УДК 332.1
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-109-112
ОБЗОР РАЗВИТИЯ РЫНКА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.В. Шпырня
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В статье проведен подробный анализ развития сферы делового туризма как наиболее быстро растущей сферы экономики в мире. В настоящее время около 65% мероприятий с участием предпринимателей проходит в Европе, примерно 22% - в Азии. Ожидается, что доля азиатских стран в этом бизнесе будет расти опережающими темпами. Соответственно вырастет и сектор делового туризма. В статье рассматриваются конкурентные преимущества Российской Федерации как центра развития международной индустрии делового туризма. При этом отмечается, что традиционно самым популярным местом проведения мероприятий остается Москва, где наиболее развита инфраструктура для делового туризма. Востребованы деловые поездки в Санкт-Петербург. Высокой деловой активностью отличаются Самара и Екатеринбург, Поволжский регион, прежде всего, Казань.
В ходе проведенного анализа был выявлен потенциал организации и проведения крупных мероприятий, симпозиумов, конгрессов и конференции в более чем 160 городах Российской Федерации. Современные конгрессные площадки сейчас активно развиваются в Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске. Было замечено, что доля Российской Федерации на международном рынке делового туризма по официальным прогнозам не превышает 1%. Это очень мало, учитывая, что в мировой торговле мы занимаем долю примерно в 3%. В заключении был сформулирован вывод о недостаточном уровне функционирования Российской Федерации на международном рынке делового туризма, а также важности реализации определенных мероприятий в данной сфере.
Ключевые слова: деловой туризм, инсентив-туризм, конгрессная деятельность, корпоративные мероприятия, рынок делового туризма
Для цитирования: Шпырня О.В. Обзор развития рынка делового туризма в Российской Федерации // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №4. С. 109-112. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-109-112
Конфликт интересов отсутствует
REVIEW OF BUSINESS TOURISM MARKET DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Oleg V. Shpyrnya
Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. This article provides a detailed analysis of the development of the business tourism industry as the fastest growing economy in the world. Currently, about 65% of events with the participation of entrepreneurs are held in Europe, approximately 22% - in Asia. The share of Asian countries in this business is expected to grow at a faster pace. The business tourism sector will grow accordingly. The article considers the competitive advantages of the Russian Federation as a center for the development of the international business tourism industry. It is noted that traditionally the most popular venue for events is Moscow, where the infrastructure for business tourism is most developed. Business trips to St. Petersburg are in demand. High business activity are distinguished by Samara and Yekaterinburg, the Volga region, primarily Kazan.
In the course of the analysis, it was revealed that 165 cities of the Russian Federation have the ability to hold major events, congresses and conferences. Modern congress venues are now actively developing in Kazan, Yekaterinburg,
Krasnoyarsk, Novosibirsk. It was noted that according to official estimates, Russia's share in the world market of international congress events is less than 1%. This is very small, given that we occupy a share of approximately 3% in world trade. As a result, it was concluded that the presence of the Russian Federation in the international business tourism market is insufficient, as well as the need for certain decisions in this area.
Keywords: banking system, commercial banks, intellectual capital
For citation: Shpyrnya O.V. Review ofbusiness tourism market development in the Russian Federation. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (4): 109-112. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-109-112
There is no conflict of interests
В современных условиях развития экономики мы наблюдаем, что на рынке туристских услуг деловой туризм играет все более значимую роль как во внутрироссийских масштабах, так и в международных. Деловой туризм сегодня представляет определенную точку роста в диверсификации производства туристских продуктов и отдельных туристских услуг, расширения данной области; развития и реализации внутрихозяйственных связей между субъектами индустрии труизма и гостеприимства, укрепления внутрирегионального и международного сотрудничества, формирования и поддержания положительной репутации Российской Федерации, как международного туристского центра. При этом стоит отметить, что для многих стран мира деловой туризм является важной отраслью сферы услуг и важным элементом доходов, основным маркетинговым методом для привлечения иностранных туристов [1].
Не секрет, что в российской международной торговой политике возрастает роль «восточного вектора». Это касается и делового туризма, и конгрессной деятельности. Сегодня около 65% мероприятий с участием предпринимателей проходит в Европе, примерно 22% - в Азии. Ожидается, что доля азиатских стран в этом бизнесе будет расти опережающими темпами. Соответственно вырастет и сектор делового туризма. Для наших ивент-компаний, занимающихся организацией и проведением деловых и корпоративных мероприятий, открываются новые перспективные направления.
