Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие в интересах обороны: состояние, проблемы и пути их решения'

Межведомственное взаимодействие в интересах обороны: состояние, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Оборона / межведомственное взаимодействие в интересах обороны / военная организация государства / концепция межведомственного взаимодействия в области обороны / система межведомственного взаимодействия / информационное пространство межведомственного взаимодействия / Defense / interdepartmental coordination for national defense / military organization of the government / interdepartmental coordination concept in the defense field / interdepartmental coordination system / interdepartmental coordination information infrastructur

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новожилов Виктор Валерьевич, Мажуга Сергей Николаевич, Соловьёв Игорь Владимирович

Определяются содержание и сущность межведомственного взаимодействия. Дается определение ключевых понятий в предметной области «межведомственное взаимодействие». Формулируются цель, задачи, принципы, уровни и формы межведомственного взаимодействия, а также основные направления совершенствования межведомственного взаимодействия в области обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новожилов Виктор Валерьевич, Мажуга Сергей Николаевич, Соловьёв Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdepartmental Cooperation for Defense: Status, Problems and Solutions

The paper provides a clear definition of interdepartmental interaction and the key concepts related to interdepartmental cooperation in the field of defense. It sets forth the purpose, objectives, principles, levels, and forms of interdepartmental interaction, and outlines the primary directions for enhancing interdepartmental collaboration.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие в интересах обороны: состояние, проблемы и пути их решения»

Межведомственное взаимодействие в интересах обороны: состояние, проблемы и пути их решения

Генерал-лейтенант В.В. НОВОЖИЛОВ

Полковник С.Н. МАЖУГА, кандидат военных наук

Капитан 1 ранга в отставке И.В. СОЛОВЬЁВ, доктор технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Определяются содержание и сущность межведомственного взаимодействия. Дается определение ключевых понятий в предметной области «межведомственное взаимодействие». Формулируются цель, задачи, принципы, уровни и формы межведомственного взаимодействия, а также основные направления сов ершенств ования межв едомств енного взаимодействия в области обороны.

The paper provides a clear definition of interdepartmental interaction and the key concepts related to interdepartmental cooperation in the field of defense. It sets forth the purpose, objectives, principles, levels, and forms of interdepartmental interaction, and outlines the primary directions for enhancing interdepartmental collaboration.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Оборона, межведомственное взаимодействие в интересах обороны, военная организация государства, концепция межведомственного взаимодействия в области обороны, система межведомственного взаимодействия, информационное пространство межведомственного взаимодействия.

Defense, interdepartmental coordination for national defense, military organization of the government, interdepartmental coordination concept in the defense field, interdepartmental coordination system, interdepartmental coordination information infrastructure.

АНАЛИЗ состояния межведомственного взаимодействия в интересах обороны государства* (далее — оборона) характеризует его как трудоемкую, системообразующую функцию государственного и военного управления. На сегодняшний день эти задачи в интересах обороны решаются в рамках находящейся в развитии и стабильно функционирующей системы межведомственного взаимодействия.

* Оборона государства — система политических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «Об обороне»).

Министерством обороны Российской Федерации в условиях нарастающего объема внешних по отношению к России опасностей и угроз придан новый импульс развитию и совершенствованию этой системы, объединяющей в единое информационное пространство соответствующие органы государственного и военного управления, госкорпорации и организации для решения задач в области обороны. Ответственность за выполнение данных мероприятий возлагается на Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

За истекший период удалось создать основу нормативной правовой базы, закрепленной указами и распоряжениями Президента Российской Федерации1'2'3, которые определили:

• состав участников системы межведомственного взаимодействия при решении задач в области обороны (160 участников);

• регламенты и порядок информационного обмена с задействованием информационных систем федеральных органов исполнительной власти (заключены двусторонние соглаше-

ния с 45 федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), 2 госкорпорациями и 2 организациями; всего 49 участников, подписавших двусторонние соглашения; 84 двусторонних соглашения об информационном взаимодействии c органами исполнительной власти (ОИВ) субъектов Российской Федерации и военными округами, а также с ОСК Северный Флот);

• роль и место в системе межведомственного взаимодействия национального центра управления обороной (НЦУО) РФ и других государственных органов.

