УДК 331.556; 314.7
миграционные проблемы ульяновской области и их связь с миграционной политикой
е. а. Погодина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления E-mail: pogodina-ea@yandex. ru
е. н. катаев,
студент 3 курса факультета управления
E-mail: evgkat10@mail. ru
Ульяновский государственный университет
В статье рассматриваются основные характеристики миграционной ситуации, сложившейся в Ульяновской области. Проанализирована взаимосвязь между миграционными процессами и миграционной политикой. Выявлены основные преимущества и недостатки документов, определяющих миграционную политику в регионе. Выдвинуты предложения по совершенствованию миграционной политики и миграционной ситуации в регионе.
Ключевые слова: миграция, миграционный поток, миграционный оборот, миграционная политика, механизм регулирования.
Миграция является одной из важнейших социальных и политических проблем настоящего времени. В современных условиях происходят коренные трансформации возрастной, этнической и религиозной структур населения, институцио-нализация диаспор, обострение проблем преступности, низкого уровня жизни мигрантов, их слабой интегрированности в принимающие сообщества. Миграционная политика трактуется как система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей [6].
Традиционно миграционные исследования основываются на макроанализе миграционной политики государства, миграционного законодательства, политических и социальных структур, участвующих в процессе миграции. Вместе с тем ряд актуальных аспектов региональной миграционной политики в России изучен недостаточно.
В современных условиях миграционная политика становится одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства, поэтому от законодательной и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные позитивно повлиять на миграционную ситуацию и содействовать развитию территорий. Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктует необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти. Эффективное использование такого важного ресурса развития, как миграция, возможно при условии повышения качества законодательной и правоприменительной практики, скоординированности и слаженности в работе миграционной службы,
правоохранительных органов, представителей регионов и бизнеса [5].
Необходимость регионального уровня разработки и реализации миграционной политики вызвана объективной противоречивостью миграционной ситуации в субъектах РФ. Перед регионами со значительным экономическим потенциалом при наличии миграционного оттока стоят задачи целевого заселения территории за счет внутренней миграции, дозированного привлечения иммигрантов. Регионы миграционного оттока с низким социально-экономическим уровнем должны развивать собственную инфраструктуру, создавать привлекательные рабочие места, сдерживать отток квалифицированной рабочей силы, бороться с этнократизмом. Регионы миграционного притока со средним или высоким социально-экономическим уровнем должны создать механизмы селективной миграции, обеспечить баланс законных интересов мигрантов и постоянного населения в условиях их компактного размещения, достигнуть интеграции мигрантов в принимающее общество на основе российской гражданской идентичности. Приоритеты миграционной политики различны не только на уровне регионов, но подчас и на уровне местных сообществ [1].
Миграция в демографическом развитии любого региона может играть различные роли: она в случае отрицательного сальдо ведет к сокращению числен-
Основные демографические показате
ности населения территории, при положительном сальдо миграция либо служит, наряду с естественным приростом, источником восходящей демографической динамики, либо выступает фактором компенсации естественной убыли. В Ульяновской области имели место все эти варианты демографического развития (табл. 1).
В девяностые годы ХХ в. в результате наступившей депопуляции миграция стала выступать фактором компенсации естественной убыли населения. До 1996 г., несмотря на естественную убыль, численность населения за счет миграции увеличивалась, с 1996 по 2000 г. она сокращалась, миграционное сальдо было недостаточным, чтобы полностью компенсировать естественную убыль. С 2001 г. миграционный прирост отрицательный.
В структуре миграционного оборота Ульяновской области ведущая роль принадлежит внутрирегиональной и межрегиональной миграции населения (табл. 2).
Уровень внутренней миграции в Ульяновской области достаточно велик, что говорит о подвижности населения, связанной, в частности, с трудовой и образовательной деятельностью. Состояние межрегиональной миграции населения Ульяновской области характеризуется устойчивым ростом количества лиц, снятых с регистрационного учета в связи с убытием в другой субъект РФ. Векторы
Таблица 1
I Ульяновской области в 1993-2012 гг.
