Научная статья на тему 'Статус и отношение к ребенку в Древнем Египте'

Статус и отношение к ребенку в Древнем Египте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18321
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / ДЕТИ / СТАТУС РЕБЕНКА / СЕМЬЯ / ANCIENT EGYPT / CHILDREN / STATUS OF THE CHILD / FAMILY / MAAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джарман Ольга Александровна, Микиртичан Галина Львовна

В статье на основании использования различных источников (папирусы, археологические находки, свидетельства античных авторов) описывается социальное положение ребенка в Древнем Египте от рождения до вхождения во взрослую жизнь, особенности воспитания детей различных социальных классов, место ребенка в семье, детерминированные культурно-религиозными представлениями согласно древнеегипетской концепции «маат», центральным ядром которой были истина, справедливость, порядок. Египтяне особенно глубоко понимали ценность детства, видели в нем сакральную глубину. Увеличение населения в Египте считалось полезным для государства, поэтому ребенок был основой упования египтян. В отличие от соседних народов, следовавших иным религиозным традициям, дети в Древнем Египте никогда не приносились в жертву богам на протяжении всех трех тысячелетий его истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of the child and the attitude to him in Ancient Egypt

The article, largely relying on different sources such as papyri, archeological evidences and testimonies of ancient authors, describes the social status of the child in Ancient Egypt from birth until crossing the threshold to adulthood, features of bringing up children in different social strata, position of the child in the family, these realia were determined by cultural and religious mentality based on Maat, the idea of the truth, justice and order. Ancient Egyptians were acutely aware of the value of childhood and its sacral depth. The population growth was considered by ancient Egyptians to be profitable for the state, therefore the child was a symbol of their hope. In contrast with neighboring nations with different religious traditions, children in Ancient Egypt never became victims of sacrifices offered to God during more than 3000 years of the history.

Текст научной работы на тему «Статус и отношение к ребенку в Древнем Египте»

© ДЖАРМАН О.А., МИКИРТИЧАН Г.Л., 2014 УДК 17-053.2(32)

Джарман О.А., Микиртичан Г.Л.

статус и отношение к ребенку в древнем египте

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

В статье на основании использования различных источников (папирусы, археологические находки, свидетельства античных авторов) описывается социальное положение ребенка в Древнем Египте от рождения до вхождения во взрослую жизнь, особенности воспитания детей различных социальных классов, место ребенка в семье, детерминированные культурно-религиозными представлениями согласно древнеегипетской концепции «маат», центральным ядром которой были истина, справедливость, порядок. Египтяне особенно глубоко понимали ценность детства, видели в нем сакральную глубину. Увеличение населения в Египте считалось полезным для государства, поэтому ребенок был основой упования египтян. В отличие от соседних народов, следовавших иным религиозным традициям, дети в Древнем Египте никогда не приносились в жертву богам на протяжении всех трех тысячелетий его истории.

Ключевые слова: Древний Египет; дети; статус ребенка; семья.

Dzharman O.A., Mikirtichan G.L.

THE STATUS OF THE CHILD AND THE ATTITUDE TO HIM IN ANCIENT EGYPT.

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University, 2, Litovskaya Str., Russian Federation, Saint Petersburg, 194100

The article, largely relying on different sources such as papyri, archeological evidences and testimonies of ancient authors, describes the social status of the child in Ancient Egypt from birth until crossing the threshold to adulthood, features of bringing up children in different social strata, position of the child in the family, these realia were determined by cultural and religious mentality based on Maat, the idea of the truth, justice and order. Ancient Egyptians were acutely aware of the value of childhood and its sacral depth. The population growth was considered by ancient Egyptians to be profitable for the state, therefore the child was a symbol of their hope. In contrast with neighboring nations with different religious traditions, children in Ancient Egypt never became victims of sacrifices offered to God during more than 3000 years of the history.

Key words: Ancient Egypt; children; status of the child; family; Maat.

