Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Тамара Васильевна

Актуальность. Важность исследования роли образовательной миграции в совершенствовании системы высшего образования в Российской Федерации сложно переоценить, поскольку образовательная миграция является одним из приоритетных направлений развития российских вузов. Экспорт образовательных услуг стимулирует разработку новых программ и организацию направлений подготовки, содействует занятости и повышению профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава, приносит доход за счёт предоставления образовательных услуг на контрактной основе. Приглашение иностранцев на обучение в российские вузы способствует созданию в принимающих вузах соответствующей материально-технической, учебной, научной базы и объектов жилищного и социально-бытового назначения. Цель исследования - выявление особенностей влияния международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации. Методы: сравнение, абстрагирование, статистический анализ, обобщение, литературный обзор материалов. Результаты: в статье раскрыто 12 особенностей влияния образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации. В исследовании охарактеризованы особенности конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Подчёркивается важность привлечения в российские вузы иностранцев вследствие сокращения контингента российских абитуриентов. Особое внимание акцентируется на обеспечении качества предлагаемых иностранным гражданам российских образовательных услуг. Выводы. Международная образовательная миграция оказывает значительное влияние на развитие системы высшего образования в Российской Федерации, способствуя сохранению и увеличению контингента студентов, содействуя расширению занятости профессорско-преподавательского состава, повышению качества образования, формированию межнационального, межкультурного, межконфессионального сообщества в российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL MIGRATION FOR THE DEVELOPMENT OF THE MODERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION

Relevance. It is difficult to overestimate the importance of studying the role of educational migration in the development of the higher education system in the Russian Federation, since educational migration is one of the priority areas for the development of Russian universities. The export of educational services contributes to the development of new programs and the organization of areas of training, employment and professional development of the teaching staff, generates income through the provision of educational services on a contract basis. Inviting foreigners to study at Russian universities contributes to the creation of an appropriate material and technical educational and scientific base in the host universities, as well as the creation of housing and social facilities. The purpose of the study is to identify the features of the international educational migration impact on the development of the modern system of higher education in the Russian Federation. Methods: comparison, abstraction, statistical analysis, generalization, literature review of materials on the research topic. Results. The article reveals twelve features of the educational migration impact on the development of the modern system of higher education in the Russian Federation. The present study characterizes the features of competition in the world market of educational services. The importance of attracting foreigners to study at Russian universities due to the reduction in the number of Russian applicants is emphasized. Particular attention is focused on ensuring the quality of Russian educational services offered to foreign citizens. Conclusions. International educational migration has a significant impact on the development of the higher education system in the Russian Federation, contributing to the preservation and expansion of the student population, employment of teaching staff, improving the quality of education, and the formation of an interethnic, intercultural, interfaith community at Russian universities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 378.014.24:314.74(470+571)

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лебедева Тамара Васильевна,

[email protected]

Высшая школа современных социальных наук (факультет) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1, стр. 13

Лебедева Тамара Васильевна, кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук (факультета) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Актуальность. Важность исследования роли образовательной миграции в совершенствовании системы высшего образования в Российской Федерации сложно переоценить, поскольку образовательная миграция является одним из приоритетных направлений развития российских вузов. Экспорт образовательных услуг стимулирует разработку новых программ и организацию направлений подготовки, содействует занятости и повышению профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава, приносит доход за счёт предоставления образовательных услуг на контрактной основе. Приглашение иностранцев на обучение в российские вузы способствует созданию в принимающих вузах соответствующей материально -технической, учебной, научной базы и объектов жилищного и социально -бытового назначения. Цель исследования - выявление особенностей влияния международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации. Методы: сравнение, абстрагирование, статистический анализ, обобщение, литературный обзор материалов. Результаты: в статье раскрыто 12 особенностей влияния образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации. В исследовании охарактеризованы особенности конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Подчёркивается важность привлечения в российские вузы иностранцев вследствие сокращения контингента российских абитуриентов. Особое внимание акцентируется на обеспечении качества предлагаемых иностранным гражданам российских образовательных услуг. Выводы. Международная образовательная миграция оказывает значительное влияние на развитие системы высшего образования в Российской Федерации, способствуя сохранению и увеличению контингента студентов, содействуя расширению занятости профессорско-преподавательского состава, повышению качества образования, формированию межнационального, межкультурного, межконфессионального сообщества в российских вузах.

Ключевые слова: Международная образовательная миграция, иностранные студенты, российские вузы, российская система высшего образования, влияние обучения иностранных граждан на развитие системы высшего образования в России.

Введение

Современную систему высшего образования Российской Федерации в 2022 г. образуют 1208 организаций высшего образования, в числе которых 29 национальных исследовательских университетов, 10 федеральных университетов, 510 филиалов вузов, 21 участник Проекта 5-100, 106 вузов - участников программы «Приоритет-2030». Большая доля всех заведений российского высшего образования - это государственные

23

ЭО! 10.18 799/265 849 56/2022/4/13 45

и муниципальные организации (896 вузов, 74 %), остальные - частные учебные заведения, некоммерческие организации (312 вузов, 26 %) [1].

В 2022/23 академическом году 1118 высших учебных заведений России (из 1208, около 93 %) выразили готовность принять на учёбу иностранных граждан - именно столько российских вузов представлено на образовательном портале Россотрудниче-ства для иностранцев «Учись в России» [2].

Потенциально иностранный абитуриент может выбрать место обучения в России от Калининграда на западе до Владивостока и Петропавловска-Камчатского на востоке нашей страны, поскольку все субъекты Российской Федерации, кроме Ненецкого автономного округа, имеют возможность принять иностранцев на очное обучение. Наибольшее количество высших учебных заведений (по 20 вузов и более) сосредоточено в 16 субъектах Российской Федерации (рис. 1). Только здесь находится 591 вуз из 1118, что составляет более половины всех принимающих иностранцев вузов России (53 %). В двух столичных городах нашей страны - в Москве и Санкт-Петербурге - расположено 192 вуза (16 %), принимающих иностранных граждан на обучение по программам высшего образования. Абсолютное большинство субъектов-лидеров, представленных на рис. 1, расположено в европейской части России; из азиатской части страны в их число входит только Новосибирская область.

Количество вузов

I. Москва I. Санкт-Петербург Московская область Ростовская область Краснодарский край Республика Татарстан Свердловская область Ставропольский край Челябинская область Нижегородская область Республика Башкортостан Самарская область Воронежская область Новосибирская область Республика Дагестан Волгоградская область

36

6

J7

6

■Ш 29

М 26

Ш 25

Ш 25

Я 23

21

21

20

20

40

60

80

100

120

140

160

Источник: составлено автором по [2]. Source: compiled by the author according to [2].

