Научная статья на тему '«СОСРЕДОТОЧИТЬ ВСЮ ПОЛНОТУ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ...». ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ'

«СОСРЕДОТОЧИТЬ ВСЮ ПОЛНОТУ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ...». ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СССР / ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБОРОНА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жирков Павел Александрович, Осипенков Михаил Николаевич

Предметом исследования данной статьи является история развития межведомственного взаимодействия по вопросам обороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CONCENTRATING THE FULLNESS OF POWER IN THE STATE...». DOMESTIC HISTORICAL EXPERIENCE OF INTERDEPARTMENTAL COOPERATION IN THE DEFENSE AREA

The subject of research here is the history of progress in interdepartmental interaction on issues of national defense.

Текст научной работы на тему ««СОСРЕДОТОЧИТЬ ВСЮ ПОЛНОТУ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ...». ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ»

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО_

П.А. ЖИРКОВ, P.A. ZHIRKOV,

М.Н. ОСИПЕНКОВ M.N. OSIPENKOV

«СОСРЕДОТОЧИТЬ ВСЮ ПОЛНОТУ ВЛАСТИ

В ГОСУДАРСТВЕ...»

Отечественный исторический опыт межведомственного взаимодействия

в оборонной сфере

«CONCENTRATING THE FULLNESS OF POWER

IN THE STATE.»

Domestic historical experience of interdepartmental cooperation in the defense area

Сведения об авторах. Жирков Павел Александрович — старший научный сотрудник Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, подполковник, кандидат технических наук (Москва. E-mail: gizmoxa@mail.ru);

Осипенков Михаил Николаевич — заместитель начальника научно-исследовательского управления Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, полковник, кандидат технических наук, доцент (Москва. E-mail: mosipenkov@mail.ru).

Аннотация. Предметом исследования данной статьи является история развития межведомственного взаимодействия по вопросам обороны государства.

Ключевые слова: Россия; СССР; Вооружённые силы; межведомственное взаимодействие; оборона государства.

Information about authors. Pavel Zhirkov — Senior Researcher at the Military Institute of National Defense Administration of the RFAF General Staff Military Academy, Lieutenant-Colonel, Cand. Sc. (Tech.) (Moscow. E-mail: gizmoxa@mail.ru);

Mikhail Osipenkov — Deputy Head of the Research Directorate of the Military Institute of National Defense Administration at the RF AF General Staff Military Academy, Colonel, Cand. Sc. (Tech.) (Moscow. E-mail: mosipenkov@mail.ru).

Summary. The subject of research here is the history of progress in interdepartmental interaction on issues of national defense.

Keywords: Russia; USSR; Armed Forces; interdepartmental interaction; defense of the state.

Межведомственное взаимодействие

стало частью накопленного в нашей стране многовекового опыта участия различных структур государственного управления в решении оборонных задач после создания ведомств — путей1 в XII веке и казны2 в XIV веке, центральных ведомств — дворцов3 в середине XV века и с конца того же века системы государственных ведомств — приказов4, сменённых в XVIII веке коллежской системой5 — предшественницей действующей в нашей стране третье столетие министерской системы государственного управления. Начало ей положила министерская реформа 1802 года6. Образование министерств в основном завершилось манифестом императора Александра I «О разделении государственных дел на особые управления» от 25 июля (6 августа) 1810 года и его законодательным актом от 25 июня (7 июля) 1811 года «Общее учреждение министерств», действовавшими с незначительными изменениями до 1917 года7.

8(20) сентября 1802 года Александр I манифестом «Об учреждении министерств» провозгласил разделение государственных дел «сообразно естественной их связи между собою... на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство»: «1) военных сухопутных; 2) морских сил; 3) иностранных дел.

4) .юстиции; 5) внутренних дел; 6) финансов; 7) коммерции и 8) народного просвещения»8. В подчинение им передавались ранее самостоятельные центральные учреждения — коллегии, конторы и экспедиции. Министру военных сухопутных сил (с 1808 г. — военный министр) — Военная коллегия (упразднена в 1812 г.9), главе Министерства морских сил (с 1815 г. — Морское министерство) — Ад-миралтейств-коллегия (ликвидирована в 1828 г. в связи с образованием Адмиралтейств-совета)10.

Манифест от 8(20) сентября 1802 года предусмотрел обсуждение министрами дел «в Комитете, составленном единственно из них». Так был учреждён высший совещательный и распорядительный орган при императоре в 1802—1906 гг. — Комитет министров для совместного рассмотрения вопросов, решение которых выходило за пределы полномочий глав отдельных министерств и требовало взаимодействия нескольких центральных ведомств11, т.е. орган межведомственного взаимодействия.

Наряду с другими Комитет рассматривал дела по Военному и Морскому министерствам, требовавшие содействия гражданских ведомств или затрагивавшие правила по гражданскому управлению12. Спектр военных и военно-морских проблем, которые обсуждали и совместно решали главы министерств, представлен в сборнике «Журналы Комитета министров» под заголовком «Обозрение

главнейших предметов, заслушанных в Комитете министров с 1802 по 1810 гг.»13. Их краткое перечисление, озаглавленное «Дела военные», заняло 5 страниц. В этом разделе выделены 3 категории: «1) дела военно-административные, 2) дела военно-хозяйственные или военно-технические и 3) вопросы, относящиеся до военных действий сухопутных и морских»14. Таким образом, уже в первом десятилетии XIX века, с самого начала создания в России министерской системы государственного управления, межведомственное взаимодействие на уровне министров охватывало различные стороны повседневной деятельности, обеспечения и боевых действий армии и флота.

В последующем взаимодействие глав ведомств продолжалось не только в Комитете, но и в образованном Александром II совещательном органе при императоре — Совете министров. С первого заседания 19(31) декабря 1857 года он действовал негласно, был официально учреждён 12(24) ноября 1861 года. Наряду с другими обсуждал военные и военно-морские дела, если они требовали новых расходов, носили межведомственный характер, а также по особым повелениям императора. Созыв Совета министров был прекращён императором Александром III с 11(23) декабря 1882 года15, а Комитет министров продолжал действовать.

