Научная статья на тему 'Реформирование системы центральных органов управления Советскими Вооруженными силами в 1945-1953 гг'

Реформирование системы центральных органов управления Советскими Вооруженными силами в 1945-1953 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1048
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МИНИСТЕРСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР / ВОЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО СССР / ВОЕННО-МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО СССР / ADMINISTRATION OF ARMED FORCES / CENTRAL BODIES OF ADMINISTRATION OF ARMED FORCES / MILITARY BUILDING / MINISTRY OF ARMED FORCES USSR / DEFENSE MINISTRY USSR / MILITARY-NAVAL MINISTRY USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аракелова Марина Петровна, Кондратенко Сергей Юрьевич

Целью данной статьи является анализ преобразований и изменений в системе управления Вооруженными силами Советского Союза в первые послевоенные годы. На основе архивных и опубликованных документов и материалов авторы рассматривают структуру центральных органов управления Вооруженными силами СССР, сложившуюся в ходе реформ 1946 и 1950 гг. Анализируется влияние изменений концепции развития армии и флота на ход и результаты преобразований в системе руководства Советскими Вооруженными силами. Освещается взаимодействие министерств и ведомств в сфере военного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аракелова Марина Петровна, Кондратенко Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming of the military administration system in Soviet Armed Forces in 1945-1953

The purpose of this article is to study the changes occurred in the Soviet Armed forces in the first postwar years. On the basis of official records and publications authors study the structure of military administration of Soviet Armed forces devised during the reforms in 1946 and 1950. Authors analyse the impact of changes in the concept of army and navy development on the course and results of transformations in system of military administration Soviet Armed forces. Moreover, authors offer a detailed approach to the interaction between ministries and departments in the domain of the military administration.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы центральных органов управления Советскими Вооруженными силами в 1945-1953 гг»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 3

ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

М . П . Аракелова, С . Ю . Кондратенко

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКИМИ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ В 1945-1953 гг.

Целью данной статьи является анализ преобразований и изменений в системе управления Вооруженными силами Советского Союза в первые послевоенные годы. На основе архивных и опубликованных документов и материалов авторы рассматривают структуру центральных органов управления Вооруженными силами СССР, сложившуюся в ходе реформ 1946 и 1950 гг. Анализируется влияние изменений концепции развития армии и флота на ход и результаты преобразований в системе руководства Советскими Вооруженными силами. Освещается взаимодействие министерств и ведомств в сфере военного управления.

Ключевые слова. Управление Вооруженными силами, центральные органы управления Вооруженными силами, военное строительство, Министерство Вооруженных сил СССР, Военное министерство СССР, Военно-морское министерство СССР.

The purpose of this article is to study the changes occurred in the Soviet Armed forces in the first postwar years. On the basis of official records and publications authors study the structure of military administration of Soviet Armed forces devised during the reforms in 1946 and 1950. Authors analyse the impact of changes in the concept of army and navy development on the course and results of transformations in system of military administration Soviet Armed forces. Moreover, authors offer a detailed approach to the interaction between ministries and departments in the domain of the military administration.

Key words. Administration of Armed Forces, central bodies of administration of Armed Forces, military building, Ministry of Armed forces USSR, Defense Ministry USSR, Military-naval ministry USSR.

Одним из наиболее важных направлений военного строительства государства является совершенствование системы военного управле-

Аракелова Марина Петровна — доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

Кондратенко Сергей Юрьевич — аспирант кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

ния, способной эффективно осуществлять руководство Вооруженными силами как в мирное, так и в военное время. В связи с этим научный интерес представляет реформирование центральных органов управления Вооруженными силами СССР, осуществленное после окончания Второй мировой войны. Суть преобразований состояла в ликвидации или изменении структур, функционировавших в период войны, и формировании аппарата управления в условиях мирного времени. Данный опыт актуален и в наши дни в связи с продолжающимся реформированием Российской Армии.

Целью статьи является анализ преобразований и изменений в системе управления Вооруженными силами Советского Союза, сложившейся в первые послевоенные годы.

После окончания Великой Отечественной войны и ликвидации 4 сентября 1945 г. чрезвычайных органов управления Государственного Комитета Обороны и Ставки Верховного Главнокомандования возникла необходимость разработки планов развития Вооруженных сил в новых условиях с учетом опыта минувшей войны.

