Сагитова В.Р. Феномен образовательной миграции
12 января 2024 19:00 // 2024-1(38)
Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 1. С. 5-5.
Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 1. P. 5-5.
УДК: 325.1
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-1-5-5
Поступила в редакцию: 24.11.2023 г. Опубликована: 13.01.2024 г. Submitted: November 24, 2023 Published online: January 13, 2024
Для цитирования: Сагитова В.Р. Феномен образовательной миграции // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №1(38). С. 5-5.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-1-5-5.
For citation: Sagitova V.R. The phenomenon of educational migration. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(1):5-5. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-1-5-5.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Обзорная статья
ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ Сагитова Виктория Равильевна 1
1 Казанский федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7002-4719, e-mail: [email protected]
Аннотация:
Актуальность изучения образовательной международной миграции в последнее столетие с каждым годом возрастает. Глобальные иммиграционные процессы на территории большинства стран, вызванные в некоторых случаях развитием науки, экономики, в других случаях, военными конфликтами заставляют людей перемещаться по территории земного шара в поисках улучшения бытовых условий, повышения квалификации, желания сменить место проживания и просто получить то образование, которое им кажется лучшим. В статье представлены основные теоретические положения международной образовательной миграции, анализ статистических данных, позволяющих отследить динамику образовательной миграции, в частности на территории Российской Федерации. Результатом исследования стало понимание того, что миграционные процессы помимо отрицательных аспектов, могут иметь также положительные. Это позволило говорить о необходимости реализации программ в рамках образовательной системы, помогающих не только принимать студентов иностранцев, но адаптировать их в рамках государства-донора.
Ключевые слова: миграционные процессы, образовательная миграция, страны-лидеры, рейтинг, международная миграция, адаптация
ВВЕДЕНИЕ
Век глобализации и демографические проблемы в настоящее время заставляют задуматься о многих вопросах, интересовавших человечество со времен Дж. Кука. И если наши предки открывали новые земли, то нынешнее поколение занято вопросами освоения «новых земель» как мирным, так и политико-военными способами. Автора данной статьи интересуют мирные пути освоения новых жизненных пространств и установления международных отношений, выраженных в процессах миграции. Актуальность данной тематики на сегодняшний день обусловлена процессами, происходящим во всех странах мира — перенаселение и «демографические ямы». Одним из способов решения данных вопросов выступает образовательная миграция, позволяющая повысить численность трудоспособного населения, увеличить долю квалифицированных специалистов на рынке труда.
Перспективность изучения миграционных процессов обусловлена возможностями анализа изменения социальной структуры общества и мобильностью различных групп и общностей под влиянием миграции. По некоторым данным, образовательная миграция входит составной частью в социальную миграцию [14, с. 28], по другим — в интеллектуальную миграцию [1].
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ
Образовательная миграция, при рассмотрении с разных позиций, изучает:
социальное взаимодействие индивидов, перемещающихся с целью получения образования; предметом изучения в данном взаимодействии выступает динамика отношений с прежним и новым социумом [15];
миграцию как «мягкую силу» воздействия на другие страны, их население и политику без применения военных и силовых методов [6; 19].
Образовательная миграция содержит в себе учебную миграцию, подразумевающую получение образования и повышение уровня квалификации, разнообразные стажировки, дополнительное образование, курсы и другие формы повышения квалификации; перемещения школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений, аспирантов, докторантов, стажеров, профессионалов, повышающих свою квалификацию в различных учебных заведениях, структурах и компаниях.
О.Д. Выхованец в структуре образовательной миграции выделил два типа перемещений:
релокация;
научно-образовательная миграция (миграция студентов и стажеров между странами с целью получения новых компетенций и включения в международные сетевые трудовые, исследовательские и коммуникативные отношения) [3].
Эффектами образовательной миграции на основании исследований иностранных студентов, аспирантов, обучавшихся в России (Москва, Ставрополь, Иваново, Белгород, Воронеж и Новосибирск) в 2007, 2008 гг. выступают: социальный, политический, демографический и экономический [4; 2]. Они раскладываются более подробно на позитивные и негативные.
