Научная статья на тему 'Региональный опыт управления миграционными процессами в России'

Региональный опыт управления миграционными процессами в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1416
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / САЛЬДО МИГРАЦИИ / MIGRATION / MIGRATION POLICY / MIGRATION PROCESSES / MIGRATION EXPECTATIONS / LABOR MARKET / QUALITY OF LIFE / SOCIAL POLICY / REGIONAL MANAGEMENT / BEHAVIOR IN THE LABOR MARKET / HUMAN RESOURCES / PROGRAMS OF REGIONAL DEVELOPMENT / MIGRATION BALANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Половинко Владимир Семенович

Рассматриваются проблемы регулирования миграционных процессов на уровне регионов России. Дан анализ программ развития регионов с позиции миграцион­ных процессов. Доказано, что основное внимание уделяется вопросам миграционного законодательства, программам привлечения мигрантов из стран СНГ, вопросам адапта­ции мигрантов, квотированию рабочих мест для трудовых мигрантов и пр. Вместе с тем показано, что недостаточное внимание уделено проблеме внутренней межрегиональной миграции молодежной миграции, миграции конкурентоспособного на рынке труда населения, что отражает практика реализации стратегических программ региональ­ного развития. Доказывается необходимость разработки миграционной политики ре­гиона как отдельного документа (программы), направленного на создание условий для стабилизации мигра­ционных процессов. Автор обосновывает следующие выводы. Ра­бота по регулированию миграционных процессов осуществляется преимущественно в рамках программных до­кументов федерального уровня. Значительное число регионов России имеет отрицатель­ное сальдо миграции, что свидетельствует о формировании неконтролируемых миграци­онных потоков, а отток не компенсируется привлечением мигрантов из стран СНГ. Миграционные процессы аккумулируют в себе всю гамму эко­номических, социальных, по­ли­тических, культурных аспектов жизнедеятельности в ре­гионе. Также обосновывается необходимость региональных программ по управлению миграцией. Отмечается, что раз­работка таких программ возможна в разных контекстах: в рамках программ реализации социальной политики (миграция как элемент социальных отношений и процессов); в рам­ках программ кадровой политики (миграция как фактор обеспечения трудовыми ресурсами); в рамках интегральной программы повышения качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional experience of migration processes management in Russia

The article considers the problems of migration processes regulation at the level of regions of Russia. There is made an analysis of regional development programs with the po­si­tion of migration processes. The article proves that the main attention is paid to migration legislation, programs attracting migrants from the CIS countries, issues of adaptation of migrants, employ­ment quotas for migrant workers, etc. Meanwhile, insufficient attention is paid to the problem of internal interregional migration, youth migration, migration of population competitive on the labor market. This jeopardizes the question of implementation of the strategic regional deve­lop­ment programs. It proves the necessity of development of migration policy in the region, as a separate document (program) aimed at creating conditions for the stabilization of migration processes. In the article the author substantiates the following conclusions. Work on regulation of migration processes is carried out mainly in the framework of the program documents of the Federal level. A significant number of Russian regions have a negative migration balance, indicating the formation of uncontrolled migration flows, and the outflow is not compensated by involvement of migrants from CIS countries. Migration accumulates a range of economic, social, political and cultural aspects of life in the region. The article also substantiates the necessity of regional programs for migration management. It is noted that the development of such programs is possible in different contexts: in the framework of programs of social policy implementation (migration as an element of social relations and processes); programs of personnel policy (migration as a factor of securing labor resources); in the framework of an integrated program to improve the quality of life of the population.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт управления миграционными процессами в России»

УДК 332.14+314.7

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИИ

В.С. Половинко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 12 ноября 2016 г.

Дата принятия в печать 25 декабря 2016 г.

