Научная статья на тему 'Бизнес в режиме "он-лайн" как основа развития бизнеса "офф-лайн"'

Бизнес в режиме "он-лайн" как основа развития бизнеса "офф-лайн" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес в режиме "он-лайн" как основа развития бизнеса "офф-лайн"»

М.А. Никитенкова

Бизнес в режиме «он-лайн»

как основа развития бизнеса

«офф-лайн»

"On-line" business as the basis of "off-line" business development

WWW сервер был объявлен 1 декабря 1992 г., к концу 1993 г. существовало уже 623 WWW сервера. На данный момент количество WWW узлов исчисляется уже миллионами. Развитие сети Интернет позволило в разы увеличить скорость доступа конечного потребителя к информационным ресурсам. Постепенно Интернет перестает быть только информационным ресурсом, развитие технологий позволяет потребителю не только найти нужную информацию, но и проделать с ней различного рода действия. В данном случае речь идет о технологиях, связанных с электронным бизнесом. Выражения «электронный бизнес», «электронная коммерция» в последние два года стали встречаться практически в каждом издании, посвященном компьютерам, да и не только там. Этой концепции прочили большое будущее, но в результате она заняла свою нишу, так и не став панацеей от всех бед. Тем не менее, электронный бизнес нашел широкое применение в ряде отраслей, в частности в отрасли туризма.

Интернет оказал более сильное воздействие на туризм, вернее на маркетинг путешествий и туризма, чем какие-либо другие технологии со вре-

нтернет-технологии появились сравнительно недавно, но уже успели оказать значительное влияние на самые различные отрасли мирового хозяйства. Первый

мени изобретения телевидения, поскольку именно Интернет позволил, с одной стороны, повысить качество передаваемой информации и, с другой, - на порядок уменьшить расходы на передачу информации. Значение Интернета и других новых интерактивных мультимедийных платформ для продвижения туризма трудно переоценить. Глобальные сети помогли связать в единую цепочку множество компаний, работающих в сфере туризма, и позволили в значительной мере провести оптимизацию создания такого продукта, как туристическая поездка.

Туризм в ХХ в. стал явлением мирового масштаба. Всемирная туристическая организация при ООН отводит туризму место одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Туристическая индустрия дает 10% мирового национального продукта, 7 мировых инвестиций, 11 потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. В 1998 г. 625 млн. жителей планеты отправились в путешествия, сумма поступлений от международного туризма в бюджеты всех стран составила 445 млрд. долларов США. Сегодня на сферу туризма приходится каждое 16-е рабочее место в мире. Для многих стран туризм стал средством развития национальной экономики и подъема жизненного уровня граждан. В России отрасль туризма развивается весьма своеобразным путем. Несмотря на то, что в 90-е годы Россия входила в десятку наиболее посещаемых стран в мире, въездной туризм развивается очень медленно по отношению к выездному. Количество российских компаний, занимающихся въездным туризмом, значительно уступает числу компаний, обслуживающих выездной. При этом, внутренний туризм при правильной организации процесса мог бы быть достаточно прибыльным.

Бизнес в режиме On-line, как новая платформа для

развития бизнеса Off-line

Электронный бизнес является комплексным понятием, в котором можно выделить две основных группы вопросов - технологические и организационные. Понятия «электронный бизнес» и «электронная коммерция» часто путают друг с другом.

Можно найти много определений понятия «электронный бизнес». Остановимся на определении компании IBM, поскольку именно эта компания в свое время совершила технологический переворот, создав персональный компьютер и на сегодняшний день является одним из лидеров в электронном бизнесе. Согласно определению ее специалистов, электронный бизнес (е-бизнес) есть преобразование основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий. Таким образом, е-бизнесом можно назвать любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли. Е-бизнес можно условно разделить на две части: внутренняя организацию компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и оптимизирующую процессы планирования и управления; и внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами.

Электронная коммерция (е-коммерция) является составляющим элементом е-бизнеса. Под е-коммерцией подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей.

Основной формой е-коммерции на сегодняшний день является организация торговли и обслуживания через Интернет. При этом на новую базу переводятся все этапы процесса совершения сделки: поиск (реклама) товара, оформление заказа, выписка счетов, проведение платежей, доставка и послепродажное обслуживание. Преимущества е-коммер-ции по сравнению с традиционными видами деловой активности достаточно значимы.

