Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие в совершенствовании статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом'

Межведомственное взаимодействие в совершенствовании статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ / PUBLIC PROPERTY MANAGEMENT / EFFICIENCY OFPUBLIC PROPERTY MANAGEMENT / CRITERIA FOR THE EFFICIENCY OFPUBLIC PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Федор Андреевич

В статье проанализирована система показателей, позволяющая в совокупности оценить финансовую и бюджетную эффективность управления государственным имуществом в России путем скоординированного сбора и предоставления сведений о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности. Согласно Постановлению Правительства РФ в формировании полной картины оценки состояния управления государственным имуществом на отчетную дату участвуют Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральное казначейство России. Анализируется полнота и достоверность показателей, характеризующих структуру хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, управление акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также управление объектами федерального недвижимого имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-AGENCY COOPERATION FOR IMPROVING STATISTICAL OBSERVATION IN THE AREA OF STATE PROPERTY MANAGEMENT

The article analyzes a system of indicators that makes it possible to assess financial and budgetary efficiency of state property management in Russia by means of coordinated data collection and provision of information about financial and economic activity of economic entities that are part of state property. According to the Decree of the government of the Russian Federation, currently the following agencies participate in providing a clear picture of the state of public property management: the Federal state statistics service (Rosstat), the Federal agency for state property management (Rosimushchestvo), the Federal service for state registration, cadastre and cartography (Rosreestr) and the Federal Treasury of Russia. The author analyzes the completeness and reliability of indicators that characterize structure of state-owned economic entities, management of joint-stock companies whose shares belong to the state, federal state unitary enterprises and federal state institutions, as well as management of federal real estate assets.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие в совершенствовании статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом»

84 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 1 (80) -♦

Fedor Andreyevich Fedorov,

Chief specialist-expert of

the department of state defense orders

of the Treasury of the Russian Federation,

Administration of state orders,

Federal Treasury of the Russian Federation

УДК 31:33

Федор Андреевич Федоров,

главный специалист-эксперт отдела казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа, Управление казначейского сопровождения Федерального казначейства РФ

fedor.fedorov.a@yandex.ru

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

В статье проанализирована система показателей, позволяющая в совокупности оценить финансовую и бюджетную эффективность управления государственным имуществом в России путем скоординированного сбора и предоставления сведений о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности. Согласно Постановлению Правительства РФ в формировании полной картины оценки состояния управления государственным имуществом на отчетную дату участвуют Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральное казначейство России. Анализируется полнота и достоверность показателей, характеризующих структуру хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, управление акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также управление объектами федерального недвижимого имущества.

Ключевые слова: управление государственным имуществом, эффективность управления государственным имуществом, критерии эффективности управления государственным имуществом.

INTER-AGENCY COOPERATION FOR IMPROVING STATISTICAL OBSERVATION IN THE AREA OF STATE PROPERTY MANAGEMENT

The article analyzes a system of indicators that makes it possible to assess financial and budgetary efficiency of state property management in Russia by means of coordinated data collection and provision of information about financial and economic activity of economic entities that are part of state property. According to the Decree of the government of the Russian Federation, currently the following agencies participate in providing a clear picture of the state of public property management: the Federal state statistics service (Rosstat), the Federal agency for state property management (Rosimushchestvo), the Federal service for state registration, cadastre and cartography (Rosreestr) and the Federal Treasury of Russia. The author analyzes the completeness and reliability of indicators that characterize structure of state-owned economic entities, management of joint-stock companies whose shares belong to the state, federal state unitary enterprises and federal state institutions, as well as management of federal real estate assets.

Keywords: public property management, efficiency ofpublic property management, criteria for the efficiency ofpublic property management.

Эффективное управление государственным имуществом постоянно находится в числе первоочередных задач, решаемых на уровне государства. Повышение эффективности управления позволяет, во-первых, наиболее полно учесть используемые объекты государственной собственности, а во-вторых, оценить результаты их использования в хозяйственном обороте.

Актуальность поставленной проблемы подтверждается попыткой совершенствовать статистические наблюдения в этой сфере и создать систему показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом. Дан-

ная система показателей была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 г. N° 72 и включает целый перечень статистических показателей, которые должны предоставлять следующие субъекты статистического учета:

- государственные унитарные предприятия, в том числе казенные;

- государственные учреждения - автономные, бюджетные и казенные;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых есть акции (доли), находящиеся в государственной собственности;

НБЫ1994-5094 ♦-

85 -♦

- акционерные общества, в отношении которых Российская Федерация или субъекты Российской Федерации обладают специальным правом на участие в управлении [3].