Сформирована организационно-техническая основа системы межведомственного взаимодействия в интересах обороны, а именно:

а) в части организационных основ — за каждым министерством, ведомством, госкорпорацией закреплен соответствующий ее профилю и содержанию деятельности центральный орган военного управления; определены уполномоченные ФОИВ для осуществления межведомственного взаимодействия в интересах обороны, выделены и оборудованы места для их работы в НЦУО РФ;

б) в части технической основы созданы и функционируют: система распределенных залов НЦУО РФ для обеспечения выработки управленческих решений; программно-аппаратный комплекс НЦУО РФ; система Web «Портал», включающая сервисы: ГИС-портал межведомственного информационного взаимодействия; интерфейс паспорта ФОИВ на базе Web «Портала»; информационный обмен

по электронной почте; конфиденциальная защищенная видеосвязь с министерствами и ведомствами; межведомственная сеть передачи данных.

Кроме того используются: государственная фельдъегерская служба Российской Федерации; система документированной связи «Атлас»; информационно-расчетная система, обеспечивающая передачу текстовой и графической информации.

В целом основные усилия по созданию и развитию системы межведомственного взаимодействия в истекший период сосредоточивались на определении состава участников межведомственного взаимодействия (ФОИВ и других федеральных органов, федеральных госкорпораций и организаций, ОИВ субъектов Российской Федерации, ситуационных, региональных и территориальных центров управления), отработке парных связей участников межведомственного взаимодействия с НЦУО РФ, создании необходимой электронной информационной инфраструктуры в этих целях.

В меньшей степени уделялось внимание проработке задач, форм и способов совместной деятельности групп участников взаимодействия по плановым и вновь возникавшим внеплановым задачам, включая их координацию в области межведомственного взаимодействия в интересах обороны.

Анализ результатов в области межведомственного взаимодействия в интересах обороны показал, что, несмотря на достигнутые показатели, имеются проблемы, требующие решения.

В области теории межведомственного взаимодействия следует выделить наличие множества разрозненных, не взаимоувязанных, а зачастую противоречивых теоретических положений. Не обоснованы границы и не структурирована система меж-

ведомственного взаимодействия. Отсутствуют теоретические положения по формированию и развитию информационного пространства и информационной инфраструктуры межведомственного взаимодействия в области обороны. Не разработан методический аппарат, позволяющий оценить оперативность и качество результатов межведомственного взаимодействия.

Не определены понятия «межведомственное взаимодействие» и «система межведомственного взаимодействия», не раскрыт их содержательный аспект. Нет единого мнения относительно принципов, видов, форм и способов межведомственного взаимодействия. Не очерчены границы и должным образом не структурирована система межведомственного взаимодействия. Отсутствуют теоретические положения по формированию и развитию информационного пространства и информационной инфраструктуры межведомственного взаимодействия в интересах обороны. Существующий методический аппарат организации межведомственного взаимодействия в интересах обороны не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня. Таким образом, сформировалась проблема разработки теории межведомственного взаимодействия.

В области нормативного правового регулирования нет надлежащей системы и отсутствуют общие правовые установления в интересах межведомственного взаимодействия4. На сегодняшний день документы стратегического планирования, стратегий, концепций в области межведомственного взаимодействия в интересах обороны не разработаны. Результаты анализа нормативно-правовой базы показывают, что не в полном объеме и без необходимой детализации сформулированы основные правовые основания для вступления

ФОИВ в межведомственное взаимодействие. Не установлен общий порядок и не определены условия реализации межведомственного взаимодействия.

Система межведомственного взаимодействия рассматривается вне контекста систем государственного и военного управления. Информационное пространство системы межведомственного взаимодействия характеризуется разрывностью, очаговой структурой и наличием межведомственных информационных «швов». Кроме того, до настоящего времени не решен вопрос ведомственной разобщенности информационных систем с неунифицированным и не-интегрированным информационным и программным обеспечением, а также подготовкой специалистов государственного и военного управления по учебным программам, не содержащим теоретических основ межведомственного взаимодействия в интересах обороны.

