Научная статья на тему 'Мифология Египта как традиционная модель'

Мифология Египта как традиционная модель Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2373
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — С. В. Рязанова

Рассматривается древнеегипетская мифология как «классическая» система верований, подчиненная универсальным, архетипическим принципам функционирования традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MYTHOLOGY OF ANCIENT EGIPT AS A TRADITIONAL BELIEVING MODEL

The article describes mythology of Ancient Egipt as a “classical” model of religious system which connects with universal archetypical principles of traditional culture’s existence and transformation.

Текст научной работы на тему «Мифология Египта как традиционная модель»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2007 История и политология Выпуск 3(8)

КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

МИФОЛОГИЯ ЕГИПТА КАК ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

С. В. Рязанова

Пермский государственный университет, 614990, г.Пермь, ул. Букирева, 15

Рассматривается древнеегипетская мифология как «классическая» система верований, подчиненная универсальным, архетипическим принципам функционирования традиционной культуры.

В Древнем Египте существовало множество версий космогонии. Разные религиозные центры связывали ее со своими ведущими богами. Темы космогонических мифов принадлежат к числу наиболее архаических1 и стабильных, однако содержание самих повествований могло меняться. Имевшие место трансформации объяснялись тем, что любые династические изменения часто сопровождались сменой столиц. Такие события обязывали богословов новых столиц сочетать несколько космогонических традиций, представляя местного бога как демиурга. Ассимиляция образов других богов-созидателей осуществлялась легко благодаря структурному сходству. Но богословы не боялись и синтеза, сочетая гетерогенные религиозные системы и сближая совершенно антагонистические божественные фигуры.

Египетская космогония начинается с возникновения холма из первичных вод. Появление «Первого места» знаменовало начало существования всего Космоса. Каждый город имел собственное «Первое место». Иногда оно принимало вид космической горы. Сам Египет - Та Кемет - считался таким «Первым местом» и центром мира. Египтяне были единственными полноправными жителями страны, а чужеземцам запрещалось даже посещать святилища, чтобы не нарушить и в малом принципы мироустройства2.

В других версиях фигурирует первичное яйцо, в котором находилась «Птица света», или первичный лотос, породивший Дитя-Солнце, или первобытный змей, первый и последний образ бога Атума. В «Книге мертвых» говорится, что когда мир вернется в состояние хаоса, Атум снова станет змеем. Тем самым формируется представление о цикличности хода времени и используется архетипи-ческий хтонический образ змеи, что позволяет поместить Атума как персонажа на промежуточную ступень космогонического процесса.

Можно выделить как минимум три локальных варианта протекания космогонического процесса.

1. Гелиопольская космогония

Первоначально существовал первородный Хаос - Нун - как вечная водная стихия. Из нее появился бог Атум на первичном холме Бен-бен. Через самооплодотворение он породил бога ветра и воздуха Шу и богиню мирового порядка Тефнут. Когда его дети потерялись в окружающей тьме, он послал на их поиски свое Око. После нахождения детей слезы радости Атума, упавшие на землю, превратились в людей. От первой пары богов родилась вторая - бог земли Геб и его жена богиня неба Нут. Нут родила Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду. Они все вместе составили Великую Девятку богов Гелиополя.

2. Мемфисская космогония

Она представляет собой наиболее систематизированную теологию. Концепция созидательной силы бога в ней в какой-то мере предваряет систему западных религий3. Вначале был бескрайний и безжизненный океан Нун. Птах, усилием воли создав из земли свое тело, стал богом. Из земли он сотворил мир и богов. В сердце Птаха возникла мысль об Атуме, на языке - слово «Атум». Само понятие Атума трактуется как то, что закончено, завершено, осуществлено4. Сразу после этого возник сам Атум, который стал помогать отцу в процессе творения. Он создал великую девятку богов, а Птах дал им мудрость. Птахом же были созданы слова заклинаний и установлены принципы справедливости на земле. От жены, львицы Сохмет, у него родился бог растений - Нефертум. Примечательно, что согласно мемфисской версии в разные периоды теогонии Птахом оборачивалось восемь божеств.

