Научная статья на тему 'Мезоподход в научных исследованияхи мезореальность как философская категория (этимолого-компаративистский анализ)'

Мезоподход в научных исследованияхи мезореальность как философская категория (этимолого-компаративистский анализ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЗОПОДХОД / МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕХНОАНТРОПОС / МЕЗОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / INTERIM REALITY / MESOAPPROACH / MESOREALITY / OBJECTIVE REALITY / SUBJECTIVE REALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разумов В. И., Янчий С. В., Шкарупа В. М.

Авторами обзорной статьи предпринята попытка проанализировать мезоподход, выявить его общие моменты и различия в разнообразных сферах деятельности человека в процессах коммуникации в научных исследованиях, в социологии, химии и физике элементарных частиц, в исследованиях субъективности как феномена межсубъектного взаимодействия, в обеспечении межпредметных связей посредством междисциплинарных коммуникаций для формирования образовательного пространства в целях получения профессиональных компетенций будущими специалистами в области эколого-технологического менеджмента. Одной из областей актуализации мезоподхода выступают и работы над категориально-системной методологией с тем, чтобы осваивать область знания между исследованиями, где доминируют смыслосодержательный и формально-математический подходы. Наиболее обширным и перспективным полем применения мезоподхода является концепция мезореальности как онтологического ядра субъективности, как промежуточной реальности между реальностью субъективной и объективной. На основе разработки этой концепции предполагается внедрение мезоструктурного анализа для изучения и решения проблем философии сознания, а также проблем философии техники и человека на основе концепта «техноантропос» (коэволюция человека и техники).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mesoapproach in research and mesoreality as a philosophical category (the etymological and comparativistic analysis)

The authors review the article attempts to analyse mesoapproach, reveal its similarities and differences regarding the various spheres of human activity-communication processes in scientific studies, sociology, chemistry, particle physics, research of subjectivity as a phenomenon of intersubject interaction, providing interdisciplinary ties through interdisciplinary communications to form educational space in order to obtain the professional competencies of future specialists in the field of environmental-technological management. One of the areas mainstream of mesoapproach and work on the categorical and system methodology in order to develop the scope of knowledge between research, dominated by sensual informative and formal mathematical approaches.The most extensive and promising field of mesoapproach application is the concept of mesoreality as a kernel of ontological subjectivity as staging reality between subjective and objective reality. Through the development of this concept assumes the introduction mesostructural analysis for studying and solving the problems of the philosophy of mind, and philosophy of technology, and on the basis of the concept “technoanthropos” (coevolution of man and technology).

Текст научной работы на тему «Мезоподход в научных исследованияхи мезореальность как философская категория (этимолого-компаративистский анализ)»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 1. С. 71-75.

УДК 111+16+130.3

В.И. Разумов, С.В. Янчий, В.М. Шкарупа

МЕЗОПОДХОД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ (ЭТИМОЛОГО-КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ)

Авторами обзорной статьи предпринята попытка проанализировать мезоподход, выявить его общие моменты и различия в разнообразных сферах деятельности человека - в процессах коммуникации в научных исследованиях, в социологии, химии и физике элементарных частиц, в исследованиях субъективности как феномена межсубъектного взаимодействия, в обеспечении межпредметных связей посредством междисциплинарных коммуникаций для формирования образовательного пространства в целях получения профессиональных компетенций будущими специалистами в области эколого-технологического менеджмента. Одной из областей актуализации мезоподхода выступают и работы над категориально-системной методологией с тем, чтобы осваивать область знания между исследованиями, где доминируют смысло-содержательный и формально-математический подходы. Наиболее обширным и перспективным полем применения мезоподхода является концепция мезореальности как онтологического ядра субъективности, как промежуточной реальности между реальностью субъективной и объективной. На основе разработки этой концепции предполагается внедрение мезоструктурного анализа для изучения и решения проблем философии сознания, а также проблем философии техники и человека на основе концепта «техноантропос» (коэволюция человека и техники).

Ключевые слова: мезоподход, мезореальность, объективная реальность, промежуточная реальность, субъективная реальность, техноантропос, мезоструктурный анализ.

