Научная статья на тему 'Миграционные процессы и миграционная политика в депрессивном регионе'

Миграционные процессы и миграционная политика в депрессивном регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
912
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / МИГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышев К. А.

В статье исследуется специфика протекания миграций населения в Кировской области как в регионе депрессивного типа. Анализируются международная, межрегиональная, внутриобластная миграции и отдельные аспекты региональной миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы и миграционная политика в депрессивном регионе»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 325.1

миграционные процессы и миграционная политика в депрессивном регионе

к. а. Чернышев,

кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления

E-mail: [email protected] Вятский государственный университет

В статье исследуется специфика протекания миграций населения в Кировской области как в регионе депрессивного типа. Анализируются международная, межрегиональная, внутриобластная миграции и отдельные аспекты региональной миграционной политики.

Ключевые слова: депрессивный регион, миграция, региональная миграционная политика, Кировская область.

Миграционные процессы являются отражением и закономерным результатом территориальной дифференциации уровня социально-экономического развития, оказывающим большое влияние на динамику численности населения регионов. В исследованиях проблем миграции большее внимание уделяется международной миграции (в первую очередь иммиграции из стран СНГ), а также различным аспектам взаимодействия приезжающего и местного населения - межэтническим противоречиям, возникновению ксенофобских настроений, вопросам адаптации и интеграции мигрантов. Однако данные проблемы не являются наиболее актуальными для депрессивных регионов России, где миграционное движение может характеризоваться некоторыми особенностями, такими как многолетнее отрицательное сальдо миграции с другими регионами страны, сопряженность миграции с ситуацией на

рынке труда, выезд экономически активного, образованного населения и молодежи, центростремительный характер внутрирегиональных миграций и высокие темпы сокращения населения периферии и пр. При этом очевидно, что рассмотрение миграционных процессов во всех субъектах РФ, относящихся к категории депрессивных, было бы весьма укрупненным, поскольку в каждом конкретном регионе миграционная ситуация уникальна.

В литературе существует расширительная трактовка сущности миграций, когда в это понятие вкладывается все многообразие пространственного перемещения людей (включая маятниковые миграции и даже туризм). Другая точка зрения рассматривает миграции как перемещение населения через границы страны или ее административно-территориальных единиц, связанное с переменой постоянного места жительства, что предполагает, во-первых, пересечение административно-территориальных границ государства, области, населенного пункта и т. п., во-вторых, перемену постоянного места жительства [9].

население Российской Федерации в целом отличается относительно низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне). Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, вы-

сокои стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения [3]. Кроме того, значимым элементом миграционной политики, сдерживающим территориальную мобильность и используемым в качестве инструмента давления на мигрантов, называется институт регистрации, отсутствие которой лишает мигранта не только социального пакета, но и возможностей трудоустройства и организации собственного дела [1].

Названные ограничения в известной степени сдерживают реализацию миграционных намерений населения депрессивных регионов, тем не менее устойчивая миграционная убыль является одним из проявлений социально-экономической депрессии. Согласно современным исследованиям, Кировская область, несмотря на отдельные позитивные тенденции в региональной экономике и социальной сфере, является типичным депрессивным регионом [2, 4].

Складывающаяся миграционная ситуация в Кировской области является одной из наиболее актуальных проблем региона, обсуждаемой как на уровне научного сообщества, так и среди представителей власти. Необходимо отметить, что сокращение численности населения области за последние 20 лет сопровождалось превышением смертности над рождаемостью. В 1991-2000 гг. миграция частично компенсировала естественную убыль, однако после этого времени число выбывающих ежегодно превышает число прибывающих в область (рис. 1) [8].

Основным источником механической убыли является миграция в другие регионы России, которая незначительно компенсируется положительным сальдо международной миграции. область

имеет положительный миграционный баланс с зарубежными странами за счет обмена с Узбекистаном, Арменией, Украиной, Азербайджаном и другими государствами бывшего СССР, а также с Вьетнамом. На долю международной миграции в 2012 г. пришлось лишь 3,2 % миграционного оборота. С большинством субъектов Российской Федерации Кировская область имеет устойчивый отрицательный баланс

30 т

20

10 --

-10

-20 --

-30

-40 ^

миграционных связей. На межрегиональную миграцию приходится 29,3 % миграционного оборота. отрицательное миграционное сальдо отмечается со всеми федеральными округами кроме Дальневосточного, Северо-Кавказского и в отдельные годы Сибирского федеральных округов.

Неблагоприятным с точки зрения сохранения регионального трудоресурсного и интеллектуального потенциала является качественный состав мигрантов, выезжающих за пределы области. В возрастной структуре среди них по-прежнему преобладают лица в трудоспособном возрасте и молодежь. Удельный вес граждан в возрасте от 18 до 29 лет в общем объеме выезжающих в 2011 г. составил 44 %. Актуальна проблема выезда из региона высококвалифицированных кадров. Уровень трудовой миграции в Кировской области можно оценивать как высокий, в ряде районов сельской местности выезд на работу за пределы территории проживания принял массовый характер. Согласно данным Управления государственной службы занятости населения, во все виды внутренней трудовой миграции в 2012 г. было вовлечено 114,8 тыс. жителей области (15,4 % экономически активного населения), при этом 44 % из них работали за пределами Кировской области.

