Научная статья на тему 'Миф и мезореальность'

Миф и мезореальность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
411
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"THIRD WORLD" / МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ / МИФ / СИМВОЛ / АРХЕТИП / КУЛЬТУРА / ТРЕТИЙ МИР / MESOREALITY / MYTH / SYMBOL / ARCHETYPE / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров А. А.

Рассматривается проблема соотношения концепции мезореальности и мифа. Говорится о мифе как о мезореальности, связывающей архетипы и символические формы культуры. В основе исследования лежит концепция мезореальности, созданная В.М. Шкарупой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Myth and mesoreality

The article dedicated to problem correlation of conception of the mesoreality and the myth. In the article it is told about the myth as mesoreality connection between the archetypes and the symbolic cultural forms. The author of this article being based on the conception the mesoreality created by V.M. Shkarupa.

Текст научной работы на тему «Миф и мезореальность»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 87-89.

УДК 130.2+7.046.1

А.А. Петров

МИФ И МЕЗОРЕАЛЬНОСТЬ

Рассматривается проблема соотношения концепции мезореальности и мифа. Говорится о мифе как о мезореальности, связывающей архетипы и символические формы культуры. В основе исследования лежит концепция мезореальности, созданная

В.М. Шкарупой.

Ключевые слова: мезореальность, миф, символ, архетип, культура, третий мир.

В научный оборот концепция мезореальности была введена в ряде работ В.М. Шкарупой (см.: [1]). «Мезореальность, - пишет автор концепции, - суть промежуточная реальность, онтологически помещаемая между объективной и субъективной реальностью, дабы выполнить роль своеобразного гносеологического буфера. Предназначение этого буфера заключается в смягчении тех напряженностей, которые возникают при непосредственных попытках гносеологического перехода от реальности, которая трансцендентна человеческому сознанию, к реальности, которая ему имманентна, и наоборот» [2, с. 188].

Модель мезореальности была применена в областях онтологии [3] и гносеологии [4, с. 127], психологии [2], а также при анализе целого ряда социально-культурных феноменов, в частности языка [5; 6] и права [7].

Данный (социально-культурный) аспект применения концепции ме-зореальности представляется тем более оправданным, что сам ее автор, указывая на «родословную» концепции, счел необходимым отметить ак-сиосферу (сферу ценностей) М. Шелера и символическую реальность Г. Сковороды [4, с. 127]. На наш взгляд, с феноменом мезореальности сопряжены также некоторые другие культурфилософские концепции, в особенности А. Белого и Э. Кассирера.

У теоретика символизма А. Белого слово предстает как своего рода первофеномен культуры и ее сосредоточие и играет роль медиатора или мезореальности: «...слово связывает бессловесный, незримый мир, который роится в подсознательной глубине моего личного сознания с бессловесным, бессмысленным миром, который роится вне моей личности. Слово создает новый, третий мир - мир звуковых символов, посредством которого освещаются тайны вне меня положенного мира, так и тайны мира, внутри меня заключенные.» [8, с. 131].

О третьем мире - мире объективированного знания - писал британский философ К.Р. Поппер. При всех важных отличиях от третьего мира (как мира слов-символов) А. Белого, третий мир Поппера, очевидно, играет сходную функцию, а также восходит к общим корням в лице платоновского учения об идеях.

Речь идет все-таки не просто о некой гомологии - Т.Г. Ширинкина, комментируя идеи К.Р. Поппера, обращает внимание на «лингвистическую природу» трех миров и акцентирует внимание на том, что к третьему миру британский философ относит не только объективное содержание мышления, особенно научных идей, но также поэтических мыслей и произведений искусства (см: [9, с. 52]).

Еще одна значимая, на наш взгляд, параллель - размышления

С.Ф. Денисова о культуре, отправной точкой для которых послужила идея В.И. Вернадского о ноосфере: «Культура организует опыт человека путем внесения духовного, разумного начала в непосредственное бытие челове-

© А.А. Петров, 2015

88

А.А. Петров

ка, т. е. культура выполняет роль медиума, репрезентанта сущностного мира и чувственно-практической сферы человеческой активности, но никак не наоборот» [10, с. 118].

Нам представляется оправданным применение концепции мезореальности к такому феномену, как миф, что намечено самим автором концепции (см., например: [4,

с. 124-126]. Применение концепции, тем не менее, может быть, на наш взгляд, вариативным. Другими словами, отправная точка исследования может варьироваться. Поясним нашу мысль несколькими примерами.

При использовании концепции мезоре-альности к феномену мифа исследователь может исходить из развития идей Э. Кассирера о мифе как одной из символических форм культуры. Но не менее оправданными могут быть и другие варианты применения концепции - скажем, исходя из родственных уз слова и мифа (и тут масса вариантов - от идей А. Белого, В.И. Иванова, А. Потеб-ни до мысли Ф. Ницше о мифе как опосредующем звене между словом и музыкой) или взгляда на миф как феномен, связывающий коллективное бессознательное и культуру. Впрочем, во всех этих вариантах исходной является связка «слово - символ - миф».