На современном этапе для организации межведомственного взаимодействия в области обороны отсутствует уполномоченный орган, осуществляющий формирование, упорядочение, надзор, регулирование, контроль деятельности создаваемых и функционирующих матричных функционально-ориентированных по видам и направлениям деятельности постоянных или временных организационных структур с координационно-рекомендательно-согласующими полномочиями, а в отдельных случаях — с полномочиями регулирования и управления. Единственным повседневным органом управления Минобороны России, наделенным ограниченными полномочиями и осуществляющим оперативную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в интересах обороны, является НЦУО РФ.

В целом межведомственное взаимодействие в области обороны зачастую строится на неформальных связях и принципе «взаимодействие по усмотрению», что существенно снижает оперативность и качество управления военной организацией государства. При этом применяемые формы и способы согласования совместной деятельности и интересов участников взаимодействия не всегда адекватны сложности стоящих проблем, одни и те же задачи решаются каждый раз по-разному, а отношения не носят регламентированного характера. Кроме того, определение целей и задач в каждом конкретном случае зависит от непосредственного решения должностных лиц органов государственной власти и органов военного управления, наделенных данным правом.

Таким образом, исходя из наличия перечисленных частных проблем в теории межведомственного взаимодействия, нормативном правовом регулировании и системе межведомственного взаимодействия, можно говорить о наличии актуальной и значимой комплексной проблемы развития и совершенствования современной целостной системы межведомственного взаимодействия.

В статье предложены новые подходы к пониманию сущности и содержания межведомственного взаимодействия в интересах обороны, а также изложен концептуальный подход к решению накопившихся системных проблем в этой области.

Основным содержанием управленческой деятельности в интересах обороны на федерально-стратегическом уровне управления является принятие военно-стратегических решений. Процесс принятия военно-стратегических решений всегда включает межведомственное, а точнее межинституциональное, взаимодействие. Под межинституциональ-

ным взаимодействием понимается взаимодействие между институтами власти, конституционными институтами, институтами государственной исполнительной власти. Очевидно, что объем этого понятия несколько шире, чем межведомственное взаимодействие, и включает его в себя.

Отличительными особенностями межинституционального взаимодействия являются согласование потребностей и мотивов совместной деятельности, взаимоувязка процессов целеполагания, стратегического планирования, формирование единого понимания предметов взаимодействия, сущности возникающих проблемных ситуаций и установление устойчивых регламентированных горизонтальных межинституциональных связей.

Эти особенности существенно с точки зрения механизмов реализации отличают межинституциональное взаимодействие от внутриинституционального или внутриведомственного взаимодействия, осуществляемого по результатам целеполагания на основе вертикальных иерархических связей и позволяющего выполнять совместные, согласованные, скоординированные действия на основе уже поставленных целей, задач.

Межинституциональное взаимодействие наряду с управленческой деятельностью институтов федеральной государственной исполнительной власти является самостоятельным видом деятельности, ее дополняющим, в то время как вну-триинституциональное взаимодействие — одна из важнейших системных функций управленческой деятельности таких институтов.

Межинституциональное взаимодействие организуется с использованием матричных функционально-ориентированных по видам и направлениям деятельности постоянных или вре-

менных организационных структур с координационно-рекомендательно-согласующими полномочиями, упорядочивающими горизонтальные межведомственные связи и гармонично сочетающимися с традиционными иерархическими (командно-штабными) организационными структурами, характерными для вну-триинституционального внутриведомственного взаимодействия и не подменяющими их.

Таким образом, в межинституциональном взаимодействии акценты деятельности смещены в область совместной предметизации факторов, опасностей, угроз и мер, скоординированного выявления реальных потребностей в области обороны и установления мотивов межведомственной деятельности, а также взаимоувязки процессов целеполага-ния, стратегического планирования, формирования единого понимания предметов межведомственного взаимодействия. Очевидно, что такие акценты приводят к специфическим формам и способам деятельности в части установления устойчивых регламентированных горизонтальных межинституциональных связей, форм организации совместной работы, состава и структуры информационных ресурсов.