Ключевые слова

Миграция, миграционная политика, миграционные процессы, миграционные ожидания, рынок труда, качество жизни, социальная политика, региональное управление, поведение на рынке труда,человеческие ресурсы, программы регионального развития, сальдо миграции

Публикация подготовлена в рамках НИР «Миграционные процессы как фактор социально-экономического развития региона: оценка и методы регулирования», проект РГНФ № 16-12-55013а

Аннотация. Рассматриваются проблемы регулирования миграционных процессов на уровне регионов России. Дан анализ программ развития регионов с позиции миграционных процессов. Доказано, что основное внимание уделяется вопросам миграционного законодательства, программам привлечения мигрантов из стран СНГ, вопросам адаптации мигрантов, квотированию рабочих мест для трудовых мигрантов и пр. Вместе с тем показано, что недостаточное внимание уделено проблеме внутренней межрегиональной миграции - молодежной миграции, миграции конкурентоспособного на рынке труда населения, что отражает практика реализации стратегических программ регионального развития. Доказывается необходимость разработки миграционной политики региона как отдельного документа (программы), направленного на создание условий для стабилизации миграционных процессов. Автор обосновывает следующие выводы. Работа по регулированию миграционных процессов осуществляется преимущественно в рамках программных документов федерального уровня. Значительное число регионов России имеет отрицательное сальдо миграции, что свидетельствует о формировании неконтролируемых миграционных потоков, а отток не компенсируется привлечением мигрантов из стран СНГ. Миграционные процессы аккумулируют в себе всю гамму экономических, социальных, политических, культурных аспектов жизнедеятельности в регионе. Также обосновывается необходимость региональных программ по управлению миграцией. Отмечается, что разработка таких программ возможна в разных контекстах: в рамках программ реализации социальной политики (миграция как элемент социальных отношений и процессов); в рамках программ кадровой политики (миграция как фактор обеспечения трудовыми ресурсами); в рамках интегральной программы повышения качества жизни населения.

REGIONAL EXPERIENCE OF MIGRATION PROCESSES MANAGEMENT IN RUSSIA

V.S. Polovinko

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received

November 12, 2016 Accepted

December 25, 2016 Keywords

Migration, migration policy, migration processes, migration expectations, labor market, quality of life, social policy, regional management, behavior in the labor market, human resources, programs of regional development, migration balance

Acknowledgements

The publication was prepared within the scientific research project "Migration as a factor of socio-economic development of the region: assessment and control methods", project RFH No. 16-12-550^

Abstract. The article considers the problems of migration processes regulation at the level of regions of Russia. There is made an analysis of regional development programs with the position of migration processes. The article proves that the main attention is paid to migration legislation, programs attracting migrants from the CIS countries, issues of adaptation of migrants, employment quotas for migrant workers, etc. Meanwhile, insufficient attention is paid to the problem of internal interregional migration, youth migration, migration of population competitive on the labor market. This jeopardizes the question of implementation of the strategic regional development programs. It proves the necessity of development of migration policy in the region, as a separate document (program) aimed at creating conditions for the stabilization of migration processes. In the article the author substantiates the following conclusions. Work on regulation of migration processes is carried out mainly in the framework of the program documents of the Federal level. A significant number of Russian regions have a negative migration balance, indicating the formation of uncontrolled migration flows, and the outflow is not compensated by involvement of migrants from CIS countries. Migration accumulates a range of economic, social, political and cultural aspects of life in the region. The article also substantiates the necessity of regional programs for migration management. It is noted that the development of such programs is possible in different contexts: in the framework of programs of social policy implementation (migration as an element of social relations and processes); programs of personnel policy (migration as a factor of securing labor resources); in the framework of an integrated program to improve the quality of life of the population.

© B.C. Половинко, 2017

Актуальность. По мере увеличения масштабов миграции ее экономические, социальные, культурные и политические последствия и их значение для государств неуклонно возрастают. Еще в большей степени актуализируются региональные и межрегиональные проблемы миграции, поскольку их обострение ставит под угрозу реализацию стратегических программ развития регионов. Поэтому в последние годы миграционные процессы в России находятся в центре внимания всех уровней власти. Это неудивительно, поскольку грамотная миграционная политика может серьезно скорректировать не только текущие демографические процессы, но и повлиять на долговременные тенденции в развитии народонаселения. Особое звучание проблемы миграционных процессов приобретают в контексте инвестиционной политики компаний и государства. Именно наличие / отсутствие человеческих ресурсов соответствующего качества и количества становится ключевым фактором выбора региона для инвестиций. Это связано с тем, что другие факторы инвестиций (технологии, финансы, инфраструктурные проблемы) могут инвестором решаться оперативно. А вот дефицит человеческих ресурсов не может быть восполнен быстро, он требует длительного участия большого количества субъектов.

