Научная статья на тему 'МИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

МИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Юсупова Гурия Ислангараевна, Магаррамов Магаррам Джабраилович

Цель. Рассмотреть особенности миграционных процессов и современной миграционной политики в контексте роста угроз экономической безопасности региона. Методы. Анализ экономической, регионоведческой литературы, нормативно-правовых документов по проблемам национальной безопасности, экономической безопасности, статистических данных, обобщение, сравнительный анализ, междисциплинарный, системный подходы. Вывод. Только эффективная миграционная политика может обеспечить экономическую безопасность, как на государственном, так и на региональном (республиканском) уровне. Результат. Неконтролируемые миграции представляют угрозу для экономической безопасности региона с высоким уровнем безработицы и трудоизбыточным населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Юсупова Гурия Ислангараевна, Магаррамов Магаррам Джабраилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATIONS IN THE CONTEXT OF CHALLENGES AND THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Aim. To consider the features of migration processes and modern migration policy in the context of growing threats to the economic security of the region. Methods. Analysis of economic, regional literature, legal documents on national security, economic security, statistical data, synthesis, comparative analysis, interdisciplinary, systematic approaches. Conclusion. Only an effective migration policy can ensure economic security. both at the state and regional (Republican) level. Result. Uncontrolled migration poses a threat to the economic security of a region with high unemployment and a labour-surplus population.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Экономические науки / Economics Sciences Оригинальная статья / OriginalArticle УДК 332

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-111-117

Миграции в контексте вызовов и угроз экономической безопасности региона

© 2019 Казиев Н. Э,1 Юсупова Г. И.,1 Магаррамов М. Д.12

Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru 2Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть особенности миграционных процессов и современной миграционной политики в контексте роста угроз экономической безопасности региона. Методы. Анализ экономической, регионоведческой литературы, нормативно-правовых документов по проблемам национальной безопасности, экономической безопасности, статистических данных, обобщение, сравнительный анализ, междисциплинарный, системный подходы. Вывод. Только эффективная миграционная политика может обеспечить экономическую безопасность, как на государственном, так и на региональном (республиканском) уровне. Результат. Неконтролируемые миграции представляют угрозу для экономической безопасности региона с высоким уровнем безработицы и трудоизбыточным населением.

Ключевые слова: миграция, экономические отношения, искусство возможного, миграционная политика, экономическая безопасность.

Формат цитирования: Казиев Н. Э., Юсупова Г. И., Магаррамов М. Д. Миграции в контексте вызовов и угроз экономической безопасности региона // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 111-117. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-111-117_

Migrations in the Context of Challenges and Threats to the Economic Security of the Region

© 2019 Nizami E. Kaziev1, Guriya I. Yusupova1, Magarram D. Magarramov12

Regional Center for Ethnopolitical Research, 1 Dagestan Federal Research Center RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: rcidncran@mail.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

ABSTRACT. Aim. To consider the features of migration processes and modern migration policy in the context of growing threats to the economic security of the region. Methods. Analysis of economic, regional literature, legal documents on national security, economic security, statistical data, synthesis, comparative analysis, interdisciplinary, systematic approaches. Conclusion. Only an effective migration policy can ensure

economic security. both at the state and regional (Republican) level. Result. Uncontrolled migration poses a threat to the economic security of a region with high unemployment and a labour-surplus population. Keywords: migration, economic relations, conditionality, migration policy, economic security.

For citation: Kaziev N. E., Yusupova G. I., Magarramov M. D. Migrations in the Context of Challenges and Threats to the Economic Security of the Region. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 111-117. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-111117 (In Russian)

Введение

Одним из проявлений глобализацион-ных тенденций является рост численности и разнонаправленности современных миграционных процессов. Резкое увеличение миграционных потоков в мире связанос непрекращающимися локальными войнами, распадом государств, межэтническими конфликтами, территориальными спорами, социальными и экономическими последствиями геополитических трансформаций. В процесс международной миграции после распада СССР активно вовлечена и Российская Федерация. Указанное явление представляет собой угрозу экономической безопасности нашей страны при условии, когда мигранты не получают официального государственного статуса, занимаются нелегальной трудовой деятельностью, не уплачивая установленные законодательством налоги и сборы, выпускают продукцию, ненадлежащего качества и занимаются иной противозаконной деятельностью. Эти и целый ряд других проблем требуют научной разработки. По этой причине они найдут своё освещение в рамках этого исследования.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим воздействием миграционных процессов и миграционной политики на экономическую безопасность государства. Распад СССР, став одним из мощнейших геополитических детонаторов роста миграций, повлек за собой переформатирование миграционных потоков, актуализировал на территории постсоветского пространства проблему беженцев и вынужденных переселенцев в масштабах, сравнимых лишь с периодом Великой Отечественной войны, а также выдвинул перед Россией задачу формулирования и защиты национальных интересов, определения стратегических целей на новой геополитической карте мира [8, с. 3].

