Научная статья на тему 'Развитие делового туризма в Российской Федерации в 2000-е годы: тенденции, проблемы, перспективы'

Развитие делового туризма в Российской Федерации в 2000-е годы: тенденции, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АССОЦИАЦИИ / БИЗНЕС-ПОЕЗДКИ / БРЕНД РЕГИОНА / ВЫСТАВКИ / ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПОЧКИ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНГРЕСС-МЕРОПРИЯТИЯ / ТРЕВЕЛ-МЕНЕДЖМЕНТ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРНАПРАВЛЕНИЯ / TOURISM INDUSTRY / BUSINESS TOURISM / ASSOCIATIONS / TOURIST DESTINATIONS / BUSINESS TRIPS / TRAVEL MANAGEMENT / INFRASTRUCTURE / СONGRESS EVENTS / REGIONAL BRAND / EXHIBITIONS / HOTEL CHAINS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошин Иван Ильич, Кошина Ольга Владимировна

Статья посвящена исследованию развития делового туризма в России в начале XXI века. Авторы анализируют факторы и проблемы развития бизнес-туризма, деятельность ассоциаций в сфере делового туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BUSINESS TOURISM IN RUSSIA IN THE 2000S: TRENDS, PROBLEMS, PROSPECTS

The article presents a study of the development of business tourism in Russia at the beginning of the XXI century. The authors analyze the factors and problems of the development of business tourism, the activities of associations in the field of business tourism.

Текст научной работы на тему «Развитие делового туризма в Российской Федерации в 2000-е годы: тенденции, проблемы, перспективы»

КОШИН И.И., КОШИНА О.В.

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-Е ГОДЫ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития делового туризма в России в начале XXI века. Авторы анализируют факторы и проблемы развития бизнес-туризма, деятельность ассоциаций в сфере делового туризма.

Ключевые слова: туристская индустрия, деловой туризм, ассоциации, туристические направления, бизнес-поездки, тревел-менеджмент, инфраструктура, конгресс-мероприятия, бренд региона, выставки, гостиничные цепочки.

KOSHIN I. I., KOSHINA O. V.

DEVELOPMENT OF BUSINESS TOURISM IN RUSSIA IN THE 2000s: TRENDS, PROBLEMS, PROSPECTS

Abstract. The article presents a study of the development of business tourism in Russia at the beginning of the XXI century. The authors analyze the factors and problems of the development of business tourism, the activities of associations in the field of business tourism.

Keywords: tourism industry, business tourism, associations, tourist destinations, business trips, travel management, infrastructure, œngress events, regional brand, exhibitions, hotel chains.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что туристская индустрия в начале XXI в. стала одним из ведущих направлений экономики большинства развитых государств, а деловой туризм - неотъемлемым элементом поведения заметной части населения планеты.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в 2005 г. приходилось около 13% мирового валового продукта и 10% мировых капиталовложений. На официальном сайте ЮНВТО с января по август 2017 г. в турнаправлениях по всему миру был зарегистрирован 901 миллион международных туристских прибытий (ночующих посетителей), что на 56 миллионов больше, чем за тот же период 2016 г. Эксперты ЮНВТО предсказывают дальнейшее устойчивое развитие отрасли. В 2020 г. из каждых 100 жителей нашей планеты 21 будет туристом. В середине прошлого века из каждых 100 человек путешествовал только один [12].

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC), в 2015 году объём мирового рынка делового туризма превысил $1,106 трлн. По итогам 2016 года расходы на бизнес-поездки выросли до $1,150 трлн, а в 2017 году увеличились на 3,7% и достигли $1,192 трлн. По прогнозам WTTC, к 2026 году международный рынок делового туризма будет составлять $1 658 трлн [9].

Специальных научных исследований по развитию делового туризма в России пока нет. Информацию по теме статьи можно найти на официальных сайтах организаций в сфере делового туризма, на электронных ресурсах. Некоторые аспекты развития делового туризма раскрыты в монографиях и статьях следующих авторов: Гасиева М. П. [3], Маклашиной Л. Р. [7], Сарапкина Ю. А. [14]. Правовое обеспечение деятельности ассоциаций в сфере делового туризма проанализировано в работах Бобковой А. Г. [2], Корнеева С. Е. [6]. Сотрудничество РФ и стран СНГ по вопросам правового регулирования международного туризма анализирует Стригулина А. В. [15].