Следовательно, межинституциональное взаимодействие — это непрерывный организованный процесс деятельности институтов власти, конституционных институтов, институтов государственной исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями, обеспечивающий совместное выполнение задач.

Частным случаем межинституционального взаимодействия является межведомственное взаимодействие, представляющее собой непрерывный организованный процесс деятельности федеральных органов исполни-

тельной власти, наделенных государственно-властными полномочиями, обеспечивающий совместное выполнение задач.

Сущность межведомственного взаимодействия состоит в создании благоприятных условий и инициации совместной, взаимоувязанной, взаимообусловленной активности федеральных и региональных институтов исполнительной власти для удовлетворения насущных потребностей практики и выполнения задач, требующих совместного решения.

Содержание межведомственного взаимодействия составляет организованное сотрудничество и обменные информационные процессы для согласования концептосфер федеральных и региональных органов исполнительной власти в части предметизации, мотивов и целепо-лагания по общим для этих институтов задачам и мерам по предметам деятельности.

Принципами межведомственного взаимодействия являются5А7:

• предметность — заключается в наличии конкретных направлений, задач и мероприятий, реализующихся в соответствующих формах и способах взаимодействия;

• непрерывность — предполагает, что органы государственного и военного управления должны постоянно планировать и комплексно осуществлять военные, социальные, правовые и иные меры по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;

• организационно-правовая регламентация — предполагает, что права и функциональные обязанности, последовательность и содержание работы органов государственного и военного управления определяются в нормативной и правовой базе Российской Федерации;

• распределение сфер ответственности — предполагает назначение конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках их компетенции, а также разграничение компетенции между участниками межведомственного взаимодействия;

• системность — определяет порядок формирования отношений между субъектами системы межведомственного взаимодействия посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;

• результативность — предполагает своевременность и полноту решения совместных задач в области обороны.

Исходя из изложенного, введем определения ряда ключевых понятий межведомственного взаимодействия.

Под межведомственным взаимодействием в интересах обороны понимается скоординированная деятельность органов государственного и военного управления, государственных корпораций и организаций, органов местного самоуправления для создания условий оперативной и качественной реализации организационных, технических, социальных, правовых и иных мер по решению совместных задач в интересах обороны Российской Федерации.

Межведомственное взаимодействие прежде всего организуется для достижения конкретного результата, что является одним из главных факторов упорядоченности деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств. От того, насколько правильно выбрана цель, насколько четко она сформулирована, зависит результат.

Следовательно, цель межведомственного взаимодействия в интересах обороны заключается в создании благоприятных условий и усилении координации деятельности органов

государственного и военного управления, государственных корпораций и организаций, органов местного самоуправления по решению совместных задач в интересах обороны Российской Федерации.

Цель межведомственного взаимодействия достигается выполнением следующих задач:

а) обеспечение органами Министерства обороны планирования и организации сотрудничества, согласования и координации деятельности участников взаимодействия в интересах разработки и исполнения военных, социальных, правовых и иных мер по решению совместных задач в интересах обороны Российской Федерации;

б) осуществление информационно-аналитической деятельности по выявлению проблем, требующих совместного решения в области обороны, и прогноза вариантов их развития;

в) совершенствование нормативной и правовой базы, регламентирующей деятельность органов государственного и военного управления, государственных корпораций и организаций, органов местного самоуправления;

г) обеспечение подготовки и реализации совместных мероприятий с определением форм и способов выполнения задач;

д) обеспечение механизма межведомственного взаимодействия;

е) оперативное взаимное информирование об изменениях военно-политической обстановки и оперативное реагирование на кризисную ситуацию участников (субъектов) межведомственного взаимодействия;

ж) регламентированный обмен информацией о текущей и прогнозируемой военно-политической обстановке, состоянии военной организации, возможностях экономики Российской Федерации применительно к решению задач обороны;

з) осуществление совместной подготовки специалистов, обмен профессиональным опытом и профессиональными кадрами;

и) совершенствование и обеспечение системы межведомственного взаимодействия в интересах обороны;

к) контроль выполнения совместных задач и обеспечение оказания своевременной и необходимой помощи.

