Научная статья на тему 'Мифы и реалии электронной экономики'

Мифы и реалии электронной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбинский М. П.

Настоящая статья содержит анализ современного состояния и перспектив рынка электронной коммерции, имеющий целью определение его основных экономических законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHS AND FACTS OF THE ELECTRONIC ECONOMY

The article contains an analysis of modern state and emerging trends on the electronic market in attempt to reveal its main economic rules.

Текст научной работы на тему «Мифы и реалии электронной экономики»

4. На общую величину затрат влияют и результаты поиска технических возможностей снижения количества закупаемых на стороне деталей за счет увеличения количества самостоятельно изготавливаемых деталей и возможностей снижения количества изготавливаемых деталей за счет увеличения количества восстанавливаемых деталей. В этом случае произойдет снижение достаточно дорогостоящих покупных запасных частей и дополнительная загрузка собственного производства. Что, в свою очередь, ведет к снижению цеховых и общехозяйственных расходов.

Правильное формирование сметы затрат на ремонт дизеля, ее структуры, их взаимозависимостей позволяет определить основные направления снижения затрат на ремонт, а также «слабые места», корректировка которых позволяет добиться снижения затрат на ремонт дизеля.

THE SYSTEM OF FORMATION OF REPAIRS COSTS ESTIMATE IN THE ENTERPRISE

Z U. Pizhova, V. V. Pizhov

In the process ofeconomic validity of diesels repairs the estimated charges with the follow-ing calculation ofeconomic and finance indicators of the enterprise are formed: production cost, profit, profitability, etc. The number of items of estimate ofproduction costs, their structure and the system of the calculation are given in the article.

УДК 339

M. П. Рыбинский, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail:[email protected]

МИФЫ И РЕАЛИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Настоящая статья содержит анализ современного состояния и перспектив рынка электронной коммерции, имеющий целью определение его основных экономических законов.

Почти повсеместно осознано, что современное деловое сообщество находится на гребне электронной революции. Однако ответ на главнейший из вопросов бизнеса -как зарабатывать деньги - становится все менее и менее ясен. Спустя 8 лет после представления первой браузерной технологии благодаря участившимся случаям мошенничества, страх перед операциями, осуществляемыми электронно, неуклонно растет. Первоначальная привлекательность и новизна сетевых покупок с точки зрения потребителей падает.

Несмотря на миллиардные инвестиции, американские компании все еще затрачивают невероятные усилия на поиск оптимальных путей диверсификации своей основной деятельности электронными средствами, а также на разработку эффективных стратегий участия на электронном рынке. К примеру, П. Тиммерс в своей статье выделяет не менее 11 различных моделей такого участия [8]. Эксперты при этом отмечают, что большинство менеджеров настолько заняты технологической стороной вопроса, что часто оставляют без внимания важнейшие факторы, определяющие удачу или неуспех в бизнесе - неважно, классическом или электронном.

Хотя конец игры еще далек, сегодня мы наблюдаем, как электронные компании терпят тяжелейшее поражение в трансформации своих бизнес-процессов. При этом

при определении оптимальности стратегий редко используются показатели экономической эффективности. Да, конечно, мы видим значительную экономию финансовых затрат и ресурсов времени на выполнение рутинных операций (таких как купля-продажа сырья и материалов, управление пакетами акций и т. д.). Однако большинство мифов и предсказаний об электронном бизнесе, возникших в период зарождения электронной революции, так и остались мифами.

Наиболее ценный из практических выводов, касающихся электронного бизнеса, состоит в том, что принципы, определявшие успех или крах в бизнесе на протяжении веков, по преимуществу остались прежними. Рассмотрим предсказания и мифы, многими из которых менеджеры руководствуется и сегодня, в их сопряжении с современными реалиями.