Россия - уникальная страна с огромными просторами, разнообразием ландшафтов и климатических зон от Черного до Северного моря, от древних городов Золотого Кольца до суровых красот Байкала. Богатая многовековая история с неповторимыми традициями, радушие и гостеприимство народов, тысячи культурно-исторических памятников и объектов, удивительное разнообразие природы делают Россию исключительным направлением для развития делового туризма.
Традиционно популярным местом проведения мероприятий остается Москва, где наиболее развита инфраструктура для делового туризма. По статистике около 55% туристов, посещающих столицу России, прибывают с деловыми целями, в то время как в целом по России эта цифра не превышает 18%. Как правило, деловые визиты в Москву и Санкт-Петербург сопровождаются богатой культурной и экскурсионной программой1.
Большим потенциалом, превосходящим аналогичные ресурсы ряда европейских стран, обладает Московская область. Здесь особенно часто открываются современные гостиничные комплексы, учитывающие потребности бизнес-клиентов, а незначительная удаленность от столицы позволяет минимизировать транспортные расходы. Причем проведение инсентив-мероприятий в Подмосковье может сочетаться с экскурсиями, занятиями в оздоровительных центрах, конными походами и другими программами.
Высокой деловой активностью отличаются Самара и Екатеринбург. Здесь гораздо чаще, чем в других регионах, проводятся форумы, конференции и всевозможные акции презентационного свойства в сопровождении развлекательных программ.
Диапазон инсентив-программ в России огромен - от познавательных поездок и круизов по Волге до самых современных эксклюзивных мероприятий, как, например, всевозможные танковые туры и полеты на истребителях МиГ-29. Любителям активного отдыха будут интересны горные маршруты и экспедиционные туры по нестандартным направлениям - подледная ловля на Камчатке или северные экстремальные туры на борту ледоколов.
Наиболее востребованы поощрительные поездки в Санкт-Петербург, Подмосковье и города Золотого кольца. Северная столица - один из ярких самоцветов в сокровищнице маршрутов нашей страны. «Жемчужиной искусств» называют живописные сады и парки, сказочной красоты фонтаны и дворцы Петергофа. Подмосковные города богаты разнообразными активными программами, как,
1 Российский рынок делового туризма укрепил свои позиции в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://buyingbusinesstravel.com. ru/news/travel-management/18538-Rossiyskiy-rynok-delovogo-turizma-ukrepil-svoi-pozitsii-v-2018-godu/ (Дата обращения 11.12.2019)
например, полеты на вертолете и воздушном шаре над Сергиевым Посадом, а также такими традиционными забавами, как перетягивание каната и катание на русских тройках, рыбалка и охота.
Положительное влияние делового туризма на экономику очевидно. В среднем, если смотреть по разным странам, вклад индустрии делового туризма в ВВП составляет 1,5% ВВП. В России - не более 0,3%, а вклад конгрессно-выставочной деятельности - не более 0,05%. Пока, как мы видим, это очень низкий показатель.
Что касается российского рынка делового туризма, то некоторые наши специалисты оценивают его более чем в 10 млрд. долларов. При этом еще до возникновения кризисных явлений давались очень хорошие прогнозы на будущее. По информации Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel and Tourism Council) и ICCA (International Congress and Convention Association), деловой туризм в Российской Федерации к 2020 году может вырасти до 19 млрд. долларов, а страна может войти в лучшие десять стран по деловому туризму.
На самом деле потенциал организации и проведения крупных мероприятий, симпозиумов, конгрессов и конференции просматривается в более чем 160 городах Российской Федерации. Более диверсифицирован сектор MICE: 50% всех мероприятий приходится на Москву, 14% - на Санкт-Петербург, 36% мероприятий и конференций проводятся в других российских городах. Современные конгрессные площадки сейчас активно развиваются в Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Новоси-бирске2.
Очень выделяется Поволжский регион. Российский макрорегион, объединенный близостью к Волге, становится всё популярнее у MICE-туристов и начинает конкурировать за потенциального клиента с Москвой и Петербургом. В этом ему помогают как удобное географическое положение, так и высокая деловая активность, связанная с мегапро-ектами ближайшего будущего.
По экспертным оценкам, в большинстве областей и республик Поволжья от одной до двух третей от общего объема туристских прибытий приходится на сферу MICE. Особенно это касается крупных деловых центров, к которым в первую очередь следует отнести Казань, Самару, Уфу, Саратов и Нижний Новгород. Однако даже в небольших городах Поволжского федерального округа (ПФО) бизнес-активность растет, а вслед за ней увеличивается и приток деловых туристов. Татарстан лидирует не только в экономике, но и в сфере туризма. Если в
2 Там же
3 Там же
2017-м республику посетили около 2 млн. человек, то по итогам 2018-го турпоток вырос на 15-17% и достигнет 2,3 млн туристов. Уже сейчас денежный оборот туротрасли Татарстана составляет 6,9 млрд. руб., а по итогам пяти месяцев 2019 г. рост, по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, достиг 11%3.
