УДК 379.85
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Н.Н. МОРОЗОВА
(Донской госудательственный технический университет)
Проведен анализ современного состояния индустрии деловых встреч, степени сформированности и особенностей функционирования MICE-индустрии на национальном и региональном уровне. Сделан вывод о том, что в условиях нарастающей глобализации деловой туризм выступает в качестве источника формирования инноваций и катализатором социально-экономического развития региональной экономики в системе современной инфраструктуры бизнес-сообщества.
Ключевые слова. MICE, индустрия деловых встреч, деловой туризм, бизнес-сообщество, инновационное развитие.
Введение. В условиях перехода экономики на современные инновационные принципы управления в индустрии туризма происходит качественная реструктуризация и диверсификация бизнеса: расширились сферы применения туристических услуг, наметилась тенденция по синергетике функционала и влияния объектов и субъектов туризма и представителей других бизнес структур, стоит задача по расширению и укреплению национального рынка туристических услуг. В этой связи особую актуальность приобретает развитие делового туризма как социально-экономического инструмента инновационного развития национальной и региональной экономики. Влияние делового туризма на экономику городов, регионов, стран проявляется в существенном приросте национального дохода, обеспечиваемого проведением MICE-мероприятий.
Главными центрами привлечения инвестиций, представителей бизнес-сообщества, а также бизнес-туристов в сферу индустрии встреч в России считаются Москва и Санкт-Петербург, но конкурентные позиции регионов становятся все сильнее. Создание инфраструктуры деловых встреч в России началось с 2003 года, с момента открытия Ассоциации Делового туризма в Москве, однако понимание особенностей развития структуры и содержания понятий «деловая встреча», «деловой туризм» «MICE-технологии» среди основных игроков индустрии и компаний-практиков пришло в последние два-три года.
Несмотря на актуальность и значимость развития делового туризма, круг научных изысканий по данной тематике достаточно узок и ограничен рассмотрением отдельных задач. Выделение делового туризма в качестве отрасли международного туризма носит в литературе скорее описательный, нежели научно-аналитический характер. В специальной литературе, периодических изданиях и средствах массовой информации используют тождественные термины-эквиваленты: деловой туризм, business travel (англ. деловое путешествие), MICE-индустрия (аббревиатура английских слов meetings - встречи, incentive - инсентив, conferences - конференции и конгрессы, exhibitions - выставки). Данные категории имеют много общего, но по смысловому содержанию они различаются. Исследователи И.В. Зорин и В.А. Квартальное в «Энциклопедии туризма» трактуют деловой туризм как временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т.д. без получения доходов в месте командировки [1, с.272]. И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов определяют деловой туризм как поездки бизнесменов с деловыми целями [2, с.25].
С деловым туризмом также отождествляется термин MICE. Под MICE подразумевается целая индустрия, обеспечивающая организацию и проведение различных деловых мероприятий. Зарубежная MICE-индустрия имеет следующую структуру: 65% - поездки на конгрессы; 16% составляют встречи, семинары; 15% - выставки, ярмарки; 3% - инсентив-поездки [3].
В.А. Квартальное считает, что составляющей MICE-индустрии является организация встреч, выставок и конференций. В индустрии делового туризма встречи представляют собой организованные мероприятия, объединяющие людей для обсуждения различных вопросов и принимающие разнообразные формы: конгресс, конференция, саммит, съезд, симпозиум, семинар [4, с.35].
Современные тенденции развития индустрии встреч (MICE), а именно, повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие делового туризма на принципах государственно-частного партнерства, влияние масштабных международных событий на развитие регионов, продвижение проектов MICE-индустрии при помощи социальных сетей сегодня являются мощным катализатором внутреннего и внешнего делового общения и фактором инновационного регионального развития.