К 25-летию категории «мезореальность»

1. Введение

Современные исследования в русле идеологий постмодернизма и постпозитивизма становятся широким полем для применения большого количества научных подходов. Ускорение процессов формирования систем знания самого разного рода лежит в основе различных областей человеческой деятельности и является специальным объектом изучения и анализа в теории познания и когнитивных науках.

По мнению В.С. Диева, философия в анализе проблем «человека как существа, принимающего решения», может выполнять интегрирующую функцию, с одной стороны объединяя подходы различных дисциплин, а с другой - формируя общий концептуальный базис, позволяющий переносить методы и модели из одной научной дисциплины в другую [1]. Размывание привычных дисциплинарных границ, сосредоточение познания не только на задачах интеграции отдельных наук, но на самих областях межнаучных взаимодействий позволяет поставить задачу выделения в качестве особого предмета познания мезообласть. Рефлексию особенностей познания, адекватную мезообласти, назовем мезоподходом.

Авторами сделана попытка проанализировать мезоподход, выявить его общие моменты и различия в разнообразных сферах деятельности человека и его самости, раскрыть понимание сущности «мезос» относительно сознания человека, используя мезоподход в качестве философской категории.

© В.И. Разумов, С.В. Янчий, В.М. Шкарупа, 2017

2. Мезоподход в научных исследованиях

Понятие мезоподхода вводится для обозначения области анализа процессов коммуникации в научных исследованиях, с его помощью появляется возможность сформировать интеллектуально-коммуникативное пространство в различных областях познавательной деятельности.

С этимологической точки зрения терминологическую основу мезоподхода составляет термин «мезо-». Мезо (от греч. шввов - средний, промежуточный) - часть сложных слов, означающая: занимающий равный средней величине, промежуточное положение чего-либо или характеризующийся умеренной величиной чего-нибудь [2]. Мезоподход в современных исследованиях и разработках можно встретить в различных сферах теоретической деятельности человека. При этом отсутствует рефлексия при соотнесении понятия «мезо-» с более распространенным делением объектов на мега-, макро- и микроуровни. Приведем примеры некоторых из них.

В социологии выделяются три уровня дифференциации наемных работников - ме-зоструктурный, микроструктурный, социально-структурный. При таком подходе делается акцент на средний уровень: «Базовым социальным процессом здесь является формирование среднего слоя, включающего наиболее квалифицированные, образованные и высокодоходные группы наемных работников» [3, с. 30].

В химии вещества, способные в определенном температурном интервале выше точки плавления сочетать одновременно свойства жидкостей (текучесть, способность к образованию капель) и свойства кристаллических тел (анизотропии), стали называться жидкими кристаллами или жидкокристаллическими. Жидкокристаллические вещества часто называют мезоморфными, а образуемую ими жидкокристаллическую фазу - мезофазой [4, с. 133].

Иллюстрация мезоподхода в физике наиболее ярко раскрывается в феномене черных дыр. Переменное поле за горизонтом событий внутри дыры «невидимо» для внешнего наблюдателя, и к этому следует добавить, что «внутри черной дыры удивительным образом меняются свойства пространства и времени, закручивающихся в своеобразную воронку, а в глубине находится граница, за которой время и пространство распадаются на кванты...» [5, с. 86]. В физике элементарных частиц мы встречаемся с характерным названием промежуточных по массе частиц как мезонов, каковое и спо-двигло одного из авторов при разработке концепции промежуточной реальности -между субъективной и объективной - использовать термин «мезо».

В философии обратимся к исследованиям «субъективности как феномену межсубъектного взаимодействия» Т.П. Мильча-река. Он исследует два элемента социальной системы - индивида и группу, «определив их взаимное структурное соответствие». Автор сосредоточивает свое исследование на рассмотрении «субъективности» как «свойства социального субъекта преодолевать свою внутреннюю и внешнюю определенность» [6, с. 8, 12]. Внутренняя определенность, в его понимании, - качественная, которая заключается в индивидуальных нормах, ценностях, целях, опыте взаимодействия и деятельности, а внешняя - «соотносящаяся с иным» - определенность заключается в надындивидуальных (отношение индивида с группой или обществом) или надгрупповых (отношение группы с обществом) нормах, ценностях, целях, а также статусах, ролях, внешних функциях, направлениях взаимодействия и деятельности социального субъекта. Автор говорит о внутренней определенности как «внутрисистемном пространстве», а о внешней - как «мембране» социального субъекта. Таким образом, процесс межсубъектного взаимодействия (а именно «мембрана» социального субъекта) между элементами социальной системы может интерпретироваться как «мезо».

