Научная статья на тему 'Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности'

Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
892
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ARCTIC REGION / МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ НАМЕРЕНИЯ / MIGRATION INTENTIONS / ФАКТОРЫ МИГРАЦИИ / MIGRATION FACTORS / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENT YOUTH / MIGRATION SENTIMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайков Константин Сергеевич, Каторин Игорь Вячеславович, Тамицкий Александр Михайлович

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного на территории регионов, частично или полностью вошедших в состав Арктической зоны Российской Федерации (далее АЗРФ). Цель исследования изучение миграционных установок студентов, определение факторов, влияющих на готовность будущих квалифицированных кадров покинуть территорию АЗРФ. Опрос проводился среди студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности для нужд экономики и социальной сферы полярных регионов страны в городах Архангельске, Мурманске, Красноярске и Якутске. В рамках исследования значительное внимание уделялось изучению влияния на миграционные установки информационно-образовательных факторов, связанных с арктической тематикой («арктический» профиль обучения, оценка «арктичности» образовательной программы, информированность об особенностях формирования АЗРФ и другие). По результатам опроса миграционные настроения студенческой молодёжи определены как достаточно сильные. Подтвердилась гипотеза о том, что соотнесение студентами имеющейся подготовки к будущей «арктической» специализации в целом снижает уровень их миграционных настроений и намерение покинуть регион. Доминирующим направлением потенциальной студенческой миграции является внутрироссийское. Миграционные предпочтения студентов почти в равной степени разделяются между столицами и другими регионами страны. Среди столичных регионов наиболее востребованным является Санкт-Петербург, а среди провинциальных регионы центральной и южной России. Большинство потенциальных мигрантов занимались сбором информации об условиях проживания и особенностях переезда, причём как заочно, так и очно. Некоторые из них искали работу в новом регионе (стране), и лишь немногие занимались конкретной подготовкой к переезду. Миграционные намерения студентов в первую очередь связаны с факторами экономического характера. Психологические и информационно-образовательные факторы влияют на отдаление планируемого времени покидания Арктического макрорегиона. По итогам исследования авторами сформулированы для организаций высшего образования рекомендации, которые могут положительным образом сказаться на миграционной ситуации в АЗРФ. В их числе разработка и модернизация образовательных программ и модулей арктической направленности, системная профориентационная работа со школьниками и студентами, усиление взаимодействия с работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, включение в образовательно-воспитательный процесс выпускников, работающих на территории АЗРФ, активизация инновационной и научно-практической работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration Attitudes of the Students Enrolled in Arctic-Focused Higher Education Programs

The article presents the findings of a sociological survey conducted in the regions that are partially or completely included in the Arctic zone of the Russian Federation (hereinafter the Russian Arctic). The goal of our research is to study migration attitudes of students and determine the factors affecting the readiness of future skilled personnel to leave the territory of the Russian Arctic. The survey was conducted among students enrolled in Arctic-focused higher education programs and trained for the needs of the economy and social sphere of the polar regions of Russia in the cities of Arkhangelsk, Murmansk, Krasnoyarsk and Yakutsk. The study pays considerable attention to information-related and educational factors associated with the subject matter of the Arctic (“Arctic-focused” education; assessment of the extent of Arctic-related specifics of educational programs; awareness of specifics of formation of the Russian Arctic, and others). According to the results of the survey, migration attitudes of students are identified as quite strong. We have confirmed the hypothesis that when students considertheir preparation for the future Arctic-focused specialty, they generally reduce the level of their migration attitudes and do not express a strong intention to leave the region. Internal migration is the dominant direction of potential student migration. Migration preferences of students are almost equally divided between capitals and other regions of Russia. Among the capital regions, Saint Petersburg is the most popular one, and the regions of Central and Southern Russia are most popular among the provincial ones. Most potential migrants collected information on living conditions and specifics of moving, both in person and at a distance. Some of them were looking for a job in a new region (country), and only a few were engaged in specific preparation for moving. Migration intentions of students are primarily related to economic factors. Psychological and information-educational factors affect the delay in the planned time of leaving the Arctic macro-region. Using the results of the survey we formulated recommendations for higher education institutions that can positively affect the migration situation in the Russian Arctic. Our recommendations include the development and modernization of Arctic-focused educational programs, comprehensive career guidance work with students, strengthening of interaction with employers and with national and local government, inclusion of graduates working in the territory of the Russian Arctic in the educational process, promotion of innovation and research-to-practice work of students.

Текст научной работы на тему «Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности»

DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.15 УДК 316.644:314.7-057.875(470.2), ББК 60.543.172:60.7(21)

© Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М.

Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности*

Константин Сергеевич ЗАЙКОВ

Арктический центр стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова

Архангельск, Российская Федерация, 163002, наб. Северной Двины, д. 17 Е-шаП: k.zaikov@narfu.ru

Игорь Вячеславович КАТОРИН

Арктический центр стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова

Архангельск, Российская Федерация, 163002, наб. Северной Двины, д. 17 Е-шаП: Mediana.29@mail.ru

Александр Михайлович ТАМИЦКИЙ

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Архангельск, Российская Федерация, 163002, наб. Северной Двины, д. 17 Е-mail: a.tamitskij@narfu.ru

* Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования и науки РФ, госзадание № 27.12661.2018/12.1 «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации государственной политики в сфере подготовки кадров для работы в Арктической зоне Российской Федерации и международного сотрудничества в рамках Университета Арктики».

Для цитирования: Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М. Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 230-247. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.15

For citation: Zaikov K.S., Katorin I.V., Tamitskii A.M. Migration attitudes of the students enrolled in Arctic-focused higher education programs. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2018, vol. 11, no. 3, pp. 230-247. DOI: 10.15838/ esc.2018.3.57.15

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного на территории регионов, частично или полностью вошедших в состав Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ). Цель исследования — изучение миграционных установок студентов, определение факторов, влияющих на готовность будущих квалифицированных кадров покинуть территорию АЗРФ. Опрос проводился среди студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности для нужд экономики и социальной сферы полярных регионов страны в городах Архангельске, Мурманске, Красноярске и Якутске. В рамках исследования значительное внимание уделялось изучению влияния на миграционные установки информационно-образовательных факторов, связанных с арктической тематикой («арктический» профиль обучения, оценка «арктичности» образовательной программы, информированность об особенностях формирования АЗРФ и другие). По результатам опроса миграционные настроения студенческой молодёжи определены как достаточно сильные. Подтвердилась гипотеза о том, что соотнесение студентами имеющейся подготовки к будущей «арктической» специализации в целом снижает уровень их миграционных настроений и намерение покинуть регион. Доминирующим направлением потенциальной студенческой миграции является внутрироссийское. Миграционные предпочтения студентов почти в равной степени разделяются между столицами и другими регионами страны. Среди столичных регионов наиболее востребованным является Санкт-Петербург, а среди провинциальных — регионы центральной и южной России. Большинство потенциальных мигрантов занимались сбором информации об условиях проживания и особенностях переезда, причём как заочно, так и очно. Некоторые из них искали работу в новом регионе (стране), и лишь немногие занимались конкретной подготовкой к переезду. Миграционные намерения студентов в первую очередь связаны с факторами экономического характера. Психологические и информационно-образовательные факторы влияют на отдаление планируемого времени покидания Арктического макрорегиона. По итогам исследования авторами сформулированы для организаций высшего образования рекомендации, которые могут положительным образом сказаться на миграционной ситуации в АЗРФ. В их числе разработка и модернизация образовательных программ и модулей арктической направленности, системная профориентационная работа со школьниками и студентами, усиление взаимодействия с работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, включение в образовательно-воспитательный процесс выпускников, работающих на территории АЗРФ, активизация инновационной и научно-практической работы студентов.

