Научная статья на тему 'Первоначальные элементы мезоструктурного анализа сознания'

Первоначальные элементы мезоструктурного анализа сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ / МЕЗО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ / CONSCIOUSNESS / SUBJECTIVE REALITY / PHILOSOPHY OF CONSCIOUSNESS / MESOSTRUCTURAL ANALYSIS / MESOREALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шкарупа В. М.

Представлен так называемый мезоструктурный анализ сознания как один из оригинальных подходов к исследованию проблемы человеческой субъективности в философии и онтологии сознания, основанный на введенном автором понятии мезоре-альности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First Elements of the Mesostructural Analysis of Consciousness

The article represents so called mesostructural analysis of consciousness as an original approach to the investigations of the problem of human subjectivity in philosophy and ontology of consciousness based on author's concept of mesoreality

Текст научной работы на тему «Первоначальные элементы мезоструктурного анализа сознания»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 29-30.

УДК 111.61 В. М. Шкарупа

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕЗОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА СОЗНАНИЯ

Представлен так называемый мезоструктурный анализ сознания как один из оригинальных подходов к исследованию проблемы человеческой субъективности в философии и онтологии сознания, основанный на введенном автором понятии мезоре-альности.

Ключевые слова: сознание, субъективная реальность, философия сознания, мезо-структурный анализ, мезореальность.

Любая формальная система представляет собою одержимое конструирование мертвых смыслов, каждый раз распадающихся и вновь скрепляемых на миг живым смыслом — смыслом, который один лишь в данный момент сияет в фокусе сознания мыслящего духа.

В.М. Шкарупа

Сознание выступает как чисто специфический способ бытия человека. Эта специфика выражена тем, что бытие человека является не только и, может быть, не столько материальным, сколько бытием идеальным, однако тесно переплетенным с первым, т. е. материальным, бытием.

Названная причина обусловливает собой необходимость анализа той невообразимо сложной и запутанной реальности, каковой является человеческая реальность как архисложное переплетение реальности как таковой и противостоящей ей идеальности. Не удержусь здесь от проведения аналогии идеального с понятием так называемой «дырки» - квазичастицы в зонной теории конденсированных сред (или, как именовали раньше, твердых тел) [1, с. 149-150]. В физике полупроводников дыркой называют квазичастицу, представляющую собой незаполненное электронное состояние в валентной зоне полупроводника [1, с. 131]. Как квазичастица дырка, по сути, является фиктивной частицей, которой как бы вроде и нет, и в то же время представление о дырках служит эффективным средством для понимания и создания полной теории проводимости в полупроводниках (так называемая дырочная проводимость) [1, с. 403-406]. То есть идеальность, если провести несколько вольное сравнение, это что-то вроде дырки от бублика - как будто бы есть, а не ухватишь, и существует, и не существует. Поэтому идеальность можно было бы назвать квазиреальностью, дабы не использовать оксюморон «идеальная реальность», который часто можем встретить в философской литературе (см., напр.: [2]). Также нередко в истории философской мысли мы можем встретить анализ сознания, предпринимаемый с позиций

© В.М. Шкарупа, 2010

30

В. М. Шкарупа

онтологии пустотности - от восточных философских традиций (как, например, шуньявада, или мадхьямика, одно из направлений в махаяне, буддизм [3]) до западной философии (например, Ж.-П. Сартр, у которого в его учении о сознании, изложенном в трактате «Бытие и ничто», «бытие-для-себя», выступающего как непосредственная жизнь самосознания, само по себе есть чистое «ничто» по сравнению с плотной массивностью «бытия-в-себе» [4]) и российской философской мысли (например, у В.Н. Типухина в статье «Время и ничто», в которой в результате логических исследований сделан вывод о том, что ничто, воплощающее собой творческую мощь абсолютного субъекта, является истоком возникновения времени, а содержащееся в нем противоречие, равносильное эквивалентности бытия и небытия, представляет собой логическую форму вечности [5]).

Целью многодисциплинарных исследований человеческого сознания и мозга (высшей нервной деятельности) является обнаружение и экспликация связей и отношений как между реальными компонентами, лежашдми в основе функционирования сознания, так и между идеальными компонентами сознания, образующими его сущность, чем занимаются такие виды анализа, как логический, лингвистический (семантический), структурно-функциональный и пр.; целью же мезоструктурного анализа является установление отношений между реальными и идеальными компонентами человеческого сознания.

Специфичной чертой разрабатываемого в рамках мезоструктурного подхода анализа человеческого сознания, который поэтому и можно назвать как мезоструктур-ный анализ, выступает разделение компонентов сознания на те, что репрезентируют идеальную сущность сознания, и те, что репрезентируют саму реальность, которая, вообще-то, находится вне сознания, но должна как-то в последнем присутствовать, как-то быть представлена. Функцию присутствия объективно-реального в сознании как вотчине субъективной реальности и выполняет как раз мезореальность (см.: [610]), которая выступает так же и как граница (см.: [11]), разделяющая внутри соз-

нания компоненты реальные и компоненты идеальные.

Мезоструктурный анализ образует определенную группу элементов, которая связана с другими аналогичными группами таких видов анализа, как логический (логикоматематический), методологический, гносеологический, онтологический и др. Наиболее общей группой из перечисленных, несомненно, является логическая группа, лежащая в основе всех других видов анализа.

Так как анализ как таковой есть логический прием, или метод, исследования, благодаря которому изучаемый предмет подвергается мысленному расчленению на составные признаки, свойства, отношения, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, то мезоструктурный анализ есть, аналогично, мысленное расчленение целостной структуры сознания на такие элементы, отношения между которыми познаются в контексте взаимодействия субъективного и объективного.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Электроника : энциклопедический словарь / гл.

ред. В. Г. Колесников. М., 1991.

[2] Черняк Н. А. К вопросу об объективности иде-

ального // Альфа : межвуз. сб. науч. ст. Вып. 6 / отв. ред. В. М. Шкарупа. Омск, 2008. С. 80.

[3] Шкарупа В. М. Пустотность сознания и темати-

ческий анализ мифа // Вестн. Ом. ун-та. 2003. Вып. 4. С. 48-50.

[4] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2002.

[5] Типухин В. Н. Время и ничто // Вестн. Ом. ун-та.

2010. № 2.

[6] Шкарупа В. М. Мезореальность как онтологиче-

ское ядро субъективности // Вестн. Ом. ун-та. 1998. Вып. 1. С. 44-47.

[7] Шкарупа В. М. Человек в междумирии: на пути к

трансцендентным основаниям человеческой бытийственности // Вестн. Ом. ун-та. 2003. Вып. 1. С. 44-47.

[8] Шкарупа В. М. По ту сторону сознания: на пути к

основам неклассической теории сознания // Вестн. Ом. ун-та. 2003. Вып. 3. С. 59-61.

[9] Шкарупа В. М. Мезоанализ сознания (к методо-

логическим основаниям теоретического постижения сущности человеческой субъективности) // Вестн. Ом. ун-та. 2004. Вып. 2. С. 37-40.

[10] Шкарупа В. М. Сознание как мезореальность // Вестн. Ом. ун-та. 2005. № 1. С. 42-45.

[11] Шкарупа В. М. Бытие и граница // Вестн. Ом. ун-та. 2004. Вып. 3. С. 79-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.