Система межведомственного взаимодействия в области обороны представляет собой совокупность органов государственного и военного управления, государственных корпораций и организаций, органов местного самоуправления; национального, ситуационных, региональных и территориальных центров управления; образовательных и научных учреждений, а также информационной инфраструктуры и информационного пространства и участников (субъектов) межведомственного взаимодействия в интересах обороны.

Система межведомственного взаимодействия должна обеспечивать выполнение следующих функций:

• разграничение полномочий и функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной деятельности;

• определение конкретных исполнителей, закрепление за ними перечня мероприятий в рамках компетенции, выработанного при согласовании регламента взаимодействия по соответствующему вопросу;

• активное и ответственное исполнение регламента межведомственного взаимодействия;

• исключение дублирования постоянных и временных организационных структур и действий в межведомственном взаимодействии, в том числе в ходе сбора и обработки информации об изменении военно-политической обстановки;

• обеспечение конфиденциальности информации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации на Минобороны России возлагаются функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обороны. Исходя из этого, под организацией межведомственного взаимодействия в интересах обороны понимают целенаправленную деятельность Министерства обороны Российской Федерации по установлению порядка выполнения совместных задач органов государственного и военного управления, государственных корпораций и организаций, органов местного самоуправления по обеспечению непрерывного взаимодействия в интересах разработки военных, социальных, правовых и иных мер по решению совместных задач в интересах обороны Российской Федерации.

Функционирование системы межведомственного взаимодействия осуществляется в информационном пространстве межведомственного взаимодействия в области обороны на основе существующей информационной инфраструктуры и собственно технической основы межведомственного взаимодействия.

Информационное пространство межведомственного взаимодействия в области обороны — обособленная в пределах военной организации государства область, в которой обращаются информационные ресурсы со специфицированными правилами создания, хранения, транспортировки и потребления, едиными стандартами представления, визуализации и непосредственного (прозрачного) компетентного доступа пользователей к этим ресурсам.

Информационная инфраструктура межведомственного взаимодействия в области обороны — составная часть информационной инфраструктуры Российской Федерации, включающая совокупность объектов ин-

форматизации, информационных фондов, информационных систем, сайтов в сети Интернет и сетей связи участников межведомственного взаимодействия в интересах обороны.

Техническая основа межведомственного взаимодействия в области обороны — совокупность организованных во времени и пространстве информационных и телекоммуникационных систем, систем связи для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия в интересах обороны.

Ключевыми структурными элементами механизма межведомственного взаимодействия выступают: орган государственного или военного управления, на который возлагается координация межведомственного взаимодействия; состав группы участников межведомственного взаимодействия; формы и способы межведомственного взаимодействия; требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме; порядок и содержание выполнения совместной деятельности; порядок осуществления контроля и оценки результатов совместной деятельности.

По тематике и содержанию совместной деятельности межведомственное взаимодействие организуется, как правило, при координирующей роли одного государственного или военного органа управления, уполномоченного решать задачи в данной области на различных уровнях:

• межуровневое — основано на подчинении неравных между собой по статусу органов государственного и военного управления;

• одноуровневое — реализуется равными по статусу и не подчиненными друг другу органами государственного и военного управления;

• региональное (муниципальное) — представляет собой взаимодействие

региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• смешанное — предусматривает межуровневые и межстатусные виды взаимодействия;

• специфическое — реализуется на основе партнерских, договорных и регламентированных отношений.

Вид межведомственного взаимодействия характеризует отношения между участниками группы и определяет процесс обмена действиями и различными видами информации. К видам межведомственного взаимодействия относятся: координация (по целям, задачам, мероприятиям); сотрудничество (совместная работа над документами, над реализацией мероприятий), синхронизация (по це-

Предложенные формы предусматривают вариативность их использования и могут дополняться и адаптироваться в зависимости от

лям, задачам, мероприятиям с учетом времени исполнения); согласование (целей, задач, мероприятий, планов по именованию и содержанию); информирование (осведомление) об обстановке (событиях, фактах) и выполнении целей, задач, мероприятий, планов; поддержание информационного соответствия участников взаимодействия (когнитивных пространств участников взаимодействия и информационных ресурсов); информационный обмен между участниками взаимодействия.