3. Гермопольская космогония

Вначале был хаос, в котором царили разрушительные силы. Им противостояли силы

© С.В.Рязанова, 2007

созидательные, четыре пары божеств, олицетворяющих стихию. Это так называемая огдоада. Мужские божества - Хух, Нун, Кук и Амон - выглядели как люди с головами лягушек. Четыре женские божества - Хаохет, Наунет, Каукет и Амаунет - имели головы змеиные. Они создали из земли и воды первичное яйцо и положили его на первичный холм. Из него, либо же из цветка лотоса, вылупился бог Солнца Хепри (молодой Ра). Из его слез возникли первые люди. Ра создал Шу и Тефнут, и от этой пары произошли все остальные боги.

Несмотря на различие функций отдельных сакральных персонажей, приходится признать некоторую схожесть характеристик божеств египетского пантеона. Они одинаково описываются в гимнах и молитвах, за исключением Осириса и Исиды. Это еще раз иллюстрирует единство и изоморфность космоса, его целостность как органической системы.

Необходимо также обратить внимание на зооморфный облик богов, который можно объяснить

• подчеркиванием первичности богов как персонажей, их промежуточного положения в космогоническом процессе;

• представлением о том, что животные более близки космическому порядку, поскольку адекватно воспроизводят свой вид, стоят в этом отношении выше человека5.

Примечательно, что у египтян не существовало правил изображения богов. Многих из них в разных городах называли по-разному, а у некоторых имена в течение суток менялись несколько раз. Так Солнце-Ра трактовался как первый царь Египта в древние времена и одновременно как верховный бог, который одалживал себя другим богам, как Ра-Атум. В качестве восходящего солнца он почитался как Ра-Гор горизонта. Это свидетельствует о пластичности и конкретности мифовосприя-тия.

Некоторые тексты позволяют говорить о том, что вся множественность богов сводилась к единому сакральному принципу: «Все боги -числом три: Амон, Ра и Птах, и у них нет второго. Только он: Амон, Ра (и Птах), вместе три»6.

Особое положение в иерархии египетского пантеона занимает Осирис. Как и в других мифологиях, его смерть тесно связывается с новым рождением и функцией плодородия, что говорит о его хтоничности и древности

образа. Отождествление Осириса с мировым порядком означает, что принципу рождения и смерти подчинен весь Космос. Мир устроен так, что он необходимо должен возвращаться в состояние изначальности.

Мифы о происхождении человека менее выразительны. Люди родились из слез солярного бога Ра, поэтому само их название переводится как «слезы». Изначально все в мире было устроено для благополучного существования людей. Однако люди устроили заговор против Ра, и он почти полностью уничтожил их с помощью богини Хатор.

Считалось, что после смерти душа человека отправляется к звездам и приобщается к их вечности. Смерть же признавалась эквивалентом нового рождения в звездном мире. Особо локализуется потусторонний мир под землей, что связано с образом Осириса. Могила представляется местом, где происходит преображение человека. Он становится цельной «личностью», инициированным духовным существом. Египтяне полагали, что в подземном мире обретается особое знание, переданное Осирису Гором с целью воскрешения последнего. Одновременно существовали и представления о вечном теле (мумии), которое необходимо вечной душе.

Вместе с тем сохранившаяся «Песнь арфиста» повествует о непознанности доли человека в загробном мире и отсутствии достоверных знаний о ней.

Египтяне выделяли период Тер 2ер1 -«Первое время», который длился от появления бога-создателя над изначальными водами до интронизации Гора. Все сущее, от природных явлений до религиозных и культовых реалий (планы храмов, календарь, письменность, ритуалы, царские эмблемы), имеет оправдание и ценность, поскольку было создано в начальный период. Это «золотой век» абсолютного совершенства, «когда еще не было ни гнева, ни шума, ни борьбы, ни беспорядка»7. Так как эта эпоха представляет собой сумму первооб-разцов, ее воспроизводят снова и снова.

