ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 331.556; 314.7
оценка ситуации и пути регулирования миграционных потоков в ульяновской области
е. а. Погодина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления E-mail: pogodina-ea@yandex. ru
е. н. Катаев,
студент факультета управления E-mail: evgkat10@mail. ru Ульяновский государственный университет
В статье рассматриваются основные направления и характеристики миграционного движения в Ульяновской области. Проведен анализ современной миграционной ситуации. Исследована зависимость между индексом развития человеческого потенциала и сальдо миграции населения трудоспособного возраста. Выявлены основные направления регулирования и оптимизации миграционных процессов.
Ключевые слова: миграция, миграционный поток, миграционный оборот, индекс развития человеческого потенциала, механизм регулирования.
Проблема исследования миграции населения, интенсивности и направленности людских потоков представляет научный интерес для специалистов различных областей: социологов, экономистов, демографов.
Основные подходы к определению миграции населения, теоретико-методологический аспект изучения миграционных процессов, общая характеристика миграционных процессов, миграционные процессы в регионах, международные
миграционные процессы подробно изложены в трудах Л. Л. Рыбаковского, Ж. А. Зайончковской, А. У. Хомра, В. И. Переведенцева, И. В. Ивахнюк и др. В работах этих ученых делается попытка обобщения исследований миграции населения в России в советское и постсоветское время, разрабатывается теория факторов миграции населения, анализируются их различные классификации. И хотя в последнее время проблемам миграционных процессов уделяется определенное внимание, на настоящий момент они изучены еще недостаточно.
Актуальность исследования миграции населения определяется тем, что миграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, приток и отток мигрантов, изменяют ситуацию на рынке труда, нагрузку на инфраструктуры, на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, на межнациональные отношения. В любом случае миграция — это необходимый элемент развития экономики как страны в целом, так и отдельно взятого региона [4].
Миграция является направленным перемещением людей, в основе которого лежит желание людей найти лучшие условия и качество жизни и которое обусловлено рядом мировоззренческих, культурно-исторических, антропологических, социально-культурных, экономических и политических факторов. Конкурентоспособность современного государства определяется способностью удержать людей на своей территории, создав условия для их безопасности и процветания, а также способностью привлечь в страну значительный человеческий потенциал высокого качества для реализации стратегий развития. Отсюда государственная миграционная политика Российской Федерации должна быть направлена на проведение комплексных мер социально-экономического развития для повышения укорененности и оседлости российского населения, прежде всего в малых городах и районах, муниципальных образованиях на всей территории страны [1].
Так как миграция представляет собой сложный социально-экономический процесс, то эффективное управление этим процессом возможно лишь на основе владения полным объемом информации, отражающей уровни и динамику территориальной подвижности населения.
Рассматривая миграции как территориальные перемещения населения, следует заметить, что они различны и по расстоянию между местом выхода и
местом вселения, и по статусу тех объектов, между которыми происходят перемещения мигрантов, и по срокам, на которые перемещаются люди, и по целям, которые они при этом преследуют. Перемещения могут происходить как внутри населенного пункта, так и между населенными пунктами различного социально-экономического статуса, внутри и между территориями различного таксономического значения. При этом перемещения могут совершаться добровольно, принудительно и вынужденно. В их основе могут лежать экономические, экологические, социальные, политические, религиозные и иные факторы. Миграции могут отличаться не только в зависимости от обусловливающих их факторов и методов перемещения, но и от их направлений, целей и т. д. [8].
О масштабах миграции населения Ульяновской области позволяют судить данные об изменении миграционного оборота (табл. 1).
Миграционный оборот характеризует миграционный поток, т. е. совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия на данном отрезке времени. Начиная с 1993 г. в миграционные процессы по Ульяновской области было вовлечено около 900 тыс. чел. Из них около 500 тыс. чел. въехало в область и около 400 тыс. чел. выехало. Абсолютные масштабы миграционных потоков по Ульяновской области с 1993 г. сокращаются. Если в
Таблица 1
миграционный оборот по Ульяновской области, чел.