Ключевые слова: Арктический регион, миграционные настроения, миграционные намерения, факторы миграции, студенческая молодёжь.

Введение

Арктическое направление является одним из приоритетных в развитии России. В активный нормативный оборот введено понятие «Арктическая зона Российской Федерации» (далее — АЗРФ). Определены границы, прорабатываются подходы и планы по развитию данного макрорегиона. АЗРФ становится полноценным объектом государственного управления.

В настоящий момент в состав рассматриваемого макрорегиона целиком входят Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный и Ямало-Ненецкий автономные округа. Частично в состав территориального образования вошли Архангельская область (города Архангельск, Северодвинск,

Новодвинск и 4 муниципальных образования), Красноярский край (г. Норильск и 2 района), Республика Коми (г. Воркута), Республика Саха (Якутия) (5 улусов) и 3 муниципальных района Республики Карелия1.

Человеческий капитал является одним из ключевых ресурсов развития данной территории. Без квалифицированных специалистов, готовых к работе в сложных климатических условиях, ни один из арктических проектов, ни одна из арктических территорий не сможет

1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http://government.ru/ info/18360/ (дата обращения 27.11.2017).

успешно функционировать и развиваться [1; 2]. Однако комплекс накопившихся производственных и социально-экономических проблем вызывает интенсивный миграционный отток населения, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и молодёжи. Так, на протяжении последних 15 лет в арктических регионах в основном наблюдается миграционная убыль населения (табл. 1).

Наибольший отток населения из регионов, которые полностью или частично вошли в состав АЗРФ, фиксируется в Чукотском и Ненецком автономных округах, Республике Коми. Относительно стабильна миграционная ситуация лишь в Красноярском крае.

Весьма болезненным для АЗРФ является миграция выпускников образовательных организаций высшего образования, особенно если

Таблица 1. Коэффициент миграционного прироста на 10 000 человек населения* (человек, значение показателя за год)

Регион 2005 2010 2015 2016

Республика Карелия -115, 155 -53, 853 -11,63 -16,04

Республика Коми -162, 798 -139, 036 -101,53 -81,2

Ненецкий автономный округ -20,52 -49,87 23,16 -72,91

Архангельская область -71,684 -82,067 -68,02 -56,29

Мурманская область -169,232 -68 953 -57,37 -57,15

Ямало-Ненецкий автономный округ -24,129 -87 811 -222,92 -65,24

Красноярский край -63, 855 -14, 642 9,62 16,82

Чукотский автономный округ 72, 549 -173 553 -116,98 -103,22

Республика Саха (Якутия) -28,004 -70,823 -56,21 -43,2

* Составлено по: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet. сд1?р!=9400008

Субъект РФ Наименование вуза Количество направлений подготовки Обучающихся, чел.

Территория АЗРФ

Архангельская область Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 120 2753

Архангельская область Северный государственный медицинский университет 10 2360

Архангельская область Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске 16 701

Архангельская область Институт управления 9 1330

Мурманская область Мурманский арктический государственный университет 24 169

Мурманская область Мурманский государственный технический университет 46 3867

ИТОГО 225 11880

Регионы АЗРФ

Красноярский край Сибирский федеральный университет 21 2488

Красноярский край Сибирский государственный университет геосистем и технологий 20 5506

Республика Коми Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова 7 1039

Республика Коми Ухтинский государственный технический университет 8 2722

Республика Саха (Якутия) Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова 251 8752

ИТОГО 307 20507

Источник: составлено по: Арктика - национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение / отв. ред. Е.В. Кудряшова. Архангельск: САФУ, 2016. С. 145-189.

Таблица 2. Подготовка специалистов по программам арктической направленности на территории и в регионах Арктической зоны Российской Федерации в 2016 г.

их подготовка имеет «арктический» профиль [3]. Не случайно в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. указано, что важными задачами социально-экономического развития макрорегиона выступают обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях и усиление приживаемости квалифицированных кадров [4].

По данным социологического исследования, которое было проведено Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова в марте—апреле 2016 г., подготовкой кадров для АЗРФ и арктических проектов занимались 30 образовательных организаций страны (28 университетов и 2 филиала). Из них 6 организаций высшего образования (5 университетов и 1 филиал) расположены непосредственно на территории макрорегиона, 5 — в регионах АЗРФ, а 19 — за его пределами [5].

На территории АЗРФ на момент исследования чуть более 11 тысяч студентов вузов обучалось по программам так называемой «арктической» направленности. Студенты осваивали указанные образовательные программы по 225 направлениям подготовки (табл. 2). В регионах АЗРФ (то есть на территории муниципалитетов, которые не вошли в состав макрорегиона) насчитывалось около 20 тысяч студентов, которые обучались по 307 направлениям подготовки арктической направленности.

Методика и методология исследования

Исследование миграционных установок студентов проводилось сотрудниками Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в рамках изучения факторов, обусловливающих отъезд молодых специалистов из регионов АЗРФ. Объектом исследования стали студенты, обучающиеся по образовательным программам «арктической» направленности, или для нужд экономики и социальной сферы АЗРФ в образовательных учреждениях на территории данного образования и субъектов, частично входящих в него. Под программами высшего образования так называемой «арктической»

направленности понимаются те, что реализуются с привлечением ресурсов организаций-партнеров, ведущих деятельность на территории АЗРФ, в том числе предусматривающие прохождение обучающимися стажировок на территории АЗРФ и включающие в комплекс дисциплин профессионально-специальные компетенции и результаты обучения, определяющие специфику профессиональной деятельности в регионе.

Целью опроса являлось изучение миграционных установок студентов, определение факторов, влияющих на готовность будущих молодых специалистов покинуть северные территории страны.

В этой связи опросный лист включал блок личной информации анонимного характера, в том числе данные об уровне и профиле или специальности получаемого образования, профессиональные устремления, оценку социально-экономической ситуации в регионе, миграционные настроения, вопросы на определение выталкивающих и сдерживающих факторов миграционных устремлений обучающихся.

На этапе разработки программы социологического исследования в марте-апреле 2016 г. по запросу в образовательные организации высшего образования Российской Федерации получены сведения о реализуемых образовательных программах арктической направленности, объёмах контингента обучающихся, данные которого позволили определить структуру генеральной совокупности, составившей 20507 студентов бакалавриата, магистратуры и спе-циалитета.

Для проведения опроса были отобраны шесть образовательных организаций высшего образования и 2 филиала. В их число вошли Мурманский арктический государственный университет (МАГУ), Мурманский государственный технический университет (МГТУ), Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ), Северодвинский филиал САФУ (СФ САФУ), Северный государственный медицинский университет (СГМУ). Данные образовательные структуры располагаются на территории Архангельской (САФУ, СГМУ, СФ САФУ) и Мурманской (МГТУ и МАГУ) областей.