К позитивным последствиям образовательной миграции относят:
высокие уровни мобильности, терпимости, адаптируемости студента- мигранта; возможность влияния на репродуктивные намерения страны-реципиента;
денежные траты в стране проживания во время обучения, отражающиеся на экономике принимающей страны;
результат обучения — дипломированный специалист с необходимым набором компетенций, требуемых для экономики принимающей страны;
проведенный процесс адаптации мигранта — владение языком принимающей страны; понимание чужих обычаев и стереотипов;
по окончании вуза, если студент решает остаться, то он вливается в экономику страны, если уезжает обратно, становится агентом влияния на территории своего государства [17].
Отрицательными последствиями образовательной миграции выступают:
бюджетные места в учебных заведениях занимаются иностранными гражданами;
проживание в стране большого количества образовательных мигрантов создает дополнительные нагрузки на социальные системы и инженерные инфраструктуры;
для адаптации и интеграции образовательного мигранта необходимы дополнительные финансовые затраты;
со стороны вуза или государства затрачиваются средства на рекрутинг за рубежом и брендирование программ вуза;
присутствие иностранных студентов в учебных группах формирует дополнительные риски снижения качества работы учебных групп;
низкий стартовый уровень набираемых студентов ведет к снижению уровня знаний и девальвации обучения, следовательно, к формированию некачественных специалистов.
В силу процессов глобализации большинство молодых людей стремится получить образование не только за пределами своего города, но и за пределами страны. Отсюда вытекают факторы, запускающие данный процесс:
перспективы профессиональной самореализации не только у себя на родине, но и на территории принимающей страны;
работа среди единомышленников (при условии, что в своей стране специальность, которую желает получить студент либо не актуальна, либо представлена в единичном аспекте);
уровень научно-технического обеспечения;
ожидаемый размер оплаты труда.
Особая привлекательность образовательной миграции в том, что помимо научных, академических преимуществ, она создает дополнительные экономические, социальные и политические эффекты, поскольку едут в страны с высокими показателями финансовой надежности и устойчивости.
Международная образовательная миграция включает в себя потоки перемещений, классифицируемые по целям:
1. получить среднее, среднее специальное и первое высшее образование, а также освоить каникулярные программы — это учебная иммиграция;
2. получить второе высшее и последующие ступени образования, ученые степени, пройти научную стажировку;
3. пройти обучение на языковых курсах, семинарах, тренингах, программах переподготовки или сертификации, получение бизнес-образования и степени MBA, а также обучение по программам Work+ и Au pair — это, профессиональное развитие.
СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Традиционно принято говорить о миграционных образовательных процессах в страны Европы. Так, 52% иностранных студентов (1,2 млн), представителей Европы и Африки, а также, частично представители Америки и Азии считают Европу привлекательной. Аналогичная ситуация складывается и в Азии, где 48% учебной миграции — это внутрирегиональные перемещения; а оставшиеся 52% перераспределяются следующим образом: представители из Европы — 28%, из Африки — 12, из Южной Америки — 7, из Северной Америки — 4 и из Океании — 1% [20].
США и Великобритания лидируют по показателям притока иностранных студентов, они принимают в совокупности свыше 1 млн человек в год. Всего может быть выделено восемь ведущих стран-реципиентов, принимающих более 70% совокупного массива: США — 20%, Великобритания — 13%, Франция — 8%, Германия — 8% (в сумме эти страны аккумулируют почти 50% учебных мигрантов), Австралия — 7%, Китай — 7%, Канада — 5%, Япония — 4%.
Россия — центр притяжения более чем для 60% иностранных студентов из Центрально-Азиатского региона [20]. На стажировку из России едут в США (11,6%), Германию (22%), Великобританию (14,1%), Францию (10,4%), Голландию (5,5%), Швецию (5,1%), Италию (3,5%), Японию (6,3%), Южную Корею (5,5%) студентов.
В рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть Россию в качестве привлекательной страны для международной образовательной миграции. Анализируя статистические данные, представленные в открытом доступе, можно проследить некоторые тенденции, позволяющие строить прогнозы и делать выводы о качестве данного вида миграции и увеличении доли иностранных студентов в российских вузах.
Аналитические данные будут представлены по ряду параметров:
1. Количество выпускников в странах, популярных для образовательной миграции (см. таблица 1);
2. Численность студентов, принятых на обучение в российские вузы и завершивших обучение в них.
Официальные статистические данные соотносятся с численностью учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений на 2016—2017 года.
Таблица 1
Количественные показатели динамики учащихся в общеобразовательных школах по странам
Страна Количеств< ое ) учащихся, получающих школь »разование по странам (млн чел.; ное общее
2012 г. о/о [7, с. 341 2014 г. Г8, с- 32] 2015 г. Г9= с. 321 2016 г. [10, с. 361 2017 г. Г11. с. 441
Россия 20.8 6,2 6,4 6.7 7,0
Великобритания 31,5 4,6 4,5 4,6 4,7
Германия 18,0 2,9 2,9 2,9 2,9
Италия 25,7 2,9 2,9 2,9 2,8
Канала 31,3 2 2 2,2 2,3 2,3
США 30,9 24,4 24,5 24,8 25,0
Швеция 28,7 0,7 0,8 0,8 0,8
Японня 32,8 6,8 6,7 6,6 6,6
По таблице видно, что общестрановая тенденция демографических изменений из года в год идет в рост. Увеличивается количество населения в возрасте от 11 до 17—18 лет, что позволяет понять возможности миграционных передвижений и их динамику.
Так, по данным Министерства науки и высшего образования России, численность иностранных студентов, обучавшихся в российских вузах по государственной линии и на контрактной основе в 1998 г. составила 59,9 тыс. чел. Снизившись к 2000 г. на 9% (до 54,5 тыс. чел.), она начинает заметно расти и достигает: в 2002 г. — 60,9 тыс. чел. [18], в 2010 г. — 153,8 тыс. чел., в 2017 г. — 260,1 тыс. чел. [5]
В динамике численность иностранных студентов с 2010—2011 уч.г. по 2017—2018 уч.г., принятых на обучение в вузы и выпустившихся из них в рассматриваемый период, выросла с 37,3 тыс. чел. (24,3% от всех иностранных студентов) до 86,0 тыс. чел. (33,0%); количество иностранных выпускников из вузов и научных организаций России снизилось с 24,1 тыс. чел. (64,6%) до 41,1 тыс. чел. (47,7%) [5]. Это может объясняться многими причинами: проблемами адаптации иностранных обучающихся в вузах и регионах, недостаточным уровнем подготовки (прежде всего, языковой), недостаточной адаптированностью программ подготовки, реализуемых в вузах, под иностранных студентов, финансовыми сложностями студентов и т.д.
Увеличились численность и удельный вес представителей европейских стран среди общего числа иностранных студентов с 1,3 тыс. чел. (0,8%) до 2,7 тыс. чел. (1%). В то же время, при росте числа принятых на обучение и выпускников (с 0,3 тыс. чел. до 1,0 тыс. чел. и с 0,3 до 0,5 тыс. чел. соответственно), их удельный вес существенно падает (с 8% до 1,2% и 12,4% до 1,2% соответственно) [5].