год миграция, всего миграция в пределах России Внутрирегиональная миграция межрегиональная миграция международная миграция миграция со странами СНг и Балтии миграция с другими зарубежными странами
1993 89 476 67 617 34 075 42 754 21 859 21 088 771
1994 85 771 65 569 32 445 33 134 20 202 19 661 541
1995 76 879 63 493 31 232 32 261 13 386 12 962 424
1996 68 974 60 331 29 472 30 809 8 643 8 166 377
1997 63 377 55 698 27 340 28 558 7 679 7 235 444
1998 58 755 52 231 25 980 26 351 6 424 6 072 352
1999 57 235 51 709 26 438 25 271 5 526 5 009 517
2000 54 755 49 319 25 516 23 803 5 436 4 992 444
2001 44 779 42 622 22 028 20 594 2 157 1 829 328
2002 41 394 39 622 20 178 19 444 1 772 1 436 336
2003 38 706 37 139 18 572 18 567 1 567 1 199 368
2004 36 821 35 678 17 698 17 980 1 143 8 65 278
2005 31 550 30 247 13 806 16 441 1 303 1 094 209
2006 29 534 28 337 12 034 16 303 1 197 1 007 190
2007 34 308 29 809 13 534 16 275 4 499 4 142 357
2008 31 848 27 826 11 558 16 258 4 032 3 773 259
2009 25 360 22 338 8 573 13 765 3 022 2 768 254
2010 25 896 24 328 9 212 15 116 1 568 1 337 231
1993 г. оборот внутренний миграции (сумма прибытий и выбытий) составил более 67,6 тыс. чел., то по итогам 2010 г. — всего 24,3 тыс. чел. — сокращение в 2,8 раза. Объемы внешней миграции также имели тенденцию к сокращению: в 1993 г. миграционный оборот составил 21,8 тыс. чел., по итогам 2010 г. — 1,5 тыс. чел., т. е. сократился в 14,5 раза.
Наглядно об изменении структуры миграционного оборота можно судить по данным, представленным на рис. 1.
В структуре миграционного оборота доминирующее положение в настоящее время занимает внутренняя миграция - на нее приходится примерно 94 % миграционного оборота населения Ульяновской области. Роль
100% т ¿7
60
40
20
1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
Внутрирегиональная Межрегиональная Международная
миграция миграция миграция
Рис. 1. Структура миграционного оборота Ульяновской области за 1993-2010 гг
6 000 чел. 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000
0
внутренних миграций в формировании миграционных потоков постоянно растет начиная с 1993 г. по мере сокращения миграционного притока из республик бывшего Советского Союза. В общей структуре миграционных потоков более 1/3 (в 2010 г. — 35,6 %) всех перемещений населения приходится на внутрирегиональную миграцию, как правило, это миграция на небольшие расстояния, преимущественно из сельской местности в города. Межрегиональные перемещения населения постепенно увеличивают свою долю в миграционном потоке населения, достигнув в 2010 г. около 58,4 %.
Если в 1993 г. доля внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших в Ульяновскую область составляла 30,5 %, доля межрегиональной миграции — 35,3 %, доля международной миграции — 34,2 %, то в 2010 г. доля внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших составляла 40,4 %, доля межрегиональной миграции — 47,5 %,
0993 0995 0997 0999 2000 2003 2005 2007 2009
□ прибыло □ выбыло Рис. 2. Численность прибывших и выбывших по Ульяновской области за 1993-2010 гг.
доля международной миграции — 12,1 %. Если рассматривать структуру выбывших, то доля внутрирегиональной миграции в общем объеме в 1993 г. составляла 50,7 %, доля межрегиональной миграции — 41,1 %, доля международной миграции — 8,2 %, а в 2010 г. доля внутрирегиональной миграции в общем объеме выбывших составляла 31,8 %, доля межрегиональной миграции — 67,0 %, доля международной миграции — 1,2 %.
Динамику изменения численности прибывших и выбывших по Ульяновской области характеризует рис. 2.
За период с 1993 по 2010 г. численность прибывших на территорию Ульяновской области сократилась с 55,8 до 11,4 тыс. чел., или на 80,0 %. За этот же период численность выбывших уменьшилась с 33,6 до 14,5 тыс. чел., или на 57,0 %. Таким образом,
0
Таблица 2
Доля миграции в компенсации естественной убыли населения Ульяновской области, чел.