В настоящее время проблема исследования положений, отражающих особенности формирования и использования экономического потенциала региональной экономики, актуализируется по ряду обстоятельств:
- необходимость выравнивания существующих, исторически сложившихся и вызванных неэффективным использованием диспропорций, потенциала системы регионального государственного менеджмента;
- потребность в идентификации и своевременном использовании конкурентных преимуществ территории в условиях межрегиональной конкуренции и борьбы за потребителей региональной продукции в едином экономическом пространстве страны;
- значимость постоянного поиска новых форм и эффективных методов формирования и использования потенциала взаимодействия субъектов региональной экономики с целью достижения мультипликативного эффекта в условиях влияния современных тенденций сетевого многополярного развития. В целом следует отметить, что в определенной степени полярность и асимметричность как две взаимодополняющие категории являются присущими любым территориальным системам в силу различного природно-ресурсного потенциала, неравномерности использования факторов производства, влияния геополитических тенденций в макроэкономике, неэффективности деятельности властных институтов. Необходимо отметить цель делового туризма в России, заключающуюся в продвижении достопримечательностей региона, привлечении туристов, ознакомлении и создании заинтересованности приезжих с деловыми визитами гостей в посещении не только объектов бизнес и деловой инфраструктуры, но и культурно-познавательной составляющей региона.
По данным Ростуризма за 2011 г. в структуре внутреннего туризма России доля деловых туристов составляет 18% [3]. В то же время формирование российской модели индустрии деловых встреч и самого рынка делового туризма нельзя считать завершенной. Несмотря на то, что число бизнес-контактов, поездок за рубеж и по России, выставок и других мероприятий растет с каждым годом, потенциал компаний и многих городов по приему бизнесменов не исчерпан. Для реализации новых проектов в этом направлении есть значительные ресурсы и возможности. В этой связи предметом обсуждения становятся вопросы взаимодействия структур профессионального рынка MICE и повышения уровня конференц-культуры регионального характера.
Таким образом, сегодня MICE-индустрия стала важной сферой деятельности для российских и международных поставщиков услуг путешествий.
Всевозрастающая роль делового туризма в развитии экономики страны и регионов, его всестороннее изучение и определение методов продвижения определяет актуальность настоящих исследований в данном направлении.
Современный рынок MICE и обязательных сопутствующих услуг (переводческие, кейтеринговые и транспортные услуги, обеспечение безопасности и другие виды бизнес-сервиса) является одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики как внутри страны, так и
за рубежом. Кроме того, MICE-мероприятия часто становятся поводами для совершения деловых поездок и путешествий, связанных с корпоративными мероприятиями как в России, так и за ее пределами.
Согласно исследованиям [5], проведенным экспертами журнала об экономическом потенциале России «The Russia Corporate World», важность обслуживания этого класса клиентов объясняется тем, что лица, совершающие деловые поездки, тратят больше средств, чем обычные туристы. По данным Российской гостиничной ассоциации, на бизнес-туристов приходится до 50% годового дохода большинства гостиниц. Большинство провайдеров MICE-услуг - гостиницы, переводчики, поставщики кейтеринговых услуг, владельцы помещений для проведения конференций, ивент-менеджеры и др. - учитывают позитивные тенденции при составлении своих стандартных предложений по пакетам услуг для потенциальных клиентов, стараясь оптимизировать выгоду от возможностей получения прибыли, связанной с растущим спросом на объекты MICE и сопутствующие услуги.
Позиционируя деловой туризм как объект исследования, рассмотрим графически его структуру, представленную на рис.1.
Рис.1. Структура делового туризма
Большинство специалистов определяет деловой туризм как «индустрию встреч». Он, в свою очередь, разделяется на ряд секторов, образуя понятие «индустрии MICE». Одним из ключевых понятий индустрии MICE является встреча. Встреча понимается как собрание группы людей вместе для обсуждения или демонстрации конкретного предмета (группы предметов), проведения корпоративного или масштабного мероприятия/события. Встречи могут проводиться по мере необходимости или с определенной периодичностью. Обычное число участников - от 5 и более человек в зависимости от цели встречи [6].
По данным компании HorvatConsulting [5], в туристическом секторе индустрия деловых встреч лидирует по экономическим показателям. Лидеры туристического сектора представлены на рис.2.
