Научная статья на тему 'Потребительские предпочтения как фактор формирования рынка делового туризма'

Потребительские предпочтения как фактор формирования рынка делового туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MICE-ИНДУСТРИЯ / РЫНОК ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА / ИНСЕНТИВ-ПРОГРАММЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / КОРПОРАНТЫ / ПОИСК ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП / НОВЫЕ МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименко Т.И.

В настоящее время каждая четвёртая туристская поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью, являясь составляющим элементом MICE-индустрии. Деловой туризм как наиболее прибыльный сектор туротрасли набирает обороты, способствуя экспансии образцов потребления по всему миру, интеграции сфер мировой экономики. В статье описывается роль потребительских предпочтений как фактора формирования рынка делового туризма. Выявленные тенденции в развитии бизнес-туризма определяют новые модели предпочтений туристовбизнесменов, что требует поиска новых маркетинговых подходов, адаптированных к изменившимся требованиям современного глобального рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительские предпочтения как фактор формирования рынка делового туризма»

Мировой опыт создания и развития финансовых супермаркетов показывает, что именно финансовые супермаркеты становятся одним из главных каналов продаж розничных услуг банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых институтов. Ожидается, что к концу 2010 г. через финансовый супермаркет будет продаваться более 33% финансовых услуг[3].

В целом построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования банков, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых структур. В условиях модернизации экономики все большее внимание банки должны уделять формированию новых банковских инструментов и механизмов.

Библиографический список:

1. Минина Т.И. Роль банков в формировании и развитии ФПГ России. /Автореферат на соиск. уч. ст. к.э.н. М.: ФА, 2001, с. 20.

2. Развитие корпоративных структур в современной экономике России. Доклады и выступления участников «круглого стола» Ч. 1 М.: ФА, 2000. С. 190.

3. Муравьева А.В. Инновационный банковский менеджмент -насущная задача для российских коммерческих банков //Вестник ФА. № 2. 2001.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

CONSUMER PREFERENCES AS THE FACTOR OF FORMATION OF THE BUSINESS TOURISM MARKET

Т.И. КЛИМЕНКО, старший преподаватель кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань)

T.I. KLIMENKO, Assistant Professor, Marketing and Economy Department at the Institute of Economy, Management and Legislation (Kazan)

Аннотация

В настоящее время каждая четвёртая туристская поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью, являясь составляющим элементом MICE-индустрии. Деловой туризм как наиболее прибыльный сектор туротрасли набирает обороты, способствуя экспансии образцов потребления по всему миру, интеграции сфер мировой экономики. В статье описывается роль потребительских предпочтений как фактора формирования рынка делового туризма. Выявленные тенденции в развитии бизнес-туризма определяют новые модели предпочтений туристов-бизнесменов, что требует поиска новых маркетинговых подходов, адаптированных к изменившимся требованиям современного глобального рынка.

Abstract

Every fourth trip is a journey with business purpose and is a product of MICE-industry. Business tourism is the most profitable tour business and it continues to grow. The article studies the consumer preferences effect on the business tourism market patterns. The author shares the discovered market development trends and travelling business people preferences that require a search for a new marketing approach adopted to changing demands of the global market.

Ключевые слова: MICE-индустрия, рынок делового туризма, инсентив-программы, потребительские предпочтения, корпоранты, поиск целевых групп, реструктуризация целевых групп, новые модели потребления, ориентация на потребителя.

Keywords: The MICE-industry, the market of business tourism, the incentive-program, consumer preferences, corporate clients, search of target groups, re-structuring of the target groups, new models of consumption, orientation to the consumer.

Процесс глобализации проник практически во все сферы современного общества. Изменение любого компонента мировой социально-экономической системы, локализованной в конкретном экономическом времени и сфокусированном пространстве, неизбежно влияет на её многочисленные структурные составляющие. В начале ХХ! века этот процесс трансформировался в тенденцию к изменению образцов потребления. В масштабах всего земного шара происходит формирование единого глобального рынка с новой структурой предпочтений Его Величества Потребителя. Ведущим условием эффективности работы

современных маркетинговых механизмов является их адаптация к современной потребительской площадке.

