Сагитова В.Р., Каримова Л.К., Галиуллин М.З. Миграционная установ в выборе вуза и страны обучения
13 октября 2024 12:00 // 2024-4(41)
Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 4. С. 33-33.
Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 33-33.
УДК: 316.334.52
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-4-33-33
Поступила в редакцию: 17.07.2024 г. Опубликована: 14.10.2024 г. Submitted: July 17, 2024 Published online: October 14, 2024
Для цитирования: Сагитова В.Р, Каримова Л.К., Галиуллин М.З. Миграционная установка в выборе вуза и страны обучения // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №4(41). С. 33-33.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-33-33.
For citation: Sagitova V.R., Karimova L.K., Galiullin M.Z. Migration policy in choosing a university and a country of study . -Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(4):33-33. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-33-33.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Оригинальная статья
МИГРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА В ВЫБОРЕ ВУЗА И СТРАНЫ ОБУЧЕНИЯ
Сагитова Виктория Равильевна 1, Каримова Луиза Каюмовна 2, Галиуллин Марат Зуфарович 3
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7002-4719, e-mail: [email protected]
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0353-8493, e-mail: [email protected]
3 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3798-4328, e-mail: [email protected]
Аннотация:
Вопросы миграционной политики в сфере образования в последнее столетие приобретают масштабный характер, что связано с изменением направления миграционных потоков. Ранее они носили трудовой характер, в нынешнее столетие - это запрос на смену места жительства ради получения более качественного образования. Меняется список и ранг стран в этом списке, принимающих мигрантов, желающих получить образование разного уровня. В статье представлен анализ программ, по которым осуществляется образовательная миграция, а также раскрыты основные понятия, заявленные в названии статьи. Это позволило авторам выстроить предположения о том, как формируется миграционная установка и какое влияние на нее оказывает стереотип. На основании предположений и выдвинутой гипотезы был разработан план исследования миграционных студенческих установок и стереотипов в государственных вузах г. Казань не только среди иностранных студентов, но и студентов, переехавших из одного региона России в другой регион с целью получения образования. В работе использованы общенаучные методы исследований, а также такие методы как анкетирование, тестирование. Авторы статьи придерживались принципов системности, целостного подхода для всестороннего исследования заявленного феномена. Результаты проведенного исследования с помощью апробированных и валидных методик в тексте статьи представлены в табличной форме с расчетом статистического критерия F Фишера-Снедекора. Результаты исследования говорят о том, что большинство студентов, обучающихся в государственных вузах г. Казани, переезжали. У большей половины из числа опрошенных переезд прошел легко и ожидания от переезда оправдались. Это позволяет утверждать, что начальный этап адаптации в другом городе прошел хорошо. Большинство студентов, мигрировавших ради получения образования, готовы рисковать, что входит составной частью в миграционную установку. Механизмами же миграционной установки выступают стереотипы.
Ключевые слова: образовательная миграция, миграционная установка, стереотипы, «студент-мигрант», ценности, тестовая методика, ожидания, переезд, готовность к риску, образование
ВВЕДЕНИЕ
Миграционная политика в образовательной среде в Российской Федерации опирается на Указ Президента России «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [25]. В концепции говорится о необходимости повысить доступность образовательных услуг для иностранных граждан, желающих обучаться в России и о создании комфортного въезда в Россию научных и педагогических работников, желающих трудиться в стране.
По оценкам мирового образовательного рынка первое место в последние 60 лет отводилось США по объему не только заработков в сфере образования, но и количеству ежегодно обучающихся в вузах США [3].
Для России приоритетной целью начина с 2019 года становится увеличение количества оказываемых образовательных услуг в сфере образования среди обучающихся-мигрантов. Повышение стоимости образования на Западе повлекло за собой поиски со стороны желающих обучаться в другой стране новых образовательных возможностей. В свою очередь поток образовательных мигрантов в Россию увеличился. При этом большинство россиян считает, что, получив школьный аттестат необходимо поступать в престижные вузы страны - внутристрановая миграция. Это в свою позволит обеспечить молодому человеку перспективную работу в будущем и меньшие усилия при получении смежных профессий, ради поддержания профессиональных компетенций [6].
Факторами, способствующим развитию образовательной миграции можно считать: интегративные процессы в образовательных системах [16; 20; 13]; информатизация общества, что облегчает доступность и возможность образования в другой стране; повышение значимости образования в мире цифровых технологий; необходимость повышения конкурентоспособности рабочей силы, борьба за квалифицированные кадры не только среди резидентов, а также среди мигрантов [14], подписание новых договоров о сотрудничестве между странами.