- Использование электронных форм коммуникации позволяет существенно снизить затраты на организацию и поддержание всей инфраструктуры бизнеса. Отпадает необходимость в торговых залах, функции которых выполняют Интернет-магазины.

- Снижаются затраты на рекламу и обслуживание и как следствие -цена на товар.

- Снижается время на оформление и выполнение заказа.

- Появляется возможность непрерывного контроля над заказами, а также до- и послепродажного обслуживания.

- Возможна персонализация обслуживания клиента.

- Расширяется рынок сбыта товаров и услуг для продавца и возможности выбора для покупателя.

- Появляются принципиально новые возможности для маркетинга. (Например, сбор мнений о продукте в режиме он-лайн).

- Создаются новые направления бизнеса, например, компании, представляющие порталы (Yahoo).

В электронной коммерции существуют несколько различных направлений. Поскольку туризм, и в частности международный туризм, это в первую очередь отрасль услуг, то наибольший интерес для нас будет представлять направление е-коммерции «бизнес-клиент» (Business to Customer (B2C). Далее рассмотрены существующие бизнес-модели в сегменте B2C.

Бизнес-модели в сегменте B2C

Несмотря на то, что динамика индекса ведущей фондовой биржи США NASDAQ не внушает оптимизма и растет число обанкротившихся компаний «дот-ком», «новая экономика» продолжает развиваться. Об этом свидетельствуют появление и распространение ранее неизвестных бизнес-моделей в двух основных сегментах рынка е-коммерции - B2C и B2B. В середине 90-х годов во многих исследованиях отмечалось: практически все формы организации он-лайнового предпринимательства, по сути, были скопированы с тех, что давно применяются в оф-лайновом мире. Сейчас подобные утверждения можно оспорить. Е-коммерция породила совершенно уникальные операционные модели, корпоративные стратегии и методы ведения бизнеса.

Первая модель базируется на электронном посредничестве виртуальной торговой точки между производителями/дистрибьюторами товаров и розничными клиентами. Таким магазинам все равно чем торговать, главное, чтобы был и спрос со стороны покупателей и предложение со стороны поставщиков. В качестве примера можно привести компанию «Amazon.com». Такая практика также распространена в Wев-порталах, где механизм продаж обеспечивается компанией владельца портала.

Преимуществами модели являются: отсутствие затрат на приобретение/аренду, содержание и оборудование торговых помещений и складов; невысокий расход на персонал; близость «физических» поставщиков и, как следствие, сокращение транспортных издержек.

Недостаток: модель легко воспроизводима и, следовательно, не обеспечивает стратегических конкурентных преимуществ.

Вторая модель также относится к организации Интернет-подразделений офф-лайновой торгово-сервисной фирмы. Схема взаимодействия продавца и покупателя практически не отличается от первой модели. Разница заключается в том, что он-лайновый магазин проверяет наличие товара на собственном складе, а не на складе поставщика, и, следовательно, не зависит от него. Такая модель имеет преимущество перед первой моделью в случае, если материнская компания располагает хорошо известной покупателям торговой маркой и использует е-коммерцию как дополнительный канал реализации товаров/услуг. Эта модель широко используется гостиничными сетями. Практически любая гостиничная сеть предоставляет возможность провести бронирование номера он-лайн для частного лица.

Преимущество: модель не так легко копируется, поскольку для успеха требуется наличие сильных торговых марок.

Недостатки: развитие нового направления может привести к эффекту «каннибализации», т.е. виртуальный магазин начнет конкурировать с реальными магазинами компании; ошибки в управлении виртуального магазина могут отразиться на общей репутации компании.

Третья модель (модель ограниченной индивидуализации) используется главным образом в электронной торговле компьютерами, программным обеспечением, бытовой техникой, автомобильными комплектующими, билетами на развлекательные мероприятия, туристическими услугами (заказ билетов, бронирование отелей, аренда автомобилей, продажа туров). Как и первые две модели она рассчитана на массового потребителя.

Принципиальное отличие этой модели от двух предыдущих заключается в том, что виртуальный продавец обеспечивает определенный учет покупательских предпочтений. Покупатель может выбрать интересующий

его товар в нужной ему конфигурации исходя из предлагаемого на сайте набора параметров. Эта модель также применяется в порталах, поскольку большинство из них предлагает возможность интерактивного поиска требуемого продукта (это может быть наиболее дешевый тур или наиболее дешевый отель и т.п.).