Численность постоянного Общий прирост, В том числе
Год населения убыль Естественный Миграционный
на начало года населения прирост Прирост
1993 1 447 819 15 679 -6 565 22 244
1994 1 462 824 15 005 -3 894 18 899
1995 1 472 730 9 906 61 9 845
1996 1 470 364 -2 336 -4 548 2 212
1997 1 461 436 -8 928 -10 287 1 359
1998 1 450 080 -11 356 -12 091 735
1999 1 439 759 -10 321 -10 810 489
2000 1 427 375 -12 384 -13 209 825
2001 1 413 571 -13 804 -10 799 -3 005
2002 1 395 882 -17 689 -14 411 -3 278
2003 1 378 931 -16 951 -13 619 -3 332
2004 1 364 468 -14 463 -11 060 -3 403
2005 1 350 713 -13 755 -10 127 -3 628
2006 1 335 921 -14 792 -10 746 -4 046
2007 1321710 -14 211 -13 223 -988
2008 1 312 208 -9 502 -8 818 -684
2009 1 304 990 -7 218 -6 616 -602
2010 1 292 200 -12 790 -9 712 -3 078
2011 1 287 335 -4 865 -3 095 -1 770
2012 1 282 094 -5 241 -2 429 -2 812
Таблица 2
Миграция населения Ульяновской области за январь-сентябрь 2011-2012 гг.
Миграционные потоки Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост, убыль (-)
2011 2012 2011 2012 2011 2012
Миграция, всего 15 275 18 644 17 045 21 456 -1 770 -2 812
В том числе:
В пределах России 13 553 16 768 16 814 21 260 -3 261 -4 492
- внутрирегиональная 7 080 8 629 7 080 8 629 - -
- межрегиональная 6 473 8 139 9 734 12 631 -3 261 -4 492
Международная миграция 1 722 1 876 231 196 1 491 1 680
В том числе:
- со странами ближнего зарубежья 1 425 1 523 125 143 1 300 1 380
- со странами дальнего зарубежья 297 353 106 53 191 300
миграционного оттока населения из Ульяновской области, четко обозначившиеся в последние годы, направлены в Москву, Санкт-Петербург, Московскую область и в регионы ПФО - Нижегородскую и Самарскую области, Республику Татарстан.
Одним из факторов, поддерживающих численность трудовых ресурсов Ульяновской области в условиях его миграционной убыли, является международная трудовая иммиграция (главным образом из стран СНГ). По данному миграционному потоку регион имеет устойчивое положительное сальдо. Вместе с тем, учитывая, что доля иностранных работников в численности экономически активного населения региона в среднем составляет 0,2 %, можно предположить, что иностранная трудовая иммиграция не способствует увеличению коэффициента напряженности на рынке труда Ульяновской области. Также важно отметить, что иностранная трудовая иммиграция не влияет на повышение уровня безработицы в регионе, поскольку увеличение темпов роста численности иностранной рабочей силы в области в последние годы происходило на фоне снижения уровня общей безработицы в регионе. Главными экспортерами иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья являются Узбекистан (20,4 %), Таджикистан (6,6 %), Украина (16,5 %), из стран дальнего зарубежья - Турция (25,1 %).
Прогноз демографического развития Ульяновской области на период до 2025 г. показывает, что основными следствиями суженного воспроизводства и старения населения будут являться:
• дальнейшие потери общей численности населения Ульяновской области, в том числе сельского;
• значительные потери части населения трудоспособного возраста, особенно мужчин 25-39 лет;
60 -
• превышение числа умерших над числом родившихся.
Вследствие высокой инерции демографических процессов отмеченные тенденции будут сохраняться до 2025 г.
Реализация Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 № 522-пр [3], диктует необходимость увеличения потребности предприятий в высококвалифицированных кадрах. В связи с чем миграционные процессы в Ульяновской области должны стать позитивным фактором, способствующим улучшению демографической ситуации и развитию экономики, а также активизации хозяйственного развития ряда трудодефицитных территорий области.
Таким образом, в современных условиях миграционная политика в Ульяновской области должна быть ориентирована на преодоление стихийного развития миграций, сокращение их негативных последствий, обеспечение притока иммигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, оказание помощи переселенцам, борьбу с нелегальной миграцией.
В целях совершенствования системы управления миграционными процессами на территории Ульяновской области, руководствуясь Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в феврале 2013 г. был разработан проект Концепции миграционной политики Ульяновской области.
Текст данного документа состоит из семи частей. В первой описаны общие положения, в которых утверждается разработка данной концепции с учетом аналогичной концепции федерального уровня, Конституции РФ и других нормативно-правовых актов.
Вторая часть посвящена условиям формирования и реализации миграционной политики Ульяновской области на период до 2025 года. Сначала анализируется современная ситуация в данной сфере, тенденции развития. Очевидно, что уровень миграции в регионе остается на достаточно высоком уровне. Говоря о трудовой миграции, стоит отметить, что численность иностранных работников составляет всего 0,2 % от экономически активного населения. Таким образом, трудовая миграция не оказывает активного влияния на рынок труда региона. Но это не совсем так, ведь в регионе уровень нелегальной миграции достаточно велик, мигранты имеют для рынка труда достаточно большое значение. Конечно же, в регионе подавляющее большинство мигрантов заняты именно в строительной области, они не имеют высокой квалификации. Это также отмечается в концепции. В 2012 г. на территории Ульяновской области осуществляли свою деятельность всего 12 высококвалифицированных специалистов. Можно представить, насколько низок уровень приезжих в регионе.