Поскольку социальный порядок являлся аспектом космического порядка, считалось, что царская власть существовала с начала мира. Первым царем был сам демиург. Жесты и деяния фараона описываются в тех же самых терминах, что и деяния бога Ра: «он заменил хаос порядком»8. На памятниках ранних царей значатся чаще всего такие имена, которые являются разновидностями царского бога Го-

ра: Гор Боец, Гор Змей, Гор Высокий рукою. Личные же имена приводятся достаточно ред-ко9. Фараон является воплощением маат, что можно перевести как «истина», «добрый порядок». Маат относится к первоначальному творению и отражает совершенство «золотого века». Это основа космоса и жизни, которая может познаваться каждым индивидом. Молитва к Ра включает слова: «Вложи маат в мое сердце»10.

Фараон является воплощением маат и образцом для всех своих подданных. «Вот Его Величество знает (все) свершающееся ( в мире), и нет ничего, чего бы он не ведал, совершенно, (ибо) это (бог мудрости) Тот во всем (решительно), и нет дела, которое бы он не знал исчерпывающе»11. Даже во время политических волнений институт монархии не ставится под сомнение. Деятельность фараона направлена на поддержание космического порядка и защиту от хаоса, которому уподобляются все враги Египта. Фараон был единственным героем исторических событий. Подвиги одного фараона наследовались другим. Именно он руководил закладкой и открытием храмов, одерживал победы, издавал законы, собирал налоги и был главным участником ритуалов. Фактически фараон сам являлся государством, о чем говорит его имя (в древнеегипетском варианте транскрипции) - «пер-о» («большой дом»). Царское местожительство понималось как «внутреннее», а остальное считалось «сторонним». Поэтому он наделялся сверхъестественными качествами: «Если ты скажешь своему отцу, Нилу, отцу всех богов: "Дай, чтобы потекла вода по вершинам гор", -то он (и) сделает сообразно со всем тем, что ты сказал ему»12. Все в природе, что имело отношение к процветанию Египта, находилось под властью фараона. Таким образом, форма политического устройства страны коррелировала с обязательными космологическими характеристиками социума.

Основной чертой такого правления становится отсутствие индивидуальности правителя. Оно отслеживается по изображениям на монументах и описаниям в тексте, которые «подгоняются» под портрет идеального властителя, видимо, имеющий архетипическую природу. По Диодору, «день и ночь были расписаны по часам, в которые царю надлежало неукоснительно исполнять предписания законов, а не собственные желания»13. Это каса-

лось и личной жизни, и отправления государственных функций.

Церемония вступления фараона на трон проводилась всегда в Мемфисе. Она воспроизводила ту, которая была организована для первого правителя Менеса. Главной идеей церемонии было не напоминание о деяниях первого царя, а обновление того созидательного источника, который присутствовал в первоначальном событии14.

Сплочение государства равнялось космогонии; фараон, воплощенный бог, устанавливал новый мир. Поэтому Тутмос III расставлял свои статуи на покоренных территориях. Божественная сущность фараона являлась гарантией сохранения мирового порядка. Фараон не умирал, как остальные люди, а перемещался на небо. Так обеспечивалась преемственность божественных воплощений и незыблемость космического порядка.

С фараоном было связано несколько праздничных церемоний:

• праздник Нового года, повторяющий космогонию;

• тридцатая годовщина интронизации, символизирующая обновление энергии правителя;

• торжества, посвященные отдельным богам.

Цельность образа фараона нарушалась своеобразной дихотомией. С одной стороны, он являлся сыном Ра, а с другой - наследовал власть как Осирис-Гор. Имела место разно-векторность правления - к солярному божеству и в подземный мир.

