Научная статья на тему 'Интернет-аукционы в международной торговле'

Интернет-аукционы в международной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1860
317
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОН / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-АУКЦИОН

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Савинов Юрий Анатольевич, Алымов Максим Олегович

В статье рассматривается процесс развития аукционной торговли, приход аукционов в интернет, текущее состояние и тенденции онлайн-торгов. Проанализированы годовые финансовые отчеты компаний, статистика крупнейших порталов, а также статьи СМИ и пользовательские соглашения сервисов интернет-торгов. Автор статьи показывает, что рынок интернет-аукционов приобретает всё большую популярность и становится многомиллиардным бизнесом.The article describes the process of the auctions development, the performance on the Internet, and the current situation and tendencies. The annual financial reports, traffic statistics, as well as publications on this topic and user agreements were analyzed. The author shows that the market of online auctions becomes more and more popular and turns into a multibillion business entity.

Текст научной работы на тему «Интернет-аукционы в международной торговле»

Интернет-аукционы в международной торговле

Ю.А. Савинов, М.О. Алымов

Аукцион представляет собой публичную продажу товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов с индивидуальными признаками. Он проводится по заранее установленным правилам и носит нерегулярный характер. Общим для всех аукционов является принцип состязательности между покупателями. В процессе торгов выявляется победитель - участник, выигравший аукцион в соответствии с его правилами. В форме классического аукциона осуществляется торговля товарами, которые обладают индивидуальными особенностями и свойствами. Типичными товарами аукционной торговли являются пушнина, мех, чай, табак, марочное вино, овощи, фрукты, цветы, предметы искусства и т.п.[21]

История развития аукционной торговли

Аукционная торговля имеет древнюю историю. Так, сохранились записи Геродота, датированные 500 г. до н.э., описывающие аукционную торговлю девушками для замужества в Вавилоне. В Римской империи аукционная торговля использовалась при покупке-продаже военных трофеев, рабов, для реализации имущества должников. В 193 году н.э. имел место случай выставления на торги самой Римской империи, что привело к кратковременной гражданской войне и обезглавливанию победителя торгов [20].

Интерес к аукционной торговле, а вместе с ним и ее развитие, имели непостоянный характер. После падения Римской Империи, в связи с «варваризацией» Европы, заинтересованность в аукционной торговле стремительно угасает. Лишь на рубеже ХУП-ХУШ веков, вслед за

эпохой Возрождения, аукционные торги вновь приобретают широкое распространение. С этого периода начинаются повсеместная диверсификация торгуемых на аукционах товаров и заметный рост видов аукционной торговли. Со временем аукционы трансформировались из узко локальных центров торговли в межрегиональные или интернациональные, благодаря мировым процессам интеграции, глобализации и развитию телекоммуникационных технологий.

С развитием глобализации мировой экономики и упрощением доступа предпринимательских структур к возможностям сети Интернет, стало очевидным, что сайты Интернета можно использовать для рекламы и продажи товаров и услуг. Сегодня обороты купли-продажи товаров и услуг в Интернете исчисляются в миллиардах долларов в год, и, согласно статистике, коммерческий сегмент Интернета «бу-мирует», показывая стабильный рост из года в год [3][6]. Всё больше и больше компаний -традиционных производителей открывают свои сайты-представительства в сети, ориентированные как на информирование потенциального покупателя о предоставляемых товарах и услугах, так и предоставляющие возможность непосредственного заказа и/или покупки желаемого товара. Отношение к Интернету как к некой прихоти узкого круга лиц, или некой игрушке, давно сменилось пониманием того, что это такой же инструмент продажи и рекламы товаров, как и реальные магазины, вывески, рекламные щиты и т.д. Стоимость размещения рекламы на крупных Интернет-ресурсах вплотную приближается к стоимости рекламы на телеканалах и в других СМИ. Численность аудитории крупных сетевых порталов превышает сотни тысяч посетителей в день,

что позволяет рекламодателям отбирать тематически подходящие интернет-площадки и направлять рекламу целенаправленно на потенциального покупателя [1][7]. Не обошла данная тенденция стороной и аукционную торговлю. На сегодняшний день, благодаря удобству использования и гибкости ценообразования, аукционный способ реализации товаров в Интернете является одним из наиболее распространенных и востребованных. Оборот средств и число торговых операций, проводимых в системе интернет-коммерции, так высок, что порою перекрывает все показатели обычной торговой сферы.

Интернет-аукционы (часто называемые электронные, онллайн, сетевые или виртуальные аукционы) — достаточно молодая, но перспективная сфера электронной коммерции. Оборот Интернет-аукционов ныне превышает оборот всей остальной розничной Интернет-торговли. Если в 1998 году в американских сетевых аукционах покупки совершили 1,2 млн человек, то в настоящее время это число увеличилось почти в 10 раз, что позволяет сетевым аукционам стать независимой сферой розничной торговли.