Рис. 1. Субъекты Российской Федерации с наибольшим количеством вузов (20 и более), принимающих на обучение иностранных граждан в 2022/23учебном году Fig. 1. Subjects of the Russian Federation with the largest number of universities (20 or more), accepting foreign citizens for training in 2022/23 academic year

Результаты исследования

Привлечение на обучение иностранных граждан оказывает значительное влияние на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации.

1. В условиях формирования «новой экономики» - экономики знаний - роль знаний всё время возрастает. Именно знания являются и ресурсом для производства товаров и услуг, и частью инфраструктуры. Экономика непосредственно реагирует на инновационное движение, информационные технологии, знания и квалификацию кадров, а также сама стимулирует развитие знаний и технологий [3]. В условиях глобализации мировой экономики происходит интернационализация международного образовательного пространства.

При этом на мировом рынке образовательных услуг существует достаточно жёсткая конкуренция, под которой понимается соперничество между субъектами рынка за лучшие условия реализации и потребления образовательных услуг. Соперничество высших учебных заведений имеет место при наличии следующих условий для их деятельности:

• спрос на образовательные услуги, которые предоставляет высшее учебное, превышает предложение, т.е. имеет место конкурс среди абитуриентов;

• происходит увеличение объёмов финансирования вузов из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников;

• повышается уровень жизни и платёжеспособность населения, что делает возможным вузам поднимать плату за обучение по программам высшего образования;

• конкурентоспособность других высших учебных заведений в данном регионе ниже или отсутствует совсем;

• благоприятное развитие демографической ситуации в регионе, где располагается вуз [4].

В существующих экономических и политических условиях наиболее острая борьба между российскими вузами за привлечение на учёбу иностранных граждан происходит в рамках территориальной конкуренции. Особенно высока конкуренция между вузами в столичных городах - в Москве и Санкт-Петербурге, а также в областных и республиканских центрах страны, где сосредоточено основное количество университетов и институтов, принимающих на обучение иностранцев.

Растёт конкуренция и между вузами разных государств, где первенство держат традиционные британские образовательные центры (Оксфордский и Кембриджский университеты, Имперский колледж Лондона) и ведущие американские вузы (Гарвардский и Стэнфордский университеты, Массачусетский технологический институт). В настоящее время вузы развитых и новых индустриальных стран уделяют большое внимание расширению экспорта образовательных услуг и рассматривают образовательную миграцию в качестве важного элемента внешней политики государства в целях укрепления экономического и политического влияния в мире. С образовательными организациями стран-лидеров в области образовательной миграции начинают довольно успешно конкурировать «новички» - вузы Китая, Малайзии, Сингапура, Египта, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран мира [5].

Наиболее привлекательными условиями для международных образовательных мигрантов в российской системе высшего образования являются наличие ППС высокой квалификации (только в 2020/21 учебном году со студентами в России работали более 35 тыс. докторов и 129,6 тыс. кандидатов наук [6]), существующие авторитетные в мире научно-исследовательские школы, возможность овладения востребованными на мировом рынке техническими, медицинскими экономическими специальностями, оптимальное соотношение цены и качества высшего образования.

2. Система высшего образования государства, принимающего учебных мигрантов, в том числе и России, несёт ответственность за качественную подготовку кадров

высокой квалификации как для отечественной экономики, так и для хозяйственных систем других стран мира. Высокое качество образования - это главное конкурентное преимущество образовательного учебного заведения.

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [7, с. 9]. В настоящее время оценка деятельности российских вузов производится на основании более 90 показателей, которые объединены в шесть групп: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура и обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [8]. Международная деятельность вуза оценивается:

• по показателям численности и удельного веса численности иностранных студентов с выделением обучающихся из Содружества Независимых Государств (СНГ), которые обучаются по образовательным программам бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры, в общей численности студентов по всем формам обучения;

• показателям численности и удельного веса численности иностранных студентов с выделением обучающихся из СНГ, завершивших освоение основных образовательных программ бакалавриата, специалитета и отдельно магистратуры, в общем выпуске студентов;

• показателям численности иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в образовательной организации по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, не менее семестра (триместра);

• численности и удельному весу численности иностранных граждан с выделением обучающихся из СНГ из числа аспирантов (адъюнктов, ординаторов, интернов, ассистентов-стажеров) образовательной организации в общей численности аспирантов (адъюнктов, ординаторов, интернов, ассистентов-стажеров);

• численности и удельному весу иностранных граждан из числа научно-педагогических работников в общей численности научно-педагогических работников;

• объёму средств, полученных образовательной организацией на выполнение НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

• объёму средств, полученных образовательной организацией от иностранных граждан и иностранных юридических лиц [8].

Чтобы достичь высоких значений названных показателей, вузам необходимо постоянно повышать качество содержания образования, методический уровень преподавания, качество используемых информационно-коммуникационных технологий, качество результатов образования [9]. При этом эксперты отмечают, что не может быть ситуации, когда все университеты страны обеспечивают самое высокое качество образования. «Будь все университеты уровня Оксфорда и Кембриджа, не нашлось бы студентов надлежащего уровня, а если бы и нашлось, то где найти для выпускников нужное количество рабочих мест, требующих такой высокой квалификации» [ 10].

Минобрнауки России утверждаются также показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учебных заведений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера руководителям таких учреждений. В настоящее время действует приказ Минобрнауки России от 01.02.2022 г. № 92, в соответствии с которым в число показателей эффективности деятельности российского вуза входят:

• доля трудоустроенных выпускников вуза;

• доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности научно -педагогических работников;

• удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в общей численности студентов (приведённый контингент);

• рейтинг медиаактивности и некоторые др. [11]. Как видно, показатель численности иностранных студентов и здесь играет важную роль в оценке деятельности вуза.

Иностранные граждане при выборе места обучения часто ориентируются на показатели качества деятельности того или иного вуза, представленные в различных рейтингах высших учебных заведений конкретных стран и мировых рейтингах вузов. Так, рейтинг «Сто лучших вузов России RAEX-100» составлен на основании интегральной оценки возможностей получения качественного образования, востребованности выпускников на национальном рынке труда и уровня научно-исследовательской деятельности вуза. Источниками информации для составления рейтинга служат данные анкетирования представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей, наукометрические показатели, сведения из открытых источников. Рейтинг вузов России RAEX успешно прошёл международный аудит IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence, поэтому Агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) получило право использовать знак «Одобрено IREG» (IREG Approved). Данный знак подтверждает, что методология составления рейтинга вузов России, процедура его подготовки и представление результатов отвечают высоким стандартам качества [12].

