Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОСУДИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОСУДИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОСУДИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Г.Г.

В статье исследуются вопросы эффективности института правосудия современной России. Автор анализирует действующее законодательство в системе судебной власти, с точки зрения разрешения социальных конфликтов и доверия граждан к системе государственного управления. В ходе исследования, автор приходит к выводам, что доверия граждан к государственному управлению зависит от степени эффективности института правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF JUSTICE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The article examines the effectiveness of the institute of justice in modern Russia. The author analyzes the current legislation in the judicial system, from the point of view of resolving social conflicts and citizens' trust in the public administration system. In the course of the study, the author comes to the conclusion that the trust of citizens in public administration depends on the degree of effectiveness of the institution of justice.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОСУДИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_16 УДК 247.2

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОСУДИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF JUSTICE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуются вопросы эффективности института правосудия современной России. Автор анализирует действующее законодательство в системе судебной власти, с точки зрения разрешения социальных конфликтов и доверия граждан к системе государственного управления. В ходе исследования, автор приходит к выводам, что доверия граждан к государственному управлению зависит от степени эффективности института правосудия

Abstract: The article examines the effectiveness of the institute of justice in modern Russia. The author analyzes the current legislation in the judicial system, from the point of view of resolving social conflicts and citizens' trust in the public administration system. In the course of the study, the author comes to the conclusion that the trust of citizens in public administration depends on the degree of effectiveness of the institution of justice.

Ключевые слова: судебная власть, правосудие, информация, информационная политика,, эффективность государственного механизма, государственное управление.

Keywords: judicial power, justice, information, information policy,, efficiency of state mechanism, public administration.

Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу об эффективности правосудия: теоретико-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 16-18. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_16.

For citation: Fastovich G.G. On the issue of the effectiveness of justice: theoretical and legal aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 16-18. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_16.

Статья поступила в редакцию: 19.03.2023

Одним из важнейших направлений государственного управления, призванного результативно разрешать социальные конфликты на основе норм права, является правосудие, которое должно отвечать следующим критериям: доступность, открытость и быть социально ориентированным. Актуальным вопросом отечественного правосудия на сегодняшний день, является повышение доверия граждан к суду, признания обществом легитимного характера судебной власти, а также широкое привлечение граждан к установлению конституционного правопорядка и законности [1]. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации «Правосудие в Российской Федерации - осуществляется только судом». При этом основной закон не устанавливает структуру судебной власти, указанный вопрос находится в компетенции федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» [2], который определяет соподчиненность всех звеньев судебной системы, закрепляет перечень федеральных судов, виды региональных судов, их полномочия и структуру.

К системе федеральных судов следует отнести: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Правосудие в России осуществляет свою деятельность на следующих принципах: гласности судебного разбирательства, равенства граждан перед законом и судом, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, участия граждан в отправлении правосудия, независимости судей и их подчинения Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Различные ветви судебной власти при выполнении своих функций используют только те процедуры, которые присуще им при рассмотрении дел. Суд является единственным органом (источником), который осуществляет правосудие на территории России и осуществляет защиту конституционного строя Российской Федерации. Как отмечает С.В. Белякова «правосудие как специфическое направление реализации государственной власти представляет собой ведущую форму реализации судебной власти и осуществляется посредством соблюдения, строго регламентированного законом порядка и норм судопроизводства» [3]. В этом плане судебная власть олицетворяет собой выражение политико-правовой системы, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве, устанавливая фундаментальное место органов правосудия в системе государственного механизма.

Функция конституционного контроля при рассмотрении дел возложена на Конституционный Суд Российской Федерации, деятельность

Теоретико-исторические правовые науки

которого определена федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» [4]. Задача Конституционного Суда Российской Федерации заключается в осуществлении защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны, что в известной мере претворяется в практике судебного правоприменения [5]. При этом полномочия Конституционного Суда Российской Федерации постоянно «наращивались» в течение всего развития национального законодательства о судебной системе и очевидной необходимости совершенствования закона об этом судебном органе [6].

Освещая компетенцию судов общей юрисдикции, стоить отметить непосредственное воздействие судебной практики на формирование правовой политики государства в целом. При этом история знает соответствующие примеры эффективного развития правоохранительной политики и становления автономной судебной власти в условиях применения уголовно-правовых средств и технологий [7]. В современное время это происходит как путем осуществления производства по делам о признании правовых актов государственных и муниципальных органов власти и должностных лиц недействующими, а также в практической реализации правовой политики посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Действительно, развитие судебной системы в России является стратегическим направлением укрепления основ конституционного строя Российской Федерации, гарантирования основных прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

В продолжение исследования рассмотрим характеристику судов субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (которые на сегодняшний день действуют не во всех субъектах Российской Федерации) и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют конституционные (уставные) суды, хотя указные возможности создания, как на законодательном, так и правоприменительном уровне присутствуют (например, возможность создания Уставного суда в Красноярском крае до настоящего времени не реализована).