Данные факторы находят отражение в концепциях государственной политики России в области образовательной миграции [7; 8; 17]. Основными акцентами данных концепций выступают открывающиеся возможности влияния на миграционные намерения желающих обучаться в России. Миграционные намерения можно рассматривать как миграционные установки, основанные на личностных особенностях, опыте перемещений, опыте друзей и их мнении. Сдерживающим факторами выступают страхи неизвестного и потери уже имеющего стабильного положения в обществе, семье, на работе, в учебе и т.д. [10].
ПОНЯТИЕ «СТЕРЕОТИП» И РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА
Миграционные намерения можно сопоставить с понятиями «социальная установка» или «аттитюд» [32].
Установочная система, влияет не только на когнитивную сферу [33; 1, с. 143], но и на поведенческую. На уровне поведения в намерения входят ожидания, замыслы, планы, которые не всегда могут быть реализованы из-за страхов.
Некая «закостенелость» оценки с точки зрения научного сообщества есть стереотип.
По мнению зарубежных авторов [29; 27; 28; 18; 19], стереотипы как части социальной установки помогают закреплению предрассудков, экономят время и энергию при рассмотрении отношений, групп, сложившихся ситуаций. При этом они разделяют мир на две противоположные категории - «свои-чужие», «приятное-неприятное». Данная «инаковость» становится в большинстве своем причиной поведенческих реакций, не всегда положительных, как в отношении ситуации, так и в отношении людей.
В области образовательной миграции логично выделить ряд классификаций стереотипов, потенциально возникающих у студентов мигрантов независимо от вида миграции: внутренней или внешней.
Можно говорить о стереотипах поведения и стереотипах-представлениях [9], о прямых и переносных; об этнических стереотипах: «стереотип» и «контрстереотип» [21]. А также по принадлежности субъекта стереотипизации к группе говорят о следующем:
1. «Автостереотип (эндостереотип) - образ, представление группы о самой себе;
2. Гетеростереотип (экзостереотип) - представление конкретной группы о других (чужих) группах;
3. Метастереотипы (введено С.А. Зигельман и Л. Тач) обозначают "представления человека о стереотипах другой группы относительно своей"» [12].
Базовая составляющая стереотипов представляет собой некий способ мышления, в котором отсутствуют различия и исключения [31; 26], в наличии связь с традициями, символикой, наличие предрассудков сужений в рассуждениях, которые могут передаваться в межгрупповых и внутригрупповых отношениях [5]. Процесс стереотипизации строиться на своих принципах [30] и имеет 3 стадии [11] развития: 1 - выравнивание, 2 - усиление, 3 - ассимиляция.
Таким образом получается, что студент, имеющий миграционную установку, заранее собирая информацию о городе или стране своего будущего обучения, выстраивает некое представление о том, с кем ему придется столкнуться и какие возможности он получит от образовательного процесса в дальнейшем. Далее по приезду в город он «шлифует» свои представления о местных жителях и о вузе. Итогом становится упрощенное эмоциональное отношение ко всем ситуациям, людям, учебному заведению - сформировавшийся стереотип.
Желание учиться в другом городе, регионе стране может быть реализовано в разные сроки по мере наличных возможностей по сбору информации о «новом» месте обучения, в зависимости от возраста, пола, уровня поддержки и эмоциональной, психологической зрелости личности, скорости интериоризации установок, полученных от ближайшего окружения и накопленных самостоятельно.
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
Высказанное выше предположение проверялось в исследовании, проведенном до февраля 2022 года установок и стереотипов учащихся гуманитарных направлений подготовки среди студентов (Казанского федерального университета и Российской правовой академии), которые прошли обучение и стажировку за рубежом.
В пилотажном исследовании приняло участие 186 человек (116 девушек, 78 юношей). Репрезентативность выборки обусловлена половыми особенностями общего количества учащихся в вузах с 1-го по 4-й курсы бакалавриата. Процент приезжих студентов составил: 56,99% - девушек 18,28% - юношей, при 24,73% - студентах-казанцев. Последних опрашивали в рамках наличия эммиграционных установок после завершения обучения.
В ходе исследования опрашиваемым было предложено ответить на вопросы авторской методики и на вопросы: теста О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности» [23], опросника «Новый опросник толерантности к неопределенности НТН Т.В. Корнилова» [24], «Тест личностной готовности к риску Шуберта» [22].
Полученные в ходе исследования ответы респондентов далее по тексту будут разбиты по половым характеристикам и по курсам, с целью проследить тенденции использования возможностей студентов учиться и проходить стажировку за границей.
В ходе обработки полученных данных исследования 75,98 % девушек и 83,73% юношей переехали для того, чтобы пройти обучение. Процент иностранных студентов среди девушек равен 10,56 % и 4,76% для девушек и юношей соответственно. Доля иностранных студентов, обучающихся на каждом курсе не велика. Процент тех, кто обучался по гранту на обучение составляет 3,57% для девушек и равна нулю среди юношей, по программе двух дипломов обучается 5% девушек, по целевой программе 7,14% девушек при отсутствии таковых показателей среди юношей.