В июне 2022 г. Агентство RAEX опубликовало результаты одиннадцатого ежегодного рейтинга «Сто лучших вузов России». В первую десятку лучших вузов страны в данном рейтинге вошли высшие учебные заведения, представленные в табл. 1 [13].

Как наглядно отражено в табл. 1, ведущие места рейтинга российских вузов 2022 г. занимают московские вузы: в топ-10 их семь. Два вуза являются представителями г. Санкт-Петербурга, а девятую строчку в рейтинге занял единственный в топ -10 региональный вуз - Томский политехнический университет. Поэтому эксперты отмечают всё более сильное смещение образовательного и научного потенциала лучших вузов Российской Федерации в сторону двух столиц [13].

Из приведённого в табл. 1 списка вузов пять университетов входит также в топ-10 вузов нашей страны по числу обучавшихся в 2021/22 учебном году иностранцев, в числе которых (данные получены с официальных сайтов вузов): Томский политехнический университет (12,5 тыс. чел.), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (8,6 тыс. чел.), Высшая школа экономики, г. Москва (5,5 тыс. чел.), Санкт-Петербургский государственный университет (5,0 тыс. чел.) и МГУ имени М.В. Ломоносова (3,9 тыс. чел.). Высокое положение вуза в рейтинге ста лучших вузов России RAEX-100 является важным привлекательным фактором для абитуриентов из-за рубежа при выборе места обучения.

Таблица 1. Топ-10 рейтинга «Сто лучших вузов России 2022 г.» Table 1. Top 10 ranking «100 best universities in Russia 2022»

Наименование вуза University name Рейтинговый балл Rating score Количество специальностей Number of specialties Бюджетных мест в 2022 г. Budget places in 2022

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Moscow State University named after M.V. Lomonosov 4,6523 161 6105

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Moscow Institute of Physics and Technology (National Research University) 4,585 42 1763

Санкт-Петербургский государственный университет St. Petersburg State University 4,5357 175 2944

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» National Research Nuclear University «MEPhI» 4,5288 64 1229

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» National Research University «Higher School of Economics» 4,525 122 3913

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (National Research University) 4,4307 90 4293

Московский государственный институт международных отношений МИД России Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia 4,284 57 876

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great 4,1298 228 3972

Национальный исследовательский Томский политехнический университет National Research Tomsk Polytechnic University 4,1036 86 2451

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 4,0181 143 773

Источник: составлено автором по [13,14]. Source: compiled by the author according to [13, 14].

При этом важна позиция конкретного вуза и в международных рейтингах, где в числе критериев присутствует «доля иностранных студентов в общей численности студентов вуза», например QS, Times Higher Education, ARWU и другие (общие, предметные, отраслевые и региональные). О месте российских вузов в международных рейтингах иностранные абитуриенты и студенты могут узнать не только на странице «Российские университеты в мировых рейтингах» официального сайта о высшем образовании в России для иностранных студентов Study in Russia (Учись в России) [15], но и на официальном сайте конкретного вуза.

3. Из-за отсутствия положительной динамики численности школьников в России, а следовательно, и потенциальной базы абитуриентов, вузы заинтересованы в привлечении иностранных обучающихся. Согласно данным Росстата, с начала XXI в. и по

2020 г. численность школьников в нашей стране сократилась с 20,6 до 16,9 млн чел., т. е. почти на 18 % (рис. 2). За тот же период (2000/01-2020/21 академические годы) численность получивших аттестат о среднем общем образовании в Российской Федерации сократилась более чем в два раза - с 1,5 до 0,7 млн чел. (рис. 2) [6].

Численность школьников в РФ — Число получивших аттестаты о полном среднем образовании

Источник: составлено автором по [6]. Source: compiled by the author according to [6].

Рис. 2. Изменение численности школьников и числа получивших аттестаты

о полном среднем образовании в Российской Федерации за 2000/01-2020/21 академические годы, на начало учебного года, в тыс. чел.

Fig. 2. Change in the number of schoolchildren and the number of those who received certificates of complete secondary education in the Russian Federation for 2000/01-2020/21 academic years, at the beginning of the academic year,

in thousand people

Значительно сократилось и количество выпускников со средним профессиональным образованием, которые после окончания колледжей поступают в вузы. Так, в ходе форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России», который состоялся 18-19 марта 2021 г. в Северо-Восточном федеральном университете г. Якутска, отмечалось, что количество выпускников СПО, которые в первый же год окончания поступают в вузы, значительно сократилось. За пять лет (2015-2019 гг.) эта цифра уменьшилась вдвое - с 30 до 15 %, а в 2020 г. и вовсе составила только 12 % [16].

4. Участие в образовательной деятельности иностранных граждан предполагает наличие в российских вузах кадров высокой научно-педагогической квалификации, которые могут обеспечить высокое качество образовательного и научного процессов. Данное обстоятельство делает необходимым организацию непрерывного образования и постоянного повышения квалификации кадров ППС и научных работников в области передовых IT-технологий, во владении иностранными языками, в обмене профессиональным опытом за счёт участия в программах международной академической мобильности.

Академическая мобильность преподавателей и учёных позволяет повысить их педагогическую и научную квалификацию, расширить профессиональный кругозор. Наибольшей популярностью у российских преподавателей вузов пользуются програм-

мы международного обмена. Многие российские вузы заключили соглашения по организации партнёрства с зарубежными университетами, в большинстве вузов нашей страны созданы специальные структурные подразделения (управления или отделы) по сопровождению таких программ. Наиболее разнообразные и популярные программы академической мобильности предлагают ведущие вузы страны, например РУДН, МГУ имени М.В. Ломоносова [17].

В условиях экономических и политических санкций против России из-за проведения специальной военной операции российских вооружённых сил по демилитаризации и денацификации Украины организация академической мобильности студентов и преподавателей российских вузов является сложной задачей. Но, по заявлению Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова, она будет сохранена. Возможности расширения академической мобильности останутся как между ведущими университетами внутри страны, так и с вузами на пространстве ЕАЭС, Юго -Восточной Азии и Латинской Америки [18].

