общие миграци-онно-правовые; регистрационные (уведомительные) миграционно-правовые; разрешительные; правопре-доставительные; легализующие. Ко второй группе относятся такие виды режимов как: регламентирующие; миграционно-поощрительные; миграционно-ограни-чительные; миграционно-запретительные [5].

Определенный интерес в контексте классификации миграционных режимов представляет Приложение № 1 к ранее действовавшей Федеральной миграционной программе, в котором отмечается, что миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная) [9].

При этом представляется целесообразным указать, что по каждому из миграционных режимов нормативными правовыми актами определено его назначение, гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при его осуществлении, субъекты реализации режима, способы юридического воздействия, контроль за его соблюдением и ответственность за нарушение режима.

Классификация миграционных режимов представляет самостоятельное теоретическое и практическое значение. Представленные основания классификации миграционных режимов и дифференциации их комплексного правового воздействия на широкий спектр общественных отношений в миграционной сфере не являются исчерпывающими, при этом, позволяют сделать вывод о существующем многообразии подходов, а их применение позволит:

• модернизировать механизм реализации миграционных режимов в контексте оптимизации структуры органов их осуществляющих, исключении дублирования совершаемых действий и количестве правомочных субъектов;

• оптимизировать реализацию миграционных режимов путем унификации этапов и субъек-

тов их реализации;

• осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование тех методов, которые в наибольшей мере соответствуют эффективному решению миграционных проблем.

Последнее актуально в свете ожидаемого реформирования миграционного законодательства и законодательства о гражданстве.

Так, выступая на заседании Совета Безопасности РФ в марте 2016 года, Президент РФ в качестве одной из актуальных проблем обозначил проблему, связанную с повышением эффективности государственной миграционной политики в интересах национальной безопасности. По словам В. В. Путина, «от профессиональных, продуманных действий в этой сфере прямо зависит обеспечение общественной стабильности, межнационального мира и согласия в нашей стране» [7].

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года В. В. Путин отметил, что «ситуация в сфере миграции, прежде всего нелегальной, связана с повышенными рисками и требует самого пристального внимания. Потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи».

В выступлении Министра внутренних дел РФ на заседании Правительства РФ в ноябре 2017 года было отмечено, что «приоритетом остается международное сотрудничество в сфере противодействия незаконной миграции» [11].

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 24.04.2021 г., Президент Российской Федерации. В. В. Путин отметил, что серьезное внимание уделяется повышению эффективности государственного регулирования миграционных процессов в рамках реализации соответствующей Концепции, рассчитанной до 2025 года [12].

Указанная Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [13] (далее — Концепция) была утверждена Указом Президента РФ от 31 октября 2018 года с целью упорядочения трудовой миграции и минимизации рисков от незаконной миграции. Как отмечено в Концепции, существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы. Уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции остается невысоким.

Иностранные граждане, прежде всего приезжающие в Россию в целях работы, часто стремятся обойти

существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» (нелегальная трудовая миграция) либо путем приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также российского гражданства (скрытая временная трудовая миграция). Отдельные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка. С учетом положений Концепции необходимо системное реформирование миграционных режимов и института российского гражданства с учетом положений Концепции.

Список источников

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : А-ТЕМП, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. М. : «БЕК», 1996. 465 с.

3. Административное право России. Общая часть : учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С. А. Старостина. М. : ИНФРА-М, 2010. 572 с.

4. Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации : автореф. дисс. ...д.ю.н., специальность 12.00.14. М., 2004. 36 с.

5. Жеребцов А. Н. Миграционно-правовые режимы : понятие и виды // Современное право. 2008. № 1. С. 79-81.

6. Долгополов А. А. Понятие и виды нормативных правовых актов, образующих административно-правовые режимы // Российский следователь. 2006. № 9.

7. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: www.kremlin.ru.

8. Черепанов И.З. Классификация административно-правовых режимов иммиграции // Административное право и процесс. 2010. № 5. С. 40-41.

9. Указ Президента РФ от 09.08.1994 № 1668 (ред. от 13.06.1996) «О Федеральной миграционной программе» // СЗ РФ. 1994, № 18. Ст. 2065.

10. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. В кн. : Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, и А. В. Малько. М. : Юристъ, 1997. 734 с.

11. Официальный сайт Министерства внутренних дел. URL: www.mvd.ru.

12. Расширенное заседание коллегии МВД России. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/62860 (дата обращения:

24.04.2021).

13. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

References

1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Y. Explanatory dictionary of the Russian language. 4th ed., add. M. : A-TEMP, 2004.

2. Bakhrah D. N. Administrative law. Textbook for universities. M. : «BEK», 1996. 465 p.

3. Administrative law of Russia. General part : tutorial / Edited by Dr. Yurid. Sciences, prof. S. A. Starostina. M. : INFRA-M, 2010. 572 p.

4. Rushailo V. B. Special administrative and legal regimes in the Russian Federation : abstract. diss. ...doctor of law, specialty 12.00.14. M., 2004. 36 p.

5. Zherebtsov A. N. Migration and legal regimes: concept and types // Modern law. 2008. № 1. P. 79-81.

6. Dolgopolov A. A. The concept and types of regulatory legal acts forming administrative and legal regimes // Russian investigator. 2006. № 9.

7. Official website of the President of the Russian Federation. URL: www.kremlin.ru.

8. Cherepanov I. Z. Classification of administrative and legal regimes of immigration // Administrative law and process. 2010. № 5. P. 40-41.

9. Decree of the President of the Russian Federation of 09.08.1994 № 1668 (ed. of 13.06.1996) «On the Federal Migration Program» // SZ RF. 1994, № 18. Art. 2065.

10. Malko A.V. Incentives and restrictions in law. In the book. : Theory of State and law. Course of lectures / Edited by N. I. Matuzov, and A.V. Malko. M. : Jurist, 1997. 734 p.

11. Official website of the Ministry of Internal Affairs. URL: www.mvd.ru.

12. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The official website of the President of Russia [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62860 (accessed: 24.04.2021).

13. Decree of the President of the Russian Federation № 622 dated October 31, 2018 «On the Concept of the State migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // SZ RF. 2018. № 45. Art. 6917.

Информация об авторе

О. В. Кудин — адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author O. V. Kudin — Adjunct of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 16.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 16.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.