Опираясь на теоретические основания того, что миграционная установка включает в себя ощущение от сопоставления собственных ожиданий и реальных переживаний после переезда к месту обучения, в ходе исследования была выяснена «эмоциональная разница» в вопросе о сложностях переезда. По шкале от 1 до 10 респонденты отмечали уровень сложности, далее был рассчитан критерий F Фишера-Снедекора. (см. таблицы 1, 2).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Насколько легко прошел процесс переезда в другой город? *» при оценке по шкале от 1 до 10 баллов
Ответ (в баллах Процентное Расчет критерия Г
по степени сложности соотношение фЕшера-рдвдевщ! (факт!
для респондента) Ж М
1 9,29 48,11 2,694**
2 23.66
3 20.07 12.50 9.640**
4 19,95 4,17 3,670**
5 13,90 9,94 4,268***
б 8.00
7 12,61 24,46 231,501***
8 12,18 13,40 2,679**
9 9.61
10 13.64
Примечания:
* Выберите вариант от 1 до 10, где 1 - максимально легко, а 10 - максимально сложно; в таблице исключены единичные ответы. ** Р Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,35; *** Р Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,18.
По результатам анализа данных таблицы 1 можно говорить о том, что «легким» переезд показался девушкам - они оценили уровень сложности на 1,3 и 4 балла, что ниже среднего балла. На 8 баллов по сложности переезд оценили 12,18% девушек. Юноши же оценивают уровень сложности переезда в 6 и 7 баллов.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания от переезда в Казань?»
Ответ Процентное соотношение Расчет критерия Р Фвшера-рдеденшд (факт)
Ж М
50/50, частично 3,9 7.145 252,10*
Да 45,414 73,215 3,73*
Не было больших ожиданий 5,625 0.000
Не совсем 11,283 19,645 4,30*
Нет 12,840 6.818
Ничего не изменилось 2,175 4,545
Примечание:
* F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,18.
По результатам видно, что у большинства опрошенных ожидания оправдались, что говорит о реалистичности имеющихся представлений о месте обучения.
Среди причин выбора вуза были обозначены следующие (см. таблицу 3).
Таблица 3
Распределение ответов среди студентов всех курсов на вопрос «Почему Вы решили учиться в вузе другого города?»
Курс Ответ % соотношение
Больше возможностей 2,99
В моем городе (поселке) нет вузов 9,70
В моем городе слабые вузы 2,99
1 Воздержались 2,99
Хотела учиться именно в г. Казань 2,24
Хочу жить в большом городе 3,73
Понравился город 2,24
Желание 2,99
Баллы ЕГЭ 2,99
2 Воздержались 2,24
Желание получить образование 2,24
Возможности 2,99
В моем городе нет нужной специальности 5,22
3 Нет возможностей в моем городе 2,24
В моем городе нет вуза 3,73
Смена обстановки и окружения 2,24
4 В моем городе нет вуза 1,49
Родители 1,49
Примечание:
* Единичные ответы в таблице не представлены.
Основной причиной для всех курсов стало отсутствие учебного заведения или же отсутствие нужной специальности для обучения. Причины названы большинством объективные. Если посмотреть на ответы других респондентов, можно говорить уже о привлекательности жизни большого города, о наличии в нем возможностей, смене обстановки.
Для студентов первого, второго и четвертого курсов ожидания от обучения в вузе оправдались, а вот для студентов третьего курса - нет. Неоправданные ожидания частично можно объяснить кризисом «третьего курса».
На вопрос о том удалось ли найти общий язык с одногруппниками студенты всех курсов ответили утвердительно, объясняя это тем, что они сами достаточно коммуникабельны и их одногруппники открыты с ними, а также у них есть общие интересы. Данный вопрос отражает наличие стереотипов в отношении того, как должны строиться отношения с одногруппниками.
В целом, исходя из ответов на поставленные вопросы в отношении вузовского обучения можно сказать, что стереотипное мышление носит положительный оттенок.
Ответы на вопрос «Почему Вы выбрали для обучения данное учебное заведение?» отражают личностные представления о причинах переезда в другой город, поскольку основой миграционной установки для студентов стал сам процесс получения высшего образования.
По таблице 3 видно, что на первом курсе среди основных причин выбора вуза названы: «престижность вуза» и «низкая стоимость обучения». Для второго курса ведущей причиной стало «случайное стечение обстоятельств», на третьем курсе - «близость к дому» как возможность возвращаться в свой город почаще в процессе обучения. На четвёртом курсе основными причинами названы «престижность вуза» и наличие «нужного направления».
Привлекательность вуза для студента позволяет еще раз перепроверить позицию студента о названных причинах выбора вуза.