Главы министерств с момента их учреждения получили право присутствия в Сенате, по должности входили в Непременный16 и сменивший его Государственный совет, учреждённый указом Александра I от 1(13) января 1810 года. Он в 1810— 1906 гг. был совещательным госучреждением при императоре, в 1906—1917 гг. — законодательным органом, фактически верхней палатой парламента (наряду с нижней палатой — Госдумой). Председатель Госсовета в 1812—1865 гг. одновременно был председателем Комитета министров. Его и членов Госсовета назначал император из наиболее опытных государственных и военных деятелей. Госсовет состоял из Общего собрания и департаментов, в том числе — военных дел (в 1810—1854 гг.), обсуждал или по указу императора готовил законопроекты, рассматривал проекты росписи (смет) государственных доходов и расходов, сметы отдельных ведомств и другие вопросы. С 1842 года представлял царю заключения по делам, при решении которых в Общем собрании Сената не набралось большинства голосов или не было достигнуто согласие Сената с Минюстом, а также по вызывавшим разногласия Сената с Военным советом и Адмиралтейств-советом17.

Наибольший интерес представляет отечественный опыт межведомственного взаимодействия в прошлом веке. В первое его десятилетие высшие органы управления государством претерпели изменения. 3(16) февраля 1905 года для подготовки реформ государственного строя, прежде всего создания Госдумы и объединённого правительства, император Николай II возобновил созыв Совета министров и преобразовал в высший исполнительный орган управления государством (правительство) «Высочайшим Манифестом об усовершенствовании государственного порядка» от 17(30) октября 1905 года и императорским указом «О мерах к укреплению единства в дея-

Ъожию ЛилостШ

ли АЖСАНАЯ)лж£

¿(мпс/мгнорь и (сшоос/жсщ бсс/юсси1с ть

н прогял , /< гг/иога* , К ГТ/ЯСЧ«< >.

Mhc.IK.liO ('к„пгт/>у НСХШС4(у вбл/хкнЬш*, Свыи епкпл « г.ювнгь"* * , которую . НЫ пс-

, ¿Г/>с.><л Ц.хрстеобак'Л ■ а<>,<('

с МП I

¡х'шнрхо* //.11/П'/> ¿Ч" <КОЮ .--'М.«пе/1'си>г

Кеторнл стм* .чге />а*моос^а>ка К.АН .../пI*.«*< , ,.(/№<Ут-

ftbl.un б/щгоа.ии /( еетест /!/>снлРеоСк

"-о ^

>< О^п/'гате.!" ел. Нра ва.кк , х:1/чКамн

.УС.'Сн а.К'Т' ((¡/./еклтб !' улСгп/УС^нгпЬ Ось ^/¿есЬ/ч«

1 > ' о

(посаЛн КЬ с<о/Я'Ы<т<.1<у /с сГ.<лго/го сил /и н пнше.ну -

Первая страница манифеста императора Александра I «Об учреждении министерств» от 8(20) сентября 1802 г.

Российский государственный исторический архив.

Ф. 1329. Оп. 1. Д. 252. Л. 74

тельности министерств и главных управлений» от

19 октября (1 ноября) того же года. Новый статус Совмина окончательно закрепили Основные государственные законы 1906 года. Комитет министров был упразднён18.

Одной из первых военных реформ 1905—1912 гг. стало создание нового высшего государственного учреждения19. 8(21) июня 1905 года император утвердил Положение о Совете государственной обороны (СГО), разработанное по его поручению Особым совещанием под председательством великого князя Николая Николаевича, назначенного 10(23) июня главой СГО20. Решение о его учреждении вызвали неудачи в Русско-японской войне 1904—1905 гг., стремление реорганизовать вооружённые силы страны и согласовать деятельность высших звеньев управления государством по вопросам обороны. В первых строках Положения о Совете государственной обороны указано, что он создавался как инструмент укрепления армии, флота и межведомственного взаимодействия для «обеспечения соответственного государственным потребностям и средствам развития Вооружённых сил империи объединения деятельности высшего военного и морского управления и согласования

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

её с деятельностью других правительственных учреждений по вопросам, относящимся к безопасности государства»21.

СГО подчинялся императору. Он назначал председателя Совета, который «по своему званию» был членом Госсовета и Совмина, имел право личного доклада монарху, обращения с запросами к министрам и другим главам ведомств по вопросам, входившим в компетенцию СГО. Главы Военного и Морского министерств были обязаны информировать председателя СГО о важнейших проектах и предложениях, связанных с обороной государства, министр иностранных дел — «обо всём имеющем отношение к государственной обороне»22.

СГО был надведомственным учреждением, наделённым обширными полномочиями. Рассматривал вопросы реорганизации вооружённых сил и координировал действия органов управления армией, флотом, центральных государственных учреждений. К его ведению относились обсуждение общих мероприятий «для развития военного могущества государства», подготовки «всех средств государства на случай войны», «изменений в деятельности военного и морского ведомств, вызываемых особыми условиями», и после утверждения этих мер царём — контроль их выполнения, а также решение проблем межведомственного взаимодействия — «обсуждение и согласование междуведомственных разногласий по вопросам государственной обороны»23.

В СГО входили председатель, 6 постоянных членов по выбору императора и непременные члены по должности — военный министр, управляющий Морским министерством, начальники Главного, с 20 июня (3 июля) 1905 года — Генерального штаба24 и Главного морского штаба, генерал-инспекторы по родам оружия. На правах членов СГО «с высочайшего каждый раз соизволения» в него могли приглашаться другие министры, главноуправляющие (руководители ведомств) и «высшие начальствующие лица армии и флота»25.

Совет, наделённый правом представлять царю предложения и заключения о результатах инспекций, не обладал исполнительной властью. Утверждённые императором постановления СГО выполняли министры, к ведомствам которых они относились.

За время деятельности СГО рассмотрел 72 вопроса и 12(25) августа 1909 года был упразднён26.

Заседание Государственного совета

ХудожникА.И. Корзухин, первая половина XIXв.

В Первую мировую войну Россия вступила не готовой к ней, без плана военно-экономической мобилизации27. В июле 1914 года при Управлении железных дорог был создан «Особый распорядительный комитет по перевозкам военного времени». В августе при Главном интендантстве — «Совещательный комитет по делам заготовления в военное время предметов, необходимых для армии и флота», при Министерстве торговли и промышленности — «Центральный распорядительный комитет по топливу». Эти органы по составу и методам руководства были бюрократическими «установлениями», подчинёнными ведомствам. Отсутствие сколько-нибудь серьёзных попыток наладить в широких масштабах военное производство обусловило провал их деятельности28.