Методы исследования

Миграции являются предметом исследования экономической науки, регионове-дения, экономической социологии, поли-

тологии. Целью нашего исследования является изучение влияния современных миграционных процессов на экономическую безопасность России и отдельно взятого региона (Республики Дагестан). Для определения методологического поля исследования авторами был проведен анализ нормативно-правовых документов по проблемам национальной безопасности, экономической безопасности, миграционной политики Российской Федерации и Республики Дагестан в её составе, экономической, регионоведческой литературы, статистических данных за последнее десятилетие. По опредмеченной проблеме авторами были использованы общеизвестные методы исследования: обобщение, сравнительный анализ, междисциплинарный и системный подходы.

Результаты

Как известно, 31 декабря 2015 года утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Устойчивое развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности провозглашено в Стратегии, является важной стратегической целью национальной безопасности. В качестве главных стратегических её угроз определены незаконная миграция, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

В указанном правовом документе выделены основные задачи государственной социально-экономической политики,

направленные на обеспечение экономической безопасности государства. Исходя из них, современная государственная миграционная политика должна обеспечивать баланс интересов коренного населения и трудовых мигрантов, включая иностранных граждан, учитывать их языковые, культурные, этнические, религиозные различия, обеспечивать территориальное распределение трудовых мигрантов с учетом региональных потребностей в трудовых ресурсах.

Вместе с тем, в другом правовом документе, содержащем основные начала наци-

онально-государственных, мер российского государства на длительную историческую перспективу, достаточно емкое внимание обращено оптимизации работы общества и публично-правовых институтов в направлении совершенствования миграционной политики. В нем также поставлена задача осуществления эффективной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в социокультурное пространство современной России.

В современных правовых документах опредмечены целый ряд целей государственной и общественной миграционной политики, которыми предусматривается проведение сознательной и целенаправленной работы по вовлечению трудовых мигрантов в социокультурное пространство страны. Основной целью и значением проведения такой деятельности является их трудовая, правовая, нравственная, культурная социализации. Вместе с тем, обществу и государству крайне важна гармонизация в стране межличностных отношений и предотвращение в среде мигрантов процессов аномии, действующих в российском обществе морали и права.

Данные правовые документы приняты в нашей стране по той простой причине, что на протяжении последних лет Россия устойчиво входит в десятку стран мира с наибольшим сальдо миграционного притока. В 2000-2010 годах Россия занимала 4-е место с показателем 389 тыс. человек ежегодно. В 2010-2015годах Россия занимала 7-е место с показателем 204 тыс. человек ежегодно. В 2017 году в РФ въехало 17,2 миллиона иностранных граждан. Из них на миграционный учет встали только 9,1 миллиона иностранных граждан.

Из приведённой статистики за 2017 год становится очевидным, что почти 8 миллионов иностранных граждан почему-то не встали на учёт в миграционной службе и, стало быть, отечественным правоохранительным органам неизвестно, сколько эти люди будут находиться в нашей стране, чем и как они будут заниматься, каким образом изыщут средства для собственного существования. Одним словом, проблем, влияющих на экономическую и прочие виды безопасности от въезда иностранных граждан в нашу страну, скорее всего -больше, нежели пользы от их деятельности.

Теперь немного остановимся на статистических данных за 2018 г. Так, по состоя-

нию на 23 апреля 2018 года в РФ находились 9,3 миллиона иностранных граждан и лиц без гражданства. На 1 марта 2018 года в РФ временно проживало более 550 тысяч иностранных граждан по разрешениям на временное проживание, более 570 тысяч иностранных граждан - постоянно проживающих по видам на жительство. [4] Понятно, что многие иностранные граждане указанного и последующих периодов приезжали в нашу страну из-за чемпионата мира по футболу. Наше государство пошло болельщикам навстречу и разрешило им на протяжении всего 2018 года свободно по паспорту болельщика въезжать и выезжать из России. Но речь в данной статистике идёт не о них, а о тех, которые по различным объективным и субъективным причинам не смогли найти достойное существование в собственной стране и решили найти себе приют у нас. Проблема с такими лицами год от года заключается в не обретении ими соответствующего правового статуса у нас в стране и перехода их в разряд латентных. Это позволит более объективно оценить причины миграций народов и, разработать при необходимости, конкретные меры по государственному их регулированию, с прицелом обеспечения экономической и прочих видов безопасности общества и государства. В том числе по этой причине О. В. Жигулина на основе неоинституционального, социокультурного подходов и теории традиции делит концептуальную проблему региональной безопасности на два параметра, выделяя реальные и потенциальные угрозы в данной сфере [3, с. 34].