В

древних цивилизациях детство было наполнено символическими смыслами, в которых воплощались представления человека того времени о начале жизни и сущности смерти, времени и пространстве, душе и других культурных универсалиях. Образы детства не являются случайными, они адекватны системе ценностей, норм, традиций культуры. Египет - это не только древняя цивилизация, создавшая развитую культуру и просуществовавшая несколько тысячелетий, это страна, повлиявшая на религиозную и философскую мысль и науку более поздней средиземноморской цивилизации - греческой, а потом и римской. Одной из преемственных черт египетской культуры была чрезвычайно своеобразная и высокоразвитая религиозная традиция.

Египтянин древности, по мнению крупнейшего египтолога XX века, S. Morenz [1] был в высшей степени homo religiosus, и именно религия Древнего Египта была той базой, на которой развились все удивительные достижения египтян в искусствах, науках, ремеслах. Известный египтолог R. Wilkinson пишет: «Для древних египтян их боги были значительно больше, чем просто набор мифов и изображений. Когда боги Египта были живы в умах древних египтян, то влияние их было, поистине, уникальным.

Для корреспонденции (Correspondence to): Джарман Ольга Александровна, канд. мед. наук, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

Для большинства египтян (если не для каждого египтянина!) боги Египта были самим дыханием жизни. Поэтому мы можем понять культуру и общество Древнего Египта только в той мере, в какой мы понимаем древние египетские божества» [2]. Религия как совокупность этико-правовых норм получает в Древнем Египте особое выражение через концепцию маат (правопорядка, данного богами, творения справедливости) и как следствие специфическое понятие поведения и ритуалов, выступающих как единая система [3]. Без соблюдения маат невозможно было прожить достойную жизнь и преодолеть смерть, стать «человеком правогласным», получившим оправдание и божественную жизнь на посмертном суде Осириса, где сердце человека взвешивалось на весах и сравнивалось со страусиным пером - символом маат. Соблюдение маат - в виде помощи слабому и заболевшему оказывал не только профессиональный врач, а любой египтянин и египтянка.

Это проявлялось и в отношении к беременной и ребенку, которое можно характеризовать как бережное. Первая молитва египетского самодержца, фараона, сына Ра - это приношение маат своему божественному отцу с молитвой о том, чтобы провести день в творении справедливости и не отклониться от этого пути. Фараон был сыном бога и хранителем маат [4]. Понятия «дитя» и «божество» были почти синонимичны.

В так называемой «Отрицательной исповеди» (находящейся в «Книге мертвых») умерший египтянин

оправдывается на загробном суде тем, что не творил зла на земле: «Я знаю имена 42 богов. Вот, я знаю вас, владыки справедливости. Я не чинил зла людям, я не нанес ущерба скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного ..., никому не причинял страданий, я не отнимал молока от уст детей» [5].

Источниками по изучению Древнего Египта, которые могут быть использованы для формирования нашего представления об отношении к ребенку, о египетской медицине и, в частности, об уходе за ребенком и отношении к нему, являются медицинские папирусы, сакральные тексты (например, так называемые «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга выхода в день»); художественная литература и др. Однако сколько-нибудь целостного описания феномена детства относительно рождения детей, воспитания, обучения, доведения до самостоятельности до нас не дошло.

Поскольку в Египте увеличение населения считалось полезным для государства, ребенок был основой упования египтян. Египтяне особенно глубоко понимали ценность детства, видели в нем сакральную глубину. Наличие детей в семье увеличивало респектабельность супружеской пары в глазах общества, отсутствие детей было позором, как и в других древних обществах. Сама египетская земля, по Гомеру, «богатообильная много», залитая солнцем, постоянно возрождающаяся в разливах Нила и сказочных урожаях, была богата детьми, которых не убивали, ни выбрасывали на произвол судьбы, что было нередким в древнем мире. Египтяне в отличие от греков и римлян считали, что оставлять детей на произвол судьбы (например, выбрасывать нежеланных новорожденных девочек) чудовищно.