Кризис культа фараона приходится на период Первого Междуцарствия. Отмечается «демократизация» загробной жизни, проявляющаяся в том, что знатные люди начали воспроизводить на своих саркофагах «Тексты пирамид», предназначенные для фараонов. Это был единственный период в истории Египта, когда фараона обвиняли в слабости и безнравственности. Люди разрушали некрополи, а камни забирали для собственных могил. Получили широкое распространение агностицизм, пессимизм и экзальтированная радость. Под сомнение ставился смысл жизни и реальность загробного существования.

Второй кризис разразился после вторжения гиксосов. Они принесли с собой некоторых сирийских богов; наиболее значительными из них были Баал и Тешуб, которого они отождествляли с Сетом. Поколебалась вера египтян в свою избранность, предопределен-

ную богами. Освобождение повлекло за собой распространение национализма и ксенофобии.

Политика образования империи обозначала упадок традиционной египетской культуры. Страна становилась все более открытой для космополитической культуры (правда, лишь в политическом, а не в мировоззренческом плане). Чужеземные боги не только включались в пантеон, но и сливались с национальными. Египетских богов начали чтить в других странах, а Амон-Ра стал всеобщим богом.

Соляризация Амона-Ра способствовала развитию религиозного синкретизма (так условно можно назвать принцип мифологического освоения пространства с введением в космос новых персонажей и аспектов бытия). Одновременно оформляется перевес образа монарха и культового поклонения в сторону солярного божества. Именно оно становится олицетворением единого божественного принципа, распространившегося от Египта до Сирии и Анатолии.

Пиком развития такого отношения к солярному божеству становится «Революция Амарны» (1375 - 1350 гг. до н. э.). Она была вызвана как внешними обстоятельствами (стремление фараона освободиться от теократии), так и, видимо, внутренней логикой развития мифологической системы.

Вскоре после восшествия на престол Аменхотеп IV отнял у верховного жреца Амо-на право на распоряжение имуществом божества. Затем он изменил свое имя на Эхнатон, покинул старую столицу Фивы, «город Амо-на», и построил новую, которую назвал Ахе-татон. Там были возведены храмы в честь Атона. Было еще раз обосновано представление о том, что основным служителем любого египетского божества является фараон15.

Примечательно, что до переименования царя в Эхнатона никто не хотел принимать имя в честь нового бога. Имена в честь старых богов давали как в верхах, так и в низах. Имена в честь Солнца были редки. После переименования фараона положение меняется. Имена в честь старых богов остаются по преимуществу у простых людей во всем Египте. И даже если человек принимал имя в честь бога Солнца, то оно было Ра, а не Атон. Такая тенденция сохранялась даже среди жрецов и в царской семье, что иллюстрировало приверженность традиционным взглядам16.

Религиозную реформу Эхнатона можно назвать не только «демократической», но и монотеистической, правда, с оговорками. Прежде всего, хотя фараон отменил Амона и других богов, он оставил Ра, Маат и Характи. Формула «Единственный Бог, другого подобного которому нет» уже была известна за тысячу лет до реформы и употреблялась при обращении к другим богам, что свидетельствовало об их единой и неразделимой сущности. Кроме того, было по меньшей мере два бога, поскольку Эхнатон сам почитался как божество. В своем гимне фараон объявляет, что Атон - это его личный бог: «Ты в моем сердце, и никто другой не знает тебя, кроме твоего сына, которого ты посвятил в свои замыслы и наделил своей властью!»17.

Атон не стал и метафизическим богом, находящимся за пределами мироздания, как это случилось в христианстве: «Ты отдалил небо так, что можешь на него подниматься и смотреть оттуда на то, что ты сотворил!»

Условна и новизна реформы как введения нового объекта почитания, поскольку Атон был известен и почитаем задолго до реформы. В «Книге о том, что за гробом» Ра именуется «Владыка диска (Атон)». В других текстах Амон («скрытый бог») не упоминается, а Ра описывается как бог, «лицо» которого «закрыто» и который «скрывается в ином мире». Предпочтение Атона другим сакральным персонажам фактически представляет собой акцентуацию одного из ведущих принципов мироустройства.