Год Численность постоянного населения на начало года общий прирост, убыль населения В том числе Компенсация естественной убыли, %
естественный прирост миграционный прирост
1993 1 447 819 15 679 -6 565 22 244 338,8
1994 1 462 824 15 005 -3 894 18 899 485,3
1995 1 472 730 9 906 61 9 845 -
1996 1 470 364 -2 336 -4 548 2 212 48,6
1997 1 461 436 -8 928 -10 287 1 359 13,2
1998 1 450 080 -11 356 -12 091 735 6,1
1999 1 439 759 -10 321 -10 810 489 4,5
2000 1 427 375 -12 384 -13 209 825 6,2
2001 1 413 571 -13 804 -10 799 -3 005 -
2002 1 395 882 -17 689 -14 411 -3 278 -
2003 1 378 931 -16 951 -13 619 -3 332 -
2004 1 364 468 -14 463 -11 060 -3 403 -
2005 1 350 713 -13 755 -10 127 -3 628 -
2006 1 335 921 -14 792 -10 746 -4 046 -
2007 1 321 710 -14 211 -13 223 -988 -
2008 1 312 208 -9 502 -8 818 -684 -
2009 1 304 990 -7 218 -6 616 -602 -
2010 1 292 200 -12 790 -9 712 -3 078 -
темпы сокращения прибывших выше темпов сокращения выбывших, в результате, начиная с 2001 г. количество прибывших в Ульяновскую область не замещает количества выбывших.
На социально-экономическое развитие Ульяновской области также усиливается воздействие негативных демографических факторов (отсутствие резервов в структуре населения для повышения рождаемости, старение жителей региона, сокращение доли трудоспособного населения, рост нагрузки бюджетных обязательств на одного работающего, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда).
Анализируя данные, представленные в табл. 2, можно сделать вывод, что численность населения Ульяновской области имеет устойчивую тенденцию к снижению и ежегодно сокращается примерно на 0,5 %. При этом миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль только до 1996 г., далее наблюдается снижение этого показателя, и в 2000 г. его значение составило только 6,2 %. С 2001 г. миграционное сальдо по Ульяновской области имеет отрицательное значение.
Миграционный прирост населения в начале 1990-х гг. обеспечили в основном страны СНГ. Количество прибывших в Ульяновскую область из стран бывшего СССР достигло максимума в 1993 г. и составило 18,7 тыс. чел.
Это было вызвано продвижением России по пути рыночных реформ, что резко усилило ее привлекательность для мигрантов. Кроме того, страны СНГ приняли законы о гражданстве, исключающие двойное гражданство, что активизировало репатриацию русских. Со второй половины 1990-х гг. количество иммигрантов из стран бывшего СССР стало сокращаться. В 2001 г. количество прибывших из стран СНГ и Балтии в Ульяновскую область составило 1,26 тыс. чел. — в 15 раз меньше, чем в 1993 г. Сдерживающее влияние на приток населения в Россию в целом и в Ульяновскую область в частности оказывала, с одной стороны, череда неблагоприятных факторов в самой России, а с другой стороны — улучшение ситуации в других постсоветских странах. На миграциях последних лет неблагоприятно отразились изменения в государственной миграционной политике, выразившиеся в резком ужесточении порядка приема мигрантов из стран СНГ [7].
Наибольший приток мигрантов в Ульяновскую область идет из стран Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Азербайджан). Напротив, отток идет в сторону Балтики, Восточной Европы, т. е. в более развитые страны.
Если говорить о возрастных характеристиках миграции, то в структуре миграционного оборота
наибольший удельный вес приходится на людей именно трудоспособного возраста. Доля лиц трудоспособного возраста в общем сальдо миграции населения Ульяновской области за последние 10 лет колеблется в пределах от 84,0 до 94,0 %. При этом сальдо является отрицательным, т. е. за последние 10 лет наблюдался отток населения из региона, и при этом уезжает более мобильная часть трудовых ресурсов — молодежь (табл. 3). Соответственно, опять же происходит процесс старения населения, ухудшается демографическая ситуация.