Ввиду особой важности вопросов строительства армии и флота они подверглись всестороннему обсуждению в январе и феврале 1946 г. на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б). По итогам его работы руководством страны была намечена широкая программа практических мероприятий по реализации военной политики государства, законодательно закрепленных в Законе о пятилетнем плане, принятом сессией Верховного Совета СССР в марте 1946 г. Первостепенной задачей было объявлено перевооружение советских Вооруженных сил новейшими образцами вооружения и военной техники. Прежде всего правительством принимались меры в области разработки собственного ядерного оружия, реактивной авиации и переоснащения Военно-морского флота, в связи с чем 27 ноября 1945 г. был принят десятилетний план военного кораблестроения, направленный на создание мощного океанского флота. Таким образом, формировалась концепция гармоничного развития всех видов Вооруженных сил на основе достижений научно-технического прогресса и опыта Великой Отечественной войны.

Специальная комиссия, созданная Политбюро, выработала план организационной перестройки и дальнейшего укрепления Вооруженных сил1. Важная роль в этой программе отводилась реорганизации центрального аппарата военного управления.

25 февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Народный Комиссариат Обороны СССР был преобразован в Народный Комиссариат Вооруженных сил СССР2, а Народный Комисса-

1 Советские Вооруженные Силы. История строительства. М., 1978. С. 373.

2 Ведомости Верховного Совета СССР. 3 марта 1946 г.

риат Военно-морского флота СССР был упразднен3. 15 марта 1946 г. наркомат переименован в Министерство Вооруженных сил СССР4. Как отмечал исследователь И.Ф. Побежимов, данное решение было полностью основано на опыте Великой Отечественной войны и отвечало задачам дальнейшего строительства Вооруженных сил. По его словам, «это преобразование вытекает из опыта минувшей войны и знаменует новый этап в организационном строительстве Вооруженных сил СССР. Оно направлено на дальнейшее укрепление военной мощи Советского государства. Опыт Второй мировой войны и особенно Великой Отечественной войны показал, какое огромное значение имеет единство действий сухопутных сил, флота и авиации, какую огромную роль играет тесное взаимодействие всех родов оружия на суше, на море и в воздухе. Объединение сухопутных войск, Военно-морского флота и Военно-воздушного флота в едином Министерстве Вооруженных сил СССР способствует дальнейшему укреплению единства и сплоченности всех родов советского оружия, наиболее полному и всестороннему изучению опыта войны»5. В редакционной статье в газете «Правда» от 27 февраля 1946 г., посвященной 28-й годовщине образования Красной Армии, отмечалось: «Это решение является новым этапом в организационном строительстве и укреплении Вооруженных сил нашей страны, охраняющих мир и безопасность народов СССР»6.

На объединенное министерство были возложены следующие функции: разработка перспективных планов строительства армии и флота; руководство боевой и политической подготовкой личного состава; совершенствование организации войск, вооружения, боевой техники; руководство высшим военным образованием командных кадров Вооруженных сил; оперативное использование армии и флота в мирное и военное время; обеспечение всеми видами материальных средств войск, военно-учебных заведений и учреждений; проведение призыва на военную службу и ряд других вопросов, связанных с обеспечением обороноспособности государства7.

Руководство имевшимися на тот момент видами Вооруженных сил — Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами и Военно-морскими силами — возлагалось на формируемые в министерстве главные командования. В целях обеспечения тесного взаимодействия между ними главнокомандующие, начальник Генерального штаба и начальник

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 3 марта 1946 г.

4 Ведомости Верховного Совета СССР. 28 марта 1946 г.

5 Побежимов И.Ф. Краткий очерк истории устройства Вооруженных сил Союза ССР. М., 1949. С. 136—137.

6 Правда. 27 февраля 1946 г.

7 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22. Л. 241—242.

тыла Советской Армии8 одновременно стали заместителями Министра Вооруженных сил СССР9. Командующие родами войск и начальники специальных войск подчинялись соответствующим главнокомандующим видами Вооруженных сил или непосредственно министру. Так, в июне 1946 г. воздушно-десантные войска были выведены из состава ВВС и напрямую подчинены Министру Вооруженных сил10.