Важность силы бренда

На заре электронной эры бытовало популярное убеждение, что технологии электронного бизнеса позволят частным предпринимателям и мелким компаниям привлекать столько же клиентов, сколько и крупнейшим торговым предприятиям. Интеллектуальное программное обеспечение и технологии поиска доведут стоимость поиска необходимых товаров практически до нуля и позволят потребителям легко находить и сравнивать продукты и цены по всему миру. Низкая стоимость оборудования и обслуживания каналов реализации, ассоциируемая с новейшими электронными возможностями, представляет опасность для брендов, и ослабит их сильнее, чем когда бы то ни было [6]. Таковы были ожидания.

Однако новейшие исследования показывают, что такие предсказания следует признать несоответствующими действительности. Ernst& Young сообщают, что более 68% респондентов в их исследовании отдают важнейшую роль при принятии решений о покупках в Интернет именно торговым маркам. Находясь в «пронизанном коммуникациями и недоверием мире», потребители все еще тяготеют к брендам как способу упрощения выбора. С незапамятных времен известны 2 основных причины такого поведения:

1. На силе бренда строится субъективные модели доверия, безопасности, качества товара, выстраиваемые потребителями на основании, своего предыдущего опыта;

2. Торговые марки могут выступать в качестве замены сбора информации, тем Самым помогая электронным покупателям в поиске определенных товаров с наименьшими затратами.

Таким образом, уничтожение брендов в электронном бизнесе следует признать маловероятным. По мере развития электронного бизнеса и распространения интерактивных технологий станут возможными 3 сценария в отношении брендов: усиление, ослабление и создание новых кибер-брендов. Рассмотрим данные сценарии подробнее.

1. Усиление брендов.

Абсолютное большинство покупателей перед покупкой намерено убедиться в том, что приобретаемые товары являются новыми, правильно маркированными и получены продавцом легально. Это справедливо даже в отношении наиболее крупных, устоявшихся брендов на потребительском рынке и независимых дистрибьюторов на рынке предприятий. В особенности такое поведение характерно для потребителей, сопрягающих понятия качества, безопасности и т. д. с тем или иным наименованием торговой марки. А таких покупателей, как было отмечено выше, большинство.

Даже принимая во внимание то, что владельцы крупнейших брендов только начинают полномасштабную экспансию в Сети, сила бренда, очевидно, и в дальнейшем будет представлять значительное конкурентное преимущество. Владельцы крупнейших торговых марок стремятся усилить свои позиции путем инвестиций в узнавае-

мость брендов. Одно время руководство крупнейшего в мире Интернет-магазина Amazon.com инвестировало $36 в маркетинг с каждых $100 продаж. Все более учащаются случаи слияния традиционных торговых марок с электронными (например, приобретение электронной аукционной системой eBay известного аукционного дома Butterfield&Butterfield) - еще одно свидетельство важности бренда.

2. Ослабление брендов.

Благодаря своим гипер-коммуникативным способностям, Интернет не прощает ошибок тем компаниям, что не смогли правильно воспользоваться этим средством. Инертность и консерватизм основной массы покупателей обращаются в ничто в условиях электронной конкуренции, когда Ваш конкурент находится на расстоянии одного перехода (нескольких секунд) по Сети [5]. Для владельцев многих брендов наступает время постепенной сдачи позиций. Многие бренды будут ослаблены, если не смогут грамотно организовать доставку товаров, купленных в Сети и удовлетворить потребности потребителей, в условиях конкуренции становящихся все более разборчивыми в выборе торговой площадки. К примеру, традиционные банки видят угрозу своим брендам в волне новых операторов финансового рынка, опирающихся исключительно на электронную инфраструктуру [10].

3. Создание электронных брендов.

