Научная статья на тему 'Мифологическая составляющая понятий «картина мира» и «модель мира»'

Мифологическая составляющая понятий «картина мира» и «модель мира» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1099
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / МОДЕЛЬ МИРА / МИФОЛОГИЯ / WORLD PATTERN / WORLD MODEL / MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садыкова М. А.

В статье рассмотрены и проанализированы некоторые аспекты понятий «картина мира» и «модель мира», активно используемых в современной лингвистике и некоторых смежных с ней науках. Автор выделяет два основных варианта представления объективного в сознании человека: синкретную мифопоэтическую картину мира и современную дискретную концептуальную картину мира, которая продолжает испытывать на себе влияние мифологии и архетипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythological component of the World Pattern and the World Model concepts

The paper deals with the analyses and some aspects of two concepts, which are being widely used in the modern linguistics and some interdisciplinary sciences. The author distinguishes two essential types of the world pattern which are mythological and modern concept ones. The modern concept world pattern is still influenced with myths and archetypes, which can be traced in language, religion and even science.

Текст научной работы на тему «Мифологическая составляющая понятий «картина мира» и «модель мира»»

72

раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 811 ’373 (045)

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЙ «КАРТИНА МИРА» И «МОДЕЛЬ МИРА»

© М. А. Садыкова

Удмуртский государственный университет Россия, Удмуртская республика, г. Ижевск, 426034, ул. Университетская, 1, корп. 2.

Тел./факс: +7 (3412) 755 557.

E-mail: sadikovam@mail. ru

В статье рассмотрены и проанализированы некоторые аспекты понятий «картина мира» и «модель мира», активно используемых в современной лингвистике и некоторых смежных с ней науках. Автор выделяет два основных варианта представления объективного в сознании человека: синкретную мифопоэтическую картину мира и современную дискретную концептуальную картину мира, которая продолжает испытывать на себе влияние мифологии и архетипов.

Ключевые слова: картина мира, модель мира, мифология.

Поскольку толкование действительности изменяется во времени, что обусловлено практическим освоением её человеком, человеческое сознание условно классифицируют на разные типы - архаичное, мифологическое, мифолого-религиозное, современное наивное, художественное, научное. Таким образом, подобно исторической классификации цивилизации на определённые этапы её развития, человеческое мышление и сознание, и, соответственно, картины мира (КМ) и модели мира (ММ) также условно классифицируются. Понятия КМ и ММ подробно разработаны, широко используются и относятся к числу основных категорий современного научного познания. Тем не менее в настоящее время некоторые определения КМ и ММ, а также их разновидностей иногда не разводятся или взаимозаменяются. Возможно, причина в том, что речь идет о явлениях комплексного характера, различные аспекты которых рассматриваются в различных исследованиях.

По определению М. М. Маковского, «КМ есть субъективный образ-гештальт объективного мира; КМ является идеальным образованием, которое может опредмечиваться в знаковых формах различного вида, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них... КМ является недискретным образованием, она существует в нечетком, неоформленном и неот-рефлексированном состоянии <.> ММ является знаковым выражением КМ» [1]. Таким образом, «реальная действительность отражается в виде глобального идеального объекта - КМ, которая структурируется при помощи и посредством ММ, а последняя, в свою очередь, репрезентируется с помощью семиотических систем второго порядка, в частности, языка, поскольку язык обладает преимуществами перед другими семиотическими системами и является «надсистемой» в иерархии кодов ММ [2]. По определению В. И. Постоваловой, концептуальная КМ - это «глобальный образ мира, существующий в сознании какого-либо социума в определенный период его истории и лежащий в основе мировидения человека» [3]. Полагаем, что определение КМ по М. М. Маковскому и концептуальной КМ по В. И. Постоваловой -определения одного и того же комплексного явления.

По мнению В. И. Тхорика, понятие КМ исходит из понятия ММ. ММ, создаваемая в определенном креативном пространстве, приводит к конкретному конечному результату в виде оформленной КМ в статическом смысле, т.к. справедливо считается, что КМ обладает свойством «текучести», что характерно для любой субстанции. Здесь В. И. Тхорик разделяет точ-

ку зрения В. И. Постоваловой, что «КМ не представляет собой законченного образа мира, она обладает особой пластичностью, подвижностью, поливариативностью» [4].