Армия столкнулась с ощутимой нехваткой предметов артиллерийского снабжения. «Снарядный голод» на фронтах, с которым связаны неудачи русской армии в 1915 году, наряду с другими причинами был вызван кризисом государственного управления. Он проявился в военной сфере отсутствием единства фронта и тыла, нормативного правового регулирования взаимоотношений высших органов управления государством и вооружёнными силами, их разобщённостью и неэффективностью, конфликтом Ставки Верховного главнокомандующего (ВГК) с правительством и военным министерством, расколом в руководстве армии и поддержкой некоторыми высшими армейскими руководителями оппозиции, её вмешательством в оборонную сферу в интересах частного капитала и для решения своих политических задач в борьбе за власть29.

Неэффективность взаимодействия ведомств между собой и с крупными частными предприятиями, обеспечивавшими нужды обороны, обостряла кризис снабжения армии и диктовала необходимость экстраординарных мер. В январе 1915 года «для установления действительной связи между действующей армией и органами, ведающими изготовлением и снабжением предметами артиллерийского имущества»30, была учреждена Особая распорядительная комиссия по артиллерийской части (ОРК) под председательством генерал-инспектора артиллерии генерала от артиллерии великого князя Сергея Михайловича. У ОРК не было полномочий для решения возложенных на неё задач. Сохранялись прежний порядок заготовительных операций, бюрократизм и неоперативность, разрозненность структур, причастных к организации снабжения действующей армии. Работа Ставки ВГК, Совмина и министерств, Военного министерства и его довольствующих управлений, Главного артиллерийского управления и ОРК координировалась крайне слабо31.

Требовался чрезвычайный полномочный орган. Создать его председатель Госдумы М.В. Родзянко предложил в марте 1915 года Верховному главнокомандующему генералу от кавалерии великому князю Николаю Николаевичу и в мае 1915 года Николаю II на встрече в Ставке ВГК. Главковерх телеграфировал военному министру генералу от кавалерии В.А. Сухомлинову о том, что император повелел незамедлительно учредить совещание с чрезвычайными полномочиями под председательством главы Военного министерства «для успеш-

ного развития поставки снарядов, орудий, патронов и ружей»32.

14(27) и 18(31) мая 1915 года под председательством Сухомлинова с участием председателя Госдумы и ещё трёх думцев, представителей Военного, Морского министерств и частной промышленности прошли первое и второе заседания нового органа под названием «Особое совещание, образованное по Высочайшему повелению, по усилению артиллерийского снабжения действующей армии»33. Вскоре круг рассматривавшихся проблем расширили, и с третьего заседания 23 мая (5 июня) новый орган действовал под изменённым названием: «Особое совещание, образованное по Высочайшему повелению, по усилению снабжения действующей армии главнейшими видами довольствия»34. В его заседаниях наряду с перечисленными ранее участвовали представители Министерства финансов и Государственного контроля. На четвёртом 27 мая (9 июня), пятом 1(14) июня, шестом 6(19) июня заседаниях35 к прежним участникам присоединился представитель Министерства торговли и промышленности.

Проект Положения об Особом совещании, представленный Сухомлиновым, император утвердил 7(20) июня 1915 года36. Расширение сферы его деятельности отразило изменённое название. Особое совещание для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения получило исключительный статус, зафиксированный положением о нём: «Особое совещание подчиняется непосредственно верховной власти. Никакое правительственное место или лицо не дает Особому совещанию предписаний и не может требовать от него отчетов. Особое совещание подвергается ответственности не иначе, как по усмотрению государя императора»37.

Состав Особого совещания под председательством военного министра, получившего чрезвычайные права, указывал, что оно создавалось как орган взаимодействия законодателей и ведомств между собой, а также с промышленностью и общественностью: председатель Госдумы и 4 члена Госсовета, 4 думца, представители министерств — Военного, Морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности, Госконтроля и 4 — торговли и промышленности38.

Создание Особого совещания во главе с Сухомлиновым ещё больше обострило противоречия между ним и Верховным главнокомандующим, стремившимся подчинить себе тыл армии. Великий князь Николай Николаевич добился отставки Сухомлинова и назначения при поддержке думской оппозиции генерала от инфантерии А.А. Поливанова управляющим Военным министерством, с 10 сентября 1915 года — военным министром, возглавившим Особое совещание39.

17(30) августа император утвердил одобренный Госдумой и Госсоветом Закон об особых совещаниях40 (ОС), который гласил: «Во изменение и дополнение подлежащих узаконений на время настоящей войны установить прилагаемые при сем Положения: 1) об Особом совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (ОСО, сокращённо именовалось

Заседание Совета рабочей и крестьянской обороны в 1918 году

Художник П.П. Фомин

Особым совещанием по обороне государства.

— Прим. авт.); 2) об Особом совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государствен-

ных и общественных учреждений и предприятий,

работающих для целей государственной обороны

(ОСОТОП. — Прим. авт.); 3) об Особом совещании для обсуждения и объединения мероприятий по

продовольственному делу и 4) об Особом совеща-

нии для обсуждения и объединения мероприятий

по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов»41. Так была создана система экстраординарных координационных органов под председательством соответствующих министров: ОСО

— военного, ОСОТОП — торговли и промышленности, ОС по перевозкам — путей сообщения. ОС по

продовольственному делу возглавил главноуправляющий землеустройством и земледелием (позже — министр земледелия)42. Ещё одно Особое совещание — по устройству беженцев (ОСОБЕЖ, председатель — министр внутренних дел) было учреждено 30 августа (12 сентября)43.

Статус четырёх особых совещаний, закреплённый 17(30) августа 1915 года положением о каждом из них, отчасти повторил упомянутую ранее формулировку положения о предшественнике ОСО от 7(20) июня и подчеркнул их высший над-ведомственный уровень: «Особое совещание есть высшее государственное установление. Никакое правительственное место или лицо не дает Особому совещанию предписаний и не может требовать от него отчета»44.