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации» [8] определена компетенция мировых судей, которые рассматривают малозначительные уголовные дела, имущественные споры при небольшой цене иска, дела об административных правонарушениях. К ведению мировых судей не относится рассмотрение жалоб на решения и действия органов и должностных лиц публичной власти, нарушающие права и свободы граждан.

Если рассматривать состояние судебной системы Российской Федерации в целом, то можно выделить главные фундаментальные категории за истекший период существования нового демократического государства. За прошедшее время сформировано конституционное правосудие, экономическое, административное судопроизводство, восстановлены суды присяжных, мировые судьи, воссоздана служба судебных приставов. Большое развитие получили в целом, правовая и правоохранительная инфраструктура, дознание, следствие, обвинение, адвокатура и нотариат. Сформирован и новый судебный корпус, полноценный состав помощников судей и специалистов. Безусловно, подводить итоги судебной реформы еще рано, но следует отметить, что роль суда в нашем обществе с каждым годом возрастает, модернизация судебной системы получила детальную разработку на IX Всероссийском съезде судей Российской Федерации в 2016 году [9], который явился импульсом развития института эффективного правосудия.

Сегодня необходим тщательный анализ самого механизма правосудия, дальнейшая модернизация законодательства о суде, направленная на повышение качества его работы. Так, одним из коллизионных вопросов, которые требуют усовершенствования, остаются вопросы сокращения сроков рассмотрения гражданских дел, установления механизма возмещения в разумные сроки ущерба, причинённого в рамках судопроизводства при нарушении прав граждан, формирования механизма полного и своевременного исполнения судебных решений. Для граждан Российской Федерации важным выступает доступность информации о деятельности судебных органов. Любая ветвь власти, любой институт имеют практическое значение, если они эффективно функционируют [10].

Преобразования, затронувшие судебную систему нашей страны, в конечном итоге имеют лишь одну цель - повышения качества жизни граждан в России и соблюдение баланса интересов государства и общества [11]. На сегодняшний день эффективное действие судебной системы в Российской Федерации это не только методологическое развитие системы разделения властей, как одного из показателей наличия гражданского общества в России, но структурный элемент концепции реформирования института судебной защиты граждан.

На сегодняшний день, вопрос "эффективности правосудия" в юридической науке и практике не вызывают сомнений. На наш взгляд, понятие "эффективность правосудия", а тем более ее критерии должны конструироваться исходя из задач, определенных законодательством о судебной власти. Как правило, закон возлагает на судебную систему задачу разрешения социальных конфликтов. Задачи такого рода разрешаются судами при рассмотрении ими конкретных дел. Именно эффективность правосудия действенным образом отображает его деятельность с точки зрения законности, а реализация принципа демократизма в деятельности государственного аппарата претворяется в правовую жизнь лишь тогда, когда происходит взаимовлияние общества и государства.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства. 2006. Ст. 102.

2. Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993// Консультант плюс

3. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81-82.

4. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Собрание законодательства. 2022. Ст. 6542.

5. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

6. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178) С. 4-5.

7. Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С.

52-55.

8. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

9. Трашкова С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

10. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Международной научной конференции. 2011. С. 114-116.

11. Власов В.А., Маслова О.Ю., Макарова А.А. Экономико-правовые аспекты экспорта и импорта лесных ресурсов в Российской Федерации. / Аграрное и земельное право. 2019. № 5. С. 118-121.

References:

1. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 "On information, information technologies and information protection" // Collection of Legislation. 2006. Article 102.

2. The Constitution of the Russian Federation, adopted 12.12.1993// Consultant plus

3. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020 No. 10 (149). pp. 81-82.

4. The Law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2124-1 "On mass media" // Collection of Legislation. 2022. Article 6542.

5. Fastovich G.G. On the question of the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

6. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10

(178) pp. 4-5.

7. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

8. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

9. Trashkova S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused of criminal process / S.M. Trash-kova // Kazan science. 2015. No. 5.pp.125-127.

10. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.

11. Vlasov V.A., Maslova O.Yu., Makarova A.A. Economic and legal aspects of export and import of forest resources in the Russian Federation. / Agrarian and Land law. 2019. No. 5. pp. 118-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.