Объектом нашего исследования стал деловой туризм. Предметом исследования выбраны тенденции, проблемы и перспективы развития делового туризма в РФ. Целью работы было проанализировать закономерности и перспективы развития делового туризма в РФ в начале XXI века. В связи с этим решались задачи: выявить факторы развития делового туризма; проанализировать правовое обеспечение бизнес-туризма в РФ; определить долю делового туризма в туриндустрии в России и в мире; определить роль в развитии делового туризма в РФ ведущих международных и российских ассоциаций. В работе использованы проблемно-хронологический, сравнительный, структурный, статистический методы.

Деловой туризм - это область туриндустрии, обеспечивающая организацию командировок и бизнес-поездок сотрудников различных компаний, проведение саммитов и конференций, а также выставок и торговых ярмарок. Одной из областей делового туризма является MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conférences, Exhibitions) [1]. Основными целями бизнес-поездок являются проведение переговоров и встреч с деловыми партнёрами; привлечение инвесторов, клиентов, поставщиков; посещение конгрессов, конференций, выставок, семинаров; обучение, участие в тренингах и программах по обмену (например, международном обмене преподавателями/научными сотрудниками); инсентив-туры (поощрительные или мотивационные поездки для сотрудников компании или ее партнеров); получение сертификатов, лицензий, разрешений в госструктурах других стран; несение госслужбы (военными, дипломатами); международные благотворительные мероприятия и научные экспедиции.

Деловой туризм как самостоятельная отрасль туриндустрии зародился во второй половине XX века в США на волне глобализации и становления постиндустриального общества. Стали популярны такие формы делового общения как конференции, выставки, конгрессы, выросло внутригосударственное и международное сотрудничество в сфере образования, бизнеса, политики и спорта.

Деятельность организаций в сфере делового туризма регулируется следующими правовыми актами: Манильской декларацией по мировому туризму; Гаагской декларацией

по туризму; Глобальным этическим кодексом туризма; Хартией туризма; Осакской декларацией по туризму; Осакской декларацией тысячелетия. В рамках российского законодательства это: Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [16]; Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (в редакции от 01.05.2019) [17]; Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (в редакции от 30.11.2018) [13].

В 2017 году рост на рынке туриндустрии на 50% выше, чем рост мировой экономики в целом, он составил 4,6%. На протяжении семи лет рост туротрасли превосходит рост глобальной экономики, а в 2017 году эта отрасль стала самой быстрорастущей в мире. Темпы роста туризма превысили производство, розничную и оптовую торговлю, сельское и лесное хозяйства, рыболовство.

В 2017 году Всемирный совет по туризму и путешествиям доложил, что инвестиции в туриндустрию составили $882 млрд. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, авиакомпании Европы зафиксировали рост пассажиропотока на 8% и перевезли более миллиарда пассажиров [9].

В отчете Международной ассоциации делового туризма сказано, практически 90% всех расходов на деловые поездки (около $980 миллиардов) приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, Северную Америку и Западную Европу. АТР составляет 38% от общемирового и является крупнейшим в мире рынком бизнес-туризма.

В 2013 году Соединенные Штаты Америки возглавляли рынок делового туризма. Второе место осталось за Китаем. Далее расположились Япония, Германия и Великобритания. Россия находилась на 11 строчке данного топа. В 2014 году Россия сместилась в международном рейтинге на 15 позицию. Расходы на бизнес-поездки сократились на $21 млрд [12].

Приведем топ 5 стран проведения MICE-мероприятий, по данным International Congress and Convention Association за 2016 год. На первом месте расположились США с 934 мероприятиями, на втором месте Германия - у нее 689 мероприятий, затем Великобритания -582 мероприятия, а замыкают топ Франция и Испания с 545 мероприятиями 533 мероприятиями соответственно.