Преимущества: данная модель позволяет уменьшить товарные запасы на складах и получить экономию на издержках.

Недостатки: те же, что у предыдущих моделей.

Четвертая модель организации бизнеса в сегменте В2С основана на сборе он-лайновым магазином предварительных заказов с последующим их выполнением. В подобных случаях виртуальная торговая точка обычно является подразделением производителя товаров/поставщика услуг, который стремится заранее определить спрос на продукцию, впервые выводимую им на рынок. Основная проблема для продавца заключается в необходимости гарантировать потенциальному клиенту выполнение заказа на заранее оговоренных условиях. Покупатель же рискует получить выбранный товар/услугу с опозданием или не получить вообще.

Отличительной особенностью этой модели является осуществление процесса купли-продажи в несколько этапов. Сначала продавец собирает заявки, затем выясняет у поставщика сроки и условия исполнения заказа, после чего информирует об этом потенциальных покупателей, и, наконец, в случае их согласия обеспечивает доставку товара. Эту модель, по-видимому, наиболее сложно реализовать в туристском бизнесе.

Преимущества: у продавца есть возможность собрать мнение о новом продукте/услуге не прибегая к дорогостоящим рекламным кампаниям офф-лайн.

Недостаток: высокая вероятность потери клиента в результате невыполнения собственных обязательств.

Пятая модель - виртуальный аукцион. Эта модель пока не получила широкого распространения. Один из примеров этой модели - сетевой торговый пассаж «priceline.com». В настоящее время, сайт торгует авиабилетами, бронированием гостиниц и машин. Суть модели заключается в том, что потенциальный покупатель имеет возможность поторговаться с продавцом в режиме он-лайн.

Платежные системы являются важной частью е-коммерции, поскольку обеспечивают возможность платежей, а без них собственно никакой коммерции и не было бы. С этими системами связаны некоторые термины.

Электронные расчеты - вид безналичных расчетов, который отличается от просто безналичных расчетов наличием компьютеров на обоих концах «провода». Это и предоставляет возможность более быстрой обработки и, что наиболее важно, автоматической обработки платежа.

Электронная платежная система (ЭПС) - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий проводить электронные расчеты.

Электронные деньги - довольно неточный термин, под которым подразумевают электронную наличность, а также электронные платежные системы как таковые. Эта терминологическая двусмысленность обусловлена вольностью перевода терминов с английского языка. Поскольку электронные расчеты в России развивались гораздо медленнее, чем в Европе и Америке, мы вынуждены были пользоваться прочно внедрившимися терминами. Безусловно, имеют право на жизнь такие названия электронной наличности, как «цифровая наличность» (e-cash), «цифровые деньги» (digital money), «электронная наличность» (digital cash). В целом термин «электронные деньги» ничего конкретного не означает.

Электронная наличность - это появившаяся в 90-х годах прошлого века технология, позволяющая проводить электронные расчеты, не привязанные впрямую к переводу денег со счета на счет в банке или другой финансовой организации, т.е. расчеты напрямую между лицами - конечными участниками платежа. Другим важнейшим свойством электронной наличности является обеспечиваемая ею анонимность платежей. Уполномоченный центр, удостоверяющий платеж, не имеет информации о том, кто конкретно и кому переводил деньги. Электронная наличность представляет собой один из видов электронных расчетов. Единица электронной наличности - не что иное, как финансовое обязательство эмитента (банка или другого финансового учреждения), по сути своей схожее с обычным векселем. Расчеты с помощью электронной наличности появляются там, где становится неудобным использование других систем оплаты. Наглядный пример - нежелание покупателя сообщать сведения о своей кредитной карточке при оплате товара в Интернете.

Мировая практика использования электронных платежных систем базируется на интеграции механизма оплаты товара через пластиковые карты и механизма передачи информации через Интернет. Возможны варианты интеграции со стандартными платежными картами типа Visa, Mastercard, примером является система ECASH, другой подход реализован через выпуск компанией собственных карт, как правило обеспечиваемых предоплатой - система MONDEX.