Министром Вооруженных сил стал Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин11; Главнокомандующим Сухопутными войсками был назначен Маршал Советского Союза Г.К. Жуков; Главнокомандующим Военно-воздушными силами — генерал-полковник авиации К.А. Вершинин; Главнокомандующим Военно-морскими силами — Адмирал флота Н.Г. Кузнецов; начальником Генерального штаба — Маршал Советского Союза A.M. Василевский; начальником тыла Вооруженных сил СССР — генерал армии А.В. Хрулев12; Главным инспектором Вооруженных сил СССР — Маршал Советского Союза Л.А. Говоров.

Главнокомандующие видами Вооруженных сил несли полную ответственность за постоянную боевую готовность, боевую и оперативную подготовку, мобилизационное развертывание, материальное обеспечение, техническое оснащение и своевременное выполнение боевых задач, возложенных на данный вид Вооруженных сил. Главнокомандующие имели право издавать приказы и директивы, относящиеся к виду Вооруженных сил; утверждали наставления и руководства для него; определя -ли направления развития оружия и техники и осуществляли контроль за ходом их разработки промышленными, научно-исследовательскими и конструкторскими организациями; присваивали воинские звания; увольняли в запас и отставку и назначали на должность лиц офицерского состава в соответствии с установленной номенклатурой13.

При главнокомандующих видами Вооруженных сил в качестве совещательных органов были учреждены военные советы, а при министерстве — Высший военный совет, в состав которого вошли члены Политбюро ЦК партии, видные военачальники14.

Главные инспекции видов Вооруженных сил были объединены в Главную инспекцию Вооруженных сил СССР, на которую были возложены обязанности проведения проверок подготовки войск и состояния их боевой готовности.

8 25 февраля 1946 г. Красная Армия была переименована в Советскую Армию.

9 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22. Л. 243.

10 КПСС и строительство советских Вооруженных сил 1917—1964 гг. / Под общ. ред. Н.М. Киряева. М., 1965. С. 346.

11 Ведомости Верховного Совета СССР. 3 марта 1946 г.

12 Правда. 22 марта 1946 г.

13 Советская военная энциклопедия. Т. 2. М., 1979. С. 564—565.

14 См.: БабаковА.А. Вооруженные силы СССР после войны (1945—1986 гг.): История строительства. М., 1987. С. 50.

По решению Политбюро образовывалось единое для армии и флота Главное политическое управление, работавшее на правах отдела ЦК ВКП(б), а в видах Вооруженных сил — политические управления15. В составе Главного политического управления были сформированы управления (пропаганды и агитации, организационно-партийной работы, кадров) и отделы (комсомольской работы, военно-социологических исследований и другие).

Особая роль в развитии Советских Вооруженных сил отводилась Генеральному штабу, которому после окончания Великой Отечественной войны вернули ряд прежних функций и возложили новые. В частности, в структуру Генштаба вернули управления военной связи, военных сообщений и разведки, передали аппараты начальника химических войск и начальника инженерных войск. По мнению исследователя А.А. Кокошина, данные нововведения чрезмерно перегружали начальника Генштаба, отвлекая его от важнейшей аналитической и прогностической работы, от организации соответствующих исследований и разработок16.

Ведущее место в структуре Вооруженных сил СССР занимали Сухопутные войска, доля которых в общей численности армии и флота составляла более 80%. В связи с этим, по мнению автора, необходимо более подробно остановиться на структуре и функциях Главного командования Сухопутных войск, сформированного 23 марта 1946 г. приказом начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

На Главное командование Сухопутных войск были возложены задачи, связанные с сокращением Сухопутных войск, организацией их плановой боевой и политической подготовки, расквартированием и обустройством в местах постоянной дислокации, оснащением новым вооружением и военной техникой, переводом на более приемлемые для

17

мирного времени штаты и ряд других1'.

В состав Главного командования сухопутных войск входил Главный штаб, включавший управления: оперативное; организационно-штатное; укомплектования и учета; планирования вооружения и снабжения Сухопутных войск; службы Сухопутных войск; всеобщего военного обучения с редакцией газеты «Военное обучение»; по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава и пенсионному обеспечению их семей. Кроме того, в состав Главного штаба входили шифровальный отдел и общий отдел. Также структура Главного штаба включала в себя отдельные управления: заместителя главнокомандующего по боевой подготовке сухопутных войск; кадров; политическое;

15 Советские Вооруженные силы. История строительства. М, 1978. С. 389.