Также в состав выборки включены образовательные организации, находящиеся вне границ АЗРФ, но входящие в состав её регионов: Сибирский федеральный университет (СФУ), Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ), Чукотский филиал СВФУ (ЧФ СВФУ). Данные образовательные структуры располагаются на территории Красноярского края (СФУ), Республики Саха (Якутия) (СВФУ) и Чукотского автономного округа (ЧФ СВФУ).

Выборка образовательных организаций обусловлена типичностью спектра реализуемых образовательных программ арктической направленности, охватывающих инженерно-технический, экономико-управленческий, социально-гуманитарный, психолого-педагогический, естественнонаучный, медицинский и относящиеся к информационным технологиям профили, а также концентрацией количества обучающихся в образовательных учреждениях.

При отборе единиц наблюдения использовалась гнездовая выборка, которая включила группы студентов по арктическим направлениям подготовки, разных курсов и уровней образования. Таким образом, в каждой образовательной организации двухступенчатым способом отбирались курсы или группы, внутри которых проводился сплошной опрос. Опрос проводился преимущественно в форме группового онлайн-анкетирования с использованием платформы http://survey.narfu.ru в компьютерном классе или учебной аудитории с помощью индивидуальных устройств, имеющих доступ к сети Интернет.

Сбор информации осуществлялся методом онлайн-анкетирования в октябре—ноябре 2016 года. В нём приняло участие 4 503 студента. После выбраковки анкетного материала массив исследования составил 4024 анкеты, данные

которого обрабатывались с использованием компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS v.17. Статистическая погрешность выборки не превышает 3%.

Таким образом, в исследовании приняли участие студенты, которые обучаются по программам бакалавриата (1 722 человека), специ-алитета (1 842 человека) и магистратуры (460 человек). Из числа всех опрошенных 1562 респондента обучались на выпускных курсах. Распределение ответивших по образовательным организациям высшего образования представлено в табл. 3.

Основные понятия исследования — «миграционные настроения» и «миграционные намерения». Миграционные настроения можно отнести к аффективному уровню личности. Настроение есть эмоциональное выражение сознания, оно указывает на присутствие в сознании благоприятного или неблагоприятного фона для тех или иных планов и действий. В исследовании под этим термином понимается обобщенное желание покинуть нынешнее место жительства или остаться здесь. Миграционные намерения относятся к когнитивному уровню личности. Они носят более рациональный характер и связаны прежде всего с планами по переезду. Намерения, как правило, непосредственно предшествуют действиям. Миграционные настроения и намерения справедливо относят к разным уровням готовности личности, связанной со сменой места жительства [6].

Одна из ключевых задач исследования относится к изучению установок, связанных с переездом за пределы региона обучения, который входит в состав АЗРФ. При этом значительное внимание уделялось влиянию на миграционную готовность информационно-образовательных факторов, связанных с арктической

Таблица 3. Число студентов, участвовавших в опросе

ВУЗ Чел.

Мурманский Арктический государственный университет 134

Мурманский государственный технический университет 141

Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) 1022

Северодвинский филиал САФУ 203

Северный государственный медицинский университет 996

Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) 1096

Сибирский федеральный университет (СФУ) 386

Чукотский филиал СВФУ 46

тематикой. К примеру, «арктический» профиль обучения и оценка «арктичности» образовательной программы, информированность об институциональном оформлении Арктической зоны Российской Федерации, осведомлённость о льготах и гарантиях для жителей Крайнего Севера, представления о вахтовой работе в северных условиях.

С учетом задач исследования направления миграции (территории возможного переезда) были дифференцированы следующим образом:

— возвратная миграция (родной регион);

— «столичная» миграция (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область);

— межрегиональная миграция (другие регионы России);

— эмиграция (другие страны).

Обзор литературы

Миграционные процессы являются предметом изучения различных областей научного знания. Наиболее фундаментально в отечественной науке эта тема раскрыта в трудах Л.Л. Рыбаковского. Автор определяет данное понятие как множество событий, влекущих за собой смену места жительства [4]. Профессор разделяет миграционный процесс на три стадии: подготовительную, основную (собственно переселение) и заключительную (адаптация мигрантов на новом месте) [7, с. 36—43]. Он считает, что для осуществления миграции субъект должен получить предполагаемое приращение необходимых компонентов условий жизни, обучения, труда, как правило, в идеальной форме, в виде некоего образа, по большей части сложившегося на информативной основе.

Подготовительный этап играет важную роль в миграционном процессе. Эта стадия миграции наиболее активно изучается в рамках социологической науки. Предметом изучения социологов является прежде всего субъективная готовность к миграции населения и молодёжи — миграционные настроения, намерения, установки. При этом исследователей интересуют цели, причины, направления, планы возможного переезда, а также факторы, сдерживающие или стимулирующие миграцию [8; 9; 10].

По мнению как зарубежных, так и отечественных учёных, для северных, арктических территорий характерна повышенная мигра-

ционная мобильность населения, которая обусловлена специфическими условиями для жизни [1; 6; 11; 12; 13]. При этом особенно сильны миграционные настроения в молодежной среде [14; 15].

Миграционные установки студенческой молодёжи были предметом исследования многих социологов. Чаще всего отечественные и зарубежные работы посвящены образовательной миграции студентов или их эмиграционным намерениям и планам [16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26].

В большинстве российских исследований указывается на высокую степень распространённости миграционных и эмиграционных настроений среди студентов. Среди факторов, влияющих на миграционные установки, чаще всего выделяют социально-экономические, связанные с условиями жизни и работы [3; 17; 22]. Несколько реже упоминаются психологические и природно-климатические факторы. Крайне редко социологи обращают внимание на информационно-образовательные факторы.

По мнению многих зарубежных авторов, экономическое благополучие региона оказывает доминирующее влияние на миграцию выпускников образовательных организаций высшего образования [21; 28; 29].

В территориальном аспекте большинство работ по студенческой миграции посвящено ситуации в вузах отдельных регионов России. Лишь некоторые исследования охватывают сразу несколько регионов [30; 31; 32].

Миграционные настроения

Миграционные настроения студенческой молодёжи АЗРФ достаточно явны. Более половины из опрошенных в Архангельске и Мурманске выразили желание покинуть регион обучения (рис. 1). Миграционные настроения студентов, обучающихся в регионах АЗРФ на востоке страны (Якутск, Красноярск, Анадырь), менее выражены. Количество желающих выехать за пределы региона не превышает 45%.

