7. Жаткин Д.Н. Поэзия А.А. Дельвига и исто-рико-литературиые традиции. М., 2005. С. 56.
8. Алексеев М.П. // Вольтер: Статьи и материалы. Л., 1947. С. 20-25.
9. Klopstocks Werke in einem Band. Berlin; Weimar, 1971. S. 150.
10. Данилевский Р.Ю. // Многоязычие и литературное творчество. Л., 1981. С. 19.
11. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. СПб., 1869. С. 28.
Поступила в редакцию 21.08.2007 г.
МИФОЛОГИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЕ «GOT» В ПОЭЗИИ ОДЕНА
Д.В. Минахин
Minakhin D.V. Mythologization of the reality and the «got» condition in Auden’s poetry. In this article the poetic-philosophical picture of life in Auden’s poetry is considered. His reflections on the supreme beginnings are projected onto the events of a human life of which the reality is formed. The tendency to updating and complicating of poetic language, an individualization of attitude, comprehension and an exposure of reserve of poetic receptions by Auden are marked very clearly. In his poetry connection between a poetic word and the world of human feelings is traced. The general tendency of Auden’s poetry is the pressure of feeling expressed by the author’s expressiveness and by his cognitive experience as a necessary element of person’s adaptation to multicomplexity of the world.
Сближение действительности и мифа наиболее очевидно в поэзии. Не является исключением и лирика мифопоэтического характера 1930-х гг., написанная У.Х. Оденом. В этих стихотворениях поэт проецирует свою реальность на мир Древней Греции, благодаря чему проблемы общества приобретают «вневременность», а хронотоп стихотворений объединяет тексты на основании мифологизации действительности. Вышеозначенная проблема рассматривается на примере одного стихотворения.
Стихотворение «Casino», 1936 («Казино») дает образ буржуазной цивилизации через метафорическое сравнение современности с мифологизированным временем античности. Стихотворение не имеет четкой метрической схемы, написано акцентным стихом. Оно разделено на четверостишия, где первые три строки содержат 4-5 иктов, а четвертая строка заметно короче и содержит 2-3 икта, суммируя предыдущие.
Рождение нового мира происходит внутри другого. Богиня воссоздаваемых миров -Удача. С одной стороны, это стихотворение отсылает нас к античному миру с его язычеством. Язычество же это, с точки зрения христианской морали, есть обитель бездуховности и порока. Намек на античность дается
при помощи ассоциативных деталей, рисующих крушение древнего мира.
But here no nymph comes naked to the
youngest shepherd, The fountain is deserted, the laurel will not grow; The labyrinth is safe but endless, and broken Is Ariadne's thread [1].
«Но здесь не придет обнаженная нимфа к молодому пастуху, / Фонтан иссох, лавр не будет расти; / Лабиринт безопасен, но бесконечен, и порвалась / Нить Ариадны» (пер. мой. - Д. М.).
С другой стороны, поэт любуется гармоничным и беззаботным существованием людей античного мира, которые уподоблены детям. Отсюда симпатия поэта, ведь дети в его поэзии - это чаще всего образ справедливости и воплощение честности и бескорыстности в жизни.
Люди, наполняющие Казино, - не механические создания, а реально живущие «дети Удачи». Они поклоняются идолу колеса, которое в свою очередь символизирует цикл существования человека и истории в целом.
Воссоздание собственного цикла, отличного от рабочего цикла времени внутри городов, - это попытка узкого круга людей отграничиться от реальности и тем самым бро-
сить вызов тому обществу, которое осталось непосвященным в их тайны. Рутинный ритм добывания или созидания обменивается и прожигается вместе с деньгами и временем, а жизнь зацикливается в колесе рулетки.
Однако страсти, оживляющие души людей, пусты. Они не содержат в себе хоть какого-то величия, и мир Казино остается всего лишь «языческим капищем». Поглощенные колесом рулетки и находящиеся внутри искусственного храма, люди подпадают под власть искусственных и ложных богов.
Поэт передает состояние губительной эйфории, а Казино является «наркотиком» для тех, кто привык всецело полагаться на Удачу. Как и всякий наркотик, игра обеспечивает игрокам на время ложное ощущение превосходства над миром.
Одно из свойств поэтической вселенной Одена - создание им «собственного времени». Реальное историческое время преобразуется в поэтическое, которое течет по собственным законам.
Оден замедляет и трансформирует время в своей поэтической реальности, как бы «хоронит» его в ней. Эта замедленная субстанция не умирает, но и не живет. Здесь можно использовать термин английского биолога и писателя Лайэлла Уотсона «got» [2]. По Уотсону, в состоянии «got» пребывает любая живая материя, будучи вне «динамической модели существования, однако классифицирующаяся как вполне реальная, распознаваемая и законная» [2]. Оден рисует это состояние в качестве особой «питательной среды» для своего поэтического бытия. В некоторых его стихах создается особое «промежуточное» пространство, субстанция «сумеречного времени». При помощи состояния «got» поэт получает возможность в искусственном мире своей поэзии добиться пластичности и гибкости образов представляемого хронотопа. Как и любой из искусственных миров, он являет собой не что иное, как запечатленную автором структуру смыслов. С нашей точки зрения, «got» можно соотнести с понятием «man» из философии Хайдеггера.