И в самом деле, рост миграций таит в себе как реальную, так и как потенциальную угрозу этнополитической безопасности. Как известно, в результате распада Советского Союза за последние три десятилетия народы, проживающие в указанной территории стали искать себе приют там, где им жилось бы спокойно и комфортно. При этом ими не бралось и не берётся во внимание целый ряд факторов, а именно: отсутствие свободных рабочих мест в месте их выбора для проживания, правовые проблемы с миграционными службами, нелегальная их трудовая деятельность, а в ряде случаев криминальное их поведение.

Сравнительно недавно проблема влияния миграций на этническую идентичность стала предметом научных исследований. Так, М. Ю. Барбашин ввёл в науч-

ный оборот понятие «этноинститута». Его объём и содержание включает в себя комплекс норм и мотиваций, воспроизводимый в рамках этнической группы и определяющий формы этнического поведения; индивидуальной стратегии максимизации полезности социального действияи коллективной стратегии решения социальных задач.

Этноинституты становятся объектами интенсивного воздействия современных миграционных потоков, так как они воспроизводят модели этносоциального поведения, как мигрантов, так и представителей коренной этнической группы. Учёные в этом противоречии этноинститутов видят конфликтогенный потенциал миграций. И они справедливо выделяют этническое, языковое и даже цивилизационное измерение миграционных процессов. По их мнению, миграции усиливают конкуренцию этноинститутов во всех сферах и на различных уровнях, обостряя еще больше конфликт современных модернизацион-ных вызовов и традиционного общества.

Учитывая правовые положения отечественного законодательства и международного права, следует подчеркнуть, что ими трудно регулировать миграционные процессы. Но, тем не менее, в октябре 2018 года один из депутатов Государственной Думы РФ высказал справедливое и обоснованное мнение о необходимости смягчения норм федерального закона о гражданстве в части, касающейся предоставления статуса граждан Российской Федерации жителям Донецкой Республики и Луганской Республики из-за длительного их притеснения украинскими вооружёнными силами. Если не идти по этому пути, то рано или поздно лица, проживающие в этих неспокойных регионах, без должных правовых оснований станут проживать на территории нашей страны в форме нелегальных мигрантов. В таком случае невозможно говорить о торжестве у нас в обществе закона и должного правопорядка, а, стало быть, и безопасности общества и государства.

Являясь одним из факторов мобилизации межэтнических противоречий, миграции непосредственно влияют на этнополи-тическую стабильность и безопасность по-лиэтничного региона.

В современной России определяющими являются внешняя и внутренняя миграция. Говоря об отдельном аспекте внешней миграции, следует отметить, что за последние

30 лет произошел массовый отток населения Южного Кавказа на территорию РФ. В том числе по этой причине миграции привели к росту конфликтогенности на территории региона. [6, с.352]. Поэтому при принятии и реализации миграционного законодательства отечественным правотворцам, правоохранителям и правоприменителям следует учесть содержание теоретической максимы о том, что от степени внимания государства к вопросам миграционной политики и эффективности снижения межэтнической конфликтности зависит укрепление экономической и этно-политической безопасности региона. [7, с.44]

От конфликтогенного потенциала миграционных процессов зависит и модель экономической безопасности региона. По мнению С. В. Новоселова, региональную безопасность можно рассматривать как совокупность отношений в системе определенной региональной безопасности, поддерживаемой деятельностью конкретных субъектов безопасности. Они образуют своеобразную региональную модель безопасности [5, с. 104].

На территории субъектов СевероКавказского федерального округа преимущественно развита внутрироссийская миграция. В основном их жители вынуждены покидать свои территории в поисках работы. Межнациональная напряженность возникает в случаях изменения этнического состава населенных пунктов, куда переселяются мигранты. Причины конфликтов могут носить экономический, социальный, культурный, эмоциональный характер. Рост безработицы подрывает систему экономической безопасности региона. По этой причине в нашей стране необходимо разработать и принять специальную федеральную целевую программу развития экономики СКФО. В нём следует прописать важность создания промышленных и сельскохозяйственных объектов с современной техникой и технологией, рабочим классом, могущим пользоваться им. Примерный объём финансирования из федерального бюджета должен составить сумму, вытекающую из технико-экономического обоснования стоимости таких объектов. Без такой целенаправленной экономической политики федерального центра в отношении субъектов СКФО, неконтролируемые миграционные процессы в нашей стране будут продолжаться и

рождать после себя разного рода конфликтные ситуации, которые в своей общей массе могут серьёзно сказаться на уровень региональной и общенациональной безопасности.