Позволим себе предположить, что в большей степени высокий уровень миграционных настроений студентов в западной части АЗРФ имеет инерционный характер. Архангельская и Мурманская области последние десятилетия относятся к регионам с большим отрицатель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Хотели бы Вы после получения образования покинуть регион?», N=4024

Анадырь (фил.СВФУ) 6,5% 23,9% 45,7% 8,7% 15,2%

Якутск (СВФУ) 21,7% 22,5% 27,8% 15,1% 11,3%

Красноярск (СФУ) 17,4% 24,6% 26,7% 11,9% 17,1%

Северодвинск (САФУ) 17,2% 31,0% 21,7% 14,3% 14,3%

Архангельск (САФУ, СГМУ) 30,4% 30,0% 17,8% 7,2% 13,0%

Мурманск (МАГУ, МГТУ) 28,0% 23,6% 26,9% 9,5% 11,3%

111111111

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Да ■ Скорее да Скореенет ■ Нет Затрудняюсьответить

Рис. 2. Миграционные настроения в зависимости от пола и места проживания до поступления в вуз, N=4024

Юноши 28,6% 27,9% 21,9% 9,1% 11,1%

Девушки 23,3% 25,8% 22,9% 11,2% 15,2%

Вдругой стране 32,6% 32,6% 11,654,2% 17,9%

Вдругом регионе России 43,6% 26,5% 11Д°%,0°Д2,4%

В этом же регионе, но в другом городе, поселке, селе 21,5% 26,7% 25,9% 11,9% 12,5%

В том же городе, где учусь 24,6% 1 1 27,1% 1 1 23,4% 10,5% 13,1% 1111

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Да, хочупокинуть ■ Скорее да Скореенет I Нет, не хочу Затрудняюсьответить

ным сальдо миграции. Это следствие уменьшения поддержки со стороны государства по отношению к территориям Крайнего Севера и Заполярья в 90-е годы. Оба региона наиболее сильно пострадали от этой политики. Восточные регионы, входящие в состав АЗРФ, менее остро пережили последствия развития капитализма и рыночных отношений.

Миграционные настроения различно выражены в демографических группах. Более

интенсивное желание выехать из регионов АЗРФ выразили в опросе девушки. Эта особенность известна демографам и социологам многих стран. В северных и приарктических территориях заметно выше, чем в более южных регионах, доля мужчин и активнее миграция женщин [12].

Место проживания до поступления в вуз является важным фактором миграционных настроений (см. рис. 2). Наиболее выражено

желание покинуть регион обучения у тех, кто приехал на учёбу из других округов, областей, республик и стран. Вместе с тем примерно каждый четвёртый иногородний студент хотел бы связать свою жизнь с Арктическим регионом.

Среди жителей арктических регионов ярко выраженные миграционные настроения наблюдаются у студентов, которые и до поступления проживали в месте нахождения вуза. Почти 55% из них намереваются переехать в другой регион или страну, и лишь каждый десятый твёрдо желает остаться жить и работать на своей малой родине. Учитывая, что большинство образовательных организаций высшего образования располагаются на территории административных центров северных регионов, можно предположить, что условия жизни в них перестали удовлетворять возросшим за время учёбы потребностям молодых горожан, потенциальных молодых специалистов «арктической» направленности.

Миграционные настроения тех, кто приехал на учёбу из других районов региона, заметно слабее. Многие из них по окончании вуза планируют остаться в городе обучения.

В то же время уровень арктической идентичности профиля подготовки у студентов, которые обучаются по образовательным программам с фокусом на региональную специфику, нужно признать невысоким. Лишь треть опрошенных студентов отметили, что их подготовка имеет «арктическую» направленность. Можно предположить, что причинами подобного явления могут быть:

— поверхностный или формальный характер «арктического» профиля образовательных программ;

— диссонанс между арктической направленностью образовательной программы и «несеверными» профессионально-жизненными ориентирами обучающихся;

— различное понимание арктической составляющей профиля образовательной программы у студентов и руководителей образовательных программ, организаторов учебного процесса.

Заметно отличается оценка степени арктической направленности образовательной программы в зависимости от профиля обучения и

места рождения. Студенты социально-гуманитарного и естественнонаучного профилей подготовки чаще других называли свои образовательные программы «арктическими». Реже всего указывали на арктический фокус своей образовательной программы будущие экономисты, управленцы, медики, 1Т-специалисты. Иногородние студенты (прибывшие из других регионов и стран) склонны в большей степени идентифицировать свой профиль подготовки как арктический в отличие от «местных» студентов. По всей видимости, связано это с новизной восприятия «арктической» тематики профиля подготовки приезжими студентами. Студенты, давно проживающие в северных регионах, менее восприимчивы к арктической теме и поэтому более критичны в отношении оценки специфики профиля образовательной программы.

Миграционные намерения

Ключевым направлением потенциальной студенческой миграции в АЗРФ является вну-трироссийское. Около 70% потенциальных мигрантов хотели бы переехать в другие регионы России (рис. 3). Предпочтения этой группы равномерно делятся между столичными и нестоличными регионами. Среди столиц самым востребованным является Санкт-Петербург и его окрестности, а среди других территорий — регионы Центрального и Южного федеральных округов России.

Примерно 30% респондентов имеют желание переехать в другие страны. Заметно больше потенциальных эмигрантов на востоке страны. Наиболее популярные направления возможного отъезда за границу — страны Северной Европы и Северной Америки. Среди бывших советских республик наиболее востребованы прибалтийские страны. Из других стран постсоветского пространства чаще упоминаются Беларусь и Казахстан.

Каждый десятый потенциальный мигрант является возвратным, то есть планирует после обучения вернуться на свою малую родину. Вместе с тем желание вернуться в родные края после получения образования в учреждениях высшего образования АЗРФ выразили около 35% респондентов, прибывших из других регионов, и лишь 15% иностранных студентов.

Рис. 3. Направления возможной миграции желающих покинуть регион места обучения, N=1966

Затрудняюсь В родной регион

ответить (страну)

4% \ 8%%

Встрану дальнего х / ^^ Всоседний регион

зарубежья 4%%

19%% \ч В г.Москву,

Ш Московскую

область

11%%

В страну ближнего^—

зарубежья

9%%

В г. Санкт-

Петербург,

В другой регион — ^^Ленинградскую

страны область

22%% 23%%

Таким образом, лишь небольшая часть студентов, приехавших на учебу в Арктический регион из других субъектов федерации или стран, имеет желание вернуться после окончания обучения на родину. Примерно 20—25% иногородних студентов планируют остаться в регионе обучения, а большинство желает выехать в другие регионы России. Возвратная миграция достаточно выражена среди архангельских студентов и обучающихся из восточной части АЗРФ (СФУ, СВФУ). В этих городах её доля варьируется от 14 до 16% от всех направлений миграций.

Миграционные настроения студентов и магистрантов детерминированы рядом социально-демографических параметров. Юноши, живущие в регионе обучения, гораздо чаще рассматривают в качестве объекта переезда другие страны, а девушки — столичные и другие регионы России, то есть в качестве приоритета рассматривают внутрироссийское направление переезда (рис. 4). Примечательно, что, за исключением медицинского специалитета, по мере приближения выпуска наблюдается уменьшение доли студентов, желающих переехать в другие страны. Вероятнее всего, причина кроется в критическом взгляде на сложности и последствия, связанные с переездом в другую страну, таким образом, отдаётся явное предпочтение внутренней миграции.

В период обучения снижается доля тех, кто собирается вернуться в родной регион. При этом количество потенциальных возвратных мигрантов сокращается к выпускным курсам весьма существенно (в 1,5—2 раза), особенно среди будущих магистров и бакалавров.

Динамика интереса к проживанию в столичном регионе более сложная. У студентов бакалавриата и магистратуры за время учёбы несколько увеличивается доля желающих переехать в одну из столиц, а будущие медики и инженеры к выпускному курсу, напротив, заметно охладевают к идее мигрировать в столичный регион.