Несмотря на заметное увеличение числа китайских студентов в российских вузах и научных организациях (с 28,1 тыс. чел. до 47,4 тыс. чел.), их удельный вес даже немного снизился (с 18,3% до 18,2%). При этом из азиатских стран Китай с 2010 по 2017 гг. оставался лидером по общему числу студентов, обучающихся в России, принятых в российские вузы и научные учреждения и закончивших их. Затем (по состоянию на 2010 г.) с большим отрывом в порядке убывания шли Индия (ежегодный прирост), Малайзия (ежегодно убывает), Вьетнам, Монголия, Сирийская Арабская Республика, Республика Корея, КНДР Через 7 лет (в 2017 г.) это распределение несколько изменилось в следующую последовательность: Индия, Вьетнам, Монголия, Сирийская Арабская Республика, Республика Корея, КНДР
Число принятых на обучение представителей азиатских стран выросло за 2010—2017 гг. с 7,3 тыс. чел. до 18,3 тыс. чел., так же, как и их удельный вес среди всех иностранцев, принятых на обучение, — с 19,6% до 21,2%. Самое большое количество среди представителей этой группы насчитывали представители Китая, за ними в порядке убывания в 2010 г. расположились такие страны как: Вьетнам, Индия (ежегодный прирост), Малайзия (ежегодное сокращение), Монголия, Сирийская Арабская Республика, Республика Корея, КНДР К 2017 г. ситуация изменилась: за Китаем по числу студентов, обучающихся в российских вузах, расположились Индия, Вьетнам, Монголия, Сирийская Арабская Республика, Малайзия и Республика Корея. Из КНДР в 2016—2017 гг. не наблюдалось поступивших в российские вузы, а выпускников из этой страны не было на протяжении всего рассматриваемого периода [5].
Количество выпускников из азиатских стран выросло с 6,8 тыс. чел. до 8,3 тыс. чел., но их удельный вес среди всех иностранных выпускников снизился с 28,2% до 20,2%. За Китаем в 2010 г. расположились в порядке убывания: Индия, Вьетнам, Малайзия, Монголия, Сирийская Арабская Республика, Республика Корея. В 2017 г. — Вьетнам, Индия, Малайзия, Монголия, Сирийская Арабская Республика, Республика Корея. Представителей КНДР среди выпускников российских вузов и научных организаций в рассматриваемый период не было [5].
Общая численность студентов из Центральной и Южной Америки, и их удельный вес среди всех иностранных студентов сократились с 0,9 тыс. чел. (0,6%) до 0,8 тыс. чел. (0,3%). При этом принятых на обучение и выпускников стало больше:
с 0,2 тыс. чел. до 0,8 тыс. чел. (0,5% до 0,9%) и с 0,1 тыс. чел. до 0,3 тыс. чел. (0,4% до 0,7%) соответственно [5].
Несмотря на рост численности и удельного веса студентов из Северной Америки (США и Канада) с 0,1 тыс. чел. до 0,2 тыс. чел. (с 0,06% до 0,07%) количество принятых в российские вузы и научные организации иностранцев из США и Канады оставалось на прежнем уровне — 0,1 тыс. чел., а удельный вес среди всех иностранных студентов даже снизился с 0,3% до 0,1%. Выпускники из этих стран были только в 2015 и 2016 гг. (по 0,1 тыс. чел) [5].
Общее число африканских студентов за рассматриваемый период выросло с 6,7 тыс. чел (4,4%) до 15,0 тыс. чел (5,8%). На первом месте по темпам прироста студентов находились Марокко, затем шли Нигерия, Замбия, Камерун и Кения.
Количество принятых на обучение в России из Африки выросло с 1,4 до 5,2 тыс. чел. (с 3,8% до 6%). Выпускники — с 1,0 до 2,0 тыс. чел. (от 0,4 до 0,5%). Среди поступивших иностранных студентов из африканских стран наибольшее число насчитывали представители Марокко и Нигерии, находившиеся на одном уровне. За ними шли Замбия и Камерун. К 2017 г. в лидеры вышли представители Марокко, за ними с серьезным отрывом шли Нигерия, Камерун и Замбия [5]. Среди выпустившихся в 2010 г. — Марокко, Нигерия, Замбия. В 2017 г. — Нигерия, Марокко, Замбия и Кения.