Ответы на данный вопрос напрямую отразили стереотипы у поступающих об учебном заведении, сформированные в процессе подготовки к поступлению. Так, на первом курсе привлекательным стала стоимость обучения, от которой во многом по мнению студентов может зависеть качество образовательного процесса. На втором курсе студенты ограничены в большинстве результатами ЕГЭ, на третьем «близостью к дому» (возможно отражает страхи родителей о собственном ребенке и желание ребенка часто посещать дом). На четвертом курсе ответы равно распределились между привлекательностью профиля и престижностью вуза.
После завершения обучения студенты планируют остаться в Российской Федерации (девушки - 23,36 %, юноши -20,08% (Р Фишера-Снедекора (факт) = 1,423> а=0,05 (1)) и Республике Татарстан (девушки -18,85%, юноши - 20,06% (Р Фишера-Снедекора (факт) = 4,017> а=0,05 (2)). Данное распределение характерно для студентов всех курсов. А если рассматривать по отдельности каждый курс, то студенты второго курса высказались о желании остаться в Республике Татарстан, студентки третьего курса хотят уехать за границу, а юноши третьего курса - в Россию из Татарстана. На четвертом курсе студенты называют Республику Татарстан в качестве места для проживания после завершения обучения в вузе. Данные о привлекательности России для студентов-мигрантов подтверждаются исследованием В.С. Половинко и А.В. Арбуз [15, с. 46-47].
Чтобы иммигрировать внутри страны или в другую страну необходимо наличие определенных жизненных установок. Выяснить какие они у студентов-мигрантов позволил тест О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности» [23]. Наибольшее процентное значение как среди юношей, так и среди девушек набрала «ориентация на свободу», что отражает возрастные особенности студентов. Значимыми по критерию F Фишера-Снедекора (факт)* для девушек оказались «ориентация на процесс» (F Фишера-Снедекора (факт) =1,26 > F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,21; (а=0,10) = 1,26) и «ориентация на результат» ((F Фишера-Снедекора (факт) =1,35 > F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,21; (а=0,10) = 1,26)). У юношей при расчете данного критерия значимым оказалась «ориентация на эгоизм» ((F Фишера-Снедекора (факт) =1,55 > F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,21; (а=0,10) = 1,26)).
Готовность к разнообразным ситуациям в городе, в который был совершен переезд, проверялась с помощью опросника «Новый опросник толерантности к неопределенности НТН Т.В. Корнилова» [24]. Наибольшее среднее значение набрала ориентация «интолератность к неопределенности» (девушки = 70,94, юноши = 70,42), отражающая желание соответствовать правилам и принципам. Второе место по средним значениям занимает высокий уровень ориентации «толерантность к неопределенности», как для девушек, так и для юношей (65,54 и 63,55 соответственно), при этом на среднем уровне выраженности «толерантность к неопределенности» в большей мере присуща юношам (F Фишера-Снедекора (факт) = 1,95 > F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,21; (а=0,10) = 1,26). Данные показатели связаны с возрастными особенностями, стремлением к новому, оригинальному, изменениям, к решению сложных задач,
стремлению выйти за рамки. Сопоставляя данные с ответами на вопросы анкеты можно говорить о том, что переезд для студентов не был спонтанным решением, а тщательно в рамках миграционной установки была собрана информация у ближайшего окружения и с помощью информационных ресурсов на сайтах вузов и в популярных блогах.
Завершающим проверочным тестом для анкетных вопросов внутренней готовности к переезду и одной из составляющих миграционной установки стал «Тест личностной готовности к риску Шуберта» [22]. Распределение ответов показало, что на «умеренно высоком уровне» склонны к риску девушки (Р Фишера-Снедекора (факт) = 29,59 > F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05)), а юноши на высоком уровне склонны к безудержному риску (Р Фишера-Снедекора (факт) = 9,93 > Р Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05)), что отражает одну из составляющих миграционной установки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании теоретических представлений об особенностях и структуре основных понятий, связанных с образовательной миграцией и выбором вуза для обучения можно сказать, что в основе миграционной установки лежит представление, сформированное на основании личного опыта и опыта окружения, что постепенно превращается в миграционный стереотип, облегчающий не только процесс адаптации, но и ассимиляцию для иностранных студентов.
Проведенное исследование, раскрывает представления о структурных элементах миграционной установки -стереотипах, ценностях будущих студентов-мигрантов, что в свою очередь выступает подтверждением теоретических представлений о ее структуре.
Анализ теоретических положений и эмпирических данных говорит о том, что выдвинутые авторами статьи гипотезы подтверждены.