К главным причинам трудовой миграции населения (и особенно молодежи) относятся:
1) высокий уровень безработицы;
2) неудовлетворительная ситуация на рынке труда;
3) изменение стиля жизни;
4) влияние опыта трудовой миграции в семье;
5) приобретение средств на начало самостоятельной жизни;
6) познание мира;
7) расширение профессиональных и интеллектуальных компетенций;
8) социальные проблемы (прежде всего жилищная проблема) [6].
В Ульяновской области наблюдаются следующие тенденции: молодежь из села переезжает в город, городские жители мигрируют в мегаполисы.
По мнению молодежи, трудовая деятельность должна соответствовать полученному образованию, а на селе и в малых городах существует проблема ограниченности направлений профессиональной деятельности, предлагаемой на рынке труда. Кроме этого, трудовая деятельность должна хорошо оплачиваться, а, как правило, средний уровень дохода в большом городе объективно выше, причем не всегда потому, что выполняемая работа сложнее. При этом следует отметить, что материальная составляющая не всегда является решающей при принятии
решения о смене места жительства и работы. Для многих на первое место выдвигается возможность самореализации и самосовершенствования и желание доказать свою социальную зрелость.
Для подтверждения данных выводов было проведено исследование зависимости между индексом развития человеческого потенциала и сальдо миграции населения Ульяновской области в трудоспособном возрасте.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) характеризует уровень развития трудовых ресурсов и рассчитывается по формуле
I, +1, +
ИРЧП = -
3
где ИРЧП — индекс развития человеческого потенциала;
1г — индекс грамотности;
1д — индекс долголетия;
I — индекс дохода.
доход
Индекс развития человеческого потенциала был рассчитан авторами за период с 2001 г. по 2010 г. Так, в 2001 г. он составлял 0,740, в 2002 г. - 0,739, в 2003 г. - 0,744, в 2004 г. - 0,747, в 2005 г. - 0,755, в 2006 г. - 0,769, в 2007 г. - 0,777, в 2008 г. - 0,786, в 2009 г. - 0,785, в 2010 г. - 0,790.
Анализируя изменение сальдо миграции населения Ульяновской области трудоспособного возраста и изменение индекса развития человеческого потенциала за последние 10 лет, можно отметить, что при увеличении ИРЧП сальдо миграции остается отрицательным и в динамике увеличивается.
Чтобы измерить тесноту связи между рассматриваемыми показателями, авторами был применен корреляционно-регрессионный метод анализа.
Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции выявил, что связь между ИРЧП и сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте сильная и прямая (г = 0,553).
Таблица 3
Сальдо миграции населения Ульяновской области по возрастному признаку за 2001 — 2010 гг.
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лица, старше 201 -25 -72 -38 -54 -64 315 334 243 -10
трудоспособного возраста
Лица, моложе -474 -488 -618 -569 -407 -442 -230 -131 -151 -188
трудоспособного возраста
Лица трудоспособного -2732 -2 765 -2 642 -2 796 -3 167 -3 540 -1 073 -887 -694 -2 880
возраста
Всего... -3 005 -3 278 -3 332 -3 403 -3 628 -4 046 -988 -684 -602 -3 078
В результате обработки данных с использованием стандартного пакета Microsoft Excel было получено следующее уравнение:
y = -23 512,9 + 27 771,62*, где у — ИРЧП;
х — сальдо миграции населения трудоспособного возраста.
Для определения тесноты связи между ИРЧП и сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте был проанализирован множественный коэффициент регрессии. Для данного уравнения его значение равно 0,553 и, соответственно, связь между показателями средняя. Коэффициент детерминации показывает, что на 31 % колеблемость сальдо миграции населения трудоспособного возраста зависит от изменения индекса развития человеческого потенциала, и на 69 % — от других факторов.
Указанное уравнение позволяет определить, что получить нулевое миграционное сальдо населения трудоспособного возраста можно при увеличении ИРЧП до 0,850. При сложившихся социально-экономических условиях в Ульяновской области в ближайшей перспективе быстрое увеличение данного показателя не совсем реально.