Следует также отметить, что в последние годы наблюдается активная тенденция роста притоков мигрантов из зарубежных государств. Речь идёт о незаконной миграции. В результате экономическая выгода и доходы, получаемый ими, также носит нелегальный характер. Здесь мы усматриваем их уклонение от уплаты налогов, других, предусмотренных законодательством пошлин и сборов. В результате казна государства недополучает весьма солидную сумму денег. По этой причине весьма важно усилить в этом направлении контроль со стороны миграционной службы страны, чем будет в известной степени минимизированы риски и угрозы экономической безопасности не только отдельно взятого региона, но и в целом Российской Федерации.

Другой срез рассматриваемого вопроса связан с тем, что нелегальное проживание с целью осуществления незаконной трудовой деятельности часто приводит к выпуску продукции сомнительного качества, с нарушением существующих правил, что приводит к негативным последствиям для человека и гражданина, групп людей и общества в целом. Незаконные мигранты в регионах Сибири, Дальнего Востока и целого ряда других субъектов РФ, занятые в сельском хозяйстве, используют запрещённые к использованию на территории нашей страны гербициды и стимуляторы роста растений. И, как результат, на рынки сельскохозяйственной продукции попадают продукты, в которых общая масса допустимого уровня вредных веществ превышается в десятки раз. А это есть не что иное, как прямая угроза жизни и безопасности неограниченного количества людей, в конечном итоге неизбежно и отрицательно влияющая на уровень социальной, экономической и общенациональной безопасности. По этой причине необходимо усилить контроль со стороны таможенных органов по тщательному экологическому, медицинскому и фитосанитарному контролю за ввозимыми в нашу страну гербицидами и стимуляторами роста растений. Поскольку принимаемые меры административного и уголовно-правового характера не останавливают деятельность неле-

гальных иностранных дельцов теневой и преступной экономики.

Для сравнения в 2016 году через дагестанский участок государственной границы въехало 688677 иностранных граждан и лиц без гражданства, из которых 47664 человека было зарегистрировано соответствующими службами Республики Дагестан в месте их пребывания.

По данным Управления по вопросам миграции МВД РД, через пункты пропуска на дагестанском участке государственной границы на территорию России за 11 месяцев 2017года въехало около 500000 иностранных граждан и лиц без гражданства, из которых на миграционный учет в республике встали 56126 человек, снялись с учета 36036 человек. [2]. При этом следует учесть и то обстоятельство, что к концу 2017 года уровень безработицы в Дагестане составил 12,1% и приток мигрантов еще больше усиливает проблему избытка трудовых ресурсов в регионе.

Учитывая вышеизложенные статистические данные, причины объективного и субъективного характера, влияющие на миграционные процессы, Правительство Республики Дагестан 27 декабря 2017 года утвердило постановление №298 «О реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025года в РД в сфере осуществления органами исполнительной власти РД миграционной политики». Многие положения данного правового документа реализовывают-ся, часть из них - не в полной мере из-за нехватки средств на проведение соответствующих мероприятий. Считаем, что реализация содержания данного правового документа и целого ряда других, ранее обозначенных нами в этом исследовании, помогут гармонизировать миграционные процессы, использовать их потенциал на службу развития отечественной экономики, обеспечить региональную и общенациональную безопасность.

Выводы

Миграционная политика современного российского государства в целом отвечает интересам экономического развития страны, мигрантов и соотечественников. Вместе с тем, без усиления работы органов ФМС значительная часть трудовых мигрантов остаются вне поле их зрения, что в целом негативно сказывается на процесс осуществления в нашей стране законной трудовой деятельности, сбора с них поло-

женных налогов и сборов, выпуска ими качественной и безопасной продукции.

Говоря о региональном аспекте проблемы, следует подчеркнуть, что в современной миграционной политике РД должны быть предусмотрены меры по адаптации мигрантов. Данная политика должна быть направлена на новые поколения мигрантов, выросшие в постсоветское время, для которых актуальна потребность знания русского языка как языка межнационального общения, а также культурных традиций, конфессиональных особенностей местного населения региона.