Сфокусируем внимание на таком перспективном В2В-секторе туриндустрии, как деловой туризм. Данный термин традиционно подразумевает два ведущих вида деятельности: business-travel и MICE (Meeting - встречи, Incentive - поощрительные поездки, Conférences -конференции, Exibiton - событийные мероприятия). Деловой туризм в настоящее время активно развивается более чем в 115 странах мира, формируя «элитное» направление туротрасли. [1]. В целях изучения потребительских предпочтений современных туристов-бизнесменов автора интересовало мнение представителей руководящего состава предприятий гостиничного-туристического сектора города Казани. Ниже представлены результаты серий личных экспертных интервью с ведущими менеджерами и директорами 4-х и 5-звёздочных гостиниц Казани, проведённых в феврале-марте 2010 года.

Доля деловых путешественников в общем турпотоке, по мнению экспертов, составляет примерно 80%. Составляя портрет туриста-бизнесмена, казанские эксперты были единодушны в описании его основных характеристик. Такой турист останавливается в 4-х или 5-звёздочном отеле обычно на 2-3 дня, предпочитает качественные завтраки, особенно требователен к качеству связи и наличию бесплатного WI-FI. Его возраст колеблется от 30 до 55 лет, он обычно очень занят, умеет ценить время. Из «общей массы» гостей деловых туристов выделяют следующие предпочтения: скорость и качество регистрации; оснащенность гостиницы офисной техникой; тишина и чистота в номере; соотношение «цена/качество»; наличие конференц-залов; возможность вызова такси; высокий уровень безопасности в гостинице; внимание к гостям (быстрота решения проблем). Подавляющее большинство данной аудитории составляют торговые представители, специалисты, менеджеры среднего звена. Гендерный состав турпотока формируется в зависимости от характера

отрасли. Так, «сетевики», банки, аудиторские компании представляют «женские» направления, тогда как промышленность, строительство, 1Т-технологии - «мужские». Доля представительниц слабого пола среди деловых путешественников, составляет, по оценкам экспертов, примерно 20%.

Сегментация по поведенческим признакам предложена в табл. 1.

Экспертами были названы и другие отличительные характеристики современного туриста-бизнесмена, определяющие его потребительские предпочтения:

1) турист-бизнесмен менее чувствителен к цене, основной пакет оплачивается корпорантом - организацией, выступающей заказчиком мероприятия;

2) турист-бизнесмен менее подвержен влиянию политической конъюнктуры, изменяющаяся политическая обстановка в мире его интересует чаще только с позиций развития бизнеса, инвестиций, сотрудничества;

3) программы бизнес-туров находятся вне зависимости от «основного» сезона, «подпитывая» турпоток в непопулярные месяцы;

Таблица 1.

Сегменты туристов-бизнесменов

Сегмент Описание

Любители тишины Представители среднего и высшего менеджмента в возрасте от 35 лет, прибывают в город для решения серьезных задач фирмы. Профессионалы своего дела. Они ожидают от отеля тишину, уют и покой. Эта группа готова платить деньги за то, чтобы их лишний раз не беспокоили. Они не любят бонусов, не посещают фитнес-залы, казино, хотя требовательны к качеству сервиса. Чаще замкнуты.

Искатели приключений Возраст 25-35 лет, менеджмент среднего звена и ниже. В силу их положения в компании, фирма, как правило, не выделяет больших средств на размещение. Они воспринимают командировку как возможность вырваться, сменить обстановку, получить новые впечатления и эмоции. К качеству сервиса не особенно требовательны. Общительны.

Знатоки Топ-менеджеры и владельцы компаний, обычно старше 45 лет. Люди с претензиями, прекрасно разбирающиеся в качестве сервиса. Имеют опыт пребывания в лучших отелях за границей. Капризны и требовательны, знают себе цену, имеют плотный график поездки.