Такие компании как Yahoo.com, Amazon.com и др., стоявшие у истоков электронного бизнеса, являют собой пример растущего сегмента своеобразных «кибербрен-дов» [1]. Являясь изначально ориентирован!цлми на электронную инфраструктуру и электронные же каналы реализации, эти компании фокусируются на удовлетворении всех стандартных потребностей потребителя. При формировании ассортимента товаров и услуг они руководствуются исследованиями своей целевой аудитории - типовых посетителей Интернет. Сетью охвачены все их бизнес-процессы - от рекламы и оформления заказа до складского контроля и организации доставки. Привлечению клиентов способствует предоставление полного пакета бесплатных информационных услуг. Хотя многие из таких фирм даже не являются прибыльными (по различным причинам), по размерам клиентской базы и силы бренда являют собой силу в индустрии продаж, бросая вызов крупнейшим классическим торговым маркам.

Таким образом, позиции брендов как класса - как устоявшихся, так и вновь создаваемых, все еще сильны - факт, подтверждаемый огромными инвестициями в известность торговых марок на протяжении всех последних лет. В наибольшей степени данный подход конкретизирован в отчете Boston Consulting Group «Состояние электронной торговли», где было заявлено «Бренд - это все. И все есть бренд» [9].

Исчезновение посредников

Концу 90-х годов прошлого столетия предрекалось быть временем устранения торговых посредников. В книге, вышедшей в 1994 году, Дж. Гилдер писал: «Основное влияние цифровой революции в любой отрасли - от торговли до страхования - выражается в устранении посредников» [4]. Предполагалось, что через посредство телефона, факса, Интернет-технологий каждый производитель сможет продавать товары напрямую конечным потребителям. Традиционные каналы реализации будут уничтожены.

В настоящий момент известно несколько сколь-нибудь успешных попыток крупных производителей работать на потребительском рынке через каналы нулевого уровня. Попытки такого рода были предприняты, например, крупнейшим производителем компьютерной техники Compaq. Ключ к успеху в этой сфере - сочетание широких сбытовых возможностей и близости к потребителю (что и является отличительной чертой электронного рынка). Однако же другие крупные компании не склонны

следовать примеру Compaq. В наибольшей степени это связано с тем, что, как показывает практика, укорочение канала реализации не влечет за собой автоматического увеличения прибыли. А также с тем, что при использовании только электронных каналов, компания несет дополнительные систематические риски, связанные с функционированием самой электронной инфраструктуры.

Использование нулевых каналов реализации на электронном рынке может быть полезным лишь как один из путей организации продаж, не отвергая важность других способов.

Институциональные структуры - такие как посредники - способны более комплексно удовлетворять потребности клиентов и реселлеров, эффективнее организовывать сбытовые компании, системы логистики и т. д. При этом, благодаря значительным оборотам, делают лишь небольшую наценку.

Таблица

Наименование бизнес-модели Вид деятельности

Электронные торговые площадки и аукционы Системы открытия цен и установления спроса, где конкретные предложения выставляются для ознакомления и осуществления сделок всем желающим (продавцам или покупателям). Существует множество разновидностей.

Интеграторы сбытовой сети Предоставляют исчерпывающий перечень товаров и услуг, дополняющих основной товар (услугу), информационное сопровождение товаров, техническую поддержку. Создают товар в реальном окружении, его имидж.

Операторы торговой инфраструктуры Специализируется на обслуживании торговых сделок - системы электронных платежей, логистики и др.

Информационные брокеры Обеспечивают безопасность, в том числе информационную, при проведении сделок. Предоставляют услуги в области доверительного управления, бизнес-консультаций, исследований рынков и т.д.

Полезность (ощущаемая ценность), так же как и цена, имеет решающее влияние на принятие потребительских решений, и компетентные посреднические структуры используют более эффективные, нежели производители, бизнес-модели, представляющие интерес для клиентов. Как в общем виде показано в таблице, существует множество возможностей для применения электронно-адаптированных традиционных бизнес-моделей, а также для создания новых, основанных на высокой функциональности электронной инфраструктуры.

Несмотря на то, что конкуренция с неизбежностью устранит нежелательных посредников, не способных добавить полезности продукту, - невысокие входные барьеры и асимметричность информации на рынке (низкая прозрачность, соображения приватности и безопасности) приводят к появлению все новых и новых квалифицированных посредников. В электронной экономике посредники, говорящие на одном языке с коммуникационным пространством, смогут завладеть информацией о продукте и привлечь потребителя экономически эффективнее, нежели производители через каналы нулевой длины.

