Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА '

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность государственного механизма / миграционная политика / информационное пространство / государство / органы государственной власти / количественные и качественные критерии / информационные технологии / efficiency of the state mechanism / migration policy / information space / government / public authorities / quantitative and qualitative criteria / information technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Кудашова Ирина Владимировна

В статье рассматривается вопросы повышения эффективности государственного механизма. В качестве одного из критериев исследования авторы рассматривают миграционную политику современной России, как ключевой критерий функционирования государственного механизма. Авторы проводят анализ информационного законодательства, выделяя ключевые аспекты становления законодательной базы миграционных процессов, раскрывает виды ответственности за нарушение действующего законодательства. В результате исследования авторы приходят к выводам, что эффективная деятельность государственного механизма возможна только при реализации миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION POLICY OF MODERN RUSSIA AS ONE OF THE CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF FUNCTIONING STATE MECHANISM

The article discusses the issues of improving the efficiency of the state mechanism. As one of the research criteria, the authors consider the migration policy of modern Russia as a key criterion for the functioning of the state mechanism. The authors analyze the information legislation, highlighting the key aspects of the formation of the legal framework of migration processes, discloses the types of responsibility for violation of current legislation. As a result of the study, the authors come to the conclusion that the effective operation of the state mechanism is possible only with the implementation of migration policy.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_110 УДК 342.726

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА MIGRATION POLICY OF MODERN RUSSIA AS ONE OF THE CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF FUNCTIONING STATE MECHANISM

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института, Красноярский государственный аграрный университет. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

КУДАШОВА Ирина Владимировна,

к.ф.н, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Сибирский юридический институт МВД России.

660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. E-mai: irinakydashova@mail.ru;

FASTOVICH Galina G.,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Law Institute, Krasnoyarsk State Agrarian University.

90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

KUDASHOVA Irina Vladimirovna,

Ph.D., Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Department of Internal Affairs, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: irinakydashova@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается вопросы повышения эффективности государственного механизма. В качестве одного из критериев исследования авторы рассматривают миграционную политику современной России, как ключевой критерий функционирования государственного механизма. Авторы проводят анализ информационного законодательства, выделяя ключевые аспекты становления законодательной базы миграционных процессов, раскрывает виды ответственности за нарушение действующего законодательства. В результате исследования авторы приходят к выводам, что эффективная деятельность государственного механизма возможна только при реализации миграционной политики.

Abstract: The article discusses the issues of improving the efficiency of the state mechanism. As one of the research criteria, the authors consider the migration policy of modern Russia as a key criterion for the functioning of the state mechanism. The authors analyze the information legislation, highlighting the key aspects of the formation of the legal framework of migration processes, discloses the types of responsibility for violation of current legislation. As a result of the study, the authors come to the conclusion that the effective operation of the state mechanism is possible only with the implementation of migration policy.

Ключевые слова: эффективность государственного механизма, миграционная политика, информационное пространство, государство, органы государственной власти, количественные и качественные критерии, информационные технологии.

Keywords: efficiency of the state mechanism, migration policy, information space, government, public authorities, quantitative and qualitative criteria, information technologies.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Миграционная политика современной России как один из критериев эффективности функционирования государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_110.

For citation: Fastovich G. G., Kudashova I. V. Migration policy of modern Russia as one of the criteria for the effectiveness of functioning state mechanism // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_110.

Статья поступила в редакцию: 09.08.2023

Миграционная политика является одним из ключевых элементов формирования эффективной деятельности государственного механизма современной России [1]. Миграциооное право представляет собой специфическую отрасль, особым предметом правового регулирования которого выступают миграционные правоотношения, где особое место занимает институт информации, информационные процессы, связанные со сбором созданием и обработкой, а также накоплением, хранением разработкой и применение и идентификационно-информационных технологий и распространением информации [2].

Нормативно-правовое регулирование отражено в таких базовых актах, как Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622 «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [3], Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2019 г. № 265-р «О плане мероприятий о реализации миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы», Стратегиях социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации. Одним из критериев эффективной миграционной политики является информационная доступность [4].

Информация, как философская и юридическая категория всегда сопровождали человека и его деятельность. Современные миграционные процессы, проходящие в правовом пространстве трудно представить без информационного сопровождения [5].

В российском праве понятие информация впервые была изложена в Гражданском Кодексе Российской Федерации, и представляла

Теоретико-исторические правовые науки

собой разновидность объекта гражданских прав, которая используется как доказательственное средство и самостоятельный объект гражданско-правовых отношений.