5. Привлечение иностранных обучающихся способствует развитию вузовской научной деятельности, поскольку такая деятельность является важным условием подготовки современных специалистов. В российских университетах создаются научные школы под руководством ведущих учёных, которые успешно осуществляют разработки в разных областях знания совместно с талантливыми студентами, магистрантами и аспирантами, в том числе и со студентами-иностранцами. Современные педагоги и учёные российских вузов публикуют результаты своих исследований в высокорейтинговых отечественных и зарубежных научных изданиях, принимают участие в конференциях, симпозиумах и в других научных мероприятиях. Студенты активно используют свои научные наработки в курсовых, выпускных квалификационных работах, публикуют статьи, принимают участие в конкурсах студенческих научных работ, выступают на фестивалях науки, круглых столах, студенческих конференциях, в том числе и в международных.

Участие студентов-иностранцев в научной деятельности в вузе способствует не только овладению языком обучения на более высоком профессиональном уровне, но и погружению обучающихся в профессиональную среду, содействует расширению профессионального тезауруса, развивает умения поиска, отбора, обработки и использования необходимой информации, оказывает влияние на формирование личности будущего специалиста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная роль в научной работе иностранных студентов отводится преподавателям, которые должны сориентировать обучающихся в выборе темы и направлений исследования, посоветовать методы отбора и обработки необходимого материала, помочь в определении структуры научного текста и познакомить с правилами его оформления.

Как уже было отмечено выше, в оценке международной деятельности вуза учитывается численность/удельный вес численности иностранных граждан из числа аспирантов (адъюнктов, ординаторов, интернов, ассистентов-стажеров); численность/удельный вес иностранных граждан из числа научно-педагогических работников в общей численности научно-педагогических работников; объём средств, полученных образовательной организацией на выполнение НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц. Поэтому российские вузы достаточно часто приглашают ведущих зарубежных специалистов не только к выполнению научно-исследовательских тем и опытно-конструкторских работ, но и к управлению вузовскими научными центрами и лабораториями.

Так, например, в Уральском государственном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) функционирует семь естественно-научных, тринадцать инженерно-технических и семь гуманитарных школ. В вузе создано 12 лабораторий мирового уровня, которыми руководят иностранные учёные совместно с соруко-водителями от УрФУ [19].

6. Обучение иностранцев способствует обеспечению занятости профессорско-преподавательского состава. Так, например, только в 2018/19 учебном году иностранные слушатели подготовительных отделений, студенты-иностранцы, иностранные стажёры и аспиранты обеспечили 25,5 тыс. рабочих мест для профессорско -преподавательского состава российских вузов (без учёта занятости вспомогательного учебного и административно-хозяйственного персонала) [20].

Основную долю обучающихся в вузах России иностранных граждан составляют осваивающие образовательные программы по очной форме - около 80 % всех обучающихся студентов-иностранцев [21]. Используя нормативные соотношения - 12 студентов очной формы на одного преподавателя и 35 студентов заочной формы (в т. ч. очно-заочной) на одного преподавателя [20], автором статьи было рассчитано примерное количество рабочих мест для профессорско-преподавательского состава (далее по тексту - 1111С) российских вузов за последние 10 академических лет, которые обеспечили иностранные студенты. Результаты расчётов представлены в табл. 2.

Статистические данные табл. 2 свидетельствуют, что иностранные студенты, обучавшиеся в российских образовательных и научных организациях только по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в последние годы обеспечивали занятость более чем 20 тыс. представителей профессорско-преподавательского состава вузов страны.

За десятилетний период (2012/13-2021/22 академические годы) благодаря увеличению численности иностранных студентов вдвое (с 12 до 24 тыс. чел.) возросли возможности обеспечения занятости 11С вузов страны.

При этом в табл. 2 не отражены данные по иностранным слушателям подготовительных отделений, иностранным стажёрам и аспирантам, поэтому оценочно иностранные граждане обеспечивают занятость свыше 25 тыс. чел. из числа российского профессорско-преподавательского состава. Кроме того, вследствие увеличения численности обучающихся иностранных граждан расширяется штат административно-управленческого и вспомогательного персонала вузов и кампусов, что также положительно влияет на ситуацию с занятостью на региональном рынке труда.

7. Вузы страны получают прямые денежные доходы от оплаты обучения иностранными гражданами и социально-бытового обслуживания иностранных студентов. При росте численности студентов - иностранцев в российских вузах растут и объёмы таких доходов. Так, например, за 2015/16-2018/19 академические годы численность обучающихся в российских вузах иностранцев увеличилась с 242,5 до 278,0 тыс. чел. (на 35,5 тыс. чел., или на 15 %). За этот же период доходы от оплаты обучения возросли с 1,5 млрд до 1,9 млрд долл. (на 0,4 млрд долл., или более чем на четверть - 27 %) [20, 25]. Безусловно, что в данный период изменилась в сторону увеличения и стоимость образовательных услуг, особенно по востребованным направлениям подготовки, что также способствовало росту внебюджетных доходов вузов.

Экономически выгодна для российских вузов организация транснационального обучения - предоставление и потребление образовательных услуг в стране, не являющейся страной базирования образовательного учреждения. Таким образом формируется сеть филиалов и представительств российских вузов за рубежом, которая позволяет

увеличить контингент иностранных студентов российских вузов, обучающихся на контрактной основе. Особенно важна организация таких филиалов в странах ближнего зарубежья, откуда направляются в Россию основные потоки трудовой миграции. Так, например, МГУ имени М.В. Ломоносова имеет свои филиалы в пяти столицах новых независимых государств: в Баку (Республика Азербайджан), Астане (Республика Казахстан), Душанбе (Республика Таджикистан), Ереване (Республика Армения), Ташкенте (Республика Узбекистан). Кроме того, филиал МГУ создан в крупнейшем на побережье Словении городе - Копере [261. С мая 2020 г. идёт строительство филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Оше (Кыргызстан).

Таблица 2. Количество рабочих мест для профессорско-преподавательского состава, обеспеченных студентами-иностранцами, обучавшимися в российских вузах и научных организациях по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2012/13-2021/22 академических годах Table 2. Number of jobs for the teaching staff, provided by foreign students who studied at Russian universities and scientific organizations under bachelor's, specialist's and master's programs in2012/13-2021/22 academic years

a

2 £ ce

<U <U

§ ^

u

5

6 u

ft ^

1> о

га

3

О =Я

я о о о ft

m «

л ft

Н

Я я

св

СО

я к S й ft Я о

Э х

53 3

F hQ

^ Ч

Ю D

0 2 £ |

с-) оз

ci s

И я о и к

св

т

О

hQ й

Ö О

X со

2 0

К q.