В состав Особого совещания по обороне государства в соответствии с положением о нём входили председатели и по 9 членов Госсовета и Госдумы, по одному назначенному по согласованию с военным министром представителю министерств

— Морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности, Госконтроля, 5 представителей Военного министерства, представители

Всероссийских земского и городского союзов (по одному от каждого «по избранию их комитетов») и 4 представителя Центрального военно-промышленного комитета «по его избранию»45. Возглавляли ОСО военные министры генералы от инфантерии А.А. Поливанов (до 15 марта 1916 г.), Д.С. Шуваев (до 3 января 1917 г.), М.А. Беляев (до

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

конца февраля 1917 г.), военный и морской министр Временного правительства А.И. Гучков (со 2 марта по 5 мая 1917 г.), инженер, политический деятель П.И. Пальчинский (с 1 июня по 25 октября 1917 г.)46.

К предметам ведения Особого совещания по обороне государства были отнесены:

«1) высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снабжения армии и флота;

2) содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существующих;

3) распределение необходимых, в видах снабжения армии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и

4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов»47.

За ОСО была законодательно закреплена роль чрезвычайного надведомственного органа и созданы условия для эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам обороны. Его председатель получил преимущественное влияние на деятельность ОС по перевозкам, продовольствию и топливу, председатели которых должны были информировать его о своих решениях. Председатель ОСО мог приостановить их выполнение48. Он также получил право требовать от всех правительственных учреждений и должностных лиц содействия в выполнении возложенных на ОСО задач, от частных промышленных и транспортных предприятий и лиц — принятия и преимущественного выполнения заказов и предоставления сведений, налагать секвестр и назначать управляющих секвестрированными предприятиями, отстранять членов правлений, управляющих, директоров казённых и частных предприятий, изготовлявших предметы снабжения армии, флота, и назначать вместо них других лиц, проводить реквизиции и проверки силами уполномоченных, требовать преимущественных

Государственный Комитет Обороны

Художник В.П. Ефанов

перевозок грузов, временно закрывать предприятия, не имевшие военного значения и не выполнявшие военные заказы, устанавливать размеры зарплаты на предприятиях, работавших на военные нужды. Военным и гражданским властям было вменено в обязанность безотлагательно выполнять решения председателя ОСО, относившиеся к предметам его ведения49.

В структуру ОСО входили комиссии, комитеты, а также исполнительные органы на местах при местных уполномоченных председателя ОСО — заводские совещания (Петроградское, Ревельское, Московское, Нижегородское, Уральское, Киевское, Екатеринославское, Ростовское, Харьковское, Одесское, Кавказское и Сибирское). Они контролировали и координировали работу предприятий, выполнявших военные заказы, налаживали их сотрудничество и кооперацию. Местными исполнительными органами ОСО были также районные эвакуационные и рек-визиционно-оценочные комиссии50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В числе действовавших в составе ОСО были комиссии: подготовительная по артиллерийским вопросам; наблюдательная с функциями надзора за исполнением военных заказов; эвакуационная, содействовавшая возобновлению работы эвакуированных предприятий; по пересмотру норм санитарного и медицинского снабжения армии; по обеспечению рабочей силой обслуживавших оборону предприятий; подготовительная по авиационным вопросам. 17(30) декабря 1915 года был создан Комитет по делам металлургической промышленности под председательством генерала от инфантерии А.З. Мышлаевского. В него вошли представители частных железных дорог, Земского союза и Союза городов, организаций предприни-мателей51.

Вскоре после Октябрьской революции Совет народных комиссаров (СНК) 11(24) декабря 1917 года принял постановление о составе и функциях ОСО. Его председателем стал народный комиссар по военным делам52. 20 декабря (2 января 1918 г.) ОСО было переименовано в Совещание по финансированию53, ему поручались «ликвидация заказов на оборону или уменьшение их по соображениям государственной пользы и связанная с этим демобилизация заводов и перевод их на производство мирного времени»54. 26 января (2 февраля) 1918 года совещание было ликвидировано55.

Деятельность Особого совещания по обороне государства резко и во многом справедливо критиковали исследователи. На её эффективность негативно влияли борьба политических сил и кризис государственного управления. Но в целом ОСО обеспечило военно-экономическую мобилизацию промышленности и расширение военно-промышленного потенциала страны56. Структуру Особого совещания по обороне государства можно рассматривать как прообраз системы региональных и территориальных органов военно-экономической мобилизации промышленности и управления ею в интересах обороны государства в условиях войны. Опыт военно-экономической мобилизации, перевода отраслей хозяйства страны на военные рельсы, накопленный чрезвычайными и другими органами власти Российской империи, был использован в последующем.

Из работников расформированных органов Особого совещания по обороне государства создали Военно-хозяйственный совет (ВХС) при коллегии Наркомата по военным делам. Он стал совещательным органом для обсуждения и объединения хозяйственных мероприятий по военному ведомству и продолжил порученную ОСО работу по демобилизации промышленности57. Но вскоре Гражданская война и иностранная военная интервенция заставили создавать чрезвычайные высшие и местные органы.

Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 30 ноября 1918 года был создан Совет рабочей и крестьянской обороны (СРКО). Этот чрезвычайный высший военно-хозяйственный орган Советского государства обладал всей полнотой власти по вопросам мобилизации сил и средств в интересах его защиты, контролировал деятельность Реввоенсовета Республики (РВСР) и других военных органов страны, координировал работу советских, хозяйственных, военных и общественных организаций, издавал обязательные для всех постановления58. Словом, стал центральным органом межведомственного взаимодействия с управленческими функциями и широкими властными полномочиями. Это указано в постановлении ВЦИК о его создании: «Совету обороны предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. Для всех ведомств и учреждений центральных и местных, для всех граждан постановления Совета обороны безусловно обязательны»59.

Взаимоотношения СРКО с правительством (Совнаркомом) определялись тем, что Совет рабочей и крестьянской обороны возглавлял председатель СНК, в него входили все члены правительства. Поэтому СРКО фактически стал постоянно действующим военно-хозяйственным комитетом Совнаркома.