Элиаде считает, что самым главным новшеством, связанным с реформой Эхнатона, стало развитие религиозного аспекта в системе верований, как мы предполагаем, в противовес конкретно-мифологическим построениям. Его ощущение божественного света, вероятно, можно считать элементом мистического опыта в той мере, в какой этот опыт противопоставляется жизненным реалиям. Примечательно, и это говорит о мистической природе религиозного опыта Эхнатона, что из-за военной и политической пассивности этого фараона Египет потерял всю свою азиатскую империю18.

В последние годы правления Эхнатона «солнцепоклонничество» приобрело необыкновенный размах, но быстро сошло на нет19 как по внутриполитическим, так и по мировоззренческим причинам: феномен мистики требует развития идеи личного религиозного

отношения, не разработанной в египетской культуре на достаточном уровне.

В период Нового царства продолжает реализовываться принцип взаимодополняемости богов. В «Молебствии Ра» солнечный бог именуется так: «Тот, кто един в двух лицах»; он представлен в виде мумии Осириса, увенчанной короной Верхнего Египта20. Отождествление двух богов осуществляется в личности умершего фараона: после осирификации царь оживает в облике молодого Ра. Тем самым еще раз фиксируется цикличность в восприятии времени. В одном из текстов говорится о «Ра, который отправляется покоиться в Осирисе, и об Осирисе, который отправляется покоиться в Ра».

Учение о загробном существовании получает дальнейшее развитие в «Книге мертвых». Осирис становится судьей загробного мира, в присутствии которого происходит взвешивание сердца умершего. Молитвы и магические формулы текста призваны облегчить душе загробное путешествие и добиться желаемого результата суда. Из архаических элементов в «Книге мертвых» содержится представление об опасности «второй смерти», о важности сохранения памяти и запоминания своего имени. Исходя из положения о мифологическом совпадении значения слова и действия, можно сделать вывод о том, что запоминание имени обеспечивает нахождение на определенном месте в космическом пространстве. Не меньшее значение для определения статуса человека в культуре Древнего Египта имеет желание умершего идентифицировать себя с божествами.

Некоторые поздние тексты отражают тенденцию египетских верований к универсализму. Боги (Гор, Сехмет) защищают не только египтян, но и палестинцев, нубийцев и ли-вийцев21.

На наш взгляд, мифология Египта в своем развитии представляет традиционную модель, реализующуюся в большинстве систем верований древности.

Примечания

1 Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002. Т. 1. С. 84.

2 Там же. С. 87.

3 Там же. С. 86.

4 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж. и др. В преддверии философии: духовные искания древнего человека: пер. с англ. Т. Толстой. СПб., 2001. С. 70.

5 Элиаде М. Указ. соч. С. 89.

6 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж. и др. Указ. соч. С. 86.

7 Элиаде М. Указ. соч. С. 84.

8 Там же. С. 88.

9 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж. и др. Указ. соч. С. 297.

10 Элиаде М. Указ. соч. С. 88.

11 Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж. и др. Указ. соч. С. 100.

12 Там же. С. 100.

13 Там же. С. 106.

14 Элиаде М. Указ. соч. С. 83.

15 Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. М., 1984. Ч. 2. С. 5.

16 Там же. С. 5.

17 ЭлиадеМ. Указ. соч. С. 103.

18 Там же. С. 103.

19 Перепелкин Ю. Я. Указ. соч. С. 11.

20 Элиаде М. Указ. соч. С. 104.

21 Там же. С. 87.

THE MYTHOLOGY OF ANCIENT EGIPT AS A TRADITIONAL

BELIEVING MODEL

S.V.Ryazanova

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva street, 15

The article describes mythology of Ancient Egipt as a "classical" model of religious system which connects with universal archetypical principles of traditional culture's existence and transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.