Интерес к межрегиональной миграции повышается к выпуску на всех уровнях высшего образования.

Серьёзность миграционных намерений обычно определяется вопросами о сроках миграции и действиях по подготовке к переезду.

Наиболее серьёзные намерения продемонстрировали потенциальные возвратные мигранты. Почти 70% из них планируют вернуться на родину сразу по окончании обучения, а 10% — в среднесрочной перспективе. Потенциальные столичные и межрегиональные мигранты имеют практически схожие временные и подготовительные планы. Примерно 35% из них планирует переезд сразу после окончания обучения, а еще 25% — в среднесрочной пер-

Рис. 4. Направления миграции в зависимости от пола, профиля обучения и места жительства студентов

до поступления в вуз (значения указаны в % от числа всех респондентов данной категории)

Юноши 7,58% 19,87% 13,46% 20,40%

Девушки 10,01% 23,66°% 18,24% 15,25%

Проживали вдругой стране 16,84%% 26,32% 25,26% 15,79%

В другом регионе России 34,74% 16,84% 23,16% 11,05%

В соседнем регионе 37,96% 24,31% 18,98% 16,67%

Вдругом поселении региона 3,77% 16,21% 20,60% 15,70%

Проживают вгороде обучения 2 49% 14,34% 24,75% 20,04%

Медицинский профиль 18,02% 23,59% 20,42% 15,55%

Информационные технологии 3 ,14% 35,60% 10,99% 33,51%

Псхолого-педагогичесий 5,60% 20,52% 12,31% 10,82%

Социально-гуманитарный ; ,51% 26,67% 11,23% 26,32%

Естественнонаучный 3,92% 18,30% 15,69% 18,95%

Экономико-управленческий 5,20% 32,71% 14,13% 17,10%

Инженерно-технический профиль 5,10% 16,62% 15,51% 15,95%

В родной регион (страну) ■ Вдругой регион Встоличныйрегион 1 Вдругую страну

спективе. Студенты, которые заинтересованы в миграции внутри страны, продемонстрировали достаточно высокую активность по подготовке к переезду на новое место. Так, около 40% из них посещало место предполагаемого жительства, а более 60% собирало информацию и консультировалось по поводу переезда (табл. 4).

Потенциальные эмигранты гораздо менее серьёзны в своих планах и действиях. Лишь 30% из них говорят о возможном отъезде за границу в ближайшее время, а более 45% до сих пор ничего не предпринимали для подготовки к отъезду. Таким образом, вероятность реализации миграционных желаний у тех, кто хочет уехать за рубеж, гораздо ниже, чем у внутренних мигрантов (тех, кто намерен переезжать внутри России).

Потенциальные мигранты с наиболее продуманными намерениями учатся в вузах, которые располагаются на западе АЗРФ (Архан-

гельск, Мурманск). Более 30% студентов из этой части Арктической зоны уже предпринимали различные действия для подготовки переезда, тогда как в учебных заведениях восточной части АЗРФ их доля не превышает 20%.

Чаще всего активные потенциальные мигранты занимались сбором информации об условиях проживания и особенностях переезда, причём как заочно, так и посещая место будущего проживания. Каждый четвёртый потенциальный мигрант пытался найти работу в новом регионе (стране), и лишь каждый пятнадцатый занимался конкретной подготовкой к переезду (продажа недвижимости, оформление документов на выезд и т. п.).

На основании кластерного анализа выделена группа студентов с выраженными миграционными намерениями, которые с высокой вероятностью после окончания обучения покинут регионы АЗРФ. Размер этой группы,

Таблица 4. Ответы респондентов на вопрос: «Какие действия Вы уже предпринимали для подготовки к отъезду на другое место жительства?», N=1966

В % по столбцам Направление миграции

Другие регионы Столичный регион Другая страна

Посетил(а) место предполагаемого жительства 33,7% 39,7% 24,4%

Самостоятельно собирал(а) информацию об условиях жизни в месте предполагаемого выезда 33,1% 34,6% 40,6%

Консультировался по вопросам переезда 19,3% 20,1% 23,0%

Пытался найти работу в месте предполагаемого выезда 11,1% 11,8% 11,0%

Пытался продать/продал(а) собственность 1,7% 1,8% 1,7%

Оформлял(а) документы для переезда 1,6% 2,1% 2,9%

Пока ничего не предпринимал(а) 32,3% 30,7% 36,2%

Затрудняюсь ответить 7,0% 6,0% 8,9%

в зависимости от региона и конкретного вуза, варьируется в пределах от 5 до 17%, в среднем она составляет около 10%. Основу указанной категории составляют девушки, проживающие в административном центре региона, обучающиеся по образовательным программам бакалавриата и специалитета чаще всего на коммерческой основе. К выраженным миграционным действиям наиболее предрасположены студенты, имеющие социально-гуманитарный, естественнонаучный или информационно-технологический профили подготовки.

Студенты, которых можно отнести к этой группе (около половины из них), планируют переехать прежде всего в столичные регионы. Большинство представителей данной группы посещали предполагаемое место переезда, собирали информацию и консультировались по поводу условий жизни и процедуры переезда. Вместе с тем лишь каждый четвёртый потенциальный мигрант занимался поиском работы на новом месте жительства. Очевидно, что данная группа студентов уверена в возможности успешного трудоустройства в столичных мегаполисах.

В исследовании не подтвердилась гипотеза о влиянии на миграционные намерения осведомленности о льготах и гарантиях, которые имеют жители регионов северных территорий страны2. Вместе с тем комментарии респондентов по данному вопросу позволили сформулировать другую гипотезу, которая нуждается в дополнительной проверке. Фактором, стимулирующим

2 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014).

миграцию студентов, является критическое отношение к действующей системе гарантий и льгот для жителей районов Крайнего Севера. Значительная часть студентов знает о северных льготах и гарантиях, но считает, что они существуют номинально и фактически не влияют на уровень жизни населения региона, особенно молодёжи. Это подтверждают наиболее яркие комментарии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «Северные надбавки действуют только для работающих на бюджетных местах»;

— «Льготы есть, но они несущественные»;

— «В теории данные льготы существуют, но работодатели редко соблюдают их»;

— «Есть, но они не компенсируют неблагоприятные условия для жизни и труда»;

— «Есть «типа» северные, но они не работают. Работодатель занижает основную зарплату, поэтому в сумме вместе с северными выходит такая же зарплата».

Опрос показал слабую и фрагментарную осведомленность студентов по поводу создания Арктической зоны России (табл. 5). Лишь треть респондентов ответила, что точно знает о данном факте, тогда как 30% опрошенных впервые узнали об этом во время опроса. В целом студенты, которые учатся на западе АЗРФ (Архангельск, Мурманск), более информированы по этому вопросу, чем обучающиеся в восточной части АЗРФ. Возможно, это следствие того, что Красноярск и Якутск, в отличие от других муниципальных образований регионов, не вошли в состав Арктической зоны России.