С ослаблением военной опасности, позволившим начать перевод экономики на мирные рельсы, 7 апреля 1920 года решением ВЦИК СРКО был преобразован в Совет обороны и труда, с 14 апреля — Совет труда и обороны (СТО). Положением о нём, которое утвердил VIII Всероссийский съезд советов рабочих крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов в декабре 1920 года, определено, что СТО действует на правах комиссии Совнаркома. В Совет труда и обороны вошли: на правах председателя СТО — председатель СНК, на правах его членов — наркомы по военным делам, ВСНХ, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, Рабоче-крестьянской инспекции и представитель Всероссийского центрального совета профсоюзов. С совещательным голосом — глава Центрального статистического управления. Было определено, что СТО «принадлежит согласование и усиление деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства». Для выполнения возложенной на него задачи СТО «издаёт постановления, распоряжения, инструкции и принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого её выполнения, в частности, устанавливает единый хозяйственный план РСФСР, представляет его на

утверждение ВЦИК, направляет работы экономических народных комиссариатов сообразно этому плану, наблюдает за его осуществлением и устанавливает в случае необходимости изъятия из этого плана. Для всех ведомств и учреждений центральных и местных постановления Совета труда и обороны безусловно обязательны»60. ВЦИК и СНК были вправе отменять постановления и решения СТО или приостанавливать их выполнение.

Постановлением СНК СССР от 17 июля 1923 года был образован СТО СССР. Наряду с широчайшим кругом других направлений работы он координировал и корректировал хозяйственную и финансовую деятельность наркоматов и ведомств, включая расходы на военные нужды и деятельность силовых структур, принимал меры по улучшению обороны страны и военного дела. Был упразднён постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 года, ряд функций СТО переданы Экономическому совету при СНК СССР, а касавшиеся мобилизационной подготовки промышленности — Комитету обороны (КО) при СНК СССР, созданному в том же году на базе Комиссии обороны при Совнаркоме СССР по постановлениям ЦК ВКП(б) от 27 апреля и СНК СССР от 28 апреля61.

В 1938 году при КО создали центральный орган государственного управления военно-промышленным комплексом в СССР — Военно-промышленную комиссию. Главной её задачей была подготовка промышленности для «полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и ВМФ средств вооружения»62. В 1940 году на Комитет обороны возложили разработку мобилизационных планов для народного хозяйства. Он и Военно-промышленная комиссия были упразднены после нападения Германии на СССР с созданием Государственного комитета обороны (ГКО).

30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР совместным постановлением о создании ГКО признали необходимым: «Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороны»63. И обязали всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять его решения и распоряжения.

В ГКО без освобождения от других постов в СНК СССР, наркоматах и ЦК ВКП(б) вошли глава советского правительства, секретарь ЦК ВКП(б), Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР (с 8 августа 1941 г.) и нарком обороны СССР (с 19 июля 1941 г.) И.В. Сталин (председатель ГКО); зампредседателя (с 16 августа 1942 г. первый зампредседателя) Совнаркома, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов (зампредседателя ГКО); зампредседателя СНК Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов; зампредседателя СНК, нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности Л.П. Берия и секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков. В феврале 1942 года в ГКО дополнительно были введены первый зампредседателя СНК Н.А. Вознесенский, заместители председателя СНК — нарком внешней торговли СССР А.И. Микоян и нарком путей сообщения СССР Л.М. Каганович, в ноябре 1944 года вместо

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Ворошилова — замнаркома обороны СССР генерал армии Н.А. Булганин, в феврале 1945 года — нарком ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов64.

Государственный комитет обороны как высший чрезвычайный надпартийный и надведомствен-ный государственный орган власти и управления с неограниченными полномочиями занял ведущее место в системе органов стратегического руководства страной и Вооружёнными силами СССР. Его созданием началась организационно-структурная и функциональная адаптация органов власти к работе в условиях войны65. Прообразом ГКО послужил Совет рабочей и крестьянской обороны периода Гражданской войны. ГКО руководил деятельностью всех государственных ведомств и учреждений, перестройкой экономики на военный лад и мобилизацией ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства, проводил реорганизацию госаппарата, центральных органов военного управления, определял задачи военной экономики и концентрировал усилия государственных, партийных и хозяйственных органов на их выполнении, вводил и отменял осадное положение, руководил обеспечением Вооружённых сил кадрами, вооружением, техникой, имуществом и продовольствием, принимал меры к укреплению правопорядка в стране и дисциплины в армии, восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, принимал решения о создании на территории СССР иностранных военных формирований, закупке техники, вооружения, другого имущества за рубежом и др. Стратегическое руководство вооружённой борьбой ГКО осуществлял через Ставку Верховного Главнокомандования. При ней в мае 1942 года по решению ГКО были созданы Центральный и местные штабы партизанского движения. Во многих городах прифронтовой полосы действовали местные чрезвычайные органы — городские комитеты обороны66.

Решения ГКО вступали в силу немедленно и выполнялись через аппараты ЦК ВКП(б), СНК СССР, наркоматы и уполномоченных ГКО. Наркоматы обороны и ВМФ, их управления были рабочими органами ГКО. Деятельность членов ГКО обеспечивали рабочие группы. Руководитель рабочей группы был заместителем члена ГКО. Наряду с этим для каждого члена ГКО с 1942 года была введена должность заместителя по контролю над выполнением постановлений ГКО в порученной отрасли. Члены ГКО тесно контактировали с наркоматами отраслей, которые курировали. При ГКО действовали различные комитеты, комиссии, советы, группы, бюро. Для контроля работы ряда наркоматов и отраслей в декабре 1942 года было образовано Оперативное бюро ГКО. К работе в комитетах ГКО, управлениях СНК СССР и наркоматах были привлечены крупнейшие учёные, некоторые назначены заместителями наркомов. В сентябре 1941 года президиум Академии наук СССР создал координационный центр для решения оборонных и народно-хозяйственных проблем67.

Всего за время своей деятельности ГКО принял около 10 тыс. нормативных правовых актов, которые имели силу законов военного времени. Созданный с началом войны механизм управления обеспечил достижение Великой Победы. После

разгрома Германии и Японии указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 года ГКО был упразднён.

7 февраля 1955 года постановлением Президиума ЦК КПСС был создан постоянно действовавший совещательный орган — Совет обороны Союза ССР под председательством первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. В него вошли председатель Совета министров СССР Маршал Советского Союза Н.А. Булганин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов, первый зампредседателя Совмина Л.М. Каганович, министр иностранных дел В.М. Молотов, министр обороны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, первый заместитель министра обороны Маршал Советского Союза А.М. Василевский68. В работе Совета обороны предусматривалось обязательное участие всех членов Президиума ЦК КПСС. На его заседания приглашали руководителей государственных органов и организаций, других лиц, имевших отношение к обсуждавшимся вопросам. Рабочим органом Совета обороны был Генеральный штаб Вооружённых сил СССР, ответственным секретарём — заместитель начальника Генштаба — начальник Главного оперативного управления Генштаба (с февраля 1979 г. — заместитель начальника Генштаба)69.