Ольга Наумова, генеральный директор компании «Компьютер Депо» (активно применяющей технологии Интернет-бизнеса) отмечает: «Интернет и дистрибуцию

[посредничество] часто противопоставляют, рассматривают их как антиподы. Если же разобраться в причинах трудностей, испытываемых дистрибьюторами в глобальном масштабе, то, скорее всего, это не появление «страшного Интернета», а стремление производителей работать напрямую. Да, дистрибьюторский рынок становится жестче, но именно Интернет поможет дистрибьюторам сделать канал более эффективным. И вряд ли производители начнут прямые продажи. Это маловероятно» [11].

Интернет действительно многое меняет в привычных схемах распределения товаров. Но следует признать: посредничество, инфраструктура глобального распределения товаров-и управления финансовыми потоками останутся неизменными. Конкретные посредники должны изменяться, приспосабливаться, быть более эффективными. Кто-то из них должен исчезнуть. Но возникнут новые.

Исчезновение эффекта масштаба

Объектом множества спекуляций стало предположение о том, что электронная экономика устранит эффект масштаба, изменив конкурентную среду в пользу мелких фирм. В результате электронные компании будут в меньшей степени тяготеть к росту и получению преимуществ масштабности [3].

Однако утверждения такого рода входят в противоречие с уроками истории, показывающими, что темпы роста распределенных структур подчиняются простой логике. В случае с Сетью крайне показателен «эффект факса», введенный в обиход несколько лет назад обозревателем журнала Wired Кевином Келли [14].

Келли привел забавную аналогию, сравнивая развитие Сети с распространением факсов. Первый факс-аппарат, на создание которого были потрачены миллионы долларов, в единственном экземпляре не стоил ничего, но вторая факс-машина немедленно придала первой определенную ценность, поскольку появилась возможность передавать кому-то что-то по факсу. Сейчас Покупатель факс-аппарата, заплатив сравнительно небольшую цену, получает в свое распоряжение всю огромную сеть и тем самым еще немного увеличивает стоимость всего остального множества факсов.

В случае с Сетью действует абсолютно схожий закон: чем больше узлов, тем более ценной становится Сеть для потребителя; и когда число пользователей Сети достигает значимой для бизнеса величины, число узлов начинает расти по экспоненте, а расширение перечня услуг, оказываемых через Сеть, привлекает к ней все больше и больше посетителей, потенциальных потребителей услуг и товаров.

Таким образом, чем сеть крупнее, тем более она привлекательна для пользователей. Данный феномен наиболее наглядно проявляется в железнодорожных, транспортных, банковских сетях как частный случай и как системообразующий принцип в крупнейших сетях - таких как Интернет.

По мере достижения уровнем охвата сети определенного порогового значения, условия конкуренции и преимуществ эффекта масштаба для электронных предприятий становятся тождественны тем, что определяют конкурентный ландшафт на традиционном рынке.

Действительно, по мере сближения целевой аудитории электронных и классических фирм, методы воздействия на рынок становятся все более и более схожими. И преимущества эффекта масштаба - такие как экономия постоянных затрат на единицу продукции, размах рекламных кампаний, высокая маневренность ресурсов и др. - в электронном мире дают все те же конкурентные преимущества, что и на классическом рынке.

Рынки информационных услуг (Yahoo.com, Google.com, IDC), программного (Microsoft, RedHat, NetScape и др.) и аппаратного (Intel, Sun Microsystems и т.д.) обеспечения являют собой ярчайший пример эффективности масштаба.

К примеру, полезность использования офисного пакета программ компании Microsoft состоит не только в работе с текстом или электронными таблицами. Что более важно, данный пакет создает сферу взаимодействия, давая пользователям по всему миру определенную гибкость в виде совместного использования данных, коллективной работы, обмена технической информацией по различным аспектам. Чем больше людей вовлекается в это сотрудничество, тем более широк рынок сбыта Microsoft.