Выбирая вуз, будущий студент опирается не только на «родительские предпочтения» или сиюминутные порывы («куда друзья, туда и я» или «в данный момент - эта профессия модная»), но и проводит анализ в течение длительного времени как самого учебного заведения, так и информации о месте будущего обучения, начиная со средней школы. Одни хотят переехать в другой город, регион, страну, потому что там много новых возможностей для получения профессии мечты или для реализации себя в профессиональном плане в будущем, или начиная со студенческого времени. Другие следуют сформированному обществом стереотипу о благополучной жизни и реализации личных ценностей.
Среди ценностей студентов-мигрантов можно назвать: свободу, непосредственно процесс как переезда, так и обучения, а также результат, получаемый в процессе обучения, выраженный в знаниях, новых знакомствах.
Сделанные выводы позволят в дальнейшем, рассматривая структуру миграционной установки спроектировать адаптационные проекты. Безусловно, данное исследование требует продолжения, ради получения ответа на вопрос, как видится студентам, мигрировавшим в другую страну, процесс обучения в вузе в сравнении с системой обучения в их стране.
Примечания
1. F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,35.
2. F Фишера-Снедекора (табл) (а=0,05) =1,18.
Список литературы
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
2. Волох В.А., Гришаева С.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. 2017. № 1. С. 80-87.
3. Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России // Демоскоп Weekly. № 387388. 31 августа - 13 сентября 2009.
4. Геодакян А. Объем финансирования нацпроектов в 2021 году составит 2,2 трлн рублей // ТАСС, 17.09.2020. -URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/9483409 (дата обращения 11.07.2024).
5. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // Проблемы науки (электронный журнал). - URL: https://scienceproblems.ru/teoreticheskie-predstavlenija-o-natsionalnyh/2.html (дата обращения 1.07.2020).
6. Капшук Е.А., Костина Е.Ю., Орлова Н.А., Ганбаатар Ц. Образовательная миграция в современной России: тенденции и проблемы // Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 26-32.
7. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» [офиц. сайт]. -URL: http://docs.cntd.ru/document/901857022 (дата обращения 11.07.2024).
8. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом (утв. МИД России 27.03.2014) // Юридическая информационная система «Легалакт - законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации» [офиц. сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-prodvizhenija-rossiiskogo-obrazovanija-na-baze-predstavitelstv... (дата обращения 11.07.2024).
9. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. - 375 с.
10. Кузнецова С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 34-45.
11. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384с.
12. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
13. Овезова У.А., Вагнер М.-Н.Л. Сотрудничество стран СНГ и России в области образования // Теория и практика общественного развития. 2012. №11. С. 181-183.
14. Основные показатели международной миграции на 2020 год - Январь 2021 г. // United Nations [офиц. сайт]. -URL: https://www.un.org/development/desa/pd/#UNPopulation (дата обращения 11.07.2024).
15. Половинко В.С., Арбуз А.В. Миграционные установки населения в контексте регионального рынка труда // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19. №1. С. 38-50. DOI: 10.29141/2073-10192018-19-1-4
16. Положение о Конференции министров образования (и науки) государств // Интернет-портал СНГ [офиц. сайт]. -URL: https://e-cis.info/cooperation/2854/77318/ (дата обращения 11.07.2024).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 1298-р «Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года» (с изменениями на 29 ноября 2023 года) // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» [офиц. сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/436744671?ysclid=lyhhs5ew31663232785 (дата обращения 11.07.2024).
18. Рябов О.В. Образ врага в гендерном дискурсе российской пропаганды периода Первой мировой войны // Vater Rhein und Mutter Wolga: Diskurse um Nation und Gender in Deutschland und Russland / Hrsg. v. Cheaure E., Nohejl R. und Napp A. Wurzburg: ERGON Verlag, 2005. Р. 263-272. (Identitaeten und Alteritaeten. Sbd. 20).
19. Славская А.Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
20. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ // Минобрнауки России [офиц. сайт]. - URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/cng/17_01_1997/ (дата обращения 10.07.2024).
21. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
22. Тест личностной готовности к риску Шуберта // Психологические тесты онлайн [офиц. сайт]. -URL: https://psytests.org/ (дата обращения 10.07.2024).
23. Тест Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности» // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров [офиц. сайт]. - URL: https://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostika-socialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-... (дата обращения 10.07.2024).
24. Тестовая методика «Новый опросник толерантности к неопределенности НТН Т.В. Корнилова» // Психологические тесты онлайн [офиц. сайт]. - URL: https://psytests.org/personal/notkn.html (дата обращения 11.07.2024).
25. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019- 2025 годы» (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ [офиц. сайт]. -URL: https://base.garant.ru/72092260/?ysclid=lxyd6hwk2043386461 (дата обращения 28.06.2024).
26. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
27. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1975. С. 89-105.
28. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.