Внешне механизм оплаты выглядит следующим образом - покупатель, выбрав желаемый товар на сайте, в разделе оплаты указывает номер своей пластиковой карты. Далее сайт выполняет в автоматическом режиме авторизацию карты на соответствующую сумму. Запрос посылается в авторизационный центр, если деньги на карте присутствуют, то центр посылает подтверждение и замораживает указанную сумму. Далее сайт производит продажу, подтверждает факт продажи у покупателя и информирует авторизационный центр об этом. После этого сумма списывается со счета и указанная сумма переводится на счет владельца сайта.

Российские электронные платежные системы

Электронная платежная система является необходимой частью инфраструктуры электронного бизнеса. Как уже упоминалось, без нее была бы невозможна е-коммерция. В настоящее время на рынке функционирует большое количество различных платежных систем как зарубежного, так отечественного производства. Следует отметить, что технически российские системы находятся на одном уровне с зарубежными аналогами. Ниже приводится краткий обзор некоторых российских систем существующих на рынке и их сравнительная характеристика.

PayCash

Участниками платежной системы являются Банк (компания-оператор системы) и клиенты. В качестве клиентов могут выступать физические и юридические лица, а также роботы, т.е. автономно функционирующие компьютерные программы, играющие роль магазинов, казино, дилинго-

вых центров, букмекерских контор и т. д., действующие от имени тех и других. Все клиенты равноправны с точки зрения Банка. В частности, чтобы иметь возможность принимать платежи, клиенту не требуется никакого особого статуса «магазина». Все свои операции в рамках системы PayCash клиент проводит при помощи специального программного обеспечения «Кошелек». Участники системы взаимодействуют между собой посредством пересылки сообщений по Интернету.

Схема работы системы выглядит следующим образом. Будущий клиент открывает счет в Банке по сети Интернет «из дома», и каким-либо способом переводит на этот счет деньги (перевести деньги на свой счет клиент может разными способами: внесением наличных в кассу Банка, банковским или почтовым переводом, при помощи кредитной карты, и, наконец, другой клиент может заплатить ему в рамках системы PayCash). После этого он становится клиентом. Чтобы иметь возможность расплачиваться в рамках системы PayCash, клиент создает у себя в компьютере при помощи «Кошелька» одну или несколько платежных книжек. Затем опять же при помощи «Кошелька» переводит некоторую сумму денег со своего счета на одну из книжек, т.е. в свой компьютер. При этом Банк не может определить, на какую книжку переводятся деньги. Кроме того, Банк не знает, кому принадлежат конкретные платежные книжки. Теперь клиент готов расплачиваться в Интернете, причем анонимно, теми деньгами, которые лежат на его платежных книжках. Каждый платеж авторизуется Банком. Цепочка сообщений во время платежа имеет следующий вид: продавец --> покупатель --> продавец --> Банк --> продавец --> покупатель. На первом этапе продавец просит деньги у покупателя, причем в запрос включен подписанный контракт сделки. На втором этапе покупатель отсылает продавцу данные платежа. Далее продавец отсылает данные платежа в Банк для авторизации. Банк проводит необходимые проверки и отправляет продавцу квитанцию, а также квитанцию для покупателя. Продавец сообщает покупателю свое решение и пересылает ему данные, зашифрованные Банком на имя покупателя.

Следует иметь в виду, что в системе PayCash клиент получает в свое распоряжение «электронные наличные», которые, как и обычные бумажные деньги, можно потерять. Например, если компьютер клиента «сгорит» или его украдут, то клиент лишится всех денег, которые он перевел в свой

компьютер и не успел потратить. Однако если у благоразумного клиента сохранились резервные копии параметров «Кошелька» для последнего перевода денег со счета в компьютер, то он может восстановить свои деньги. Таким образом, система PayCash - это система анонимных электронных денег (ЭД), а не просто система клиент-банк. Это выражается еще и в том, что Банк не может (например, по требованию суда) воспрепятствовать клиенту тратить ЭД, которые тот успел перевести в свой компьютер, иначе, как прекратив все платежи в системе.