Серьезной угрозой региональной экономической безопасности является недостаточность, а иногда и отсутствие в субъ-

1. Барков Ф. А., Сериков А. В. Этноинституци-ональные факторы межнациональных отношений в контексте миграционных процессов в Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2014. № 3. С. 131-132.

2. Гамалей Т. Мигранты - не чужие нам люди // Дагестанская правда. № 18-19. 30.01.2018.

3. Жигулина О. В. Международная миграция в контексте национальной безопасности России. В сборнике «Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации и интеграционных процессов (междисциплинарные аспекты)» // Материалы Международной научной конференции 4-5 ноября 2015 года. Ереван: изд-во РАУ, 2015. С. 34-46.

4. Интернет-портал СНГ. Миграционная ситуация в Российской Федерации за 2017год.

5. Новоселов С. В. Особенности современной системы региональной безопасности в Кас-

1. Barkov F. A., Serikov A. V. Ethno-institutional factors of interethnic relations in the context of migration processes in the South of Russia. 2014. No. 3. Pp. 131-132. (In Russian)

2. Gamaley T. Migrants are not alien to us. Dagestanskaya Pravda. No. 18-19. 30.01.2018. (In Russian)

3. Zhigulina O. V. International migration in the context of national security of Russia. Collection "Problems of national security in the context of globalization and integration processes (interdisciplinary aspects)". Proceedings of the international scientific conference. 4-5 November, 2015. Yerevan, RAU publ., 2015. Pp. 34-46. (In Russian)

4. Internet portal of the CIS. Migration situation in the Russian Federation in 2017. (In Russian)

5. Novoselov S. V. Features of the modern system of regional security in the Caspian region. In:

ектах СКФО современных промышленных и сельскохозяйственных мощностей, кадров, могущих обслуживать соответствующую технику и технологии.

Без решения федеральным центром проблемы новой индустриализации субъектов СКФО, миграции будут имманентным фактором, дестабилизирующим обстановку в них. Вместе с тем, уровень официальной и латентной (скрытой) безработицы, непременно, будет расти, что негативно скажется на самочувствии традиционного местного населения, мигрантов и, в конечном итоге, будет весомым фактором, дестабилизирующим общественно-

политическую обстановку не только в субъектах СКФО, но и во всей России.

пийском регионе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 4. С. 103-111.

6. Смольев В. В. Этнополитическая безопасность Юга России в свете влияния межэтнических и экономических проблем и миграционных процессов Закавказья // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 4. С. 352-357.

7. Усманов Р. Х., Кинжуваев Р. З., Мухарря-мов Р. Р. Этнополитическая безопасность Юга России в аспекте влияния молодежных радикальных объединений на миграционные процессы и конфликтогенность // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 4. С. 44-55.

8. Цыганков А. П. Что для нас Евразия? Пять стратегий российского освоения пространства после распада СССР // Вопросы философии. 2003. №10. С. 3-7.

Caspian region: politics, economy, culture. 2016. No. 4. Pp. 103-111. (In Russian)

6. Smolev V. V. Ethnopolitical security of the South of Russia in the light of the influence of interethnic and economic problems and migration processes of Transcaucasia. Caspian region: politics, economy, culture. 2013. No. 4. Pp. 352-357. (In Russian)

7. Usmanov R. Kh., Kinzhuvaev R. Z., Mukharriamov R. R. Ethnopolitical security of the South of Russia in terms of the impact of the radical youth associations on migration and conflict potential. Caspian region: politics, economy, culture. 2013. No. 4. Pp. 44-55. (In Russian)

8. Tsygankov A. P. What is Eurasia for us? Five strategies of Russian space development after the collapse of the USSR. Problems of Philosophy. 2003. No. 10. Pp. 3-7. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Казиев Низами Эмирович, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований (РЦЭИ) ДФИЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru

Юсупова Гурия Ислангараевна, доктор философских наук, главный научный сотрудник, РЦЭИ ДФИЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: huria@list.ru

Магаррамов Магаррам Джабраилович, ведущий научный сотрудник, РЦЭИ ДФИЦ РАН; доктор философских наук, профессор кафедры правоведения и прав человека, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram @gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Nizami E. Kaziev, Ph. D. (Philosophy), professor, chief researcher, Regional Center for Ethnopolitical Research (RCEPR), Dagestan Federal Research Center (DFRC) RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: rcid-ncran@mail.ru

Guria I. Yusupova, Doctor of Philosophy, chief researcher, RCEPR DFRC RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: huria@list.ru

Magarram J. Magarramov, leading researcher, RCEPR DFRC RAS; Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Принята в печать 25.02.2019 г.

Received 25.02.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.