29. Alport J.W. The natural of Prejuduce, N.Y. 1958. № 4.
30. McGarty C., Yzerbyt, V. Y., Spears R. Stereotypes as Explanations. The formation of meaningful beliefs about social groups. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
31. Scollon R., Scollon S.W Discourse and intercultural communication // Schiffrin D., Tannen D., Hamilton H. (Eds.). The handbook of discourse analysis. Oxford: Blackwell, 2001. Pp. 538-547.
32. Thomas W.I., ZnanieckiF. The Polish Peasant in Europe and America. Chicago, 1918.
33. Zanna M.P., Rempel J.K. Attitudes: A new look at an old concept // BarTal D., Kniglanski A.W. (Eds.). The social psychology of knowledge. N.Y., 1988.
Информация об авторах
Сагитова Виктория Равильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры регионоведения и цифровой
гуманитаристики Казанского федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Каримова Луиза Каюмовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой регионоведения и цифровой гуманитаристики Казанского федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики Казанского федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Сагитова Виктория Равильевна, e-mail: [email protected]
MIGRATION PROCESSES IN THE GLOBAL WORLD
Original Paper
Migration policy in choosing a university and a country of study
Victoria R. Sagitova 1, Luisa K. Karimova 2, Marat Z. Galiullin 3
1 Kazan (Volga region) Federal University,
Kazan, Russian Federation, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7002-4719, e-mail: [email protected]
2 Kazan (Volga region) Federal University,
Kazan, Russian Federation, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0353-8493, e-mail: [email protected]
3 Kazan (Volga region) Federal University Kazan, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3798-4328, e-mail: [email protected]
Abstract:
The issues of migration policy in education sphere in the last century have become large-scale, which is associated with a change in the direction of migration flows. Previously, they were of a labor nature, in the current century it is a request to change the place of residence in order to get a better education. The list and rank of countries in this list that accept migrants who want to get an education of different levels is changing. The article presents an analysis of the programs for which educational migration is carried out, and also reveals the basic concepts stated in the title of the article. This allowed the authors to make assumptions about how the migration attitude is formed and what influence the stereotype has on it. Based on the assumptions and the hypothesis put forward, the authors developed a plan to study students' migration attitudes and stereotypes in Kazan universities not only among foreign students, but also among students, who moved from one region of Russia to another for the purpose of education. The authors used general scientific research methods in their work and such methods as questionnaires and tests. The authors of the article adhered to the principles of consistency, a holistic approach for a comprehensive study of the claimed phenomenon. The results of the conducted research using proven and valid methods in the text of the article are presented in tabular form with the calculation of the Fisher-Snedekor statistical criterion F. The results of the study indicate that the majority of students studying at state universities in Kazan moved, more than half of the respondents moved easily and expectations from the move were justified, which suggests that the initial stage of adaptation in another city went well. Most of the students who migrated for the sake of education are willing to take risks, which is an integral part of the migration attitude. The mechanisms of the migration attitude are stereotypes.
Keywords: educational migration, migration attitude, stereotypes, "migrant student", values, test methodology, expectations, relocation, willingness to risk, education
References
1. Belinskaya E.P., Tihomandrickaya O.A. (2001) Socialnaya psihologiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Aspect Press, 2001. - 301 s. (In Russ.).
2. Voloh V.A., Grishaeva, S.A. (2017) Mejdunarodnaya obrazovatelnaya migraciya v sovremennoi Rossii osobennosti: problemi i perspektivi [International educational migration in modern Russia: features, problems and prospects]. -Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2017. Vol. 16. No. 1. S. 80-87. (In Russ.)
3. Vihovanec O.D. (2009) Obrazovatelnaya migraciya kak chast migracionnoi politiki Rossii [Educational migration as part of Russia's Migration Policy. Report at the meeting of the Scientific Council of the Federal Migration Service of Russia. Published on the website of the Federal Migration Service of Russia]. - Demoscope Weekly. 2009. No. 387-388. August 31 - September 13 [on-line]. Available at: http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf (accessed 11.07.2024). (In Russ.)
4. Geodakyan A. (2020) Obem finansirovaniya nacproektov v 2021 godu sostavit 2,2 trln rublei [The volume of financing of national projects in 2021 will amount to 2.2 trillion rubles]. - TASS, 2020 [on-line]. Available at: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/9483409 (accessed 11.07.2024). (In Russ.)
5. Ilyushkin V.V. Teoreticheskie predstavleniya o nacionalnih i etnicheskih stereotipah v socialnih naukah i psihologii [Theoretical concepts of national and ethnic stereotypes in social sciences and psychology]. - Problemy nauki (electronic journal) [on-line]. Available at: https://scienceproblems.ru/teoreticheskie-predstavlenija-o-natsionalnyh/2.html (accessed
I.07.2024). (In Russ.)
6. Kapshuk E.A., Kostina E.Yu., Orlova N.A., Ganbaatar C. (2022) Obrazovatelnaya migraciya v sovremennoi Rossii: tendencii i problem [Educational migration in modern Russia: trends and problems]. - Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2022. No. 3. S. 26-32. (In Russ.).