Таким образом, при миграции молодежи решающим и наиболее важным является фактор трудоустройства, однако его следует рассматривать лишь как часть более общей причины — повышения статуса. Молодежь в Ульяновской области расценивает свое место как не отвечающее требованиям повышения общественного положения, а миграция автоматически рассматривается как явление, которое повышает статус переезжающего.
Можно сделать вывод, что решение проблемы сокращения численности населения за счет положительной динамики рождаемости невозможно, потому что когорты населения, которые в настоящий момент входят в трудоспособный возраст, родились в 1990-х гг., когда уровень рождаемости был одним из самых низких за всю историю статистических наблюдений. В итоге миграционный прирост становится решающим фактором для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития области. А для этого необходимы меры по разработке и реализации миграционной политики.
В современных условиях она становится одним из приоритетных направлений в деятельности государства, поэтому от законодательной
и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные позитивно повлиять на миграционную ситуацию и содействовать развитию территорий [5]. Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктуют необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков. Умение наладить управление этими процессами является в настоящий момент одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти [3].
В качестве основных направлений регулирования и оптимизации миграционных процессов в различных исследованиях предлагаются следующие:
• создание эффективных механизмов отбора мигрантов (в количественном и качественном отношении) из числа иностранцев и лиц без гражданства, законопослушных, владеющих русским языком и освоивших нужные для экономики области профессии;
• формирование новых и расширение старых каналов постоянной и временной миграции;
• вовлечение в процесс регулирования миграцией всех заинтересованных сторон: органов государственной и муниципальной власти, работодателей, национальных диаспор, мигрантов;
• согласование действий всех сторон регулирования межгосударственного обмена населением на территории области и обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов;
• создание программ интеграции мигрантов [2]. В качестве основных целей миграционной политики Ульяновской области следует обозначить: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона, рациональное размещение населения по имеющейся территории, эффективное использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
На основании проведенного анализа миграционных процессов в Ульяновской области можно выделить основные способы регулирования миграционных потоков и направления деятельности по формированию миграционной политики региона: 1) в области регулирования внешней миграции: - обеспечение социально-экономических условий, сдерживающих отток населения за пределы региона и страны. Для этого необходимо создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест, обеспечение развития рынка жилья, его доступности,
развитие малого бизнеса, обеспечение высокого уровня жизни населения;
- создание условий для привлечения в Ульяновскую область иммигрантов из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также Прибалтийских государств. Для этого необходимо разработать адаптационные программы, обеспечить предоставление социальных гарантий и временное жилье;
2) в области регулирования внутренней миграции:
- восстановление и развитие аграрного комплекса;
- создание условий для поднятия образовательного и культурного уровня молодежи;
3) в области регулирования нелегальной миграции:
- борьба с криминальными проявлениями незаконной миграции;
- ужесточение санкций к работодателям, использующим труд нелегальных мигрантов;
- развитие международного сотрудничества в этой области.
Список литературы
1. Аналитический материал к разработке концепции государственной миграционной политики
РФ (часть 2) // Российская миграция. 2010. № 4—5 (43—44), № 6 (45).
2. Березкин А. Б. Демографическое развитие Воронежской области: пути оптимизации межрегионального и внутрирегионального обмена населением // Демографический вестник. Информационный бюллетень Воронежской области. 2011. № 9. С. 10.
3. Джабаров В.М. Некоторые приоритеты миграционной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 6 (449).
4. ЗайончковскаяЖ. А., НоздринаН.Н. Миграционный опыт населения региональных центров России (на примере социологического опроса в 10 городах) // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4. С 98-111.
5. Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России, выбор верного пути. М.: МАКС Пресс. 2011.
6. Киреченков Г. А. Участие молодежи в миграционных процессах, формирование модели толерантного поведения // Демографический вестник. Информационный бюллетень Воронежской области. 2011. № 9. С. 24.
7. Переведенцев В. И. Миграция в ритме времени. М.: МАКС Пресс. 2010.
8. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. Прил. к журналу «Миграция в России». М. 2001. С. 13.