Россия в данном рейтинге занимает 42-е место - это около 76 мероприятий. Доля России на мировом рынке международных деловых мероприятий составляет менее 1 %. Российский сектор конгрессов, конференций и деловых встреч оценивается российскими экспертами примерно в $200-250 млн, для сравнения: мировой оборот - это почти $900

млрд. Доля отрасли в ВВП России - 0,02 %, при том что в ведущих европейских странах она составляет более 2%. Это огромный потенциал, который необходимо развивать в нашей стране [5].

По тем же данным составлен топ 5 городов, наиболее посещаемых деловыми туристами. На первом месте Париж (196 мероприятий), далее Вена (186 мероприятий), следующие города идут с минимальным разрывом: Барселона (181 мероприятие), Берлин 176 (мероприятий) и Лондон (153 мероприятия). Российские города представлены Москвой и Санкт-Петербургом, у которых 94 и 88 мероприятий в 2016 году соответственно.

Точками притяжения MICE-мероприятий в России также являются Казань и Сочи, где благодаря Универсиаде-2013 и 0лимпиаде-2014 обновился гостиничный фонд. За ними постепенно подтягиваются другие города. По данным «Аэроклуба» за 2017 год, увеличился спрос на отели во Владивостоке (на 100%), в Краснодаре (на 37%), а также на железнодорожные билеты в Екатеринбург (на 14%) и Нижний Новгород (на 25%) [10].

Многие эксперты считают, что более 150 российских городов обладают необходимыми возможностями для проведения крупных деловых мероприятий. Но этот потенциал используется не полностью. По данным исследования Yearbook, 64% мероприятий проводится в Москве и Санкт-Петербурге и только 36% - в других городах России [4].

Проведение Чемпионата мира по футболу дало толчок развитию делового туризма благодаря развитию инфраструктуры, обновлению коммуникаций, развитию сферы гостеприимства и сферы услуг, малого бизнеса. Развитие спорта косвенно влияет на динамику делового туризма, повышая мобильность футбольных команд, спортивных менеджеров и чиновников.

По данным ежегодного исследования Yearbook, в 2013 году объём российского рынка делового туризма составлял около 471 млрд рублей, а в 2014 году вырос на 19% — до 560 млрд рублей. В 2015 году объем рынка делового туризма в России достиг 670 миллиардов рублей [4].

Рост интереса иностранных компаний к российским деловым мероприятиям и площадкам связан не только с туристами из США и Европы, в 2015 году их количество сократилось. На первое место стали выходить представители бизнеса из Азии и Ближнего Востока. В 2014 году их рост составлял 24%, а в 2015 году уже 39% [4].

В области международного бизнес-туризма работают две крупнейшие международные ассоциации: Ассоциация корпоративных управляющих деловыми поездками (Association of Corporate Travel Executives, ACTE) и Международная ассоциация делового туризма (Global Business Travel Association, GBTA). Российские ассоциации представлены

Российской Ассоциацией бизнес-туризма (АБТ) и Ассоциацией Национальное конгресс-бюро.

GBTA вошла на российский рынок в 2013 году с образовательным курсом «Основы Бизнес-Тревел Менеджмента». Этот курс посвящён изучению правил взаимодействия с поставщиками, безопасности и управления рисками, основ тревел-технологий и измерения успеха. Ассоциация прекратила свою работу в России в 2015 году. Некоторые эксперты полагают, что изъяном в работе ассоциации стало то, что она не приглашала на работу местных коучеров. Образовательный курс вели американские спикеры. Они давали знания, не адаптированные к российским реалиям [7].

ACTE была создана в США в 1988 году. Ассоциация выступает за инновации в сфере образования и технологий. Главная ее задача - налаживание открытого общения между участниками отрасли делового туризма и содействие их сотрудничеству. В настоящее время в состав ее членов входят корпоративные покупатели, тревел-менеджеры, поставщики. По всему земному шару ACTE проводит образовательные мероприятия в формате конференций, форумов, семинаров и вебинаров [8].