В исследованиях С.В. Янчий описано применение мезоподхода в обеспечении межпредметных связей посредством междисциплинарных коммуникаций для формирования образовательного пространства [79]. Цель данного процесса - получение профессиональных компетенций будущими специалистами в области эколого-технологиче-ского менеджмента (ЭТМ). В рамках статьи выделим основные шаги по разработке образовательной технологии в области ЭТМ, где была применена философская проработка мезоподхода:

1-й шаг. Проектирование содержательной компоненты новой образовательной технологии в области ЭТМ.

2-й шаг. Позиционирование квалифицированного специалиста в области ЭТМ в процессе управления информационными ресурсами.

3-й шаг. Формирование процесса подготовки специалиста в области ЭТМ.

4-й шаг. Формирование модели подготовки специалиста в исследуемой области.

5-й шаг. Разработка категориального аппарата ЭТМ.

6-й шаг. Определение набора компетенций специалиста в области ЭТМ.

Безусловно, компетентный специалист должен ориентироваться в условиях быстрого обновления экологических и технологических инноваций; выявлять причины и условия, способствующие возникновению и распространению нежелательного воздействия на

социоприродную систему; разрабатывать меры по их предупреждению. Данная установка - результат владения экологическими законами и развитием технологии как составных частей научного мировоззрения, где важное место занимает концепт мезоподхода.

3. Мезоподход и категориально-системная методология

Еще одной областью актуализации мезо-подхода выступают работы над категориально-системной методологией (КСМ) [1011]. Замысел КСМ состоит в том, чтобы осваивать область знания между исследованиями, где доминируют смысло-содержатель-ный и формально-математический подходы, выступая при этом в двух функциях: 1) обеспечения переносов знания между точными и гуманитарными науками, 2) применения в междисциплинарных исследованиях.

Проект КСМ был развит до уровня применения в учебном процессе [12], а это позволяет получать не только теоретические, но и прикладные результаты в различных областях деятельности [13-15].

4. Предварительные выводы

Анализируя примеры в различных сферах научной деятельности, можно выделить некоторые общие моменты: 1) потребность в едином подходе к разнообразным научным исследованиям в современном научном мире не только не исчезает, а, как показал проведенный анализ, становится всё более актуальной, 2) при изучении переходных, промежуточных состояний чего-либо (вещества, явления, процесса, межсубъектного взаимодействия, междисциплинарных коммуникаций и т. д.) явно прослеживается единый подход - мезоподход, который учит видеть в переходных областях специфику взаимодействия противоположного как эффект наложения его сторон друг на друга, 3) в результате чего мезоподход наделяет конечный результат исследования ранее нефиксируе-мыми в нем новыми приобретенными свойствами.

Однако анализ выявляет и ряд различий в подходе к самому понятию «мезоподход»:

1. Мезоподход открывает в научных исследованиях специфику, присущую только рассматриваемой научной сфере.

2. Несмотря на значительное количество исследований, связанных с мезоподходом, однозначного решения относительно описания его особенностей, взаимосвязей, взаимодействия, зависимостей и закономерностей, динамики не существует. Кроме того, широкий аспект применения мезоподхода в научной литературе не позволяет достаточно четко увидеть возможность понимания сущности «мезо» относительно сознания человека.

4. Категория мезореальности

Такую возможность, по нашему мнению, раскрывает категория «мезореальность» [16-

17]. Рассмотрим подробнее ее основные особенности.

