Научная статья на тему 'MICE-ТУРИЗМ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД'

MICE-ТУРИЗМ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MICE-ТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестакова М.А., Давыдович А.Р.

Статья посвящена вопросам деловых путешествий, таких как бизнес-туризм, конгрессно-выставочный и интенсив-туризм, относящихся к MICE-индустрии. Рассмотрены предпосылки возникновения и развития сферы делового туризма, особенности тревел-политики предприятий. В статье показаны все аспекты влияния пандемии короновируса на индустрию MICE, а также метаморфозы делового туризма, связанные с возникновением рисков для здоровья при поездах в постковидный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICE-TOURISM IN THE POST-COVID PERIOD

He article is devoted to the issues of business travel, such as business tourism, convention and exhibition and intensive tourism related to the MICE industry. The prerequisites for the emergence and development of the sphere of business tourism, the features of the travel policy of companies are considered. The article shows all aspects of the impact of the COVID-19 pandemic on the MICE industry, as well as the metamorphoses of business tourism associated with the occurrence of health risks during trains in the post-Covid period.

Текст научной работы на тему «MICE-ТУРИЗМ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 338.48

Шестакова М.А. студент

Научный руководитель: Давидович А.Р., к.э.н

доцент

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

РФ, Сочи

MICE-ТУРИЗМ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация: Статья посвящена вопросам деловых путешествий, таких как бизнес-туризм, конгрессно-выставочный и интенсив-туризм, относящихся к MICE-индустрии. Рассмотрены предпосылки возникновения и развития сферы делового туризма, особенности тревел-политики предприятий. В статье показаны все аспекты влияния пандемии короновируса на индустрию MICE, а также метаморфозы делового туризма, связанные с возникновением рисков для здоровья при поездах в постковидный период.

Ключевые слова: MICE-туризм, деловой туризм, тенденции развития, перспективы, постковидный период, пандемия Covid-19.

Shestakova M.A.

student

Scientific supervisor: Davydovich A.R., candidate of economics

associate professor Sochi State University Russian Federation, Sochi

MICE-TOURISM IN THE POST-COVID PERIOD

Annotation: The article is devoted to the issues of business travel, such as business tourism, convention and exhibition and intensive tourism related to the MICE industry. The prerequisites for the emergence and development of the sphere of business tourism, the features of the travel policy of companies are considered. The article shows all aspects of the impact of the COVID-19 pandemic on the MICE industry, as well as the metamorphoses of business tourism associated with the occurrence of health risks during trains in the post-Covid period.

Keywords: MICE-tourism, business tourism, development trends, prospects, post-Covid period, COVID-19 pandemic.

Отголоски пандемии Covid-19 ещё долгое время будут проявляться во всех сферах жизни людей во всем мире. Не исключением является и

сфера туризма. Привычные нам всем поездки кардинально изменились, вопрос открытия границ между странами и условий въезда в них туристов стал очень актуальным при организации различного рода путешествий. Разумеется, это касается и деловых поездок. В статье показаны все аспекты влияния пандемии короновируса на индустрию MICE, а также метаморфозы делового туризма, связанные с возникновением рисков для здоровья при поездах в постковидный период.

Сфера MICE-индустрии является одним из самых перспективных и активно развивающихся сегментов мирового туристского рынка, а также это самая высокодоходная сфера мировой экономики в целом. Всё потому, что в деловые поездки вливаются достаточно крупные финансовые ресурсы со стороны предприятий и со стороны компаний-партнеров. Согласно исследованиям экспертов журнала «The Russia Corporate World», важность обслуживания деловых туристов обуславливается тем, что они тратят больше средств, чем обычные туристы. По данным Российской гостиничной ассоциации (РГА), на MICE сегмент приходится до 50 % годового дохода большинства гостиниц, т.к. деловые туристы способствуют загрузке отелей в межсезонье и позволяют туристской инфраструктуре функционировать круглогодично.

Понятие «деловой туризм» появилось относительно недавно в 70-80-е годы ХХ века. В настоящее время для обозначения индустрии деловых поездок используется термин MICE, он обозначает четыре главенствующие составляющие деловых поездок в мире: meeting-intentives-conferences-exibitions. Если переводить на русский язык, то MICE - это симбиоз деловых встреч, инсентив-туризма, конференций и выставок. Под интенсив-туризмом подразумеваются поездки, которыми предприятия награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их к более усердному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив-туров: индивидуальные туры, а также выездные семинары, конференции, дилерские школы.

Говоря о деловом туризме, следует упомянуть термин «тревел-политика». Это документ, который упорядочивает все особенности проведения деловых поездок. Он помогает организовывать командировки с учётом норм и принципов компании. Благодаря тревел-политике руководство может контролировать расходы, поддерживать эффективность сотрудников и упрощать организацию деловой поездки. Обычная структура тревел-политики включает в себя три основных блока:

1. Основная часть: здесь указаны цель создания документа, ответственные за внедрение и соблюдение тревел-политики, а также устанавливаются нормы выплат командировочных расходов (они прогнозируются на основе средних командировочных расходов за предыдущий период);

2. Процедурная часть: в который подробно расписывается инструкция по организации командировки. Указываются сроки и порядки подачи заявки на деловую поездку, описывается процесс бронирования, порядок сдачи отчета и прочие важные нюансы рабочего процесса;

3. Приложения: сюда прикрепляются образцы заявок, служебных записок и отчетов.