Пребывание в мире «man» - это, согласно Хайдеггеру, такой способ существования личности, когда она мыслит, чувствует и поступает «как все» (похоже на «всемство» Достоевского [3]), не избирая в каждой ситуации своего подлинного пути. «Man» вы-
ступает в виде общепринятых принципов поведения, морали, застывших и «овеществленных» форм языка и мышления. «Man», по Хайдеггеру, всегда враждебно человеку, препятствует его свободной деятельности, обезличивает его. Чтобы выйти из-под власти «man» и обрести свободу, человек, согласно учению экзистенциалистов, должен поставить себя в пограничную ситуацию между жизнью и смертью. Только почувствовав страх перед смертью, личность может вырваться из «повседневного бытия», стать свободной и нести ответственность за свои поступки. «Man» - это типичная форма существования отчужденного человека [3].
Концепция «man», как и рассматриваемое в данном случае состояние «got», представляет собой морально-этическую оппозицию буржуазному отчужденному обществу. Это отчуждение, впрочем, характерно и для социалистического общества, хотя оно и принимало у нас иные формы.
Оден вводит в поэзию такие абстрактные понятия, как Любовь, Смерть, Время, которые являются одновременно проекцией вещей в реальном мире и базисом оденовского поэтического бытия.
При обращении к античным сюжетам Оден синтезирует такие философские направления, как презентизм и антикваризм, которые сформировались в 20-е гг. XX столетия. Презентизм предполагает описание всех исторических событий с точки зрения современности, антикваризм же стремится толковать события так, как они виделись современникам прошлых эпох. Достижение компромисса и примирение этих методов открывает новые перспективы в развитии поэтического наследия Одена (например, для П. Бродского).
Смешение методов презентизма и антик-варизма создает стереоскопичность взгляда на действительность. Заметим, что в западной культуре есть культ объективизма и попытка приближения к абсолютной истине [4]. Оден, начиная с раннего творчества, пытался иногда занять эту позицию. Это отчасти выражается в обобщенных художественных образах, которые могут представлять собой персонификации города или страны.
Жанровая система У.Х. Одена, гибкая и разнообразная, отражает общую гуманистическую направленность и в то же время глу-
бокую противоречивость, а иногда и хаотичность писателя-модерниста. Философские, эстетические, политические мотивы пронизывают большинство его стихотворений, иногда являясь сугубо субъективными, а порой вырастая в авторские новации. Оден изредка прибегает к диалогу в стихах, но чаще звучит монолог, оснащенный философско-медитативными и подчас ироническими отступлениями.
Определенное место в его стихах занимает поэтика мифопоэтического характера. Связующим звеном, соединяющим отдельные образы авторской мифологии, является экзистенциальный «культ вины», неизбежности смерти и поиска смысла жизни перед лицом небытия. При этом герой Одена посто-
янно подшучивает над смертью, которая неизбежна для каждого, и иронизирует по поводу поведения как всего человечества в целом, так и самого себя - самостоятельной и независимой поэтической единицы в собственном мире странствий и поиска.
1. Оден У.Х. Собр. стих. СПб., 1997.
2. Моуди Р. Возвращение назад. Воссоединение. М., 1997.
3. Философский словарь. М., 1980.
4. Лакофф Д., Марк Д. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
Поступила в редакцию 20.0S.2007 г.
ДИНАМИКА ИДИОСТИЛЯ ДЖ.Г. УИТЬЕРА B.C. Андреев
Andreev V.S. J.G. Whittier’s idiostyle in dynamics. The paper deals with the problem of a poet’s possible changes of the individual style during his life. The research is based on the material of lyrics written by the American romantic poet J.G. Whittier. The degree of stability and variability of various characteristics of the idiostyle of this author is estimated, characteristics which are relevant for differentiation of the poet’s style at different periods of his life are singled out.
1. ВВЕДЕНИЕ
В последнее время большое распространение получили исследования, в которых решаются задачи атрибуции текстов, их классификации, автоматической категоризации текстов по гендеру, разграничения жанров и др. При этом, как правило, делается априорное предположение о том, что параметры идиостиля автора стабильны на протяжении всего его творческого пути, в связи с чем любой текст или группа текстов, независимо от времени их создания, могут являться репрезентантом авторского стиля.
Нам представляется, что это предположение нуждается либо в подтверждении, либо в серьезном уточнении в плане того, какие из признаков, характеризующих идиостиль, остаются неизменными на протяжении жизни и какие имеют тенденцию к изменению.
Работ, которые исследовали бы вариативность признаков идиостиля, относительно мало. Однако полученные в них результаты говорят о несомненной целесообразности изучения динамического аспекта идиостиля [1-3].
Особенно интересным нам представляется исследование эволюции стиля автора на материале его стихотворных текстов. Как известно, стихотворный текст является более упорядоченным по сравнению с прозой. В нем присутствует внутренняя мера (метр) и заданное членение на отрезки (строки), составляющие его элементы соотнесены не только по горизонтали, но и по вертикали. Повышенная соотнесенность разноуровневых признаков уменьшает элемент случайности при выборе языковых средств, неосознанно осуществляемом автором. В стихотворном тексте форма не отделена от содержания и является его частью.