Аналогичным образом распространение условно-бесплатных программных продуктов стало основой рыночной стратегии корпорации NetScape. По мере роста числа пользователей бесплатного браузера NetScape Navigator\Communicator расширяются возможности этой компании по расширению продуктового ряда, растут продажи дополняющих товаров (например, серверов) и услуг.

Не менее показателен пример бесплатной операционной системы Linux, на обслуживании многочисленных пользователей которой специализируются несколько богатейших компаний, таких как RedHat, Mandrake, AltLinux и т. д. Как образно выражаются эксперты из IBM, «It's all about service» или «все дело в обслуживании».

Электронный магазин Amazon.com являет собой еще один пример важности эффекта масштаба. Инвестировав значительные средства в создание позитивного сильного бренда, компания постоянно расширяет свою торговую сеть. При этом цены в данном магазине никак нельзя назвать низкими. Именно масштаб, а не цены привлекает множество покупателей в Amazon.com. Собирая информацию из различных источников, - журнальных обзоров, отзывов покупателей и т. д. - компания разработала мощную систему информационной поддержки и сопровождения потребителей, что отличает ее от множества мелких соперников и создает устойчивую привлекательность для клиентов и сравнительно высокие входные барьеры.

Системы электронного взаимодействия предприятий требуют стандартизации широкого круга вопросов, связанных с форматом передаваемых данных, форме деловой переписки и т. д. И лишь крупные компании способны реально стимулировать кооперацию участников электронного рынка, - устанавливая таким образом стандарты де-факто. Как показывает опыт, использование надежной платформы, основанной на индустриальных стандартах и поддерживаемой крупным производителем, позволяет предприятию сохранить свои инвестиции, получив решение, имеющее долгий жизненный цикл. В том числе благодаря тому, что крупный производитель имеет долгосрочную концепцию развития продукта, основанную на глубоком анализе тенденций рынка и развития технологий.

К примеру, IBM сегодня является законодателем мод в сфере электронного бизнеса. IBM разрабатывает пакеты программ для создания и управления виртуальными магазинами и межорганизационного взаимодействия, который может быть адаптирован под условия конкретной организации и интегрирован со всеми известными платежными системами.

Крупные компании также по преимуществу располагают более крупными ресурсами для защиты своих конкурентных позиций и способны переносить кратковременные убытки в случае надобности.

Таким образом, количество стратегических, материальных и финансовых ресурсов - не важно реальных или виртуальных - инвестируемых в завоевание рынка и конкурентную борьбу продолжает играть огромную роль в электронной экономике. Масштаб предприятия по-прежнему является преимуществом.

Преимущество первого

Существование преимуществ первопроходца стало широко растиражированным принципом, гласящим: «Чтобы добиться успеха в новой экономике, нет времени на

анализ и планирование. Для получения преимущества достаточно быть первым» [2]. Шанс быть первым стал неким руководством к действию для многих менеджеров.

Действительно, многие флагманы электронного рынка (уже упомянутые Amazon.com и Yahoo.com) первоначально были его первооткрывателями. Будучи первыми коммерческими веб-сайтами, эти компании стали притчей, привлекая внимание большого числа посетителей. В данной связи чрезвычайно важно выяснить, был ли успех этих компаний результатом преимущества первого, или же он является следствием умелого управления, масштаба, силы торговых марок и т. д. К сожалению, практическая литература по данному аспекту так и не пришла к определенному заключению, и не появилось четкой позиции, оправдывающей существование длительных преимуществ пионеров рынка.

Как следует из упомянутого исследования BCG, первопроходцы рынка действительно имеют преимущество, однако само по себе оно не является ни необходимым, ни достаточным для формирования и поддержания конкурентных позиций компании по мере развития рынка.