Ни одна сфера туризма не пострадала от короновируса так, как сегмент MICE, т.к. деловые встречи, выставки, конгрессы, семинары и поощрительные поездки полностью исчезли из рабочего графика компаний в связи с закрытием границ. Даже немноголюдные деловые встречи в пределах одного города или одной страны стали невозможны, в следствие этого прибыль многих компаний значительно сократилась. Однако, как только были сняты первые ковидные ограничения в конце 2020 года, у делового туризма появились огромные возможности для перезапуска сегмента MICE и возобновления бизнес-поездок более безопасным, эффективным и устойчивым образом, чем раньше.

В начале 2021 года индустрия деловых поездок зафиксировала рост рейтинга одобрения виртуальных мероприятий среди большинства коммерческих компаний. При этом многие из опрошенных признали, что онлайн-решения не смогут полностью заменить личные встречи, но зато смогут качественно их дополнить и значительно улучшить бизнес-процесс в целом. Организаторы деловых мероприятий весь прошедший год прикладывали большие усилия и тратили немалое количество средств на проведение виртуальных мероприятий и внедрение онлайн -технологий таких, как Zoom, Teams, Google Meet и других инструментов видеоконференцсвязи. Деловой портал «Buying Business Travel Russia» в исследованиях отмечает, что 15-30 % деловых встреч и мероприятий в постковидный период останутся в режиме онлайн, но остальные обязательно вернутся в офлайн после отмены ковидных ограничений.

С середины 2021 года всё больше компаний возвращается к привычной жизни. Сотрудники вновь совершают деловые поездки, работают офлайн из офиса, проводят встречи, семинары и конференции. Эта положительная динамика очень важна, ведь одной из главных целей деловой встречи является личное общение, которое не заменит звонок или видеоконференция. При «живом» общении работникам проще установить доверительную связь с бизнес-партнерами и сформировать долгосрочное сотрудничество.

Для обеспечения безопасности сотрудников большинство компаний в настоящее время выбирают небольшие мероприятия, а также индивидуальные встречи для поддержания бизнес-сотрудничества. Популярностью пользуются небольшие конференц-залы в гостиничных комплексах. В связи с этим рост числа bleisure-поездок (симбиоз работы и отдыха) становится одним из наиболее значительных результатов

постковидного времени. Руководство продлевает сотрудникам командировки за счет выходных дней, при этом не тратя деньги и дни на длительный отпуск. В развлекательную программу bleisure-поездки входят экскурсии, тимбилдинги, гала-ужины и другое. При этом обязательно следует соблюдать меры предосторожности в бизнес-поездке: использование масок, санитайзеров, ограничения по числу человек на площадках, а также предоставление QR-кодов о перенесенном заболевании Covid-19 или о вакцинации.

Но, ключевым моментом к обеспечению безопасности сотрудников становятся именно современные технологии. Всё более широкое распространение получают приложения, которые в режиме реального времени предоставляют сотрудникам обновленную информацию об ограничениях на поездки и мерах безопасности, а также дают возможность тревел-менеджерам отслеживать и консультировать путешественников в чрезвычайной ситуации. Также возрастает популярность виртуальных кредитных карт. Они не только защищают компании от мошенничества, но и позволяют сотрудникам, которые могут испытывать финансовые затруднения в связи с пандемией, не оплачивать сопутствующие услуги в поездке с личной карты и не ждать возмещения затрат.

В целом, после пандемии тревел-политика компаний сделала масштабные шаги в сторону благополучия и безопасности деловых туристов, в то время как до пандемии главной задачей этого документа был контроль расходов бизнес-поездок.

В постковидный период сегмент MICE-туризма претерпел множество метаморфоз. Все эти изменения и тенденции развития говорят о том, что сейчас у представителей делового туризма есть время на то, чтобы детально изучить спрос у представителей бизнеса, потребности клиентов, переориентироваться и предложить потребителю то, что ему будет действительно необходимо в условиях новой постковидной реальности.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3 от 24.11.1996 (в последней редакции).

2. «Туристские услуги. Общие требования» ГОСТ Р 50690-2000 от 16.11.2000.

3. Иваскив И. С. «Особенности и специфика развития делового туризма в России в постковидный период», 2021 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-spetsifika-razvitiya-delovogo-turizma-v-rossii-i-za-rubezhom;

4. Сильчева Л. В. «Динамика MICE-туризма и его организации», 2021 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-mice-turizma-i-ego-organizatsii;

5. Официальный сайт Российской Гостиничной Ассоциации URL: http://www.rha.ru/

6. Официальный сайт Федерального агентства по туризму URL: http://www.russiatourism.ru/

7. Официальный сайт Российского Союза туриндустрии (РСТ) URL: http ://www.rostourunion.ru/

8. Официальный сайт Всемирной туристской организации UNWTO http://www.unwto.org/

9. Официальный сайт Ассоциации Туроператоров России (АТОР) http ://www.atorus.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.