16 См.: КокошинА.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М., 2003. С. 237.

17 См.: КормильцевН.В. Главное командование сухопутных войск: история и современность // Военно-исторический журнал. 2005. № 7. С. 3.

командующего артиллерией Сухопутных войск; командующего бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск; командующего кавалерией Сухопутных войск; начальника инженерных войск Сухопутных войск; начальника химических войск; начальника войск связи; командующего противовоздушной обороной страны18.

Таким образом, анализ документов и материалов свидетельствует, что реформирование центральных органов управления Вооруженными силами СССР в 1945—1946 гг. привело к созданию единого централизованного министерства, координировавшего развитие и тесное взаимодействие трех основных видов Вооруженных сил (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морские силы) через соответствующие главные командования. Данные преобразования основывались на опыте Великой Отечественной войны и соответствовали задачам послевоенного совершенствования организационного и технического управления войсками.

Для эффективной реализации военной политики государства необходимо было объединение усилий всех министерств и ведомств, отвечающих за оборону страны. С этой целью в структуре советского правительства в послевоенный период предпринимались попытки создания координирующего органа, отвечающего за безопасность государства.

6 сентября 1945 г. вместо Бюро СНК СССР и Оперативного бюро ГКО были созданы два оперативных Бюро СНК СССР. Одно из них занималось вопросами работы наркоматов обороны и Военно-морского флота, сельского хозяйства, торговли и финансов, а также комитетов и управлений при Совнаркоме СССР, другое — вопросами работы промышленных наркоматов и железнодорожного транспорта19. На них возлагались подготовка и представление на рассмотрение председателя СНК СССР проектов решений по народнохозяйственному

плану, а также по отдельным важным вопросам, требующим решения

20

правительства20.

Такая структура усложнила управление военной сферой, так как координация деятельности наркоматов обороны и Военно-морского флота осуществлялась в отрыве от оборонной промышленности и пересекалась с работой гражданских наркоматов, что не обеспечивало формирование целостной военной политики государства.

20 марта 1946 г. вместо двух Оперативных бюро СНК СССР было образовано единое Бюро Совета Министров СССР в составе заместителей председателя Совета Министров СССР. Председателем Бюро

18 Там же. С. 3.

19 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) 6 сентября 1945 года / Сталин И.В. Соч.: Т. 15. М., 1997. С. 244.

20 См.: Макаров П.В. Эволюция органов управления военной сферой Советского государства в послевоенный период // Военно-исторический журнал. 2008. № 1. С. 17.

был назначен Л.П. Берия, а его заместителями Н.А. Вознесенский и А.Н. Косыгин21.

Единый орган, объединяющий деятельность всех ведомств в интересах обороны, вновь не был создан, но была предпринята попытка распределения координирующих функций между Председателем и заместителями Председателя Совета Министров СССР.

28 марта 1946 г. было принято Постановление Правительства, распределяющее обязанности между Председателем и заместителями Председателя Совета Министров по наблюдению за работой министерств, комитетов и главных управлений. Л.П. Берия осуществлял наблюдение за работой министерств внутренних дел и государственной безопасности, Н.А. Вознесенский — министерств авиационной промышленности, судостроения, строительства военных и военно-морских предприятий, К.Е. Ворошилов — Осоавиахима22, И.В. Сталин — министерства вооружения23. Таким образом, в новой структуре правительства управление оборонной сферой было распределено между заместителями Председателя, которые, кроме того, курировали и ряд гражданских ведомств, что отрицательно сказывалось на реализации правительством планов военного строительства.

8 февраля 1947 г. при Совете Министров СССР образовали восемь бюро, на которые было возложено решение текущих вопросов работы подведомственных им министерств и ведомств, а также подготовка и представление на рассмотрение Бюро Совета Министров проектов решений по важнейшим вопросам работы соответствующих отраслей управления. Председателями этих бюро являлись заместители Председателя Совета Министров. Очередная реорганизация правительства не привела к созданию структуры, на которую было бы возложено руководство работой всех ведомств, имеющих отношение к обороне страны. Ряд ведомств, относящихся к обеспечению безопасности государства, не вошли в подчинение ни одного бюро. Руководство работой министерств госбезопасности и Вооруженных сил сосредоточивалось в Политбюро ЦК ВКП(б).