Представления будущих специалистов о влиянии процесса формирования Арктической зоны России на развитие региона являются

Таблица 5. Ответы респондентов на вопрос: «Знаете ли Вы о том, что в нашей стране выделена как самостоятельный объект государственного управления Арктическая зона Российской Федерации?», N=4024

В % по столбцам Мурманск Архангельск Красноярск Якутск

Да 41,5% 34,8% 23,5% 23,4%

Что-то слышал 32,7% 31,3% 33,6% 37,7%

Не знаю 25,8% 33,9% 42,9% 38,9%

осторожно-оптимистичными. Чуть менее половины из них отметили, что население региона скорее выиграет от активизации арктического вектора государственной политики страны.

Анализ не выявил прямого влияния указанных результатов социологического опроса на миграционные настроения, однако они статически связаны с таким индикатором миграционных намерений, как «предполагаемый срок миграции». Другими словами, чем больше студент знает об Арктической зоне РФ и позитивнее относится к перспективам её развития, тем на более дальнюю перспективу он рассматривает возможность покинуть регион.

Причины и факторы миграции

Вопросы мотивационного характера выявили у потенциальных мигрантов комплекс причин, обусловливающих их намерения на переезд. В целом наблюдается разброс мнений по данному вопросу.

Самой популярной причиной выезда из региона обучения была названа следующая: «Нравится регион (страна), куда хотел бы переехать» (табл. 6). Данный вариант ответа был отмечен, как правило, без одновременного упоминания других ответов. Это позволяет рассмотреть студентов, которые выбрали данный вариант, как особую миграционную группу. Представители этой группы острее других не удовлетворены условиями для образования, культурного развития и обеспечения жильем на территории обучения. Кроме того, они считают данный регион «серым и вялым» и при этом «добрым и родным». Студенты, указавшие на данный мотив, заинтересованы в творческой, высокооплачиваемой и карьерно-перспективной работе. Из профессиональных видов деятельности их особо привлекают наука, предпринимательство, политика.

Таблица 6. Ответы респондентов на вопрос: «Почему Вы хотите переехать в другой регион (страну)?», N=1966

В % по столбцам Направление миграции

Другой регион Столичный регион Другая страна

Интересен регион, куда собираюсь переезжать 42,0% 45,0% 49,2%

Низкий уровень заработных плат в регионе 35,7% 39,0% 41,9%

Суровый климат 35,0% 35,5% 37,3%

Невозможность найти достойную работу 28,9% 33,7% 29,1%

Неразвитая культурная, досуговая среда 25,3% 29,2% 23,8%

Высокие цены 24,2% 22,3% 24,6%

Плохая экология 23,9% 20,6% 23,7%

Экономическая нестабильность в регионе 20,3% 21,75% 27,8%

Жилищные проблемы 18,5% 15,3% 17,5%

Хочу открыть своё дело, вести бизнес 10,1% 12,39% 11,5%

Стремление создать семью 8,6% 7,1% 6,7%

Быть ближе к родственникам/друзьям 7,8% 7,8% 3,9%

Сложность получения медицинских услуг 7,2% 7,1% 11,0%

Другие семейные обстоятельства 5,7% 6,1% 4,1%

Другое 0,7% 0,8% 1,1%

Затрудняюсь ответить 3,5% 2,9% 3,3%

В целом типичного представителя этой мо-тивационной группы можно назвать креативной натурой, которая ищет «место жительства — мечту». Таким людям нужна яркая, энергичная и материально стабильная территориальная среда, которая должна помочь раскрыть потенциал в профессиональной, общественной и личностной сфере. Подобную среду студенты надеются найти в Санкт-Петербурге или в странах дальнего зарубежья (особенно в Северной Европе, США и Канаде, Японии). Представления о желаемом месте переезда у большинства «мечтателей» заочные. Лишь четверо из десяти из них посещали место возможного переезда.

На уверенном втором месте находятся социально-экономические причины миграции (низкий уровень заработных плат в регионе, невозможность найти достойную работу, высокие цены, экономическая нестабильность в регионе). Ключевые ответы этого блока связаны с работой. По сути дела, они свидетельствуют о разочаровании студентов в возможности найти высокооплачиваемую работу по направлению подготовки в регионе. Особенно актуальны подобные мысли для студентов информационно-технологического, социально-гуманитарного профилей подготовки и частично для будущих медиков. Однако похожие чувства испытывают студенты, которые учатся по программам с выраженной «арктической» спецификой (имеют в названии указание на неё). Скорее всего, амбициозные зарплатные ожидания этой группы негативно влияют на восприятие регионального рынка труда и способствуют развитию желания покинуть регион.

Вместе с тем трудовой пессимизм студентов вузов связан с их слабой осведомлённостью о ведущих предприятиях отрасли. Так, лишь 20% респондентов из числа выпускников сообщили, что знают конкретную организацию, компанию, в которой хотели бы работать. Показательно, что доля таких студентов как на первых курсах, так и на выпускных — в целом идентична.

На третьем месте среди причин миграции — природно-экологические (суровый климат, плохая экология), а на четвёртом—пятом — социально-психологические.

Отметим, что структура миграционной мотивации юношей и девушек принципиально

разная. Мотивы юношей связаны прежде всего с профессионально-трудовой сферой и материальными проблемами (зарплата, работа, высокие цены, экономическая нестабильность). Мотивация девушек обусловлена во многом ситуацией в семейно-личной сфере и эмоциональными проблемами (суровый климат, стремление создать семью, быть ближе к родственникам/друзьям).

Среди факторов субъективного свойства, влияние которых на миграционные установки студентов статистически подтвердилось, можно выделить следующие:

— готовность к работе по специальности;

— жизненные планы после окончания обучения;

— предпочитаемые виды трудовой деятельности;

— уровень финансовых притязаний;

— отношение к развитию Арктической зоны России.

Наличие планов по трудоустройству после окончания обучения заметно снижает привлекательность столичной миграции и эмиграции, повышает интерес к жизни на территории АЗРФ. В свою очередь планы, связанные с продолжением образования или организацией собственного бизнеса, наоборот, подталкивают к миграции в столичные регионы и за рубеж.

Ориентация студентов на инновационные (наука, предпринимательство) и управленческие (общественно-политическая деятельность, государственная служба) виды деятельности также является «выталкивающим» за пределы АЗРФ фактором. Предпочтения, связанные с производственно-практической и педагогической деятельностью, наоборот, снижают вероятность выезда.

Финансовые притязания студентов оказывают сложное влияние на их миграционные настроения. Более высокие финансовые запросы у тех, кто хочет переехать в другую страну, в первую очередь в Северную Америку или Северную Европу. Для студентов Архангельска и Мурманска более высокие финансовые ожидания являются также фактором, усиливающим интерес к столичной миграции. Вместе с тем разница в ожидаемой зарплате среди тех, кто хочет остаться в регионе, и тех, кто намерен уехать, различается в зависимости от вуза

Таблица 7. Ответы респондентов на вопрос: «Что лично Вас может удержать от отъезда из своего региона?», N=1966

В % по столбцу от числа ответивших Юноши Девушки

Трудоустройство на хороших условиях, в привлекательной организации 56,7% 52,3%

Улучшение экономической ситуации в регионе 34,7% 27,6%

Если появится своя семья, любимый человек 33,1% 37,5%

Родственные обстоятельства, интересы близких людей 31,4% 37,9%

Улучшение инфраструктуры в регионе 30,4% 22,6%

Появление льгот, различных форм поддержки для молодёжи региона 23,8% 24,0%

Друзья, их нежелание отпускать меня 11,0% 5,3%

Другое 6,0% 3,7%

и направления миграции всего на 20—30%. Следовательно, уровень финансовых притязаний нельзя считать определяющим фактором миграционных настроений.