Вышеизложенные данные позволяют сделать вывод о том, что обучение в Российской Федерации постепенно становится популярным для стран азиатского региона. Причины выбора России как страны для получения образования, на наш взгляд, заключаются в следующем:
Первое. Высокое качество образования в сравнении с уровнем образования в азиатских развивающихся странах (см. таблицу 2).
Таблица 2
Образовательный рейтинг стран и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования
(приведены страны с высоким потоком образовательной миграции) [12]
Страна Рейтинг Индекс Рейтинг Индекс Рейтинг Индекс Рейтинг Индекс
2012 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г.
Германия 9 0.93 1 0.946 5 0.914 1 0.915
В елико британня 39 0.82 8 0.916 10 0.896 9 0.88
Швеция 10 0.914 19 0.855 12 0.87
США 5 0.94 12 0.899 8 0.900 16 0,853
Швейцария 26 0.87 13 0.896 11 0.891 11 0,876
Чехия 12 0.92 16 0.892 15 0.878 10 0=879
Россия 49 0.78 33 0.832 34 0.816 27 0.814
Исходя из таблицы № 2 видно, как меняется уровень образованного населения в странах и рейтинг стран в зависимости от качества предоставляемых образовательных услуг. Так, на 2017 г. по качеству образования Германия занимает 1-е место, Великобритания — 9, а Россия — 27. Что свидетельствует частично и о том, что образование в этих странах становится все более востребованным, чему способствуют в определенной доле и иммиграционные процессы.
Второе. Престижность для страны отправителя, что представители страны имеют образование другой страны.
Третье. Возможности поступления на льготных условиях (бюджетные места, квота). Так, по расходам на образование Россия занимает 98 место и представлена в количестве 4,1% от ВВП страны (см. таблицу 3) [12].
Таблица 3
Распределение по странам расходов,
затрачиваемых на образование (в % от ВВП страны)
Место Страна Расходы
2012-2014 ГГ. 2018 Г.
16 Швеция 7,3 3,8
45 Великобритания 5,6 3,2
52 Соелпнённые Штаты Америки 5,4 3,5
79 Германия 4,6 2,8
98 Россия 4,3 [71 1.6
По таблице № 3 видно, что процент затрат на образование со стороны государств падает, что может говорить о двух тенденциях: высоком уровне образованности населения стран; или отсутствии необходимости в научных открытиях.
Четвертое. Широкие перспективы трудоустройства и дальнейшего обучения.
Пятое. Возможность быть специалистом по редкой специальности, отсутствующей в стране проживания. Шестое. Отсутствие националистических настроений для русских и русскоязычных. Седьмое. Планируемый переезд семьи [17, с. 116].
В качестве основных возможностей международной образовательной миграции могут выступать следующие пути:
1. разработка образовательных грантов для иностранных студентов;
2. знание языка и доступность его изучения;
3. возможность совмещать образовательные программы в своем вузе и иностранном, в том числе реализация программ двойного диплома;
4. развитие путей и поиск возможностей улучшения или стабилизации экономического положения студента;
5. отработка факторов, связанных с необходимостью оформления документов, в том числе и относящихся к полученному ранее образованию;
6. повышение уровня толерантности в принимающем обществе [2]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы из вышеизложенного позволяют говорить о том, что миграционные процессы создают на международном уровне образовательные потребности стран-реципиентов. При этом выбор страны для образовательной миграции сопряжен с рядом факторов, повышающих престиж страны-донора и расширяющим возможности образовательного мигранта как в стране проживания, так и в стране обучения. На уровне государства это решает не только ряд социальных, политических, но и экономических вопросов.
Оценивая иммиграционные процессы в рамках международной образовательной миграции, можно говорить о том, что престижность образования в Российской Федерации неуклонно растет для стран Азиатского региона, что обусловлено не только политикой России, проводимой на государственном уровне в отношении этих стран, но и возможностями изучения культуры и языка стран Азии для налаживания международных отношений.