Совет обороны действовал на основе положения о нём, а также совместных решений ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР, занимался разработкой военной политики, вопросов военного строительства, экономического обеспечения обороны СССР, координировал все мероприятия государства по вопросам обороны и мобилизации. На него возлагалось руководство выполнением программ по укреплению обороны страны, её военного потенциала и мобилизационной готовности. Решения Совета обороны в зависимости от значимости оформлялись как решения Политбюро ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета министров СССР или как совместные70.

7 февраля 1955 года постановлением Президиума ЦК КПСС одновременно с Советом обороны СССР при нём был создан совещательный орган — Военный совет71 под председательством министра обороны, в который входили начальник Генерального штаба, главнокомандующие видами и командующие родами войск, военными округами и флотами, начальники некоторых главных управлений Минобороны. В октябре 1957 года в его состав был введён начальник Главного политуправления СА и ВМФ. В ноябре того же года Военный совет был преобразован в Главный военный совет при Совете обороны, в него введены все члены и кандидаты в члены Президиума ЦК КПСС.

Военный совет, затем Главный военный совет рассматривали и решали вопросы развития и строительства видов Вооружённых сил и родов войск, боевой и мобилизационной готовности, боевой и политической подготовки, воинской дисциплины, подготовки, расстановки руководящих кадров и др.72

В апреле 1958 года решением Президиума ЦК КПСС при Совете обороны был образован специальный Военный научно-технический комитет. Он

_П.А. ЖИРКОВ, М.Н. ОСИПЕНКОВ.

занимался вопросами мобилизации и обеспечения выполнения планов и заданий Совета обороны по производству вооружения и военной техники (упразднён в январе 1983 г.)73.

Конституцией СССР 1977 года образование Совета обороны и утверждение его состава было отнесено к прерогативе Президиума Верховного Совета СССР74.

Совет обороны СССР возглавляли: Н.С. Хрущёв (февраль 1955 — ноябрь 1964 г.), Л.И. Брежнев (ноябрь 1964 — ноябрь 1982 г.), Ю.В. Андропов (ноябрь 1982 — февраль 1984 г.), К.У. Черненко (февраль 1984 — март 1985 г.), М.С. Горбачёв (март 1985 — март 1991 г.). В 1991 году он был преобразован в Совет обороны при Президенте СССР и в декабре упразднён в связи с распадом Советского Союза75.

Межведомственным взаимодействием оборонных отраслей занималась созданная в декабре 1957 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР Комиссия Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам (с 1985 г. Госкомиссия Совмина СССР по военно-промышленным вопросам, с 1991 г. Комиссия Кабинета министров СССР по военно-промышленным вопросам). Ликвидирована в 1991 году76.

На основании Закона СССР от 26 декабря 1990 года был создан совещательный орган при Президенте СССР — Совет Безопасности СССР. По Закону СССР от 5 сентября 1991 года он был упразднён и образован Госсовет СССР, упразднённый 26 декабря того же года77.

Указом Президента России № 1102 от 25 июля 1996 года был образован Совет обороны РФ. Упразднён 3 марта 1998 года Указом Президента РФ № 22078.

Современная система отечественных органов, причастных к межведомственному взаимодействию, — ёмкая тема, требующая отдельного освещения, поэтому ограничимся краткими упоминаниями некоторых из них.

Совет Безопасности РФ образован Указом Президента России от 3 июня 1992 года № 54779. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности» от 28 декабря 2010 года он «является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий»80 в сфере безопасности. Оборонными проблемами занимается Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности под председательством начальника Генерального штаба Вооружённых сил РФ — первого заместителя министра обороны России81.

Государственный совет РФ образован Указом Президента России от 1 сентября 2000 года № 160282. Новый статус этого органа закреплён Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном совете Российской Федерации». Он является конституционным государственным органом, формируемым Президентом РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства»83.

В

и

«Сосредоточить всю полноту власти...»• Яч

Президент России В.В. Путин проводит заседание Совета Безопасности РФ, на котором обсуждаются перспективы развития Вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, на период до 2030 г. Московская обл., Ново-Огарёво. 22 ноября 2019 г.

В 1999 году создана Комиссия Правительства

РФ по военно-промышленным вопросам, с марта 2006 года — Военно-промышленная комиссия

при Правительстве РФ84. Указом Президента РФ от 10 сентября 2014 года № 62785 она упразднена, образованы постоянно действующая Военно-про-

мышленная комиссия РФ под председательством

главы государства и в качестве постоянно действу-

ющего органа при Правительстве РФ — коллегия

комиссии, координирующая деятельность феде-

ральных органов исполнительной власти по соот-

ветствующим вопросам86.

Министерство обороны в соответствии с положением о нём, утверждённым Указом Президента

РФ от 16 августа 2004 года № 1082, организует

взаимодействие в области обороны с федераль-

ными и региональными органами государствен-

ной власти, органами местного самоуправления и организациями87. В этой работе активно участвует

Национальный центр управления обороной РФ, предназначенный «для обеспечения централизованного боевого управления Вооружёнными Силами Российской Федерации; обеспечения управления повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота; сбора, обобщения и анализа информации по военно-политической обстановке в мире, на стратегических направлениях и по общественно-политической обстановке в Российской Федерации в мирное и военное время». В число его основных задач входит обеспечение указанной информацией руководства Минобороны, а также «информационное обеспечение работы руководящих должностных лиц государства и Министерства обороны при проведении мероприятий в ситуационном центре Министерства обороны»88. Как рассказал начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник

М.Е. Мизинцев в докладе на VI межведомственной научно-практической конференции «Развитие системы межведомственного взаимодействия в

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

области обороны в 2020 году», Министерство обороны России последовательно реализует идеологию развития межведомственного взаимодействия, которая определена министром обороны РФ в 2013 году, служит укреплению обороноспособности России и её позиций на международной арене, обеспечению мобилизационной готовности государства и Вооружённых сил РФ, а также способствует эффективному участию армии и флота в решении широкого круга проблем страны и её граждан в социальной, экономической, гуманитарной и научной сферах. Межведомственное взаимодействие помогает развивать медицину и бороться с инфекциями — от тифа до COVID-19, ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осваивать Арктику и Заполярье, эффективно развивать оборонно-промышленный комплекс и совершенствовать инфраструктуру регионов, укрепляя оборону, которая является ключевым элементом обеспечения суверенитета России во всех сферах89.