к ю

D о ч о

й .Я

Н О

^ ri

Н Ö К М

& 5 Р

Ps га 1ч

ÖS .О

fr Я ^ f-н (U Чч

X я О

Ч U 1ч

d , i>

к н ¡3

се се я ft Я Я ' ft й

m

<u

* Р

се ю

Я | |

S 'S S

tu 3 §

™ Щ 1ч

О ^ ы

^ и О

g <и а § te <и .3 ^

о g 43

5 ÖO u D w

я 13 ^ §

м Я Я "-1 Рч

я

в том числе including

<u

s: ft

о <u

a

JS о я

о ^ о

я

ty x

е ем ft о

5S

о

Я

ч

о

се

<u

c

со § Я тЗ

5S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Я

ч

о

се

CO ■

о

Я

ч

о о

Я

n

о ft

its

ё

О

c

тыс. чел./thousand people

ю х

се а

ft ^

г я

d

e di

* i 1 ° kj

.Пн т ТЗ

*

S ^ I

о и си ni lu

5 ю оо

О

м ih

Я о

Все

§ ^ч

0 о

ч

у

ю

° 1 2

ы я

х

и ч о

ю

се ft о в т с е ч и л о

«

ft Я

то с о

Я

и

X ы я я

е ч е

я

с

е

ю

о

е

И ft чо

8 =5

о

М и ng tn г

ni e г chi deut oe

te nig ed

ht ie n

О g

-С СЗ odo

■ ■—i ^ °

Чч -du > $

О Чч ^

г

e

1

u

О

и ч о

ю

се

ы ©

S3 f^ ft n

d n

eo d it

■г ^

> 1ч

oe

1ч ТЗ

p e

И Рч Я

О с^

ft Я

о х

в

т с

е

еч

ич

S D Ю

о К О о

м <u

е е С?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю О

се я t^ Pi ge ni ht .£3

3 % £

o d

Л! Я

n

g

Н

тыс./thousand

2012/13

164,8

131,8

33,0

11,0

0,9

11,9

2013/14

205,7

164,6

41,1

13,7

1,2

14,9

2014/15

224,6

179,7

44,9

15,0

1,3

16,3

2015/16

242,5

194,0

48,5

16,2

1,4

17,6

2016/17

244,0

195,2

48,8

16,3

1,4

17,7

2017/18

260,1

208,1

52,0

17,3

1,5

18,8

2018/19

278,0

222,4

55,6

18,5

1,6

20,1

2019/20

298,0

238,4

59,6

19,9

1,7

21,6

2020/21

315,1

252,1

63,0

21,0

1,8

22,8

2021/22

324,0

259,2

64,8

21,6

1,9

23,5

Источник: составлено автором по [6, 22-24]. Source: compiled by the author according to [6, 22-24].

В целом в зарубежных филиалах российских вузов и совместных образовательных организациях в 2020 г. обучалось более 32 тыс. иностранных граждан. По числу студентов, обучающихся в филиалах российских вузов за рубежом, первенствуют Кыргызстан и Таджикистан - в каждой из этих стран обучается более чем по 8 тыс. чел. [27].

8. Вуз получает дополнительные финансовые средства от реализации сопутствующих учебному процессу образовательных продуктов и услуг, к числу которых относятся, например, услуги в области развития образовательных методик, информационных технологий в образовании [25], организация платных курсов повышения квалификации отечественных и иностранных представителей ППС и научных работников, создание программ дополнительного обучения (например, курсы русского языка как иностранного), проведение подготовительных курсов, летних школ и др.

Дополнительный доход российским вузам приносит приобретение иностранными гражданами учебной и научной литературы, оплата иностранными обучающимися проживания в общежитии, предоставление им других социально-бытовых услуг. Так, например, стоимость проживания в общежитиях разного типа (квартирного, блочного или коридорного) при наличии разного уровня комфортности зависит также от того, за счёт бюджетных средств обучается иностранный гражданин или на контрактной основе, от формы и уровня обучения. Цена варьируется от нескольких сотен рублей в месяц для бюджетников до 3-5 и более тыс. руб. в месяц для контрактников; в некоторых общежитиях вузов установлена дополнительная плата за пользование электроприборами (холодильником, телевизором, микроволновой печью и пр.) [28].

9. Приглашение на обучение иностранцев обязывает российские вузы развивать соответствующую мировым стандартам образовательную, научную и социальную инфраструктуру, налаживать сервис высокого качества. Поскольку право пользования всеми объектами инфраструктуры распространяется и на российских студентов, то в выигрыше оказываются не только иностранные граждане, но и все обучающиеся в вузе.

Удовлетворённость комфортными условиями получения качественного образования и проживания иностранных студентов способствует распространению информации о конкретном вузе среди соотечественников на родине, что содействует привлечению в данный вуз новых групп образовательных мигрантов из зарубежных стран.

10. Вузами разрабатываются и согласовываются с региональными администрациями модели организационно-структурного оформления процесса привлечения на обучение иностранных граждан (способы, методы, инструменты), что помогает налаживать взаимодействие руководства вузов с региональными и местными властями. Ведь если приглашать в вуз дополнительное количество иностранных обучающихся, то город, в котором этот вуз расположен, должен быть готов к их приёму - быть чистым, уютным, комфортным, безопасным, иметь соответствующую социально-бытовую и транспортную инфраструктуру. Поэтому обучение иностранцев в вузах России укрепляет сотрудничество вузовских администраций с органами власти разных уровней.

11. Привлечение иностранных граждан на обучение создаёт благоприятные условия для формирования межнационального, межкультурного, межконфессионального сообщества в российских вузах и препятствует возникновению ксенофобии в студенческой среде. Поэтому большое внимание в вузах должно уделяться социокультурной интеграции студентов, которая обеспечит сотрудничество иностранных студентов между собой и с другими субъектами образовательного процесса, будет способствовать позитивному отношению к особенностям культуры и менталитета студентов-иностранцев, предотвратит конфликты на межнациональной почве. Социокультурная интеграция студентов-иностранцев предполагает создание целостной системы педагогического, воспитательного и социального процесса, который направлен на развитие этнокультурной толерантности участников образовательной деятельности в конкретном российском вузе. Совершенствование процесса социокультурной интеграции иностранных граждан в новую образовательную среду должно стать частью современной политики каждого российского учреждения высшего образования.