Уровень прибыльности
Оздоровление и Зимние Встречи и
высокий СПА каникулы мотивационные мероприятия
СРЕДНИЙ Отдых на море (пассивный отдых) Культурный туризм Путешествия
ОТДБ1Х для семей с детьми Активный отдых Краткосрочные поездки/ отдых
низкий
МАЛЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Размер рынка
Рис.2. Лидеры туристического сектора
Как видно из иллюстративного материала, рынок встреч и мотивационных мероприятий имеет высокий уровень прибыльности и занимает лидирующую позицию в туристическом секторе по отношению к традиционным видам туризма, что, в свою очередь, подтверждает актуальность и значимость развития и продвижения делового туризма.
По оценкам компании Step by Step [3], весь мировой объем MICE делится на три основных составляющих: около 73% составляют корпоративные (как частные, так и групповые) поездки, поездки для участия в съездах, конференциях и семинарах занимают 16%, а оставшиеся 11% приходятся на туры с целью посещения выставок и ярмарок.
Индустрия MICE, являясь наиболее динамично развивающимся направлением современного рынка туризма, оказывает благоприятное воздействие на общее развитие экономики страны в целом и отдельного мегаполиса в частности. По мнению зарубежных экспертов, к 2020 г. количество международных деловых поездок возрастет в три раза - с 564 млн до 1,6 млрд в год, а оборот рынка увеличится в пять раз - с 400 млрд дол. до 2 трлн дол. Развитие делового туризма благоприятно сказывается и на развитии социальной сферы. Увеличение оборота на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест [7]. Это, в свою очередь, свидетельствует, что подотрасль туризма - бизнес-туризм - обладает высоким мультипликативным эффектом.
Несмотря на очевидность положительных тенденций в развитии делового туризма, имеется и ряд проблем функционирования данной отрасли, одной из которых является теневой характер, в частности многочисленные способы ухода от налогов, а следовательно, уход от оформления необходимых финансовых документов, легализирующих все платежи и защищающих права туристов. Большие резервы заложены не только в сфере производства туристских услуг в России, но и в сфере их потребления. Вследствие низких доходов населения туристская подвижность в стране составляет всего 15%, в то время как в Великобритании - 70%, Германии и Японии -80%. Так, согласно международным подходам, туризм приобретает массовый характер, когда более 50% населения осуществляет хотя бы по одной туристской поездке в год [7]. Только при комплексном решении обозначенных проблем возможно достигнуть конкурентоспособного положительного имиджа страны, региона или города и при условии налаженного сетевого взаимодействия организаций, участвующих в данном процессе.
Для каждого региона финансовые выгоды развития бизнес-туризма зависят от готовности предприятий реализовать «каскадный эффект» и «эффект мультипликатора» поступлений от проведения конгрессов, конференций и прочих мероприятий: предоставлять не только основные, но и разнообразные дополнительные услуги, на которые участники мероприятий готовы потратить деньги. Эти поступления составляют важный реальный доход и существенную долю прибыли коммерческих предприятий и их сотрудников во внесезонный период, обеспечивают необходи-
мость занятости населения, поступают в виде отчислений и налогов в городской и региональный бюджет.
Индустрия деловых встреч - индустрия инноваций. Прежде чем говорить об инновационном характере исследуемого объекта - индустрии MICE или деловых встреч, необходимо ввести понятие инновационной индустрии в общем. Итак, согласно исследованиям Е.В. Васильевой, инновационная индустрия понимается не только как новая по названию и структуре, но способная эволюционировать и вносить нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанная на использовании и достижении науки и передового опыта, обеспечивающая качественное повышение экономической системы [6]. В результате модернизации экономического пространства и построения новой архитектуры мировой экономики, связанной с глобальным экономическим кризисом, MICE-индустрия продемонстрировала свою конкурентоспособность среди всех секторов туристского бизнеса, закрепив за собой нововведения докризисного периода на этапе расцвета культурной экономики. В рамках этого этапа мирового хозяйства экономика понимается как явление культуры, ключевыми элементами которой являются эстетизация товаров и услуг, использование передового опыта, культура корпораций, защита окружающей среды, повышение значимости творческих индустрий [8].