7. Koncepciya gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federacii v oblasti podgotovki nacionalnih kadrov dlya zarubejnih stran v rossiiskih obrazovatelnih uchrejdeniyah [The concept of the state policy of the Russian Federation in the field of training national personnel for foreign countries in Russian educational institutions]. In: Elektronnyy fond normativno-tekhnicheskoy i normativno-pravovoy informatsii Konsortsiuma «Kodeks» [Electronic fund of normative-technical and normative-legal information of the Consortium "Kodeks"] [on-line]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901857022 (accessed
II.07.2024). (In Russ.).
8. Koncepciya prodvijeniya rossiiskogo obrazovaniya na baze predstavitelstv Rossotrudnichestva za rubejom. Utv. MID Rossii 27.03.2014 [The concept of promoting Russian education on the basis of Rossotrudnichestvo representative offices abroad" (approved by the Ministry of Foreign Affairs of Russia on 27.03.2014)]. In: Yuridicheskaya informatsionnaya sistema «Legalakt - zakony, kodeksy i normativno-pravovyye akty Rossiyskoy Federatsii» [Legal information system "Legalact -
laws, codes and normative legal acts of the Russian Federation"] [on-line]. Available at: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-prodvizhenija-rossiiskogo-obrazovanija-na-baze-predstavitelstv... (accessed 11.07.2024). (In Russ.).
9. Krasnyh V.V. (2003) "Svoj" sredi "chuzhih": mif ili real'nost'?" ["One's own" among "strangers": myth or reality?" ] Moscow: Gnosis, 2003. - 375 s. (In Russ.).
10. Kuznecova S.A. (2013) Migracionnie ustanovki kak predmet socialno-psihologicheskih issledovanii [Migration attitudes as a subject of socio-psychological research]. - Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2013. No. 4. S. 34-45. (In Russ.)
11. Lippman U. (2004) Obschestvennoe mnenie [Public opinion]. Moscow: Institute of the Public Opinion Foundation, 2004. -384 s. (In Russ.).
12. Nelson T. (2003) Psihologiya predubejdenii. Sekreti shablonov mishleniya vospriyatiya i povedeniya [The psychology of prejudice. Secrets of patterns of thinking, perception and behavior]. St. Petersburg: Prime-Euro Sign, 2003. (In Russ.).
13. Ovezova U.A., Vagner M.-N.L. (2012) Sotrudnichestvo stran SNG i Rossii v oblasti obrazovaniya [Cooperation between the CIS countries and Russia in the field of education]. - Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. No. 11. S. 181183. (In Russ.)
14. Osnovnie pokazateli mejdunarodnoi migracii na 2020 god - Yanvar 2021 g. [Key indicators of international migration for 2020 - January 2021]. - United Nations [on-line]. Available at: https://www.un.org/development/desa/pd/ #UNPopulation (accessed 11.07.2024).
15. Polovinko V.S., Arbuz A.V. (2018) Migracionnie ustanovki naseleniya v kontekste regionalnogo rinka truda [Migration attitudes of the population in the context of the regional labor market]. - Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018. Vol. 19. No. 11. S. 38-50. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-1-4 (In Russ.)
16. Polojenie o Konferencii ministrov obrazovaniya i nauki gosudarstv [Regulations on the Conference of Ministers of Education (and Science) of the States]. - Internet-portal SNG [Internet portal of the CIS] [on-line]. Available at: https://e-cis.info/cooperation/2854/77318/ (accessed 11.07.2024). (In Russ.).
17. Rasporyajenie Pravitelstva Rossiiskoi Federacii ot 20 iyunya 2017 goda No. 1298-r «Ob utverjdenii Koncepcii demograficheskoi politiki Dalnego Vostoka na period do 2025 goda» s izmeneniyami na 29 noyabrya 2023 goda [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1298-r dated June 20, 2017 "On approval of the Concept of Demographic Policy of the Far East for the period up to 2025"]. In: Elektronnyy fond normativno-tekhnicheskoy i normativno-pravovoy informatsii Konsortsiuma «Kodeks» [Electronic fund of normative-technical and normative-legal information of the Consortium "Kodeks"] [on-line]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/436744671? ysclid=lyhhs5ew31663232785 (accessed 11.07.2024). (In Russ.).
18. Ryabov O.V. (2003) Obraz vraga v gendernom diskurse rossiiskoi propagandi perioda Pervoi mirovoi voini [Vater Rhein und Mutter Wolga: Diskurse um Nation und Gender in Deutschland und Russland]. In: Vater Rhein und Mutter Wolga: Diskurse um Nation und Gender in Deutschland und Russland / Hrsg. v. Cheaure E., Nohejl R. und Napp A. Wurzburg: ERGON Verlag, 2005. P 263-272. (Identitaeten und Alteritaeten. Sbd. 20). (In Russ.).