12. Международная деятельность современных вузов активизируется за счёт взаимодействия с ассоциациями иностранных выпускников университетов. Создание и функционирование таких подразделений в вузе способствуют формированию имиджа университета в медийном пространстве за счёт экспертной оценки приглашёнными выпускниками общего уровня образования в вузе, оценивания исследовательских проектов и новых учебных программ. Оценки деятельности вузов выпускниками используются и на международном уровне при составлении глобальных рейтингов конкурентоспособности вузов разных стран. Успешные выпускники-иностранцы приглашаются в российские вузы также для чтения профессиональных лекций, участия в научных дискуссиях, руководства научными центрами и проведения научных исследований, выступают в роли менторов для студентов старших курсов и выпускников. Зарубежные выпускники российских вузов, которые возвратились на родину, становятся послами не только российского международного образования в целом, но и являются проводниками интересов альма-матер - они могут сыграть значимую роль в обеспечении спонсорского финансирования вуза и в привлечении дополнительных контингентов образовательных мигрантов.

В бытность СССР в нашей стране существовала разветвлённая система ассоциаций иностранных выпускников российских вузов. За формирование национальных ассоциаций выпускников советских вузов, которых в 1991 г. насчитывалось 72, отвечал Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами. Однако после распада СССР многие связи были утрачены, контакты с альма-матер были потеряны, хотя выпускники российских вузов продолжали встречаться в каждой отдельной стране [29].

В настоящее время перед российскими вузами стоит нелёгкая задача создания и поддержания имиджа высшего учебного заведения, чтобы вузы воспринимались не только как поставщики образовательных услуг, но в первую очередь как престижные, даже элитарные сообщества. Немалую роль в этом могут сыграть ассоциации иностранных выпускников российских вузов.

Выводы

Как показали исследования, систему высшего образования Российской Федерации в 2022/23 учебном году образуют более 1,2 тыс. образовательных организаций, из которых 93 % принимают активное участие в международной деятельности и принимают на обучение иностранных граждан. Более половины из них находится в 16 субъектах страны, где сосредоточено более чем по 20 высших учебных заведений.

Выявлено, что международная образовательная миграция оказывает разностороннее влияние на развитие системы высшего образования Российской Федерации. В условиях глобализации мировой экономики и интернационализации международного образовательного пространства на мировом рынке образовательных услуг складывается достаточно жёсткая конкуренция. Российские организации высшего образования пока уступают в конкуренции ведущим образовательным центрам мира, при этом российские вузы год от года повышают качество подготовки кадров высокой квалификации; показатели российских вузов в мировых рейтингах постоянно улучшаются.

Международная образовательная миграция способствует сохранению и расширению контингента студентов в российских вузах. В условиях сокращения численности школьников, получивших аттестаты о полном среднем образовании, и уменьшения количества выпускников со средним профессиональным образованием, которые после окончания колледжей поступают в вузы, российские учебные заведения высшего образования активно привлекают иностранных абитуриентов. Обучение иностранных граж-

дан содействует поддержанию и расширению занятости ППС и вспомогательного учебного и административно-хозяйственного персонала. Поэтому российским вузам необходимо обеспечивать качество образовательного процесса, создавать условия для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, развивать вузовскую научно-исследовательскую деятельность.

Привлечение образовательных мигрантов способствует получению вузами прямых денежных доходов от оплаты обучения и социально-бытового обслуживания иностранных студентов, а также дополнительные доходы от реализации сопутствующих учебному процессу образовательных продуктов и услуг.

Важным условием привлечения иностранных студентов является наличие в вузах и в населённых пунктах, где они расположены, соответствующей образовательной и социальной инфраструктуры. Поэтому в её создании и поддержании функционирования на соответствующем уровне администрации вузов обязаны тесно сотрудничать с региональными и местными органами власти.

Как было показано в исследовании, образовательная миграция способствует формированию межнационального, межкультурного, межконфессионального сообщества в российских вузах и препятствует возникновению ксенофобии в студенческой среде. Выпускники-иностранцы российских вузов являются послами российского высшего образования за рубежом и проводниками интересов альма-матер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Характеристика системы высшего образования в Российской Федерации // Главный информационно -вычислительный центр. Информационно -аналитические материалы по результатам деятельности образовательных организаций. Мониторинг 2022. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения 17.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Учись в России // Россотрудничество. Подготовка иностранных граждан для поступления в российские профессиональные образовательные организации и организации высшего образования. Вузы. URL: https://rs.physicon.ru/universities (дата обращения 11.07.2022).

3. Бочарова З.С. Роль образовательной миграции в современном мире // Информационное общество. -2018. - № 2. - С. 36-40.

4. Сухочев В.И., Сухочева А.М. Конкуренция на рынке образовательных услуг: теоретические и практические аспекты // Известия Омского государственного аграрного университета. - 2006. - № 12-1. -С. 152-156.

5. Волох В.А., Гришаева С.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. - 2017. - Т. 16. -№ 1 (120). - С. 80-87. DOI: 10.17922/2071-3665-2017-16-80-87.

6. Российский статистический ежегодник - 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения 17.05.2022).

7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 11.06.2022).

8. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию (с изменениями и дополнениями). Приложение № 4: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 70581476/paragraph/1398:0 (дата обращения 29.07.2021).

9. Кузьминская Т.П., Бурова Н.Н. Проблемы повышения качества образования в вузах России // Вопросы регулирования экономики. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 118-132. DOI: 10.17835/2078-5429.2017. 8.2.118-132.

10. Канторович Г. Как вузам России избежать недобора студентов // РБК. Образование. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6193f07e9a794783331e7684 (дата обращения 14.05.2022).

11. Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера руководителям таких учреждений: приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 февраля 2022 г.

№ 92. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140027?rangeSize=1 (дата обращения 24.06.2022).

12. RAEX-100 2022 года. Методологические подходы к составлению рейтинга // RAEX Rating Review. URL: https://raex-rr.com/methods/599 (дата обращения 18.06.2022).

13. Топ-100 вузов России. Выпуск 2022 года // RAEX Rating Review. URL: https://raex-rr.com/education/ universities/rating_of_universities_of_russia?ysclid=l6xxzowkpo889699765 (дата обращения 19.06.2022).

14. Топ-100 вузов России 2022. Рейтинги по городам // ПОСТУПИ.ИНФО. URL: https://postupi.info/rating (дата обращения 19.06.2022).

15. Российские университеты в мировых рейтингах// Study in Russia. Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов. URL: https://studyinrussia.ru/why-russia/world-university-rankings/ (дата обращения 02.08.2022).