В концепции также утверждается, что в 2012 г. не было зафиксировано ни одного случая ксенофобии. Конечно, данный факт подвергается сомнению, хотя бы потому, что известно, что мигранты (в частности незаконные) не будут сообщать о подобных инцидентах в органы внутренних дел, опасаясь экстрадиции.
В концепции ставится цель достичь увеличения миграционного притока за счет переселения соотечественников. Как уже отмечалось ранее, данная цель вряд ли будет осуществлена. Ведь уровень жизни в регионе достаточно низок для того, чтобы привлечь наших соотечественников, тем более с высокой квалификацией. Более того, наши соотечественники в основном проживают в развитых странах, уровень жизни которых регион вряд ли достигнет в ближайшее время.
В третьей части содержатся цели, принципы, задачи и основные направления миграционной политики Ульяновской области. Положения данной части практически полностью совпадают с положениями федеральной концепции. Также речь идет о борьбе с незаконной миграцией, развитии академической миграции, внутренней мобильности и др. Говорится о необходимости оказания социальной поддержки мигрантов, обеспечения их безопасности, в частности, исключения ксенофобии, любых видов дискриминации. Планируется оказывать
поддержку мигрантов в процессе трудоустройства. И здесь, опять же, нет никаких конкретных предложений, направленных на достижение данных задач. Ведь данные цели на самом деле достаточно сложны в исполнении, необходимо понять механизм их реализации, определить инструменты, способы.
В четвертой части концепция акцентирует внимание на межрегиональном сотрудничестве. Это является, конечно же, положительным фактором, но не приведет ли это к ущемлению интересов региона? Ведь известно, что регион является далеко не самым привлекательным. И налаживание более тесных связей с другими регионами может привести к тому, что ситуация других регионов будет улучшаться за счет ухудшения положения в регионе.
В пятой части говорится об информационном обеспечении реализации концепции. А уже в шестой - о механизме реализации концепции. В частности, утверждаются планы по совершенствованию миграционного законодательства региона, расширению сотрудничества между органами власти по данному вопросу, жесткому контролю над ситуацией. Но все-таки вопрос состоит в том, будут ли осуществляться все эти мероприятия, и если да, то насколько эффективно.
Седьмая часть концепции посвящена этапам ее реализации. Во время первого из них (2013-2015 гг.) будет вестись разработка необходимых документов и создание сети центров для мигрантов, в которых те смогут получить необходимую информацию и социальную адаптацию. В планы правительства входит обучение русскому языку, истории и культуре Ульяновской области. Также для трудовых мигрантов будут проводиться психологические тренинги и экскурсии. Предполагается, что эти меры приведут к увеличению доли легальных переселенцев из других стран до 70 %. Во время второго этапа, приходящегося на 2016-2020 гг., уже можно будет проводить анализ эффективности проводимой миграционной политики. Предполагается, что к этому времени в Ульяновскую область должны переехать до 30 тыс. соотечественников из-за рубежа. Они будут включаться в различные жилищные программы, получать информацию о вакансиях и необходимую поддержку. Третий этап (2021-2025 гг.) предполагает оценку результатов эффективности проводимой миграционной политики: ожидается, что в результате данных мер по основным профессиям на 20 % будет сокращен дефицит трудовых ресурсов [4].
Следует отметить, что и положения, и этапы реализации рассматриваемого документа практически полностью совпадают с положениями федеральной концепции, не отражая особенностей региона, что является существенным недостатком Концепции миграционной политики Ульяновской области.
По мнению В. В. Бобылева, модели реализации региональной миграционной политики можно разделить на четыре варианта:
1) «иждивенческая» модель (отсутствие самостоятельных концепций и действий региональной власти, делегирование полномочий регулирования в пользу федеральной власти);
2) модель «выдавливания» мигрантов (самостоятельное нормотворчество и действия региональной власти, поддержка в регионах антимиграционных настроений и организаций, радикальный конфликт интересов с федеральным центром);
3) модель «ограничения» (нормирование объемов, состава и направленности миграционных потоков; умеренный конфликт региональных и федеральных органов власти);
4) модель «конструктивной интеграции» (сотрудничество региональных органов власти с неправительственными организациями переселенцев, поддержка толерантности и интеграции мигрантов в принимающее сообщество).