Наиболее веской причиной остаться в регионе АЗРФ для большинства респондентов является наличие хорошей работы. Причём основными параметрами удачного трудоустройства ими названы высокая заработная плата и возможность карьерного роста. Личные факторы и психологические обстоятельства (любовь, семья, родственники, друзья) служат важными причинами для девушек отложить переезд с Севера или отказаться от него (табл. 7).

Заключение

Миграционные настроения студенческой молодёжи АЗРФ достаточно сильны, особенно на территории городов Архангельска и Мурманска, и по-разному проявляются в подгруппах молодёжи. К примеру, острое желание выехать выразили девушки, а также студенты, проживавшие до поступления в административных центрах субъектов федерации.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что более выраженная идентификация студентов с арктическим профилем их подготовки снижает уровень миграционных настроений.

Доминирующим направлением потенциальной студенческой миграции является вну-трироссийское. Однако интерес к отъезду за рубеж заметно снижается у студентов за годы обучения.

Лишь небольшая часть студентов, приехавших на учебу в арктические регионы из других субъектов федерации или стран, планируют после окончания обучения вернуться на родину. Свою жизнь с арктическими регионами

хочет связать примерно четверть иногородних студентов, а большинство желает жить и работать в более южных субъектах Российской Федерации.

Количество студентов с ярко выраженными миграционными намерениями в зависимости от региона и конкретного вуза варьируется в пределах среднего значения, которое составляет порядка 10%. Студенты, которых можно отнести к этой группе, чаще встречаются среди респондентов, обучающихся на западе АЗРФ (Архангельск, Мурманск). Большинство потенциальных мигрантов уже занимались сбором информации об условиях проживания и особенностях переезда, причём как заочно, так и очно. Некоторые из них искали работу в новом регионе (стране), и лишь единицы занимались конкретной подготовкой к переезду.

Миграционные намерения студентов в первую очередь связаны с факторами экономического характера. Вместе с тем влияние психологического и информационно-образовательного фактора нельзя недооценивать. Так, анализ данных опроса выявил, что осведомлённость о создании Арктической зоны РФ и позитивное отношение к перспективам её развития влияет на увеличение планируемого срока отъезда из этого макрорегиона.

Однако на желание покинуть регион АЗРФ влияют не только объективное положение, но и субъективное восприятие ситуации глазами студентов, их жизненные и профессиональные представления и планы. Основные факторы удержания молодых специалистов связаны с деятельностью федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, активностью бизнес-структур макрорегиона.

Факторы, связанные с деятельностью учреждений высшего образования, играют второстепенную роль в миграционных процессах. Однако недооценивать их значение нельзя, тем более что их коррекция возможна в более короткие сроки, чем изменение основных факторов.

По итогам исследования можно выделить в деятельности организаций высшего образования ряд направлений, оптимизация и активизация которых положительным образом может сказаться на миграционных процессах в АЗРФ и решении задач по нивелированию дефицита кадров для экономики и социальной сферы макрорегиона.

В их числе:

1. Разработка и модернизация образовательных программ арктической направленности, в том числе: включение в название программ указания на арктическую направленность, включение образовательных модулей арктической направленности в программу каждого года обучения; организация сетевых программ, объединяющих кадровый и учебно-методический ресурс образовательных организаций, занимающихся арктической тематикой; разработка и внедрение для всех профилей обучения образовательных модулей, посвященных истории изучения и освоения Арктики, состоянию и перспективам развития АЗРФ. Стоит отметить, что институтом, способным выполнять координационную роль в сфере совершенствования подготовки кадров является Национальный арктический научно-образовательный консорциум, созданный в июне 2016 года и объединяющий более 40 ведущих научных, образовательных, общественных организаций России, участвующих в кадровом и научном обеспечении арктических проектов.

2. Системная профориентационная работа со школьниками и студентами, в том числе: поддержка и стимулирование различных форм основной и дополнительной образовательной деятельности школьников, связанной с арктическим направлением и тематикой (профильные классы, клубы, кружки и секции, факультативы, экспедиции, походы); активная работа со школами, находящимися за пределами административных центров регионов; информиро-

вание студентов о состоянии отраслевого рынка труда в регионе обучения и других регионах АЗРФ; создание базы данных предприятий и организаций — работодателей АЗРФ с разделением её по отраслевому и профессиональному принципу и открытым размещением в сети Интернет.

3. Взаимодействие с работодателями по вопросам организации производственной практики, подготовки выпускных квалификационных работ и трудоустройства выпускников. Целесообразно использование экспертного потенциала работодателей для оценки перспективности новых направлений подготовки, выбора тематики выпускных квалификационных работ, анализа содержания образовательных программ. Необходимо развивать практику создания базовых кафедр на предприятиях региона, увеличения числа организаций-партнеров, готовых принять на практику, причем не только крупных, но и средних и малых.

4. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прогнозирования кадровых потребностей муниципальных образований и региона, разработке и внедрению мер поддержки молодых специалистов. Проекты государственных и муниципальных программ поддержки молодежи и молодых специалистов должны проходить предварительное обсуждения на базе вузов регионов. Целесообразно информировать студентов о принятых и осуществляемых в регионе, муниципалитетах мерах поддержки молодежи с помощью профсоюзных мероприятий и факультативных учебных дисциплин.

5. Организация работы с выпускниками вузов, особенно успешно работающими по специальности на предприятиях и в организациях на территории АЗРФ. Целесообразно с помощью ассоциации выпускников вузов организовать сбор и обобщение информации о выпускниках, использовать их потенциал в качестве лекторов, консультантов, экспертов.

6. Организация научной и инновационной работы студентов, в том числе: привлечение их к научно-прикладным работам, созданию студенческих бизнес-инкубаторов и технопарков, которые выполняли бы заказы для реального сектора экономики макрорегиона.

Литература

1. Зайков К.С., Тамицкий А.М., Задорин М.Ю. Основы этнонациональной политики государства на примере Российской Федерации // Федерализм. 2016. № 3 (83). C. 145—158.

2. Каторин И.В., Чураков А.А. Проблемы и перспективы развития арктических регионов (по материалам экспертного опроса) // Арктика и Север. 2015. № 19. С. 71-80. DOI 10.17238/issn2221-2698.2015.19.71.

3. Мотрич Е.Л., Ли Е.Л., Скрипник Е.О. Студенчество Хабаровского края. Социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения // Социологические исследования. 2008. № 5.

4. Рыбаковский Л.Л. Демографический понятийный словарь. М., 2003. 352 с.

5. Арктика — национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение. Архангельск, 2016. 266 с.

6. Кузнецова С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. № 4. C. 34—45.

7. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М., 2003.

8. Вячеславов В.Н. Типологизация факторов, влияющих на миграцию населения // Вопросы территориального развития. 2015. № 7. C. 1—6.