Виды межведомственного взаимодействия реализуются в основных формах организационного, информационного взаимодействия и формах межведомственного применения войск, сил и средств (табл.).

стоящих задач и специфики конкретных направлений межведомственного взаимодействия в области обороны.

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы межведомственного взаимодействия

Организационные формы Информационные формы Формы применения войск, сил и средств

Комиссия; совет; координационный совет (по проблеме); координационный штаб (по проблеме, по направлению деятельности или географическому набавлению); межведомственная рабочая группа (по задаче, по группе объектов управления); совещание (по текущим проблемам или текущим задачам); учебная группа (в системе подготовки) Информационный обмен; видеоконференции; рассылки (циркулярные, циркулярно- избирательные, избирательные — активный вариант); витрины данных (пассивный вариант); запросно-ответная форма в соответствии с компетентным доступом; дайджесты, рефераты, бюллетени; новостные ленты; электронный документооборот; игровые формы в электронной среде обучения; лекционно-семинарские формы дистанционного обучения Совместные кампании, операции, действия и акции; меры; мероприятия

Формы организационного, информационного взаимодействия и формы межведомственного применения войск, сил и средств обеспечиваются планомерно действующим механизмом его организационно-правовой реализации.

На наш взгляд, совершенствование межведомственного взаимодействия в области обороны на средне-и долгосрочную перспективы зависит от своевременного и качественного решения теоретических, правовых и системных проблем по следующим основным перспективным направлениям.

Первое направление — развитие теоретических положений межведомственного взаимодействия, предусматривает:

а) совершенствование понятийно-категориального аппарата, принципов, видов, форм и способов межведомственного взаимодействия, а также разработку соответствующего научно-методического аппарата (методов, методик, алгоритмов, механизмов);

б) обоснование функционально-ориентированных по видам и направлениям деятельности организационных структур с координационно-рекомендательно-согласующими полномочиями;

в) развитие и поддержание системы межведомственного взаимодействия в области обороны;

г) обоснование теоретических положений по формированию и развитию информационного пространства, информационной инфраструктуры, технической основы межведомственного взаимодействия в области обороны с учетом мер информационной безопасности;

д) разработку стандарта и уточнение основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования в части включения в них теоретических основ межве-

домственного взаимодействия в области обороны.

Развитие теоретических положений межведомственного взаимодействия предусматривает переход от сугубо ведомственных исследований к комплексным в форме подготовки научных трудов, издаваемых в соответствующих рецензируемых изданиях федеральных органов исполнительной власти, выполнения научно-исследовательских работ и диссертационных исследований.

Второе направление — совершенствование нормативной и правовой базы, регламентирующей межведомственное взаимодействие, предусматривает:

а) обоснование нормативно-правового регулирования межведомственного взаимодействия в интересах обороны;

б) разработку правовых оснований для вступления федеральных органов исполнительной власти в межведомственное взаимодействие в интересах обороны;

в) обоснование общего порядка и регламентов межведомственного взаимодействия в интересах обороны.

Формирование и развитие единой системы нормативно-правового регулирования межведомственного взаимодействия осуществляется в ходе совместной нормотворческой деятельности участников межведомственного взаимодействия в области обороны.

Третье направление — совершенствование системы межведомственного взаимодействия, предусматривает:

а) своевременное выявление проблем в области обороны и оперативное совместное их решение, а также прогнозирование и предотвращение конфликтных ситуаций;

б) разработку документа в области федеральной политики межведомственного взаимодействия военной организации государства в интересах стратегического планирования;

в) подготовку специалистов государственного и военного управления по программам дополнительного профессионального образования и научных кадров, являющуюся важным направлением совершенствования системы межведомственного взаимодействия в области обороны, проводить и далее на базе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Развитие и обеспечение функционирования системы межведомственного взаимодействия в области обороны возлагается на Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

Четвертое направление — развитие форм и способов межведомственного взаимодействия, предусматривает:

а) переход от ведомственных форм и способов к созданию системы форм межведомственного применения разноведомственных группировок войск, сил и средств. При этом совместное решение задач зависит не только от самостоятельного применения войск, сил и средств в рамках достижения ведомственных целей, но и от усиления координации участников межведомственного взаимодействия под руководством ответственного органа государственного или военного управления на этапах развития военно-политической обстановки;

б) формирование на базе системы форм применения Вооруженных Сил Российской Федерации под руководством Генерального штаба системы форм совместных действий и межведомственного применения разноведомственных группировок войск, сил и средств.