На одном из наиболее популярных Интернет-аукционов еВау ежедневно выставляется на торги примерно 3,5 млн видов товаров более чем в 3 тыс. разнообразных категориях. И если еще пять лет назад все крупнейшие мировые порталы включали в свой состав Интернет-магазины, то теперь с такой же поспешностью они обзаводятся собственными аукционами (auctions.yahoo.com, shop.netscape.com/ auctions, auctions.lycos.com). С другой стороны, крупнейшие мировые аукционные фирмы также переходят в Интернет, используя опыт “передовиков электронной коммерции”. Можно привести в качестве примера совместный проект Sotheby’s и Amazon.com или аналогичный проект портала Lycos и четвертого по величине аукционного дома в США Skinner. Быстрый рост числа и оборотов Интернет-аукционов привел к тому, что ряд аналитиков прогнозирует в недалеком будущем превращение заметной части розничной электронной торговли в торговлю, в первую очередь, на Интернет-аукционах.

Интернет- аукционы дают пользователям возможность не только реализовывать товары и услуги через Интернет, но и производить их

тестовые продажи. Многие компании используют эти аукционы как инструмент маркетинговой оценки, с помощью которого можно определить величину первоначального спроса и рыночную цену для нового продукта. Особенностью таких аукционов является то, что они проводятся в сети Интернет при помощи специального программного обеспечения (базы данных), установленного на сайте организатора торгов.

Покупателю, победившему в аукционном торге, сообщается об этом по электронной почте или по телефону, при этом он получает данные о том, как он может оплатить и получить купленный товар. Продавец, в свою очередь, получает сообщение, в котором ему говорится, как он может связаться с пользователем, купившим его лот.

Конечно, участвуя в аукционных торгах, обе стороны несут определенные риски (например, покупатель может оплатить не существующий товар). Для их снижения рекомендуется применять некоторые приемы проверки надежности своего оппонента.

На многих онлайновых аукционах (например, “Молоток.ру”) действует система рейтинговых оценок участников торгов. Она заключается в том, что победитель аукциона и продавец выставляют друг другу оценки, отражающие их отношение к контрагенту, сложившееся в процессе взаимодействия. Рейтинг является очень важным показателем, демонстрирующим надежность и честность пользователя.

Перед заключением сделки рекомендуется установить контакт с контрагентом (чаще всего, пользователь может увидеть адрес электронной почты) и лично решить все спорные вопросы. Покупатель и продавец должны быть осведомлены о рыночной цене покупаемого товара, иначе, погрузившись в конкурентную борьбу, они могут забыть о собственной выгоде и установить слишком заниженные цены или переплатить за приглянувшийся товар.

Первые онлайн-аукционы возникли на web-серверах США. Одним из первопроходцев стал известный сервер еВау, созданный в 1995 году и мгновенно приобретший популярность у пользователей сети [8]. Оборот этого интернет-аукциона равен нескольким миллионам сделок в день, благодаря тому что ассорти-

мент выставляемых на продажу предметов необычайно обширен. Доход компании в 2009 году составил более 8, 5 млрд долл., а чистая прибыль превысила 2 млрд [26]. На eBay можно приобрести или реализовать фактически все: от игрушек до ракетного оборудования [9]. В настоящее время число участников онлайн-аукциона превышает 250 млн человек, а ежедневное число лотов достигает 16 млн. Помимо аукционной модели, в eBay имеется возможность продажи товаров с фиксированной ценой. Новая бизнес-модель онлайн-аукциона показала высокую эффективность.1

Помимо купли-продажи аукцион eBay, как и любой другой крупный интернет-аукцион, служит мощным инструментом маркетинга за счет привлечения внимания к новому товару со стороны потенциальных покупателей. Компания постоянно совершенствует методы работы с продавцами, стимулируя их расширять продажи через ее сайт. Так, в конце 2009 г. аукцион eBay объявил о намерении награждать лучших продавцов на своем сайте. По словам представителей eBay, продавцы, получающие самые высокие оценки от покупателей, смогут воспользоваться скидками в 20% на отчисления онлайн-аукциону со своих сделок.2 Также они будут лучше представлены в поисковых результатах.

В январе 2010 г. Интернет-аукцион EBay сообщил об изменении условий комиссии для некоторых продавцов, работающих на данной сетевой площадке. Новый шаг имеет своей целью привлечь новых продавцов на Ebay, а также поспособствовать снижению цен на продукты низшей ценовой категории.

По решению компании вводится плавающая процентная ставка для продавцов различных товаров. Ставка будет варьироваться в зависимости от того, сколько будет стоить конкретный товар в конкретной товарной группе. Также EBay объявила об интересном бонусе для начинающих продавцов: с 30 марта 2010 г. если новый продавец выставляет на продажу менее сотни товаров, то первый месяц он может торговать вообще без комиссии. То есть компания поощряет выход на аукцион именно мелких продавцов, предполагая, что за счет увеличения оборота она укрепит позиции на рынке аукционных услуг. В дополнение к этому, компании Ebay сообщила, что комиссия на товары со стоимостью (конечной ценой) от 1 до 50 долларов составит 9%.3

Другим известным интернет-сайтом электронной коммерции является Amazon.com. Свою деятельность данный сайт начал с реализации книжной продукции. Однако, со временем, направления его аукционной торговли расширилась. На сегодняшний день Amazon.com является одним из основных конкурентов eBay за счет более низкой комиссии за совершение сделок. В 2009 году доходы Amazon.com приблизились к 25 млрд долл., а чистая прибыль составила ориентировочно 1 млрд долл. [25].