Тем не менее основной объем миграции (67,5 %) происходит в пределах области и представляет интерес для регионального анализа как проявление процесса поляризации пространства, предполагающего концентрацию населения и его деятельности в отдельных очагах при социальном опустынивании внутрирегиональной периферии [5].

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2^11

—»—Число прибывших (на 1 000 жителей) —»—Миграционная убыль (на 1 000 жителей) —■—Число выбывших (на 1 000 жителей)

Рис. 1. Интенсивность внешней миграции населения Кировской области

с 2000 по 2011 г

0

В Стратегии социально-экономического развития области выделяются три группы районов по характеру миграционных процессов:

- районы с положительным миграционным балансом - они располагаются в центральной части области в районе формирования Кировской агломерации;

- районы с интенсивностью миграционной убыли, более высокой, чем в среднем по области -это северо-восточная, северо-западная и юго-западная части области;

- районы с интенсивностью миграционной убыли, меньшей, чем в среднем по области.

Таким образом, привлекательными для населения остаются только районы, прилегающие к зоне формирования кировской агломерации, что, с точки зрения авторов Стратегии, объясняется концентрацией здесь наиболее крупных предприятий и способствует увеличению трудовых ресурсов в этой зоне на фоне растущего дефицита рабочих рук по области в целом [6].

За период с 2000 по 2012 г. механическая убыль населения наблюдалась в 41 муниципальном образовании второго уровня (из 46), в том числе во всех городских округах, кроме г. кирова. наибольшего значения отток населения за рассматриваемый период достиг в периферийных Тужинском районе (21 % от численности жителей на начало 2000 г.), а также в Афанасьевском и Даровском. Важно отметить, что неблагоприятная миграционная убыль сочетается с депопуляцией и старением населения, что усугубляет ситуацию. В 2012 г. положительное сальдо миграций отмечено только в областном центре и граничащих с ним районах - Кирово-Че-пецком, Юрьянском, Слободском. Таким образом, в отношении внутрирегиональной миграции можно

120 000 -

110 000 -

100 000

90 000 -

80 000

70 000

60 000

.97 235

83 989

79 356

70 443

2006

2007 2008 2009 2010 —♦—Количествотрудовых мигрантов, чел.

Рис. 2. Объемы трудовой миграции населения Кировской области с 2006 по 2012 г

констатировать реализацию в Кировской области наихудшего из предусмотренных в Стратегии развития региона инерционного сценария, предусматривающего продолжение активной миграции с периферии области в города Киров, Кирово-Чепецк и Слободской, а также сохранение миграционного оттока в другие субъекты Российской Федерации [6]. Показательно, что на фоне самого большого среди регионов Приволжского федерального округа сокращения населения в период между переписями 2002 и 2010 гг. численность жителей областного центра все же увеличилась. С учетом депопуляции в областном центре очевидно, что весомый вклад внесла внутриобластная миграция как результат перепада в уровне жизни и «уровне жизнеощущения» между областным центром и сельской местностью [10]. Миграционная активность сельского населения выше, чем городского, так, в 2012 г. механический прирост внутриобластной и международной миграции в городской местности полностью компенсировал миграционную убыль с другими регионами России.

Объемы трудовой миграции в Кировской области являются значительными и, по всей видимости, недооцененными официальной статистикой. В условиях высокой безработицы, упадка сельской местности и ряда городских поселений часть населения региона вынуждена работать вне постоянного места жительства, фактически заниматься современными формами «отходничества» (постоянная или сезонная занятость в других регионах) при формальном сохранении прежнего места жительства. на заработки уезжают специалисты строительных профессий, водители, сварщики, представители иных рабочих профессий.

По оценкам областной службы занятости населения, уровень трудовой миграции в большинстве

районов Кировской области можно оценивать как высокий [7]. Опросы, проводимые данной структурой в 2006, 2008, 2010 и 2012 гг. (рис. 2), показывают, что численность граждан, работающих за пределами своего постоянного места жительства, имеет тенденцию к увеличению.

Так, в 2012 г. число трудовых мигрантов в

114 769

107 589

100 410

2011

2012

регионе составляло 17,6 % от числа всех занятых в экономике, причем 44 % трудовых мигрантов работали за пределами Кировской области. В десяти районах области доля трудовых мигрантов превышала 30 % от числа занятых в экономике (например, в Лебяжском и Яранском - 49 %). Показательно, что интенсивность миграции выше в периферийных районах юга области, что является следствием кризиса в традиционно главной сфере занятости населения этих территорий - сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях, в то время как в северных районах Кировской области с доминированием в экономике отраслей лесопромышленного комплекса трудовая миграция выражена слабее.