9. Зайончковская Ж.А., Ноздрина Н.А. Миграционная подвижность населения России и её территориальная дифференциация (по результатам обследования в 10 городах) // Демографические перспективы России: материалы международной научно-практической конференции «Демографическое будущее России: проблемы и пути решения». М., 2008.

10. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. 1978. № 1.

11. Arctic Human Development Report: Regional Processes and Global Linkages / Edit. J. Larsen, G. Fondahl. -Copenhagen: Nordisk, 2015., 500 p.

12. AMAP, 2017. Adaptation Actions for a Changing Arctic: Perspectives from the Barents Area. Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP), Oslo, Norway. P. 267.

13. Venhorst, V.A. Graduate Migration and Regional Familiarity // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. 2013. 104 (1), P. 109—119.

14. Маклашова Е.Г., Осипова О.В. Миграционные намерения молодёжи Арктики в контексте субъективных оценок социального самочувствия // Арктика и Север. 2016. № 24. C. 14—26. DOI 10.17238/issn2221-2698.2016.24.14.

15. Шарова Е.Н. Миграционные установки молодёжи Мурманской области // Проблемы развития территорий. 2015. № 3 (77). С. 88—103.

16. Дзевенис М.А. Социологическое исследование потенциальной миграции (на примере студентов АМГУ) // Вестник Амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2015. № 68. C. 90—98.

17. Замятина Н. Метод изучения миграций молодёжи по данным социальных интернет-сетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной интернет-сети «ВКонтакте») // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 15—28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Межрегиональная миграция молодёжи в России // Вопросы образования. 2016. № 3. C. 169—203.

19. Леденева Л., Некипелова Е. Миграционные намерения студентов // ДемоскопWeekly. 2003. № 3. C. 113—116.

20. Лычко С.К., Мосиенко Н.Л. Привлекательность города как фактор формирования миграционных установок студентов // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14. Вып. 1. С. 160—169.

21. Baryla E.A., Jr., Dotterweich D. Student Migration: Do Significant Factors Vary by Region? Education Economics, 2001, Vol. 9, No. 3, pp. 269—280.

22. Beine M., Noel R., Ragot L. Determinants of the International Mobility of Students. CESIFO Working Paper, 2014, No 3848.

23. Morosanu L. Professional Bridges: Migrants' ties with natives and occupational advancement. The Journal of the British Sociological Association, 2016, Vol. 50, No. 2, pp. 349—365.

24. Szelenyi К., Rhoads R. A. Citizenship in a Global Context: The Perspectives of International Graduate Students in the United. States Comparative Education Review, 2007, Vol. 51, No. 1. Pp. 25—47.

25. Chen T., Barnett G.A. (2000) Research on International Student Flows from a Macro Perspective: A Network Analysis of 1985, 1989 and 1995. Higher Education, 2000, vol. 39, 4, pp. 435-453.

26. Barnett G.A., Wu R.Y. The International Student Exchange Network: 1970 & 1989. Higher Education, 1995, vol. 30, 4, pp. 353-368.

27. Baron, M., Perret, C. Students' and graduates' migration behaviours. What level off rench regions reveals // Geographie, Economie, Societe. 2008. 10(2). P. 223-242.

28. Sage, J., Evandrou, M., Falkingham, J. Onwards or homewards? Complex graduate migration pathways, well-being, and the 'parental safety net' // Population, Space and Place. 2013. 19(6). P. 738-755.

29. Rerat, P. The selective migration of young graduates: Which of them return to their rural home region and which do not? // Journal of Rural Studies. 2014, 35. P. 123-132.

30. Чудиновских О.С., Денисенко М.Б. 1де хотят жить выпускники российских вузов // Демоскоп Weekly. 2003. № 4. С. 119-120.

31. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2014. № 3. C. 36-58.

32. Арбуз А.В. Миграционные установки выпускников вузов г. Омска // Вестник Омского университета. Сер. «Экономика». 2016. № 4. С. 139-146.

Сведения об авторах

Константин Сергеевич Зайков - кандидат исторических наук, директор, Арктический центр стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (163002, Российская Федерация, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: k.zaikov@narfu.ru)

Игорь Вячеславович Каторин - научный сотрудник, Арктический центр стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (163002, Российская Федерация, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: Mediana.29@mail.ru)

Александр Михайлович Тамицкий - кандидат политических наук, доцент, директор высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (163002, Российская Федерация, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: a.tamitskij@narfu.ru)

Zaikov K.S., Katorin I.V., Tamitskii A.M.

Migration Attitudes of the Students Enrolled in Arctic-Focused Higher

Education Programs

Abstract. The article presents the findings of a sociological survey conducted in the regions that are partially or completely included in the Arctic zone of the Russian Federation (hereinafter - the Russian Arctic). The goal of our research is to study migration attitudes of students and determine the factors affecting the readiness of future skilled personnel to leave the territory of the Russian Arctic. The survey was conducted among students enrolled in Arctic-focused higher education programs and trained for the needs of the economy and social sphere of the polar regions of Russia in the cities of Arkhangelsk, Murmansk, Krasnoyarsk and Yakutsk. The study pays considerable attention to information-related and educational factors associated with the subject matter of the Arctic ("Arctic-focused" education; assessment of the extent of Arctic-related specifics of educational programs; awareness of specifics of formation of the Russian Arctic, and others). According to the results of the survey, migration attitudes of students are identified as quite strong. We have confirmed the hypothesis that when students consider

their preparation for the future Arctic-focused specialty, they generally reduce the level of their migration attitudes and do not express a strong intention to leave the region. Internal migration is the dominant direction of potential student migration. Migration preferences of students are almost equally divided between capitals and other regions of Russia. Among the capital regions, Saint Petersburg is the most popular one, and the regions of Central and Southern Russia are most popular among the provincial ones. Most potential migrants collected information on living conditions and specifics of moving, both in person and at a distance. Some of them were looking for a job in a new region (country), and only a few were engaged in specific preparation for moving. Migration intentions of students are primarily related to economic factors. Psychological and information-educational factors affect the delay in the planned time of leaving the Arctic macro-region. Using the results of the survey we formulated recommendations for higher education institutions that can positively affect the migration situation in the Russian Arctic. Our recommendations include the development and modernization of Arctic-focused educational programs, comprehensive career guidance work with students, strengthening of interaction with employers and with national and local government, inclusion of graduates working in the territory of the Russian Arctic in the educational process, promotion of innovation and research-to-practice work of students.

Key words: Arctic region, migration sentiments, migration intentions, migration factors, student youth.

Information about the Authors

Konstantin S. Zaikov — Candidate of Sciences (History), director, Arctic Centre for Strategic Studies at M.V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University (17, Severnaya Dvina embankment, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation; e-mail: k.zaikov@narfu.ru).

Igor' V. Katorin — Researcher, Arctic Centre for Strategic Studies at M.V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University (17, Severnaya Dvina embankment, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation; e-mail: Mediana.29@mail.ru).

Aleksandr M. Tamitskii — Candidate of Sciences (Politics), Associate Professor, director of the Higher School of Social Sciences, Humanities and International Communication, M.V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University (17, Severnaya Dvina embankment, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation; e-mail: a.tamitskij@narfu.ru).

Статья поступила 25.12.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.