Мифологическое толкование действительности предшествовало всякой другой форме человеческого сознания. Мифологическая энциклопедия трактует понятие мифопоэтической ММ как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. Понятие «мир» понимается как взаимодействие человека и среды. В мифопоэтической ММ природа представлена как результат вторичной перекодировки первичных данных (полученных органическими рецепторами - органами чувств) с помощью знаковых систем. Неотъемлемой чертой мифопоэтической ММ является неразрывная, двуединая связь диахронии (рассказа о прошлом) и синхронии (средства объяснения настоящего, а иногда и будущего) [5]. С помощью магии, ритуалов и мифов мифология восстанавливает гармонию, нарушенную при отрыве сознания первобытного человека от животной бессознательности и возникновения субъект-объектного отношения. В основе мифологического знания лежат определённые архетипы - когнитивные структуры, в которых в краткой форме записан родовой опыт [6]. Термин «архетип» был введен в 1919г. К. Юнгом, который установил тесную связь архетипа с мифологией. Архетипы и мифологемы живут, в частности, в нашем языковом сознании и регулируют метафорические употребления, ибо в древности метафора являлась единственно доступным способом осмысления и репрезентации смыслов окружающего мира. Архетипы и мифологемы создают основу языковой КМ (ЯКМ) и всегда «держат» наше языковое сознание в зоне психологоэмоционального воздействия, а современный наивный языкопользователь неосознанно продолжает жить прежними, с сегодняшних позиций, мифологическими представлениями и понятиями [7]. Эту мысль разделяют Е. В. Урысон, характеризующая ЯКМ как «консервативную и инертную» по отношению к более быстро меняющейся наивной картине мира [8], В. А. Маслова [9] и др. Таким образом, ЯКМ является частью концептуальной КМ, которая выражена через языковые формы.

Наивная и научная КМ также являются разновидностями концептуальной КМ и, соответственно, различаются по способу познания действительности: практическому - осуществляемому в процессе тру-

Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3

73

довой деятельности и повседневной жизни - или теоретическому - целенаправленному и осуществляемому с помощью специальных методов изучения действительности или отдельных ее объектов. Наивная КМ - это результат практического познания действительности, имеющий этническую (национальную) специфику и находящий выражение, прежде всего, в лексическом составе языка [3]. Наивная КМ вне зависимости от исторического места и времени её существования вербальна [7]. Языку принадлежит функция объективации человеческого опыта и сознания. Эту точку зрения разделяют представители московской семантической школы [8, 10], которые ставят знак равенства между понятиями языковой КМ (= языковой ММ) и наивной КМ, акцентируя внимание на «донаучном» характере последней. Подобной характеристике в большой степени способствовало мифологическое прошлое человеческого сознания.