19. Slavskaya A.N. (1997) Pravovie predstavleniya rossiiskogo obschestva [Legal representations of the Russian society] -In: Rossiiskii mentalitet: voprosi psihologicheskoi teorii i praktiki [The Russian mentality: issues of psychological theory and practice]. Ed. by K.A. Abulkhanova, A.V. Brushlinsky, M.I. Volovikova. Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 1997. (In Russ.).
20. Soglashenie o sotrudnichestve po formirovaniyu edinogo obschego, obrazovatelnogo prostranstva SNG [Agreement on cooperation on the formation of a single (common) educational space of the Union of Independent States]. - Ministry of Education and Science of Russia [on-line]. Available at: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/cng/17_01_1997/ (accessed 11.07.2024). (In Russ.).
21. Soldatova G.U. (1998) Psihologiya mejetnicheskoi napryajennosti [The psychology of interethnic tension]. Moscow: Smysl, 1998. (In Russ.).
22. Test lichnostnoi gotovnosti k risku Shuberta [Schubert's Personal Risk Tolerance Test]. - Psychological tests online [on-line]. Available at: https://psytests.org/emvol/ehlersC-run.html?ysclid=lypt40m65u239617873 (accessed 10.07.2024). (In Russ.).
23. Test Potemkinoi «Diagnostika socialno_psihologicheskih ustanovok lichnosti» [Potemkina's test "Diagnosis of socio-psychological attitudes of personality"]. - HR-Portal: Community of HR Managers [on-line]. Available at: https://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostika-socialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-... (accessed 10.07.2024). (In Russ.).
24. Testovaya metodika «Novii oprosnik tolerantnosti k neopredelennosti NTN T.V. Kornilova» [Test method "New questionnaire of tolerance to uncertainty of NTN T.V. Kornilov"]. - Psychological tests online [on-line]. Available at: https://psytests.org/personal/notkn.html (accessed 11.07.2024). (In Russ.).
25. Ukaz Prezidenta RF ot 31 oktyabrya 2018 g. No 622 "O Koncepcii gosudarstvennoi migracionnoi politiki Rossiiskoi Federacii na 2019 - 2025 godi": s izmeneniyami i dopolneniyami [Decree of the President of the Russian Federation No. 622 dated October 31, 2018 "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025" (with
amendments and additions)]. - THE GUARANTOR [on-line]. Available at: https://base.garant.ru/72092260/? ysclid=lxyd6hwk2043386461 (accessed 28.06.2024). (In Russ.).
26. Shihirev P.N. (1999) O polyarizovannosti stereotipa [On the polarization of the stereotype]. Moscow, 1999. (In Russ.).
27. Yadov V.A. (1975) O dispozicionnoi regulyacii sotsial'nogo povedeniya lichnosti [On the dispositional regulation of a person's social behavior]. - In: Metodologicheskiye problemy sotsial'noy psikhologii [Methodological problems of social psychology]. Ed. by E.V. Shorokhova. Moscow, 1975. S. 89-105. (In Russ.).
28. Yadov V.A. (2013) Samoregulyaciya i prognozirovanie socialnogo povedeniya lichnosti: Dispozicionnaya koncepciya [Self-regulation and forecasting of a person's social behavior: A dispositional concept]. Moscow, 2013. 2-nd expanded edition. -376 s. (In Russ.).
29. Allport J.W. (1958) The natural of Prejuduce, N.Y. 1958. № 4. (In Eng.).
30. McGarty C., Yzerbyt V.Y., Spears R. (2002) Stereotypes as Explanations. The formation of meaningful beliefs about social groups. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. (In Eng.).
31. Scollon R., Scollon S.W. (2001) Discourse and intercultural communication. - In: Schiffrin D., Tannen D., Hamilton H. (Eds.). The handbook of discourse analysis. Oxford: Blackwell, 2001. (In Eng).
32. Thomas W.I., Znaniecki F. (1918) The Polish Peasant in Europe and America. Chicago, 1918. (In Eng).
33. Zanna M.P., Rempel J.K. (1988) Attitudes: A new look at an old concept. - In: BarTal D., Kniglanski A.W. (Eds.). The social psychology of knowledge. N.Y., 1988. (In Eng).
Information about the authors
Victoria R. Sagitova, Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Department of regional studies and Eurasian studies, Kazan Federal
University, Kazan, Russian Federation.
Luisa K. Karimova, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Head of Department of Regional Studies and Eurasian Studies, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation.
Marat Z. Galiullin, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof. of the Department of Regional Studies and Digital Humanities of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Corresponding author
Victoria R. Sagitova, e-mail: [email protected]
Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 33-33.