Постепенно на роль куратора оборонных ведомств был выдвинут Н.А. Булганин, который с марта 1947 г. являлся заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно министром Вооруженных сил. 24 марта 1949 г. Н.А. Булганин был освобожден от обязанностей министра Вооруженных сил в связи с переводом его в Бюро Совета Министров на общегосударственную работу. На него был возложен контроль за работой Министерства финансов, а также за

21 Там же. С. 17.

22 Осоавиахим — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР.

23 См.: Макаров П.В. Указ. соч. С. 17.

деятельностью комитетов при Совмине СССР по реактивной технике и радиолокации. 26 марта того же года ему было поручено наблюдение за работой министерств авиационной промышленности и вооружения, изъятых из ведения Бюро по машиностроению и судостроению. Контроль за Министерством Вооруженных сил возлагался на И.В. Сталина. Однако уже 25 апреля 1949 г. курировать это ведомство было поручено Н.А. Булганину, при этом он освобождался от наблюдения за работой Министерства финансов.

По мнению исследователя П.В. Макарова, разрастание полномочий одного лица (Н.А. Булганина) лишь частично решало проблему координации деятельности оборонных ведомств, особенно в условиях существования огромного числа вопросов межведомственного характера24. В связи с этим была необходима особая организационная структура в составе Совета Министров СССР, которая координировала бы деятельность всех уполномоченных лиц в области обороны страны и имела свой аппарат для решения возникавших организационных вопросов.

К концу 1940-х гг. в связи с началом практической реализации десятилетнего плана военного кораблестроения изменилась и концепция развития Вооруженных сил СССР: от гармоничного совершенствования всех видов Вооруженных сил перешли к параллельному развитию Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, с одной стороны, и Военно-морского флота — с другой. В связи с чем была подготовлена новая реформа центральных органов военного управления.

Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1950 г., Министерство Вооруженных сил СССР переименовывалось в Военное министерство СССР и из него выделялись Военно-морские силы, для управления которыми образовывалось общесоюзное Военно-морское министерство25. Военно-морским министром назначался адмирал И.С. Юмашев26.

Можно согласиться с мнением исследователя А.А. Кокошина, который считает, что данное решение было ошибочным, так как оно не согласовывалось с общемировой тенденцией к интеграции всех видов Вооруженных сил, которой требовал и опыт Второй мировой войны27.

В структуре Военного министерства СССР произошли следующие изменения. Прежде всего было ликвидировано Главное командование Сухопутных войск. Как отмечалось в Постановлении Совета Министров СССР от 26 марта 1950 г., основным мотивом его расформирования была «необходимость устранения параллелизма в работе, исключения дубли-

24 См.: Макаров П.В. Указ. соч. С. 18.

25 Ведомости Верховного Совета СССР. 15 марта 1950 г.

26 Там же.

27 См.: КокошинА.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М., 2003. С. 232.

рующих органов, повышения оперативности в управлении, усиления централизации управления Вооруженными Силами»28.

С апреля 1950 г. по март 1953 г. общее руководство Сухопутными войсками осуществлял военный министр СССР Маршал Советского Союза A.M. Василевский, которому непосредственно подчинялись командующие родами войск и начальники специальных войск. Функции управлений (отделов) Главного штаба Сухопутных войск были переданы соответствующим управлениям (отделам) Генерального штаба Вооруженных сил СССР29.

Главное политическое управление Вооруженных сил СССР было разделено на Главное политическое управление Советской Армии (ГлавПУ СА) и Главное политическое управление Военно-морского флота (ГлавПУ ВМФ).

Бывшее Главное командование Военно-морскими силами было преобразовано в Военно-морское министерство и организационно состояло из Морского Генерального штаба; Главного политического управления Военно-морского флота; Главного управления Военно-воздушных сил ВМФ; Управления боевой подготовки; Управления подводного плавания; Управления береговой обороны; Управления противовоздушной обороны; Инженерного управления; Финансового управления и др. Всего центральный аппарат ВММ состоял из 2 главных управлений, 29 управлений, 20 отделов и 5 служб и комиссий30.