16. Сколько выпускников СПО поступали в вузы в 2020 году // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/3/18/quality_of_education/16710-

skolko_vypusknikov_spo_postupali_v_vuzy_v_2020_godu?ysclid=l8w7qrcabb584392463 (дата обращения 17.07.2022).

17. Лебедева Т.В. Академическая мобильность российской молодёжи: объёмы, направления, миграционные настроения // Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы». - Воронеж: Цифровая полиграфия, 2021. - С. 938-943.

18. Выступление Министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова на заседании расширенного Совета Российского Союза ректоров (стенограмма) // Минобрнауки России: официальный сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=52225&sphrase_id =655984 (дата обращения 04.06.2022).

19. Наука. УрФУ // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. URL: https://urfu.ru/ru/science/ (дата обращения 25.06.2022).

20. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 10 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. - М.: ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020. - 557 с.

21. Лебедева Т.В. Учебная миграция в Российскую Федерацию: социальные аспекты: монография. - М.: Экон-Информ, 2021. - 199 с.

22. Российский статистический ежегодник - 2015. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm (дата обращения 02.05.2022).

23. Российский статистический ежегодник - 2017. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/ year17.pdf (дата обращения 03.05.2022).

24. Российский статистический ежегодник - 2018. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/year18.pdf (дата обращения 04.05.2022).

25. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года. // Правительство России: официальный сайт. Документы. URL: http://government.ru/docs/37669/ (дата обращения 12.03.2022).

26. Подразделения МГУ. Филиалы // Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Официальный сайт. URL: https://www.msu.ru/info/struct/ (дата обращения 03.07.2022).

27. Зайчукова О. Работа по открытию филиалов российских вузов на постсоветском пространстве приобретает системный характер // Media-Mig. URL: https://media-mig.ru/education/rabota-po-otkrytiju-filialov-rossijskih-vuzov-na-postsovetskom-prostranstve-priobretaet-sistemnyj-harakter/?ysclid=l6cnt7cl48234980640 (дата обращения 06.07.2022).

28. Общежития российских вузов: цены и условия // Study in Russia. URL: https://studyinrussia.ru/actual/ articles/obshchezhitiya-rossiyskikh-vuzov-tseny-i-usloviya/ (дата обращения 25.07.2022).

29. Зачем университетам ассоциации выпускников и в чем секрет процветания американской Лиги плюща. URL: https://forpost-sz.ru/geo/nedra/2020-09-15/zachem-universitetam-associacii-vypusknikov-i-v-chem-sekret-procvetaniya-amerikanskoj (дата обращения 17.06.2022).

Поступила: 06.10.2022.

Принята после рецензирования: 10.11.2022.

UDC 378.014.24:314.74(470+571)

IMPACT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL MIGRATION FOR THE DEVELOPMENT OF THE MODERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION

Tamara V. Lebedeva,

[email protected]

Higher School of Contemporary Social Sciences (faculty)

of Lomonosov Moscow State University, 1, bld. 13, Leninskie Gory street, Moscow, 119991, Russia

Tamara V. Lebedeva, Cand. Sc., associate professor, research scientist, Lomonosov Moscow State University.

Relevance. It is difficult to overestimate the importance of studying the role of educational migration in the development of the higher education system in the Russian Federation, since educational migration is one of the priority areas for the development of Russian universities. The export of educational services contributes to the development of new programs and the organization of areas of training, employment and professional development of the teaching staff, generates income through the provision of educational services on a contract basis. Inviting foreigners to study at Russian universities contributes to the creation of an appropriate material and technical educational and scientific base in the host universities, as well as the creation of hou -sing and social facilities. The purpose of the study is to identify the features of the international educational migration impact on the development of the modern system of higher education in the Russian Federation. Methods: comparison, abstraction, statistical analysis, generalization, literature review of materials on the research topic. Results. The article reveals twelve features of the educational migration impact on the development of the modern system of higher education in the Russian Federation. The present study characterizes the features of competition in the world market of educational services. The importance of attracting foreigners to study at Russian universities due to the reduction in the number of Russian applicants is emphasized. Particular attention is focused on ensuring the quality of Russian educational services offered to foreign citizens. Conclusions. International educational migration has a significant impact on the development of the higher education system in the Russian Federation, contributing to the preservation and expansion of the student population, employment of teaching staff, improving the quality of education, and the formation of an interethnic, intercultural, interfaith community at Russian universities.

Key words: International educational migration, foreign students, Russian universities, the Russian system of higher education, the impact of teaching foreign citizens on the development of the higher education system in Russia.

REFERENCES

1. Kharakteristika sistemy vysshego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Characteristics of the system of higher education in the Russian Federation]. Glavny informatsionno-vychislitelny tsentr. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezultatam deyatelnosti obrazovatelnykh organizatsiy. Monitoring 2022 [Main Information and Computing Center. Information and analytical materials on the results of the activities of educational organizations. Monitoring 2022]. Available at: https://rnonitoring.miccedu.ru/7nFvpo (accessed 17 July 2022).

2. Uchis v Rossii [Study in Russia]. Rossotrudnichestvo. Podgotovka inostrannykh grazhdan dlyapostupleniya v rossiyskieprofessionalnye obrazovatelnye organizatsii i organizatsii vysshego obrazovaniya. Vuzy. Available at: https://rs.physicon.ru/universities (accessed 11 July 2022).

3. Bocharova Z.S. Rol obrazovatelnoy migratsii v sovremennom mire [The role of educational migration in the modern world]. Informatsionnoe obshchestvo, 2018, no. 2, pp. 36-40.

4. Sukhochev V.I., Sukhocheva A.M. Konkurentsiya na rynke obrazovatelnykh uslug: teoreticheskie i prak-ticheskie aspekty [Competition in the market of educational services: theoretical and practical aspects]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2006, no. 12-1, pp. 152-156.

5. Volokh V.A., Grishaeva S.A. International educational migration in modern Russia: peculiarities, problems and prospects. Sotsialnaya politika i sotsiologiya, 2017, vol. 16, no. 1 (120), pp. 80-87. DOI: 10.17922/2071-3665-2017-16-80-87. In Rus.

6. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik - 2021 [Russian statistical yearbook. 2021]. Available at: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf (accessed 17 May 2022).

7. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federalny zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 11 June 2022).

8. Ob utverzhdeniipokazateley deyatelnosti obrazovatelnoy organizatsii, podlezhashchey samoobsledovaniyu (s izmeneniyami i dopolneniyami). Prilozhenie № 4 [On approval of the performance indicators of an educational organization subject to self-examination (with changes and additions). Appendix No. 4]. Prikaz Min-isterstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 10 dekabrya 2013 g. № 1324 [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 10, 2013 No. 1324]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70581476/paragraph/1398:0 (accessed 29 July 2021).