Анализ отечественного опыта межведомственного взаимодействия в оборонной сфере показывает: им в периоды крупномасштабных войн прошлого столетия в нашей стране занимались специально созданные органы с чрезвычайными правами. Кульминацией развития этого опыта стали создание и деятельность в годы Великой Отечественной войны высшего чрезвычайного государственного органа с неограниченными полномочиями — Государственного комитета обороны. Он обеспечил организационно-структурную и функциональную адаптацию органов власти к работе в условиях войны, перестройку всех сфер жизни на военный лад, эффективное стратегическое руководство страной и её Вооружёнными силами. После окончания крупномасштабных войн чрезвычайные органы упраздняли. Создававшиеся в мирное время межведомственные органы, причастные к оборонным проблемам, не обладали полномочиями чрезвычайных структур военных лет. Наиболее важные меры укрепления обороны оформлялись решениями высших органов власти. Их выполняли министерства и ведомства, сотрудничая друг с другом. В наши дни отечественный опыт межведомственного взаимодействия в сфере обороны обогатился новыми подходами, формами и методами, отвечающими современным реалиям.

Военная доктрина РФ, утверждённая Президентом России 25 декабря 2014 года, требует постоянного улучшения межведомственного взаимодействия в оборонной сфере: «В строительстве и развитии Вооружённых Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости... совершенствования взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооружённых Сил, другими войсками и органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекаемыми к организации обороны»90.

Указанная в Военной доктрине РФ необходимость постоянного совершенствования взаимодействия органов военного управления с феде-

ральными, региональными структурами власти и органами местного самоуправления повышает актуальность исследования истории сотрудничества ведомств в оборонной сфере и использования опыта и уроков прошлого в поиске путей решения современных задач.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Путь, в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах, Русском государстве (не ранее XII — середина XVI вв.) три социально-экономических явления. Одно из них — отрасль хозяйства, территория, на которой осуществлялась хозяйственная деятельность, и ведомство, управлявшее отраслью и в административно-судебном отношении населением. См.: Путь // Большая российская энциклопедия: электронная версия (БРЭ ЭВ): https://bigenc.ru.

2 Казна, одно из ведомств княжеского управления в русских княжествах в XIV — середине XV в., одно из центральных ведомств Русского государства, России во второй половине XV — начале XVIII в. В княжествах Северо-Восточной Руси в середине XIV — середине XV в. казна контролировала сбор налогов, таможенных пошлин, денежных, натуральных взиманий и выплаты. См.: Казна // БРЭ ЭВ.

3 Дворцы, центральные ведомства в Московском великом княжестве и Русском государстве в середине XV—XVI в. См.: Дворцы // БРЭ ЭВ.

4 Приказв1, органв1 центрального управления в России в конце XV — первой четверти XVIII в. См.: Приказы // БРЭ ЭВ.

5 Коллегии, в Российской империи в XVIII — начале XIX в. центральные учреждения, основанные на коллегиальном принципе управления. Коллежская система — принятое в историографии название совокупности государственных учреждений XVIII в. Включала высшие органы — Сенат, Верховный тайный совет и др., многочисленные центральные и местные госучреждения. См.: Коллегии // БРЭ ЭВ; Коллежская система // Там же.

6 Подробнее см: Министерская реформа 1802 // БРЭ ЭВ.

7 См.: Министерство // БРЭ ЭВ; Общее учреждение министерств // Там же.

8 Манифест 8 сентября 1802 г. года «Об учреждении министерств» // Журналы Комитета министров. Царствование императора Александра I. 1802—1826 гг. (ЖКМ) Т. I. 1802—1810 гг. СПб.: Типография В. Безобразова и К°, 1888. С. 1, 2. Национальная электронная библиотека: https://rusneb.ru.

9 Военная коллегия // БРЭ ЭВ.

10 Адмиралтейств-коллегия // Там же.

11 Комитет министров // Там же.

12 Там же.

13 Обозрение главнейших предметов, заслушанных в Комитете министров с 1802 по 1810 гг. // ЖКМ. Т. I. С. 66—71.

14 Там же.

15 Подробнее см.: Совет министров // БРЭ ЭВ.

16 Непременный совет, распространённое в историографии наименование законосовещательного органа при императоре Александре I. Существовал наряду с действовавшим тайно Негласным комитетом. Образован указами Александра I от 26 марта (7 апреля) и 30 марта (11 апреля) 1801 г. вместо Совета при Высочайшем дворе. С 1802 г. в него входили все министры. См.: Непременный совет // БРЭ ЭВ.

17 См.: Государственный совет // Там же.

18 См.: Там же; Манифест 17 октября 1905 г. // Там же; Основные государственные законы 1906 // Там же.

19 См.: Совет государственной обороны // Там же.

20 Утверждено Положение о Совете государственной обороны. 21 июня 1905 г. // Президентская библиотека: https://www. prlib.ru.

21 Положение о Совете государственной обороны // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е в 48 т. Т. XXV. Отделение 1. 1905 г. СПб., 1908. С. 440. Интернет-ресурс: https://runivers.ru.

22 Там же.

23 Там же.

24 Положение о начальнике Генерального штаба // Там же. С. 556.

25 Положение о Совете государственной обороны // Там же. С.440.

26 Совет государственной обороны // БРЭ ЭВ.

27 Подробнее см.: Алексеев Т.В. «Ничто не должно отвлекать мысли, волю и силы от единой теперь цели — прогнать врага из наших пределов» // Воен.-истор. журнал. 2017. № 2. С. 23.

28 Журналы Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (ЖОСО). 1915 год. М., 1975. С. VIII.

29 Подробнее см.: Емелина М.А. Кризис верховного главнокомандования и «бунт министров» летом 1915 года // Воен.-истор. журнал. 2019. № 2. С. 14—23.