При этом Казань была и остается главной туристской дестинацией республики как для обычных, так и для деловых туристов - на нее приходится до 65% всего турпотока. Казань располагает одной из самых мощных MICE- инфраструктур в стране. К ней можно отнести и новый конгресс-центр на 2,5 тыс. человек, а также множество объектов, способных проводить деловые мероприятия меньшего масштаба. К примеру, в столице Татарстана имеется около 70 гостиниц, во многих из которых созданы условия для проведения конференций и форумов международного уровня.
В их числе такие сетевые отели, как Park Inn Kazan и Courtyard Marriott Kazan (в каждом по 150 номеров и конференц-залы вместительностью до 100 человек) или комплекс Korston Hotel&Mall Kazan, в который входят не только отель международного уровня (202 номера), но и офисный и кон-грессный центры с многофункциональными залами вместимостью от 50 до 300 человек, бальный зал на 1,2 тыс. гостей, а также большой развлекательный центр. Обладая отличными инфраструктурными возможностями, Казань уверенно входит в пятерку наиболее популярных для деловых туристических поездок по России городов. И сейчас основная задача властей и местного турбизнеса - «загрузить» те MICE-мощности, которыми город и республика располагают.
Если же говорить в целом о развитии кон-грессно-выставочного рынка в России, то в денежном выражении его объем оценивается в 1,3 - 1,5 млрд долларов. В развитых странах он на порядок или даже два порядка выше. К сожалению, пока что доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий по официальным оценкам составляет менее 1%. Это очень мало, учитывая, что в мировой торговле мы занимаем долю примерно в 3%. Соединённые Штаты и некоторые страны Европы проводят гораздо больше мероприятий. В 2018 году в международном рейтинге ICCA году наша страна заняла 40-е место, проведя 83 международных мероприятия. На первом месте в рейтинге США - 829 мероприятий, на втором месте Германия - 722 мероприятия.
В рейтинге ICCA названы лишь Москва и Санкт-Петербург, как города, подходящие для про-
ведения международных конгрессов. В рейтинге 2018 года они занимали соответственно 68 и 79 места4.
При этом по качеству туристской инфраструктуры (гостиницы, курорты, развлекательные заведения) у России 116-е место. Низко оценили эксперты и открытость страны для международных путешественников (115-е место). Среди критериев, по которым оценивалась открытость - визовые требования. По этому показателю Россия на 120-м месте в мире из 136, это хуже, чем год назад. По заключенным двусторонним соглашениям о воздушном сообщении Россия заняла 122-е место [3].
Это лишь подтверждает наши выводы о том, что необходимо развивать современные площадки в других городах страны. В концепциях развития конгрессной и выставочной деятельности эти и многие другие проблемы названы, вплоть до необходимости упрощения таможенных процедур при перемещении выставочных грузов через границу. Государство четко выразило намерение снимать барьеры для развития рынка делового туризма в России.
Если в конце 90-х годов прошлого - начале нынешнего века российские компании только начали постепенно вводить в свой маркетинговый арсенал деловой туризм, то сегодня крупные корпорации и компании, ориентирующиеся на современные управленческие технологии, постоянно используют деловые поездки в работе со своим персоналом,
дилерской сетью, филиалами. Деловой туризм стал неотъемлемой частью корпоративной культуры большинства крупных и средних компаний во всех сферах бизнеса. Причем, в самом широком понимании - от выездов по программам тимбилдинга до поездок на зарубежные курорты, сочетающих обучение, семинары и эксклюзивный отдых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шпырня О.В. Тенденции развития международного рынка туристских услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 1. С. 6266.
2. Пампура Б.А., Шпырня О.В. Использование маркетинговых методов для привлечения иностранных туристов // Материалы XXXXIII научной конференции студентов и молодых ученых Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2016. С. 121-122.
REFERENCES
1. Shpyrnya O.V Development trends ofthe international market of tourist services. Scientific Herald of the Southern Institute of Management. 2018; (1): 62-66. (In Russ.)
2. Pampura B.A., Shpyrnya O.V. Using marketing methods to attract foreign tourists. In: Proceedings of the XXXXIII scientific conference of students and young scientists of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Krasnodar, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, 2016. P. 121-122. (In Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шпырня Олег Валентинович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма г. Краснодар, Россия. Тел.: (928) 665 47 64, е-шаП: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Shpyrnya Oleg Valentinovich,
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor at Social and Cultural Services and Tourism Department of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia. Ph.: (928) 665 47 64, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2019
4 Там же