Современные исследователи делового туризма и его влияния на развитие социально-экономического и инновационного развития по-разному объясняют инновационность развития MICE-индустрии. Так, например, в работе Е.В. Васильевой: «MICE-индустрия носит инновационный характер, способствуя не только развитию отдельных организаций, но и начинает определять рост и процветание целых городов, регионов и стран» [6].
Согласно исследованиям Ю.К. Вронской [9], выездной бизнес-туризм представляется «как важнейший источник инноваций, производящий благоприятное воздействие на развитие отечественного бизнеса в России». Также, по мнению Ю.К. Вронской [9], одним из направлений повышения эффективности выездного бизнес-туризма как источника инноваций для российского бизнеса является тщательное планирование поездок и совмещение нескольких целей деловых поездок.
Инновационность делового туризма объясняется рядом факторов. В первую очередь, являясь продуктом культурной экономики, MICE-индустрия внесла существенные изменения в институциональную структуру социально-экономической системы международного туризма, способствуя появлению новых региональных организаций. Наряду с этим, отрицательное сальдо баланса выездного бизнес-туризма как источника формирования нововведений и модернизированных продуктов может быть компенсировано существенным положительным эффектом от внедрения зарубежных инноваций в российскую экономику. Именно при таком подходе выездной туризм с целью развития национального бизнеса будет приносить выгоду на макро-, и микроуровне.
Все это, безусловно, является объектом пристального внимания властей различных уровней и представителей бизнес-структур как наиболее заинтересованных участников поэтапного реформирования социально-экономической сферы жизни общества. Проведение крупнейших международных мероприятий (саммит БРИК в Екатеринбурге в 2009 г.; саммит «EC-Россия» в Росто-ве-на-Дону в 2010г., Международный экономический форум в Сочи) наряду с другими региональными и зарубежными бизнес-мероприятиями за пределами Москвы и Санкт-Петербурга является неоспоримым фактом растущей роли ключевых административных центров на российском рынке MICE и сопутствующих услуг.
Основой развития индустрии встреч территорий и отдельных регионов является подготовленная инфраструктура, важным элементом которой является конгресс-бюро, некоммерческая организация, ведущая продвижение города на рынке встреч и оказывающая информационную поддержку организаторам новых встреч. Отраслевые эксперты отмечают, что именно такие города, как Владивосток, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Хабаровск, уже стали признанными ведущими центрами MICE в России. Так, благодаря активному маркетингу Венгрия смогла войти в число наиболее
развитых центров делового туризма, хотя ранее страна была больше известна как центр познавательного и оздоровительного туризма. В Екатеринбурге Конгресс-бюро создано в 2007 году Администрацией города Екатеринбурга и участниками рынка встреч города. Планируется, что деятельность Конгресс-бюро приведет к существенному росту количество деловых гостей и деловых мероприятий в городе. Основная задача - рост средних деловых встреч (до 500 чел.), так как именно этот сектор наиболее активен и для него в наибольшей мере подготовлена инфраструктура города [10].
В активе развитых стран, регионов и городов функционируют специализированные офисы - Конгрессные Бюро (Convention and Visitor Bureau) [11]. CVB - самое распространенное и узнаваемое название зарубежных структур, занимающихся маркетингом дестинации на рынках делового туризма и управлением качества обслуживания, предоставляемого отдельными предпри-ятиями-партнерами. Всемирная туристская организация (ЮНВТО, UNWTO) выделяет туристские дестинации как центральный элемент в процессе формирования и доставки турпродуктов [7]. Основным элементом туристской системы является территория, которая привлекает туриста, куда он совершает свою поездку и где проводит какое-то время - туристская дестинация (согласно определению ЮНВТО). Здесь маркетинг дестинации выступает как современный подход к управлению туристским регионом. Маркетинг туристских дестинаций можно определить как управленческий процесс, в рамках которого органы управления дестинацией и бизнес определяют целевые группы туристов (текущих и потенциальных), устанавливают с ними коммуникацию с целью выяснить и повлиять на их желания, нужды, мотивацию, предпочтения, отношения, связанные с принятием многочисленных решений о путешествии, а также формируют и адаптируют туристский продукт в соответствии с потребностями туристов и для достижения их максимального удовлетворения.