Дети в Древнем Египте в отличие от соседних народов, следовавших иным религиозным традициям, никогда не приносились в жертву богам на протяжении всех трех тысячелетий его истории. Более того, за убийство ребенка полагалось наказание по закону. Как сообщал античный историк Диодор Сицилийский, ни один египетский ребенок, даже ребенок рабыни, не считался «незаконнорожденным», так как мать считалась источником питания зачатого ребенка, а его творцом считался отец. Казнь приговоренной к смерти женщины откладывалась до рождения ею ребенка [6].

И мальчики, и девочки в Египте были желанными детьми, хотя первенцы пользовались особым преимуществом. Несмотря на то что мальчики были более долгожданными детьми, в дни рождения дочерей также устраивались праздники, на которые отцу давали выходной. Не существовало различий по половому признаку в распределении пищи среди детей в семье.

Если супружеская пара оставалась бездетной, она могла усыновить ребенка. В эллинистический и римский периоды египтяне подбирали и растили в своих семьях тех новорожденных детей, которых оставляли среди городских нечистот греки и другие народы, поселившиеся в Египте после утраты самостоятельности. По закону таких детей можно было либо усыновить, либо обратить в рабство. Если они станови-

лись рабами, то им давалось имя, содержащее корень «копро» (греч. «кал») в память о том, где они были найдены.

Уже в утробе матери ребенок считался живым существом, он рос до рождения под покровительством бога или богини. Вероятно, и дети с пороками развития не убивались и считались людьми, которых ждет светлое посмертие - об этом свидетельствует захоронение ребенка-анэнцефала с соблюдением обряда мумифицирования.

Ребенок в мировоззрении египтян по своему происхождению принадлежал обоим родителям. «Ка», жизненная сила, «двойник» или «суть» отца, творила ребенка, отец также передавал ему часть своей «души» («воли») «ба» и часть своей репродуктивной силы «анх». Согласно Текстам пирамид, Текстам саркофагов и Книге выхода в день (Книге мертвых), сердце, место пребывания свободной воли, чувств и разума человека, переходило к нему от его матери. В родословных египтяне писали «такой-то сотворен отцом (имя отца)» и «такой-то рожден матерью (имя матери)».

Жизнь младенца была тесно связана с жизнью матери. Египтяне очень глубоко чувствовали и подчеркивали эту связь. Женщина имела высокий статус в египетском обществе, а каждый ребенок был желанным и любимым. Египетская семья была нуклеарной и состояла из отца, матери и их детей. Единство матери и ребенка нашло свое отражение в египетской архитектуре царских дворцов, где женская и детская «половина» образуют единый архитектурный комплекс, а также в некрополях (например, в Амарне и так называемой долине цариц).

Зачатие, беременность и рождение ребенка были освящены богами (Атумом, Хнумом, Исидой и др.). У египтян существовали божества, ассоциируемые с беременностью и родами. В гимне из Амарны (относящемуся к правлению Эхнатона, но отражающему более ранние воззрения египтян) бог Атон называется «тот, кто заставляет семя произрастать в утробе женщины, кто создает народ из семени, кто питает сына в утробе матери его, кто утешает его, вытирая его слезы» [8].

С Раннединастического периода (начало третьего тысячелетия до н. э.) имело место почитание богов-детей. Для египтян мир начинается с божественного ребенка; согласно мифологии, все боги были детьми и потом повзрослели. Наиболее значимый из них был Гор, сын Изиды и Осириса. Он изображался как ребенок, сосущий палец, а в эллинистическом Египте, под властью Птолемеев (с 305 г. до н. э.), как эллинизированный Гарпократ, младенец с пальцем на устах. Гор, «сын без отца», родившийся после смерти Осириса, был рожден и вскормлен своей матерью Изидой в зарослях тростника дельты Нила, в Хеммисе. Так как Изида сохраняла младенца Гора и от угрозы со стороны его дяди - убийцы Осириса, Сета, и от болезней, и от диких животных, Гор-младенец сам стал символом спасения. Он почитался как бог-спаситель. Гор также ассоциировался с божественными младенцами по именам Ихи и Нефертум. Юный бог Не-фертум символизирует полноту божественной жизни

бога-творца - он есть «цветущая полнота на носу Ра», т. е. солнца, почитаемого как главного бога Египта. Солнце рождалось как бог-младенец Хепри - новорожденный диск, встающий на востоке. «Утром я -Хепри (восходящее солнце), Ра - в полдень, вечером я - Атум», - гласит древнеегипетский текст, парафраз которого: «я дитя утром, юноша в полдень и старец вечером» [1].