Следует обратить внимание, что для повышения степени достоверности текущего состояния управления государственным имуществом необходимо межведомственное взаимодействие. В этом процессе согласно Постановлению Правительства РФ участвуют сразу несколько государственных ведомств: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Роси-мущество), а также Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральное казначейство РФ. Все эти ведомства должны обеспечить доступ заинтересованных пользователей к официальной статистической информации по показателям, характеризующим эффективность управления государственным имуществом, путем размещения ее в определенные сроки на их официальных сайтах в сети Интернет и в единой межведомственной информационно-статистической системе в установленном порядке [3].

Перечень статистических показателей достаточно обширен и охватывает разные стороны учета как количественных абсолютных показателей, так и показателей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности.

Рассмотрим принятую систему показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом с точки зрения ее полноты и достоверности.

Все показатели, входящие в рассматриваемую систему, разделены на пять укрупненных групп.

Первая группа - это количество хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, в том числе по формам государственной собственности, видам экономической деятельности, организационно-правовым формами в субъектовом разрезе. Этот показатель позволяет вычленить объекты, находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в совместном ведении.

Вторая группа показателей дает представление об управлении акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, а также об управлении федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.

При анализе акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, обращает на себя внимание то, что они делятся по доле акций, находящихся в федеральной собственности, на три группы: в интервале 25-50%, свыше 50% и «золотая акция» (т.е. предприятия, в отношении которых Российская Федерация обладает специальным правом на участие в управлении).

Отдельно выделяются акционерные общества, включенные в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р [4]. Речь идет, например, о таких знаковых предприятиях, как авиакомпания «Аэрофлот - российские авиалинии», акционерное общество «ДОМ.рф», «Внешторгбанк», «Газпром», «Роснефть» и др. Внимательный анализ данного Постановления в редакции 2019 г. показывает, что большинство акционерных обществ, включенных в него первоначально, к настоящему времени исключены.

Казначейство России представляет в данной группе сведения о доходах в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации.

В свою очередь, органы государственной статистики предоставляют сведения о доли акционерных обществ, завершивших финансовый год с прибылью или убытком, по размеру пакета акций и по видам экономической деятельности.

Новым показателем в системе статистического наблюдения является показатель «Количество профессиональных директоров, избранных в органы управления акционерных обществ» с выделением независимых директоров и профессиональных поверенных, а также в разрезе акционерных обществ, включенных в специальные перечни. Этот показатель отражает новацию, связанную с необходимостью привлечения в органы управления профессионалов и снижения доли государственных служащих в органах управления акционерными обществами до 30% (Приказ Росимущества «О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием РФ» от 25.05.2010. № 129).

Следующая группа показателей характеризует финансово-хозяйственную деятельность акционерных обществ, а именно: размер прибыли в количественных показателях и в сравнении с прошлым годом; стоимость чистых активов; амортизацию основных средств акционерных обществ накопленной величиной; полную учетную стоимость основных фондов; остаточную балансовую стоимость основных фондов; долю полностью изношенных основных фондов в полной учетной стоимости имеющихся основных фондов; кредиторскую и дебиторскую задолженность; фонд оплаты труда акционерных обществ, в том числе по размеру пакета акций и по видам экономической деятельности.

Аналогичным образом рассматриваются показатели, характеризующие деятельность государственных унитарных предприятий, в том числе количество федеральных государственных унитарных предприятий и доля предприятий, завершивших финансовый год с прибылью или убытком, в разрезе видов экономической деятельности и по

86 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 1 (80) -♦

федеральным органам власти, в ведении которых находятся федеральные государственные унитарные предприятия.

В данной группе показателей Федеральное казначейство РФ предоставляет в утвержденные даты сведения о доходах федерального бюджета от перечисления чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий включают прибыль (убыток), стоимость чистых активов, амортизацию основных средств накопленной величиной, полную учетную стоимость основных фондов, кредиторскую и дебиторскую задолженность, среднесписочную численность работников и фонд оплаты труда.

Аналогично представлены показатели финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений. Стоит отметить, что их деятельность характеризует меньшее количество показателей, но эти показатели даются не только в разрезе видов экономической деятельности и по федеральным органам власти, в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, но и по организационно-правовым формам (выделяются федеральные государственные автономные, бюджетные и казенные учреждения). Казначейство России отвечает за сбор сведений, касающихся амортизации основных средств, полной учетной стоимости основных фондов и остаточной балансовой стоимости основных фондов по федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям, в том числе бюджетным и автономным учреждениям. При этом среди анализируемых показателей отсутствуют расходы на содержание имущества и/или производственные издержки.