Ранее крупные мировые порталы, например Yahoo!, работали лишь с интернет-магазинами. Бурное развитие аукционной торговли привело к тому, что были созданы собственные аукционы, такие как auctions.yahoo.com, shop.netscape.com/auctions, auctions.lycos.com.

Фирмы, осуществляющие аукционную деятельность в реальности, также оценили достоинства и преимущества новейшего метода ведения торгов и «взяли на вооружение» средства интернет коммерции. Так в интернете возник ресурс www.sothebys.amazon.com, представляющий собой совместный проект всемирно известной компании Sotheby’s и сервера Amazon.com; аукционный комплекс skinner. lycos.com - продукт американского аукционного дома Skinner и портала Lycos.

Бизнес-модель интернет-аукционов имеет ряд отличительных особенностей, позволивших ей завоевать всемирную популярность:

^ Отсутствие временных ограничений. Ставки могут быть сделаны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Товары являются предметом аукционного торга несколько дней (обычно 310), что позволяет покупателям найти данный товар, принять решение и сделать ставку.

^ Отсутствие географических ограничений. Местоположение аукционистов не имеет значения. Они могут находиться в любой точке мира, что делает интернет-аукционы более доступными, тогда как в случае обычных аукционов все участники торгов собираются в аукционном зале. Торгуемый товар также нет необходимости везти к месту проведения аукциона, что снижает транспортную составляющую в его цене.

^ Использование социальной составляющей. Торги на интернет-аукционах по своему характеру очень похожи на азартные игры, т.к.

состязательность в ставках зачастую приводит к желанию победить во что бы то ни стало, нежели купить товар по действительно низкой цене.

^ Участие большого количества покупателей. Обусловлено возможностью купить необходимый товар по низкой цене, доступности интернет-аукционов и широкому ассортименту торгуемых предметов.

^ Участие большого количества продавцов. Обусловлено количеством покупателей, низкими издержками на реализацию товара и возможностью хорошо продать товар.

^ Эффект масштаба. Большое количество покупателей порождает ещё большее количество продавцов, что привлекает ещё больше покупателей и т.д.

Особенности интернет-аукционов и контрактации сделок

Интернет-аукционы, как и обычные аукционы, имеют свои особенности. Их отличительной чертой является то, что момент окончания интернет-аукциона заранее назначается самим продавцом в момент выставления товара на торги. Хотя практически все интернет-аукционы продлевают торги, если ставка была сделана за небольшое время до их окончания. Это даёт возможность другим участникам аукциона ответить на данную ставку. Иными словами, завершающая ставка за лот должна продержаться некоторое время и не быть «перебитой» ставкой другого участника. В обычных аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются или понижаются аукционные ставки.

Стартовая цена за лот в интернет-аукционах либо указывается продавцом, либо покупателю предлагается самому назначить её. Так же может существовать опция продажи товара участнику, первому предложившему заявленную продавцом стартовую стоимость.

Для участия в крупном интернет-аукционе продавцы и покупатели должны быть зарегистрированы в системе. Регистрация обеспечивает гарантию исполнения сделки, т.е. поставки товара и платежа за него. При регистрации запрашиваются данные, которые позволят идентифицировать покупателя и продавца, определить их местоположение в случае возникновения претензий [12]. Обязательным условием регистрации является подписание

публичной оферты, или условий пользования ресурсом, или соглашения о предоставлении услуг. Публичная оферта включает все существенные условия данного аукциона, определяющие особенности условий продажи, платежей и, следовательно, заключаемого контракта [15][16].

Регистрация и выставления ставок на интернет-аукционах, как правило, бесплатны. Плата может взиматься за размещение товара (так называемый «listing») или в виде процента от суммы продажи, либо в обоих случаях [13][14]. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу установленным способом. Обычно это безналичный, реже наличный расчет, например, при получении товара персонально. Продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения аукциона или мира. Границы возможной пересылки товара определяются продавцом заранее [10].

В соответствии с публичной офертой, интернет-аукцион работает (чаще всего) как посредник, предоставляющий программный продукт для реализации того или иного товара или услуги, а не как сторона сделки. Это позволяет избежать ответственности за потребительские качества товара, информацию, размещаемую о товаре, а также часто за само исполнение сделок. Хотя, например, интернет-аукцион eBay использует систему защиты покупателя «eBay Buyer Protection», согласно которой, в случае непоставки товара или поставки товара, качество которого отличается от заявленного на торгах, eBay компенсирует покупателю понесенные расходы (в размере до 2 тыс. долл.), в последствии взыскивая их с продавца [17].

К разновидности интернет-аукционов также относят аукционы, не проходящие в Интернете, но принимающие ставки в системе онлайн. Такой принцип используется на «дорогих» аукционах, когда участник не может присутствовать на месте проведения торгов.

В настоящее время существуют несколько наиболее распространенных вариантов организации интернет-аукционов, которые зарекомендовали себя как наиболее удобные и эффективные. В большинстве своем онлайновые аукционы можно разделить на несколько типов:

Таблица 1

Название аукциона Описание

Классический («английский») Данный вид организации интернет-торга является наиболее распространенным. Он характеризуется тем, что участники аукциона повышают цены на товар с фиксированным или произвольным шагом. Победителем становится участник, предложивший наивысшую цену.