Он победил своих врагов, которые угрожали ему, божественному младенцу, и вследствие этого любой младенец, отождествляемый с Ра, получал защиту от своих врагов. Новый день - бог-ребенок, «с пальцем во рту», вначале нуждающийся в охране особых существ, в течение своего дневного странствия доживает до преклонных дней. Каждый день, одержав победу на силой зла - змеем Апопом и воскресив Осириса и умерших в загробной стране Амдуат, солярный бог в своей ладье появляется на горизонте [9].

В папирусе Westcar повествуется, что при родах присутствует, помогая, богиня Месхенет (персонифицированный родильный стул; также изображалась в человеческом облике как женщина с маткой коровы на голове). Считалось, что она помогала роженице вместе со своим супругом, богом судьбы Шаи и свитой, состоявшей из карликов (Бэс) и богини Тауэрет, изображавшейся беременной самкой гиппопотама. Судьба человека определялась при его рождении. Покровителями рождения ребенка были семь Хатхор, древние космические божества, изрекающие судьбу ребенка и Хекет, богиня плодовитости, изображавшаяся как лягушка или как женщина с головой лягушки, вдыхавшая в ноздри новорожденного дыхание, как некогда вдыхала она в ноздри новорожденного Гора. Ее супругом был Хнум, творящий новорожденного на гончарном круге. Богиня плодородия Рененутет, божественная кобра, являлась антропоморфным обожествлением акта получения нового имени («рен») новорожденным царем, а позже - всяким египетским младенцем. Дети считались чистыми, безгрешными существами. «Я был невинным ребенком. Я был юным, тем, кто не совершал еще ошибок» - гласит надпись на одном детском надгробии.

Египтяне с глубокой древности записывали и праздновали дни рождения. Чиновник по имени Собек-ху упоминает год своего рождения как «27 год правления Аменемхета II». Согласно Рамзесу IV, «живые считали дни и месяцы своей жизни». Точный возраст (с точностью до дня) сохранился со времен XXI династии (1081-931 гг. до н. э.), а точное указание дня рождения - со времен XXVI династии (664525 гг. до н. э.) [11]. С периода правления Птолемеев, а возможно и раньше, день рождения официально фиксировался.

Тексты из Deir-el-Medina (поселение работников некрополя) указывают на то, что работник мог взять выходной по случаю «дня его» (видимо, дня рождения), а также «дня дочери его», что трактуется как день рождения ребенка. До наших дней дошло приглашение, написанное во времена Птолемеев, человеком, созывавшим гостей на день рождения своего сына. День рождения ребенка всегда праздновался в последующие годы его жизни до старости.

Решающим шагом в защите новорожденного было «наречение имени». Оно происходило после того, как окружающие ребенка убеждались по полученным предзнаменованиям и «тестам» в том, что он жизнеспособен. Имя могло быть выбрано отцом, обоими родителями, но преимущественно матерью. Имя могло быть открыто матери во сне. Часто имя составляли из слов, произнесенных матерью в родах, которыми она взывала к богам во время родов или благодарила их. Согласно легенде, имя будущего царя (фараона) изрекалось царем и царицей во время их супружеской близости. Во время родов богиня-покровительница царских родов поведывала это имя юной матери-царице. Нарекая «великое» или «истинное» имя ребенку, родители изменяли имя бога или правящего царя, добавляя к нему глагол или прилагательное. Оно могло относиться не только к богу, но и к царю или празднику, во время которого родился ребенок. Ребенка могли назвать в честь другого члена семьи или животного. Именем могло стать даже число («Первый», «Второй»). Знакомое большинству египетское имя «Рамзес» означает «бог создал его». Сам Осирис (др. егип. «Usiri») носит имя, означающее «милое дитя». Библейское имя «Моисей» («Moses») является древнееврейским эквивалентом египетского существительного ms (ребенок мужского пола), производного от глагола «msi» «вынашивать, рождать» Этот корень появляется и в египетских именах Ptahmose, Tuthmosis, Ahmose, Harmose. Имя «Moses», по мнению библеистов, является лучше всего сохранившейся памятью о пребывании евреев в Египте [8].