Большинство офисов CVB являются отделениями туристических организаций. Участники MICE-мероприятий, в свою очередь, относятся к бизнес-туристам, так как они приносят прибыль именно местному туризму. Многие из CVB являются государственными организациями, некоторые - некоммерческими или общественными, в которых предусмотрено членство. Согласно опубликованным данным [5], 70% всех CVB являются городскими организациями, 17% - региональными и только 13% - национальными. Ввиду интенсивной производственной нагрузки персонала деловой туризм считается одной из наиболее трудоемких профессиональных сфер. Однако эта трудоемкость не снижается за счет привлечения дополнительных работников.
Зарубежные стратегии развития делового туризма, в центре которых находятся структуры типа CVB, отвечают интересам различных предприятий и местной администрации в таких вопросах, как: маркетинг региона; диверсификация услуг, способствующая развитию спроса во внесезонный период; повышение качества обслуживания; привлечение наиболее платежеспособных туристов; улучшение информационного обмена между предприятиями-партнерами; оптимизация информационных услуг по параметрам времени, актуальности и адекватности их реализации для различных групп потребителей; техническое оснащение современными средствами коммуникации и презентации; подготовка кадров.
Основываясь на успешном практическом опыте организации делового туризма зарубежных стран и определенных российских регионов, необходимо отметить, что уровень высокой мобильности и экономической активности населения, бизнес-структур и инвестиций стал своеобразным социально-экономическим катализатором и движущим звеном для городов, регионов и стран с точки зрения позиционирования себя в условиях конкурентной борьбы.
В этой связи, основываясь на зарубежном опыте функционирования таких организаций, как Конгресс-бюро, целесообразно провести анализ деятельности подобных организаций на территории российских регионов. На данный момент примерами фактически созданных конгрессных бюро в России можно назвать «Конгресс Визит Бюро» г. Сочи и «Конгресс Бюро» г. Екатеринбурга. В перечень задач «Конгресс Визит Бюро» г. Сочи входит привлечение семинаров, форумов, конференций и создание единой информационной базы по деловому туризму, а также иницииро-
вание, подготовка и обслуживание мероприятий, что в соответствии с мировой практикой не должно являться функцией конгрессного бюро, а поручается соответствующим профессиональным компаниям.
Некоммерческое партнерство «Маркетинговый центр «Конгресс-бюро г. Екатеринбурга» предлагает организаторам деловых встреч все необходимые возможности: профессиональные площадки вместимостью до 2000 чел., разнообразные гостиницы (в том числе известные международные бренды), услуги профессиональных организаторов конференций, праздников, событийных мероприятий и др. [7].
Заключение. Эффективная и целенаправленная работа в данном инновационном направлении развития и модернизации системы региональной экономики будет способствовать формированию качественно нового бизнес-сообщества с целью минимизации государственных расходов при получении наивысшего мультипликативного эффекта. Все это следует учитывать при формировании политики стимулирования развития туризма в целом и MICE-индустрии в частности в России на перспективу.
Библиографический список
1. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справ. / И.В. Зорин, В.А. Квартальное. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 65 с.
2. Балабанов И.Т. Экономика туризма: учебник / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 250 с.
3. Скопинцева Е. Медведев поручил удвоить турпоток / Е. Скопинцева // Экономика и
жизнь. - 2012. - №10(9426). [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: http://www.eg-
online.ru/article/162697/ (дата обращения: 27.03.2012).
4. Квартальное В.А. Туризм: теория и практика: в 5 т. Т.4. Иностранный туризм: учеб. пособие. / В.А. Квартальное. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 232 с.
5. Сайт информационного агентства HorwatConsulting. [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: www.horvatconsulting.com/ (дата обращения: 16.06.2011).
6. Васильева Е.В. Индустрия деловых встреч на перепутье: российская модель / Е.В.Васильева // M.I.C.E. Время встречи. - 2010. - №1. - С.4-11.