Скандинавский Предлагает покупателям товары по ценам на 10-20 % ниже их рыночной стоимости, но требует плату за совершение ставок. Победителем становится наиболее упорный участник, который дождался окончания ставок со стороны других участников и своей последней ставкой завершил торги. Главным недостатком такого вида интернет-аукциона является его продолжительность, так как торги могут длиться неопределенное количество времени.

Голландский Характеризуется снижением цены на товар с течением времени, что значительно ускоряет процесс проведения торгов (иногда не более 10 минут). Данный вид интернет-аукциона предоставляет возможность быстро купить нужный товар по привлекательно низкой цене. Такой механизм составляет конкуренцию интернет-магазинам, но одновременно может заставить некоторых покупателей засомневаться в честности сделки. Стартовый взнос для участников, наличие их минимального числа (которое своими начальными взносами покрывает расходы), а также выкупная стоимость товара позволяют такому виду онлайновых аукционов обеспечить получение намеченной прибыли.

Все онлайновые аукционы также подразделяются на публичные и приватные. Публичные интернет-аукционы предоставляют своим участникам возможность наблюдать за изменением ставок в течение всего процесса торгов. Ограничений по размерам ставок не существует. В приватных онлайн-аукционах ставка принимается только один раз в течение ограниченного времени. Участник не имеет данных о суммах, предложенных конкурентами в качестве стартовых. Размер и количество ставок являются коммерческой тайной.

В системе электронных торгов существует еще один вид организации - тихий аукцион. Его отличие от приватных торгов заключается в том, что имена участников остаются неизвестными, однако информация о наибольшей текущей ставке доступна всем.

В последнее время наблюдается тенденция подключения дополнительных решений электронной коммерции к интернет-торгам. Например, в интернет-аукционы интегрируются платёжные системы и программные решения по авторизации пользователей [11]. Это упрощает процессы осуществления ставок за товар и расчетов между продавцом и

покупателем. Наличие у покупателя счета в системе дает дополнительные гарантии исполнения его обязательств по сделке в части платежа.

Получив широкое распространение, интернет-аукционы не только завоевали широкую аудиторию пользователей, но и привлекли аферистов. Одним из наиболее распространенных способ обмана на интернет-аукционах является выставление мифических лотов, то есть за названием и картинкой на экране монитора не-стоит реальная вещь. Товар выставляется на торги по цене заведомо заниженной, но не -настолько, чтобы покупатель мог заподозрить обман. Типичными способами оплаты в таких случаях являются персональный банковский чек или чек почтового ведомства. Таким способом доверчивые участники интернет-аукционов могут лишиться сумм размером до нескольких десятков тысяч долларов. Поэтому при покупке товаров на интернет-аукционах необходимо обращать внимание на цену лота (слишком низкая цена может быть приманкой мошенников), не спешить с совершением ставки и узнать как можно больше о продавце, почитать отзывы о нём, посмотреть историю совершенных сделок.

Развитие интернет-аукционов в России

В России интернет-аукционы начали работу в 1999 году. Первым среди них был сервер Stavka.ru. Не приобретя популярности и широкого распространения, сайт переквалифицировался в каталог товаров. В настоящий момент он размещает на своих страницах информацию

о том, что продается на других интернет-аукционах [18]. Вслед за вышеуказанным сервером в системе интернет-аукционов возникли и исчезли отечественные порталы eTorgi.ru, Freesale.ru, Rate.ru, Prikup.ru. На сегодняшний день в России существует достаточное число интернет-аукционов, однако проектов, которые по-настоящему реально и плодотворно работают немного. Недостатком наших порталов интернет-торговли является то, что основная конкурентная война разворачивается вокруг небольшого количества объектов продажи.

В начале 2008 г. Правительство РФ утвердило положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов. Документ устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования интернет-аукционами, а также к системам, обеспечивающим проведение электронных торгов для государственных или муниципальных нужд. 4

Среди интернет-аукционов России наиболее известен Molotok.ru [19]. Молоток.ру - это проект одного из крупнейших и известнейших вебпорталов России Mail.ru. На сегодняшний день компания владеет 70% акций данного интернет-аукциона, 30% акций принадлежат QXL Ricardo plc [22][23]. Молоток приобрел свою популярность благодаря массированным рекламным кампаниям со стороны Mail.ru, а также удобному, продуманному и привлекательному пользовательскому интерфейсу. Как и eBay, Molotok.ru производит возмещение ущерба покупателям, пострадавшим от недобросо-ветных продавцов, в размере до 5 тыс. рублей. За каждую успешную сделку взимается комиссия — 2 - 3% в зависимости от стоимости товара. Ежедневно на площадках Молотка находятся более 5 000 000 активных лотов, а дневная аудитория сайта составляет 200 000 человек. Здесь успешно используется рейтинговая система пользователей, как индикатор надежности контрагента [24]. Именно поэто-

му среди всех российских интернет-аукционов Molotok.ru является наиболее безопасным, что привлекает новых пользователей на сайт, а, следовательно, увеличивает количество сделок.

