Научная статья на тему 'Мезореальность, зарождение аналитической философии и проблема достоверности существования внешней реальности'

Мезореальность, зарождение аналитической философии и проблема достоверности существования внешней реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНОСТЬ / МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ВЕЩЬ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФРЕГЕ / REALITY / MESOREALITY / EXISTENCE / THING / ANALYTICAL PHILOSOPHY / FREGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шкарупа В. М.

Исследуются проблемы данности человеческому сознанию внешней реальности как некоторой достоверности, аподиктичность которой должна достигаться исключительно теоретическими средствами. В этих целях автором используется введенный им ранее концепт мезореальности как некоего онтологического ядра в недрах субъективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mesoreality, origin of analytical philosophy and problem of reliability of external reality existence

The article studies the problem of reliability of external reality in human consciousness; and its apodictic status should be proved only by theoretical means. With this view the author uses the concept of mesoreality introduced by him earlier as certain ontological kernel in subjectivity subsoil

Текст научной работы на тему «Мезореальность, зарождение аналитической философии и проблема достоверности существования внешней реальности»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 36-37.

УДК 111.61 В.М. Шкарупа

МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ, ЗАРОЖДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

Исследуются проблемы данности человеческому сознанию внешней реальности как некоторой достоверности, аподиктичность которой должна достигаться исключительно теоретическими средствами. В этих целях автором используется введенный им ранее концепт мезореальности как некоего онтологического ядра в недрах субъективности.

Ключевые слова: реальность, мезореальность, существование, вещь, аналитическая философия, Фреге.

Любое наше высказывание, явно или неявно, всегда притязает на обладание истинностью, даже если взять тот крайний случай, когда нашей задачей является введение оппонента в заблуждение или, прямо говоря, обман, ложь, то и в этом случае мы все же отталкиваемся от истины, от нашего знания истинного положения дел, т. е. хотя бы отрицательно, но за (гносеологическую) основу высказывания берется именно истина. В определенном смысле реалистическая тенденция в зарождавшейся аналитической философии в конце XIX - начале XX в. являлась противодействием абсолютному идеализму, господствовавшему в то время в Кембридже как реакции на позитивизм, касающейся гносеологического анализа понятия истины. Если абсолютный идеализм вслед за Гегелем трактовал истину как соответствие вещи своему понятию (в чем, несомненно, просматривается платоновский след мира идей, являющихся прообразами вещей), то реализм аналитической философии в своих истоках вновь возвращается к классической (аристотелевской) трактовке истины как соответствия наших мыслей реальному положению вещей [1].

Обратимся к математику Г. Фреге, оказавшему формирующее влияние на аналитическое направление философии в XX в. [2], а именно к 5-му характерному признаку из тех, которые Фреге приводит в качестве признаков, позволяющих отграничить ментальные феномены («представления») от вещей внешнего мира: картезианское качество непогрешимости - «я могу испытывать сомнения по поводу существования той или иной вещи, но я не могу сомневаться в том, что я обладаю представлением об этой самой вещи» [1, с. 81]1.

Это следует из онтологической неравноценности утверждений о существовании или, напротив, несуществовании вещи и представления об этой вещи, являющимся ментальным феноменом, т. е. принадлежащим к содержанию моего сознания. Если сомнение в существовании внешней вещи не может означать одновременно отрицания ее существования, то сомнение в существовании у меня определенного представления одновременно означает фактически его отрицание. Стало быть, обладание мною того или иного представления (совершенно неважно, какого) автоматически означает его абсолютную достоверность для меня, в то время как достоверность существования вещи, являющейся денотатом этого представления, таким автоматизмом не обладает.

Концепция мезореальности стремится к объяснению (а в конечном счете и к пониманию) того, каким образом (онтологически или гносеологически) объективность может быть укореняема в вотчине субъективно-

© В.М. Шкарупа, 2014

Мезореальность, зарождение аналитической философии и проблема достоверности..

37

сти - в человеческом сознании2. Именно для этой цели вводится концепт «мезореальность», определяемый нами как ядро объективности в средостении субъективности, т. е. той части субъективного, которое отождествляется, идентифицируется с объективным (см. наши работы по этой теме [38]). Таким образом, нам незачем «выпрыгивать» из собственного сознания - лишь затем, чтобы проверить и удостовериться в наличии объективных вещей внешнего мира, на возможности чего строится любая субъективно-идеалистическая схема объяснения природы сущего, которое, таким образом, оказывается всего-навсего лишь моим фантомом, иллюзией, а подлинной достоверностью, подлинным бытием обладает одно лишь мое сознание (или коллективное сознание, абсолютное сознание - в объективистской версии идеализма, дабы не погрузиться в пучину солипсизма).

Безусловно, данная концепция не является гносеологической панацеей, она не есть волшебная палочка, единственным взмахом которой все гносеологические проблемы оказались бы разрешенными тут же сами собой. Это некоторая онтологическая модель, с помощью которой мы упорядочиваем и реструктурируем старую гносеологическую проблематику. Это плацдарм, с которого можно (и нужно) совершать рейды в terra incognita человеческого сознания, человеческой субъективности. Для этого нужны объективные методы, объективные средства познания непознанного субъективного, коими и выступает мезоанализ, выстраиваемый на базе концепции мезореальности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Парадокс: я могу сомневаться в существовании самой вещи, тогда как в представлении об этой самой вещи я ни в коем случае не сомневаюсь.

2 Здесь видится необходимым объясниться по поводу самого выражения «человеческое сознание», ибо его использование может означать одно из двух: либо помимо человека кто-то еще может обладать им (например животное), либо это просто-напросто плеоназм, в научной статье, как правило, неуместный. Не склоняясь ни к первому варианту, ни ко второму, поясню, что мы имеем здесь в виду следующее: это подчеркивание атрибутивного характера сознания как неотъемлемого качества человеческой сущности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аналитическая философия : учеб. пособие / под ред. М. В. Лебедева, А. З. Черняка. М. : Изд-во РУДН, 2006. 622 с.

[2] Бабайцев А. Ю. Фреге // Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Интерпрессервис ; Книжный дом, 2001. С. 1113.

[3] Шкарупа В. М. Мезореальность как онтологическое ядро субъективности // Вестн. Ом. унта. 1998. № 1. С. 44-47.

[4] Шкарупа В. М. Человек в междумирии: на пути к трансцендентным основаниям человеческой бытийственности // Вестн. Ом. ун-та. 2003. № 1. С. 44-47.

[5] Шкарупа В. М. По ту сторону сознания: на пути к основам неклассической теории сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2003. № 3. С. 59-61.

[6] Шкарупа В. М. Мезоанализ сознания (к методологическим основаниям теоретического постижения сущности человеческой субъективности) // Вестн. Ом. ун-та. 2004. № 2. С. 37-40.

[7] Шкарупа В. М. Сознание как мезореальность // Вестн. Ом. ун-та. 2005. № 1. С. 42-45.

[8] Шкарупа В. М. Первоначальные элементы ме-зоструктурного анализа сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 29-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.