Понятие «мезореальность» в статусе онтологического ядра субъективности в философских исследованиях рассматривается в работах одного из авторов данной статьи [16-21]. Отмечается, что появление сознания у человека сопровождается раздвоением действительности, распадением на две реальности: «объективную реальность» и «субъективную реальность», - что является неустранимым следствием появления у человека такого феномена, в корне отличающего его от животного, как мировоззрение. «Держание этой раздвоенности есть необходимое условие существования человека (человеческого сознания)». Слияние субъекта и объекта в гносеологическом аспекте является в конечном счете условием их слияния в аспекте онтологическом. Результатом этого является феномен конституирования мезореальности, под которой нужно понимать «промежуточную реальность, онтологически помещаемую между объективной и субъективной реальностью в качестве своеобразного гносеологического буфера» [17, с. 45, 46]. Мезореальность прозрачна, как и наша субъективность, она существует только в теоретическом рефлексировании, размышлении. «Диалектический подход к проблеме человеческой самости заставляет нас обнаружить наличие в мире не только двух противоположностей, таких как субъективность и объективность, но и пограничный их момент, постулируемый... до утверждения о наличии такой онтологической сущности, как промежуточная реальность между реальностью субъективной и объективной, а именно мезореальность». В этой работе в результате рассмотрения онтологической сущности человека как уникального пребывания в междумирии предлагается следующее определение мезореальности: «.Можно определить мезореальность как ту часть субъективности (субъективной реальности), при помощи которой человек опосредствует свою идеальную сущность с материальным миром, противостоящим ему как нечто чуждое и исключающее его интимное пребывание в нем» [18, с. 47].

Дальнейшее структурирование концепта предпринимается автором в различных направлениях, как эксплицитном, так и имплицитном. Например, в работе [19] мезоре-альность как онтологическое опосредствование объективной и субъективной реальности расширяется до концепта техноантропоса в срезе методологического анализа логики взаимной коэволюции человека и технологии (техники): «Философское осмысление проблем эволюции, с одной стороны, человека, с другой - техники как порождения человеческой цивилизации приводит нас к необходимости поставить принципиально новую проблему - проблему соотнесения (соединения)

как эволюции самого человека, так и творения рук его - техники, т. е. проблему коэволюции человека и техники... Коэволюция должна означать нечто принципиально иное - эволюция техники встраивается, становится неотъемлемым элементом, имманентным моментом эволюции собственного творца - человека». Вывод автора таков: «Овладение человеком подлинной, а не мнимой сущностью техники - превращение ее формы эволюции как телесной эволюции самого человека из трансцендентной в имманентную - означает овладение им подлинным искусством пребывания в мире (внешнее существование человека в мире возвышается до внутреннего - осуществляется слияние сущности человека с сущностью мира)» [19, с. 33, 36].

В работе «Мезоанализ сознания» автор концепта «мезореальность» посредством анализа человеческого сознания через призму диалектики имманентного и трансцендентного углубляет его определение следующим образом: «Итак, мезореальность есть структура нашего сознания, ответственная, с одной стороны, за дистинкцию между тем, что ему имманентно, и тем, что ему трансцен-дентно, а с другой - за тождество имманентного и трансцендентного (конституирующее в глубинных структурах сознания имманентную трансцендентность), или, другими словами, это есть наша способность различать между оу и у^оогд, между бытием и знанием бытия (т. е. сознанием)» [20, с. 40]. И, наконец, на основе этого концепта автором предлагается разрабатывать в методологическом плане так называемый мезострук-турный анализ: «Так как анализ как таковой есть логический прием, или метод, исследования, благодаря которому изучаемый предмет подвергается мысленному расчленению на составные признаки, свойства, отношения, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, то мезоструктурный анализ есть, аналогично, мысленное расчленение целостной структуры сознания на такие элементы, отношения между которыми познаются в контексте взаимодействия субъективного и объективного» [21, с. 30].

5. Заключение

1. Терминологическую основу мезоподхода определяет термин «мезо», который наделяет некий объект или субъект промежуточным положением. Обращение авторов к примерам применения термина «мезо» в нескольких сферах научной деятельности позволило сосредоточить внимание на общих моментах и ряде различий в мезоподходе.

2. Значительное количество научных исследований, связанных с мезоподходом, не дают описания его особенностей, взаимосвязей, взаимодействия, зависимостей и зако-

номерностей, динамики, а также не позволяют достаточно четко увидеть возможность понимания сущности «мезо» относительно сознания человека. Такую возможность раскрывает другая философская категория -«мезореальность» (в лоне концепции мезоана-лиза, разрабатываемой В.М. Шкарупой).