В конце 2009 г. аукцион ввел новый сервис - московские участники интернет-аукциона могут завершать сделки на территории “Молотка”, в центре столицы. Специальный офис позволяет продавцам и покупателям осмотреть товар, примерить одежду или проверить работоспособность техники в комфортных услови-ях.5 Причина такого шага заключалась в психологических моментах работы на аукционе. Дело в том, что иногда условия, выставленные владельцем лота, не стимулировали желание участвовать в торгах на “Молотке” - например, если за товаром нужно ехать на другой конец города. Или же, в некоторых случаях -когда владелец лота предлагает “встретиться в метро”, в шуме и толчее, где невозможно спокойно осмотреть товар до передачи денег. Поэтому игроки аукционов с интересом отнеслись к тому, что “Молоток.ру” открыл первый оффлайновый офис для участников интернет-аукциона. “Место встречи” расположено в центре Москвы на Тверской ул. И продавцы и покупатели, желающие завершить сделку, могут договориться о встрече на территории “Молотка”, а при необходимости - обратиться к сотруднику онлайн-аукциона, встречающему посетителей офиса.

Наиболее распространенным способом ведения аукционной интернет-торговли в России является классический аукцион. Однако недавно на поле интернет-аукционов России появились «скандинавские». Голландские же аукционы пока не востребованы широко на нашем рынке.

Достаточно широко стали применяться в России электронные аукционы в виде электронных торгов для системы государственных закупок. С развитием интернет-технологий и законодательства стало возможным значительно повысить эффективность всего закупочного процесса за счет использования механизма электронной торговли. Результаты торгов в системе носят юридически значимый характер, что обеспечивается применением механизма электронной цифровой подписи. На победившего поставщика и на заказчика накладываются симметричные обязательства заключить контракт по результатам торгов.

Например, на площадке 8ЕТопНпе закупка товаров проходит в форме электронного аукциона. От заказчика требуется лишь предоставить описание закупаемого товара, дальнейший процесс — это дело системы 8ЕТопНпе. По итогам торгов заказчик гарантировано получает лучшую цену по данной товарной позиции, существующую на рынке на момент проведения торгов.6

Основным преимуществом закупки через систему электронного аукциона является возможность значительно снизить закупочные цены в ходе открытой ценовой конкуренции между поставщиками. Электронный аукцион позволяет достигать наиболее значительного снижения цен в ходе торгов. Поставщики, подавшие заявку на участие в аукционе, соглашаются со всеми условиями поставки и конкурируют между собой только по ценам.

В ходе торгов соблюдается анонимность поставщиков, что исключает возможность сговора или нерыночных методов воздействия. Проводя закупку на электронном аукционе заказчик получает товар по лучшим ценам, существующим на рынке.

В каждом случае дисконт аукциона зависит от указанной начальной цены, но в среднем по системе этот показатель составляет порядка 15%.

В ходе своей деятельности закупочные подразделения компаний сталкиваются с обширной номенклатурой закупаемых товаров. При этом значительная часть закупок носит незапланированный характер и проходит в жестких временных рамках.

Для участия в торгах в системе 8ЕТопНпе компании-поставщики проходят процедуру аккредитации. В системе 8ЕТопНпе создается открытая конкурентная среда, в которой способны работать только лучшие компании-поставщики, лидирующие в своей сфере, готовые к открытой конкуренции и заботящиеся о своей деловой репутации.

База поставщиков 8ЕТопНпе постоянно пополняется. Этому во многом способствует партнерская программа с проектом «Желтые Страницы». Получить аккредитацию в качестве поставщика в системе 8ЕТопНпе может любая компания, имеющая доступ в Интернет и соответствующая требованиям к поставщикам в системе.

При заказе услуг по организации электронных торгов заказчикам гарантируется наличие конкурентного предложения со стороны поставщиков даже по тем товарным позициям, торги по которым в системе еще не проводились. Это обеспечивается механизмом привлечения поставщиков под конкретные торги в рамках программы с «Желтыми Страницами», в чьей базе находится более 1 млн предприятий по всей России.

Поставщик, победивший на торгах, законодательно обязан заключить контракт. После проведения торгов и определения победителя у заказчика есть возможность в течение 20 дней провести собственную дополнительную проверку поставщика и поставляемой продукции (например, взять на экспертизу образец продукции).

В случае если поставщик уклоняется от заключения контракта, он заносится в Реестр Недобросовестных Поставщиков системы и в его отношении может быть инициировано преследование в судебном порядке. Право заключения контракта получает поставщик, занявший второе место.

Ситуация, когда на рынке покупатели и продавцы могут совершить любое количество сделок по существующим ценам, в которых находит свое отражение вся доступная информация, называется ликвидным рынком. Именно такой рынок формирует в своей торговой системе компания 8ЕТопНпе, которая обеспечивает все ключевые факторы ликвидности рынка:

^ прозрачность совершаемых сделок,

^ отсутствие нерыночных механизмов влияния,

^ неограниченный круг поставщиков,

^ крупнейшие заказчики,

^ удобная и эффективная технология,

^ отсутствие барьеров входа на рынок.

Таким образом, для заказчиков формируется ликвидный рынок закупок, на котором можно в любой момент времени приобрести практически любое количество произвольного товара по лучшим рыночным ценам. С другой стороны, для поставщиков это огромный канал сбыта их продукции, участие в котором требует от них реального соответствия рыночным стандартам.