Список литературы
1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 4. С. 113-136.
2. Волох В.А., Гришаева С.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 1. С. 80-87.
3. Выхованец О.Д. Управление миграционными процессами // Миграция и развитие. М., 2007. С. 31.
4. Замотин М.П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 77-86.
5. Иностранные студенты, обучавшиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования и научных организациях России// Российский статистический ежегодник. 2018. — URL: ttps://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm (дата обращения: 5.11.2023).
6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/- (дата обращения: 5.11.2023).
7. Образование в цифрах: 2014: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2014. - 80 с.
8. Образование в цифрах: 2016: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 80 с.
9. Образование в цифрах: 2017: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 80 с.
10. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 80 с.
11. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 96 с.
12. Рейтинг стран мира по уровню образования 2018. — URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/educat (дата обращения: 5.11.2023)
13. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 08.02.2020). — URL: https://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения: 5.11.2023).
14. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии. М., 2008. С. 28.
15. Самофалова Е.И. Образовательная миграция: проблемное поле и основные характеристики // Научная сеть SciPeople, 23.03.2010. — URL: http://scipeople.ru/publication/69692/ (дата обращения: 5.11.2023).
16. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». — Сайт Президента России. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 5.11.2023).
17. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012 г. - 210 с.
18. Численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных высших учебных заведениях России // Российский статистический ежегодник 2003 г. — URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/IssWWW.exe/Stg/d020/i020230r.htm (дата обращения: 05.11.2023).
19. Nye, J. Soft Power: The means to success in world politics. New York, Public Affairs Group, 2004. - 192 p.
20. UNESCO Institute for Statistics. — URL: http://www.uis.unesco.org/ (дата обращения: 05.11.2023).
Информация об авторе
Сагитова Виктория Равильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедра регионоведения и евразийских исследований Казанского федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Сагитова Виктория Равильевна, e-mail: [email protected]
MIGRATION PROCESSES IN THE GLOBAL WORLD
Review
The phenomenon of educational migration
Victoria R. Sagitova 1
1 Kazan (Volga region) Federal University Kazan, Russian Federation, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7002-4719, e-mail: [email protected]
Abstract:
The relevance of studying educational international migration in the last century is increasing every year. Global immigration processes on the territory of most countries, caused in some cases by the development of science, economics, in other cases, by military conflicts, force people to move around the globe in search of improving living conditions, professional development, the desire to change their place of residence and simply get the education that they think is the best. The article presents the main theoretical provisions of international educational migration, the analysis of statistical data allowing to track the dynamics of educational migration, in particular on the territory of the Russian Federation. The result of the study was the understanding that migration processes, in addition to negative aspects, can also have positive ones. This made it possible to talk about the need to implement programs within the educational system that help not only to accept
Keywords: migration processes, educational migration, leading countries, rating, international migration, adaptation
References
1. Alekseyeva Ye.N. (2012) Osobennosti i perspektivy obrazovatel'noy migratsii v epokhu global'nykh transformatsiy [Features and prospects of educational migration in the era of global transformations]. - Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiya ipolitologiya. 2012. № 4. S. 113-136. (In Russ.)
2. Volokh V.A., Grishayeva S.A. (2017) Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya migratsiya v sovremennoy Rossii: osobennosti, problemy i perspektivy [International educational migration in modern Russia: features, problems and prospects]. -Sotsial'naya politika isotsiologiya. 2017. T. 16. № 1. S. 80-87. (In Russ.)
3. Vykhovanets O.D. (2007) Upravleniye migratsionnymi protsessami [Management of migration processes]. - Migratsiya i razvitiye. M., 2007. S. 31. (In Russ.)
4. Zamotin M.P. (2016) Obrazovatel'naya migratsiya v migratsionnykh issledovaniyakh rossiyskikh avtorov [Educational migration in migration studies of Russian authors]. - Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2016. № 5. S. 77-86. (In Russ.)