На взгляд авторов, для Ульяновской области характерна «иждивенческая модель», что в современных условиях стратегически неверно. Исходя из проведенного анализа миграционных потоков, можно сделать вывод, что основное внимание должно уделяться межрегиональной миграции, а именно - снижению миграционного оттока трудовых ресурсов и формированию миграционной привлекательности региона. Для этого необходимы следующие меры:
• увеличение средней заработной платы в регионе и снижение межотраслевой дифференциации уровня оплаты труда;
• повышение жилищной обеспеченности населения региона через субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам;
• корректировка структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития Ульяновской области;
• расширение работы по информированию населения о состоянии регионального рынка труда и возможностях трудоустройства;
• создание благоприятных условий для развития и диверсификации малого бизнеса путем установления режимов льготного налогообложения;
• усиление инвестиционной направленности экономического роста, реализация проектов в высокотехнологичных сферах экономики. Для создания эффективно функционирующей
системы управления миграционными процессами на региональном уровне необходимо:
- создание системы статистического и социологического мониторинга процессов миграции и социальной адаптации трудовых мигрантов;
- разработка и реализация образовательных программ для создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере миграции.
Кроме этого, эффективность миграционной политики в определенной мере зависит от степени информированности населения о миграционном законодательстве, правах мигрантов, полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в отношении мигрантов.
В целях более эффективного регулирования внешней трудовой миграции и реализации поставленных руководством Российской Федерации задач по модернизации экономики и привлечению высококвалифицированной рабочей силы представляется целесообразным осуществить следующий комплекс мер.
Во-первых, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере трудовой миграции, которое должно развиваться по пути разработки четких правил постановки на миграционный учет, выдачи разрешений на проживание и работу, с учетом постепенного перехода на электронный формат предоставления таких услуг. Особенно нуждается в совершенствовании система регистрации, ведь в этом деле имеются нестыковки и правовые пробелы.
Во-вторых, необходимо серьезно улучшить работу по формированию и распределению квот на привлечение и использование иностранных работников. Сегодня квоты не отвечают действительным нуждам секторов экономики, не учитывают реальные потребности рынка труда. Необходимо прогнозировать привлечение на рынок труда иностранных граждан и учитывать не только численность трудовых мигрантов, их специальность и квалификацию, но и увязывать их с программами регионального и муниципального развития. Этот
процесс должен быть планируемым, целенаправленным и системным. Учитывая международный опыт, следует избегать образования замкнутых этнических анклавов.
В-третьих, сегодня на региональном рынке труда преобладает малоквалифицированная рабочая сила. В связи с этим должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции (как постоянной, так и временной). Все это предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости.
В-четвертых, особое значение для интеграции трудовых мигрантов в российскую жизнь имеет создание им условий для овладения русским языком, изучения базовых законов, культурных норм и традиций народов России, профессионального обучения и повышения квалификации, развития рынка образовательных услуг и их предоставления для граждан из стран СНГ. Важно сотрудничать с национальными диаспорами, представителями бизнеса, а также с теми странами, откуда поступают мигранты, в деле создания центров домиграционной
подготовки, совместного правового регулирования миграционных процессов [2].
Список литературы
1. Бобылев В. В. Миграционная политика: сущность, структурное строение, основные типы // Власть. 2009. № 5.
2. Джабаров В. М. Некоторые приоритеты миграционной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 6.
3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 г.: распоряжение Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 № 522-пр.
4. Проект концепции миграционной политики Ульяновской области на период до 2025 года. URL: http://mosaica. ru/news/obshchestvo/2013/02/01/2646 6-1.
5. Рязанский В. В. К повышению качества государственной миграционной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 6.
6. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ; Академический Проект, 2007.
sobolevents
18-19 мая 2013 г. в гостинице «Космос»
(Москва, Проспект Мира, 150)
состоится мастер-класс известного российского предпринимателя, ведущего тренера по саморазвитию, автора 16 книг, общий тираж которых составил более 3 000 000 экземпляров
Владимира Довганя
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» В программе мастер-класса:
* как начать свое дело без стартового капитала;
* как закрепиться предпринимателю в бизнес-сфере;
* как повысить прибыльность компании.
Участники мероприятия также узнают о тонкостях ораторского искусства, научатся соблюдать «привычки победителя» и смогут на практике применять общеизвестные, но трудновыполнимые для непосвященных
«правила богатых».
19 мая для VIP-участников предусмотрен коучинг на 50 человек с возможностью личной консультации с
Владимиром Довганем.
Специальная акция для подписчиков - http://vladimirdovgan.ru/bonus3
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону 8 (499) 703 01 26 либо E-mail: [email protected], а также на официальный сайт: http://vladimirdovgan.ru/
http://sobolev-events. ru