Во все периоды египетской истории отношения родителей и детей отличались нежностью и теплотой. Именно в семье в узком кругу близких родственников начиналась социализация ребенка: усвоение норм и образцов поведения, принятых в обществе, умение строить отношения сначала в семье, затем со сверстниками. В живописи Древнего Царства детей часто изображали вместе с родителями, наблюдающими за сельскохозяйственными работами в имении. Когда дети знати сопровождали своих родителей в осмотре имения, они тем самым обучались, видя и слыша происходящее.

На изображениях, датируемых временем Нового Царства (1569-1081 гг. до н. э.) мы видим, как вся семья отправляется на совместную прогулку в тростниковой лодке, охотясь на птиц и рыбача. Старший сын отправляется с отцом на охоту в пустыню. Дети танцуют с музыкантами, когда чествуется какой-нибудь благородный человек, или на празднике богини Ба-стет. Они принимают участие в похоронах родителя или родственника. На многих изображениях мальчики часто несут (привязанную) за крылья птицу, а девочки - цыпленка или утенка в сложенных, прижатых к груди ладонях. Их волосы выбриты, за исключением локона сбоку или плетеной косы с завитым концом. Локон сбоку (на виске) был в моде у царевичей и царевен, а также у верховного жреца Мемфиса, который часто был царевичем по происхождению. Такая плетеная коса («локон юности») сначала была только у мальчиков, а с V династии (2513 г. до н. э.)

ее стали носить и девочки. Боги-дети Гор, Хонсу и Ихи изображались в виде детей с локоном или косой. Волосы девочкам как из обычных, так и из знатных семей либо полностью обривали, либо заплетали в тугие косички.

На большинстве изображений мальчики и девочки играют раздельно, их игрушками были глиняные или деревянные животные, куклы с двигающимися руками и ногами, мячи. Однако разнополые дети могли играть и вместе - свидетельство этому изображения в одной из гробниц в Гизе, относящееся к Древнему Царству (2687-2191 гг. до н. э) [7]. Девочки всегда нарядно одеты. Они учатся танцевать, играть на музыкальных инструментах, а также принимают участие в акробатических играх или жонглируют мячами.

Дети росли под опекой матери, которая заботилась о них и в раннем детстве, и когда они отправлялись в школу, что происходило в возрасте около 5 лет. Как гласит надпись на стеле в Тель-Амарне, Нефертити была «под руководством царя», Ахетатена (Эхнато-на), а их дети, царевны Меритатен и Мекетатен, «достигнут зрелости под руководством своей матери». На сохранившихся изображениях матерей с детьми видно, что самых младших несут в особом покрывале, закрепленном на плечах матери (слинг) или в небольшой «сумке», крепившейся на шее матери, дети постарше держатся за свою мать или старшую сестру. На барельефе в усыпальнице Хоремхеба изображена мать с ребенком в слинге. Второй ребенок сидит «верхом» на плечах матери.

Отец не только был обязан кормить своих детей, он также должен был защищать их от физических и психологических травм и сложностей. От детей требовались любовь и почтение к родителям, дети должны были заботиться о них в старости. Погребение и сохранение памяти и имени усопшего было обязанностью старшего сына. Если сын восставал против отца, он мог быть отвергнут. Дети, не заботившиеся о своих родителях, могли быть лишены наследства. Дети наследовали имущество родителей в равных долях, дочери также могли получить достаточно большое состояние, если семья была зажиточной. Порой мать детей могла распоряжаться их наследством, если на это имелось указание со стороны ее мужа в завещании.