В настоящее время власти региона стали уделять большое внимание демографическим проблемам, в том числе регулированию миграций. Принимаемые государством меры должны опираться на серьезное научное обоснование демографической и миграционной политики. В условиях ограниченного природ-но-ресурсного потенциала регион теряет важнейший ресурс и цель развития - население. Сложившийся миграционный баланс невыгоден для экономики области. В Кировской области увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста, в то время как молодое и экономически активное население создает ВРП и оставляет свои налоги на территории других регионов (при этом социальные услуги оно получает по месту регистрации). Не приходится рассчитывать на полноценный экономический рост без соответствующего его потребностям предложения рабочей силы, увеличение которого из-за известных демографических проблем и возрастной структуры населения возможно только за счет изменения текущей миграционной обстановки. В соответствии с этим индустриальный и инновационный сценарии развития региона предусматривают уже в 2015 г. положительное сальдо миграций. Проведение миграционной политики в целях сохранения демографического потенциала региона по сравнению с воздействием на естественное движение выглядит более эффективным и, в отличие от стимулирования рождаемости, может способствовать быстрому достижению позитивного результата. Власти региона должны руководствоваться положениями принятой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. При этом Кировская область, будучи субъектом Российской Федерации, ограничена в инструментах проведения миграционной политики.

При формировании миграционной политики нужно исходить из положения, что она является составляющей социальной политики, а сальдо миграции само по себе может рассматриваться как один из важных параметров эффективности социальной политики. Очевидно, что решение проблем оттока населения в другие субъекты РФ и центростремительного характера внутриобластных перемещений носит комплексный характер и должно рассматриваться совместно с мероприятиями по обеспечению качества жизни населения области (в том числе периферийных районов), увеличению числа рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда, развитию социальной инфраструктуры, повышению доступности жилья, оказанию помощи молодым семьям. Эти факторы имеют значение для регулирования как прибытий, так и выбытий мигрантов. При этом региону следует объективно оценивать свою миграционную привлекательность, и основное внимание должно быть направлено на сохранение имеющегося демографического потенциала Кировской области в целом и ее отдельных муниципалитетов.

Властями региона предпринимаются меры по снижению оттока кировчан, особенно молодежи, за пределы региона. Для удержания населения необходимы создание положительного имиджа области (в том числе для собственного населения), создание возможностей получения высшего образования. Как одна из задач молодежной политики, направленная на снижение миграции, в Стратегии-2020 указывается задача по обеспечению молодежи доступными и качественными социальными услугами. При этом региональными властями используются меры как информационно-пропагандистского, так и экономического характера. К ним относятся введение губернаторской стипендии, которую получают выпускники школ - медалисты или набравшие высокий балл по результатам ЕГЭ и выбравшие для получения образования государственный вуз Кировской области, а также выплата социальных стипендий студентам педагогических специальностей с обязательством отработать определенное время по специальности после окончания вуза. Для закрепления молодежи в регионе уделяется внимание продвижению культурных проектов (например, организация конкурса сочинений старшеклассников и театральной постановки «Я (не) уеду из Кирова»). Однако результаты и сама необходимость проведения такой политики в современных условиях

являются дискуссионными, поскольку значительная часть молодежи после получения профессионального образования в регионе сталкивается с проблемой трудоустройства и покидает Кировскую область. Так, в 2012 г. 27,5 % выпускников учреждений начального профессионального образования и 26 % выпускников учреждений среднего профессионального образования выехали за пределы области после завершения обучения.

В условиях усиления конкурентной борьбы за кадровые ресурсы между территориями при сохранении существующих значительных межрегиональных различий в уровне жизни и, как следствие, в миграционной привлекательности депрессивный регион, по всей видимости, продолжит терять население, имеющее конституционное право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Список литературы

1. Бляхер Л. Е., Григоричев К. В. Мигранты и миграционная политика в постсоветской Сибири и на Дальнем Востоке // Полития. № 4 (63). 2011. С. 35-60.

2. ВдовинаЭ. Л., КругловаА. В. Оценка миграционной привлекательности депрессивных регионов Средней России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). С. 105-110.

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://xn-d1abbgf6aiiy. xn-p1ai/ acts/15635.

4. Мильчаков М. В. Феномен региональной депрессивности: теоретические подходы и российская специфика // География в школе. 2011. № 9. С.15-17.

5. Нефедова Т. Г. Российская периферия как социально-экономический феномен // Региональные исследования. 2008. № 5. С. 14-30.

6. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 г. URL: http://www. ako. kirov. ru/strategy/text_strategy. zip.

7. Трудовая миграция населения в Кировской области: профориентационное социологическое исследование. Киров: УГСЗН Кировской области. 2012. 32 с.

8. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://kirovstat.kirov.ru/dg/dg6/dbinet. cgi.

9. Харченко Л. П. Демография: учеб. пособие. М.: Омега-Л. 2007. 350 с.

10. Чернышев К. А. Особенности городского расселения в Кировской области // Псковский реги-онологический журнал. 2013. № 16. С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.