Позже понятие информация было закреплено в законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6], в нём под информацией понимаются сведения, данные или иные сообщения независимо от формы их предоставления.

После того как понятие информация попало в поле зрения законодательного регулирования оно со временем приобрело различные инструменты правового регулирования и перестала восприниматься, в том числе и как деятельность, это привело к формированию информационного права которое по утверждению Копылова В.А.,Рассолова М.М., Бачило И.Л., В.Н. Лопатина представляет собой совокупность правовых норм регулирующих отношения в информационной среде связано с оборотом информационных ресурсов, использованием информации созданием различных информационных систем и обеспечением всестороннего удовлетворения потребностей граждан в информации, с обязательным соблюдением правовых запретов на получение информации которая является конфиденциальной или составляет государственную тайну. Приведенные выше понятия отражают систематическо — содержательный аспект информации, заключающееся в основном в текстах учебников, книг, официальных документов, и иных, в том числе и нормативно-правовых источниках. Систематическая составляющая понятия информации используется используется при составлении большинства законодательных актов России и зарубежных стран.

Различные субъекты информационного права взаимодействуя между собой, и другими субъектами выполняя свою основную функцию по сбору, созданию, накоплению обработке разработке и применению идентификационно-информационных технологий и способствуя распространению информации могут сталкиваться с нарушением различных правовых норм в области информационного права, что может повлечь применение различных правовых санкций к субъектам информационного права и иным правонарушителям.

Особенность юридической ответственности в этой области состоит в том, что вид ответственности применяемых законодателем зависит от степени тяжести деяний совершаемых субъектами информационного права. Так с учетом тяжести деяния может применяться — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

Дисциплинарная ответственность в информационном праве, представляет собой наиболее мягкий вид ответственности, лицо совершившее дисциплинарный проступок связаный с непосредственным исполнением своих служебных обязанностей, например при сборе хранение и не обработки информации, несёт ответственность в рамках возложенных на него трудовым договором обязанностей, так как дисциплинарная ответственность в информационном праве применяется только в рамках официально оформленных трудовых отношений и реализуется при помощи наложения на виновное лицо дисциплинарных взысканий таких как: замечание выговор предупреждение, предупреждение о несоответствии должности или (увольнение) освобождение от замещаемой должности[7] .

Перед тем как будет наложено дисциплинарное взыскание в обязательном порядке проводится рассмотрение совершенного дисциплинарного проступка трудовой комиссией, или служебная проверка.

Если совершившие дисциплинарный проступок лицо является государственным или муниципальным гражданским служащим [8].

Особенность привлечения к дисциплинарной ответственности состоит в том что она, является правом, а не обязанностью работодателя, то есть не может быть наложена в судебном порядке.

Применение гражданско-правовой в отличие от дисциплинарной ответственности, связано с тем что, правонарушитель к которому применяются меры гражданско-правовой ответственности, несёт финансово-имущественные потери связанные с необходимостью выплаты компенсаций лицу пострадавшему от действий или бездействий правонарушителя.

Гражданско-правовая ответственность носит в первую очередь деликатный характер, и может быть реализована в форме: возмещения убытков, в виде выплаты компенсации морального и материального вреда связанных с нарушением имущественных и неимущественных прав, а также с нарушением неприкосновенности частной жизни, в частности например разглашением тайны усыновления, сотрудниками или руководителями органов опеки, ЗАГСа, или иных лиц ответственных её сохранность.

Договорная ответственность как вид гражданско-правовой ответственности может возникать при нарушении положений договора.

Гражданско-правовая ответственность, наступающая при разглашении информации ограниченного доступа, а также в случае воспрепятствования, получению необходимой информации гражданином или группой граждан- лицом ответственным за сбор, хранение и распространение информации.

Возмещение убытков, должностными лицами при наступлении гражданско-правовой ответственности осуществляется в судебном порядке.

При возмещении убытков судебном порядке, принимается во внимание доказательство связанные с неправомерными действиями, или бездействием должностных лиц, справки с расчетом, конкретного размера материального или морального вреда, акты различных экспертиз, аудио видео и иные доказательства [9] .

При применении норм гражданско - правовой ответственности связанной с неправомерным разглашением информации доступ к которой ограничен, необходимо учитывать тот факт что требования возмещения убытков, не может быть удовлетворено если истцом или заявителем выступает лицо которое умышленно не приняло меры по соблюдению конфиденциальности информации или нарушило установленные законодательством требований о защите информации в случае если соблюдение и принятие мер связанных сохранением информации ограниченного доступа [10] что составляло прямые обязанности истца или заявителя.