Обзор литературы и подходов к управлению миграционными процессами. Теоретические основы сущности миграционных процессов представлены в работах таких российских исследователей, как Б.Д. Бреев, Д.И. Ва-лентей, В.А. Волох, Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, В.А. Ионцев, В.М. Кабузан, А.А. Кауфман, В.М. Моисеенко, В.И. Переведенцев, В.М. Пешкова, Л. Рыбаковский, А.В. Топилин, М.Л. Тюркин, Б.С. Хорев, И.Л. Цапенко, В.Н. Чапек, О.С. Чудиновских, Т.Н. Юдина, И.Л. Ямзин и др. Можно констатировать, что основные теоретические и методологические вопросы поставлены и имеются научные подходы к их решению [1].

Однако актуализируются частные проблемы, которые должны отразиться в научных исследованиях. Поэтому в последние годы в России появились труды, в которых изучается международная миграция на постсоветском пространстве. Г.А. Гельман, В.И. Мукомель, М.М. Ибрагимов, Н.С. Мальцева, С.В. Рязан-цев, Н.И. Кожевникова, А.Б. Шапаров, А.Б. Громов, Н.Н. Харланова, А.В. Демидов

показали характерные особенности миграционных потоков, направленных из стран СНГ и Прибалтики, а также приграничных районов в центральные (особенно Москву, Санкт-Петербург) и южные регионы России. Отдельная группа работ посвящена вопросам миграционных отношений в национальных республиках России. Это работы В.А. Авксентьева, А.А. Вар-тумяна, Э.А. Зелетдиновой, Р.Х. Усманова и др.

Методологические проблемы региональной миграционной политики отражены в трудах таких регионалистов, как А.Г. Гранберг, Н.И. Ларина, П.А. Минакир, О.С. Пчелинцев, В.Е. Селиверстов, Р.И. Шнипер, Б.М. Штуль-берг.

Лишь единицы работ посвящены вопросам миграционных ожиданий (прогностическая модель управления миграционными процессами) и анализу поведения социальных групп в этих процессах. Наиболее значимыми можно отметить работы Е.В. Шевцовой, посвященные вопросам миграции молодежи [2].

Практика регионального управления в контексте исследуемой проблемы опирается на два основных стратегических документа. Первый из них - Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., в которой, в частности, отмечается, что «неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации».

Второй документ - Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351), согласно которой главной задачей демографической политики в области миграции является «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции».

Представляется также интересным независимый информационно-аналитический журнал «Миграция XXI век» (http://migrant.ru/archi-ve-migraciya-xxi-vek/), в котором и излагаются вопросы миграционной политики в целом, и обобщается опыт решения частных миграционных вопросов.

Таким образом, можно констатировать многоуровневый характер проблемы и актуализацию региональных аспектов. Вместе с тем приоритет отдается вопросам глобального и национального масштаба, в которых обсуждаются темы межнациональных отношений, порождаемых миграционными процессами, вопросы адаптации мигрантов в России, влияние миграции на рынок труда.

Для проведения исследования отражения сути проблемы были использованы материалы региональных органов власти различных регионов России, опубликованные в открытой печати статьи по теме исследования, результаты исследования, проведенного кафедрой экономики и социологии труда ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, реализующей проект по гранту РГНФ.

Гипотезы исследования. Анализ литературы и документов позволил предположить, что опыт разных регионов в управлении миграционными процессами неоднороден. В регионах, где миграционный баланс положителен, больше внимания уделяется межнациональным проблемам, связанным с миграционными процессами, а также вопросам маятниковой миграции «село - город». В регионах, где отрицательный баланс миграционных процессов, начинают осознавать значимость проблемы, видят в этом угрозу региональному рынку труда и реализации стратегических программ развития.