Высший военный совет стал функционировать при Совете министров СССР во главе с Председателем Совета министров И.В. Сталиным. В министерствах были созданы Главные военные советы во главе с соответствующими министрами.

Разделение единого Министерства Вооруженных сил СССР на союзно-республиканское Военное министерство СССР и общесоюзное Военно-морское министерство СССР существенно усложнило управление Советскими Вооруженными силами, их финансирование, разработку планов военно-технического развития. В этой связи усилилась роль координирующих органов в структуре Совета Министров СССР.

16 февраля 1951 г. было принято решение о создании Бюро по военно-промышленным и военным вопросам при Совете Министров СССР. На него возлагалось руководство работой Министерства авиационной промышленности, Министерства вооружения, Военного министерства и Военно-морского министерства. Председателем Бюро стал Н.А. Булганин, а его членами — министры вышеперечисленных

28 Кормильцев Н.В. Указ. соч. С. 4.

29 Там же.

30 См.: Костев Г.Г. Военно-морской флот страны (1945—1995). Взлеты и падения. СПб., 1999. С. 23.

министерств: М.В. Хруничев, Д.Ф. Устинов, A.M. Василевский и И.С. Юмашев31.

Таким образом, решение вопросов строительства Вооруженных сил и развития оборонной промышленности возлагалось на единый орган управления, что повышало оперативность работы центрального военного аппарата. Вместе с тем, по мнению исследователя П.В. Макарова, в организации бюро имелся ряд недостатков: не был введен в указанное бюро в качестве члена К.Е. Ворошилов, на которого возлагалось руководство работой добровольных обществ содействия Советской Армии (ДОСАРМ), Военно-Морского Флота (ДОСФЛОТ) и авиации (ДОСАВ), ряд промышленных министерств, имеющих оборонные предприятия, прежде всего Министерство судостроения, но в его аппарате была налажена работа по взаимодействию с этими ведомствами в вопросах производства вооружения и военной техники32. Ограничены были и полномочия этого органа. Он не принимал окончательных решений, а лишь готовил предложения, которые, как правило, представлялись на рассмотрение Бюро Президиума Совета Министров СССР.

Аппарат созданного бюро состоял из авиационной группы, группы вооружения, группы Военного министерства, группы Военно-морского министерства, группы судостроительной промышленности, группы по радиолокации и группы по реактивной технике33. Ввиду большого объема вопросов оборонного характера, которые необходимо было решать на правительственном уровне, аппарат Бюро по военно-промышленным и военным вопросам оказался перегружен работой. Так, по состоянию на 21 марта 1952 г. в группах находилось в процессе подготовки 662 вопроса, не считая вопросов, находящихся на рассмотрении у членов бюро. При этом 246 вопросов рассматривались больше месяца34.

Осенью 1952 г. было решено передать на более высокий уровень рассмотрение вопросов военной сферы Советского государства, сделав их прерогативой высших партийных органов (с одновременным упразднением правительственного Бюро по военно-промышленным и военным вопросам). 18 октября 1952 г. было принято решение о создании постоянной Комиссии по вопросам обороны при Президиуме ЦК КПСС в составе Н.А. Булганина (председатель), Л.П. Берия, A.M. Василевского, К.Е. Ворошилова, Г.П. Громова, С.Е. Захарова, Л.М. Кагановича, Н.Г. Кузнецова, В.А. Малышева, М.Г. Первухина, М.З. Сабурова и Л.И. Брежнева.

Комиссия состояла из секретариата, аппарата и технического секретариата. Всего в составе структурных подразделений комиссии насчи-

31 Макаров П.В. Указ. Соч. С. 18.

32 Там же.

33 Там же.

34 Там же.

тывалось 18 ответственных и 31 технический работник. При этом штат технических работников был рассчитан на работу в «две смены». Секретари комиссии вели каждый свои вопросы: один организовывал работу секретариата и курировал военное министерство, другой вел вопросы Военно-Морского министерства, третий — вопросы промышленности. Всего состоялось 11 заседаний комиссии. На них рассматривались мобилизационные планы, планы развития оборонной промышленности, принимались решения о проверке состояния архивов и особо важных документов в Военном и Военно-морском министерствах и др.35

27 октября 1952 г. был образован секретариат Комиссии по вопросам обороны в составе трех человек: Г.П. Громова, С.Е. Захарова и Н.Н. Алексеева.