Пятое направление — развитие информационного пространства и информационной инфраструктуры межведомственного взаимодействия, предусматривает:

а) разработку федеральной целевой программы в интересах развития информационной инфраструктуры системы межведомственного взаимодействия для решения задач в области обороны государства;

б) модернизацию и развитие технической основы межведомственного взаимодействия.

Развитие информационного пространства и информационной инфраструктуры межведомственного взаимодействия на основе и во взаимосвязи с действующей Государственной программой вооружения и ведомственными планами развития.

Наибольшие риски при реализации перспективных направлений совершенствования межведомственного взаимодействия в области обороны, по нашему мнению, связаны с полноценной и своевременной реализацией комплекса мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и информационного пространства, обеспечению функционирования и созданию единой нормативно-правовой базы системы межведомственного взаимодействия.

Особую трудность в реализации перспективных направлений совершенствования межведомственного взаимодействия в области обороны представляет преодоление ведомственных барьеров.

Предложенное авторами стратегическое видение системной трансформации межведомственного взаимодействия в интересах обороны, основанного на парных связях, в межинституциональное полносвязанное взаимодействие институтов военной организации Российской Федерации базируется на новом подходе, суть которого заключается в усилении координации совместной деятельности институтов военной организации Российской Федерации на основе комплексного развития форм межинституционального взаимодействия

с одновременным внедрением платформенных решений, что позволит повысить качественные характеристики информационного пространства и придать новые возможности информационной инфраструктуре межинституционального взаимодействия.

При этом, по нашему мнению, в развитии информационной инфраструктуры межведомственного взаимодействия ключевую роль будут играть сквозные цифровые технологии, прежде всего технологии системы распределенного реестра и технологии искусственного интеллекта, включающие субтехнологии: обработку естественного языка, рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, полагаем целесообразным в ближайшее время создать и реализовать механизм планирования и проведения комплексных межве-

домственных научных исследований и сформировать единую систему нормативной правовой базы межведомственного взаимодействия в интересах обороны, что позволит создать благоприятные условия для развития теоретических основ и развития единой системы нормативного правового регулирования в этой области.

Во-вторых, основные усилия требуется сосредоточить на развитии системы межведомственного взаимодействия, что позволит при решении совместных задач в области обороны усилить координацию деятельности органов государственного и военного управления. Приоритетом в развитии этой системы является совершенствование форм и способов межведомственного взаимодействия в интересах решения совместных задач в области обороны с учетом уровня развития информационного пространства и информационной инфраструктуры межведомственного взаимодействия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 601 «О порядке сбора информации по вопросам обороны Российской Федерации и обмена этой информацией».

2 Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. № 441 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и организаций, участвующих в решении задач по обеспечению обороны страны».

3 Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 161-рп «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и организаций, взаимодействующих при решении задач по обеспечению обороны страны в Нацио-

нальном центре управления обороной Российской Федерации».

4 Замолоцких Ю.Н. Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти РФ: теория, практика, перспективы развития: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 18 с.

5 Соловьев И.В., Злобин С.М. Информационное взаимодействие в сложных антропогенных системах // Военная Мысль. 2017. № 12. С. 59—64.

6 Соловьев И.В., Злобин С.М. Политика межведомственного взаимодействия — одно из важнейших направлений в решении задач обороны государства // Военная Мысль. 2018. № 7. С. 15—20.

7 Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Со-лохов И.В. Проблемы научно-методического обеспечения межведомственного информационного взаимодействия // Военная Мысль. 2017. № 12. С. 45—51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.