С точки зрения управления миграционными процессами не решен вопрос контекста: миграционные процессы (и проблемы) являются частью социальной политики или же они являются самостоятельными и даже предопределяющими социальную политику? От выбора исходной позиции зависит содержание миграционной политики региона, ее структура, акценты и субъекты управления.

Обзор материалов позволил сделать следующие выводы.

1. Работа по регулированию миграционных процессов осуществляется преимущественно в рамках программных документов федерального уровня. В Концепции государст-

венной миграционной политики РФ на период до 2025 г. обозначены три цели:

1) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

2) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

3) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Из указанных целей основное внимание уделяется первой и частично второй. Третья задача не нашла своего глубокого осознания и отражения в нормативных документах, программах и мероприятиях.

Относительно первой задачи речь идет о регулировании миграционных потоков в регионы, обеспечении юридического сопровождения миграционных отношений, создании условий для непротиворечивой адаптации мигрантов, т. е., по сути, о привлечении мигрантов и их адаптации, квотировании рабочих мест, контроле за трудовыми мигрантами. Практически во всех регионах созданы соответствующие службы административного характера (миграционная служба региона, ведающая вопросами приема мигрантов, выдачи разрешительных документов, статистикой в этой области и т. д.), а также службы социального характера, способствующие адаптации, размещению, трудоустройству мигрантов (как правило, в рамках исполнительных органов власти региона, названия различаются). Особый толчок в этом вопросе был дан в период массовых миграционных потоков из Украины, что стало своеобразным тестом на готовность и системность работы с мигрантами в регионах.

Как отмечает С.В. Кобылинская, «миграционная политика Российской Федерации находится в переходном периоде и меняется в зависимости от политической системы. В 2013 г. ФМС России были приняты 27 нормативных актов, направленных на урегулирование миграционных правоотношений.

Таким образом... действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентирова-

но на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов» [3]. Этим вопросам уделяется внимание в каждом выпуске журнала «Миграция XXI век». Все это позволяет делать вывод, что данная часть проблем осознана, институциализирована, и в ближайшем будущем будут предложены конкретные механизмы.

Вторая цель, направленная на стабилизацию трудовых ресурсов региона, является одним из индикаторов при оценке деятельности исполнительной власти. В каждом регионе имеется система наблюдения и расчетов о притоке и выбытии населения, подводятся итоги. В основе - сальдо миграции. При этом акцент пока делается на привлечение мигрантов из стран СНГ. Действует программа «Соотечественники», направленная на привлечение и стимулирование притока мигрантов, выделяются суммы для жизнеобеспечения и адаптации, трудоустройство. Так, в Омской области эта программа предусматривает в том числе единовременное подъемное пособие в размере 8 500 руб. на каждого соотечественника. Кроме того, участникам региональной программы переселения, имеющим двух и более детей, проживающим на территории Омской области, предоставляется компенсация расходов по договору найма жилья в размере до 24 тыс. руб.

При всей действенности аналогичных программ не стоит забывать, что миграционный потенциал титульных и других народов стран СНГ не превышает 6-7 млн чел. в период до 2025 г. [4]. Основная масса миграционных потоков в настоящее время направлена в центральные регионы России по тем же самым причинам, что и миграционные потоки, формирующиеся из граждан России [5].

Оценка миграционного сальдо ведется по данным органов статистики. Так, Новосибирск-стат показывает данные о миграции жителей Сибирского федерального округа. Например, в первые 9 месяцев 2016 г. из СФО уехало на 7 915 чел. больше, чем приехало. При этом лидером по абсолютным показателям стала Иркутская область - 4 742 чел., на втором месте Алтайский край - 4 257 чел. Нашему региону принадлежит «бронза»: в Омской области убыль составила 4 085 чел. Важно отметить неприятную динамику: за аналогичный период прошлого года убыль составила 1 962 чел. В СФО

есть и регионы с позитивными показателями. Это Тува, Хакасия, Республика Алтай, Красноярский край и Новосибирская область. Последняя является безусловным лидером: там «прибыло» на 8 210 чел. [6].