Таблица 2

Сравнительные характеристики процесса закупок на традиционных и на электронных торгах

Традиционные закупки Закупки на электронном аукционе 8ЕТоп1іпе

круг поставщиков по основным позициям ограничен неограничен

закупочные цены определяются ограниченным «пулом» поставщиков определяются открытым рынком

возможность влияния поставщиков на своих конкурентов присутствует отсутствует

возможность использования нерыночных средств давления на цены присутствует отсутствует

докуме нто оборот бумажный электронный

форма подачи заявки конкурсная заявка в бумажном виде аукционная заявка в электронном виде, подписанная электронной цифровой подписью

юридическая значимость присутствует только у официальной конкурсной заявки * присутствует у каждой заявки

возможность корректировки ценового предложения ограниченная (2-3 ценовых предложения) неогранич енн ая

Примечание к таблице:

* ценовые предложения, поданные поставщиками в формате факсов, телефонных заявок, электронных писем и т.д. (т.е. то, что чаще всего используется при закупках традиционным образом) юридической значимости не имеют.

Источник: Электронные торги// http://www.setonline.ru/customers/etrade/

Чтобы провести закупку, компании-заказчику достаточно просто заключить контракт с компанией-организатором электронного аукциона и предоставить описание закупаемого товара. Работа в системе электронного аукциона 8ЕТопНпе гарантирует для покупателя снижение закупочных цен. Поэтому в случае, если дисконт аукциона в стоимостном выражении окажется меньше, чем стоимость услуг 8ЕТопНпе, заказчик ничего не платит за проведение данных торгов.

Для каждого нового заказчика в системе 8ЕТопНпе проводятся «тестовые торги». После проведения тестовых торгов заказчик мо-

жет начать процедуру перевода определенной номенклатуры постоянно закупаемой продукции в систему 8ЕТопНпе с целью максимизации эффективности работы и планирования поставок. Для этого заказчику необходимо принять внутренний регламент (подготовленный при помощи специалистов 8ЕТопНпе), определить перечень товарных позиций и запланировать график закупок.

В настоящее время на площадке 8ЕТопИпе наиболее распространенными формами закупок являются чисто электронный аукцион, а также электронные торги в форме запроса котировок и открытого конкурса.

Таблица 3

Процедурные сравнения электронного аукциона и электронных торгов

Хар акте рист ики Электронный аукцион Запрос котировок Открытый конкурс

Критерии определения победителя Значение цены Значение цены Совокупность условий выполнения заказа

Подача предложений Многократная / в электронной форме Однократная / на бумажных носителях Однократная / на бумажных носителях

Обязательства заказчика в отношении победителя торгов Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи) Отсутствуют Юридически закреплены

Обязательства поставщика по отношению к заказчику Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи) Отсутствуют Юридически закреплены

Стандартное время подготовки и проведения 2—7 дней 5—7 дней 30—50 дней

Относительный объем документооборота Минимальный Небольшой Значительный

Спе ци фицируемост ь предмета закупки Простая Простая Сложная

Фактор стоимости О пред еляю щий Определяющий Не определяющий

Фактор срочности Учитывается Учитывается Не определяющий

Объем закупки в сравнении с затратами на проведение конкурсных торгов Многократно превышает Сопоставимый Многократно превышает

Рынок поставщиков С формировавшийся конкурентный С формиро вавшийся конкурентный Узкоспециализированный

Возможные затраты в связи со сменой источника поставок Отсутствуют Отсутствуют Не определяются

Показатель результативности Снижение цены закупки Быстрота размещения заказа Получение оптимального продукта по заданным критериям

Пример стандартной закупки Закупка бензина АИ-94 в объеме 100 т Закупка комплекта из 3-х персональных компьютеров Определение подрядчика для строительства производственного комплекса площадью 3000 м2

Источник: Электронные торги// http://www.setonline.ru/customers/etrade/

Как видно из таблицы, существует широкая область применения электронных аукционов, в которой эта форма закупок обладает преимуществами перед другими формами.

С помощью электронных аукционов наиболее целесообразно закупать товары и услуги, отвечающие следующим характеристикам:

^ состав закупаемой номенклатуры может четко и полно специфицироваться заказчиком;

^ спецификация закупки соответствует четкой товарной нише на рынке, что позволяет поставщикам соотнести состав спецификации с ценами на реализуемую ими продукцию;

^ на рынке закупаемой продукции действует значительное число поставщиков, отвечающих интересам заказчика по качеству выполнения заказа;

^ поставки от различных поставщиков, отвечающих требованиям заказчика, взаимозаменяемы с точки зрения возможных затрат, связанных со сменой источника поставок.

Примеры конкретных товаров, которые можно закупать на электронных аукционах включают в себя столь различную продукцию, как вычислительная техника, расходные материалы для офисной техники, горюче-смазочные материалы, транспортные средства, питьевая вода и пр.

При этом возможности заказчика по использованию электронных аукционов для закупки сложных товаров или услуг, ограничиваются лишь его готовностью составлять детальную спецификацию, четко фиксирующую все параметры закупки.

Одним из основных препятствий развития отечественных интернет-аукционов является слабое развитие кредитно-финансового сектора экономики. Это влечет за собой ограниченное использование кредитных карт и безналичных способов оплаты платежа. Именно поэтому оплата за большинство совершаемых сделок на российских интернет-аукционах происходит либо наличными (при получении товара), либо посредством электронных денег (Webmoney, Яндекс.деньги и т.д.).