10 ноября 1952 г. Н.А. Булганин был освобожден от работы в правительстве (где являлся членом Бюро Президиума и Президиума Совмина СССР), чтобы сосредоточиться на работе в постоянной Комиссии по вопросам обороны при Президиуме ЦК КПСС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом анализ документов и материалов свидетельствует, что Комиссия по вопросам обороны при высшем партийном органе являлась компетентным органом, соответствовавшим своему предназначению.

Таким образом, в первые послевоенные годы были проведены две реформы центральных органов управления Вооруженными силами. В 1946 г. было образовано единое Министерство Вооруженных сил СССР, объединившее управление основными видами Вооруженных сил — Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами и Военно-морскими силами. Для наибольшей эффективности реализации планов военного строительства предпринимались попытки образования в структуре Совета Министров СССР единого органа, курировавшего все министерства и ведомства, связанные с обеспечением обороноспособности государства. Данные организационные мероприятия привели, в свою очередь, к наделению одного из заместителей Председателя Совета Министров СССР полномочиями контролировать все министерства и ведомства, деятельность которых была связана с обороной страны. В связи с началом реализации программы создания большого океанского флота в 1950 г. единое Министерство Вооруженных сил СССР было разделено на два независимых — Военное и Военно-морское, что не учитывало опыта Великой Отечественной войны, требовавшего интеграции всех видов Вооруженных Сил в едином органе управления. В связи с этим усилилась необходимость координации деятельности министерств и ведомств, направленной на обеспечение обороноспособности государства, что в свою очередь привело к образованию Бюро по военно-промышленным и военным вопросам при Совете Министров СССР и постоянной Комиссии по вопросам обороны при Президиуме ЦК КПСС.

35 См.: Макаров П.В. Указ. соч. С. 18.

Данные преобразования центральных органов военного управления, по мнению авторов статьи, были связаны с поиском наиболее оптимальной концепции развития Вооруженных сил СССР. Первоначально предполагалось осуществлять гармоничное развитие всех видов Вооруженных сил на основе достижений научно-технического прогресса и опыта Великой Отечественной войны, в связи с чем управление ими было сосредоточено в объединенном оборонном министерстве. С 1950 г. стала осуществляться концепция параллельного развития Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, с одной стороны, и Военно-морского флота — с другой. Реализация данной программы не только не учитывала опыта Второй мировой войны, требующего координации и взаимодействия всех видов и родов Вооруженных сил, но и усложнила управление ими в связи с разделением единого министерства, перераспределением финансирования и корректировкой планов военно-технического развития. Через три года концепция развития Советских Вооруженных сил была вновь изменена, что привело к воссозданию 15 марта 1953 г. единого Министерства обороны СССР.

Список литературы

1. Бабаков А.А. Вооруженные силы СССР после войны (1945—1986 гг.): История строительства. М., 1987.

2. Ведомости Верховного Совета СССР. 3 марта 1946 г.

3. Ведомости Верховного Совета СССР. 28 марта 1946 г.

4. Ведомости Верховного Совета СССР. 15 марта 1950 г.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22.

6. Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М., 2003.

7. Кормильцев Н.В. Главное командование сухопутных войск: история и современность // Военно-исторический журнал. 2005. № 7.

8. Костев Г.Г. Военно-морской флот страны (1945—1995). Взлеты и падения. СПб., 1999.

9. КПСС и строительство советских вооруженных сил 1917—1964 гг. / Ред. Н.М. Киряев. М., 1965.

10. Макаров П.В. Эволюция органов управления военной сферой Советского государства в послевоенный период / / Военно-исторический журнал. 2008. № 1.

11. Побежимов И. Ф. Краткий очерк истории устройства Вооруженных сил Союза ССР. М., 1949.

12. Правда. 1946. 27 февраля.

13. Правда. 1946. 22 марта.

14. Советская военная энциклопедия. Т. 2. М., 1979.

15. Советские Вооруженные силы. История строительства. М., 1978.

16. Сталин И.В. Собр. соч. Т 15. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.