Данное условие применения норм гражданско-правовой ответственности, не имеет аналогов в зарубежном законодательстве, и было

введено в Федеральный Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», после детального изучения российской и зарубежной правоприменительной и судебной практики и норм иностранного законодательства в области сбора, защиты и распространения информации [11].

Административная ответственность в сфере информационного права наступает при совершении административного правонарушения на территории Российской Федерации, физическим и юридическим лицом, а также иностранными лицами и лицами без гражданства.

Ответственность за административные правонарушения наступает только при нарушении норм КоАП РФ, или норм административных кодексов и законов субъектов РФ. Особенность административной ответственности за нарушения в области информационного права состоит в том, что она может сочетаться с дисциплинарной и гражданско-правовой ответственностью. Основными видами административной ответственности, применяемых, в том числе и для должностных лиц, совершивших различные административные правонарушения являются: штрафы, правовой запрет заниматься определенной деятельностью, или запрет занимать определенные должности, а также административное приостановление деятельности на неопределенный срок. Административная ответственность применяется, не только к лицам занимающим различные государственные должности, но и к интернет провайдерам, операторам сотовой и телефонной связи, операторам кабельного телевидения, а также к лицам ответственным за сбор и распространение, хранение и использование, в том числе и биометрических персональных данных граждан, а также иным лицам совершившим административное правонарушение.

Уголовная ответственность в области информационного права наступает при совершении лицом общественно опасных деяний, составы которых закреплены в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), общественно опасные деяния, предусмотренные в УК РФ, является наиболее опасными по сравнению с гражданско-правовыми, дисциплинарными и административными правонарушениями и проступками.

Уголовная ответственность, в сфере информационного права наступает за следующие виды общественно опасных деяний: преступления связанные с нарушением режима конфиденциальности информации, преступления связанные с нарушением установленных ограничений на распространение информации определенного содержания, за исключением информации доступ к которой ограничен, преступления связанные с нарушением права к доступу и получению информации, преступления связанные с нарушением правил обработки предоставления информации.

Библиография:

1. Фастович Г.Г. Эффективность правоохранительной деятельности как критерий и качество функционирования государственного механизма // Аграрное и земельное право. 2018. № 2 (158). С. 11-15.

2. Терещенко Л.К., Стародубова О.Е. Загадки информационного права // Журнал российского права. 2017. № 7. С. 156 - 161.

3. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622 «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.11.2018, № 45, ст. 6917.

4. Фастович Г.Г. Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области обработки персональных данных // Юриспруденция. 2019. №

3. С. 199.

5. Землякова Е.В., Фастович Г.Г. К вопросу о применении информационных технологий в логистических системах // В сборнике: Логистика - евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 121-123.

6.Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. 320 с.

7. Фастович Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного контроля) // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (159). С. 12-15.

8. Тепляшин И.В. Взаимодействие российской общественности и государства: историко-правовые аспекты // История государства и права. 2014. № 9. С. 8-11.

9. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства Российской Федерации: общетеоретические аспекты // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

10. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу о международном академическом пространстве: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 71-72.

11. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// СПС «Консультант-Плюс».

References:

1. Fastovich G.G. Efficiency of law enforcement activity as a criterion and quality of functioning of the state mechanism // Agrarian and land law. 2018. No. 2 (158). pp.

11-15.

2. Tereshchenko L.K., Starodubova O.E. Riddles of information law // Journal of Russian Law. 2017. No. 7. pp. 156 - 161.

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 dated 31.10.2018 "On the concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025 // Collection of Legislation of the Russian Federation dated 05.11.2018, No. 45, Article 6917.

4. Fastovich G.G. Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data processing // Jurisprudence. 2019. No. 3. p. 199.

5. Zemlyakova E.V., Fastovich G.G. On the use of information technologies in logistics systems // In the collection: Logistics - the Eurasian bridge. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 121-123.

6.Savelyev A.I. Commentary to Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 "On Information, Information technologies and information protection" (article by article). Moscow: Statute, 2015. 320 p.

7. Fastovich G.G. Development of the system of interaction between state authorities and civil society institutions (on the example of modernization of public control) // Law and the state: theory and practice. 2018. No. 3 (159). pp. 12-15.

8. Teplyashin I.V. Interaction of the Russian public and the state: historical and legal aspects // History of the state and law. 2014. No. 9. pp. 8-11.

9. Fastovich G.G. On the question of the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state of the Russian Federation: general theoretical aspects // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

10. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of international academic space: problems and prospects // Agrarian and Land Law. 2019. No. 9 (177). pp. 71-72.

11. Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 "On Information, information technologies and information protection"// SPS "Consultant-Plus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.