Если клиенту требуется вывести свои деньги за пределы системы PayCash, он подает команду перевести часть или все средства со своего счета в Банке системы на счет в каком-либо невиртуальном банке, где он сам или его представитель может физически их получить. Одним из достоинств системы является ее многовалютность. Система может поддерживать до 255 различных валют одновременно. Для каждой валюты вводится понятие минимальной единицы съема (МЕ), которая равна степени десятки и примерно эквивалентна 10 (новым) российским копейкам. Например, для долларов США МЕ = 0,01 USD, для японской йены МЕ = 1 JPY Все вычисления в системе, например при конвертациях или начислениях процентов, проводятся с точностью до 0,0001 МЕ. Банк выбирает набор валют, с которыми он будет работать, и совместно с другими данными публикует его (в сети).

On-line покупка и проведение платежа

1. Покупатель через Интернет подключается к Web-серверу магазина, формирует корзину товаров и направляет магазину запрос на выставление счета.

2. Магазин в ответ на запрос покупателя направляет ему подписанный своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) счет, в котором указывает: наименование товара (услуги), стоимость товара (услуги), код магазина, время и дату совершения операции. С гражданско-правовой точки зрения этот счет является предложением заключить договор (офертой).

3. Покупатель подписывает своей ЭЦП предъявленный ему счет и отправляет его обратно в магазин, совершая тем самым акцепт. Договор

считается заключенным с момента подписания покупателем выставленного ему счета. В системе счет, подписанный покупателем, становится чеком.

4. Подписанный двумя ЭЦП (магазином и покупателем) чек направляется магазином в банк для авторизации.

5. Банк производит обработку подписанного чека: проверяет наличие в Системе магазина и покупателя, проверяет ЭЦП покупателя и магазина, проверяет остаток и лимиты средств на счете покупателя, сохраняет копию чека в базе данных банка. В результате проверок формируется разрешение или запрет проведения платежа.

6. При разрешении платежа: банк переводит денежные средства со счета покупателя на счет магазина, банк передает магазину разрешение на оказание услуги (отпуск товара), магазин оказывает услугу (отпускает товар).

7. При запрете платежа: банк передает магазину отказ от проведения платежа, покупатель получает отказ с описанием причины, покупатель полностью контролирует процесс совершения покупки. В качестве документального подтверждения совершенной сделки у каждой стороны остаются подписанные ЭЦП чеки, удостоверяющие факт совершения сделки и имеющие юридическую силу.

Выписка по счету

Покупатель запрашивает выписку о состоянии своего счета, подписывая запрос своей ЭЦП. Банк проверяет код Покупателя и его ЭЦП. При положительных результатах проверки Банк направляет Покупателю подписанную ЭЦП Банка выписку с криптографически преобразованным текстом. Покупатель получает сообщение, производит проверку подписи Банка и обратное криптографическое преобразование выписки. Покупатель сохраняет выписку на своем компьютере.

Запрос о прохождении платежей покупателя в магазине

Покупатель запрашивает информацию о проведенных им в данном магазине платежах, указывая свой код в Системе СуЬегР1а1 На основании

полученного кода магазин предоставляет информацию о платежах данного покупателя.

Технология работы платежной системы CyberPlat при обслуживании держателей банковских пластиковых карточек.

Регистрация держателя пластиковой карты

1. Держатель банковской кредитной карточки: VISA, Eurocard/ MasterCard, Diners Club, JCB (далее - Покупатель) регистрируется в платежной системе CyberPlat.

2. При регистрации Покупатель указывает: Свои персональные данные (Фамилия, Имя, Отчество, Паспортные данные, Адрес электронной почты, Почтовый адрес, Телефон) Параметры своей карточки (название платежной системы, к которой принадлежит карточка, номер карточки, дата окончания действия карточки, имя держателя карточки в той транскрипции, как оно указано на карточке). Информация о карточке передается в защищенном виде только в Банк при регистрации Покупателя и не предоставляются Магазину при операциях Покупателя.

On-line покупка и проведение платежа

П.п. 1-7 - см. предыдущий раздел.

8. При положительном результате авторизации, полученном от карточной платежной системы: банк передает магазину разрешение на оказание услуги (отпуск товара), магазин оказывает услугу (отпускает товар). Банк осуществляет перечисление средства на счет магазина в соответствии с существующими договорными отношениями между банком и магазином.

9. При отказе в авторизации: банк передает магазину отказ от проведения платежа, покупатель получает отказ с описанием причины, покупатель полностью контролирует процесс совершения покупки. В качестве документального подтверждения совершенной сделки у каждой стороны остаются подписанные ЭЦП чеки, удостоверяющие факт совершения сделки и имеющие юридическую силу.