Научная КМ - это стремящаяся к интернационализации разновидность ККМ, результат теоретического познания сущностных свойств объекта [3]. Научное сознание формируется в Новое время и опирается на обыденное сознание, т.е. на практические знания человеком мира. Оно выделяет свой собственный, относительно автономный объект наблюдения и последующего анализа. По мнению Е. В. Урысон, современный человек склонен рассматривать научное знание как эталон «правильных представлений» [8]. Отличительной чертой научного знания считается его абстрактность, наличие унифицированного терминологического языка (подъязыка), являющегося признаком научного дискурса. Однако, несмотря на абстрактность, общезначимость и претензию на объективность, наука не свободна от «ценностных, образных, личностных моментов, имеющих истоком жизнь общества, народа, личности <.> И тем не менее науке именно для того, чтобы добыть новые «степени свободы» в своем полете к чистой истине, полезно отдать отчет в своих социо-культурных детерминантах» [11]. Миф и наука, принадлежащие разным картинам мира, противопоставлены друг другу, так как в мифе господствуют не логически стройные системы, предполагающие четкую последовательность восприятия, а чувственно воспринимаемая наглядность. Именно с помощью мифов оказываются объяснимыми многие незнакомые понятия. Мифы в отличие от науки выступают в качестве повседневных суждений о различных вещах. В. В. Иванов приводит слова Е. И. Ермакова, датируемые 1920-ми: «наука отличается от мифологии не темами, определяемыми во многом пределами человеческого воображения, а подходом к ним и приемами их разработки» [12]. А. Ф. Лосев писал, что наука не рождается из мифа, но и не существует без него, наука всегда мифологична. Это не подразумевает тождественность. Не мифологична наука в чистом виде, никем не применяемая наука. Но когда какая-либо идея оказывается единственно значимой, то здесь мы имеем дело с вероучением и мифологией. «Недаром», - пишет А. Ф. Лосев, - «на последнем съезде физиков в Москве (работа «Диалектика мифа» вышла в 1930 г. - прим. наше - С. М.) пришли к выводу, что выбор между Эйнштейном и Ньютоном есть вопрос веры, а не научного знания самого по себе» [13]. Пресловутая борьба науки с мифом оказывается не чем иным, как борьбой одной

мифологии с другой мифологией, заменой старого мифа новым.

Еще одной разновидностью современной концептуальной КМ является религиозная КМ. Имея различные корни, мифология и религия имеют и общее -олицетворяющую фантазию. Именно это способствовало включению мифологических представлений в область религии на ранних ступенях развития. Фигурирующие в мифолого-религиозных представлениях события относятся к далекому прошлому (мифологическая эпоха) [5]. Мифологическую составляющую религии также подчеркивал великий русский ученый А. Ф. Лосев: «Миф не есть религия, но религия есть мифическое творчество и жизнь. Мифология шире религии. Религия есть специфическая мифология, а именно. жизнь как миф» [13]. Базовыми ценностями религиозной КМ являются святое (священное) и сверхъестественное. Наличие в мире явлений, соответствующих этим ценностям, оказывается предметом веры, т.е. принимается без доказательств, на основании внутренней убежденности [14].

Таким образом, на основе изученной литературы по вопросу КМ и ММ, выбрав первый термин в силу большей распространенности, мы пришли к следующим выводам: 1) мифопоэтическая КМ «встроена» в современную концептуальную КМ и связана с ней генетически. В мифопоэтической КМ слияние реального (природы и человека) и мифологического предельно, что обусловлено синкретизмом древнего сознания; 2) Современная концептуальная КМ, в отличие от мифопоэтической КМ, более четко структурирована, ее основными разновидностями выступают языковая КМ, наивная КМ, научная КМ, религиозная КМ. Все разновидности современной концептуальной КМ по сей день продолжают нести на себе отпечаток мифологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маковский М. М. Язык - миф - культура: Символы жизни и жизнь символов. М.: Изд-во «Русские словари», 1996. С. 15-17.

2. Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. М.: КомКнига, 2005. С. 31.

3. Куликова И. С., Салмина Д. В. Обучающий словарь лингвистических терминов. СПб., М.: Наука, САГА, Совпадение, 2004. С. 31-32.

4. Тхорик В. И. Языковая личность (Лингвокультурологический аспект): Дис. ... док. филол. наук. - Краснодар, 2000. С. 106, 109.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т.2. С. 161-164, 378.

6. Культурология ХХ век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 447с. С. 37-39.

7. Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. С. 338, 368.

8. Урысон Е. В. // ВЯ. 1998. №2. С. 3-21.

9. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. С.65.

10. Апресян Ю. Д.// ВЯ, 2005. № 1. С. 3-30.

11. Гачев Г. Д. Наука и национальная культура (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993. С. 5-11.

12. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2 т. Т.1. М.: «Языки русской культуры», 1999. С. 520.

13. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 32-34, 99.

14. Религиоведение: Учеб. пособие./ Научн. редактор д.ф.н., проф.

А. В. Солдатов. СПб.: Изд-во «Лань», 2004. С. 116, 496.

Поступила в редакцию 25.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.