3. Концепция мезореальности оказывается продуктивной в том смысле, что в ее рамках возможно развитие и генерирование разнообразных идей в самых различных областях философского знания - это и концепция техноантропоса как идея органичной коэволюция человека и техники, и концепция мезоструктурного анализа (мезоанализа сознания) и др.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Диев В. С. Рациональные решения: критерии, модели, парадоксы // Вопр. философии. 2013. № 8. С. 4-11.

[2] Большая энциклопедия : в 62 т. М. : ТЕРРА, 2006. Т. 28. С. 532.

[3] Беленький В. Х. Альтернативные подходы к анализу социальной структуры российского общества // Социология и общество: тезисы I Все-рос. социологич. конгресса. СПб., 2000. С. 2937.

[4] Пикин С. А., Блинов Л. М. Жидкие кристаллы. М. : Наука, 1982. 280 с.

[5] Новиков И. Д. Черные дыры и Вселенная. М. : Мол. гвардия, 1985. 190 с.

[6] Мильчарек Т. П. Субъективность как феномен межсубъектного взаимодействия : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Омск, 2006. 144 с.

[7] Полещенко К. Н., Янчий С. В. Формирование образовательного пространства эколого-техноло-гического менеджмента с использованием мезоподхода // Ом. науч. вестн. Сер. : Общество. История. Современность. 2011. № 3 (98). С. 128-132.

[8] Янчий С. В. Роль человека в развитии социо-природных отношений: эколого-технологиче-ский аспект // Науч.-технич. ведомости СПбГПУ. Сер. : Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 4 (136). С. 252-256.

[9] Янчий С. В. Человек в коэволюции общества и природы: эколого-технологические аспекты инновационного развития : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Омск, 2012. 173 с.

[10] Разумов В. И. Интеллектуальная поддержка наукоемких исследований: (Введение в категориально-системную методологию: качественный анализ, содержательное моделирование, познание сущности) / СО РАН ИИТПМ. Омск, 1994. 219 с. Рукопись деп. в ВИНИТИ 08.04.94 г., № 863 - В 94.

[11] Разумов В. И. О гомеостатических принципах категориально-системной методологии // Национальная конф. с междунар. участием «Искусственный Интеллект-94». Т. 1. Рыбинск, 1994. С. 14-19.

[12] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учебное пособие / вст. ст. А.Г. Теслинова. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с.

[13] Салова Ю. П., Разумов В. И., Корягина Ю. В. Методологический подход к системе функциональной подготовке лыжников с учетом хроно-биологических характеристик // Вестн. Ом. унта. 2012. № 4. С. 196-199.

[14] Разумов В. И. Курс «Методология научных исследований» как инструмент подготовки профессиональных ученых в АПК // Вестн. Ом. гос. агр. ун-та. 2012. № 4 (8). С. 145-150.

[15] Савельева Ю. С., Разумов В. И. Разработка биотехнологии мясного изделия с применением категориально-системной методологии // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 3 (77). С. 106-108.

[16] Шкарупа В. М. Онтология мезореальности // XIX World Congress of Philosophy : Book of Abstracts. Moscow, 23-28 August, 1993: in 2 vol. M., 1993. Vol. 1. Section 2.

[17] Шкарупа В. М. Мезореальность как онтологическое ядро субъективности // Вестн. Ом. ун-та. 1998. Вып. 1. С. 44-47.

[18] Шкарупа В. М. Человек в междумирии: на пути к трансцендентным основаниям человеческой бытийственности // Вестн. Ом. ун-та. 2003. № 1. С. 44-47.

[19] Шкарупа В. М. Техноантропос (набросок онтологии субъективности как философского основания человека будущего) // Вестн. Ом. ун-та. 2001. № 1. С. 33-36.

[20] Шкарупа В. М. Мезоанализ сознания (к методологическим основаниям теоретического постижения сущности человеческой субъективности) // Вестн. Ом. ун-та. 2004. № 2. С. 37-40.

[21] Шкарупа В. М. Первоначальные элементы ме-зоструктурного анализа сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 29-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.