Относительно решения третьей цели, ни в одном из регионов в открытом доступе не удалось найти документов, прямо или косвенно связывающих вопросы обеспечения отраслей экономики и миграционных процессов. На уровне страны такие программы имеются (упомянутая выше программа «Соотечественники» в том числе), но на уровне регионов далее обсуждения и постановки проблем документов не найдено. Между тем в научной литературе данная тема обсуждается. Наиболее полно эта проблематика отражена в публикациях Е.В. Шевцовой, которая отмечает, что Новосибирская область является центром притяжения для мигрантов Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири, стран ближнего зарубежья [2]. В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. (постановление губернатора Новосибирской области от 3 декабря 2007 г. № 474) отмечается, что возможную угрозу развитию области создают межрегиональная конкуренция за мобильные ресурсы (трудовые и финансовые), международная конкуренция за квалифицированный персонал и неконтролируемая миграция населения. Кстати сказать, прямые корреляции стратегии и миграции отмечены только у 26 % регионов в их программных документах развития (например, в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г.).

Большую остроту проблемы обозначают в регионах с отрицательным сальдо миграции (регионы Дальнего Востока, Сибири, Башкортостан и др.). Так, И.К. Шувалова отмечает, что «для увеличения базы воспроизводства населения и обеспечения народнохозяйственного комплекса трудовыми ресурсами в ДФО много надежд возлагается на миграцию. Но, к сожалению, миграция из фактора прироста населения превратилась в фактор его сокращения. В 2008 г. в общей потере населения из-за миграции на долю трудоспособных граждан пришлось 64,4 %, в 2009 г. этот показатель еще более ухудшился - 67,2 %» [7, с. 138]. «В общем миграционном оттоке в 2009 г. лица моложе трудоспособного возраста составили 12,9 %, т. е. регион теряет и будущий воспроизводственный и трудовой потенциал» [5].

2. Значительное число регионов России имеет отрицательное сальдо миграции [8-12], что свидетельствует о формировании неконтролируемых миграционных потоков, а отток не компенсируется привлечением мигрантов из стран СНГ. Большую озабоченность такими проблемами высказывают относительно регионов Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Севера, Поволжья. При этом структура миграционных процессов остается неисследованной. Единственное деление, важное для дальнейшего анализа, - деление мигрантов по возрасту. При этом практически все отмечают увеличение миграционной активности молодежи.

С этой точки зрения считаем необходимым вывести в отдельную группу для анализа категорию трудоспособного населения, которая определяет реалистичность реализации стратегии развития регионов, ведь отток специалистов может существенно затормозить выполнение программ, поставить под угрозу инвестиционные проекты.

Предлагаем в научный оборот и в качестве показателя анализа ввести понятие «миграционные ожидания», которое характеризует потенциальную возможность населения принять решение об иммиграции из региона. На наш взгляд, именно ожидания должны стать предметом анализа и управления. Конечно, не все ожидания реализуются на практике, могут препятствовать различные факторы. Но если принять во внимание, что значительно число факторов миграции носит национальный масштаб, зависит от решений на уровне России в целом (об этом предполагается подготовить отдельную статью), то возникают риски, что ожидания могут быть реализуемыми, и это население покинет регион. Именно ожидания показывают потенциал миграции, с которым необходимо работать (оценивать, изучать факторы влияния, разрабатывать инструменты снижения этих ожиданий).

3. Миграционные процессы, с нашей точки зрения, аккумулируют в себе всю гамму экономических, социальных, политических, культурных аспектов жизнедеятельности в регионе. Они наглядно демонстрируют предпочтения населения и являются интеграционным индикатором качества жизни в регионе. При этом могут быть неплохими объективные показатели (обеспеченность упреждениями со-

циальной сферы, жилищные вопросы, транспорт, развитие промышленности и пр.), но негативными - субъективные оценки ситуации (оценка перспектив развития, недовольство органами власти и управления, плохой социально-психологический настрой и пр.). Показатель «миграционные ожидания» объединяет объективные и субъективные факторы, точнее отражает реальную картину и прогностическую функцию.