Сироты и вдовы из низших классов общества, несомненно, обречены были влачить жалкое существование, если у них не находилось мужчины-родственника, который взялся бы их опекать. Начиная с Первого переходного периода (2191-2061 гг. до н. э.), знатные люди указывали среди своих заслуг то, что они «заботились о сироте и вдове». Согласно другим текстам, много сирот было «отдано в руки бога», что предполагает наличие приюта при храме. Довольно часто, тем не менее, эти сироты были оставлены на произвол судьбы и вели скитальческую жизнь.

Для обозначения ребенка у египтян имелось два слова ms/ms.w и hrd/hrd.w. В Древнем Египте наименование «ребенок», «дитя» не имело четко очерченных возрастных границ: так мог называться и грудной ребенок, и юноша (или девушка) - подросток, и даже взрослый по отношению к своему отцу. Хотя в папи-

русе Insinger отмечается, что «человек живет десять лет и только потом может отличить жизнь от смерти», устойчивой терминологии в отношении детей, достигших этого возраста и перешагнувших его, нет.

Девушки-подростки (около возраста менархе) назывались «nfrwt» («neferut»), что буквально означало «цветущие» или «прекрасные», «юные». В папирусе Westcar это слово относится к еще не рожавшей женщине. Более зрелые женщины назывались «st» («set») or «hmt» («hemet») и имели титул «nbt-pr», «госпожа дома» [10].

В эпоху Древнего Царства превалировало частное обучение, без организованных школ. Так как большая часть администрации Древнего Царства располагалась в Мемфисе, возможно, туда отправляли на обучение детей провинциальной знати. Образование было привилегией в египетском обществе, предназначенной для тех, кто в будущем мог занять руководящую должность в египетской администрации. Со времени V династии (2513 г до н. э.) молодые люди, думавшие о карьере чиновников высшего звена, обучались во дворце фараона совместно с царевичами, чтобы стать верными соратниками будущего царя. В образование входило овладение системой письменности и знакомство с религиозными и другими текстами, знакомившими ребенка и подростка с моральными и культурными ценностями родного народа. Образование было абсолютно необходимо для социализации ребенка. С конца правления VI династии (2197 г. до н. э., Древнее Царство) и мальчики незнатного происхождения могли достичь высоких государственных постов. Их образованием занимался особый государственный чиновник, которого называли отцом «по разуму».

После Первого переходного периода и вступления Египта в период Среднего Царства (2061-1665 гг. до н. э.) возникла потребность в большем количестве образованных людей, которые заняли бы соответствующие административные посты в набирающем силу государстве. В Среднем Царстве появляется сам термин «школа». Первое упоминание о египетской школе относится к 2000 г. до н. э.

Наиболее сохранившиеся сведения о структуре образования дошли до нас с периода Нового Царства. Обычно ребенок начинал образование в 5 лет, но, если его психофизическая зрелость еще не наступила, он мог пойти в школу позже. Для ремесленника школьное обучение длилось 4 года, для претендента на должность писца еще 12 лет. Это было непосредственное обучение «на рабочем месте», доступное только детям элиты. При этом ученик получал титул «помощник такого-то» (буквально это звучало как «тот, кто под рукой (руководством) такого-то»). Потом ученик получал титул писца («ss»). Таким образом, обучение заканчивалось к 21 году [11].

В период Нового Царства египетское образование приняло международный характер и приобрело политическую окраску. Дети правителей соседних стран посылались в особое учреждение при египетском дворе, "кзр" ("kap"), где получали образование совместно с детьми из средних и высших слоев египетского общества. Если в Древнем Царстве число

девочки ухаживали за своими младшими братьями и сестрами, сохранились изображения, где они носят их на себе. Некоторые девочки с этого же возраста могли работать в услужении у знатных женщин. Существуют изображения, на которых девочки застилают постель госпожи, помогают госпоже наряжаться, подают пищу и танцуют на пирах.