Пионером среди российских ассоциаций в сфере делового туризма стала Российская Ассоциация бизнес-туризма (АБТ), крупнейшая организация, действующая на территории России и СНГ, созданная в 2004 году под названием Ассоциация агентств делового туризма (BTAA). В 2011 году BTAA была переименована в Ассоциацию бизнес-туризма (АБТ). С 2008 года АБТ начала сотрудничество с ACTE по аттестации бизнес- и конференц-отелей, программу «Специалист в деловом туризме» и программу «Тревел-менеджер», а в 2012 году стала полноправным соорганизатором форумов ACTE в Москве. Своей главной задачей организация видит содействие профессиональному развитию специалистов в сфере бизнес-туризма, создание открытого общения между поставщиками и покупателями товаров или услуг, информирование участников рынка о новейшей информации и о перспективах развития делового туризма.

Второй крупной ассоциацией на российском рынке является Национальное конгресс-бюро, созданное в 2017 году. Основными целями этой ассоциации являются: продвижение возможностей регионов России для проведения международных мероприятий, объединение и создание единой базы компаний, действующих в сфере делового туризма, работа с ключевыми международными профильными ассоциациями, а также организация национальных павильонов с участием регионов России на международных выставках (IBTM, IMEX и пр.) [11].

Таким образом, родиной делового туризма стали США второй половины ХХ века. Деловой туризм в России родился в 2000-е годы. Крупнейшими российскими ассоциациями

в сфере делового туризма РФ являются Российская Ассоциация бизнес-туризма и Национальное конгресс-бюро. К сожалению, в настоящее время деятельность международных ассоциаций в РФ представляет только ACTE. GBTA приостановила свою деятельность на территории нашей страны по ряду причин.

Факторами, повлиявшими на развитие делового туризма в России в 2000-е годы, стали: глобализация, становление постиндустриального общества, рост внутригосударственного и международного сотрудничества в сфере образования, науки, бизнеса, политики и спорта, развитие инфраструктуры. Статистика показывает, что деловой туризм в России развит менее активно, чем в странах Запада и АТР. Однако эксперты констатируют огромный потенциал в развитии внутреннего и международного делового туризма в РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизнес-туризм - что это? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tyr74.ru/articles/article134.html (дата обращения 25.12.2019).

2. Бобкова А. Г., Кудреватых С. А., Писаревский Е. Л. Правовое обеспечение туризма.

- М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.

3. Гасиев М. П. Основы делового туризма и индустрии MICE: сравнение и тенденции // Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт).

- М., 2004. - C. 126-134.

4. Деловой туризм в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal-1.ru/tur/delovoytur.html (дата обращения 25.12.2019).

5. Деятельность российских отраслевых объединений и компаний в индустрии MICE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://all-hotels.ru/publications.ru.html?aid=21820 (дата обращения 25.12.2019).

6. Корнеев С. Е., Викулова О. Н. Международно-правовое регулирование туристской деятельности // Туризм: право и экономика. - 2005. - № 4. - С. 24-27.

7. Маклашина Л. Р. Деловой туризм - инструмент продвижения индустрии туризма // Актуальные вопросы экономических наук: материалы межд. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 122-125.

8. Об ассоциации ACTE - АБТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businesstravelrussia.ru/ (дата обращения 25.12.2019).

9. Официальный сайт World Travel & Tourism Council [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wttc.org (дата обращения 25.12.2019).

10. Официальный сайт делового агентства «Аэроклуб» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aeroclub.ru/ (дата обращения 25.12.2019).

11. Официальный сайт Ассоциации «Национальное конгресс-бюро» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiacb.com/ (дата обращения 25.12.2019).

12. Официальный сайт ЮНВТО [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www2.unwto.org/ru/home (дата обращения 25.12.2019).

13. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (в редакции от 30.11.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12154713/#ixzz6AHBLqBnB (дата обращения 25.12.2019).

14. Сарапкин Ю. А. Федеральный справочник. Мировой и российский рынок делового туризма: проблемы, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-23/XI/Sarapkin.pdf (дата обращения 25.12.2019).

15. Стригулина А. В. Сотрудничество Российской Федерации в рамках СНГ по вопросам правового регулирования международного туризма // Туризм: право и экономика - 2005. - № 4. - С. 28-31.

16. Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/06/06/turfirm-dok.html (дата обращения 25.12.2019).

17. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppt.ru/docs/fz/114-fz-16846 (дата обращения 25.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.