30 Алексеев Т.В. Указ. соч. С. 23, 24.

31 Там же. С. 24.

32 ЖОСО. С. 537.

33 Там же. С. 1—12.

34 Там же. С. 13—21.

35 Там же. С. 22—45.

36 Положение об Особом совещании для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения // Там же. С. 527.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Там же.

38 Там же.

39 Бей Е.В., Снегова Ю.В. Генерал от инфантерии А.А. Поливанов: девять месяцев во главе военного министерства // Во-ен.-истор. журнал. 2016. № 10. С. 65.

40 Закон об учреждении особых совещаний для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства, по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны, по продовольственному делу и по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов. См.: Закон об особых совещаниях. М.: Городская типография, 1915. С. 1. Интернет-ресурс: http://elib.shpl.ru.

41 Там же. С. 2.

42 Подробнее см.: Особые совещания // БРЭ ЭВ; Алексеев Т.В. Указ. соч. С. 24; СидоровА.Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М.: Наука, 1973. С. 90—93.

43 Подробнее см.: Особые совещания // БРЭ ЭВ.

44 См.: Закон об особых совещаниях. С. 3, 9, 15, 21.

45 См.: ЖОСО. С. 531, 532. Закон об особых совещаниях. С. 3.

46 Алексеев Т.В. Указ. соч. С. 25.

47 ЖОСО. С. 531; Закон об особых совещаниях. С. 2, 3.

48 Особые совещания // БРЭ ЭВ.

49 ЖОСО. С. 532—534; Закон об особых совещаниях. С. 5—7.

50 См.: ЖОСО. С. 252, 591, 592; Особые совещания // БРЭ ЭВ; Алексеев Т.В. Указ. соч. С. 25.

51 Особые совещания // БРЭ ЭВ.

52 Постановление об Особом совещании по обороне. 11(24) декабря 1917 г. // Интернет-ресурс: http://www.hist.msu.ru.

53 Особые совещания // БРЭ ЭВ.

54 Постановление ВСНХ РСФСР ОТ 20 декабря 1917 г. о переименовании Особого совещания по обороне в Совещание по финансированию и о функциях этого совещания // Интернет-ресурс: http://www.alppp.ru/law.

55 Особые совещания // БРЭ ЭВ; Протоколы заседаний Президиума ВСНХ за 1918—1926 гг. // Интернет-ресурс: https:// istmat.info.

56 Особые совещания // Военная энциклопедия (ВЭ) в 8 т. Т. 6. М.: Воениздат, 2002. С. 173.

57 Советское военно-промышленное производство 1918— 1926: сб. док. М.: Новый хронограф. 2005. С. 43, 44.

58 Совет рабочей и крестьянской обороны // БРЭ ЭВ.

59 Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов «Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 1279, 1280. Интернет-ресурс: https://istmat.info.

60 VIII Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов: стенографический отчёт (22—29 декабря 1920 г.). М.: Гос. изд-во, 1921. С. 281, 282. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

61 См.: Комитет обороны при СНК СССР // Интернет-ресурс: http://www.rkka.ru.

62 Военно-промышленная комиссия // БРЭ ЭВ.

63 Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР о создании Государственного комитета обороны СССР. 30 июня 1941 г. // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1317. Л. 19, 20. Интернет-ресурс: http://raritety.rusarchives.ru.

64 Государственный Комитет Обороны в системе чрезвычайных органов стратегического руководства страной и Вооружёнными Силами // Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 11. М.: Кучково поле, 2015. С. 92—95.

65 Подробнее см.: Там же. С. 91—157.

66 См.: Там же; Государственный Комитет Обороны // ВЭ. Т. 2. М.: Воениздат, 1994. С. 467, 468.

67 Там же.

68 Постановление Президиума ЦК КПСС «О создании Совета Обороны Союза ССР». 7 февраля 1955 г. // Интернет-ресурс: https://www. alexanderyakovlev.org.

69 Совет обороны СССР // ВЭ. Т. 7. М.: Воениздат, 2003. С. 537.

70 Там же.

71 Постановление Президиума ЦК КПСС «О создании Военного Совета при Совете Обороны Союза ССР». 7 февраля 1955 г. // Интернет-ресурс: https://www.alexanderyakovlev.org.

72 Совет обороны СССР // ВЭ. Т. 7. С. 537.

73 Там же.

74 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Интернет-ресурс: https://constitution.garant.ru.

75 Совет обороны СССР // ВЭ. Т. 7. С. 537.

76 Подробнее см.: Военно-промышленная комиссия // БРЭ ЭВ.

77 См.: Совет Безопасности СССР // Там же.

78 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1102 «О Совете обороны Российской Федерации» // Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru.

79 Подробнее см.: Совет Безопасности Российской Федерации. История создания, правовой статус, структура и основные направления деятельности // Официальный сайт Совета Безопасности РФ: http://www.scrf.gov.ru.

80 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 9 ноября 2020 г.) «О безопасности» // Интернет-ресурс: http:// www.consultant.ru.

81 Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности // Официальный сайт Совета Безопасности РФ: http:// www.scrf.gov.ru; Состав Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности по должностям // Там же.

82 Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» // Интернет-ресурс: https://base.garant.ru.

83 Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации». 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ // Интернет-ресурс: http://publication.pravo.gov.ru.

84 Подробнее см.: Военно-промышленная комиссия // БРЭ ЭВ.

85 Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. № 627 «О Военно-промышленной комиссии Российской Федерации» // Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru.

86 Там же.

87 Положение о Министерстве обороны Российской Федерации // Интернет-ресурс: https://base.garant.ru.

88 Национальный центр управления обороной Российской Федерации // Интернет-портал Минобороны РФ: https:// structure.mil.ru.

89 Подробнее см.: Тезисы выступления начальника Национального центра управления обороной РФ генерал-полковника Михаила Мизинцева на VI межведомственной научно-практической конференции «Развитие системы межведомственного взаимодействия в области обороны в 2020 году». 20 ноября 2020 г. // Интернет-портал Минобороны РФ: https://function.mil.ru.

90 Военная доктрина Российской Федерации // Официальный сайт Совета Безопасности РФ: http://www.scrf.gov.ru/. ■

Иллюстрации с сайтов: prlib.ru; glazunov-academy. ru; visualrian. ru;

history.sgu.ru; kremlin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.