В захоронении визиря Рехмире есть перечень детей, чьи родители были рабами, и перечень работ, которые они могли выполнять. Диодор Сицилийский писал, что дети, видимо, с 7-10 лет работали в шахтах, протаскивая блоки через низкие галереи и проходы. Вполне возможно, что эти дети как раз и были детьми рабов. Согласно египетской традиции маат, монументальная живопись изображает детей за легкой работой, однако неизвестно, насколько в этот период общего духовного кризиса египетской культуры и правлении Птолемеев, а затем и Рима соблюдалась маат в отношении детей-рабов. Письмо, относящееся к периоду Нового царства, содержит жалобу матери на то, что ее дочери приходится "работать", хотя она "еще ребенок". Это может означать, что мать отдала дочь в услужение, под тем условием, что она будет выполнять только легкую работу. Указание, что девочка была "заменена слугой", может говорить о том, что ей приходилось выполнять работу взрослого.

Практически во всех древних обществах существовали возрастные обряды легализации статуса индивида в сообществе других людей - инициации. Сохранились изображения сцен, которые сложно интерпретировать, но они могут быть поняты как инициация. Существовала церемония, во время которой на голове мальчика завязывалась особая повязка ('^ medh"), после чего он становился взрослым в глазах окружающих, у него появлялись соответствующие обязанности и его детство заканчивалось. В реальной жизни юноша примерно в возрасте 21 года получал свой первый пост писца после проведения этой церемонии. Было ли обрезание частью инициации, неизвестно. Некоторые мумии имеют следы обрезания, некоторые - нет. Согласно небольшому количеству интерпретаций и текстов, и мальчики, и взрослые мужчины подвергались обрезанию. Неясно, в каком возрасте и насколько систематически оно применялось. Возможно, было совершение и символического обрезания (один из царевичей, страдавший слабым здоровьем и, по-видимому, нарушением свертываемости крови, в отличие от двух его братьев был не обрезан). Подвергались ли девочки обрезанию, неизвестно.

Таким образом, ребенок занимал в мировоззрении египтян определенную нишу. Он был олицетворением динамичности, живым человеческим существом в процессе постоянного становления. Каждый ребенок рассматривался как будущий борец против зла за сохранение божественной справедливости, маат, иными словами, он был Гором-Младенцем. И именно оттого, что он младенец, оттого, что он слаб, он и нуждался в опеке для того, чтобы он смог совершить замысленное о нем, осуществить сердцевину мифа в своей жизни, в своей семье и во всем Египте.

грамотных составляло 1%, то к Позднему периоду Нового Царства грамотным было уже 5 % населения, но позже количество грамотных людей опять снизилось.

Методами преподавания были слушание учителя, заучивание преподаваемого наизусть. Однако мудрец Хети говорит в поучении своему сыну: "Кто есть сын добрый, которого дает бог? Это тот, кто прибавляет к тому, что учитель говорит ему". По сохранившимся глиняным черепкам, на которых когда-то писали ученики, можно судить о том, что они учились не только писать, но изучали также орфографию, риторику, ономастику, математику, геометрию, иностранные языки (вавилонский, критский, нубийский), искусство составления официального письма. Большое значение придавалось заучиванием текстов наизусть и повторением их вслух нараспев. Образование также включало обучение этике и морали, т. е. верности царю, тактике поведения в различных социальных ситуациях, поклонение богу. Все это суммировалось ключевым термином египетской культуры - "маат". Существовало множество текстов под названием "Поучение ...", в которых отец или учитель беседовали с сыновьями на вышеуказанные темы. Наиболее известные школы Нового Царства находились в Фивах.

Большое значение уделялось поведению. Идеальным ребенком-учеником был "молчаливый", тот, кто внимает учению. Мальчиков обучали правилам поведения по отношению к старшим и подчиненным, а также правилам поведения за столом. Лень была строго наказуема, применяли телесные наказания. Некоторым чрезмерно резвым и неусидчивым ученикам запирали ноги в колоду. Программа варьировала от того, к какой деятельности готовили учеников. Помимо изучения наук, юноши из высшего класса общества занимались физическими упражнениями -плаваньем, стрельбой или бегом.