7. International Tourist Arrivals back at 2008 pre-crisis peak level // UNWTO World Tourism Barometer. 2010. [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: http://www.unwto.org/ (дата обращения:
16.06.2011).
8. Скотт Аллен Дж. Культурная экономика в городах / Аллен Дж. Скотт // Логос. - 2002. -№ 3 (34). [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/20.pdf/ (дата обращения: 16.06.2011).
9. Бронская Ю.К. Бизнес-туризм как фактор развития туристического рынка России: авто-реф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2007. - 27 с.
10. Деловой туризм и индустрия встреч в регионах России - профессионально о новом // ТехСовет. [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: http://www.tehsovet.ru/404/1127,l.html / (дата обращения: 08.07.2011).
11. Самостроенко Г.М. Зарубежный опыт организации делового туризма / Г.М. Самостро-енко, О.Г. Чимитдоржиева // Управление общественными и экономическими системами. - 2008. -№2. - С. 57.
Материал поступил в редакцию 31.01.2012.
References
1. Zorin I.V. E'nciklopediya turizma: sprav. / I.V. Zorin, V.A. Kvartal'nov. - M.: Finansy' i sta-tistika, 2004. - 65 s. - In Russian.
2. Balabanov I.T. E'konomika turizma: uchebnik / I.T. Balabanov, A.I. Balabanov. - M.: Finansy' i statistika, 2002. - 250 s. - In Russian.
3. Skopinceva E. Medvedev poruchil udvoit' turpotok/ E. Skopinceva // E'konomika i zhizn'. -2012. - №10(9426). [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.eg-online.ru/article/162697/ (data obrashheniya: 27.03.2012). - In Russian.
4. Kvartal'nov V.A. Turizm: teoriya i praktika: v 5 t. T.4. Inostranny'j turizm: ucheb. posobie / V.A. Kvartal'nov. - M.: Finansy' i statistika, 2003. - 232 s. - In Russian.
5. HORVAT CONSULTING Website. [Electronic resource]. - URL: www.horvatconsulting.com/ (date of access: 16.06.2011).
6. Vasil'eva E.V. Industriya delovy'x vstrech na pereput'e: rossijskaya model' / E.V. Vasil'eva // M.I.C.E. Vremya vstrechi. - 2010. - №1. - S.4-11. - In Russian.
7. International Tourist Arrivals back at 2008 pre-crisis peak level // UNWTO World Tourism Barometer. 2010. [Electronic resource]. - URL: http://www.unwto.org/ (date of access: 16.06.2011).
8. Skott Allen Dzh. Kul'turnaya e'konomika v gorodax / Allen Dzh. Skott // Logos. - 2002. -№ 3 (34). [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/20.pdf/ (data obrashheniya: 16.06.2011). - In Russian.
9. Bronskaya Yu.K. Biznes-turizm kakfaktor razvitiya turisticheskogo ry'nka Rossii: avtoref. dis. ... kand. e'kon. nauk: 08.00.05 / Rossijskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby' pri Prezidente Ros-sijskoj Federacii. - M., 2007. - 27 s. - In Russian.
10. Delovoj turizm i industriya vstrech v regionax Rossii - professional' no 0 novom // TexSovet. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.tehsovet.ru/404/1127,l.html/ (data obrashheniya:
08.07.2011). - In Russian.
11. Samostroenko G.M. Zarubezhny'j opy't organizacii delovogo turizma / G.M. Samostroenko, O.G. Chimitdorzhieva // Upravlenie obshhestvenny'mi i e'konomicheskimi sistemami. - 2008. - №2. -
S. 57. - In Russian.
BUSINESS TOURISM AS SOCIOECONOMIC INSTRUMENT OF REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT
N.N. MOROZOVA
(Don State Technical University)
The current state of the business meeting industry, the rate of delivery and performance features of MICE industry at the national and regional levels are analyzed. It is concluded that amid the growing globalization, business tourism acts as an innovation development source and as a catalyst for the socioeconomic development of the regional economy in the modern business community infrastructure.
Keywords: MICE, business meeting industry, business tourism, business community, innovative development.