Другим препятствием для развития российских интернет-аукционов является прогрессирующая интернационализация интернета. Языковая принадлежность сайта к той или иной стране постепенно нивелируется. Российские пользователи все больше привлекаются на крупные интернет-аукционы (eBay, Amazon), что обостряет конкуренцию отечественных и западных торговых площадок.

Деятельность иностранных интернет-аукционов в России

Весной 2010 г. интернет-аукцион eBay объявил о запуске русифицированной версии своего сайта. В результате пользователи аукциона могут находить, сравнивать, выбирать и покупать необходимый товар среди миллионов различных лотов при помощи русифицированного

интерфейса. До того как eBay провел русификацию, у россиян существовало несколько причин, по которым они отказывались от использования аукциона. Для 16,3% российских граждан заключению сделки мешал языковой барьер между покупателем и продавцом, 30,3% покупателей были не уверены в безопасности платежа, 34,7% сомневались в том, что товар вообще будет доставлен после оплаты.

В результате проведенной операции аукцион eBay не только ввел русификацию, но и упростил работу с системой: на русскоязычном сайте есть доступ только к тем товарам, которые выставлены к продаже по фиксированной цене. Но улучшением это назвать сложно. Ведь, по сути, это означает, что для российского покупателя открыт лишь Интрнет-магазин при аукционе и он лишается возможности поторговаться за товар.7 Адрес сайта - http:// www.ebayrussia.ru. Также пользователям доступна клиентская служба поддержки на русском языке. В случае недоставки товара или его значительного несоответствия заявленным на сайте параметрам, eBay гарантирует пользователям полный возврат средств. Что касается оплаты товаров, то она производится через платежную систему PayPal, которая, к сожалению, пока не разрешает жителям России создавать внутренние счета, на которые можно было бы принимать деньги. Поэтому выставлять свои вещи на аукцион россияне пока не смогут.8

Обкатка и локализация сервиса началась с октября 2009 года и помимо России (покупки с русифицированного сайта делать было нельзя, он выполнял лишь рекламную функцию) проводилась в Чехии, Дании, Греции, Норвегии и Швеции. Если везде рост покупок заграничных вещей увеличился на 50% по сравнению с предыдущим годом, то в России — на 120%. К этому времени средняя стоимость покупки российского пользователя поднялась до 27 долл. Покупателей в основном интересовали женские и мужские туфли, верхняя одежда и аксессуары для телефонов. С появлением русифицированного сайта в eBay надеются, что частота таких покупок, так же как и средний чек по ним, возрастут.

Представители главного местного конкурента - российского интернет-аукциона

«Молоток.Яи», работающего по такому же прин-

ципу, заявляют, что не опасаются действий конкурента. В компании сразу нашли серьезный изъян у русифицированного сайта eBay: «описание товаров, продающихся за рубежом, по-прежнему остается на английском языке». Кроме того, по словам операционного директора компании П. Токарева, серьезную конкуренцию популярным локальным ресурсам проект сможет составить лишь после того, как к работе над ним будет привлечена команда российских менеджеров, знающих местные условия и реалии. Эксперты обращают внимание и на другие проблемы eBay - например, сложности с оплатой через денежную систему PayPal, через которую оплачиваются все покупки на eBay».9 Ну и самая главная проблема, которая может повлиять на развитие бизнеса eBay и решение которой от компании практически не зависит, — российская таможня. С начала 2010 года международ -ные посылки доходят из-за границы с серьезным опозданием. Сроки доставки увеличились с двух недель почти до двух месяцев. Продавцы на eBay стали отказываться отправлять товары в Россию. Ведь по условиям магазина они обязаны вернуть деньги, если покупатель не получит товар за 45 дней.

Российские пользователи площадки считают, что проблемы на таможне возникли из-за бума интернет-торговли. Но таможенники приводят другое объяснение: тщательнее стали проверяться грузы для частных лиц. Из-за этого страдают компании, ведущие прозрачный бизнес. Пока эти проблемы еще не решены, eBay предлагает покупателям и продавцам находить альтернативные способы доставки, с более короткими сроками доставки. Например, курьерские службы — такие как UBS и Federal Express.

Заключение

Несмотря на определенную степень риска, торговля посредством интернет-аукционов продолжает завоевывать все большую популярность. На мировом рынке как продавцы, так и покупатели уже смогли оценить такие преимущества аукционной торговли через интернет, как возможность дистанционного участия, гибкость системы проведения, доступность, широкий ассортимент предлагаемых лотов по относительно низким ценам. Для многих такая форма организации торговли

стала серьезным прибыльным бизнесом. Ежедневно на онлайновых аукционах совершаются миллионы сделок и количество их приверженцев только растет. Это порождает многообразие форм проведения торга, развитие упрощенных систем регистрации и платежей, подключение различных дополнительных решений электронной коммерции. Нет сомнений, что продажа посредством интернет-аукционов будет и в будущем набирать обороты и являться одной из наиболее привлекательных форм организации торговли. В России осознание всех достоинств такой торговли, по всей видимости, придет немного позже. Катализаторами процесса расширения торговли через интернет-аукционы в России должны послужить развитие кредитно-финансового сектора, систем безопасности и методов правовой защиты участников аукциона, что позволит снять психологический барьер, выражающийся в недоверии к электронной торговле, страхе быть обманутым. Поддержка национальных онлайновых аукционов необходима не только с точки зрения развития и расширения коммерческого сектора экономики России, но и как способ укрепить позиции на мировой коммерческой арене. На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы.