И более того, следует предположить, что первопроходцы лишаются многих преимуществ, потому, что они не имеют возможности, к примеру, разработать взвешенную ресурсную стратегию, не имеют навыков работы на данном рынке и т. д.

Кроме того, на новых рынках, каким является и электронный бизнес, величина преимуществ первопроходца прямо пропорциональна размеру этого рынка. И хотя электронный рынок неуклонно растет, его реальная разработка будет длиться годами.

В электронной отрасли, где доминируют быстротечные технологические инновации, высокорисковые инвестиции и непредсказуемость рынка - шанс разработать неэффективную ресурсную стратегию для первопроходцев невероятно велик.

Во времена Интернет-бума бизнес-планы большинства новых компаний составлялись, подчас, в спешке и не содержали конкретной информации о сроке возврата инвестиций. По мнению Е. Яковлева, менеджера Intel по маркетинговым программам в Восточной Европе, 99 % новых Интернет-компаний никогда не являлись бизнесами в полной мере. Это была в чистом виде игра на капитализацию [12]. Предприниматели стремились быть первыми и только, надеясь, что первенство сможет заменить собой эффективную бизнес-стратегию и разумное управление. Хорошо известно, к чему это привело. Однажды плановые оценки прибыли компаний не подтвердились. Под давлением «пирамиды обещаний» рынок обрушился, и, как писали издания того времени, «Интернет-пузырь лопнул».

Таким образом, преимущество первого весьма призрачно на электронном рынке, где входные барьеры низки, а правила игры еще только разрабатываются. Именно поэтому многие преуспевающие компании, не поддавшись панике и наблюдая за ошибками первопроходцев, разработали успешные стратегии внедрения на рынок и добились успеха.

Неизвестно, какие рынки будут благосклонны к первопроходцам, а какие - нет. Следовательно, никто не может дать гарантии, что первопроходцы сохранят свое лидерство как старейшины рынка.

Снижение цен

Распространенное заблуждение провозглашает, что сильнейшая конкуренция операторов электронного рынка и оптимизированные технологии ценообразования сократят до минимума цены товаров, продаваемых электронно. При всей кажущейся правдоподобности данного тезиса следует отметить, что хотя технологии электронной коммерции сами по себе и являются механизмом сокращения затрат различного рода, значительного снижения цен ожидать не следует. Единственное, в чем можно быть уверенным - продавцы неизбежно будут использовать различные сбытовые страте-

гии, регулирующие состояние товарных запасов и расширяющие сбыт ценовыми методами (распродажи, скидки, бонусы и др.).

Одним из основных преимуществ электронной коммерции является снижение издержек обращения и обработки информации, тем самым уменьшая стоимость персо-нализации сервиса. Стоимость канала взаимодействия между потребителем и продавцом значительно уменьшилась. Произошла смена системы ценностей в торговле, основные восходящие и нисходящие контакты и операции стали более прозрачны и приспособлены для покупателя. Следовательно, электронная торговля несет преимущества не только для операторов рынка, но и для самих покупателей. Персонализация сервиса в глазах последних привносит дополнительную полезность товару. А, как известно, субъективная полезность продукта всегда в конечном счете отражается на его цене. Более того, именно электронные магазины часто поднимают цены до заоблачных высот. Мотивируя это тем, что «если уж человек совершает покупку через Интернет, значит, ему не хочется предпринимать вообще никаких усилий. То есть он готов получить товар практически по любой цене, лишь бы не беспокоиться» [11].

Основным доводом сторонников тезиса о снижении цен на электронном рынке является то, что электронным предприятиям не требуется дорогостоящего «представительства» - торговых площадей, многочисленного персонала, складов и т. д. [7] Однако при этом не учитывается размер расходов, которые предприятия электронной торговли вынуждены нести в связи со спецификой своей деятельности. Например, стоимость разработки «виртуальной витрины», офисной части, консультационных услуг и др. Более того, подавляющая часть современных электронных магазинов не являются таковыми в полной мере. Почти за всеми ими стоит классическое предприятие, подразделением которого они являются и использующее их в качестве одного из каналов реализации. При этом часть распределяемых затрат этого предприятия ложится на электронный магазин, что учитывается при ценообразовании.