Мальчики из бедных семей помогали пасти скот, отпугивали птиц от зреющего урожая, во время сбора урожая карабкались на пальмы, помогая собирать плоды, а также собирать и отжимать виноград. Мальчики, которые еще не начинали учиться грамоте, также ходили с отцом на работу. Мальчики, которые собирались служить в армии, должны были покинуть своих родителей в довольно юном возрасте, в 10 лет. Их служба начиналась с выполнения различных работ в военном лагере - например, они ухаживали за животными.

Из системы образования были исключены женщины, рабы, иноземцы. Однако многие женщины среднего класса были грамотны, возможно, они учились писать у своих отцов или братьев. У царевен были учителя-мужчины (буквально их называли "кормилицы"). Возможно, такие учителя были и у девочек из благородных семей. Порой они изображались рядом со своими ученицами. Девочки из бедных семей не получали никакого образования. Они учились у своих матерей необходимым им в будущем после выхода замуж навыкам, помогали матерям ухаживать за домашней птицей, домашними животными или трудились с ними вместе на поле, подбирали оставшиеся после жатвы колосья. Примерно с 5-7 лет старшие

ЛИТЕРАТУРА

1. Morenz S. Egyptian Religion. Ithaca, New York: Cornell University Press; 1973: 6.

2. Wilkinson R.H. The complete gods and goddesses of Ancient Egypt. London: Thames & Hudson; 2003: 10.

3. Assmann J. Ma'at: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten @ Ägypten. M@unchen: C.H. Beck Verlag; 2006.

4. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинскихмистерий. М.: Академический проект; 2008.

5. Рак И.В. Египетская мифология. СПб.: Журнал "Нева", Летний сад; 2000.

6. Feucht E. Das Kind im Alten Ägypten. Frankfurt, New York: Campus; 1995: 127-40.

7. Janssen R.M., Janssen Jac.J. Growing up in Ancient Egypt. London: The Rubicon Press; 1990.

8. Feucht E. Das Kind im Alten Agypten. Frankfurt, New York: Campus; 1995: 220-1.

9. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. СПб.: Летний сад; 2000.

10. Silverman D.P. Ancient Egypt. Oxford: Oxford University Press; 1997: 80-1.

11. Brunner H. Altaegyptische Erziehung. Wiesbaden: Otto Harrassowitz; 1991: 40.

REFERENCES

1. Morenz S. Egyptian Religion. Ithaca, New York: Cornell University Press; 1973: 6.

2. Wilkinson R.H. The complete gods and goddesses of Ancient Egypt. London: Thames & Hudson; 2003: 10.

3. Assmann J. Ma'at: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten @ Agypten. M@unchen: C.H. Beck Verlag; 2006.

4. Eliade M. History of religious ideas. vol. 1: From the stone age to the eleusinian mysteries [Istoriya very i religioznykh idey. Ot ka-mennogo veka do elevsinskikh misteriy]. Moscow: Akademicheskij proekt; 2008. (in Russian)

5. Rak I.V. Egyptian mythology [Egipetskaya mifologiya]. St. Petersburg: Zhurnal "Neva"; Letniy sad; 2000. (in Russian)

6. Feucht E. Das Kind im Alten Agypten. Frankfurt, New York: Campus; 1995: 127-40.

7. Janssen R.M., Janssen Jac.J. Growing up in Ancient Egypt. London: The Rubicon Press; 1990.

8. Feucht E. Das Kind im Alten Agypten. Frankfurt, New York: Campus; 1995: 220-1.

9. Korostovtsev M.A. Religion of ancient Egypt [Religiya drevnego Egipta]. St. Petersburg: Letniy sad; 2000. (in Russian)

10. Silverman D.P. Ancient Egypt. Oxford: Oxford University Press; 1997: 80-1.

11. Brunner H. Altaegyptische Erziehung. Wiesbaden: Otto Harrassowitz; 1991: 40.

Поступила 20.06.14 Received 20.06.14

Сведения об авторах:

Микиртичан Галина Львовна, доктор мед. наук, проф., зав. каф. гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.