Перспективы развития

Внедрение передовых технологий создает стратегическую угрозу успешно действующим посредникам, особенно турагентам, которые часто не создают никаких дополнительных услуг, кроме услуг бронирования туристского пакета. Угроза для посредника исходит из пяти источников.

- Конкуренты - для туриндустрии всегда была характерна острая конкуренция, успех которой определялся ценой продукта. Экономические теории предсказывают, что в конечном итоге в борьбе за понижение стоимости останется один победитель, который за счет больших объемов сможет снизить уровень стоимости настолько, что вытеснит остальных конкурентов с рынка.

- Покупатели интернет-технологии выполняют роль интеллектуального посредника и осуществляют торговлю. Туристская индустрия медленно движется в сторону аукционных технологий в продаже невостребованного продукта.

- Поставщики - ведущие туристские компании оказывают постоянное давление на посредника. При этом Интернет является перспективным каналом распределения, позволяющим вытеснить посредников с рынка.

- Новые участники рынка. Появление новых технологий помогло убрать географические барьеры. Таким образом, крупные компании смогли стать интернациональными (например, американская Ехре^а). Порталы Интернета также способны выступить поставщиками туристского продукта.

- Каналы замещения - в туризме вероятность использования каналов замещения невелика и видеоконференции не смогут заменить деловые командировки.

Новый электронный рынок имеет две основные особенности, способные в корне изменить туристскую индустрию и ее участников. Первая особенность состоит в том, что потребители получили возможность поиска нужного им продукта на общемировом рынке. Больше не существует географических барьеров, защищающих местный рынок.

Вторая особенность нового рынка в том, что поставщики всех видов туристского продукта должны вступить в жесткую конкуренцию, снижая

цены, и с помощью маркетинга продвигать свои торговые марки, добиваясь признания потребителей.

Но это в основном относится к зарубежным компаниям. Если говорить о ситуации на российском рынке, то перспективными направлениями его развития, по мнению основных игроков, являются:

- Развитие партнерских программ.

- Дальнейшее развитие сервиса - он-лайн заказ железнодорожных билетов, гостиниц по России.

- Создание электронных магазинов с реальной продажей конкретных туристских услуг

- Дальнейшее развитие сайтов с точки зрения размещения на них более полной страноведческой информации.

Отрасль туристских услуг активно развивается как в мире, так и в России. Всемирный совет по туризму прогнозирует увеличение посещений на 138 млн. ежегодно. Все большее количество компаний объединяются в глобальные сети, и Интернет выступает как технология, которая облегчает процесс объединения. Происходит постепенная стандартизация услуг, с одной стороны, и все большая ориентация на конечного потребителя - с другой. Индустрия туризма характерна тем, что в ней существует больше посреднических организаций, чем в любой другой индустрии. Интернет может позволить уменьшить количество посредников путем реализации

процедур бронирования самим клиентом.

* * *

Появление Интернета ознаменовал переход в информационную эру -эпоху стремительных перемен, которые затронут все предприятия и отрасли. Потребовалось 30 лет для того, чтобы 90 млн. человек начали пользоваться радио. Телевидение достигло такого же распространения за 15 лет. Интернету потребовалось для этого всего три года, и темпы его распространения продолжают расти.

Интернет-технологии развиваются очень быстро. Одна из сильных сторон интернет-технологий - возможность реализации электронного бизнеса, т.е. возможность автоматизации сложных бизнес процессов и как ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зультат снижение затрат при производстве продукта или услуги. Все больше бизнес-процессов, которые еще вчера казалось невозможно реализовать через интернет-технологии, сегодня становятся доступными в режиме он-лайн. В качестве примера можно привести 1Р-телефонию, которая еще четыре года назад представлялась дорогостоящей игрушкой, а сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным телефонным операторам. Безусловно, в плане использования Интернет-технологий, Россия уступает Западу. Но, тем не менее, разрыв постепенно снижается, поскольку существует возможность использовать уже опробованные технологии.

Список литературы

1. http://www.ibm.com/e-business/info 4. Абрамова Е. Бизнес Он-лайн. Интервью «Ру-

2. www.i-management.ru нет глазами турагентов». www.bizon.ru

3. Бизнес-модели в сегменте В2С. Мир электронной коммерции. 2001, №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.