5. Inostrannyye studenty, obuchavshiyesya po programmam bakalavriata, spetsialiteta, magistratury v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya i nauchnykh organizatsiyakh Rossii [Foreign students who studied in bachelor's, specialist's, and master's programs in educational institutions of higher education and scientific organizations in Russia]. -
Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik. 2018. — URL: ltps://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm (data obrashcheniya: 29.02.2020). (In Russ.)
6. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF ot 13 iyunya 2012 g.) [Concept of state migration policy of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on June 13, 2012)]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/- (data obrashcheniya: 5.03.2020). (In Russ.)
7. Obrazovaniye v tsifrakh: 2014: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2014: a brief statistical collection]. M.: NIU VSHE, 2014. - 80 s. (In Russ.)
8. Obrazovaniye v tsifrakh: 2016: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2016: a brief statistical collection]. M.: NIU VSHE, 2016. - 80 s. (In Russ.)
9. Obrazovaniye v tsifrakh: 2017: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2017: a brief statistical collection]. M.: NIU VSHE, 2017. - 80 s. (In Russ.)
10. Obrazovaniye v tsifrakh: 2018: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2018: a brief statistical collection]. M.: NIU VSHE, 2018. - 80 s. (In Russ.)
11. Obrazovaniye v tsifrakh: 2019: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2019: a brief statistical collection]. M. NIU VSHE, 2019. - 96 s. (In Russ.)
12. Reyting stran mira po urovnyu obrazovaniya 2018 [Rating of countries in the world by level of education 2018]. — URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/educat (data obrashcheniya: 5.03.2020) (In Russ.)
13. Reyting stran mira po urovnyu raskhodov na obrazovaniye. Gumanitarnaya entsiklopediya: Issledovaniya (Elektronnyy resurs) [Rating of countries in the world by level of spending on education. Humanitarian encyclopedia: Research (Electronic resource)]. - Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy, 2006-2020 (poslednyaya redaktsiya: 08.02.2020). — URL: https://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (data obrashcheniya: 5.03.2020). (In Russ.)
14. Ryazantsev S.V. (2008) Trudovaya migratsiya v stranakh SNG i Baltii [Labor migration in the CIS and Baltic countries]. M., 2008. S. 28. (In Russ.)
15. Samofalova Ye.I. (2010) Obrazovatel'naya migratsiya: problemnoye pole i osnovnyye kharakteristiki [Educational migration: problem field and main characteristics]. - Nauchnaya set' SciPeople, 23.03.2010. — URL: http://scipeople.ru/publication/69692/ (data obrashcheniya: 5.03.2020). (In Russ.)
16. Ukaz «O Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2019-2025 gody» [Decree "On the Concept of State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025"]. — Sayt Prezidenta Rossii [Website of the President of Russia]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 (data obrashcheniya: 5.03.2020). (In Russ.)
17. Uchebnaya migratsiya iz stran SNG i Baltii: potentsial i perspektivy dlya Rossii [Educational migration from the CIS and Baltic countries: potential and prospects for Russia]. Pod red. K.A. Gavrilova, Ye.B. Yatsenko. M.: Fond «Naslediye Yevrazii», 2012 g. - 210 s. (In Russ.)
18. Chislennost' inostrannykh studentov, obuchavshikhsya v gosudarstvennykh vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossii [The number of foreign students studying in state higher educational institutions of Russia]. - Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik 2003 g. — URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/IssWWW.exe/Stg/d020/i020230r.htm (data obrashcheniya: 26.02.2020). (In Russ.)
19. Nye, J. (2004) Soft Power: The means to success in world politics. New York, Public Affairs Group, 2004. - 192 p.
20. UNESCO Institute for Statistics. — URL: http://www.uis.unesco.org/ (дата обращения: 26.02.2020).
Information about the author
Victoria R. Sagitova, Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Department of regional studies and Eurasian studies, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Corresponding author
Victoria R. Sagitova, e-mail: [email protected]
Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 1. P. 5-5.