1. Интернет аукционы как новый сегмент предпринимательства быстро развивается. За два десятилетия в зарубежных странах и в России появились десятки разнообразных Интернет-аукционов. Их обороты с каждым годом возрастают.

2. На Интернет - аукционах, в отличие от обычных оффлайн аукционов номенклатура товаров характеризуется большим разнообразием, отсутствием поставок крупных партий товаров (в отличите от аукционов, например, по продаже цветов или пушнины).

3. Использование возможностей сети Интернет для реализации аукционных товаров модифицирует характер торговых отношений между субъектами сделок в международной торговле. Если обычные внешнеторговые сделки заключаются преимущественно между юридическими лицами, то на Интернет -аукционах основная масса покупателей (миллионы) - это физические лица. Это, безусловно, потребует в будущем и модификации некоторых документов регулирующих права и обязанности сторон в международной торговле.

Примечания:

1 На eBay впервые с начала кризиса отмечен рост продаж// http://businesspress.ru/newspaper/ article.asp?aid=485357

2 eBay будет награждать лучших продавцов// http://www.rosinvest.com/news/574366/28 Июль, 2009 г.

3 Ebay меняет условия для продавцов // http:// www.cybersecurity.ru/net/86281.html// 26.01.2010

4 Онлайн-порядки//http://www.rosinvest.com/ news/387935/ 20 Март, 2008

5 “Молоток.ру” вышел в оффлайн// http:// www. oborot. ru/news/7773/12// 25.09.09

6 Электронные торги// http://www.setonline. ru/ customers/etrade/

7 Интернет-аукцион eBay запустил русифицированную версию своего сайта// http:// businesspress.ru/newspaper/article.asp?aid=495425

8 Запущена русская версия eBay /http:// www.rosinvest.com/news/667399/25 Март, 2010.

9 Платежи, доставка и другие проблемы eBay// http://businesspress.ru/newspaper/ article mid 33 aid 494660.html

Литература:

1. Сервис интернет-статистики Alexa.com // http://www.alexa.com/topsites/countries/RU

2. JP Consulting: основная тенденция развития Интернет-рынка России - коммерциализация web-ресурсов // http://itibus.ru/ 20090625140/web-commercialization.html

3. Школин А., Орлов А. WEB-ДЕНЬГИ // http: //www. finansmag.ru/93403

4. Васенин В.А., Мокроусов А.А., Туту-балин А.В. Российский интернет в цифрах и фактах // http://www.ict.edu.ru/vconf/files/ tm00_080.doc

5. Internet World Stat // http:// www.internetworldstats.com/emarketing.htm

6. Аналитическая группа департамента маркетинга компании «Яндекс». Информационный бюллетень «Электронные платежи в Рунете: магазины» // http://download.yandex.ru/ company/yandex_on_emoney_autumn_2009.pdf

7. Прайс на размещение рекламы на проектах «Яндекса» // http://advertising.yandex.ru/ i/price2010.pdf

8. Официальный сайт eBay Inc. История / / http: //www. ebay inc .com/list/milestone s

9. Официальный сайт eBay Inc. О компании // http://www.ebayinc.com/who

10. Официальный сайт Amazon.com. Условия доставки // http://www.amazon.com/gp/help/ customer/display.html/ref = footer_ shiprates?ie=UTF8&nodeId=468520

11. Официальный сайт платежной системы PayPal // https://www. paypal. com/cgi-bin/ webscr?cmd = xpt/Marketing/consumer/ Pay_Online-outside

12. Официальный сайт eBay Inc. Регистрационная форма // https://scgi.ebay.com/ws/ eBayISAPI.dll?RegisterEnterInfo&siteid= 0&UsingSSL=1&co_partnerId=2

13. Официальный сайт eBay Inc. Соглашение о предоставлении услуг // http:// pages.ebay.com/help/policies/user-agreement.html

14. Официальный сайт eBay Inc. Взимаемые сборы // http://pages.ebay.com/help/sell/ fees.html

15. Официальный сайт eBay Inc. Политика конфиденциальности // http://pages.ebay.com/ help/polic ies/privacy -policy. html

16. Официальный сайт Молоток.ру. Соглашение о предоставлении услуг // http:// molotok.ru/country_pages/16 8/0/user_ agreement.php

17. Официальный сайт eBay Inc. Система защиты покупателей // http://pages.ebay.com/ help/policies/buyer-protection.html

18. Официальный сайт Stavka.ru // http:// www.stavka.ru/

19. Сервис интернет-статистики Alexa. com. Категория «Аукционы» // http://www.alexa.com/ topsites/category/Top/World/Russian

20. Википедия - свободная энциклопедия. Аукцион // http://en.wikipedia.org/wiki/Auction

21. Википедия - свободная энциклопедия. Аукцион // http://ru.wikipedia.org/wiki

22. ITnews - Новости Информационных Технологий. Mail.ru продала 30% акций Molotok.Ru // http://itnews.com.ua/34817.html

23. Компания «Яндекс». Новости. Компании Mail.ru и Яндекс заключили стратегическое соглашение // http://company.yandex.ru/news/ press_releases/2006/0116/