Также к затратам электронного торгового предприятия следует присоединить стоимость упаковки, маркировки, доставки и страхования товара, купленного покупателем, но еще не полученного им.

Таким образом, цены электронного рынка могут отличаться от цен рынка классического в большую или меньшую сторону, и о безоговорочном снижении цен речи идти не может.

Резюме

Нет сомнений в том, что электронный бизнес приобретает все большее влияние в деловой сфере. Однако, не смотря на то, что разработки в области всеобщей коммуникации представляют значительную инновацию, распространенная уверенность в том, что они ведут к фундаментальным сдвигам в методах ведения бизнеса, следует подвергнуть сомнению.

Все мифы, перечисленные выше, имеют в своей основе единственное предположение, что следствием использования коммуникационных сетей для организации продаж являются коренная трансформация рынка и изменения методов управления компаниями, конкуренции, обслуживания потребителей. Данное мировоззрение можно резюмировать словами «нет бизнеса кроме электронного».

С другой стороны, как было показано выше, базисные правила, применявшиеся в управлении бизнесом на протяжении веков - законы спроса и предложения, рыночная сегментация, эффект масштаба, глубина каналов реализации и т.д. - остаются прежними сегодня, как и в те времена, когда Адам Смит анализировал работу игольной фабрики. Тем не менее, большинство компаний могут использовать технологии электронного бизнеса для оптимизации межорганизационных взаимодействий, снижения затрат и т.д. Резюмировать эту позицию можно словами «Нет электронного бизнеса. Есть просто бизнес, и некоторая его часть является электронной».

Таким образом, имеет место глобальный конфликт мировоззрений. В данном случае следует воздержаться от терминологических споров. Практика демонстрирует достоверность второго подхода. Однако и сами возможности электронного бизнеса на данном этапе задействованы далеко не полностью. И сколь-нибудь заметных перемен следует ожидать лишь после достижения уровнями проникновения Интернет и электронной торговли адекватных для международного бизнеса значений.

К числу неоспоримых преимуществ Интернет-рынка, предоставляющих его участникам дополнительные неисчерпаемые возможности, специалисты относят сегодня расширение межфирменной кооперации и развитие коммуникационных связей во всех звеньях бизнес-цепи, объединяющей поставщиков сырья и полуфабрикатов, производителей и распространителей готовой продукции.

По мнению Энди Миллера, одного из руководителей консультационного центра Интернет-стратегий PricewaterhouseCoopers, проекты организации электронных рынков и бирж с вертикальной структурой имеют своей главной целью формирование глобального сетевого бизнес-ядра в определенных индустриальных отраслях, что, в конечном счете, должно позволить всем будущим участникам создаваемого рынка, -будь то крупные или мелкие компании, - входить из своих внутренних компьютерных систем во внутренние системы других фирм, используя при этом общие с ними коммуникационные стандарты и протоколы [13].

Эта задача принципиальным образом отличается от всех тех, которые до сих пор приходилось решать в сфере электронной коммерции. Все, что происходило здесь раньше - виртуальные сделки, непрямые поставки, электронные аукционы и т. д., - не затрагивало основ бизнеса, относилось к разряду «периферийных» вопросов. Новые индустриальные рынки ставят своей целью коренную реорганизацию электронной коммерции, создание «подлинно интегрированных» торгово-промышленных систем. Что это значит? Ответ уже есть: Энди Миллер, например, считает «подлинной интеграцией» создание таких условий Интернет-коммерции, при которых можно было бы оперативно реализовать любые прямые сделки между любыми участниками Интер-нет-рынка. «Подлинная интеграция» подразумевает только прямое, никак и ничем не опосредованное, участие в производстве и реализации любых видов продукции, а, следовательно, и необходимость кардинального пересмотра основных принципов стратегии и тактики Интернет-бизнеса. А это уже поистине глобальная перестройка!