Для иллюстрации приведем данные исследования, проведенного кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Достоевского в 2016 г. в рамках гранта РГНФ (более подробно результаты исследования представлены в статье [12]). Если по объективным показателям (число вакансий относительно экономически активного населения, темпы роста промышленности и других отраслей народного хозяйства, инвестиционная привлекательность и пр.) Омская область в числе лидирующих в России, то по субъективным показателям миграционный потенциал весьма высок (рис.). При этом весьма показательно распределение ответов относительно причин, вызывающих желание сменить регион (табл.).

Задача заключается в разработке специальных управленческих инструментов для регулирования миграционной политики. Анализируя опыт и планы регионов, можно отметить, что более половины регионов с отрицательным сальдо миграции планируют разработать специальные программы, отражающие миграционную политику. При этом возможны следующие варианты контекста этих программ:

1. В рамках программ реализации социальной политики (миграция как элемент социальных отношений и процессов).

2. В рамках программ кадровой политики (миграция как фактор обеспечения трудовыми ресурсами).

3. В рамках интегральной программы повышения качества жизни населения.

Все эти варианты имеют свои достоинства и недостатки. Важно понимать, что контекст, в который имплантируются проблемы миграции, существенно влияет на механизмы и инструменты регулирования. На наш взгляд, заслуживает внимания программа повышения качества жизни, поскольку именно это позволяет интегрировать субъективные и объективные аспекты миграционных ожиданий.

Не думал об этом

Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы в ближайшее время уехать из Омской области», %

Распределение ответов на вопрос «Если Вы хотите сменить место жительства, то с чем это связано?», %

Причины смены места жительства Мужчины Женщины Всего

Многие мои знакомые уехали из Омска, Омской области 14,1 20,2 16,7

В Омской области высокий уровень цен 18,6 17,8 18,3

В Омской области плохие условия для жизни 49,2 54,3 51,3

В Омской области плохие климатические условия 7,9 5,4 6,9

В Омской области мало возможностей хорошо трудоустроиться 49,7 51,9 50,7

В Омской области мало возможностей получить хорошее образование мне, моим детям 10,7 7,8 9,5

Мои родственники желают, чтобы я уехал из Омской области 6,2 1,6 4,2

В Омской области неразвита транспортная и социальная инфраструктура 6,2 6,2 6,2

В Омской области низкая заработная плата 48,6 51,2 49,7

Не устраивает политика управления регионом 7,9 7,8 7,8

В Омской области ограниченные возможности для построения карьеры 12,4 12,4 12,4

Другая причина 0,6 3,1 1,6

Выводы. Результаты исследования позволяют сделать следующие заключения:

1. Регионы только осознают масштабность и сложность межрегиональных миграционных процессов, их влияние на региональный рынок труда и перспективы развития.

2. В практике управления в большей степени акцент делается на международные (межнациональные) аспекты миграционных проблем.

3. Программы управления миграционными процессами междисциплинарны по своей сути,

т. е. комплексны, что требует особого подхода, объединяющего разных субъектов регионального и муниципального управления.

В итоге необходимо отметить, что реализация Концепции миграционной политики России до 2025 г. невозможна без кардинального пересмотра региональной, налоговой, социальной, экономической политики государства в сторону обеспечения привлекательности условий жизни в отдаленных от федерального центра российских регионах.

Литература

1. Рыбаковский Л. Л. Демографические вызовы: что ожидает Россию? // Социологические исследования. - 2012. - № 8. - С. 12-22.

2. Шевцова Е. В. Учет факторов миграции населения при разработке региональной миграционной политики (на примере Новосибирской области) // Сибирская финансовая школа. - 2010. -№ 5. - С. 7-12.

3. Кобылинская С. В., Усенко А. С. Современная миграционная политика России // Науч. журн. КубГАУ. - 2014. - № 103 (09). - URL: http://sj.kubsau.ru/2014/09/70.pdf (дата обращения: 4.09.2016).

4. Зайончковская Ж. Перед лицом иммиграции // Pro et Contra. - 2005. - № 3. - С. 72-87.

5. Мотрич Е. Л. Демографические и миграционные процессы на Дальнем Востоке России : докл. // Пятый Дальневост. междунар. экон. форум (4-5 окт. 2011 г., Хабаровск). - URL : http://assoc.khv.gov.ru/regions/information/demographic-migration-processes.

