Научная статья на тему 'МИФ КАК ОСНОВА СЮЖЕТА СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ'

МИФ КАК ОСНОВА СЮЖЕТА СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1199
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мифология / мифологические элементы / художественная проза

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухамедвалиева Альфина Шафхатовна

Данная статья посвящена рассмотрению значения мифологии в мировой литературе. Изучены примеры художественной прозы, содержащие характерные черты мифологии, а также изучены особенности использования мифологических элементов в современной художественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИФ КАК ОСНОВА СЮЖЕТА СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ»



I

SCIENCE TIME

I

МИФ КАК ОСНОВА СЮЖЕТА СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

Мухамедвалиева Альфина Шафхатовна, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

E-mail: alfina55555@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению значения мифологии в мировой литературе. Изучены примеры художественной прозы, содержащие характерные черты мифологии, а также изучены особенности использования мифологических элементов в современной художественной литературе.

Ключевые слова: мифология, мифологические элементы, художественная проза.

Ещё в начале ХХ века лингвисты отметили рост интереса писателей к мифологии, что сподвигло их к более подробному изучению данного феномена. Хотя следы мифологии можно найти на протяжении всей истории мировой литературы. Ведь мифологические мотивы способствовали созданию образов, тем и сюжетов известных всему миру.

Данный факт дают возможность отследить примеры сказок. Женитьбы героя и девушки в звериной шкуре, которая является признаком тотемического мифа. Или сказки, в которых потерявшиеся дети попадают в лапы монстра, чаще всего людоеда - тоже яркая черта известной нам мифологии. Все они так или иначе напоминают мотивы мифологии. Конечно же в сказках мифы претерпевают изменения. Время сменяется на неопределенное, исчезает священность, появляются определенные границы места действия.

Мифология стоит у истоков не только сказок, но и эпоса. В раннем эпосе в повествовании также участвует большое количество духов и богов, события происходят во времена создания мира, а враги - все те же чудовища. Что же касается героев, в них по-прежнему очевидны черты предков. В наличии у них имеются колдовские способности, которые часто имеют большее значение, чем воинские [5].

Расцвет эпоса привнес изменения в характеристики героев - воинская сила и мощь вытесняют собой сверхъестественные качества персонажей. Появляются

1 SCIENCE TIME 1

черты историзма, которые вскоре занимают центральное положение и оттесняют миф. Но люди не могут утверждать, что мифологические элементы окончательно исчезают из эпоса.

В средние века наблюдался отказ от античных мифов и принятие мифологии христианства. Но во время Возрождения литература вернулась к упорядоченному античному мифу. Возникла так называемая «карнавальная культура», которая отличается использованием пародий, праздничных ритуалов и игр. Например, творчество У Шекспира, Ф. Рабле и др.

В XVII веке вновь возвращаются библейские мотивы. К примеру, творчество Дж. Мильтона. Античные же мифы претерпевают большие изменения и формализуются в литературе классицизма.

Литература Просвещения стала использовать мифологические сюжеты в качестве условных фабул с совершенно новым философским содержанием. Мифы стали просто художественным элементом.

В эпоху романтизма снова увеличился интерес к античной мифологии, но из-за слишком вольной интерпретации стали появляться совершенно новые мифы. В XIX веке при возникновении реализма, стал распространяться процесс демифологизации, что привело к ещё большему появлению новых трактовок и интерпретаций.

Литературоведы стали отмечать тенденции к мифотворчеству. Например, в произведениях таких писателей, как Т. Манн, Дж. Джойс, Ф. Кафка, У. Фолкнер. Все это привело к созданию романа-мифа, в котором мифологические сюжеты и архетипы реконструировались под требования автора [1].

К середине XX века сложился новый жанр - фэнтези, который можно считать одним из самых популярных явлений современной культуры. Многие исследователи сошлись во мнении, что одной из основ данного литературного направления является именно мифология. Как правило, это в основном заключается в сюжетном заимствовании.