9. Kuzminskaya T.P., Burova N.N. Problems of improving the quality of education in Russian Higher Education. Journal of economic regulation, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 118-132. In Rus. DOI: 10.17835/20785429.2017.8.2.118-132.

10. Kantorovich G. Kak vuzam Rossii izbezhat nedobora studentov [How Russian universities can avoid shortage of students]. RBC. Education. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/ 6193f07e9a794783331e7684 (accessed 14 May 2022).

11. Ob utverzhdenii pokazateley effektivnosti deyatelnosti federalnykh byudzhetnykh i avtonomnykh obrazovate-lnykh uchrezhdeniy vysshego obrazovaniya, podvedomstvennykhMinisterstvu nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, i raboty ikh rukovoditeley, po rezultatam dostizheniya kotorykh ustanavlivayutsya vyplaty stimuliruyushchego kharaktera rukovoditelyam takikh uchrezhdeniy [On approval of the performance indicators of federal budgetary and autonomous educational institutions of higher education subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, and the work of their leaders, based on the results of achieving of which incentive payments are established to the heads of such institutions]. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 1 fevralya 2022 g. № 92 [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 1, 2022 No. 92]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140027? rang-eSize=1 (accessed 24 June 2022).

12. RAEX-100 2022. Metodologicheskiepodkhody ksostavleniyu reytinga [Methodological approaches to compiling the rating]. Available at: https://raex-rr.com/methods/599 (accessed 18 June 2022).

13. Top-100 vuzov Rossii. Vypusk 2022 goda [Top-100 universities in Russia. Issue of 2022]. Available at: https://raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_of_russia?Ysclid=l6xxzowkpo889699765 (accessed 19 June 2022).

14. Top-100 vuzov Rossii 2022. Reytingi po gorodam [Top-100 universities in Russia 2022. Ratings by cities]. POSTUPI.INFO. Available at: https://postupi.info/rating (accessed 19 June 2022).

15. Rossiyskie universitety v mirovykh reytingakh [Russian universities in world rankings]. Study in Russia. Available at: https://studyinrussia.ru/why-russia/world-university-rankings/ (accessed 2 August 2022).

16. Skolko vypusknikov SPO postupali v vuzy v 2020 godu [How many SPO graduates entered universities in 2020]. Vesti obrazovanie. Available at: https://vogazeta.ru/articles/2021/3/18/quality_of_education/16710-skolko_vypusknikov_spo_postupali_v_vuzy_v_2020_godu?ysclid=l8w7qrcabb584392463 (accessed 17 July 2022).

17. Lebedeva T.V. Akademicheskaya mobilnost rossiyskoy molodezhi: obemy, napravleniya, migratsionnye nastroeniya [Academic mobility of Russian youth: volumes, directions, migratory moods]. Mezhdunarodny demograficheskiy forum. Demografiya i globalnye vyzovy [International Demographic Forum. Demography and Global Challenges]. Voronezh, Digital printing Publ., 2021. pp. 938-943.

18. Vystuplenie Ministra nauki i vysshego obrazovaniya RF V.N. Falkova na zasedanii rasshirennogo Soveta Rossiyskogo Soyuza rektorov (stenogramma) [Speech by the Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation V.N. Falkov at a meeting of the extended Council of the Russian Union of Rectors (transcript)]. Minobrnauki Rossii. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=52225&sphrase_id=655984 (accessed 4 June 2022).

19. Nauka. UrFU [Science. Ural Federal University]. Uralskiy federalny universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. Yeltsina. Available at: https://urfu.ru/ru/science/ (accessed 25 June 2022).

20. Eksport rossiyskikh obrazovatelnykh uslug: statisticheskiy sbornik. Vypusk 10 [Export of Russian educational services: statistical compendium. Issue 10]. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. Moscow, GIRYA im. A.S. Pushkin Publ., 2020. 557 p.

21. Lebedeva T.V. Uchebnaya migratsiya v Rossiyskuyu Federatsiyu: sotsialnye aspekty: monografya [Educational migration to the Russian Federation: social aspects: monograph]. Moscow, Ekon-Inform Publ. House, 2021. 199 p.

22. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik - 2015 [Russian statistical yearbook. 2015]. Available at: https://gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm (accessed 2 May 2022).

23. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik - 2017 [Russian statistical yearbook. 2017]. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (accessed 3 May 2022).

24. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik - 2018 [Russian statistical yearbook. 2018]. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/year18.pdf (accessed 4 May 2022).

25. Strategiya razvitiya eksporta uslug do 2025 goda [Strategy for the development of exports of services until 2025]. Pravitelstvo Rossii. Available at: http://government.ru/docs/37669/ (accessed 12 March 2022).

26. Podrazdeleniya MGU. Filialy [Subdivisions of Moscow State University. Branches]. Moskovskiy gosudar-stvenny universitet imeni M.V. Lomonosova. Available at: https://www.msu.ru/info/struct/ (accessed 3 July 2022).

27. Zaychukova O. Rabota po otkrytiyu filialov rossiyskikh vuzov na posts ovetskom prostranstve priobretaet sistemny kharakter [Work on opening branches of Russian universities in the post-Soviet space is becoming systemic]. Media-Mig. Available at: https://media-mig.ru/education/rabota-po-otkrytiju-filialov-rossijskih-vuzov-na-postsovetskom-prostranstve-priobretaet-sistemnyj-harakter/?ysclid=l6cnt7cl48234980640 (accessed 7 July 2022).

28. Obshchezhitiya rossiyskikh vuzov: tseny i usloviya [Dormitories of Russian universities: prices and conditions]. Study in Russia. Available at: https://studyinrussia.ru/actual/articles/obshchezhitiya-rossiyskikh-vuzov-tseny-i-usloviya/ (accessed 25 July 2022).

29. Zachem universitetam assotsiatsii vypusknikov i v chem sekret protsvetaniya amerikanskoy Ligi plyushcha [Why do universities need alumni associations, and what is the secret of the prosperity of the American Ivy League]. Forpost. Severo-Zapad. Available at: https://forpost-sz.ru/geo/nedra/2020-09-15/zachem-universitetam-associacii-vypusknikov-i-v-chem-sekret-procvetaniya-amerikanskoj (accessed 17 June 2022).

Received: 6 October 2022. Reviewed: 10 November 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.