6. Бюллетень Новосибирского комитета статистики. - Новосибирск, 2016. - № 3.

7. Шувалова И. К. Миграционные процессы на Дальнем Востоке России: опыт, проблемы и перспективы развития // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 3. - С. 136-140.

8. Глушкова В. Г. Хорева О. Б. Региональные особенности реализации государственной миграционной политики в России // Вестн. финансового ун-та. - 2012. - № 2. - С. 73-78.

9. Семья и человеческое развитие : Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан / рук. проекта Р. М. Валиахметов. - Уфа : Восточная печать, 2013. - 283 с. - URL : http://www.isras.ru/files/File/publ/Bashkortostan_ doklad_2013.pdf.

10. Мкртчян Н. В. Миграция в Москве и Московской области: региональные и структурные особенности // Региональные исследования. - 2015. - № 3 (49). - С. 107-116.

11. Юрасов И. А., Лузгина О. А., Дорофеев В. Д. Структура трудовой миграции в регионах России // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. -№ 4.- С. 74-79.

12. Арбуз А. В. Миграционные установки выпускников вузов г. Омска // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2016. - № 4. - С. 139-146.

References

1. Rybakovskii L.L. Demograficheskie vyzovy: chto ozhidaet Rossiyu? [Demographic challenges: what awaits Russia?]. Sociological Studies, 2012, no. 8, pp. 49-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shevtsova E. About necessity of taking into account the population migration factors in development of a regional migration policy (example of Novosibirsk region). Siberian Financial School, 2010, no. 5, pp. 7-12. (in Russian).

3. Kobylinsky S.V., Usenko A.S. Modern migration policy of Russia. Scientific Journal of KubSAU, 2014, no. 103(09), available at: http://sj.kubsau.ru/2014/09/70.pdf (accessed September 04, 2016). (in Russian).

4. Zaionchkovskaya Zh.A. Pered litsom immigratsii [The face of immigration]. Pro et Contra, 2005, no. 3, pp. 72-87.

5. Motrich E.L. Demograficheskie i migratsionnye protsessy na Dal'nem Vostoke Rossii [Demographic and migratory processes in the Far East of Russia]. Fifth Far East international economic forum, October 4-5, 2011, Khabarovsk, available at: http://assoc.khv.gov.ru/regions/information/demographic-migration-processes.

6. Bulletin of the Novosibirsk Committee of statistics, no. 3, Novosibirsk, 2016. (in Russian).

7. Shuvalova I.K. Migration in the Russian Far East: experience, challenges, prospects for development. Humanities Research in the Russian Far East, 2013, no. 3, pp. 136-140. (in Russian).

8. Glushkova V.G., Khoreva O.B. Regional features of migration policy realization in Russia. Bulletin of The Financial University, 2012, no. 2, pp. 73-78. (in Russian).

9. Valiakhmetov R.M. (Dir.) Sem'ya i chelovecheskoe razvitie [Family and human development], Report on human development in the Republic of Bashkortostan, Ufa, Vostochnaya pechat' publ., 2013, available at: http://www.isras.ru/files/File/publ/doclad_ufa.pdf.

10. Mkrtchyan N.V. Migration in Moscow and Moscow region: regional and structural peculiarities. Regional research, 2015, no. 3 (49), pp. 107-116. (in Russian).

11. Yurasov I.A., Luzgina O.A., Dorofeyev V.D. The structure of labour migration in Russian regions. University proceedings. Volga region. Social sciences, 2012, no. 4, pp. 74-79. (in Russian).

12. Arbuz A.V. Migration intentions of the university graduates in Omsk. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 139-146. (in Russian).

Сведения об авторе

Половинко Владимир Семенович - д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и социологии труда

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]

About the author

Polovinko Vladimir Semenovich - Doctor of Economic sciences, Professor, Head of the Department of Economics and Sociology of Labor Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]

Для цитирования

Половинко В. С. Региональный опыт управления миграционными процессами в России // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2017. № 1 (57). С. 197-204.

For citations

Polovinko V.S. Regional experience of migration processes management in Russia. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 1 (57), pp. 197-204. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.