Такие знаменитые писатели, как Р. Говард, Ф. Лавкрафт, Дж. Толкин в своих произведениях находили опору в сюжетах и образах античной мифологии, интерпретируя их каждый на свой лад. Всем известная Джоан Роулинг в своих романах о Гарри Поттере обращается к элементам различных мифов мифологии при создании своего бестиария, включая в него таких древних существ, как химера, василиск и кентавр. В нашумевшей трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры» четко прослеживается миф о Тесее и Минотавре. Что уж говорить о многих других популярных современных героях, в каждом из них можно отследить черты Геракла, Персея, Одиссея и т.д.

Но кроме сюжетных характеристик мифов, немаловажными для современной художественной прозы являются и другие. К примеру, если рассматривать с точки зрения способа мышления, именно в фэнтези можно столкнуться с понятием «мифический взгляд на миф», так называемой способностью мифа быть наиболее реалистичной действительностью, что является не менее важным основанием для литературы фэнтези [2, с. 3].

»

14

1 SCIENCE TIME 1

Одним из понятий, определяющих литературу в современном мире, является «мир», созданный писателем. Во многих произведениях создаются миры, отличающиеся от нашей реальности. Наиважнейшей задачей автора при создании таких миров считается максимальная реалистичность со своими законами. В своей статье «О волшебных историях» Дж. Р. Р. Толкин называет этот процесс созданием «Вторичного Мира» [4, с. 191].

Почти любой «Вторичный Мир» в той или иной степени основан на мифах, так как именно мифология прекрасно справляется с конструированием убедительной и достоверной вселенной. У каждого писателя имеется свой способ построения «мира»: переосмысление традиционных мифов или использование лишь отдельных их элементов, создание собственной мифологии или перенос мифических персонажей в современный мир.

Наиболее интересно взаимосвязь мифа и «Вторичного Мира» можно проследить на примере творчества самого Дж. Р. Р. Толкина. Его мир - очень сложная переработка мифов и легенд в свою самостоятельную мифологию, действующую по прежним законам традиционных мифов, но абсолютно отличающуюся от них. Также и с творчеством Дж. Роулинг, она подает элементы мифологии как часть обыденной реальности простого школьника, если так можно назвать ученика школьной магии.

В некоторых случаях автор совсем ничего не меняет, просто переписывая мифы для современного читателя. Например, фэнтезийный цикл «Калевала» Эмиля Петайи - финский эпос, представленный читателям в духе произведений Толкина.

Ещё одним из способов освоения мифа в современной художественной прозе считается появление в обыденном мире мифологических персонажей. Достаточно яркими примерами таких произведений, имеющие в основе данный принцип, служат серии книг Рика Райордана, «Американские боги» Нила Геймана и др. Чаще всего такая сюжетная схема используется писателями для достижения юмористического эффекта.

Порой авторы прибегают к аллюзиям и проводят параллели с античной мифологией или используют мифологизацию, так как не могут найти иного способа передачи своих идей и мыслей. Как в произведениях Джона Апдайка, Ганса Эриха Носсак и др.

Таким образом, мифология играет немаловажную роль в построении сюжета в современной художественной прозе, где порой миф берется практически без изменений, а мифологические элементы становятся основой в формировании прототипов главных или второстепенных героев или в создании своего собственного мира.

1 SCIENCE TIME 1

Литература:

1. Андреев Л.Г. (ред.) Зарубежная литература XX века: учебное пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Высш. шк. , 2004. - 559 с.

2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Правда, 1990. - 145 с.

3. Наговицын А.Е. Древние цивилизации: общая теория мифа. - М.: Издательство Академический проект, 2005. - 656 с.

4. Толкин Дж. Р.Р. О волшебных историях. ll Толкин Дж. Сильмариллион.: Сборник / Пер. с англ. - М.: Издательство АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2000. -352 с.

5. Bell, Michael and Poellner, Peter. Myth and the Making of Modernity. - Amsterdam and Atlanta, Georgia: MIT Press, 1985. - 236 p.

6. Myths and Motifs in Literature / Ed. by David J. Burrows. New York, 1973. - 470 p.

7. White J.J. Mythology in the Modern Novel. A Study of Prefigurative Techniques. -Princeton, 1971. - 231 p.

»

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.