Третья группа показателей, характеризующих эффективность управления государственным имуществом, - это данные о приватизации федерального имущества. За предоставление этих сведений отвечает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Казначейство РФ. Федеральное казначейство РФ предоставляет сведения о поступлениях в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ доходов от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся соответственно в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, как в абсолютных показателях, так и в процентах к предыдущему году. В свою очередь, Росимущество аккумулирует данные о ходе выполнения плана (программы) приватизации федерального имущества; анализирует долю состоявшихся продаж федерального имущества в числе объектов федерального имущества, собирает данные по количеству федеральных государственных унитарных предприятий, преобразованных в

акционерные общества с государственным участием, в числе предприятий, в отношении которых в отчетном году были приняты решения об условиях приватизации, а также данные по общему количеству интегрированных структур, формирование которых завершено в отчетном году. В этой группе показателей отдельно выделяются сведения о доле объектов федерального имущества, проданных с использованием системы электронных торгов.

Четвертая группа показателей охватывает сведения об управлении объектами федерального недвижимого имущества, за исключением земельных участков. Росимущество предоставляет сведения о количестве таких объектов, находящихся в государственной казне РФ и учтенных в реестре федерального имущества. Казначейство РФ предоставляет отчетность по величине доходов федерального бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов власти и созданных ими учреждений, и от сдачи в аренду объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной казне РФ. Как и в предыдущей группе показателей, здесь представлены сведения о процентном соотношении торгов по продаже права на заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, информация о проведении которых размещена на специализированной площадке www.torgi.gov.ru, к общему количеству.

Обширный перечень показателей в указанной системе показателей должен в совокупности помочь оценить эффективность управления находящимися в федеральной собственности земельными участками. Большинство сведений предоставляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В первую очередь это площадь земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и их стоимость. Также земельные участки представлены по категориям: те, что находятся в государственной казне РФ; те, что переданы федеральным государственным унитарным предприятиям на праве аренды; те, что переданы федеральным казенным предприятиям или федеральным государственным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Отдельно выделяются земельные участки, зарегистрированные в собственности РФ в отчетном году и в динамике к предыдущему году. Предоставляются данные о количестве, площади и стоимости выбывших из федеральной собственности и принятых в федеральную собственность земельных участков. Федеральное казначейство РФ предоставляет данные о доходах от продажи земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, и доходах, полученных в виде арендной платы, и средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности.

При этом Казначейство РФ формирует данные на основании показателей бюджетной отчетности

НБЫ1994-5094 ♦-

87 -♦

об исполнении федерального бюджета и бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Наконец, последняя группа показателей необходима для анализа процессов перераспределения федерального недвижимого имущества, в том числе между различными уровнями публично-правовых образований. Это показатели количества объектов недвижимого имущества и их балансовой стоимости, переданных из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, и в обратном направлении.

Стоит также обратить внимание, что из всех выделяемых в специальной литературе видов эффективности [2] данная система показателей возможна к применению только при оценке коммерческой (финансовой) эффективности, которая отражает изменение рыночной стоимости объектов недвижимости, прибыль или убытки, приведенные потоки финансовых затрат и результатов, динамику арендных платежей и др.), и бюджетной эффективности, которая отражает полученные доходы от государственной собственности для бюджетов соответствующих уровней.

Сложность оценки эффективности управления государственным имуществом, таким образом, объясняется разнообразием объектов оценки (основные фонды, земельные участки, недвижимое имущество), достаточно запутанной системой межведомственного взаимодействия, когда разные организации имеют представления о разных сторонах функционирования разнородных объектов, представленных в разнообразных организационно-правовых формах. Оценку эффективности управления государственным имуществом можно про-

изводить только дифференцированно, исходя из целей и задач государства и результативности конкретной государственной функции [1, с. 95]. Приоритетным при совершенствовании статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом является понимание, как в дальнейшем будут использованы данные ресурсы государственной собственности, как соотносятся между собой предшествующие расходы на их создание и содержание и текущие доходы, каковы могут быть прогнозные значения доходов от реализации этих объектов и каким образом происходит перераспределение между различными уровнями публично-правовых образований. Безусловно, это задачи высокой сложности, в особенности если учесть, что одни и те же объекты могут вовлекаться в решение различных задач государственного управления.

1. ИгнатоваМ.С. Эффективность управления государственным имуществом в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2017. Вып. 17. № 1. С. 90-95.

2. Кошкин Л.И., Соловьев М.М. Управление недвижимым имуществом: эффективность и результативность // Управление собственностью. 2004. № 4. С. 10-18.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 № 72 «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 г. № 91-р (ред. от 26.10.2019) «О перечне акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.