Правда, в случае «примирения» коллективного бессознательного и культуры, пожалуй, не обойтись без еще одного краеугольного камня - архетипа, и миф при таком подходе предстает как мезореальность, соединяющая архетипы, с одной стороны, и символические формы культуры - с другой.

Комментируя концепцию коллективного бессознательного К.Г. Юнга, А.М. Руткевич подчеркивает: «В чистом виде... архетип не входит в сознание, он всегда подвергается сознательной обработке, соединяется с каким-то представлением. В сознание входят “архетипические образы”, наделенные

огромной психической энергией. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов» [11, c. 301]. Важно, что сам Юнг акцентировал внимание на том, что архетипы внеположены сознанию и, таким образом, в каком-то смысле ему трансцендентны. Швейцарский психолог и философ обращался к этой мысли неоднократно и в различной форме, в том числе он прямо указывал на платоновские идеи как на предшественниц архетипов (см: [11]).

Повторимся, чтобы рассматривать миф как мезореальность, вовсе не обязательно брать на вооружение подход К.Г. Юнга. В качестве примера возьмем подход С.Н. Булгакова, представленный в работе «Свет невечерний», родственный изысканиям русских символистов, в особенности Вяч. Иванова (см.: [12]).

Символизм, по Вяч. Иванову, идет «от реального к реальнейшему», и при таком

понимании символу чужд психологизм, его содержание «объективно и полновесно» (С.Н. Булгаков). Миф по своей природе связан с символом, а потому: «Нельзя художественно солгать, и нельзя мифотворчески покривить душой: не человек создает миф, но миф высказывается чрез человека. Содержание мифа относится к области бытия божественного, на линии соприкосновения с человеческим» [13, с. 61]. Далее, рассматривая культ как переживаемый миф, а таинства - как сосредоточия культа, философ дает замечательную формулировку: таинство, согласно С.Н. Булгакову, есть не что иное как «переживание трансцендентного в имманентном» [13, с. 64]. Здесь напрашивается параллель с феноменологией, конкретнее - с парадоксальным свойством «имманентной трансцендентности», на которое обращает пристальное внимание Б.В. Марков, комментируя точку зрения Э. Гуссерля [14, с. 242].

Если обратиться к современной философии мифа, то в этой сфере можно найти достаточно близкие суждения. В качестве примера - описание К. Хюбнером мифологического (нуминозного) восприятия разного рода сакральных реликвий, когда трансцендентное переживается в имманентном. В таком восприятии объекты-символы, например, «атрибуты императорской власти... значат больше, чем золото и драгоценные камни, точно так же как вода, которой крестят, значит больше, чем вода, церковное вино - больше, чем вино» [15, с. 326]. Это, на наш взгляд, дает дополнительные основания говорить о том, что применение модели мезореальности к мифу оправдано и что наиболее перспективным путем для этого является связка «архетип -символ - слово - миф».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алексеев П. В. Шкарупа Владимир Михайлович // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий: биографии, идеи, труды. 4-е изд. М., 2002. С. 1094-1095.

[2] Шкарупа В. М., Купарашвили М. Д. Неявная мезореальность и проблема бессознательного // Становление человека как субъекта социального творчества : монографическое исследование / отв. ред. В. М. Шкарупа. Омск : Диалог Сибирь, 1997. С. 188.

[3] Шкарупа В. М. Мезореальность как онтологическое ядро субъективности // Вестн. Ом. унта. 1998. № 1. С. 160-176.

[4] Шкарупа В. М. Структура субъективности и

попытка оптимизации личностного фактора науки // Становление человека как субъекта социального творчества : монографическое

исследование / отв. ред. В. М. Шкарупа. Омск : Диалог Сибирь, 1997. С. 123-134.

[5] Кребель И. А. Модель мезореальности как способ представления целостности языкового феномена // Альфа : межвуз. сб. науч. ст.

Миф и мезореальность

89

Вып. 5 / отв. ред. В. М. Шкарупа. Омск, 2008. С. 6-13.

[6] Шкарупа В. М. Мезо- и глоттореальность в структуре опосредствования человека и мира // Язык. Человек. Картина мира : лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). Омск, 2000. Ч. 1. С.187-195.

[7] Синченко Г. Ч. Философско-правовые облики человека. Омск, 2001.

[8] Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 131-141.

[9] Ширинкина Т. Г. История философии в контексте мировой культуры: в 4 ч. Омск, 2009. Ч. 3.

[10] Денисов С. Ф. Гносеологические особенности культурных процессов // Проблемы и тенденции развития Верхнекамского региона: история, культура, экономика. Березники, 1992.

[11] Руткевич А. М. На развалинах священных стен // Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. С. 293-310.

[12] Петров А. А., Филатов В. И. Музыка, символ, миф // Вестн. Волж. ун-та. Серия «Философия». 2002. № 3. С. 160-176.

[13] Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994.

[14] Марков Б. В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб. : Лань, 1997.

[15] Хюбнер К. Истина мифа : пер. с нем. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.