Список литературы

[1] Coltman Т., Devinney Т. E-Business: Revolution, Evolution or Hype? - Sydney, 2001.

[2] Downes L., Mui C. Unleashing the Killer App: Digital Strategies for Market Dominance. - Boston: Harvard Business School Press, 1999.

[3] Dyson E. Release 2.0: A Design for Living in the Digital Age. - New York: Broadway Books, 1997.

[4] Gilder G. Life After Television: The Coming Transformation of American Life. - New York: W.W. Norton Company, 1994.

[5] Hirsh L. The 7 E-Commerce Virtues // E-commerce times, October 29,2001.

[6] Kalakota R., Whinston A. Frontiers of Electronic Commerce. - Boston: Addison-Wesley,1996.

[7] Nunley K. The Internet: Where Future Billions Will Be Made // E-commerce times, September 15,2000.

[8] Timmers P. Business Models for Electronic Markets // Electronic Markets, 8 (2), 1998.

[9] The State of Online Shopping. - Boston, Boston Consulting Group, 1999.

[10] Банковские услуги в Интернет. Ноябрь 2000 г. // Исследование Информационно-консалтингового агентства по электронному бизнесу «E-commerce.ru».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Викторов Д. Белые одежды. //Инфобизнес, 11.07.2003.

[12] Наянова К. Р2Р: Планирование, терпение, обязательная прибыльность // Инфобизнес. -№ 47. - 2000.

[13] Ушаков К. От мала до велика // Инфобизнес, 11.08.2003.

[14] Шпагина М. Иное измерение // Эксперт. - 2000. - № 24.

MYTHS AND FACTS OF THE ELECTRONIC ECONOMY

M. Ribinsky

The article contains an analysis of modern state and emerging trends on the electronic market in attempt to reveal its main economic rules.

УДК 339

М. П. Рыбинский, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail:[email protected]

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ЭЛЕКТРОННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящей статье раскрываются основные понятия, возникающие как следствие

использования в ходе экономической деятельности электронных методов и средств.

Возникновение отрасли знания, ныне именуемой «электронной коммерцией», тесно связано с введением в научный и практический оборот новых терминов, категорий, понятий. Практически с момента осуществления первых робких попыток ведения коммерческой деятельности, основанной на использовании новых информационных технологий, получили широкое распространение такие термины как «электронная коммерция», «электронный магазин», «Интернет-банкинг», «электронная цифровая подпись», «электронные платежные системы» и др. Однако же, отмеченные понятия вплоть до настоящего времени несут на себе Налет субъективности. Каждый из авторов, употребляющий эти слова в своих работах, наполняет их содержанием подчас отличным от других, вкладывает в них свое субъективное понимание, наделяет их не свойственными им функциями.

Такое положение вещей является неприемлемым с точки зрения научного подхода, обеспечения возможности правового и налогового государственного регулирования в этой сфере. Общеизвестно, что основополагающими условиями применимости права являются унификация и должная определенность понятий, терминов и институтов. Определенность понятий и терминов не менее важна и для практических работников электронной сферы - экономистов, менеджеров, юристов. Они нуждаются в универсальном, едином «языке общения», общей «системе координат».

Итак, обратимся к наиболее глобальным категориям - таким как «электронная коммерция» ("E-Commerce") и «электронный бизнес» ("E-Business"). Оставим без внимания жаргонные словечки, такие как «электронный магазин», «электронная витрина» и т.д. Обычно они наполняются тем же содержанием, что и классические понятия «магазин» и «витрина» с тем лишь различием, что осуществляются в электронном пространстве и с применением электронных же методов.

Английские понятия, указанные в скобках, пришли к нам из иностранной (по преимуществу - американской) практической литературы. Российские авторы склонны переводить префикс «Е» как «электронный». Однако в первоисточниках ему приписывается более широкий смысл:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.