4) обычно деловые поездки планируются задолго - как минимум, за месяц, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной;

5) данный потребитель одинаково требователен как уровню комфортности, так и к наполнению такой составляющей делового тура, как «бизнес-пакет».

Взаимоотношения такого туриста с персоналом гостиницы описаны в виде парной двойной шкалы в табл. 2.

Таблица 2.

Личностные характеристики туриста-бизнесмена

20% Капризность Без претензий 80%

80% Удовлетворенность пакетом услуг Требование эксклюзивных услуг 20%

80% Равнодушие к цене Скупость, экономность 20%

5% Конфликтность Доброжелательность 95%

15% Тяга к общению с персоналом Замкнутость в общении 85%

В качестве устойчивых тенденций развития делового туризма, которые формируются за счёт новых потребительских предпочтений туристов, можно назвать возрастание интеллектуальной составляющей туров, устойчивый спрос на отраслевые выставки, сокращение средней продолжительности деловых встреч. Важным показателем роста индустрии

MICE является увеличение объемов инсентив-туров (как следствие повышенного интереса к ним со стороны потребителей). Инсентив-программы - это поощрительные или премиальные поездки, организуемые компаниями для своих сотрудников, оплачиваемые из корпоративного бюджета. Растущий спрос на инсентив-туры в мире диктует структуру «ценовых» предпочтений, наглядно представленную в табл. 3. [2].

Таблица 3.

«Ценовые» предпочтения потребителей инсентив-туров

Бюджет поездки на 1 Доля в мировом объеме

участника инсентив-туров

До 500$ 48%

500-1000$ 34%

1000-1500$ 12%

Свыше 1500$ 6%

Наиболее перспективным в плане формирования и развития новых потребительских предпочтений корпорантов видится рынок инсентив-поездок с бюджетом 500-1000 долларов, что реализуется применительно и к российским туристическим маршрутам. Например, стандартный инсентив-тур в Сочи оценивается в 500 долларов на человека, а при сумме в 800-1000 долларов инсентив-тур будет включать размещение 4* и интересную тимбилдинг-программу.

Рыночный успех любой отрасли существенным образом зависит от того, насколько она сможет переориентироваться на новую структуру изменившихся предпочтений потребителей. Характерные современные тенденции развития потребительского рынка отмечены М. И. Машеровой: «Время массовых рынков прошло. Тенденции к индивидуализации и новые жизненные модели ведут к непрерывному распаду однородных целевых групп. До сих пор можно было легко распределять и обслуживать потребителей по их принадлежности к возрастным группам и социальным слоям. Но из-за растущей индивидуализации жизненных моделей растет и

многообразие предпочтений».[3] В последние десятилетия прогрессирует так называемая «женская тенденция». В то же время растет число бездетных пар, где оба партнера активно преследуют свои карьерные и профессиональные цели. Также увеличивается число бизнесменов-одиночек, чаще это молодые люди, которые ведут холостой образ жизни. В этой связи в сфере делового туризма возникает необходимость критически пересмотреть и модифицировать спектр предлагаемых услуг. Появление новых потребительских предпочтений как конъюнктурных составляющих рынка делового туризма является благодатной почвой для реализации новых маркетинговых возможностей.

Библиографический список:

1. Сердюкова Н.К. Рынок делового туризма в России: современные тенденции // Профессия Директор. Санкт-Петербург. 2007. № 8. С. 15-16

2. Туризм, который пока не прижился в России//Турбизнес. Информационно-аналитический журнал для профессионалов [Электронный ресурс]-по материалам Incentive's Travel FACTS Surviy <http://aps.net.ru/archive/post/309> (23 февраля 2007 года)

3. Машерова М.И. Туризм на переломе. Рождение нового поколения туристов//портал «Библиотека туризма» [Электронный ресурс] -<http://www.turbooks.ru/stati/marketing/96-turizm-na-perelome.-rozhdenie-novogo.html> (12 февраля 2008 года)

Контактная информация:

Тел.: 8(843)279-94-79

Е-mail: klta@mail.ru, klimenko@ieml.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.